- Делаем макро объектив своими руками
- Что такое юстировка объектива и как определить, что она нужна?
- Что это такое?
- Когда проводить?
- Что необходимо?
- Как юстировать?
- Как протестировать объектив перед покупкой: алгоритм действий
- 1. Внешний вид
- 1.1. Потертости и царапины
- 1.2. Следы удара (падения)
- 1.3. Был ли в ремонте?
- 2. Состояние стекол
- 3. Механика
- 4. Работа электроники
- 5. Тесты
- 5.1. Проверка объектива на бэк-фокус (фронт-фокус)
- 5.2. Оцениваем оптические характеристики
Делаем макро объектив своими руками
Сделать макро объектив своими руками захочет любой фотолюбитель, если сходит магазин фото техники и посмотрит сколько такая фото техника стоит на самом деле.
А стоят макро объективы действительно дорого. Допустим, вы снимаете исключительно для себя, в качестве хобби, и подобный узкоспециализированный объектив вам понадобится в единичных случаях. Что делать в данной ситуации? Конечно, можно закрыть глаза на цену и приобрести этот злосчастный макро объектив с отличными техническими характеристиками. Однако, ваш кошелек станет тоньше на достаточно круглую сумму. Как быть, если денег не хватает, но очень хочется? Тогда, можно пойти в фото магазин, но уже приобретать макро конвертер. Стоят эти устройства тоже не мало, но цель будет достигнута.
Итак, вы передумали идти в магазин и хотите максимально сэкономить и сделать макро объектив своими руками? Вот несколько способов:
Выход первый и самый простой: свинчиваем ваш штатный объектив с фото камеры, разворачиваем его задом наперед, прикладываем к байнету и при помощи возвратно-поступательных движений фокусируемся на объекте съемки. Делаем контрольный спуск. И готово. Конечно, держать и камеру и объектив не совсем удобно. Но если немного помучиться, что-нибудь обязательно получится. У меня на подоконнике стояла банка с водой (фотография А) и я решил сфотографировать пузырьки воздуха на ее стенках. Получилась фотография Б. Фотография В сделана по тому же принципу. Стоит сказать, что в фото магазинах продаются специальные переходные кольца, которые навинчиваются на объектив и позволяют зафиксировать его на камере задом на перед. Если есть желание, можете поинтересоваться.
Фотография А. Банка с водой. Canon 550d, 1/500, f/5.6, ISO 6400, объектив 18-55 kit
Источник
Что такое юстировка объектива и как определить, что она нужна?
Фотообъектив – сложное оптико-механическое устройство. Его элементы настроены с микронной точностью. Поэтому малейшее изменение физических параметров объектива приводит к ухудшению качества кадра при фотографировании. Давайте разберемся, что такое юстировка объектива и как определить, что она нужна?
Что это такое?
В состав современного объектива входят линзы (до десяти и больше), сферические зеркала, элементы крепления и управления, электронные системы. Для примера показан сменный объектив Nikon. Сложность устройства с необходимостью ведёт к возможным многочисленным отклонениям в его работе от принятых стандартов.
Можно выделить три основные группы таких нарушений:
- повреждение или смещение оптики;
- поломка механических деталей;
- сбой электроники.
Обычно фотограф сам определяет порог работоспособности своего объектива. В то же время имеются определённые общие требования к качеству кадра: по всей его площади не должно быть геометрических искажений, градиентов разрешения или резкости, аберраций (цветные окаёмки объектов). Электронные схемы обычно управляют автофокусом и диафрагмой объектива, стабилизацией изображения. Соответственно, и сбои в работе проявляются в виде потери чёткости, резкости, других дефектов.
Юстировка объектива, процесс точной настройки и согласования в работе всех составных его частей, достаточно сложен: требует от исполнителя определённых навыков, необходимых приборов и устройств.
Например, обязательно наличие коллиматора, микроскопа, другого точного оборудования. Настроить оптику самостоятельно, вне стен специальной мастерской, мало возможно. Это же относится к ремонту механики объектива: диафрагмы, колец, внутренних креплений.
В домашней мастерской мы можем устранить простейшие дефекты: убрать пыль с доступных линз, настроить сбившиеся бэк- или фронт-фокусы, наконец, определить, нуждается ли наш объектив в профессиональной настройке.
Когда проводить?
Итак, проводить юстировку следует в тех случаях, когда кадры или их части потеряли былое качество.
Причины нарушения юстировки многообразны:
- может быть заводской брак;
- за время эксплуатации появляются зазоры, люфты;
- физическое воздействие на объектив.
Определить факт нарушения юстировки объектива можно по следующим признакам:
- размывается изображение в области фокуса;
- неравномерная резкость по площади кадра;
- появляется хроматическая аберрация (радужные полосы по краям объектов);
- не фокусируется на бесконечность;
- механика фокусировки нарушилась;
- возникает дисторсия (для широкоугольных камер).
Чаще всего юстировка требуется при потере фокуса:
- вообще нет – не фокусируется ни на чём;
- фокусировка несимметрична – одна сторона кадра в фокусе, другая – нет;
- фокус находится не там, где надо.
Ухудшение чёткости кадра и хроматические аберрации – это признаки механического смещения оптических элементов объектива. Они устраняются в специальных сервисах.
Что необходимо?
В первом случае для проведения юстировки, то есть тестирования объектива, необходимы одна из двух специальных мишеней и таблица резкости. Распечатываем мишень с крестиком на лист бумаги, клеим его на картон, вырезаем ножницами квадраты, как показано на рисунке. Квадратик с крестиком отгибаем на 45 градусов, другой – для устойчивости листа.
При юстировке объектив фотоаппарата должен быть направлен строго перпендикулярно к плоскости крестика. Если необходимо, печатаем вторую тестовую мишень.
Кладём лист с мишенью на ровную поверхность, фотокамеру устанавливаем таким образом, чтобы ось объектива проходила через центр чёрной линии посередине мишени под углом 45 градусов.
И, наконец, таблица для проверки резкости.
Во втором случае используем ДОК-станцию, USB-dock. Её можно приобрести в интернет-магазине вместе с ПО. Делает возможной самостоятельную юстировку объектива.
Как юстировать?
В домашних условиях сделать глубокую юстировку практически невозможно. С помощью приведённых выше мишеней и таблицы можно лишь определить степень функциональности данного объектива.
Последовательность действий примерно такова:
- фотоаппарат по возможности фиксируется;
- включается приоритет диафрагмы;
- диафрагма максимально открытая;
- фокус на жирный крестик или центральную линию;
- произвести несколько снимков с предельными значениями диафрагмы;
- проанализировать снимки на экране фотоаппарата.
Таким образом, можно определить наличие бэк-фронт фокусов.
Для проверки резкости объектива, используя таблицу, делают так:
- диафрагма максимально открытая;
- короткая выдержка.
Снимки загружаем в компьютер. Если резкость таблицы по всей площади, включая края, приемлемая и однородная – объектив настроен правильно. В противном случае воспользуйтесь встроенной функцией Live Veiw, если она присутствует, или несите его в сервисный центр.
Док-станция устраняет фронт-бэк фокусы, может обновить прошивку объектива. Важно приобрести (порядка 3-5 тыс. рублей) станцию с подходящим байонетом и скачать необходимые программы для работы.
Особенности использования этого устройства при юстировке следующие:
- дневное освещение (для правильной работы автофокуса);
- два штатива – для камеры и мишени;
- готовые мишени (рассмотрены выше);
- для измерения расстояний – рулетка или сантиметр;
- диафрагма максимально открыта, выдержка-2 сек.;
- карта памяти SD (пустая);
- заглушка для объективного отверстия на корпусе камеры;
- чистое помещение – чтобы не загрязнить оптику и матрицу (при частой пересадке объектива).
Подключаем Док-станцию к компьютеру, устанавливаем ПО, читаем инструкции. В этом случае юстировка производится внутренней электроникой объектива с помощью утилит док-станции.
Порядок работы примерно следующий:
- измеряем расстояние от целевой метки на мишени;
- фокусируемся на неё;
- снимаем объектив, заглушкой закрываем отверстие в камере;
- навинчиваем его на док-станцию;
- в утилите станции вносим поправки;
- в прошивку объектива записываем новые данные;
- переносим его на камеру, сравниваем с предыдущим шагом.
Обычно хватает 1-3 итераций для правильной фокусировки на данной дистанции.
Расстояния отмеряем, начиная с 0.3 м, 0.4/0.6/1.2 м и так далее. После проведения юстировки во всём диапазоне расстояний желательно сделать контрольную серию снимков, просматривая их не на компьютере, а на экране фотоаппарата. В самом конце делаем снимок ровной поверхности, например, потолка на предмет запыленности оптики. Итак, мы показали, что своими руками можно многое сделать даже в области точной оптики.
Про юстировку объектива смотрите далее.
Источник
Как протестировать объектив перед покупкой: алгоритм действий
Как протестировать объектив перед покупкой? Таким вопросом задаются те, кому важна техническая сторона фотографии и это не обязательно профи! Фотолюбителю, купившему цифровую зеркалку для «творчества» и освоившему китовый объектив, уже хочется большего: более «светлые» линзы (с большей светосилой), более резкие, с хорошим «рисунком» и т. п. И конечно же приобретенная оптика должна соответствовать своей цене!
Но, как показывает практика, качество объективов может сильно варьироваться от экземпляра к экземпляру. При этом «цифра» более требовательна к оптике чем пленка. Возникает вопрос: как выбрать лучший экземпляр, без бэк-фокуса, резкий, без «мыльных» краев?
С другой стороны начинающему фотографу не всегда по карману покупка нового объектива — как альтернатива поход в комиссионный магазин. На что обратить внимание при проверке б/у оптики? Попробуем разобраться в этих вопросах.
1. Внешний вид
Начинаем проверку с внешнего осмотра (в первую очередь актуально при покупке б/у объектива).
1.1. Потертости и царапины
Если на клеммах есть царапины, значит объектив уже одевали на камеру. По величине царапин можно косвенно судить о том, как часто линза использовалась.
Однако даже чистые клеммы еще ни о чем не говорят, ведь объектив могли никогда не снимать с камеры (если он, например, единственный). Поэтому смотрим дальше: по потертостям и царапинам на кольцах зумирования и байонете также можно судить о «свежести» объектива.
1.2. Следы удара (падения)
Выясняем: не роняли ли объектив? Проверяем, есть ли на корпусе следы падения: вмятины на металлических частях, трещины на пластмассовых и т. п. Падение может привести к смещению оптических элементов, что сделает объектив не годным. Если объектив слегка потрясти, то эти самые элементы (линзы) не должны цокать. В некоторых моделях допускается небольшое «пластиково-металлическое» громыхание, которое обычно издает привод авто-фокуса.
1.3. Был ли в ремонте?
Царапины на винтах могут свидетельствовать о том, что объектив разбирался (был в ремонте). Ремонт в специализированном сервисе не так страшен, хуже, если в оптике ковырялись дилетанты. Осмотрите винты — сорванные и погнутые шлицы говорят о неквалифицированном ремонте.
2. Состояние стекол
Осмотрите стекла на наличие царапин и сколов. Если поднести объектив поближе к лампе (практически вплотную), то можно увидеть внутри пыль, ворсинки, пузырьки и т. п. Чтобы лучше рассмотреть все это «добро», расположите объектив под углом к свету, чтобы за ним образовался темный фон.
Обычно небольшое количество пыли и крохотных пузырьков допустимо. Мне не удалось найти допуски для Canon, Nikon и другой импортной оптики, но вот, что написано в инструкции для отечественного «зенитовского» объектива Юпитер-21М: «на поверхности оптических деталей государственными стандартами допускается наличие следующих незначительных дефектов: царапин шириной не более 0,02 мм на каждой поверхности линзы и суммарной длиной не более двух световых диаметров, точек диаметром до 0,3 мм в количестве не более 5 штук, небольшое количество пылинок и ворсинок ваты длиной не более 3 мм и числом не более двух на весь объектив».
На практике наличие царапин и пузырьков на передней линзе практически не влияет на качество изображения, но может оказывать психологическое воздействие, особенно при покупке дорогостоящей оптики. А вот царапины и пузырьки на задней линзе — это плохо! Тут правильно простое — чем дефекты ближе к матрице, тем большее влияние они оказывают на изображение!
Примечание: если вы внутри оптического блока заметили пыль, то расстраиваться не стоит. Так или иначе она появляется в любом объективе… со временем, даже если это хорошо прорезиненная оптика высокого класса.
3. Механика
Кольца зумирования и фокусировки должны вращаться плавно, без скрипа и заедания, но и не слишком свободно, чтобы фокусировка не сбивалась. Выдвинув «хобот» (выдвигающуюся часть) объектива до упора следует слегка покачать его — чем меньше люфт, тем лучше.
Если объектив направить вертикально вверх/вниз, то двигающийся оптический блок не должен смещаться из выбранного положения (зумирования/фокусировки) под действием силы тяжести (в некоторых моделях телезумов для предотвращения этого делают специальный фиксатор).
Обратите внимание на байонет — установленный объектив должен жестко сидеть на камере (не должно быть сильных люфтов).
4. Работа электроники
- работу автофокуса в автоматическом (AF) и ручном (MF) режиме (подтверждение фокусировки);
- работу диафрагмы — воспользуйтесь кнопкой предварительного просмотра глубины резкости (DOF Preview);
- работу вспышки — для тех объективов, которые сообщают дистанцию фокусировки и камера умеет это использовать. Речь идет о системе E-TTL II: объект съемки должен быть одинаково освещен вспышкой на разных расстояниях.
Объектив лучше проверять на той камере, на которой он будет использоваться. Бывает, что объектив не состыковывается с «тушкой» и тогда при включении фотоаппарата выдается ошибка (такое, например, было замечено с объективом EF 50/1.8 на 300D).
5. Тесты
Самый лучший тест для объектива — это его использование по назначению с последующим просмотром отснятого материала. То есть если вы планируете снимать «пейзаж», то нужно выйти на улицу и сделать снимок, чтобы в кадр попало много мелких деталей. Потом на компьютере просмотреть отснятое на предмет мыла, хроматических аберраций, дисторсии и т. п. Если объектив нужен для «портрета», то навестись, например, на глаза или лицо, а затем по снимкам оценить точность фокусировки, резкость, боке и так далее в таком духе.
Если же такой возможности нет, то можно попросить в магазине выделить немного места для следующих простых тестов.
5.1. Проверка объектива на бэк-фокус (фронт-фокус)
Понятие бэк-фокус (back-focus, от англ. «back» — задний) означает, что при наведении на точку фокусировки объектив промахнулся назад — глубина резкости (ГРИП) сместилась назад. При фронт-фокусе (front-focus, от англ. «front» — передний) соответственно промах произошел вперед, ГРИП сместилась вперед.
Для тестирования объектива на бэк-фокус используем специальную шкалу с мишенью. Ее несложно изготовить своими руками: распечатать на лазерном принтере, наклеить на плотный картон и сделать прорези для устойчивости. Скачать шкалу можно здесь (разрешение 300 dpi, размер 24×15 см).
Шкала с мишенью для тестирования автофокуса
Отгибаем уголок примерно на 45° и устанавливаем шкалу на стол. Для удобства под мишень можно поставить распорку в виде квадрата со стороной 46 мм (его можно вырезать из картона, он как раз будет соответствовать углу 45°).
Камера на столе или на штативе. Устанавливаем баланс белого (WB) по листу бумаги, покадровый режим автофокусировки (One-Shot). Для теста подойдет режим приоритета диафрагмы (Av) с экспокоррекцией (обычно EV +1,3 … +1,5). Снимки делаем на максимально открытой диафрагме (если объектив «мягок», то можно прикрыть диафрагму: например, для полтинника вместо 1,4 использовать 2,8). Если на объективе есть стабилизатор изображения (IS), то отключаем его. Выбираем в фотоаппарате центральную точку фокусировки и направляем камеру так, чтобы плоскость фокусировочной мишени была перпендикулярна оптической оси объектива.
Дистанция до мишени должна быть выбрана таким образом, чтобы в кадр попали деления шкалы — по ним оцениваем точность работы автофокуса. Фокусировочная метка в видоискателе не должна выходить за пределы мишени с некоторым запасом. Запас по размеру должен быть такой, как и сама метка. Дело в том, что фактически блоки сенсоров автофокуса несколько больше чем обозначены меткой в видоискателе (информация для камер Canon и Nikon, для других камер данных нет). Если более контрастная деталь окажется за пределами метки (на рис. обозначено красным цветом), но в пределах зоны сенсора (обозначено зеленым цветом), то камера сфокусируется по этой контрастной детали. Это источник многих жалоб на бэк/фронт-фокус, хотя на самом деле автофокус срабатывает правильно.
Вначале тестируем режим автофокуса (переключатель в положении AF). Сбиваем фокусировку в одну сторону, затем наводимся на мишень, делаем снимок. Сбиваем фокусировку в другую сторону, наводимся, делаем снимок. Для достоверности измерений эксперимент повторяем несколько раз (10-ти снимков обычно достаточно). Переключаем объектив в ручной режим (MF) — сбиваем фокусировку и теперь уже крутим фокусировочное кольцо вручную до подтверждения фокусировки, делаем снимок.
Просматривать результаты лучше на мониторе компьютера (а не на экране камеры). При этом следует иметь в виду, что на точность работы автофокуса имеются определенные допуски. Для камер Canon типа 10D, 300D, 350D фокусировка осуществляется в пределах глубины резко изображаемого пространства (ГРИП). Камеры типа 1D, 1Ds, 20D, 30D, 400D, 5D имеют более точную систему фокусировки — она задействуется, если на тушку поставили объектив с диафрагмой f/2.8 или светлее (речь идет о вертикальной чувствительности крестового датчика). Для «единичек» (1Dxx) допуск в три раза точнее (меньше) и составляет 1/3 ГРИП. Для 20D, 5D (30D, 400D) в два раза точнее — в пределах 1/2 ГРИП.
При вычислении ГРИП допустимый кружок нерезкости принимается равным 0,035 мм для формата 24×36 мм (1Ds, 5D), что составляет приблизительно 1/1000-1/1500 диагонали кадра при формате отпечатка 5×7 дюймов и расстоянии обзора 25-30 см. На резкость изображения влияет коэффициент увеличения изображения. Соответственно для кропнутых матриц допустимый кружок рассеяния будет меньше, чем для полного кадра в виду того, что для получения отпечатка того же размера, изображение придется увеличивать сильнее (пропорционально кропу). Итак, для кропа 1,3x (1D Mark II, 1D Mark III) допустимый кружок нерезкости будет 0,027 мм, а для кропа 1,6x (30D, 400D) — 0,022 мм. Информация о точности работы автофокуса и допустимом кружке нерезкости взята из книги «EF Lens Work III. Глаза EOS», документации к камерам EOS, а также из публикаций Боба Аткинса (Bob Atkins — известный журналист и апологет фотоаппаратов от фирмы Canon) и Чака Уэстфолла (Chuck Westfall — глава отдела технической информации Canon). Для удобства вычисления ГРИП можно воспользоваться специальной программой.
Если объектив не «попал» в точку, то следует посмотреть, насколько сильно смещена ГРИП и как часто объектив «промахивается» (сделать серию снимков). В соответствии с указанными выше допусками небольшой «промах» может считаться в пределах нормы, как, например, получилось для 100-милиметрового макрика на приведенной ниже фотографии (фронт-фокус в пределах ГРИП). Несмотря на то, что формально Canon не считает это ошибкой, на практике может получиться неприятный результат, например, при съемке человека в полный рост. На таком расстоянии (порядка 7-10 м) навести резкость вручную практически невозможно, а из-за небольшого фронт-фокуса максимальная резкость смещается на передний план, при этом объект съемки оказывается достаточно «мягким».
Если точка фокусировки систематически вылетает за допустимое значение (1 … 1/3 ГРИП в зависимости от точности датчика), то налицо бэк/фронт-фокус. Промахиваться может не только объектив, но и камера. Поэтому, если автофокус «мажет» с разными объективами, есть повод задуматься о юстировке «боди».
5.2. Оцениваем оптические характеристики
После того как удостоверились в отсутствии бэк-фокуса настало время проверить оптические характеристики: резкость и ее равномерность по полю кадра, а также оценить дисторсию и виньетирование. Для этого понадобится специальная мира распечатанная на лазерном принтере — скачать ее можно здесь (600 dpi, 27×18 см). В крайнем случае подойдет равномерно заполненный мелким текстом газетный лист.
Закрепляем миру на стене. Желательно добиться ее равномерного освещения. Камера на штативе, нацелена в центр мишени. Как и в предыдущем тесте устанавливаем баланс белого (WB), покадровый режим автофокусировки (One-Shot), отключаем стабилизатор изображения (если есть). Дистанция до мишени должна быть такой, чтобы мира целиком занимала поле кадра, для очень широкого угла можно расположить рядом несколько листов. При этом важно, чтобы плоскость миры была перпендикулярна оптической оси объектива.
Для тестов подойдет режим Av (приоритет диафрагмы) с положительной экспокоррекцией (EV +1,6 … +2). Чтобы избежать сотрясения камеры лучше использовать автоспуск или дистанционный пульт, если камера позволяет, то включить предварительный подъем зеркала.
Делаем серию снимков на различных значениях диафрагмы — от максимально открытой до f/16. Такой тест позволит не только оценить равномерность резкости по всему полю кадра, но и определить при каком относительном отверстии можно получить наиболее четкую картинку. На полностью открытой диафрагме объектив «мылит» сильнее (аберрации наиболее ярко выражены). По мере уменьшения относительного отверстия аберрации уменьшаются. Примерно начиная с диафрагмы f/11-f/13 происходит плавное падение контраста из-за дифракционных эффектов — идеальная «точка» размывается в дифракционное пятнышко. Размер этого пятнышка становится соизмерим с пикселем матрицы (6-7 мкм для формата APS-C, см. также статью «Из жизни пчел или о макросъемке на природе и глубине резкости»). Поэтому дальнейшее уменьшение относительного отверстия (f/16 и более) обычно не целесообразно («дифракционное размыливание» изображения хорошо заметно на диафрагме f/22 — см. рис. 9).
Источник