Новорожденный ребенок будит себя своими руками

Как разбудить новорожденного – 15 легких способов

Материнский инстинкт подсказывает нам поощрять и оберегать сон младенцев, так как в норме все новорожденные спят столько, сколько хотят, и самостоятельно просыпаются в те моменты, когда у них возникает такая необходимость (например, необходимость поесть).

И такая практика действительно хороша для всех млекопитающих – ведь в природе малыши рождаются в естественных условиях без использования большого количества медикаментов в родах и после них, а также не разлучаются с мамой после своего рождения больше, чем предусмотрено природой для их биологического вида.

Однако, для человеческих малышей дела обстоят несколько иначе. Природой не предусмотрено то количество лекарственных препаратов, которое получают некоторые дети в процессе рождения – так, например, при использовании в родах эпидуральной анестезии ее побочным эффектом может стать необычная сонливость новорожденного. Также проблема длительных снов и трудных пробуждений может быть актуальной для недоношенных и маловесных малышей, малышей с повышенным билирубином и малышей, которые были разлучены с мамой в первые несколько дней после рождения (вдали от мамы новорожденные детки могут переходить в так называемый «режим энергосбережения»). И если рядом с такими маленькими сонями не окажется мамы или другого заботливого взрослого, который помог бы им выстроить их режим сна и «напоминать» о том, что пора поесть, то малыш может получать недостаточное количество питания и быстро терять силы. В таком случае при редких самостоятельных пробуждениях кроха может сосать не так активно, как раньше, получать мало молока, терять силы еще больше и просыпаться еще реже. Складывается некий замкнутый круг, выход из которого – будить детку в при необходимости по усмотрению родителей.

А есть ли необходимость будить малыша для кормления?

Если малыш просыпается реже, чем раз в 3 часа, но при этом находится с мамой в хорошем физическом контакте, хорошо набирает вес, с энтузиазмом сосет во время прикладываний к груди и имеет достаточное количество мочеиспусканий и нормальный стул – то, вероятно, такой режим снов и бодрствования является его индивидуальной особенностью, и в таком случае маме не стоит беспокоиться, а освободившееся время посвятить своему дополнительному отдыху. В противном случае лучше помочь малышу просыпаться не реже, чем раз в три часа днем, и, хотя бы 2-3 раза в ночное время до тех пор, пока малыш самостоятельно не войдет в режим, который позволит ему хорошо себя чувствовать и хорошо набирать вес. Оптимальный режим для каждой конкретной ситуации подскажет врач, наблюдающий малыша, или консультант по грудному вскармливанию.

При всем при этом маме следует обращать внимание и на состояние своей груди – так как кормление по требованию подразумевает обоюдные «требования» мамы и малыша, то очень наполненная или болезненная грудь также является поводом разбудить кроху для «внеочередного» прикладывания к груди по требованию мамы.

Как же разбудить малыша, который не хочет просыпаться?

Конечно же, способы пробуждения очень индивидуальны – разные малыши будут по-разному реагировать на них. Экспериментируя, каждая мама найдет наиболее мягкий и эффективный способ разбудить своего кроху и поддержать в нем интерес к кормлению до тех пор, пока не пройдет его сонливость.

Наиболее удачным периодом для того, чтобы разбудить малыша, является период, когда он находится в фазе быстрого сна. В этой фазе можно увидеть быстрые движения глаз под закрытыми веками крохи, спонтанные движения ручек и ножек, движения губ (в том числе сосательные движения) и изменения выражения маленького личика.

Попробуйте несколько следующих советов – какие из них помогут именно Вам?

  • Если в комнате яркий свет – приглушите его (детям гораздо проще держать глазки открытыми, когда им не приходится щуриться);
  • Раскройте ребенка – снимите с него одеяло или пеленки;
  • Разденьте ребенка до подгузника, если в помещении очень тепло (сосательная активность снижается при температуре выше 27°С);
  • Поговорите с ребенком, постарайтесь установить с ним зрительный контакт;
  • Возьмите ребенка на руки вертикально «столбиком»;
  • Обеспечьте контакт кожа-к-коже, нежно прижимая ребенка к своей груди;
  • Или наоборот – отложите ребенка от себя на кровать (многие дети просыпаются, когда перестают чувствовать маму рядом);
  • Положите малыша на спинку на ровную твердую поверхность (кровать или мягкое ковровое покрытие могут быть слишком мягкими, чтобы проснуться);
  • Осторожными растирающими движениями помассируйте ступни и ручки ребенка. Погладьте или сделайте легкий похлопывающий массаж спинки;
  • Очень аккуратно покрутите малыша с левого бочка на правый и обратно;
  • Поводите пальцем по губам малыша круговыми движениями.

Если эти способы не помогают, можно попробовать более активные способы пробуждения:

  • Протрите лобик и щечки малыша прохладной влажной губкой или пеленкой;
  • Поменяйте малышу подгузник;
  • Попробуйте подмыть малыша под струей теплой воды;
  • Сцедите немного молозива или молока прямо в ротик ребенку и подождите, когда он проглотит это небольшое количество, прежде чем сцедить новую порцию.

Однако, после пробуждения малыш может быть все равно довольно сонным и не проявлять сильного интереса к сосанию, или даже пытаться снова уснуть у груди. Поэтому, для того чтобы поддержать у ребенка сосательную активность попробуйте следующие действия:

  • Убедитесь, что грудь не давит малышу на личико (поддерживайте ее рукой);
  • Используйте технику сжатия груди, чтобы молоко легче текло;
  • Меняйте грудькаждый раз, когда малыш начинает терять интерес к сосанию (подходит для малышей первых дней жизни; для более старших детей – проконсультируйтесь со специалистом по грудному вскармливанию);
  • Иногда кормление в позе из-под руки («позе футболиста») помогает ребенку дольше оставаться активным и сосать, чем положение «колыбелька» или положение «лежа»;
  • Легонько поглаживайте ребенка по макушке круговыми движениями, пока кормите его грудью.
Читайте также:  Подмотка спидометра рено логан своими руками

Обратите внимание на то, что грудные дети могут дремать во время кормлений – особенно в позе «колыбелька» или лежа рядом с мамой. Это нормально и не мешает малышам получать достаточное количество молока – ведь в конце концов наша цель не столько непременно разбудить малыша, сколько вовремя накормить его. Поэтому если Вы чувствуете, что малыш ровно и стабильно сосет с закрытыми глазками – просто расслабьтесь и наслаждайтесь кормлением!

Список литературы:

  1. Newman, J. & Pitman, T.The Ultimate Breastfeeding Book of Answers. Roseville, California: Prima 2000
  2. The womanly art of breastfeeding. – 8th ed. / Diane Wiessinger, Diana West, and Teresa Pitman, 2010

Алёна Короткова, клинический психолог, консультант по грудному вскармливанию

Алена Лукьянчук, психолог, консультант по грудному вскармливанию

Источник

Интервью с неврологом

От 23 700 рублей

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

Читайте также:  Лед для напитков своими руками

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Читайте также:  Печь без поддувала своими руками

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Источник

Оцените статью
Своими руками