Норсеман для троса своими руками

Норсеман для троса своими руками

Для крейсерских яхт широкого диапазона размерений оптимален трос конструкции 1*19, так как он обладает отличными механическими свойствами, мало удлиняется под нагрузкой и, что немаловажно, дешевле, чем Диформ и струна. Заделка концов при изготовлении деталей такелажа из такого троса сравнительно несложна. В настоящее время на смену широко применявшейся ранее заделке огонов заплеткой или примитивных зажимных устройств пришли современные способы, гарантирующие высокую прочность и долговечность соединения, а также хороший внешний вид. В первую очередь имеется в виду заделка концов при помощи “обжимки” — запрессовки с применением специальной закаточной машинки или при помощи патентованных разъемных наконечников типа “Норсеман” либо “Сталок”, для использования которых требуется только набор слесарных инструментов. О достоинствах и недостатках того или иного способа заделки концов троса будет сказано ниже.

Для крейсерско-гоночных яхт оптимален трос 1*19 Диформ, который обладает большим коэффициентом заполнения сечения, более высокими прочностными характеристиками и лучшими аэродинамическими свойствами по сравнению с простым тросом конструкции 1ґ19. Однако стоимость его очень высока.

Для гоночных яхт лучшим вариантом является струна. Помимо таких положительных свойств, как меньший вес и лучшая аэродинамика, такелаж из струны имеет и существенный минус: наиболее сложную и дорогостоящую конструкцию стыков и заделок.

Разрывные нагрузки тросов 1*19 и 1*19 Диформ, а также минимально допустимые размеры диаметров пальца талрепа представлены в таблице разрывных усилий.

Рассмотрим оба способа заделки тросов 1*19 и 1*19 Диформ (заделку струны затрагивать не будем — это отдельная тема).

Заделка “обжимкой” при помощи закаточной машинки (рис. 2).

Это один из основных способов, применяемых в яхтостроении и отвечающих всем современным требованиям. Специализирующиеся на выпуске обжимных втулок фирмы поставляют их со всеми необходимыми вариантами наконечников в виде талрепного винта, вилки, обушка и т.п.

Чтобы заделка была надежной, нужно выполнить некоторые условия, которые непосредственно влияют на работоспособность соединения:

  1. Необходимо, чтобы обжимная втулка-наконечник соответствовала стандартам по наружному и внутреннему диаметру, и, разумеется, была изготовлена из соответствующего материала.
  2. Необходимо четко фиксировать прилагаемые усилия, чтобы после процесса обжатия наружный диаметр находился в пределах допуска.
  3. После процесса обжатия “обжимку” необходимо осмотреть: в сечении она должна иметь почти круглую форму и не иметь трещин.

Если было приложено излишнее усилие, то “обжимка” будет изогнута. Работу по обжатию тросов не рекомендуется проводить на самодельном оборудовании и с использованием самодельных обжимных наконечников с отклонением от допусков, так как один неверно заделанный стык может привести в дальнейшем к потере мачты со всеми вытекающими последствиями.

Для правильного выбора обжимной втулки-наконечника (по диаметру троса и разрывному усилию) и возможности контроля за качеством запрессовки приводим таблицу фирмы “Норсеман”.

Заделка при помощи разъемных наконечников.

Таблица подбора обжимных наконечников и контроля запрессовки
Наружный Диаметр наконечника
Диаметр троса,ммдо обжимки, ммпосле обжимки, мм
2.55.53 — 5.414.82 — 4.7
36.35 — 6.225.56 — 5.44
47.54 — 7.426.35 — 6.23
59.12 — 9.007.95 — 7.83
5.510.84 — 10.729.50 — 9.35
612.54 — 12.4211.12 — 10.95
714.30 — 14.1812.70 — 12.50
816.13 — 16.0114.30 — 14.07
9 — 1017.85 — 17.7315.90 — 15.70
1119.83 — 19.6317.47 — 17.27
1221.44 — 21.3219.05 — 18.82
1425.00 — 24.8822.23 — 22.00
1628.17 — 28.0525.40 — 25.15
1934.52 — 34.4031.75 — 31.44
2240.46 — 40.2136.50 — 36.20
2546.02 — 45.7741.28 — 40.97
2850.044.5 — 44.0
3258.051.5 — 51.0
3665.057.8 — 57.0
38 — 4072.064.0 — 63.2
42 — 4475.067.0 — 66.0

Для самостоятельной заделки концов троса, не требующей специального оборудования, применяются разборные наконечники типа “Норсеман” или “Сталок”. Практически единственным недостатком этого варианта является высокая стоимость фирменных деталей. Например, стоимость “норсемана” производства компании “Вест-Тер” для троса диаметром 6 мм — 19 долларов, для троса диаметром 8 мм — 22 долл., для троса диаметром 10 мм — 27 долларов. Приводим типовую инструкцию по сборке наконечника на конце троса (рис. 3).

  1. Обрежьте трос с учетом длины наконечника. Перед обрезкой обмотайте трос липкой лентой и обрежьте его ножовкой через эту ленту (а). Наложите хомут из ленты, проволоки и т.п. на расстоянии около 10 см от обрезанного конца, наденьте корпус наконечника на трос (б). Подцепите наружные пряди троса отверткой или ножом (в) так, чтобы освободилась центральная часть троса (7 прядей).
  2. Наденьте клин на центральную часть троса (г).
  3. Равномерно распределите наружные проволоки троса вокруг клина так, чтобы они не попали в щель клина (д). При этом допускается надвинуть корпус на клин и вращать его по часовой стрелке или против нее в зависимости от направления свивки троса —это помогает равномерно распределить наружные проволоки. Конец центральной части троса должен выступать из клина на длину, равную полутора диаметрам троса.
  4. Загните наружные проволоки троса с помощью пассатижей или отвертки (е). Получившаяся сборка должны выглядеть, как на левом рисунке. Если она больше похожа на средний или правый рисунки, значит, не были соблюдены требования пункта 3.
  5. Надвиньте на нее обушок (или вилку) наконечника (ж) и наверните его на корпус. Если трос левой свивки (з), то вращать необходимо обушок, удерживая корпус, а при правой свивке (и) поступать наоборот. Рекомендуется смазывать резьбы густыми сортами смазки, включающей соединения молибдена. Не допускается попадание смазки на внутренние конусные поверхности корпуса и клина.
  6. Используя подходящий пруток и гаечный ключ или тиски, затяните резьбу, не прилагая чрезмерных усилий (к).
  7. Отвинтите наконечник и проверьте равномерность распределения проволок троса.
  8. Соберите наконечник окончательно и законтрите гайку.

В случае возникновения сложностей при сборке наконечника рекомендуем связаться со специалистами из компании “Вест-Тер” по телефону (812) 252-5923 .

Схема применения вариантов заделки.

Можно рекомендовать следующую схему заделки концов такелажа. На верхние концы элементов стоячего такелажа рекомендуется ставить “обжимки”, так как они имеют меньший вес, чем наконечники “Норсеман” и “Сталок”. На нижние же концы наоборот — рекомендуется ставить наконечники.

Применяя такую схему, вы оставляете себе возможность подгонки такелажа по месту, что исключено при применении “обжимок” на обоих концах (в этом случае надо достаточно точно измерить длину вант и штага, что на практике редко удается сделать безошибочно).

“Обжимки” на нижних концах такелажа больше, чем верхние, подвергаются воздействию брызг. В результате соленая вода попадает в полость обжимки, вызывая коррозию, поэтому появляется опасная вероятность обрыва из-за разрушения металла. И в этом плане разборный наконечник, установленный снизу, выгодно отличается от “обжимки” уже тем, что он может быть разобран и осмотрен на предмет устранения коррозии и после этого вновь заделан.

К. Любченко , г. Санкт-Петербург

И РЕЖЕТ, И ПЛАВИТ

Всем известно, что для резки синтетического троса необходим не только нож, но и зажигалка или спички — для того, чтобы тут же оплавить место разреза, пока оно не успело разлохматиться. При всей своей внешней простоте процедура эта связана с определенным риском. Во-первых, держа в одной руке конец троса, а в другой зажигалку, и пытаясь при этом придать заплавляемому концу более-менее эстетичный вид, можно запросто обжечь пальцы. А кроме того, если перестараться, на ноги или в лучшем случае на палубу посыплется дождь раскаленных, а нередко и горящих открытым пламенем капелек.

При помощи несложного инструмента, выпускаемого в США, грамотно разрезать синтетический трос сумеет даже новичок.

В V-образное лезвие из нержавейки встроена небольшая газовая горелка — практически, та же зажигалка. Нагретое до 1300°С, лезвие и режет, и одновременно оплавляет трос.

Источник

Норсеман для троса своими руками

—>
• Доступно только
для
зарегистрированных
пользователей

Исходные данные: имеется, собственно, одна исходная- трос стальной диаметром 3 мм, жесткий ( плетение 1х 19).

Требуется: заделать огоны на концах троса.

Из нарытого в интернете нарисовались следующие популярные решения:

1. Заплести огоны.

2. Заделать концы используя стандартные зажимы для троса.

3. Самый простой, но и самый дорогой- использовать готовые разъемные наконечники типа «Норсеман».

4. Взять да и запресовать трос в специально предназначенные для этой цели стандартные наконечники.

О мытарствах не буду. Краткий анализ и к делу.

Первый вариант отпал сразу так как трос 1х19, дословно, » не заплетается». Информации поверил на слово, не перепроверял.

Позиция №2 тоже не внушала доверия ибо, кроме не презентабельного вида, еще и, опять дословно, » . не держат эти зажими, трос выскальзывает». Не проверял, поверил.

Норсеманы. Здесь все просто: они оооочень дорогие! Основная причина. И второстепенная- для троса диаметром 3 мм их в наших краях не наблюдается.

Посему вариант №4 .

Сначала была таблица с указанием диаметров наконечников до и после обжима:

Дальше были трос и, собственно, сами наконечники. У меня они, в виду специфики установки на мачте и бортах лодки, используются двух типов: «ухо» и «вилка».

Еще дальше был пресс ручной гидравлический. Матрицу для обжимания пользовал с условным сечением 10 мм.квадратных.

Имея все необходимое не трудно додуматься, как этим пользоваться. Результат- обжатый в нескольких местах до нужного диаметра, наконечник.

И, напоследок, готовый к установке на яхте ахтерштаг (пока только).С вантами буду разбираться, что говорится, по месту.

Источник

Заплетенный оган, обжимка, норсеман

#1 Vada

  • Капитан
  • 6 164 сообщений
    • Из: С-Петербург
    • Судно: Maxi 84
    • Название: Ласточка

    Вот случилось. На гонке «Кубок 100 миль» порвали штаг. Ну не то чтобы порвали. вырвали из обжимки. Очень, я вам скажу, неприятно при ветре под 40 узлов. Сразу сообщу, что обошлось без падения мачты и человеческих жертв.
    На повестке дня стоит вопрос ремонта. На обжимку теперь смотрим как-то не ласково. Плести огон очень лениво. Предлагают норсеман. Что форумчане скажут? Какой положительный/отрицательный опыт есть. Сейчас у нас на вантах норсеманы, на бакштагах обжика. Все стоит давно, нареканий нет.

    ЗЫ.Да! Трос штага десятка нержавейка.

    #2 Neko

  • Капитан
  • 3 467 сообщений
    • Из: Екатеринбург
    • Судно: много

    #3 kaa39518

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
    • Из: ______________
    • Судно: _____________

    Вот случилось. На гонке «Кубок 100 миль» порвали штаг. Ну не то чтобы порвали. вырвали из обжимки. Очень, я вам скажу, неприятно при ветре под 40 узлов. Сразу сообщу, что обошлось без падения мачты и человеческих жертв.
    На повестке дня стоит вопрос ремонта. На обжимку теперь смотрим как-то не ласково. Плести огон очень лениво. Предлагают норсеман. Что форумчане скажут? Какой положительный/отрицательный опыт есть. Сейчас у нас на вантах норсеманы, на бакштагах обжика. Все стоит давно, нареканий нет.

    ЗЫ.Да! Трос штага десятка нержавейка.

    Втулки для заливки цинком имеют небольшую конусность (около 1/10 )и длину около 12 dтр (рис. 5, а). Заливка втулки производится чистым цинком после предварительного травления проволок троса раствором соляной кислоты. При заливке происходит спаивание проволок троса в монолитный конус. Такие втулки применены, например, для крепления» стоячего такелажа на 25-тонной крейсерской яхте «Хортица»; они показали достаточную прочность заделки при эксплуатации. Имеется нормаль ОН9-169-60 на подобные втулки (патроны) для крупного судостроения.

    Прикрепленные изображения

    #4 Vada

  • Капитан
  • 6 164 сообщений
    • Из: С-Петербург
    • Судно: Maxi 84
    • Название: Ласточка

    «Обжимка» — это вот такая, как по ссылке, имеется в виду, или какая то другая http://rostfrei.ru/e. /pages/terminal

    Сейчас на бакштагах стоит именно такая обжимка. За время эксплуатации нареканий не было, но там трос 6 мм. На штаге (10 мм) стояла немного другая обжимка. Стояла много лет. И вдруг.

    #5 Xenos WIGHT

    Отец русской демократии

  • Модератор форума
  • 13 865 сообщений
    • Из: Самара
    • Судно: Диван
    • Название: Θεία

    .
    Сильно сомневаюсь в успешности сего мероприятия. Коррозия не съест трос?

    #6 Vada

  • Капитан
  • 6 164 сообщений
    • Из: С-Петербург
    • Судно: Maxi 84
    • Название: Ласточка

    Коррозия не съест трос. Коррозия съест цинк.

    #7 kaa39518

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
    • Из: ______________
    • Судно: _____________

    Это рояли не играет. Результат — развалится.

    #8 from

  • Капитан
  • 5 131 сообщений
    • Из: tel-aviv
    • Судно: X-612
    • Название: GRACIA

    Стояла много лет. И вдруг.

    #9 БАР

  • Инженер
  • 21 708 сообщений
    • Из: СПб
    • Судно: СТ-31э
    • Название: Авось

    #10 Vada

  • Капитан
  • 6 164 сообщений
    • Из: С-Петербург
    • Судно: Maxi 84
    • Название: Ласточка

    По моему, 7 лет. Перед постановкой мачты все троса всегда внимательно обследуются. Нареканий не было. Ванты меняли, бакштаги меняли, фалы меняли. Штаг был в хорошем состоянии. Трос штага и сейчас в отличном состоянии. Обжимка подвела.

    Когда ни будь развалится все. Вопрос во времени. Время менять тросы придет раньше, чем кончится цинк в наконечнике.

    Цинк в морской воде может кончиться за пару сезонов. Не верю я в цинковые наконечники. Не уговаривайте.

    Просто закатайте новую обжимку на станке. Вроде в «Сиянии» делают. И простоит еще много лет.

    #11 from

  • Капитан
  • 5 131 сообщений
    • Из: tel-aviv
    • Судно: X-612
    • Название: GRACIA

    По моему, 7 лет. Перед постановкой мачты все троса всегда внимательно обследуются. Нареканий не было. Ванты меняли, бакштаги меняли, фалы меняли. Штаг был в хорошем состоянии. Трос штага и сейчас в отличном состоянии. Обжимка подвела.

    #12 DmitryK

  • Офицер
  • 2 778 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: парусно-моторное
    • Название:

    Сообщение отредактировал DmitryK: 13 июня 2012 — 08:46

    #13 kaa39518

  • Капитан
  • 6 305 сообщений
    • Из: ______________
    • Судно: _____________

    Цинк в морской воде может кончиться за пару сезонов. Не верю я в цинковые наконечники. Не уговаривайте.

    #14 Sasha240255

  • Капитан
  • 3 784 сообщений
    • Из: Подмосковье
    • Судно: Идет процесс.
    • Название: «Михаил Светлов»

    заплетать. По моему мнению, это самый надежный способ для троса, сохраняющий его 100% прочность.

    #15 Vada

  • Капитан
  • 6 164 сообщений
    • Из: С-Петербург
    • Судно: Maxi 84
    • Название: Ласточка

    Тем более, заплетать будете не в одиночку, а командой. По моему мнению, это самый надежный способ для троса, сохраняющий его 100% прочность.

    #16 Sasha240255

  • Капитан
  • 3 784 сообщений
    • Из: Подмосковье
    • Судно: Идет процесс.
    • Название: «Михаил Светлов»

    Сообщение отредактировал Sasha240255: 13 июня 2012 — 10:06

    #17 Vada

  • Капитан
  • 6 164 сообщений
    • Из: С-Петербург
    • Судно: Maxi 84
    • Название: Ласточка

    Не знаю чего боитесь.На коленке сложно,провод обмоточный нужен какой нибудь 0,5-1мм,сделать петлю и им схватить.Расплести и прям с кислотой опаять концы,лишнее зубилом отрубить чтоб при просовывании они не лохматились,полоску 1,5-2мм сгинаете под 90градусов,и затачиваете клином,им и будете трос раздвигать,мозги не крутите себе и людям,никакие эт не часы

    #18 Sasha240255

  • Капитан
  • 3 784 сообщений
    • Из: Подмосковье
    • Судно: Идет процесс.
    • Название: «Михаил Светлов»

    Да струмент-то есть, я больше за свое качество очкую.

    Прикрепленные изображения

    #19 Demis

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 375 сообщений
    • Из: Riga
    • Судно: L6
    • Название: St. Maria

    #20 LVY2

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
    • Из: Находка
    • Судно: Алькор
    • Название: SELENA

    Нужно только для удобства на тиски губки сделать,и .

    #21 Mechanic

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • 155 сообщений
    • Из: Находка
    • Судно: Ассоль

    Все еще проще: берем двое защелкивающихся пассатиж, одними зажимаем трос в изгибе коуша, вторыми — в середине его сужения. Работаешь спокойно один,простой свайкой ( я сделал из уголковой стамески), по схеме 3,2,1- в одну пробивку, осталные пряди (включая сердцевину) первый круг — под одну. Последующие пробивки — под две.
    ПСЫ. В далекой молодости, инспектор Регистра заставил переплетать все грузовые шкентеля с тремя-четырмя пробивками на пять с половиной минимум (на плавзаводе ! ): он гдето нашел в своих бумагах такие требования после того, как на испытакнии на его глазах выхлеснулся «обычный» сплесень. У меня хватает терпежа на четыре с гаком

    Мне отец такую-же историю рассказывал.

    Плетение с торчащими проволоками можно не оклетнёвывать ,а насадить нержавеющую трубку. У меня на плетении 4 мм троса в аккурат подошла 8мм трубка. На верхних концах вант, чтобы трубка на сползала- залил внутрь полиуретановый герметик.
    Плести начал после того, как трос вылетел из обжимки (прежний хозяин обжал мягкий трос).

    #22 Xenos WIGHT

    Отец русской демократии

  • Модератор форума
  • 13 865 сообщений
    • Из: Самара
    • Судно: Диван
    • Название: Θεία

    Мне отец такую-же историю рассказывал.

    Плетение с торчащими проволоками можно не оклетнёвывать ,а насадить нержавеющую трубку. У меня на плетении 4 мм троса в аккурат подошла 8мм трубка. На верхних концах вант, чтобы трубка на сползала- залил внутрь полиуретановый герметик.
    Плести начал после того, как трос вылетел из обжимки (прежний хозяин обжал мягкий трос).

    #23 Vada

  • Капитан
  • 6 164 сообщений
    • Из: С-Петербург
    • Судно: Maxi 84
    • Название: Ласточка

    #24 Xenos WIGHT

    Отец русской демократии

  • Модератор форума
  • 13 865 сообщений
    • Из: Самара
    • Судно: Диван
    • Название: Θεία

    А кто знает как заплести 19-ти прядный трос.

    #25 БАР

  • Инженер
  • 21 708 сообщений
    • Из: СПб
    • Судно: СТ-31э
    • Название: Авось

    А кто знает как заплести 19-ти прядный трос.

    Ответить

    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

    Источник

    Читайте также:  Печка булерьян с водяным контуром своими руками
    Оцените статью
    Своими руками