Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 13:5
Свт. Иоанн Златоуст
потом влия воду во умывалницу и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан
См. Толкование на Ин. 13:4
Прп. Нил Синайский
Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан
Почему ноги только, а не другой какой член, умыл Господь ученикам? Потому что Спаситель не просто омыл нечистоту, как думал ты, но и вложил Божественную некую силу в пяты апостольские. Поскольку сказано было змею: «ты блюсти будеши» у человека «пяту» (Быт. 3:15), – то есть все поведение жизни, посему и омыты ноги учеников, таинственно означающие ноги мысленные. Потому сказано: «даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу» невидимого врага (Лк. 10:19). И Исаия говорит: «красны ноги благовествующих мир и благая» (Ис. 52:7). Ибо Апостолы Христовы, как положили конец брани диавола, обойдя целую вселенную, так и даровали всем мир и благовествовали нам блага небесные.
Письма на разные темы. Флавиану.
Господь прикасался к ногам, чтобы укрепить ноги земные и слабые, которым надлежало пройти всю подсолнечную. Берет же Он часть «пяты», на которую вначале произнесен был приговор, чтобы после того, как Великий Врач наложил руку, не действовал больше яд мысленного змея. Посему пята, получившая силу от руки прикоснувшегося Владыки, попрала сатану, обольстившего прежде первосозданных. И таким образом исполнилось провозглашенное пророчицею Девворою в песнях: «поперет» врагов моих «душа моя», принявшая силу (Суд. 5:21). И Давид, воспевая победную песнь, воззвал: «падут под ногами моима» восстающие на меня, «яко брение путей поглажду» врагов моих (Пс. 17:39, 43). Ибо «даю вам власть, – сказал Господь, – наступати» на губителей и не быть попираемыми и обольщаемыми ими.
Письма на разные темы. К Флавиану.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан
Что значит умовение ног? Святые писатели под ногами разумеют душу. Направить ноги наши на путь мира (Лк. 1,79). Не даст Он поколебаться ноге твоей (Пс. 120,3). Значит, умовение ног есть как бы и умовение души. Вы чисты, но не все (Ин. 13,10).
Дневник. Том III. 1859-1860.
Блж. Феофилакт Болгарский
Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан
См. Толкование на Ин. 13:2
Евфимий Зигабен
Потом влия воду во умывалницу
Иисус Христос Сам и воду подносил, и все остальное Сам исполнял с полной готовностью, чтобы и мы, смотря на Него, делали то же самое и не гордились; ибо что такое мы в сравнении с Богом? Полотенце, умывальницу и сосуд для воды Иисус Христос, конечно, взял на это время у хозяина дома.
И начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан
См. Толкование на Ин. 13:6
Ориген
И начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан
Когда кто-нибудь видел совершаемое Спасителем, то не мог сразу понять смысла происходящего. Обратимся к примеру. Он омыл ноги учеников, и они ясно видели, как Учитель омыл ноги ученикам. Видели [это] и иные присутствовавшие, но только то, чтó происходило, а не почему происходило, ибо [это] было подобием омовения ног, коим Слово Бога омыло ноги учеников. Поэтому Спаситель сказал Петру, отказывающемуся и говорящему: «Не омоешь ног моих», — что сказал? «Что Я делаю, сейчас ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13, 7). «Но чтó Ты делаешь сейчас? — говорит Петр. — Я вижу, что Ты омываешь ноги наши, и [вижу] поставленный сосуд, Тебя, препоясанного полотенцем, и служащего нам, и вытирающего ноги наши». Это действие не было подлинным, но на самом деле Спаситель, разоблачившись, налил духовную воду в сосуд согласно Писаниям и омыл ноги учеников Своих, чтобы они, очистившись, взошли к Сказавшему: «Я есмь путь» (Ин. 14, 6), — и не стали полными праха, который Он пожелал стряхнуть на недостойных, и не принимающих мира, и недостойных того, что говорилось. И поскольку именно это предзнаменовалось, Он сказал: «Что Я делаю, сейчас ты не знаешь, а уразумеешь после». Именно об этом сказано в остальных [словах]: «Ибо вы зовете Меня Учителем и Господом, и справедливо говорите, ибо [таков] Я есть. Итак, если Я, Господь и Учитель, омыл ноги ваши, то и вы должны омывать ноги друг другу» (См.: Ин. 13, 13–14). Значит, Он говорит, чтобы епископ, наливая воду в сосуд, разоблачившись и препоясавшись полотенцем, тогда как я лежу, омыл мои ноги, раз Он сказал: «Вы должны омывать ноги друг другу»? Если говорится именно это, то никто из нас не исполнит заповеди. Ведь ни один диакон, ни пресвитер, ни епископ не омывает ноги, взяв полотенце, кто бы ни пришел. Но если ты поймешь то, что написано, — то насколько, поистине, блаженны епископы, служащие Церкви, они ниспосылают воду из Писаний в сосуд души, в соответствии с Писаниями, и прикасаются к нечистоте ног учеников, чтобы отмыть ее, отчистить и отбросить прочь. И так епископы соблюдают заповедь, подражая Иисусу, так [поступают] и пресвитеры. О, если б и я ныне воспринял воду, которая смогла бы омыть ноги ваших душ, чтобы каждый из вас сказал, когда станет чистым: «Я вымыла ноги мои; как же я замараю их?» (Песн. 5, 3). Ведь так говорит невеста в Песне Песней, не телесные ноги выставляя чистыми, но [подразумевая] ноги непреткновенные, о которых говорит Соломон: «Нога твоя не преткнется» (Притч. 3, 23); о которых и в псалмах написано: «Мои же ноги едва не поколеблены» (Ср.: Пс. 72, 2). Но и о том, что предписывается вдовам в Церквах, говорит [апостол]: «Если святых ноги омыла». Если же ты хочешь слышать яснее, кáк вдова омывает ноги святых, послушай Павла, в другом месте предписывающего вдовам и говорящего: «Хорошо обучая, дабы созидать девушек целомудренными, смывая грязь с ног девиц» (Тит. 2, 2–4). И эти вдовы достойны церковной чести — все, кто омывает ноги святых словом духовного учения. Святых [же], поистине, не мужчин, но женщин, ведь «учить женщине я не позволяю, как и начальствовать над мужчиной» (См.: 1 Тим. 2, 12). Он [апостол] хочет, чтобы женщины учили хорошо, дабы призывать к непорочности не юношей, а девиц: ведь непристойно, чтобы женщина стала наставницей мужчины, но [нужно,] чтобы [вдовы именно] девицам советовали непорочность и [убеждали] любить мужей и детей своих (См.: Тит. 2, 4). Итак, да научимся мы омывать ноги учеников.
Гомилии на книгу пророка Исаии.
Лопухин А.П.
Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан
Иоанн, описывая омовение ног, не говорит, с кого начал Христос. Вероятнее всего, первый удостоился этого возлежавший на персях Христа Иоанн, который обычно старается не упоминать своего имени там, где он поставляется впереди других.
«Начал». Это слово евангелист прибавляет ввиду того, что омовение было вскоре прервано разговором Господа с Петром.
Источник
Ноги ученикам своими руками
Автор: Антуфьев Дмитрий Анатольевич
Организация: КОУ ОО Красноярская адаптивная школа-интернат
Населенный пункт: Омская область, Омский район, с. Красноярка
Третья четверть. Урок 7-й.
Цели урока. 1. Формирование системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни для организации систематической физкультурно-спортивной деятельности, физического совершенствования на протяжении всей индивидуальной жизни человека. 2. С помощью физических упражнений помочь организму реализовать в процессе индивидуальной жизни свой наследственный двигательный потенциал, способствовать всестороннему развитию личности, воспитание здоровой всесторонне развитой личности умеющей ориентироваться в условиях современной жизни.
Задачи урока. 1.Образовательные: продолжить обучение попеременному двухшажному ходу, нацеливать учащихся на самостоятельный поиск информации. 2. Воспитательные: формирование нравственных качеств и навыков поведения в коллективе, решительности, настойчивости, целеустремлённости, доброжелательности, умения работать в группе, правильно применять накопленные знания.3. Оздоровительные: закаливание организма, развитие органов дыхания и кровообращения, укрепление осанки. 4. Развивающие: продолжить воспитание выносливости, совершенствовать координацию, равновесие и согласованность движений, развивать силу, познавательную активность.
Место проведения: лыжный стадион школы.
Оборудование и инвентарь: лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, учебные и круговые лыжни.
Планируемые результаты обучения. Универсальные компетенции: умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Личностные результаты: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
Метапредметные (формирование следующих универсальных учебных действий). Регулятивные: самостоятельно в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения; организовывать самостоятельно свою деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность; технически правильно выполнять двигательные действия в игровой и соревновательной деятельности. Познавательные: характеризовать явления (действия и поступки); видеть красоту движений; находить выход из критического положения. Коммуникативные: в доступной форме объяснять технику выполнения двигательных действий; анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы, толерантности; оказывать товарищескую поддержку; добиваться достижения общей цели.
Методы ведения урока: фронтальный способ, групповой способ, индивидуальный способ.
Методы обучения: словесные (объяснение, беседа, распоряжения и команды, указания); наглядные (показ упражнения, демонстрация упражнения); практические (строго регламентированные упражнения, соревнования, игры).
Вводная часть – 5-6 мин.
Построение в шеренгу. Лыжи в правой руке, лыжные палки в левой руке, прижаты к туловищу Команды: «Класс становись!». «Равняйсь!», ученики, по этой команде оставляя пятки лыж на месте, концы лыж выдвигают вперёд. Команда «Смирно!», лыжи возвращаются в исходное положение. Взаимное приветствие. Педагог сообщает, что продолжаются занятия по лыжной подготовке и учащиеся, будут совершенствовать попеременный двухшажный ход. Учитель задаёт вопрос: «Как в попеременном двухшажном ходе работают руки?» Звучат ответы учеников (Попеременно). Учитель просит уточнить ответ (Одна рука впереди, другая в это время сзади). Следующий вопрос: «Сколько шагов выполняют ноги за один цикл?». Ответы учеников (Два шага) Учитель подтверждает ответы учеников и указывает на то, что в самом названии хода есть указание на количество шагов. Звучит вопрос о том, что находиться в правой руке учеников (лыжи) и левой руке (палки). Учитель спрашивает, когда класс выйдет на стадион и прикрепит ботинки к креплениям, по чему они начнут движение (ответ: по лыжне). Учитель просит не путать эти два понятия: лыжи и лыжня и называть всё своим именами. Далее идёт инструктаж по технике безопасности, где звучат слова о возможной опасности исходящей от используемого инвентаря, а также сообщается правила поведения при передвижении по лыжне. Класс выходит на стадион школы, организованно передвигаясь в колонну по одному. На улице дойдя до лыжни, ученики прикрепляют лыжи к ботинкам, надевают палки и начинают разминку. Разминка — передвижение по лыжне в спокойном темпе. Красная группа идёт по большому учебному кругу (300 м), жёлтая группа двигается по малому учебному кругу (250 м).
Организационно-методические указания: целесообразно теоретическую часть вводной части урока проводить в помещении, для того чтобы учащиеся заранее не испытывали воздействие холодного воздуха на себе. Во время организационного момента необходимо обратить внимание на внешний вид (шапочки, варежки, лёгкие и одновременно тёплые куртки). При возможности желательно менее подготовленных учеников определить в одну группу и выделить их накидками одного цвета. На более подготовленных ребят одеть манишки другого цвета. Тем самым обеспечивается дифференцированный подход и дозировка нагрузки. Во время прохождения разминочного круга соблюдать дистанцию и следит за дыханием. Указания и распоряжения применяются ко всем учащимся, к одной группе или одному ученику. Учитель стремиться создать у занимающихся бодрое настроение и подготовить их к лучшему выполнению упражнений.
Схема лыжного стадиона.
Основная часть – 34-35 мин.
После прохождения разминочных кругов учащиеся занимают исходную позицию на учебных лыжнях. Учитель напоминает ученикам тему занятия и объясняет, для чего нужны представленные к выполнению серии упражнений. Идёт показ и объяснение педагогом упражнения, после чего его выполняют дети.
- Ударным движением поставить палки у носков лыж и опираясь на них, подняв левую (правую) ногу выполнить маховые движения вперёд-назад. Дозировка 8-10 махов.
- Палки снять и положить слева-справа от себя на снег. Сделать выпад левой (правой) ногой вперёд, кисти рук наложить на колено и выполнить пружинящие покачивания в этом положении. Дозировка 8-10 раз.
- Палки взять в руки, держать их за середину. Исходное положение: ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, масса тела распределена на передней части стоп, руки опущены и расслаблены (стойка лыжника). Имитация переменного хода на месте в положении посадки лыжника с размашистой работой руками. Дозировка 8-10 раз.
- Упражнение в парах. Перестроение по команде «Переступанием налево!», располагаясь в парах. Исходное положение: держать в руках свои палки за ручки и палки партнёра за их окончание. Переменная работа руками. Дозировка 8-10 раз.
- Упражнение в парах. Перестроение по команде: «Переступанием кругом!». Переменная работа руками, взявшись за концы палок вдвоём. Дозировка 8-10 раз.
- Упражнения в парах. Перестроение. Переменная работа руками, взявшись за концы палок вдвоём, стоя лицом друг к другу. Рисунок 1.
- Упражнения в парах. Перестроение. Переменная работа руками, взявшись за концы палок вдвоём, стоя спиной друг к другу. Рисунок 2.
Палки одеть на руки и выполнить построение в шеренгу лицом к учителю. Закрепление выполненных движений, закрепление согласованности движений рук и ног во время шагов и отталкивания палками при прохождении по учебным кругам двумя группами (жёлтые и красные), двигаясь попеременным двухшажным ходом. После прохождения учебного круга учащиеся становятся на учебные лыжни. Учитель говорит, для чего нужно будет выполнить серию следующих упражнений. Рассказывает и показывает технику выполнения упражнения. Учащиеся приступают к выполнению заданий.
- Стоя в посадке лыжника, выполнив несколько шагов, чтобы набрать скорость, дальше ученики работают попеременно одними руками, ставя палки на снег ударным движением и активно отталкиваясь ими, чтобы было видимое продвижение вперёд (60 м). Дойдя до конца учебной лыжни, учащиеся выполняют поворот переступанием на 180 градусов.
- Скользящий шаг с палками, взятыми за середину кистями. Руки работают попеременно (60 м). В конце лыжни поворот в противоположную сторону.
- Исходное положение: палки соединить вместе, завести за спину под локти. Широким скользящим шагом передвигаться вперёд (60 м). Пройдя отрезок, повернутся переступанием в обратную сторону.
- Игра «Возвращение с охоты». Палки вмести положить за голову, палки на плечах (имитация охотничьих трофеев, добытых на охоте). Широким скользящим шагом передвижение вперёд (60 м).
- Игра-соревнование «Гонка с преследованием». Учащиеся одевают палки. Выполняют равнение. По указанию учителя через игрока дети выдвигаются вперёд до указанной отметки. Впереди стоящая шеренга убегает, шеренга стоящая сзади – догоняет. По командам: «На старт!», «Марш!» игроки начинают движение вперёд попеременным двухшажным ходом. Если кто-либо из второй шеренги догнал впереди бегущего, он, не касаясь соперника, может, двигаясь вперёд обогнать его (60 м).
- В обратном направлении игра повторяется, после того как учащиеся поменяются местами (кто стоял в первой шеренге становится во вторую и наоборот). Игроки так же двигаются попеременным двухшажным ходом (60 м).
Закрепление выполненных движений, закрепление согласованности движений рук и ног во время шагов и отталкивания палками при прохождении по учебным кругам двумя группами (жёлтые и красные), двигаясь попеременным двухшажным ходом. После прохождения учебного круга учащиеся становятся на учебные лыжни и готовятся к выполнению следующей серии упражнений.
- Игра «Прямая линия». Игроки снимают палки с кистей, соединяют их и, держась за ручки своих палок, направляют окончание палок вправо и влево на уровне пояса в сторону товарища. Каждый из учащихся держит свои палки и палки партнёра. Таким образом, палки выстроены в прямую линию, которая находится в руках учащихся. Сохраняя равнение в шеренге нужно двигаться вперёд широким скользящим шагом. Учитель периодически подаёт команду: «Руки вперёд!», учащиеся поднимают палки до уровня глаз и двигаются в таком положении. Звучит команда: «Руки вниз!», игроки опускают руки, до уровня пояса и продолжают передвижение (60 м).
- В обратном направлении игра повторяется, но палки находятся за спиной в опущенных руках. Во время движения звучит команда: «Палки вверх!». Учащиеся должны поднять палки вверх при этом выполнить наклон туловища вперёд (стойка лыжника). Команда: «Руки вниз!», продолжить движение с опущенными руками до конца учебной лыжни.(60 м).
- Игра-соревнование «Быстрый лыжник». По командам: «На старт!», «Марш!» все учащиеся бегут от линии старта до линии финиша находящейся на противоположном конце лыжни. Передвигаются попеременным двухшажным ходом. Определяются победители забега.
Организационно-методические указания: нахождение более эффективных способов осуществления двигательной задачи, повышение устойчивости, точности, скорости, экономности движений. Одновременно с совершенствованием навыков происходит постепенная их автоматизация. Совершенствование пройденного материала начинается с менее знакомых упражнений. Для совершенствования двигательных навыков и воспитания волевых качеств в основной части урока практикуется усложнение условий выполнения упражнений. Упражнения, которые быстро и сильно повышают эмоциональное состояние детей (прежде всего игры), проводятся в конце основной части урока. Это делается для того, чтобы повышенное эмоциональное состояние учащихся, вызванное играми, не отразилось на выполнении технически трудных и точных движений. Наблюдая за учащимися, учитель на ходу делает необходимые замечания. При правильном выполнении движений достаточно сказать: «Правильно!», «Хорошо!», «Молодец!».
Исправление ошибок: Неправильная посадка. Двухопорное скольжение. Неправильный толчок ногой, слабый толчок ногой. Движение на прямых ногах, ранняя загрузка маховой ноги. Неправильная работа рук, незаконченный толчок палкой. Избегать вертикальных колебаний туловища. Контролировать вынос руки до уровня плеча или глаз.
Заключительная часть – 4-5 мин.
После прохождения по учебному кругу группами в спокойном темпе, снятие лыж и палок, учащиеся выстраиваются в одну шеренгу. Учитель подводит итоги, указывает на положительные стороны и недостатки, делает замечания отдельным учащимся. Учитель спрашивает у учащихся, какой лыжный ход сегодня они изучали. Дети отвечают неполным ответом. Учитель подводит их к правильному названию лыжного хода (попеременный двухшажный ход). Оценивается работа учащихся на уроке (учитель, поставив всем отличную оценку, как бы этим стимулирует детей на напряжённую и вдумчивую работу на следующих занятиях). Заканчивается урок организованным заходом учеников в школу. Ребята бодрым шагом, в приподнятом настроении заходят в помещение, где возвращают использованный инвентарь на место, переодеваются и идут отдыхать на перемену.
Оргпнизационно-методические указания: создаются благоприятные условия для перехода учащихся к другому виду деятельности, организм школьников необходимо привести в более спокойное состояние – снять нервное возбуждение, снизить повышенную частоту пульса и учащённое дыхание. Снижение нагрузки, начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окончанием урока. Постепенный переход к относительно спокойному состоянию достигается путём применения простых построений, ходьбы, ритмических и глубоких дыхательных упражнений.
Источник