- Как сделать ночник своими руками
- Варианты схем ночников
- Схемы на светодиодах
- Зарядка для телефона в качестве блока питания
- Звуковое управление ночным светильником
- Звездное небо
- Схема светодиодного ночника с питанием от 220 вольт с фотодатчиком
- Описание работы ночника на светодиодах
- Самый простой датчик освещённости для лампы на 220V
- Датчик включения света своими руками.
- Схемы сборки
- Микроволновый
- Тепловой
- Адаптивная система освещения для автомобилей
- Схемы подключения
- Параллельная работа двух датчиков
- Датчик света в автомобиле
- Назначение
- Условия для установки
- Конструкция и принцип работы
- Датчик движения для сигнализации
- Принцип работы
- Их преимущества и недостатки
- Как работает
- Применение широкополосных фотоэлементов
- Схема подключения напрямую
- Можно ли установить своими руками
- Универсальная схема включения автосвета
- Как подключить к Ардуино
- Описание датчика света
- Предназначение, местонахождение и принцип работы
- Фотогалерея «Место расположения контроллера»
- Разновидности
- Монтаж
Как сделать ночник своими руками
Ночные настольные светильники и бра, помимо своего прямого функционального назначения, играют важную роль в дизайне интерьера комнаты. При этом самостоятельно изготовленные конструкции будут выгодно отличаться от массовых образцов своей оригинальностью.
Расскажем подробно, как сделать ночник своими руками из подручных материалов (например, фанеры, дисков, бумаги, капрона и т.д.). Но прежде, чем переходить к оформлению, начнем с главного — электрической схемы устройства.
Варианты схем ночников
Если в качестве источников света в ночниках или бра планируется устанавливать лампы под цоколь Е27 или Е14, то будет применяться стандартная схема подключения, которая на столько простая, что не нуждается в пояснении.
Простейшая схема подключения лампы в светильнике
Регулирование уровня светового потока — довольно полезная функция для ночника, пример реализации такого устройства (диммера) показан на рисунке.
Устройство диммера
Используемые элементы:
- D1 – динистор DB3;
- D2 — тринистор ВТА12;
Резисторы и конденсатор:
- R1 – номинал 500 кОм;
- R2 — 4,7 кОм, во многих подобных схемах указана мощность резистора 0,125 Вт, что приводит к перегреву, учитывая, что данное сопротивление используется как гасящееся, 2 Вт — минимум для него;
- С – емкость 0,1 мКф 250 В.
Заметим, что при реализации данной схемы возможно мерцание лампы и скачкообразная регулировка яркости. Как правило, это указывает на проблемы с динистором. Собственно, схема далека от совершенства и приведена в качестве примера простейшей реализации.
Необходимо заметить, что регулировать уровень освещения можно только в том случае, если используется лампа накаливания. Учитывая мощность такого источника освещения, реализация будет нерентабельной. Альтернатива – светодиоды.
Схемы на светодиодах
Сделать своими руками светодиодный ночник не так сложно, как кажется, тем более, что миниатюрность такого источника позволяет вмонтировать его в практически любой красивый декоративный абажур, например, домик из дерева. Пример такого исполнения показан на рисунке.
Креативный детский ночник светильник, сделанный своими руками в домашних условиях из светодиодов и бумаги
Схема светильника из светодиодов будет немного сложнее, чем у ночника, где используется лампа накаливания. Пример такой реализации показан на рисунке.
Бестрансформаторная схема ночника на светодиодах
Для представленной на рисунке схемы потребуются следующие радиодетали:
- D1 — D4 – можно использовать любые выпрямительные диоды, рассчитанные под минимальное напряжение 400 В и ток 400 мА;
- VD1 – VD4 – любой тип сверхярких светодиодов, рассчитанных под напряжение от 3,0 до 3,6 В;
- C1 – неполярный конденсатор с емкостью 0,15 мкФ и напряжением не менее 250 В;
- С2 – конденсатор электролитического типа 10 мкФ 50 В;
- Резисторы: R1 с номиналом 680 кОм, R2 – 560 Ом.
- S1 – любой выключатель.
Можно сделать так, чтобы ночник автоматически включался, когда в комнате становится темно. Для этого потребуется незначительно усложнить схему, добавив в нее ключ на базе транзистора, как это показано на рисунке.
Ночник с автоматическим включением при наступлении темного времени суток
Добавленные в схему элементы:
- D5 – любой стабилитрон под напряжение 15 В;
- RF1 – фоторезистор, например, ФСК -1;
- R3 – переменный резистор 470 кОм, регулирует порог срабатывания;
- R4 – 2,2 кОм;
- VT1 – транзистор КТ315Г или аналог.
Заметим, для нормальной работы схемы необходимо сделать так, чтобы на фоторезистор не попадал свет от ночника.
Видео: как сделать оригинальный ночник своими руками
https://www.youtube.com/watch?v=iMuHItEKTnI
Зарядка для телефона в качестве блока питания
Если у вас осталась зарядка от старого телефона, то ее можно приспособить для питания светодиодного ночника. В этом случае необходимо будет поставить только ограничивающее сопротивление, как это показано на рисунке.
Схема ночника с блоком питания на основе зарядного устройства
Для расчета сопротивления R1 можно воспользоваться формулой, выведенной из закона Ома:
Пояснение к формуле:
Uист – напряжение источника, у зарядного устройства, как правило, 6 вольт;
Uпотр – потребляемое напряжение, у типичных светодиодов от 2,8 до 3,6 вольт, для расчета необходимо брать минимальное значение, то есть 2,8 В;
Iпотр – потребляемый ток, для одного светодиода порядка 20 мА, соответственно, для трех — будет 60 мА.
В нашем случае сопротивление R1 = (6 – 2,8)/0,06 = 53,33, ближайший номинал резистора 56 Ом.
Звуковое управление ночным светильником
Звуковой выключатель для ночника не так сложно сделать своими руками, пример подобной схемы показан на рисунке. Благодаря такому устройству можно включить ночник, не покидая кровать. Если установить такое приспособление в комнате для новорожденных, то оно будет включать свет, как только ребенок начнет плакать.
Простой звуковой выключатель
Список используемых радиодеталей:
- резисторы: R1 – 5,6 кОм, R2 – 3,3 МОм, R3 – 33 кОм; R4 – 1,8 кОм, R5 – 47 кОм, R6 – 330 Ом, R7 – от 39 до 150 Ом (в зависимости от напряжения питания, расчет производится также, как было описано выше для зарядки телефона);
- конденсаторы: С1 -0,1 мкФ, С2 – 4,7 мкФ 16 В;
- VD1-VD3 – любые сверхяркие светодиоды с током потребления 20 мА и напряжением от 2,8 до 3,6 вольт;
- транзисторы: VT1 и VT2 – КТ315Г , VT3 – КТ818Б (можно использовать другие, сходные по характеристикам, транзисторы);
- MIC – обычный микрофон от наушников.
Заметим, что данное устройство можно использовать для управления устройств, работающих от сети 220 вольт. Для этого следует удалить резистор R7 и светодиоды, вместо них устанавливается реле, катушка которого подключается вместо светодиодов, а параллельно реле установить диод, например, 1N4007 или его аналог.
К звуковому выключателю могут быть подсоединены настольная лампа, настенный светильник, торшер, гирлянды, светодиодные ленты, а также любые бытовые электроприборы, вплоть до вытяжки (например, можно подключить тренажер «Беговая дорожка»).
После того, как выбрали схему для ночного светильника, можно приступать к оформлению устройства, здесь уже все зависит от вашей фантазии. Покажем пример оригинального исполнения.
Звездное небо
Сделанный своими руками ночник-проектор будет проецировать на стенки комнаты звездное небо.
Светильник «Звездное небо»
Изготовить такой оригинальный абажур для ночника можно из обычной банки или пластиковой бутылки.
Для этого нам понадобится:
- пластиковая бутылка (лучше взять обычную стеклянную банку объемом 0,5 литра);
- плотная фольга;
- ножницы и шило.
Процесс изготовления:
- из куска фольги вырезаем прямоугольник (таким образом, чтобы он, свернутый в трубку, помещался в банку) и круг с диаметром, равным дну банки;
- шилом прокалываем в фольге отверстия, которые будут имитировать звезды, можно сделать несколько созвездий, например, Большую и Малую медведицу. Чтобы созвездия лучше узнавались, прорежьте в фольге линии растяжки между звездами;
- помещаем вырезанный круг на дно банки (для фиксации можно использовать клей);
- прямоугольный кусок фольги засовываем в банку таким образом, чтобы она полностью закрывала стенки.
Абажур для ночника готов. Электронную схему устройства можно разместить в пластиковой крышке от банки.
Как видите, используя практически подручные материалы, несложно изготовить ночник своими руками. Вы можете придумать свои оригинальные и необычные конструкции, для фантазии нет ограничений.
Источник
Схема светодиодного ночника с питанием от 220 вольт с фотодатчиком
Данная статья описывает простую схему светодиодного ночника включающегося при наступлении темноты. Питание его осуществляется от бестрансформаторного источника питания прямо от сети 220, тем самым удалось обойтись без применения габаритного трансформатора.
Описание работы ночника на светодиодах
В схеме ночника использованы сверхяркие светодиоды белого свечения (HL1…HL4), применяемые в фонарях, светильниках и различных лампах. Каждый отдельный светодиод работает при напряжении примерно 3,6 вольта. Следовательно, эти четыре светодиода, подключенных последовательно, следует запитать от 14,4 вольта.
Необходимое напряжение светодиодного ночника создает стабилитрон VD5, запитанный от выпрямителя, выполненного по бестранформаторной схеме. Данная цепь состоит из гасящих радиоэлементов C1, R1, R2 и выпрямительного диодного моста VD1…VD4. Активация работы ночника происходит посредством фотодатчика RK1, который контролирует транзисторный ключ VT1.
В дневное время суток или при включенном общем освещении, сопротивление фотодатчика достаточно мало, по этой причине транзистор надежно закрыт.
При снижении освещенности фоторезистора, из-за увеличения его сопротивления, на базе транзистора появляется смещение напряжения, которое приводит к его открытию.
При достижении уровня отпирания, транзистор включает светодиоды HL1…HL4. И снова, при наступлении утра, величина фоторезистора снижается, и светодиоды выключаются. Регулировка уровня включения светодиодного ночника выполняется сопротивлением R3.
Детали. Емкость С1 – любой марки на напряжение более 400 вольт, емкость С2 на напряжение не менее 50 вольт. Стабилитрон VD5 на напряжение 16…18 вольт или можно соединить последовательно два на нужное напряжение. Диоды VD1…VD4 на напряжение более 400 вольт и на ток не менее 400 мА. Транзистор VT1 марки КТ503Г или аналогичный.
При отсутствии фоторезистора, электросхему возможно сделать проще по нижеприведенной схеме.
В данном варианте включение производится переключателем S1.
Источник
Самый простой датчик освещённости для лампы на 220V
Датчик освещённости может пригодиться например для контроля освещения в закрытой теплице, когда нужно автоматически включать или выключать свет, ориентируясь на время суток. Например если на улице ночь, то и в теплице свет гореть не будет, если на улице день, то свет соответственно включается.
Это устройство регистрирует интенсивность попадающего на него солнечного света. Когда света будет много, т.е. взойдёт солнце, на выходе установится лог. 1. Когда день подойдёт к концу, солнце уйдёт за горизонт, на выходе будет лог. 0, лампы освещения выключатся до следующего утра. Вообще, область применения датчика освещённости весьма широка и ограничивается лишь фантазией собравшего его человека. Нередко такие датчики используются для подсветки шкафа при открытии дверцы.
Датчик включения света своими руками.
Всем привет. Решил я себе сделать своими руками датчик включения света. Аналогичным образом у меня дома работает комнатное освещение. Если в комнате светло то специальный блок считает, сколько людей вошло и вышло из комнаты и не включает свет, когда это не нужно. Когда в комнате достаточно потемнеет, свет включается. И Аварийное освещение также от аккумулятора…
Вот сам датчик. Очень маленький.
Датчик света работает от 12 вольт.
Назначение устройства – датчик света с регулируемым гистерезисом по освещенности и по времени.
Принцип работы:
Если освещение ниже чем Х – свет автоматом включится через период времени T. Если освещение достигло Y, то свет выключится через время Т.
Если датчик был засвечен-затемнен на время меньшее чем Т при востановлении реальной освещенности, таймер обнулится до следующей такой ситуации. При включении зажигания он автоматически определит уровень освещенности и включит свет или не включит без задержки Т.
При следующих пеерходах освещенности – задержка Т активна. Если удерживать кнопку, то СИД загорится и будет постоянно гореть,указывая на блокировку. Свет гореть не будет. Повторное длительное удержание-приведет к отмене блокировки и СИД моргнет два раза.
Меню установок.
1. Нажимаем кнопку и включаем зажигание. Когда СИД начнет моргать, бросаем кнопку и ждем когда он мигнет пять раз. 2. Все, мы вошли в установку. Начинаем ждать, когда начнет темнеть и уровень освещенности достигнет уровня, при котором нам захочется отключить свет.
3. Нажимаем кнопку, долго держим, СИД моргнет два раза. 4. Ждем когда еще немного стемнеет(минут 10-15),до уровня,когда нам покажется,что свет уже надо точно включить… 5. Нажимаем кнопку(короткое нажатие)СИД моргнет один раз. (Если вы перепутаете местами эти значения-СИД моргнет пять раз,указывая на ошибку) Повторите все с начала.Если это так…
В меню можно находится сколько угодно долго. А можно ради каждого пункта войти отдельно в меню, чтобы не ждать с включенным зажиганием.
6. Настройки сохраняются при включении зажигания.
Схемы сборки
Микроволновый
Для контроля открытых пространств и контроля наличия объектов в нужной зоне, существует емкостное реле. Принцип действия данного устройства заключается в измерении величины поглощения радиоволн. Каждый наблюдал или был участником этого эффекта, когда, приближаясь к работающему радиоприемнику, частота на которой он работает, сбивалась и появлялись помехи.
Поговорим о том, как сделать датчик движения микроволнового типа. Сердцем данного детектора является радио микроволновой генератор и специальная антенна.
На данной принципиальной схеме представлен простой способ сделать микроволновый датчик движения. Транзистор VT1 является высокочастотным генератором и по совместительству радио приемником. Детекторный диод выпрямляет напряжение, подавая смещение на базу транзистора VT2. Обмотки трансформатора Т1 настроены на разную частоту. В начальном состоянии, когда на антенну не воздействует внешняя емкость, амплитуды сигналов взаимно компенсируются и на детекторе VD1 нет напряжения.При изменении частоты, их амплитуды складываются и детектируются диодом. Транзистор VT2 начинает открываться. В качестве компаратора для четкой отработки состояний «включено» и «выключено», используется тиристор VS1, который управляет силовым реле на 12 Вольт.
Ниже предоставлена действенная схема реле присутствия на доступных компонентах, которая поможет собрать детектор движения своими руками или просто пригодится для ознакомления с устройством.
Тепловой
Тепловой ДД (PIR) самый распространенный сенсорный аппарат в хозяйственном секторе. Это объясняется дешевыми комплектующими, простой схемой сборки, отсутствием дополнительных сложных настроек, широким температурным диапазоном работы.
Готовый аппарат можно купить в любом магазине электротоваров. Часто этим сенсором снабжаются светильники, устройства сигнализации и прочие контроллеры. Однако сейчас мы расскажем, как сделать тепловой датчик движения в домашних условиях. Простая схема для повторения выглядит следующим образом:
Специальный тепловой датчик В1 и фото элемент VD1 составляют автоматизированный комплекс управления освещением. Устройство начинает работать только после наступления сумерек, порог срабатывания можно выставить резистором R2. Датчик подключает нагрузку при попадании перемещающегося человека в зону контроля. Время встроенного таймера для отключения можно выставить регулятором R5.
Адаптивная система освещения для автомобилей
При вождении автомобиля в темное время суток возникает необходимость хорошего освещения дороги на достаточно длинную дистанцию. Но если по встречной полосе едет автомобиль с включенными фарами, то он ослепляет водителя встречного направления.
Этот эффект ослепления является одной из главных проблем езды в темное время. Для того чтобы избежать ослепления лампочки фар имеют две нити накала, причем вторая расположена так, чтобы свет распространялся вниз и в сторону от уровня глаз водителя встречного автомобиля. На практике, обычно водитель вручную переключает дальний и ближний свет механическим переключателем. Однако это очень неудобно для водителя, особенно в часы пик.
Наш проект “Адаптивная система освещения для автомобилей”(АСО) это умное решение для безопасного и удобного ночного вождения без интенсивного ослепляющего эффекта.
Адаптивная система не требует ручного переключения “ближний/дальний” при приближении встречного автомобиля. Система сама определяет есть ли свет от встречного автомобиля и переключает на ближний свет, а затем, после прохождения мимо, снова на дальний. Пользователь может настроить чувствительность системы.
Отличительные особенности системы
Эффект Трокслера
Исследования д-ра Алана Льюиса, который работает в колледже оптометрии при государственном университете в Биг Рапидс, штат Мичиган, обнаружил, что во время ночного вождения, свет от фар транспортных средств, может стать причиной ослепления.
Даже после окончания воздействия яркого света на сетчатке глаза остается его изображение, что создает слепое пятно. Это явление, известное как эффекта Трокслера, увеличивает время реакции водителя до 1,4 секунды.
Это означает, что, при скорости 60 миль в час (примерно 96.5км/час ), водитель проедет 123 фута (37.5 м), прежде чем среагирует на опасность. В обычной ситуации время реакции на изменения в условиях вождения равно 0,5 сек, а расстояние, пройденное до торможения, составляет 41 фут (12.5 м), при той же скорости движения!
Схема электрических соединений до переделки
Схема электрических соединений при подключении АСО
Принципиальная электрическая схема
Перечень компонентов
Работа схемы
Схема построена на популярной микросхеме NE555 (IC1). Здесь IC1 включена по схеме автоколебательного мультивибратора запускаемого по триггерному входу (вывод2). Мультивибратор работает на частоте примерно 1.5 Гц (рабочий цикл 75%), которая определяется величиной компонентов R1,R 3и C1. Схема питается от 12В аккумулятора автомобиля.
Схемы подключения
У датчиков движения с одним встроенным контактом обычно имеется три клеммы. Две из них служат для питания ДД. На одну из клемм подается фаза. Фазная клемма помечается символом L. На другую клемму подается ноль (N). Третий вывод – выход фазы с контакта. В некоторых случаях замыкающий контакт имеет два вывода. Тогда, для подключения фазы с контакту, между одной из клемм контакта и клеммой L устанавливают перемычку.
Схема будет работать следующим образом. При появлении человека в зоне обнаружения, датчик движения сработает, замкнется встроенный контакт и подаст фазу на лампу. Лампа будет гореть, пока будет продолжаться движение или не закончится выдержка времени. После окончания временной выдержки контакт разомкнется. Для того чтобы не совершать ненужных движений чтобы зажечь лампу вновь, можно установить выключатель, с помощью которого можно зашунтировать (замкнуть) встроенный контакт датчика движения. С помощью выключателя можно будет включить свет, чтобы он горел постоянно.
Часто с помощью датчиков движения управляют светильниками в местах, где имеется естественное освещение в светлое время суток. В таких случаях целесообразно применять ДД со встроенным датчиком освещенности, который днем блокирует работу аппарата.
Параллельная работа двух датчиков
Случается, что зона обнаружения одного датчика движения не покрывает всего помещения, где может появиться человек. Такая ситуация характерна, например для длинного коридора, когда свет должен загореться независимо от того, в каком конце коридора появится человек. В этом случае можно использовать два датчика движения работающие параллельно. Нетрудно заметить, что данная схема, с электрической точки зрения, мало отличается от схемы с выключателем.
Параллельная работа двух датчиков движения.
Как и в схеме с выключателем оба контакта датчиков движения включены параллельно и взаимно шунтируют друг друга. То есть, лампа включится при срабатывании любого из двух датчиков. Данная схема масштабируема. Это означает, что можно бесконечно наращивать количество датчиков движения работающих параллельно. Увеличение количества датчиков может потребоваться, например, для освещения лестниц имеющих несколько пролетов.
Важно! Используя подобные схемы нужно обязательно помнить, что все датчики движения должны питаться от одной и той же фазы. В случае несоблюдения этого правила, при одновременном срабатывании двух датчиков, может произойти короткое замыкание.
Иногда с помощью датчиков движения приходится управлять более мощными нагрузками, чем одна или несколько лампочек. Тогда в силу вступает ограничение по максимально допустимому току встроенного контакта. Предельно допустимый коммутируемый ток можно узнать из паспорта изделия. Часто производители указывают этот ток на корпусе прибора. Если ток потребления нагрузки превышает «возможности» датчика движения, тогда нагрузку включают с помощью магнитного пускателя, а управление пускателем осуществляют с помощью датчика движения.
Как подключить датчик движения.
Часто датчики движения могут находиться на значительном расстоянии от управляемой нагрузки. При этом приходится прокладывать довольно длинные кабельные трассы. Это может быть сопряжено со значительными материальными затратами, а, иногда, и просто невозможно. Для этих случаев производители предлагают датчики движения со встроенным радиоканалом (беспроводные ДД). В последнее время подобные аппараты находят широкое применение в системах «умного дома».
Будет интересно➡ Как проверить трансформатор при помощи мультиметра
Датчик света в автомобиле
Современные автомобили оснащены большим количеством электронных устройств, которые позволяют системе самостоятельно отслеживать состояние машины и ее окружения, быстро адаптируя транспортное средство под изменившуюся обстановку. Одним из таких устройств является датчик света, который устанавливается в автомобиле, а что это такое и зачем он нужен, читайте в статье.
Назначение
Датчик света в автомобиле устанавливается для быстрого реагирования на изменения уровня освещенности вокруг машины. Если он обнаруживает, что дорога впереди недостаточно хорошо видна, передает сигнал на блок управления. ЭБУ обрабатывает его и посылает команду на включение фар дальнего света. Таким образом, датчик контролирует работу систем освещения в автомобиле, реагируя на уровень затененности впереди. Кроме того, в продаже встречаются несколько разновидностей этого изделия, которые могут включать в себя дополнительный функционал, вроде отслеживания природных осадков и активации передних стеклоочистителей.
Условия для установки
Прежде чем создавать собственный датчик движения, необходимо определиться с рядом важных условий. Последние влияют на параметры будущего устройства. К числу таких условий относится:
- Выбор места установки. От этого параметра зависит конструкция датчика. В частности, если он используется на улице, то необходимо сделать для него влагостойкий корпус. Место установки также определяет уровень мощности, которым должен обладать сенсор.
- Наличие преград. Люстры, деревья и другие объекты мешают прохождению сигнала.
Важно отметить, что инфракрасные сенсоры не срабатывают, если в зоне их «видимости» располагается стекло.
Конструкция и принцип работы
Учитывая, что это устройство может быть частью заводской комплектации, датчик света изготавливается в формате небольшого компактного корпуса для установки на соответствующей позиции перед лобовым стеклом в салоне автомобиля. Электронное изделие состоит из нескольких светочувствительных элементов и светодиода, которых достаточно для того, чтобы датчик мог быстро и надежно реагировать на смену времени суток, погодных условий, отключение уличных фонарей или на въезд и выезд из тоннеля. Обнаружив изменения, устройство посылает сигнал блоку управления, чье реле включает фары ближнего или дальнего света.
Использование средства измерения освещения позволяет водителю не отвлекаться во время езды на регулировку работы фар. Впрочем, функционал этого устройства имеет и обратные стороны, ведь многие автовладельцы настолько привыкают к работе этого устройства, что отвыкают самостоятельно контролировать включение и отключение фар на машине. Иногда это поворачивается против невнимательных водителей, забывающих включать дальний свет в дневное время суток во время тумана и других условий, не предусмотренных к определению датчиком света. На некоторых марках авто эти устройства способны работать вне зависимости от зажигания двигателя, что приводит к неприятным ситуациям, когда фары у машины загораются на стоянке ночью, тем самым сажая аккумулятор.
Датчик движения для сигнализации
Такие устройства широко применяются не только для автоматического включения и выключения света, но и в охранных системах. С этой целью используются инфракрасные ДД, реагирующие на температуру объекта. Поскольку человеческое тело является активным источником ИК-лучей, прибор мгновенно реагирует на него, включая сигнализацию. К достоинствам инфракрасного ДД следует отнести:
- безопасность для человека и животных;
- надежность;
- простоту настройки.
Будет интересно➡ Как сделать распиновку витой пары RJ45
Собрать простой датчик движения для сигнализации можно своими руками. Для этого понадобятся:
- корпус (подойдет от старого бытового прибора);
- питающие провода;
- фотодиод;
- биполярный транзистор с переходом p-n-p;
- герконовое реле;
- подстроечный резистор.
Принцип работы
Как я уже писал это своего рода чувствительный фотоэлемент (с реле), он устанавливается под или на лобовое стекло автомобиля. Этот элемент замеряет освещение рядом с собой и принимает решение о включении или выключении фар, которое в свою очередь поступает в ЭБУ, либо на прямую в систему выключения. При пороговом значении, действия происходят практически мгновенно – обычно задержка 2 – 3 секунды. Вот почему если вы заехали в темный туннель, или подземный гараж, датчик сработает примерно через это время.
Если сказать простым и понятным языком – то это своего рода выключатель, который работает автоматически и замеряет уровень освещенности вокруг себя.
Обычно настройка ведется только на ближний свет фар автомобиля, дальний вам нужно включать самим. Потому как это просто не безопасно, он может ослепить машину, идущую вам на встречу.
Их преимущества и недостатки
p, blockquote 11,0,0,0,0 —>
Достоинства датчика света очевидны – водителю не требуется самостоятельно включать освещение при езде в темное время суток. Однако подобная схема работы светотехники имеет и два серьезных недостатка.
p, blockquote 12,1,0,0,0 —>
Первым из них является тот факт, что, привыкнув к датчику света, водитель может забывать включать свет днем, как того требуют Правила. Кроме того, неисправность датчика также может привести к тому, что автомобиль будет долгое время двигаться без внешнего освещения до того момента, как водитель заметит это визуально (а во время сумерек или пасмурным днем отсутствие внешнего освещения не всегда очевидно для водителя).
p, blockquote 13,0,0,0,0 —>
Еще одним существенным недостатком датчика света является его работа на ряде моделей автомобилей без ключа зажигания. То есть, перейдя в автоматический режим и забыв о нем, водитель столкнется с тем, что оставленный на стоянке автомобиль может включить фары в темное время суток, что негативно скажется на заряде аккумуляторной батареи. Конечно, многие современные машины имеют защиту от подобного несанкционированного срабатывания, но ее наличие зависит от конкретной модели авто, и об этом всегда следует помнить.
p, blockquote 14,0,0,0,0 —>
Как работает
Если честно, то настроек всего две:
1) Это темный режим суток. Когда фары зажигаются только в темноте.
2) Сумерки. Когда лампы начинают работать при сумерках, когда не так темно.
Также можно настроить «включение-выключение» фар – например только ближний, ближний + противотуманки. Это реально удобно.
Обычно реализация работы таких датчиков на панели около руля. Если специальный режим «AUTO», а также обычные режимы для ручного включения.
Для активации переводим ручку в AUTO и все, он будет работать согласно заложенным в него настройкам.
Хочется отметить, что в некоторых машинах, применяется система задержки отключения фар. Например, вы заглушили машину в гараже вышли из нее, закрыли дверь, поставили на сигнализацию — а освещение еще работает! Сделано это специально для того чтобы осветить вам дорогу, например вы закрываете гараж ночью – чтобы было видно. После 3 – 5 минут фары автоматически выключатся. Также очень удобная система.
Например у моего друга нет освещения в гараже, и он часто ей пользуется в осенне – зимнее время, когда темнеет рано.
Кстати вот небольшое видео про тот который стоит у меня на автомобиле.
Применение широкополосных фотоэлементов
Собирается данного типа датчик света нелегко. В первую очередь необходимо найти хороший фотоэлемент. Для его установки потребуется прочный корпус. Дополнительно следует отметить, что он обязан быть герметичным, поскольку вышеуказанный фотоэлемент плохо переносит повышенную влажность. Использовать его при минусовых температурах также не рекомендуется. Однако в закрытых помещениях он способен сослужить хорошую службу. Конденсаторы для него чаще всего используются интегральные. По емкости они различаются. В данном случае многое зависит от выбранной лампы накаливания.
Если рассматривать вариант на 5 В, то конденсаторы в такой ситуации можно использовать на 15 пФ. При этом подключение датчика света к сети должно осуществляться через переходник. Для регулировки мощности устройства часто используются управленческие платы. На сегодняшний день большим спросом пользуются многоканальные модели. Для того чтобы подключить датчик включения света к сети 220 В, без вспомогательного адаптера не обойтись.
Схема подключения напрямую
Для подключения датчика света используется трехпроводная схема. Она означает, что вам необходимо подать на прибор полноценные 220В (фазу+ноль), а не только фазу.
Практически такая же схема используется и для датчиков движения. Правда там есть варианты и двухпроводного подключения без ноля.
Куда подключать фазу, а куда ноль? В этом деле можете ориентироваться по цветам.
Обычно один из проводов должен быть синего или зеленого цвета – это ноль.
Два других проводника также отличаются расцветкой. Например, один будет коричневым (черным), другой – красным.
Коричневый – это входная фаза от автомата питания. Третий провод (красный) – это выход на нагрузку. На нем фаза появляется только в момент срабатывания фотореле.
Ее как раз-таки и нужно заводить в светильник.
Заводские провода на датчике коротковаты, поэтому их приходится удлинять. Приготовьте заранее клеммы или гильзы для прессовки.
Наращивание производится кабелем сечением 1,5мм2. Общее соединение всех проводников должно осуществляться в защитной распредкоробке.
Вот как будет выглядеть такая схема подключения напрямую от выключателя расположенного в распредщитке.
Можно ли установить своими руками
ДА конечно можно — вообще без проблем. Если у вас иномарка, в «бедной» комплектации в которой нет датчиков света, то посмотрите их в более «богатых». Если там они присутствуют, то просто вам нужно их купить и самому установить, ну или в крайнем случае на СТО.
Зачастую в панели приборов уже есть место для его крепления. Также, скорее всего вам понадобится другая ручка включения фар, в ней будет присутствовать режим AUTO. Или просто нужно будет сменить декоративную подложку, под ручкой. Как правило, режим также уже заложен.
Поэтому вся установка сводится к покупке датчика – если надо ручки – и подключению в специальную плату. На форумах по вашей модели эту информацию уже сто раз переживали, я в этом уверен.
Если берете машину отечественного производства или авто в котором даже в «высоких» комплектациях нет такого датчика — то тут немного посложнее, вам нужно будет покупать и настраивать еще и плату.
Однако «не так страшен черт как его малюют» — по сути, датчик света это выключатель который размыкает электрическую цепь, которая идет на фары. Именно в разрыв и нужно ставить. Правда придется искать место куда закрепить сам фотоэлемент, однако, это вопрос уже второй.
Лично у меня знакомые ставили на ВАЗ 2110 за пару часов, не спеша. Также на форумах есть много информации по правильной установке и размещению самого фотоэлемента.
Универсальная схема включения автосвета
Ваша машина ночует в гараже, Вас мало волнует проблемы холодного запуска и уж тем более ресурс ламп, тогда имеет смысл рассмотреть более простую, универсальную модель подключения основываясь на недорогом четырех контактном реле:
85 управляющий контакт реле – к плюсу после замка
86 управляющий контакт реле – к массе
30 силовой контакт – к постоянному плюсу (к массе в зависимости от того + или – подается на лампы фар при включении)
87 — силовой контакт – к силовому проводу на габариты или ближний свет
При вождении автомобиля в темное время суток возникает необходимость хорошего освещения дороги на достаточно длинную дистанцию. Но если по встречной полосе едет автомобиль с включенными фарами, то он ослепляет водителя встречного направления.
Этот эффект ослепления является одной из главных проблем езды в темное время. Для того чтобы избежать ослепления лампочки фар имеют две нити накала, причем вторая расположена так, чтобы свет распространялся вниз и в сторону от уровня глаз водителя встречного автомобиля. На практике, обычно водитель вручную переключает дальний и ближний свет механическим переключателем. Однако это очень неудобно для водителя, особенно в часы пик.
Наш проект “Адаптивная система освещения для автомобилей”(АСО) это умное решение для безопасного и удобного ночного вождения без интенсивного ослепляющего эффекта.
Адаптивная система не требует ручного переключения “ближний/дальний” при приближении встречного автомобиля. Система сама определяет есть ли свет от встречного автомобиля и переключает на ближний свет, а затем, после прохождения мимо, снова на дальний. Пользователь может настроить чувствительность системы.
Как подключить к Ардуино
Не меньший интерес представляет подключение датчика движения к Ардуино для организации умного дома.
Для решения задачи необходимо подготовить:
- плату Ардуино;
- PIR устройство контроля движения;
- беспаечную плата-макет;
- сопротивление на 220 Ом и светодиод;
- провода типа «папа-папа» и «папа-мать».
Название контактных соединений у разных производителей может отличаться, поэтому перед выполнением работы необходимо изучить особенности модуля.
Одни вывод подключается к GND, следующий к VCC (5 В), а оставшийся к OUT (передает цифровой сигнал с сенсора PIR).
PIR датчики почти идентичные по конструкции. Они имеют необходимую чувствительность на расстоянии до шести метров, а обзорность составляет 110*70 градусов. На выходе появляется 0 или 1 в зависимости от выявления факта движения.
Описание датчика света
Итак, что такое датчик света, для чего он используется в автомобиле и в чем заключается его принцип работы? Для начала рассмотрим описание устройства.
Предназначение, местонахождение и принцип работы
Световые контроллеры предназначены для автоматической активации света оптики при наступлении темноты или движении по неосвещенным участкам дороги. Когда на улице становится темно, контроллер сам активирует габаритные они, а также ближнее освещение. То же самое касается и поездок в тоннеле — при въезде датчик включит фонари, а при выезде из тоннеля — отключит их.
Контроллер света с проводкой для подключения
Как работает датчик? В соответствии со схемой, принцип функционирования девайса довольно простой. В устройстве используется специальный фотоэлемент, предназначенный для измерения освещения вокруг транспортного средства.
Для обработки сигналов фотоэлемента используется управляющий модуль, а непосредственно функцию активации и отключения освещения выполняет реле. Фотоэлемент производит измерение света в двух зонах — вокруг транспортного средства, а также конкретно перед ним. Такой принцип позволяет исключить возможные ложные срабатывания.
При необходимости автовладелец в любой момент сможет произвести регулировку устройства, чтобы девайс активировал оптику при определенном снижении степени света. Иными словами, водитель может выставить определенный порог срабатывания. Сам по себе контроллер срабатывает вольно быстро — когда освещенность улицы снижается до указанного порога, для активации оптики потребуется не более двух секунд. Что касается отключения, то для этого требуется не меньше шести секунд.
Управляющий модуль, осуществляющий функцию обработки импульсов, при уменьшении освещенности на дороге передает соответствующий сигнал на реле. На модуле имеется специальный болт, использующийся для регулировки чувствительности контроллера. Само реле напрямую подключено к проводке управления оптикой. Что касается места расположения, то оно может отличаться в зависимости от авто. Как правило, устройства устанавливаются в салоне авто, под лобовым стеклом. Также его монтаж возможен на центральной консоли либо на зеркале заднего вида.
Фотогалерея «Место расположения контроллера»
1. Место монтажа под лобовым стеклом 2. Фоточувствительный элемент на центральной консоли 3. Датчик света на зеркале заднего вида
Разновидности
В настоящее время производители выпускают множество моделей машины, которые изначально комплектуются контроллерами такого типа. Устройство может функционировать не всегда, так как при необходимости автовладелец может его отключить.
По разновидностям эти устройства можно разделить на два вида:
Что касается отличий, то их практически нет. Единственно различие заключается в том, что универсальные девайсы не комплектуются селектором с положением «Auto», который можно установить на подрулевой переключатель.
Однако следует отметить, что существуют и типы контроллеров:
Монтаж
Казалось бы – чего тут может быть сложного? Ведь требуется всего прикрутить, подключить, настроить – и можно использовать! Но в результате таких непродуманных действий часто оказывается, что место установки было выбрано неудачно. К примеру: вот монтировали где-то датчик, а он при наступлении темноты то включается, то выключается. И только когда наступает ночь, может более-менее нормально работать? Почему так, плохая схема или корявые руки? Не обязательно. Всё может оказаться значительно прозаичнее – сам датчик будет установлен в таком месте, что его будет освещать лампа, которую он сам включает. Получается такая схема: стало темно – сработал элемент – включилось освещения – теперь светло, и можно отключаться. И так по кругу.
Источник