Цепь ГРМ — снятие и установка
Снятие
Описание работ
1. Снимите двигатель и коробку передач в сборе с автомобиля. См. раздел «Снятие и установка».
2. Отделите двигатель от коробки передач. См. главу Механическая коробка передач.
3. Снимите компоненты, оставшиеся в п. 3, и перейдите к п. 5.
Примечание: Причина проведения работ на самом двигателе указана ниже.
При снятии и установке масляного поддона (верхнего) необходимо снять коробку передач.
По этой причине при снятии и установке передней крышки нарушается целостность поддержки двигателя за счет опор.
1. Снимите переднее правое колесо и защитную накладку с переднего правого крыла.
2. Слейте моторное масло.
3. Снимите следующие компоненты:
- приводные ремни и натяжные шкивы; см. раздел «Приводные ремни»;
- клапанную крышку; см. раздел «Клапанная крышка»;
- переднюю выхлопную трубу; см. главу Акселератор, топливная система и система выпуска;
- стартер; см. главу Электрооборудование;
- масляный поддон (нижний и верхний) и фильтр грубой очистки масла; см. выше раздел «Масляный поддон и фильтр грубой очистки масла»;
- правую фару; см. главу Электрооборудование.
4. Выполните следующие операции и снимите стойку правой опоры двигателя и кронштейны правой опоры двигателя (верхний и нижний):
- а. Зафиксируйте двигатель одним из следующих способов;
- Установите подъемные петли на двигатель и зацепите лебедкой. См. раздел «Снятие и установка».
- Подоприте низ коробки передач домкратом, станиной безопасности и т.п.
Внимание: Подпирая низ домкратом, не поцарапайте коробку передач.
- b. Снимите стойку правой опоры двигателя и кронштейн правой опоры двигателя (верхний и нижний). См. раздел «Снятие и установка».
5. Снимите генератор. См. главу Электрооборудование.
6. Снимите переднюю крышку головки цилиндров. См. выше раздел «Распредвал».
7. Выверните вспомогательные болты (1) из головки цилиндров.
8. Установите поршень цилиндра №1 в ВМТ в такте сжатия.
- а. Проверните шкив коленвала по часовой стрелке
- b. Убедитесь, что рабочие выступы кулачков распредвалов впускных и выпускных клапанов цилиндра №1 обращены наружу
- с. Убедитесь, что метки синхронизации (1), выбитые на звездочках распредвалов впускных и выпускных клапанов встали так, как показано на рисунке.
В противном случае проверните шкив коленвала еще на один оборот и совместите метки так, как показано на рисунке.
9. Снимите шкив коленвала следующим образом:
- а. Закрепите держатель зубчатого венца (специнструмент) в установочных отверстиях под стартер и зафиксируйте коленвал (см, рис.).
После снятия масляного поддона (верхнего) противовес коленвала также можно зафиксировать рукояткой молотка и т.п. Не допускайте попадания посторонних частиц внутрь двигателя.
Внимание: Не цепляйте захваты съемника за края шкива коленвала, т.к. при этом Вы повредите внутренние демпферы.
10. Снимите кронштейн натяжных шкивов приводных ремней в сборе с передней крышки. См. раздел «Приводные ремни».
11. Снимите переднюю крышку цепи ГРМ следующим образом:
- а. Чтобы освободить пространство вокруг передней крышки при снятии и установке, снимите ведущую втулку масляного насоса (2), вокруг которой расположен передний сальник(1).
Вынимайте под прямым углом при помощи длинных щипцов или двух отверток и т.п.
Внимание: Не повредите поверхность ведущей втулки масляного насоса.
- b. Осторожно снимите переднюю крышку.
Выверните болты А-С, как показано на рисунке.
Внимание:
- Чтобы не погнуть и не повредить переднюю часть прокладки головки цилиндров, снимайте так, чтобы она аккуратно отделилась от верха передней крышки и низа прокладки.
- В случае повреждения замените прокладку головки цилиндров.
- с. Выньте кольцевое уплотнение из блока цилиндров.
12. Выньте установочные штифты (1) передней крышки из блока цилиндров.
Нагрев установочные штифты тепловентилятором (2), выньте их клещами (3).
Примечание: Данная операция выполняется в порядке подготовки к установке передней крышки. Если будет сниматься цепь ГРМ, ее можно выполнить позднее.
13. Извлеките передний сальник из передней крышки.
Вставьте отвертку сзади сальника, подденьте и снимите.
14. Установите звездочку распредвала впускных клапанов в положение максимального опережения. См. раздел «Распредвал».
Примечание: Следующие операции выполняются для снятия цепи ГРМ и других смежных компонентов.
15. Снимите натяжитель цепи ГРМ. См. раздел «Распредвал».
16. Снимите звездочку с распредвала. См. раздел «Распредвал».
Примечание: Метки между звездочкой распредвала и цепью ГРМ наносить не требуется.
17. Снимите цепь ГРМ, направляющую цепи в месте изгиба и направляющую натяжителя.
18. Снимите звездочку с коленвала.
Проверка после снятия
Проверьте, нет ли трещин или чрезмерного износа на цепи ГРМ. При необходимости замените.
Установка
Внимание:
- При помощи скребка полностью удалите герметик с контактных поверхностей и протрите чистым бензином.
- После установки удалите выступивший герметик.
1. Выполните следующие операции и наденьте цепь ГРМ и установите смежные компоненты.
При установке звездочек, цепи ГРМ (1) и других компонентов руководствуйтесь рисунком.
Ставьте звездочки меткой совмещения а сторону переда двигателя.
- а. Установите цепь ГРМ и звездочку коленвала (2).
Вы можете убедиться, что поршень цилиндра №1 встал в ВМТ в такте сжатия, проверив, обращена ли шпонка коленвала прямо вверх.
Заведите цепь ГРМ за передний конец, распредвала так, чтобы она не упала.
- b. Установите направляющую цепи в месте изгиба (3) и направляющую натяжителя (4).
- с. Установите звездочки на распредвалы. См. раздел «Распредвал». При выполнении этой операции совместите метки на звездочках распредвалов и цепи ГРМ.
- d. Установите натяжитель цепи ГРМ. См. раздел «Распредвал».
- е. Еще раз убедитесь, что метки совмещения не сместились.
- f. Временно установите ведущую втулку масляного насоса, шкив коленвала и затяните крепежный болт шкива коленвала от руки так, чтобы можно было провернуть коленвал.
- g. Проверните коленвал по часовой стрелке, если смотреть спереди двигателя. Установите звездочку распредвала впускных клапанов в положении максимального запаздывания. См. раздел «Распредвал».
- h. Несколько раз проверните коленвал по часовой стрелке и проверьте, нет ли каких-либо отклонений от нормы.
- i. Снимите компоненты, временно установленные в п. «f».
2. Запрессуйте передний сальник в переднюю крышку.
Запрессовывайте маркировкой на сальнике в сторону переда двигателя.
При помощи подходящей выколотки запрессовывайте сальник, пока он не встанет заподлицо с торцевой поверхностью крышки.
Убедитесь, что наружная кромка сальника не повреждена и на ней нет заусенцев.
3. Установите переднюю крышку следующим образом:
- а. Установите кольцевое уплотнение (1) в блок цилиндров.
Внимание:
- Не повредите прокладку под головку цилиндров (3).
- При установке не допускайте, чтобы полоска герметика прерывалась из-за смещения в сторону от указанного участка.
- g. Установите переднюю крышку, затянув болты от руки так, чтобы она не двигалась.
- h. Запрессуйте установочные штифты (1) в блок цилиндров через переднюю крышку.
- i. Затяните крепежные болты передней крышки от руки.
А (длина стержня под головкой: 25 мм), В (40 мм), С (50 мм).
- k. Затяните вспомогательные болты головки цилиндров от руки.
- l. Затяните крепежные болты передней крышки и вспомогательные болты головки цилиндров с требуемым моментом.
4. Установите ведущую втулку масляного насоса(1).
При установке совместите с лысками внутренней шестерни масляного насоса.
Если они не совмещаются, проверните внутреннюю шестерню при помощи отвертки.
Внимание: Не повредите кромки сальника.
5. Установите кронштейн натяжных шкивов приводных ремней в сборе. См. раздел «Приводные ремни».
6. Насадите шкив на коленвал.
При установке убедитесь, что кромка переднего сальника не перевернута и обжимная пружина манжеты встала на место.
Зафиксируйте коленвал тем же способом, что и при снятии и затяните крепежные болты.
Внимание: На посадочную поверхность болтов нанесена специальная смазка, стабилизирующая крутящий момент, поэтому не вытирайте ее и не наносите масло.
7. Установите переднюю крышку на головку цилиндров.
Равномерно нанесите герметик, как показано на рисунке.
Пользуйтесь фирменным герметиком или эквивалентным.
8. Установите кронштейн правой опоры двигателя и стойку правой опоры двигателя. См. раздел «Снятие и установка».
9. Установите оставшиеся компоненты в порядке, обратном снятию.
Проверка после установки
С тем, чтобы дать герметику затвердеть, проводите проверку не менее, чем через 30 минут после выполнения последней операции по установке компонентов на герметик.
Прогрев двигатель, проверьте, нет ли утечки моторного масла из компонентов.
Источник
Цепь ГРМ — снятие и установка
Внимание: Под направлением вращения, указанным в тексте, подразумевается вращение, если смотреть спереди двигателя.
Снятие
1. Снимите переднее правое колесо.
2. Снимите защитную накладку с переднего правого крыла. См. главу Кузов.
Примечание: Выполняйте эту операцию, когда двигатель холодный.
4. Снимите следующие компоненты:
- клапанную крышку; см. раздел «Клапанная крышка»;
- приводные ремни; см. раздел «Приводные ремни»;
- шкив водяного насоса; см. главу Система смазки и система охлаждения двигателя;
- кабель заземления (между кронштейном правой опоры двигателя и опорой сердцевины радиатора).
5. Подоприте низ двигателя телескопической стойкой, затем снимите кронштейн и изолятор правой опоры двигателя. См. раздел «Двигатель в сборе».
6. Установите поршень цилиндра №1 в ВМТ в такте сжатия след, образом:
- а. Проверните шкив коленвала (2) по часовой стрелке и совместите метку синхронизации (бесцветную риску) (А) с указателем синхронизации (1) на передней крышке.
В. Метка белой краской (не используется при обслуживании).
- b. Убедитесь, что метки совмещения на звездочках распредвалов встали так, как показано на рисунке.
1. Звездочка распредвала выпускных клапанов
2. Звездочка распредвала впускных клапанов
(A) Метка совмещения (выбита)
(B) Метка совмещения (риска высеченная на периферии)
В противном случае проверните шкив коленвала еще на один оборот и совместите метки так, как показано на рисунке.
7. Снимите шкив коленвала следующим образом:
- а. Зафиксируйте шкив коленвала (1) держателем (подходящий специнструмент) (А).
8. Снимите переднюю крышку следующим образом:
- а. Ослабьте крепежные болты в порядке, обратном изображен рисунке.
9. Извлеките передний сальник из передней крышки цепи помощи подходящего инструмента.
Внимание: Не повредите переднюю крышку.
10. Снимите натяжитель цепи дующим образом:
- а. Полностью вдавите рычаг (А) натяжителя цепи и отпустите плунжер (С) внутри натяжителя.
Стопорный язычок (В) плунжера можно отпустить, полностью вдавив рычаг (соосная с рычагом конструкция).
- b. Оттяните рычаг и совместите отверстие в нем с отверстием в корпусе.
При совмещении отверстий в рычаге и корпусе можно зафиксировать плунжер.
Когда выступающие части храповика плунжера и стопорного язычка обращены друг к другу, отверстия не совмещены. Правильно введите их в зацепление и совместите эти отверстия, слегка сдвинув плунжер.
- с. Вставьте стопорный штифт (D) в отверстие в корпусе натяжителя через отверстие в рычаге и зафиксируйте рычаг в верхнем положении.
В качестве примера вместо стопорного штифта используется шестигранный гаечный ключ (2,5 мм).
- d. Снимите натяжитель цепи
11. Снимите направляющую натяжителя (2) и направляющую цепи ГРМ в месте изгиба (1).
12. Снимите цепь ГРМ (2).
Подтяните цепь ГРМ со стороны звездочки распредвала выпускных клапанов (1) и начните снимать цепь с этой стороны.
Внимание: После снятия цепи ГРМ не проворачивайте коленвал или распредвал по отдельности, иначе произойдет соударение клапанов о днища поршней.
13. Снимите звездочку с коленвала и компоненты, связанные с цепью привода масляного насоса, следующим образом:
Проверка после снятия
Цепь ГРМ
Проверьте, нет ли трещин (А) или чрезмерного износа (В) на роликовых звеньях цепи ГРМ. При необходимости замените цепь ГРМ.
Установка
Примечание: На рисунке показано относительное расположение меток совмещения на цепях и на соответствующих звездочках после установки компонентов.
1. Цепь ГРМ.; 2. Звездочка распредвала (выпуск); 3. Направляющая цепи ГРМ в месте изгиба; 4. Натяжитель цепи ГРМ; 5. Цепь привода масляного насоса; 6. Звездочка масляного насоса; 7. Звездочка коленвала; 8. Направляющая натяжителя цепи ГРМ; 9. Звездочка распредвала (впуск); А. Звено желтого цвета; В. Метка совмещения (выбита); С. Звено оранжевого цвета; D. Метка совмещения (выбита); Е. Шпонка коленвала (обращена прямо вверх); F. Метка совмещения (риска высеченная на периферии); G. Звено желтого цвета
1. Установите звездочку коленвала и компоненты, связанные с цепью привода масляного насоса, следующим образом:
- а. Одновременно установите звездочку коленвала (1), цепь привода масляного насоса (2) и звездочку масляного насоса(3).
Насаживайте звездочку коленвала зубьями под звездочку масляного насоса (А) в сторону задней части двигателя.
Насаживайте звездочку масляного насоса шестигранной поверхностью (В) в сторону переда двигателя.
Примечание: На компонентах, связанных с цепью привода масляного насоса, метки совмещения не предусмотрены.
- b. Придерживая кончик вала масляного насоса головкой TORX (размер: Е8), затяните гайки звездочки масляного насоса.
1. Звездочка коленвала; 2. Цепь привода масляного насоса; 3. Звездочка масляного насоса
- с. Установите натяжитель цепи (1).
Наденьте корпус на ось (В), вставляя пружину в крепежное отверстие (А) на передней поверхности блока цилиндровом рис.
2. Наденьте цепь ГРМ следующим образом:
Наденьте цепь ГРМ, совместив метки на каждой звездочке и цепи ГРМ.
Если метки не совмещаются, слегка проверните распредвал и совместите.
А. Звено желтого цвета; B. Метка совмещения (выбита); C. Звено оранжевого цвета; D. Метка совмещения (выбита); Е. Шпонка коленвала (обращена прямо вверх); F. Метка совмещения (риска высеченная на периферии); G. Звено желтого цвета
Внимание:
- Совместив метки, удерживайте их в таком положении, придерживая цепь ГРМ рукой.
- Чтобы не допустить смещения зубьев, не проворачивайте коленвал и распредвал, пока не установите переднюю крышку.
3. Установите направляющую натяжителя (2) и направляющую цепи в месте изгиба (1).
4. Установите натяжитель цепи (1).
Вдавите плунжер и удерживайте его в нажатом состоянии при помощи стопорного штифта (А).
После установки натяжителя цепи осторожно выньте стопорный штифт.
5. Еще раз убедитесь, что метки совмещения на звездочках и цепи ГРМ не сместились.
6. Вставьте передний сальник в переднюю крышку.
7 Установите переднюю крышку следующим образом:
- а. Нанесите герметик непрерывной полоской при помощи шприца (специнструмент: WS39930000) на переднюю крышку, как показано на рисунке.
Пользуйтесь фирменным герметиком или эквивалентным
1. Головка цилиндров; 2. Блок цилиндров; 3. Масляный поддон (верхний); А. Участок нанесения герметика. Диаметр 3,0-4,0 мм
- b. Нанесите герметик непрерывной полоской при помощи шприца (специнструмент: WS39930000) на переднюю крышку, как показано на рисунке.
Пользуйтесь фирменным герметиком или эквивалентным
- с. Затяните болты в порядке, указанном цифрами на рисунке.
- d. После затяжки подтяните их с требуемым моментом в порядке, указанном цифрами на рисунке №2.
Внимание: Удалите излишек герметика, выступившего на поверхности.
А. Участок нанесения герметика. Диаметр 3,0-4,0 мм
8. Установите шкив коленвала, совместив его со шпонкой.
Напрессовывая шкив коленвала пластиковым молотком, наносите удары по центральному участку (не по окружности).
Внимание: Устанавливайте шкив коленвала, не повредив кромку переднего сальника.
9. Затяните крепежный болт шкива коленвала следующим образом:
Зафиксируйте шкив коленвала держателем шкива (подходящий специнструмент) и затяните крепежньй болт шкива коленвала.
- а. Нанесите свежее моторное масло на резьбу и посадочную поверхность болта шкива коленвала.
- b. Затяните крепежный болт шкива коленвала.
Момент затяжки: 35,0 Н·м (3,6 кг·м)
Нанесите метку краской (В) на шкив коленвала напротив любой угловой метки (А) на фланце (1) болта шкива коленвала.
- d. Доверните болт на 60° (затяжка на угол).
Контролируйте угол затяжки по угловым меткам.
10. Проверните шкив коленвала по часовой стрелке от руки и убедитесь, что он вращается свободно.
11. После этой операции установка выполняется в порядке, обратном снятию.
Проверка после установки
Проверка утечек
Ниже приведены процедуры проверки утечек жидкостей, моторного масла и выхлопных газов.
Перед запуском двигателя проверьте уровень масла/жидкостей, включая охлаждающую жидкость двигателя и моторное масло. Если уровень ниже нормы, долейте и доведите до требуемого уровня. См. главу Общие сведения и техническое обслуживание.
Проверьте, нет ли утечек топлива следующим образом:
- Поверните ключ зажигания в положение «ON» (не запуская двигатель). Создав давление в топливопроводах, проверьте, нет ли утечек топлива на стыках.
- Запустите двигатель. Увеличивая обороты двигателя, снова проверьте, нет ли утечек топлива на стыках топливопроводов.
Дайте поработать двигателю и проверьте, нет ли необычного шума или вибрации.
Примечание: Если гидравлическое давление внутри натяжителя цепи ГРМ падает после снятия/установки, в результате провисания в направляющей может возникать глухой стук при запуске двигателя и сразу же после него. Однако, это не указывает на неисправность. Стук прекратится после подъема гидравлического давления.
Хорошо прогрейте двигатель и убедитесь, что нет утечек топлива, выхлопных газов или масла/жидкостей, включая охлаждающую жидкость двигателя и моторное масло.
Выпустите воздух из трубок и шлангов соответствующих систем, например, системы охлаждения.
После того, как двигатель охладится, снова проверьте уровень масла/жидкостей, включая охлаждающую жидкость двигателя и моторное масло. При необходимости долейте и доведите до требуемого уровня.
Источник