Нимб для иконы своими руками

Золотошвейная мастерская при Успенском подворье Оптиной пустыни

Suckerfish

Техника церковной вышивки

Вышивка ризы на икону

Да, длина ткани должна быть больше, чем периметр иконы, на ширину иконной доски плюс сантиметров 5-7 для подгиба.

  1. На запяленную ткань наношу прорись с помощью кальки для ткани . Обвожу прорись простым карандашом, уточняю линии ( см. фото 6)
  2. Начинаю вышивать с контуров мафория Божией Матери, одежды Младенца. Зашиваю их полностью, потом вышиваю нимбы (фото7), фон (если он вышивается), рамку и надписи, подправляю все, сверяю с калькой. Вышиваю так, как описано в журнале Убрус, вы, наверное, все знаете, как пришивать бисер. Вышиваю и вприкреп, и по две, и по одной бисеринке.

Фон можно оставлять незашитым. (См. фото 8)

Иглы использую, естественно, бисерные, нитки – ЛЛ, либо армированные. Под цвет бисера или ткани фона. Нитки можно слегка вощить.

  1. Проклеиваю изнанку мучным клейстером, не снимая с пялец. Раньше проклеивала полностью, теперь проклеиваю те части, которые будут вырезаться и прилегающие к ним вышитые, примерно на 1 см.
  2. После высыхания аккуратно маникюрными ножницами и острым распарывателем для ткани вырезаю незашитые детали с припуском приблизительно 1 см, если позволяет ткань, а если дырочка маленькая, то — как получится. Надсекаю ткань так, чтобы она хорошо и плавно загнулась на изнанку. Подшиваю ее к изнанке, проходя два, а то и три раза по кругу, чтобы ткань была хорошо закреплена. Можно еще раз проклеить края.
  3. Вышивку снимаю с пялец. Прикладываю к иконе. Чтобы хорошо положить ризу на икону, понадобится помощь двухстороннего скотча. Мне нравится работать с лентой для приклеивания линолиума. На тыльную сторону иконной доски по периметру приклеиваю скотч, и поочередно снимая второй бумажный слой с него, заворачиваю на изнанку ткань и приклеиваю к скотчу. Если нужно подправить, можно отклеить и сделать еще раз, скотч прилипает хорошо. Когда я вижу, что результат меня устраивает, раза расположена правильно и никуда не сдвигается, я фиксирую углы, пришиваю их нитками. Лишнюю ткань на изнанке срезаю.
  4. Выкраиваю х/б ткань, равную периметру иконы и пришиваю ее вручную по всему периметру иконы с изнанки, чтобы закрыть все подгибы и стыки, дабы все было аккуратно.
  5. Вставляю икону в киот . Аминь.

Вот и вся премудрость. Если есть вопросы – задавайте.

Источник

Технология создания православной иконы

Создание иконы — длительный, кропотливый, многоэтапный процесс.

На примере Венчальных икон размером 18х24 мы проиллюстрируем и расскажем о том как создаются иконы в нашей мастерской.

1-ый этап: Изготовление иконной доски.

Для написания икон наши иконописцы используют доски, изготовленные в столярной мастерской. Самая подходящая древесина для изготовления иконной доски — липа. С обратной стороны доски столяр делает шпонки. Шпонки изготавливаются из дуба, они предотвращают прогиб иконы. Иконные доски бывают без ковчега и с ковчегом. На лицевой стороне доски с ковчегом вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляются нетронутыми поля. Углубленная часть доски называется ковчегом, возвышение от ковчега к полям иконы называется лузга. Глубина ковчега для небольших икон составляет 2-2.5 мм, для крупных икон 3-4 мм.

2-ой этап: Нанесение специального грунта (левкаса) на иконную доску.

Левкас, в состав которого входят мел и клей, накладывается на марлевую ткань — паволоку, предварительно наклеенную на иконную доску. Мастер, работающий с левкасом знает и соблюдает технологию этого процесса. У каждого левкасчика есть свои секреты приготовления левкаса, индивидуальные пропорции составляющих его частей. Покрытую левкасом доску просушивают и тщательно вышкуривают . Наша иконописная мастерская сотрудничает с высококвалифицированными мастерами-левкасчиками, так как от качества левкаса зависит качество золочения, гравировки, а также нанесения красочного слоя при написании иконы.

Читайте также:  Крыльцо своими руками просто вариант

3-ий этап: Отрисовка образа на иконной доске.

На гладкую поверхность залевкашенной доски иконописец наносит рисунок образа с образца, утвержденного заказчиком. Затем мастер-позолотчик золотит необходимые участки иконы — нимб, фон, поля иконы. Мы выполняем золочение на полимент листовым сусальным золотом 960 пробы. Золочение иконы требует навыков и умения.

Если вы заказываете икону с гравировкой, то пред позолотой иконы мастер-гравер выполняет гравировку по левкасу. Только после этого можно золотить икону.

4-ый этап: Написание иконы.

Когда необходимые участки иконы позолочены, можно приступать к работе красками. При написании иконы мы используем высококачественные долговечные темперные краски, для разведения которых применяется яичная эмульсия (желток с добавлением воды и уксуса, или вина). Мы используем технику, в которой работали мастера 14-16 вв . Сначала основными цветами покрываются элементы одежды, лика, рук, пейзажа и архитектуры, то есть выполняется роскрышь иконы. Роскрышь — это основа для моделирования формы.

По роскрыши иконописец делает прорись или опись — нанесение всех контуров рисунка складок одежды, лика. Цвет прориси бывает чаще всего таким же, как основной тон роскрыши , но немного темнее, редко другой. Линии должны быть живыми, сочными, а не сухими и однообразными.

После нанесения описи, иконописец приступает к моделировке формы светом, то есть к нанесению пробелов на одежде, горках, зданиях, если они присутствуют в композиции иконы. Высветления наносятся послойно от темного к светлому.

Когда одежда, пейзаж, архитектура прописаны высветлениями, иконописец приступает к высветлению лика и рук святого. В иконописи существует много приемов наложения высветлений для моделирования формы. Каким будет лик по окончании работы во многом зависит от мастерства иконописца. У каждого художника-иконописца есть свои приемы и навыки, а также предпочтения, которые он использует, прописывая образ. Наши иконописцы достигают высветления при помощи многослойных лессировок — очень тонких красочных слоев, которые наносятся один на другой и создают эффект свечения лика. Количество таких слоев может достигать 50.

В конце работы над образом необходимо сделать притенения по краям одежды и в некоторых местах на лике, для придания большей выразительности и объема. Также выполнить оживки — светлые штрихи, которые придают еще больший эффект свечения.

5-ый этап: Нанесение ассиста .

Специальным клейким веществом иконописец наносит узор будущих золотых высветлений на одежде, архитектуре и деревьях, который затем наносится листовое сусальное золото. После этого на иконе необходимо выполнить надписи.

7-й этап: Создание защитного слоя.

Завершающий этап в работе над иконой — это покрытие иконы защитным слоем — олифой. Олифа пропитывает насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом. Благодаря олифе все краски на иконе начинают звучать в полную силу. После высыхания олифы необходимо покрыть икону специальным лаком, который защитит краски от пожелтения, а саму икону от повреждений и других неблагоприятных факторов.

Венчальная пара готова.

Для лучшей сохранности иконы можно поместить еще в киот. Он защитит икону от пыли и от воздействия других внешних факторов.

По желанию мы освящаем икону в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чтобы освятить икону, мы относим ее в храм. В соборе Лавры священник читает специальные молитвы на освящение иконы и кропит ее святой водой.

Источник

Нимб для иконы своими руками

Оклады для икон

В следующих статьях мы обсудим, где продаётся одежда Лавира по низкой цене, в этой статье мы обсудим, как сделать оклады для икон. Как бы ни была современна жизнь, кое-что из старых устоев еще в обществе сохранилось, в том числе и родительское благословение детей на брак. Нигде этот обряд не обходится без иконы. Но рублевские времена давно прошли, а обряду все-таки хочется придать красоту.

Читайте также:  Компенсатор реактивной мощности своими руками схема

Поэтому лики святых, продающиеся в церковных лавках, «одевают» в красивые «убранства» — вставляют в рамки и украшают золотыми окладами. Я хочу поделиться этим умением с читателями.

Для работы понадобится: «золотое»шитье, плотная фольга золотистого или желтого цвета, плотный резиновый коврик, средние и маленькие ножницы, линейки 50 и 10 см, шариковая ручка с ровной поверхностью и пустым стержнем, лекала для нанесения рисунка, сапожные гвозди длиной 10-20 мм и маленький молоток (фото 1).

В первую очередь нужно приготовить рамку глубиной не менее 7 см, в верхней части должен быть пазик под стекло (рис. 1). Ширина и длина рамки зависит от величины лика. В cтандартных иконах с размером лика 13-18 или 14-21 см расстояние между бортиком рамки и ликом должно быть не менее 6-7 см.

Все заготовки для иконы я изготавливаю вручную при помощи ножниц, ручки, линейки, шаблонов. Есть у меня еще одно нехитрое приспособление — резец, изготовленный из шестеренки старого будильника (фото 2). Рисунок может быть геометрический, растительный или комбинированный (фото 3).

Наносить его нужно с изнаночной стороны фольги, предварительно вырезав из нее кусок нужной формы и аккуратно разгладив ручкой (вот почему она должна быть ровной и гладкой), разметить рисунок и нанести этой же ручкой, делая уверенный нажим (не забудьте подложить под фольгу резиновый коврик!), чтобы рисунок продавливался равномерно на лицевой стороне.

Угловая часть оклада обычно состоит из нескольких деталей (фото 4), поэтому нужно сделать из сложенной втрое узкой (2-3 мм) полоски фольги скрепку, согнув ее в форме молоточка (рис. 2).

Когда все детали обведены по контуру и прорисован узор, надо сложить их в нужном порядке, аккуратно в середине, в мecтe стыковки, проколоть ножницами отверстие и, вставив в нею скрепку, зафиксировать все детали.

Затем придать уголку нужную форму: приподняв цветки на длинной ножке, отогнуть их в нужное положение.

При желании можно украсить икону крестиком, фигуркой голубя (фото 5) или цветочной композицией (фото 6). Сложнее всего сделать, конечно, цветы: их вырезают из цветной фольги так же, как и уголки, проглаживают (разравнивают) ручкой, обводят контуры, при необходимости рисуют прожилки у листьев и цветков, затем собирают при помощи скрепки из фольги.

В деревянную рамку, заранее окрашенную только в черный (!) цвет, нужно вставить прямо по центру образок и прибить (рис. 3).

Источник

Оклады для икон

В следующих статьях мы обсудим, где продаётся одежда Лавира по низкой цене, в этой статье мы обсудим, как сделать оклады для икон. Как бы ни была современна жизнь, кое-что из старых устоев еще в обществе сохранилось, в том числе и родительское благословение детей на брак. Нигде этот обряд не обходится без иконы. Но рублевские времена давно прошли, а обряду все-таки хочется придать красоту.

Поэтому лики святых, продающиеся в церковных лавках, «одевают» в красивые «убранства» — вставляют в рамки и украшают золотыми окладами. Я хочу поделиться этим умением с читателями.

Для работы понадобится: «золотое»шитье, плотная фольга золотистого или желтого цвета, плотный резиновый коврик, средние и маленькие ножницы, линейки 50 и 10 см, шариковая ручка с ровной поверхностью и пустым стержнем, лекала для нанесения рисунка, сапожные гвозди длиной 10-20 мм и маленький молоток (фото 1).

Читайте также:  Комплекты для кухни своими руками

В первую очередь нужно приготовить рамку глубиной не менее 7 см, в верхней части должен быть пазик под стекло (рис. 1). Ширина и длина рамки зависит от величины лика. В cтандартных иконах с размером лика 13-18 или 14-21 см расстояние между бортиком рамки и ликом должно быть не менее 6-7 см.

Все заготовки для иконы я изготавливаю вручную при помощи ножниц, ручки, линейки, шаблонов. Есть у меня еще одно нехитрое приспособление — резец, изготовленный из шестеренки старого будильника (фото 2). Рисунок может быть геометрический, растительный или комбинированный (фото 3).

Наносить его нужно с изнаночной стороны фольги, предварительно вырезав из нее кусок нужной формы и аккуратно разгладив ручкой (вот почему она должна быть ровной и гладкой), разметить рисунок и нанести этой же ручкой, делая уверенный нажим (не забудьте подложить под фольгу резиновый коврик!), чтобы рисунок продавливался равномерно на лицевой стороне.

Угловая часть оклада обычно состоит из нескольких деталей (фото 4), поэтому нужно сделать из сложенной втрое узкой (2-3 мм) полоски фольги скрепку, согнув ее в форме молоточка (рис. 2).

Когда все детали обведены по контуру и прорисован узор, надо сложить их в нужном порядке, аккуратно в середине, в мecтe стыковки, проколоть ножницами отверстие и, вставив в нею скрепку, зафиксировать все детали.

Затем придать уголку нужную форму: приподняв цветки на длинной ножке, отогнуть их в нужное положение.

При желании можно украсить икону крестиком, фигуркой голубя (фото 5) или цветочной композицией (фото 6). Сложнее всего сделать, конечно, цветы: их вырезают из цветной фольги так же, как и уголки, проглаживают (разравнивают) ручкой, обводят контуры, при необходимости рисуют прожилки у листьев и цветков, затем собирают при помощи скрепки из фольги.

В деревянную рамку, заранее окрашенную только в черный (!) цвет, нужно вставить прямо по центру образок и прибить (рис. 3).

Поставить боковые детали под углом от боковой стенки и к лику (фото 7). Затем прикрепить угловые детали (фото 8) и прибить отделочные планки. Вставить в паз стекло и закрыть рамку наглухо. Иногда я делаю на иконах дополнительно светящийся нимб вокруг головы святого из фольги (фото 9).

Кстати, старинные иконы рисовали не целиком, а только открытые части тела: лицо, руки и ноги. Поэтому оклад был полным, т.е. располагался не только по бокам иконы, но и по изображению.

Приходилось мне реставрировать и такие. В этих случаях накладываю нa изображение прозрачную пленку и пишущей ручкой переснимаю рисунок со старой иконы на пленку. Новую фольгу скрепляю из нескольких полос, разглаживаю и переношу нa нее рисунок с пленки.

Для лица и рук аккуратно вырезаю отверстие, обвожу контуры (фото 10) — изображение получается выразительнее, скрываются погрешности при вырезании. Затем снимаю старую фольгу, накладываю новую, прибиваю по уголкам гвоздями и собираю остальные детали обычным способом.

ПРИМЕЧАНИЕ Узкую фольгу (шириной всего 6-7 см) зафиксировать в рамке трудно. В этом случае в рамку нужно дополнительно изготовить наклонные треугольные брусочки и прикрепить к ним боковые заготовки. С
широкой фольгой работать проще и не надо утяжелять рамку.

К нужной ширине боковой заготовки (как у меня) нужно добавить с внешней стороны 1см фольги и, загнув его кверху, прибить к боковой стороне рамки.

Пусть Господь вас благословит на эту работу, и пусть икона помогает вам жить и вдохновляет на добрые дела!

Св.Петкевич
По материалам газеты «Толока. Делаем сами»

Источник

Оцените статью
Своими руками