Ненецкая люлька своими руками

История колыбели.

Цель работы: познакомиться с видами колыбелей в России и связанными с ними традициями и обычаями.

Задачи:

1- Узнать значение слова «колыбель».

2- Изучить виды колыбелей на территории России.

3- Познакомиться с колыбельными традициями и обычаями в русской деревне.

4- Сделать самостоятельно колыбель для моей куклы.

Скачать:

Вложение Размер
istoriya_kolybeli.doc 95 КБ

Предварительный просмотр:

IV международная научно-практическая конференция

«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание

и развитие детей основе народного творчества»

Секция «Хочу все знать!»

ученица 2 «Б» класса

Кузьмичева Юлия Петровна,

учитель начальных классов

Глава 1. Теоретическая часть………………. ………………………………….4

  1. Значение слова «колыбель»……….……………………………………4
  2. Какое отношение было у людей к колыбели в прошлом веке………..5
  3. Когда появилась первая колыбель……………………………………. 6
  4. Виды люлек в России……………………………………………………7
  1. Колыбели центральной части России.……………………………….7
  2. Колыбели Сибири и Севера России…………………………………..8
  3. Колыбели народов Кавказа……………………………………………8

1.5. Как размещали в домах подвесные люльки……………………………. 9

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………….11

2.1. Изготовление люльки своими руками……………………………. 11

У подруги моей мамы тети Ии скоро родится малыш. И она очень хочет повесить дома для него люльку. Мама и тетя Ия долго сидели за компьютером и выбирали более удачную модель.

Мне стало очень интересно и, когда тетя Ия ушла, я спросила у мамы, почему у нас дома нет колыбели. Мама мне рассказала, что мой дедушка вырос в колыбели и даже бабушку качали в ней. А вот уже мою маму, меня и двух моих сестер качали на руках и в коляске. Сейчас традиция использования колыбели возвращается. Мама сказала, что мои дети точно будут сладко спать в колыбельках. Ребенок в животе у мамы находится в жидкости и постоянно плавает. Когда он рождается, постоянное покачивание в колыбели помогает малышу легче привыкнуть к условиям окружающей среды.

«Все новое – это хорошо забытое старое». Отсюда мой интерес к новомодным колыбелям, как к старым забытым колыбелькам из прошлого века.

Цель работы: познакомиться с видами колыбелей в России и связанными с ними традициями и обычаями.

  1. Узнать значение слова «колыбель».
  2. Изучить виды колыбелей на территории России.
  3. Познакомиться с колыбельными традициями и обычаями в русской деревне.
  4. Сделать самостоятельно колыбель для моей куклы.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Значение слова «колыбель».

Из этимологического словаря Крылова я узнала, что:

Колыбель – это название детской кроватки; восходит к глаголу колыбать (практически исчезнувшему из языка), имеющему значение «качать». Глагол колыбать – близкая родня таких глаголов, как колебать, колыхать. [1]

Из словаря Даля мне стало известно, что:

Колыбель — колыбелька, зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска. Она делается различно: пяльца обшитые холстом и привешенные за углы на веревочках; кузовок на очепе, с подножкою для качанья; кроватка на круглых полозках и пр. [2]

Вот это да! Оказывается колыбель – это не единственное название. Получается что предмет один, а названий у него множество – колыбель, зыбка, люлька, а еще качалка, баюкалка, колыска, качка.

Слово колыбель произошло от слова колыбать, слово зыбка – от зыбать, а люлька – от люлюкать.

По словарю Даля определяем, значение следующих слов:

Колыбать – означает качать, колыхать.[5]

Зыбать – покачивать, качать.[3]

Люлюкать ребенка – значит баюкать, убаюкивать, качать, усыплять, люли — припев при убаюкивании младенца.[4]

Полученную информацию я решила свести в таблицу 1.

Что с предметом делают

Как назывался человек, который нянчил (качал) младенца

Как назывался младенец, лежавший в предмете

Зыбочник, зыбунок, зыбунчик, зыбунишка

1.2. Какое отношение было у людей к колыбели в прошлом веке.

В русской деревне колыбель воспринималась, как первый дом младенца на его пути в мир людей. [11]

Младенца клали в колыбель после крещения (до этого он спал в лукошке или рядом с мамой). С момента крещения до одного годика ребенок находился в люльке все время. С года до двух, а то и до трех лет детей укладывали в колыбель только спать.

К приему нового жильца колыбельку тщательно готовили: окропляли святой водой, привешивали иконку или крестик, окуривали ладаном, читали заговор [13]:

Щекотуха не щекочи…

Для защиты от нечистой силы, под матрасик или солому, которой устилали дно колыбельки, клали нож или ножницы, а для крепкого сна – свиной хрящик, сон-траву.

Сверху колыбельку покрывали пологом из старой рубахи матери для защиты от яркого света, мух и комаров, для защиты от сглаза.

Считалось, что нельзя:

— перешагивать через люльку (ребенок расти не будет);

— вешать на люльку пеленки для просушки (малыш не будет спать);

— смотреть на ребенка, спящего в колыбели (сон потеряет);

— качать пустую колыбель (может серьезно заболеть).

Иногда, перед тем, как уложить младенца в колыбель, в нее клали кота, чтобы он принял на себя все несчастья, которые могли обрушиться на ребенка.

Про колыбель в народе складывали поговорки:

«Что ревет детко, аль никто не зыблет его? Хоть бы разок другой зыбнули!»,

«Все зыбочники, мал — мала меньше».

«Без рук, без ног Богу молится. Без рук, без ног во все стороны клонится. Без рук, без ног все скок да толк»,

«Маленький Степанко Богу молится, не крестится»,

«Стоит поп голенаст, он и кланяться горазд».

Когда я искала информацию о колыбели, я наткнулась на одну интересную картинку (Иллюстрация 1,Приложение 1). На ней изображена девочка – это маленькая девочка, которая качает колыбель. Видно как ей хочется спать. Оказалось, что уже в 5 лет детям доверяют качать младших сестер и братьев. Остальным в доме просто было некогда, нужно было работать. Чем занимались взрослые? На этот вопрос отвечают сами слова из русской колыбельной песни (Приложение 2).

В этой песне рассказывается, что:

— мать ушла коров доить;

— отец ушел рыбу ловить;

— бабушка ушла уху варить, ягоду собирать;

— сестра ушла пеленки стирать;

— дедушка ушел дрова рубить.

1.3.Когда появилась первая колыбель.

Считают, что история люльки началась с рождением первых людей, праотцев человечества. Не всегда матери могли укачивать своё дитя на своих руках, нужно было поддерживать очаг, готовить еду, вести хозяйство. И тогда заботливые отцы сооружали подобие материнских рук для своего ребёнка, чтобы дитя также сладко покачивалось во сне и в тепле. Первой люлькой была мамонтовая или медвежья шкура, которую подвешивали за четыре угла к острому выступу пещеры, а может, к торчащей ветке шалаша, и в этой мохнатой шкуре, посапывает, качаясь, младенец. [8]

Люльки известны всем народам мира — от знойного юга до пронизывающего до костей севера.

Люльки в разных местах изготавливались по-разному и из самых разнообразных материалов.

Колыбели можно разбить на три группы в зависимости от географического расположения:

1 – колыбели центральной части России;

2 – колыбели Сибири и северной части России;

3 – колыбели юга России.

  1. Колыбели центральной части России.

У крестьян больше всего были распространены подвесные люльки.

Иллюстрация 2 (Приложение 3)

Колыбели изготавливались из различных материалов: из дерева (долблёные, дощатые люльки), из ивовых прутьев, из ротанга, кожи, коры.

Иллюстрация 3 (Приложение 3)

Люлька представляет собой деревянную раму, обтянутую холстиной — тканью.

Иллюстрация 4 (Приложение 3)

Деревянная люлька. Украшали люльки росписью или резьбой.

К олыбели украшали так: на боках “райские” деревца, царских птичек, лазоревые цветочки. В головной части зыбки изображали красно солнышко в лучах, а в ногах – ясен месяц о звездах. У подножья еще обязательно крест делали.

Иллюстрация 5 (Приложение3)

Иллюстрация 6 (Приложение 3)

Иллюстрация 7 (Приложение 4)

1.4.2. Колыбели Сибири и Севера России.

Некоторые народы делали переносные люльки, в которых было удобно носить ребёнка с собой. Это связано с тем, что жители севера кочевники и младенцы вместе с родителями перемещаются на оленях в самые лютые морозы. (Иллюстрация 8, Приложение 3). [6]

Иллюстрация 9 (Приложение 3)

Колыбель из бересты.

Иллюстрация 10 (Приложение 3)

Деревянная колыбель обтягивалась мехом животных.

  1. Колыбели народов Кавказа.

На юге России делаются люльки-качалки, причём по ширине они весьма узкие, так как делались под размер ребёнка. [12]

Иллюстрация 11 (Приложение 3)

Иллюстрация 12 (Приложение 3)

Иллюстрация 13 (Приложение 3)

  1. Как размещали в домах подвесные люльки.

В поисках нужной мне информации, я обращалась и к книгам с колыбельными песнями. В одной из таких книг [9] я обнаружила интересную колыбельную с иллюстрацией (Иллюстрация 14, Приложение 3):

Сон идет по очепу,

А Дрема по лучкам,

По самым краешкам.

— Скоро Ваню усыплю!

А Дрема говорит:

— Я скорее удремлю!

Какие в этом стихотворении необычные слова – непонятные. Кто такой Сон, кто такая Дрема? Я стала начала рассматривать картинку. На ней я увидела маленьких человечков. Один человечек — мужского пола, а другой — женского. Сон идет по очепу (это мужичок), а Дрема по лучкам (это бабулечка).

Следующий вопрос: что такое «очеп»?

Очеп – это палка, на которой висит люлька (Иллюстрация 15, Приложение 3).

Очеп крепили к балке на потолке или к кольцу, вбитому в потолок.

Очеп делали из молодой березы; сосновая жердь ломается, а еловая не так хорошо выгибается. Береза хорошо гнется и одновременно не трясется, и качание мягкое, без толчков

Вот что рассказала старенькая бабушка из деревни:

«Ребенок родится — ему делают зыбку. Зыбку вешают на очеп.

Очеп — еловая палка, которая просовывается в кольце. За зыбку зацепляются веревки — качать ребенка. В веревки ногу просунешь и качаешь. Ногой — качаешь, а руками работаешь. Можно пряжу прясть или шить. Этот очеп вырубать шли рано утром, чтобы еще не пели петухи, — чтобы ребенок был спокойным, много не плакал. Надо встать пораньше, до петухов, и идти в лес, как можно дальше. Найти муравейник. Найти елочку молодую, ровную – она то и будет очепом. [10]

Про очеп мне все понятно, а что такое лучки?

Лучки – это ручки, дуги у колыбели. Делали их из черемуховых веток.

Когда я рассматривала иллюстрации в книге Ларионовой, то увидела необычную иллюстрацию (Иллюстрация 16, Приложение 3). На ней колыбель висит на березе. «Это не случайно», — подумала я и оказалась права. Взрослые брали младенца с собой, когда шли в поле работать. Вешали на ветку дерева. Дерево от ветра качается, и люлька колышется, да и мать периодически подходила к малышу пела, покачивала.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Изготовление люльки своими руками.

Мне очень захотелось сделать колыбель своими руками. Можно было попросить папу выпилить ее, но так не интересно. Я твердо решила, что это будет моя люлька.

Прежде, чем приступить к работе, я стала выбирать, какую именно колыбель я буду делать. Мой выбор остановился на северной колыбели, которой кочевые народы пользуются и сейчас. И я приступила к работе.

Свою северную ненецкую люльку я делала, основываясь на видеозапись, в которой работник музея Екатерина Никитична Бобрикова в деталях рассказала об устройстве колыбели. [20]

Ненецкая люлька сделана по принципу неваляшки – центр ее тяжести расположен так чтобы, падая, колыбель опять поднималась.

Эту колыбель можно легко носить в руках, ставить на сани, перевозить в лодке или подвешивать в чуме.

Моя работа состояла из следующих этапов:

  1. Изготовила корпус будущей колыбели из картонной коробки. (Фотография 1. Приложение 4).

Настоящую колыбель делают из дерева лиственницы, березы, сосны.

  1. Обклеила всю деталь бумагой, чтобы укрепить ее. (Фотография 2. Приложение 4).
  2. Приступила вместе с мамой к пошиву меховой отделки. (Фотография 3. Приложение 4)

В моей люльке будет только один слой меха. В настоящей северной колыбели ребенок лежит в трех шкурах.

4. На дно положила мох-сфагнум. Его используют вместо подгузников.

Когда мох намокнет – его выбрасывают. Между ребенком и сфагнумом

лежит оленья шкура.

Надо отметить, что шкура используется оленья. Шкуры Северных оленей

очень теплые. Каждый их волос имеет трубчатое строение и содержит внутри себя воздух – это и обеспечивает идеальную теплоизоляцию. Зимой олени обзаводятся густым подшерстком, чтобы выдерживать 40-50 градусные морозы.

Ребенок застегивается тремя ремнями. Один ремень для рук, другой для животика, третий для ножек.

На ремнях пришиваются медные кольца. С их помощью застегиваются ремни. А еще они служат оберегом от несчастий и погремушкой для ребенка.

В такой люльке тепло, уютно и безопасно.

В результате проделанной работы я узнала:

— что колыбели делали из различных материалов;

— форма колыбели зависела от географического расположения и условий жизни;

— к колыбелям у народов было нежное, уважительное отношение, сопровождаемое обычаями и традициями.

Я рада, что решила заняться изучением именно колыбелей, потому что я открыла для себя новый интересный мир.

Мне удалось сделать колыбель своими руками. Это было не очень легко, но главное результат – у меня есть чудесная северная люлька.

Надеюсь, что в будущем, я смогу увидеть старинные колыбели не на картинках, а, например, в каких-нибудь музеях. Я бы очень этого хотела.

Источник

СЕВЕРНАЯ БЕРЕСТА

КОЛЫБЕЛЬ В ТРАДИЦИИ ХАНТОВ И НЕНЦЕВ РЕКИ АГАН. Автор: А. А. Фёдорова

На сегодня население Западной Сибири представляет собой на столько яркую «разноцветную мозаику», что все более чувствуется утрата традиционной угорской и самодийской культуры. В Ханты-Мансийском автономном округе коренные жители составляют только 1,5% населения. Сохранившиеся компактные туземные группы занимают островки наименее освоенной территории края. В подобном состоянии культура теряет свои механизмы развития, и «если продолжает себя развивать, то как-то в основном по-стариковски или по заказам» [Головнёв 1995. С. 87]. Сегодня на территории р. Аган проживают группы обских угров и самодийцев: аганские ханты — ауэн ях (‘реки Агана народ’) и лесные ненцы — нещанг (‘человек’).

Начало жизни «нового» человека в хантыйской и ненецкой культуре связаны с колыбелью. Именно она служит первым микрожилищем ребенка, с которого начинается познание окружающего мира.

В хантыйской традиции известны два вида люлек:

1. Дневная колыбельхатл’еван онтып. Изготовляют ее из дерева: на дно и спинку идет кедр, на бортики — берёза, поскольку она хорошо гнётся. Дно (питта) сужается к ножной части (длина 40 см). В отверстия, находящиеся в задней стороне спинки, вставляются концы бортика колыбели (высота 36 см), которые закрепляются при помощи ровдуги (кожаной веревки). Бортик (онтап синг) делают из берёзовой доски, согнутой по форме дна. Пришивают его ко дну ровдугой или кедровым корнем. В верхней части бортика и по краям спинки делают отверстия для ремней. Спинка обтягивается куском шкуры оленя (вэтти кой), повторяющим её форму — прямоугольную в нижней части и овальную в верхней. В верхней части спинки иногда вырезается крест, по представлениям хантов, защищающий ребенка от злых духов. С помощью ремней люльку подвешивают к потолку жилища или же, летом, к воткнутому под углом в землю шесту, расположенному так, чтобы ребенок всегда находился в поле зрения кого-либо из старших. В такой колыбели ребёнок находится в сидячем положении.

2. Ночная колыбельсавун. Имеет вид невысокой прямоугольной коробки, сделанной из бересты. Расширяется к изголовью. Колыбель выполнена из двух полотнищ бересты, углы которой заложены конвертом. Края с внешней и внутренней сторон укреплены двумя черемуховыми обручами. По продольной стороне под обруч заведена полоска бересты и три берестяные петли, в которых закреплена деревянная плашка. Концы берестяной полоски и плашки заведены под углы конверта. Черемуховые обручи пришиты через край сухожильной нитью. Стежки выполнены — два прямых и один под углом, образуя своеобразный рисунок. С внутренней стороны под черемуховый обруч вдоль бортика заложены полосы ткани. К кромкам пришиты четыре пары завязок (кыхын). С внешней стороны дно люльки укреплено двумя широкими полосами бересты, края их с поперечных сторон заведены под обручи.

Обязательной деталью дневной и ночной колыбелей являются берестяные вкладыши, по форме напоминающие ночную колыбель и пластинки для ног. Вкладыш (внутренний савун) выполнен из двух слоев бересты, сшитых между собой. Один ее край оформлен в виде коробки (углы загнуты конвертом и пришиты к бортам). К краю бортика пришиты петля и завязка из хлопчатобумажной ткани. Вкладышем можно регулировать размеры колыбели. В него насыпают березовую труху. Берестяная пластинка для ног выполнена из двух слоев бересты, сшитых между собой крест на крест сухожильной нитью, и имеет форму полуовала. Кромка пластинки обшита хлопчатобумажной тканью. Используют пластинку как накладку на ноги. Считается, что она придерживает ноги в определенном положении, младенец не может их сгибать, поэтому ножки становятся прямыми.

На внутренний савун насыпают березовую труху, отличающуюся гигроскопичностью. Заготавливают труху обычно во время сбора ягод. От старой березы или пенька набирают трухи, мнут и складывают в мешочки, обычно их специально шьют из хлопчатобумажной ткани. Набирают ее в ведро, так как «много не заготовишь». На два-три дня подвешивают в доме на просушку, а затем уносят в лабаз. Труху, как только намокнет, меняют. Выносят и высыпают на определенном месте («детское место»), обычно оно находится на таком же расстоянии, как и туалет, но чуть в стороне. Труху высыпают под живое дерево: под березу — девочкам, под сосну — мальчикам. «Под мертвое делать этого нельзя, так как под мертвое дерево кладут вещи покойника». Считается, что когда вороны прилетают в апреле, то они греют в трухе свои ножки. В настоящее время эта традиция не утратила своего значения: «Как его детское выкинуть в туалет?» [Е. Н. Семейченко (Сардакова), р. Аган, п. Новоаганск, 2002].

В хантыйской семье три первых месяца ребенок находится в плоской прямоугольной, расширяющейся к головной части коробке, изготовленной из цельного куска бересты. Стенки ее укрепляют черемуховым обручем, к которому привязывают несколько ременных петель. Пропуская через эти петли ремешок, ребенка привязывают к коробке.

Ненецкая колыбельмуппул. Обычно ее делают из сосны. Овальное дно (нупу нуль сат) состоит из трех досок, борта — из двух изогнутых деревянных пластин. Борта сшивают корнем кедра (шарш) — «из ровдуги только лентяи делали». Дно и борта скрепляют ровдужными ремнями, продетыми через сквозные отверстия. К колыбели (ближе к изголовью) крепят пару деревянных обручей (шевут лях) на ровдужных ремешках. С внутренней стороны к дну колыбели крепится шесть пар ровдужных петель. Для красоты к петлям привязывают металлические кольца. Для завязывания ребенка в колыбели используют веревку для рук (мутчи вытя) и ног (найк ханхля вытя), которые закреплены к дну с внутренней стороны. Дополнительная веревка придерживает обручи (шевут витте). Лямки для колыбели называются вуппул чехме. Размеры колыбели могут варьировать за счет перемены крепления на бортике и дополнительной шнуровки у изголовья. У дна имеется выступ (шеухлен), к которому привязывают веревку для раскачивания. В люльку кладут вкладыш и пластинка для ног (хытый) из бересты. Во вкладыш насыпают березовую стружку. Выбирают «подходящую березу», рубят, делают поленья, которые дома сушат. С них ножом снимают тонкую и мягкую стружку, заготовляемую по мере необходимости. Поверх стружки кладут подшейный волос оленя. Пластина для ног используется не только для выпрямления ног, но и для предохранения одеяльца от намокания. Намокшую стружку и олений волос выносят на одно и то же место (камта). По представлениям аганских ненцев, зимой ворона радуется, в этой кучке ноги греет и приговаривает: «Чтобы детей больше рождалось, я буду в этих кучках ноги греть».

Люльку всегда делает мужчина. Это может быть родной отец или ‘отец пупка’ (крестный отец). У ребенка, кроме того, есть ‘мать пупка’ (пукэн эве), которая делает берестяную коробку для пуповины и последа. Эту коробку относят на специальное место в лес и вешают на дерево: на березу для девочки, на сосну для мальчика. Своих крестных детей пукэн эве называет гэпэку.

В изголовье люльки кладут мешочек с оленьим жиром (карыным чай верти). Когда ребенок спит, его душа бродит, захочет поесть — поест жира. В колыбель, кроме того, кладут спички, чтобы «огонь ребенка хранил». Раньше вместо спичек клали камешки для высечения огня и трут (нарост на дереве, который легко воспламеняется). Спички кладут сбоку у бортика колыбели с той стороны, где спит мать. Аганские ненцы говорят: «Женщина, как и огонь, ребенка бережет». Колыбель ставят на постель рядом с материнским местом (т. е. вдоль боковой стены дома). В отличие от хантов, ненцы располагают колыбель ножной стороной к выходу или окну. В чуме колыбель подвешивают к одному из чумовых шестов — нюх. Вносят и выносят колыбель вперед головой, поворачиваются с ней вместе только по солнцу.

До отпадения пуповины (7-10 дней) младенца не кладут в колыбель. В это время он лежит на доске для шитья (20 50 см), которую застилают оленьей шкурой, благодаря чему, по представлениям аганских ненцев, ребенок сохраняет спину прямой. Он находится в колыбели до трех лет, после люльку убирают и хранят в лабазе. Если ребенок умирает, люльку оставляют на могилке. Для следующего ребенка делают новую люльку. Если ребенок растет здоровым, колыбель передают следующему младенцу.

Литература:

Головнёв А. В. Говорящие культуры. Екатеринбург, 1995.

Источники:

Полевые материалы ИИА УрО РАН на р. Аган под руководством Е. В. Переваловой. 2002.

Источник

Читайте также:  Пластиковое окно регулировка прижима своими руками
Оцените статью
Своими руками