- Производство Железного Креста шаг за шагом
- #1 OFFLINE Alex Bolotnikov
- #2 OFFLINE Alex Bolotnikov
- #3 OFFLINE Alex Bolotnikov
- #4 OFFLINE Alex Bolotnikov
- #5 OFFLINE Alex Bolotnikov
- #6 OFFLINE ВаДиК
- #7 OFFLINE Макс311
- #8 OFFLINE Spender
- #9 OFFLINE Железный
- #10 OFFLINE Serj-77
- #11 OFFLINE kid74
- #12 OFFLINE Pridex
- #13 OFFLINE arbeiter77
- #14 OFFLINE Столичный
- #15 OFFLINE Alexandr78
- #16 OFFLINE Librarius13
Производство Железного Креста шаг за шагом
#1 OFFLINE Alex Bolotnikov
- Last Visit Вчера, 19:43
- Город: Москва
Что хорошего в этой изоляции – наконец-то появилось свободное время для каких-то проектов, до которых руки годами не доходили.
В 2013 году была опубликована серия из 65 оригинальных фотографий эпохи Рейха, детально показывающая все этапы производства Железного Креста 2-го класса фирмой Deschler & Sohn, München. Комментарии к фотографиям давал Густав Кайнц (Gustav Kainz) – один из последних владельцев этого семейного бизнеса. Весьма интересно, на сколько сложен и трудоёмок был процесс производства даже такой, казалось бы, простой награды! Не удивительно, что с таким количеством ручных операций даже одинаковые знаки одного производителя (не обязательно Deschler & Sohn) могут отличаться друг от друга в мелких деталях и иметь какие-то производственные дефекты, которые просто проглядели.
Я постарался перевести текст максимально близко к первоисточнику, на сколько, конечно, мне позволили мои пока еще скромные знания немецкого языка) Любые замечания-комментарии очень приветствуются!
Шаг за шагом: от эскиза до готового Железного Креста
Всё начинается с проекта. На протяжении десятилетий визитной карточкой фирмы Deschler & Sohn, München являлся творческий подход, который особенно сильно проявлялся в дизайне.
Отдел проектирования. Преобразование нарисованного эскиза в увеличенную трехмерную модель. На фотографии за работой над одной из таких моделей – разносторонний и талантливый начальник производства Гвидо Вебер (Guido Weber), который также был скульптором и ювелиром.
Эскиз делался на белом фоне для усиления контрастности. Дизайн был единым и для крестов 1-го класса, и для 2-го, где только добавлялось ушко. Весьма примечательна так называемая «круглая тройка» в цифрах года – очень известный и желанный тип креста среди коллекционеров в наше время.
Отправной точкой для начала производства являлось изготовление штамповочного инструмента, которое, в свою очередь, начиналось с распиловки стальной заготовки. Над полотном пилы можно видеть шланг подачи смазочно-охлаждающей жидкости – так называемого «бурового молока».
После того, как стальная заготовка была распилена, она обтачивалась резцом из металла марки Widia. Бренд — производное от Wie Diamant («как алмаз») — зарегистрированный 25 декабря 1925 года компанией Krupp для особо твердого композитного материала.
Отдел гравировки. Острый глаз и твёрдая рука – обязательные качества для профессии гравёра. Условия работы предполагают наличие качественного освещения и немного «услады для глаз».
Зеленые растения были очень популярны, так как помогали расслабить напряженные от работы глаза. Большие кровельные окна являлись не просто элементом дизайна — они обеспечивали равномерное освещение (предпочтительно, если свет падал с северной стороны). На заднем плане квалифицированный сотрудник за работой на копировально-гравировальном станке от известной фирмы Дэкель (Deckel).
Зажатый в тисках штамп дорабатывался со всей возможной тщательностью, так как именно от мастерства гравёра будет зависеть финальный результат.
Терпение и беспристрастный взгляд необходимы для того, чтобы превратить двумерный шаблон в трехмерный «негатив» из стали. Хорошо видны различные виды штихелей – острые, плоские, полукруглые — которыми осуществлялась доводка штампа. Финишные штрихи под профессиональным наблюдением совладельца компании Генриха Кайнца Старшего (Heinrich Kainz sen.). В те времена лозунг «Машина никогда не заменит человека» всё ещё был актуален.
- atis, VAS70, Железный и 10 другим это нравится
#2 OFFLINE Alex Bolotnikov
- Last Visit Вчера, 19:43
- Город: Москва
Изготовление внутренней вырубной формы для сердцевины.
Внешняя часть вырубного штампа выпиливалась ленточной пилой. Хорошо виден гибкий шланг, всасывающий мелкую металлическую стружку.
После выпиливание изделие дорабатывалось и отшлифовывалась вручную. Затем эта часть штампа должна была быть закалена.
Штамп закалялся в электропечи при температуре 800-1000 °C. В процессе отжига на поверхности металла обычно образуется окалина, которая негативно влияет на качество готового изделия. Для решения этой проблемы компания Deschler & Sohn стала использовать передовой на тот момент способ закаливания – с добавлением в печь инертного газа.
Отжиг металлических деталей приводил к образованию нагара на рельефных участках, который удалялся в процессе травления, обычно с помощью серной кислоты. Дальнейшая очистка и декапирование также происходила с использованием соляной, серной, азотной кислот и сажи в кислотной ванне. После этого этапа поверхность изделия была готова для последующей обработки.
Полный набор инструментов для производства Железного Креста. Матрицы и вырубные штампы для изготовления рамки и железной сердцевины.
Исходным материалом для производства железной сердцевины был листовой металл, который получали на прокатных станах. Толщина листа обычно составляла 2,5 мм. Непосредственно перед обработкой сырьё вновь проверялось.
Гильотинной пилой металл нарезался на полоски требуемой ширины.
Путем дальнейшей нарезки полоски превращались в металлические квадратные пластинки, которые являлись основой для сердцевины Железного Креста.
Чеканка сердцевин Железного Креста. Для достижения нужной высоты рисунка каждая сердцевина прочеканивалась дважды.
- atis, Железный, stukapilot и 10 другим это нравится
#3 OFFLINE Alex Bolotnikov
- Last Visit Вчера, 19:43
- Город: Москва
Чеканка сердцевины с помощью фрикционного пресса. Хорошо виден штамп, на который клалась заготовка.
Перед покраской была очень важна пескоструйная обработка сердечника, так как она делала поверхность гладкой и чистой. Вставки окрашивались в черный цвет, для чего использовался очень прочный полуматовый лак.
Окрашенные железные сердечники затем запекались в газовой печи. Всё это обеспечивало отличную адгезию краски к металлу и гарантировало долговечность готового изделия.
Рамка Железного Креста изготавливалась из мельхиора (нойзильбера) толщиной 0,6 мм. Это сплав меди (64%) и никеля (18%). Никель увеличивал прочность и коррозионную стойкость металла.
Фрикционно-винтовой пресс. Отчетливо виден штамп, на котором размещена мельхиоровая пластинка. Пресс мог создавать давление в 200 тонн на квадратный сантиметр.
Слева от пресса вид счетчик произведенных операций по штамповки. В руке у мастера отчеканенная мельхиоровая пластинка, снятая со штампа.
Для работы использовались эксцентриковые прессы с передаточным механизмом фирмы Шулер (Schuler). Эта компания до сих пор является ведущим производителем штамповочного оборудования.
Внутренняя и внешняя часть отштампованной рамки отрезались также с помощью эксцентрикового пресса. Необходимая ширина среза высчитывалась с учетом толщины, длины и даже прочности исходного материала. На фото слева обрезается внешняя часть рамки, на фото справа – внутренняя. Под рукой работника видны обрезанные снаружи рамки, справа – уже полностью готовые изделия.
Готовые рамки собирались попарно и передавались для дальнейших операций. Рамки слегка надсверливались. Так как если припаять ушко непосредственно к поверхности самой рамки, то площадь контакта будет очень маленькой и, как результат, оно быстро оторвется в процессе ношения. Предпочтительно, когда глубина просверленного отверстия равнялась половине диаметра проволоки, из которой делалось ушко. В этом случае достигалась оптимальная прочность.
Пайка ушка. Оно должно было располагаться строго посередине одного из лучшей креста, поэтому очень важным являлось точное и аккуратное распределение припоя. Для облегчения центровки на рамке были даже отмечены точки пайки.
- atis, Железный, stukapilot и 10 другим это нравится
#4 OFFLINE Alex Bolotnikov
- Last Visit Вчера, 19:43
- Город: Москва
Сборка Железного Креста начиналась с помещения тонких полосок из паяльной фольги между половинками рамки.
Железный сердечник также помещается между двумя половинками. Крест спереди справа на фотографии является только наглядным образцом для сотрудника. На этом шаге кольцо для ленты пока еще не вставлено в ушко.
Пайка. Половинки рамок, между которыми помещена паяльная фольга, скреплены металлическими зажимами – по одному на каждый луч креста. Зажатый в паяльных щипцах крест помещался над феном. Начиная примерно с 1940 года этот метод низкотемпературной (мягкой) пайки стал более предпочтителен, чем с использованием газовой горелки. Температура нагрева в этом случае составляла всего около 180 °C.
Рамка и сердечник спаяны. Газовая «воздуходувка» обеспечивала необходимый и равномерный нагрев. Использование низкоплавкого припоя было более предпочтительным, так как он равномерно распределялся по всей внутренней поверхности из-за плотного контакта половинок рамки. Дама слева продолжает вкладывать сердцевины в рамки.
Кольца для лент изготавливались из проволоки путем намотки её на оправку и отрезания в осевом направлении с помощью ножа. На маленьком ручном прессе эти кольца сжимались, что бы отрезанные концы были расположены строго друг напротив друга. Эти кольца в дальнейшем также отжигались и протравливались.
Ленточное кольцо устанавливается в ушко и запаивается. Все еще открытые кольца лежат рядом с чашей с паяльной кислотой.
Шлифовка прямых и изогнутых граней лучей креста. Если в каких-то компаниях этот этап осуществлялся просто с помощью шлифовального диска, то в Deschler & Sohn это всегда был кропотливый ручной труд с использованием тонких надфилей. Только после этого Железный Крест отправлялся на гальванизацию.
Главный приоритет при гальванизации – чистота. Перед началом процесса кресты предварительно протравливались, промывались (слева на фото) и обезжиривались. Только так можно было гарантировать, что гальваническое покрытие получится равномерным и качественным.
Гальванизация являлась наиболее предпочтительным методом нанесения покрытия при производстве Железного Креста. В гальванической ванне с использованием постоянного тока тонкий слой металла наносился на рамки крестов, которые были подвешены на крюках.
После тщательного промывания кресты помещались на специальные вешалки и оставлялись сушиться. Если пропустить этот шаг, то на тонком гальваническом покрытии в дальнейшем могли образовываться поры и пузырьки, оно могло потускнеть или отслоиться. Еще один способ сушки — использование центрифуги. Для этого кресты предварительно прикреплялись к каркасам из проволочной сетки.
- atis, Железный, STRIX и 6 другим это нравится
#5 OFFLINE Alex Bolotnikov
- Last Visit Вчера, 19:43
- Город: Москва
После завершения процесса сушки, кресты обрабатывались вручную с помощью кисти из стекловолокна. Кисти хорошо видны слева на фотографии. Цель данного процесса – визуально подчеркнуть края рельефных участков Железного Креста.
Для достижения требуемого матового эффекта, рамка полировалась вращающимися щетками. Щётка «царапала» рамку, в результате чего она становилась белого матового цвета, как того требовал технический регламент производства Железного Креста. На фотографии справа хорошо видна обезжиривающая ванночка. Над защитной крышкой установлен шланг устройства для удаления полировочной пыли.
Ручная полировка являлась финальным этапом обработки поверхности. Рамка Железного Креста обрабатывалась острым инструментом и минералом гематитом. После чего плоская поверхность получала особый металлический блеск.
Нанесение лака на железную сердцевину производилось исключительно для улучшения внешнего вида изделия. Распыление осуществлялось через трафарет, за которым располагалась воздухопроницаемая перфорированная металлическая сетка. Она обеспечивала равномерное нанесение лака и помогала избегать подтёков. Далее крест сушился при температуре 80 °C.
Скрупулезный контроль готовой продукции с акцентом на безупречное и совершенное исполнение – вплоть до этапа упаковки. Слева: совладелец компании Генрих Кайнц Старший.
Железный Крест 2-го класса вместе с лентой помещался в бумажный пакет. Надпись на конверте: Железный Крест / 2-й класс / 1939. На переднем плане хорошо видны отрезки орденской ленты. Изначально она поставлялась фирмой Карла Кноблоха, Берлин (Carl Knobloch, Berlin), затем поставщиком стало ткацкое производство Карла Лойя из Мюнхена (Münchner Bandweberei Carl Loy).
Постоянный контроль важен до последнего шага. Именно этот принцип позволил компании заслужить свою репутацию и удерживать её на высочайшем уровне. На переднем плане упаковочная тара, в которую помещалось по восемь Железных Крестов.
Железный Крест 2-го класса образца 1939 года. Реверс и аверс продукции Deschler & Sohn с характерной «круглой тройкой» в написании годов 1939 и 1813.
Символ успешного возрождения в 1950-х годах. Новая фабрика и административное здание фирмы Deschler & Sohn, район Фельдкирхен, Мюнхен (München-Feldkirchen). Генрих Кайнц руководил фирмой до 1975 года, после чего она была сдана в аренду, а потом и продана Гельмуту Штиллнеру (Helmut Stillner) – сотруднику, работавшему на фабрике еще с 40-х годов.
Увы, вместе с 20-м веком закончилась и история Deschler & Sohn. В 1997 году Гельмут Штиллнер продал компанию австрийской ювелирной фирме Пихль (Pichl in Inzing, Austria). Само здание фабрики было снесено в июле 2010 в ходе строительных работ по расширению близлежащего отеля.
- atis, Железный, stukapilot и 19 другим это нравится
#6 OFFLINE ВаДиК
Активный участник Форума
- Last Visit Сегодня, 04:27
- Город: Красноярск
Отличная статья Саня.
На многих форумах всплывают подобные по производству ЖК, твоя самая лучшая.
#7 OFFLINE Макс311
Активный участник Форума
- Last Visit Сегодня, 04:33
- Город: Москва
Очень интересно! Спасибо Александр!)
#8 OFFLINE Spender
Постоянный участник Форума
- Last Visit Вчера, 21:57
- Город: РФ
У меня одного не отображаются картинки?
#9 OFFLINE Железный
- Last Visit Вчера, 21:57
- Город: Москва
Спасибо! Побольше бы таких!
#10 OFFLINE Serj-77
Активный участник Форума
- Last Visit Вчера, 20:37
- Город: Красноярск
У меня все отображается нормально ! Отличная работа Александр ! Спасибо !
Сообщение отредактировал Serj-77: 26 Апрель 2020 — 11:27
#11 OFFLINE kid74
Активный участник Форума
- Last Visit 08 Сен 2021 18:45
- Город: Калининград/Москва
Александр, спасибо! Приятно читать на русском языке, не ломая голову над речевыми оборотами хитроумного немецкого
С Уважением, Кирилл
#12 OFFLINE Pridex
Новый участник Форума
- Last Visit 22 Авг 2021 09:06
- Город: Москва
Прочитал с удовольствием! Оч познавательно. Респект и благодарность дружище
Сообщение отредактировал Pridex: 26 Апрель 2020 — 12:03
#13 OFFLINE arbeiter77
Постоянный участник Форума
- Last Visit Сегодня, 00:59
- Город: УРФО
Отличный материал! Благодарю за отличную тему!
#14 OFFLINE Столичный
- Last Visit 25 Сен 2021 11:16
- Город: Город — Герой Москва
Прекрасная познавательная тема Саша, Благодарю за интересный материал
#15 OFFLINE Alexandr78
- Last Visit 24 Сен 2021 10:37
- Город: Москва
#16 OFFLINE Librarius13
- Last Visit 24 Сен 2021 13:12
- Город: Краснодар
Источник