Не подниму руки брата своего

«Не подниму руки на брата своего…»

Есть на Руси малые реки, которые протекают через нашу историю, петляют, то мелеют и заболачиваются, то вновь наполняются водами. В западной части Переяславля (Переяслав Русь, Переяславль-Русский, с 1943 Переяслав-Хмельницкий), одного из древнейших наших городов, есть поселение, называемое Борисовка. По преданию, здесь, на берегу реки Альта, 6 августа (24 июля по церковному календарю) 1015 года был убит князь Борис, любимый сын Владимира Святославича, Крестителя Руси.

Злодеяние было совершено на девятый день после смерти великого князя. На протяжении столетий это место так или иначе оставалось памятно людям и отмечено – то крестом, то столбом и колодцем, то часовенкой–«божницей». В ХVII веке на месте пролития крови страстотерпца был установлен каменный крест, в ХIХ – возведён храм. В конце ХХ века в дни памяти князей Бориса и Глеба в Переяславле возобновлена традиция проведения крестных ходов в Борисовку, к Борисоглебскому храму.

6 августа 2015-го, в день тысячелетия убиения Бориса в Борисоглебской церкви митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич) совершил торжественную литургию. Владыка в иерархии УПЦ, вероятно, может считаться вторым лицом после митрополита Онуфрия. Митрополит Антоний – ректор Киевских духовных академии и семинарии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Его встречали, как и принято встречать правящего архиерея, выражая свою любовь, колокольным звоном, цветочной дорожкой. Владыке сослужили колоритнейшие переяславский благочинный архимандрит Нил и настоятель Борисоглебского храма протоиерей Анатолий, а также клирики из Киева, Переяслава и других благочиний УПЦ, всего более 20 священнослужителей. Во время литургии настоятель храма о. Анатолий за многолетнюю (20-летнюю) усердную службу был награждён правом ношения митры. «Аксиос!» (Достоин!) – возгласил архиерей, и это слово многократно и многоголосо повторили молящиеся и пропел хор. Во время литургии был рукоположен в иерея дьякон благочиния о. Владимир. Вновь под куполом храма разнеслось: «Аксиос. ».

Живой портрет князя Бориса начертан словом в древнем сочинении «Сказание страстей и похвала об убиении святых мучеников Бориса и Глеба»: «Сей благоверный Борис был потомок благого рода, послушлив отцу, всем покорен, телом был прекрасен, высок, широк в плечах, тонок в поясе, лицо у него было круглое, веселое, глаза добрые, борода и усы небольшие, ибо был он еще юн. По-царски сиял он, был украшен как цвет цветущей юностью своей. На рати был он храбр, в совете мудр и разумен, благодать Божия цвела в нем». Владимир умер, Святополк пожелал княжить. Боярам и войску нужна была определённость. Когда Борис сказал боевой дружине своего отца, которой командовал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца», — воины разошлись от него: он отказался от власти. С Борисом осталась его небольшая дружина, а Святополк, как сказано в летописи, «исполнившись беззакония, воспринял мысль Каинову» и отправил на Альту убийц.

История сохранила имена убийц, бояр вышгородских, среди которых мгновенно запоминается — Ляшко. «А отец им всем сатана», — говорит Нестор летописец и разъясняет: «Ибо такие слуги подобны бесам: бесы ведь посылаются на злое, ангелы же посылаются для добрых дел».

Сохранила история и имя верного слуги Бориса, который пытался прикрыть своего князя от копий: Георгий, родом – венгр.

…После литургии владыка Антоний в церковном саду совершил чин освящения величественного поклонного креста, который уставлен в память 1000-летия успения первых русских святых Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида. Высота дубового креста грандиозна…

Убив Бориса, Святополк стал думать об устранении остальных потенциальных соперников: Глеба, Ярослава… Летописец говорит: «Святополк же окаянный стал думать: «Вот убил я Бориса; как бы убить Глеба?».

В саду и у колодца новые кресты. В храме – старинный. Гранитный крест, который после постройки церкви в 1839-1841 годы оказался в левом приделе, с возобновлением богослужений в конце ХХ века начал мироточить. Вначале на кресте появилось небольшое масленичное пятно величиной с куриное яйцо. Женщины, которые впервые это увидели, подумали, что кто-то пролил масло из лампадки и принялись выводить пятно утюгом через бумагу. Пятно с годами расширялось, растекалось. И через несколько лет дотекло до самого основания, начертав как бы арабскую цифру «1». Некоторые видят в этом начертании фигуру молящегося человека. Полоса расширяется и вверх. На кресте 350 лет назад был выбит текст, а с обратной стороны — гербовный щит с литерами «Г» и «Б». В 1845 Тарас Шевченко в качестве штатного художника, выполняя государственную работу в Археографической комиссии при Киевском университете, сделал описание этого креста: «Сей крестъ здЂ на мЂстЂ семь убіенно святаго страстотерпца Христова Бориса великого князя російськаго, водрузи Григорій Бутовичъ протопопъ переяславскій споспЂшествовалъ во ономъ Селивана Кириловича Билого, головы стрЂлецкого, лЂта отъ сотворенія міра ≠зро̃а (7171) отъ Р.Х. ≠ахξ̃а (1661) маія в̃ (2) дня». На обороте указан авторский коллектив: «а дЂлалъ крестъ сей Харько безпалчій мельникъ съ товарищемъ своимъ Мартыномъ».

Читайте также:  Крутящиеся кресло своими руками

Вспоминают, что в первые годы после Чернобыльской катастрофы, в конце 1980-х, в 1990-е церковь была полна народа. В Борисовке две площадки, на которых построены дома для переселенцев из Чернобыля. Живут обособленно. Местные их плохо встретили. Звучало и такое: «Чего приехали!». Разные менталитеты. Объясняют: люди в Полесье привыкли много работать – в поле, на огороде, в лесу. Здесь – степь. Чернобыльцы хоть и землю брали больше местных, но зимой-то им делать было нечего. Мужчин из Зоны смерть здесь как косой косила. Потом говорили, что если бы на родине, в Полесье остались, где свои вода, почва и воздух, приспособились бы и жили. Здесь же – как косой. Местные не разрешали и хоронить на «своём» кладбище. В обиде были: чернобыльцам внимание, деньги, детям фрукты – бананы, апельсины. «А наши смотрят, тоже хотят. Как им объяснить?». Обособленность до сих пор осталась.

Митрополит Антоний за время торжеств произнёс три проповеди. Все они для нынешней Украины исключительно актуальны. Он говорил о любви. О том, что когда возникает вопрос – действовать по любви или по правде, нужно действовать по любви.

Правда у каждого своя и не всегда эта правда согласуется с Божественной правдой, с истиной. Владыка напомнил, что у человека может быть лишь одно достоинство – хранить в себе образ Божий. Говорил он и о том, что ненависть, которая теперь так обыкновенна стала на Украине, в первую очередь разрушает самого ненавидящего, его душу. Поэтому в наше время даже желательно, говорит владыка, ограничивать себя в получении негативной информации.

В день 6 августа в Борисовке происходили разные праздничные события. С утра под перезвон колоколов Борисоглебской церкви встречали крестный ход, пришедший из Троицкого храма Переяслава. В это же время у колодца на берегу реки Альта, под особым крестом, совершался чин освящения воды. Белые цапли сидят на засохших деревьях на той стороне болотистой альты, словно прислушиваются. Вода, 1000 лет назад взявшая в себя мученическую кровь князя Бориса, почитается как целебная. В этот же день, но уже после праздничного обеда, по заведённому обычаю верующие обливались, не снимая одежд, колодезной водой из вёдер. День был жаркий и одежда, даже и после трёх вёдер, медленно вылитых на макушку и за шиворот рубах и платьев, высыхала достаточно быстро.

Проповедь одного из священников, произнесённая во время торжеств, утверждала мысль, что убийцы, совершившие 1000 лет назад политическое убийство, навеки несут на себе каинову печать. Но убитые, исполнившие заповедь Христа, снискали мученический венец и жизнь вечную.

Переяслав – «город музеев», в нём 27 музеев! Самые замечательные: «Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины» и археологический подземный в Михайловском монастыре, на территории древнего «детинца» и резиденции первых русских епископов. За крепостными валами здесь смыкались реки Альта и Трубеж…

В 1019 году на Альте Ярослав Мудрый окончательно разбил дружину Святополка Окаянного, убийцу святых братьев.

«Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле», — сказал Господь Каину. И вот как по писанному: Святополк, потерпев поражение, в безумии начал свой бег. Бежал на запад. «Гонится ли кто за нами? – вопрошал он своих слуг. — Вот уже гонятся, ой, гонятся, бегите!» Нестор передаёт нам: «Не мог он вытерпеть на одном месте, и пробежал он через Польскую землю, гонимый Божиим гневом, и прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией, и там бедственно окончил жизнь свою… Есть могила его в том пустынном месте и до сего дня. Исходит же из неё смрад ужасен».

Переяслав разбросан во времени. Во времени и в пространстве. Буквально: расстояния здесь значительные, пешком не находишься, а с городским транспортом туго (знать кому-то это нужно). Ездят на такси. Такова особенность города.

Читайте также:  Кронштейн для ларгуса своими руками

Захолустный Переяслав в нашей истории время от времени приобретает исключительное значение. Так бывало во времена древней Руси, так бывало и в средневековье. Гетман Богдан Хмельницкий здесь провёл в 1654 году знаменитую казацкую Раду.

Здесь, перед лицом посольства Москвы была принесена присяга на верность русскому царю и состоялось воссоединение русского народа… Ныне площадь с величественным памятником тому славному событию пустынна. Рядом стоит разграбленная громоздкая руина недостроенного музейного комплекса. Пустынно вокруг. Лишь кто-то фотографирует огромный Успенский храм с пятью высокими куполами, в крестах которых когда-то были стёкла, да вот какая-то неопрятная собачка деловито пробежала мимо скамеек, свежевыкрашенных в цвета украинского флага.

Источник

Не подниму руки брата своего

6 августа – День памяти святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

Не прошло и трех десятилетий после начала Крещения Руси, а в русском народе уже появились свои святые. Еще не канонизированные, но уже почитаемые и прославляемые среди недавних идолопоклонников, уверовавших во Христа. Греческие митрополиты не могли поверить, что за столь малый срок язычники так кардинально изменили свою жизнь, что стали достойны причисления к лику святых. Тем более что в греческом церковном календаре практически не было мирян-праведников. Мученики за веру, преподобные и святители – вот кто, по мнению византийцев, был достоин прославления.

Но чудеса и исцеления, происходившие на могиле благоверных князей Бориса и Глеба, заставили их поменять свое мнение. Более того! Специально для них Русской Церковью был учрежден новый лик – страстотерпцев – ранее не известный ни в одной Церкви. А братья стали первыми русскими святыми, канонизированными и Русской, и Византийской Церковью. Какой же подвиг они совершили, что кончина их смогла сломать все стереотипы о праведности и святости, существовавшие на то время уже более тысячи лет?

А о том, что был именно подвиг, да еще и экстраординарный для их современников, говорит такой факт. О жизни святых братьев можно найти всего лишь несколько противоречивых сведений. Нам неизвестны даже даты и место их рождения. Лишь православные имена, данные им в крещении – Роман и Давид – являются неопровержимыми. А вот после их мученической кончины на Руси появилось множество различных рукописных и печатных житий, сказаний о чудесах и похвальных слов благоверным князьям.

Основных же источников, из которых мы узнаем исторические свидетельства о событиях 1015 года, происходящих с князем Владимиром и его сыновьями, всего три, причем один из них – анонимный. И хотя в них содержаться некоторые противоречия, основную канву можно составить более-менее точно. А цитаты для этой статьи в основном были взяты из «Чтения о житии и погублении благоверных страстотерпцев Бориса и Глеба», написанного монахом Киево-Печерской Лавры прп. Нестором Летописцем в конце ХІ века.

Итак, князь Владимир, в его бытность еще язычником, имел многих жен и наложниц. От них у него родилось 12 сыновей и 10 дочерей. И был еще приемный сын – Святополк. В момент, о котором рассказывается он оказался старшим в роду, и на этом основании рассчитывал на княжескую корону после смерти своего отчима. Но равноапостольный князь больше любил своих младших сыновей Бориса и Глеба – единственных, рожденных в законном христианском браке, и ставших христианами не столько по велению отца, сколько по велению души. Летопись сообщает, что братья с детства любили читать жития святых мучеников и мечтали так же как и они пострадать за Христа.

Святополк же, наоборот, был постоянным напоминанием Владимиру о той греховной бездне, в которой князь находился до своего крещения. Дело в том, что в борьбе за Киевский престол Владимир убил своего брата Ярополка и забрал все его имущество, в том числе и красавицу жену, которая к тому времени уже была беременна Святополком.

Таким образом, возникла, как сказали бы сейчас, правовая коллизия. По дате рождения старшим сыном действительно был Святополк. Но по законности рождения, да и по крови, старшим был Борис. Подобное двойственное положение и стало причиной и источником всех последующих событий. Не будем детализировать происходившее, поскольку история эта изучается даже в рамках школьной программы. Остановимся лишь на наиболее значительных моментах.

Когда князь Владимир почувствовал себя стоящим у врат Вечности, он призвал к себе Бориса, княжившего тогда в Ростове. Но не успел тот прибыть к отцу, как разведчики донесли, что на границе княжества собираются полчища печенегов. И Владимиру не осталось ничего другого, как отправить сына на защиту рубежей. Послушный воле отца он отправился в поход, но в это время Великий князь умер, а Киевский престол захватил Святополк.

Читайте также:  Мебель джута своими руками

Когда гонец из Киева сумел добраться до Бориса и передал ему эту страшную новость, князь-христианин понял, что государство оказалось на пороге братоубийственной войны. Прекрасно зная нравы того времени и понимая, что дух язычества еще далеко не искоренен в его сродниках, Борис предвидел и методы борьбы за престол. Потому, когда ему вручили письмо от Святополка, в котором тот предлагал дружбу и сотрудничество, он понял, что его хотят втянуть в кровопролитные распри. А еще он понял, что после воцарения Святополка на престоле и ему самому уготована смертельная участь – нравы того времени повелевали не оставлять конкурентов.

Все это видели и дружинники Бориса, искренне его любящие и уважающие. Бояре и воеводы стали уговаривать его идти на Киев, выгнать Святополка и самому занять великокняжеский престол. Но в ответ услышали: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!». Несколько раз приступали к Борису с просьбами и мольбами, но каждый раз слышали отказ. И, в конце концов, князь распустил свою дружину, оставшись лишь с несколькими десятками наиболее преданных воинов. И это при том, напомним, что планы Святополка были открыты для Бориса.

Летописец оставил нам слова, в которых видны все душевные терзания будущего святого страстотерпца: «Если пойду в дом отца своего, то многие люди станут уговаривать меня прогнать брата, как поступал, ради славы и княжения в мире этом, отец мой до святого крещения. А все это преходящее и непрочно, как паутина. Куда я приду по отшествии своем из мира этого? Где окажусь тогда? Какой получу ответ? Где скрою множество грехов своих? Что приобрели братья отца моего или отец мой? Где их жизнь и слава мира сего, и багряницы, и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные, и резвые кони, и хоромы изукрашенные, и великие, и богатства многие, и дани и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими. Всего этого будто и не было: все с ними исчезло, и ни от чего нет подспорья – ни от богатства, ни от множества рабов, ни от славы мира сего. Так и Соломон, все испытав, все видев, всем овладев и все собрав, говорил обо всем: «Суета сует – все суета!» Спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви».

Все закончилось тем, что посланные Святополком убийцы настигли Бориса когда тот совершал утреннее богослужение. И по примеру Господа нашего Иисуса Христа, благословлявшего Своих палачей, святой страстотерпец воскликнул: «Братья, приступивши – заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!».

Боясь мести со стороны младшего брата Глеба, Святополк заманивает его в ловушку и также лишает жизни. А тот, как и Борис, предпочел принять смерть, но не ввязываться в братоубийственную войну. В этом и заключается подвиг святых братьев — в жертву христианской любви принесли они свою жизнь. Для языческой Руси это было непонятно, странно и удивительно, но князья-страстотерпцы уже бросили новое семя в мироощущение народа. Они показали, что христианство – это не номинальное название, а искреннее следование заветам Христа, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти.

После всего произошедшего Святополк получил прозвище Окаянный и был вынужден бежать от народного гнева в Польшу. Его называли подобным первому братоубийце Каину, и нигде не мог он найти себе покоя. А после смерти, — свидетельствуют летописи, — от могилы его исходил ужасный смрад, будто бы погребен он был в адовой щели.

Преподобный Печерский Нестор Летописец говорит: «С того времени затихла на Руси крамола». Если говорить образно, то святой равноапостольный князь Владимир привел языческий народ к Христианству, а Борис и Глеб вдохнули в этот народ Христианскую душу. И народ русский, в полной мере ощутив Благодать Духа Святого, превознес и прославил людей, давших ему это счастье. Счастье быть сопричастниками Христовыми.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Оцените статью
Своими руками