Методические рекомендации «Календарь названий»
Кому не знакома ситуация, когда написан хороший, интересный, захватывающий сценарий мероприятия, оформлена выставка рисунков или поделок, но вот название никак не придумывается… А ведь зачастую именно удачно подобранное название мероприятия способно вызвать у зрителей интерес и желание посетить его.
Каким должно быть название мероприятия?
Во-первых, оно должно быть подходящим.
Например, для выставки декоративно – прикладного творчества подходят такие названия как:
– «Город мастеров»,
– «Золотые руки »,
– «Рукотворные чудеса»,
– «Перезвон талантов».
Если выставка посвящена определенному виду декоративно-прикладного творчества, это тоже можно подчеркнуть в названии, например:
— «Кузница счастья» (выставка кованных изделий),
— «Песни гончарного круга» (выставка изделий из глины)
— «Поэма о дереве» (художественная резьба по дереву),
— «Белая сказка» (кружевоплетение).
Если мы готовим профессиональный праздник, можно сделать так, чтобы профессия угадывалась в названии:
– для Дня медицинского работника – «Скорая культ-помощь», «Рецепт хорошего настроения»
– для Дня строителя: «Фундамент счастья», «Домашние очаги»
– для Дня автомобилиста: «Колесо фортуны», «Дороги, которые мы выбираем»
– для Дня работников сельского хозяйства: «Праздник березки», «Пшеница золотая», «Руки, пропахшие хлебом» и т. д.
Неправильно начинать работу над мероприятием с названия. В начале нужно определиться с темой и идеей, тогда и название придумать будет гораздо легче. Приведем пример. Работая над сценарием конкурсно — игровой программы для детского мероприятия, посвященного международному дню защиты детей , сначала необходимо разработать идею праздника, набросать сценарный план, а потом исходя из замысла сосредоточится на названии. Например: идея посвятить мероприятие знакомству ребят с культурой разных стран: с играми, пословицами и поговорками, символикой, может называться «Вокруг света за одно лето», «Путешествие в страну детства» и т.д.
Во-вторых, хорошо если название будет образным. Обычно человек легче всего воспринимает образ, поэтому можно постараться создать с помощью слов «картинку» в воображении. Например, в нашей стране существуют фестиваль под названием «Майское дерево», праздник поэзии «Ромашковая Русь», конкурс детско-юношеского творчества «Подснежник».
В-третьих, можно создать символичное название: здесь неоценимую услугу окажет словарь символов. Например, из него мы узнаем, что:
искра — символизирует душу;
лабиринт – таинственность, загадочность;
луч – творческую энергию;
журавль – долголетие, мудрость, честь;
дельфин – спасение, скорость, мощь моря;
гора – духовную высоту, подъем, устремленность;
рассвет – надежду и молодость;
свеча – одинокую человеческую душу;
лира – поэтическое вдохновение.
Так, воспользовавшись последним символом можно подобрать название к поэтическому конкурсу, например «Золотая лира», «Я лиру посвятил народу своему» и т.д.
В-четвертых, название может быть интригующим. В этом случае оно должно подходить к мероприятию, но не «раскрывать все карты». Примером может служить название программы «Фильм, фильм, фильм», «Дело было в…»,
«Трям, здравствуйте!» и т.д.
Попробуйте поиграть словами, например, заменить приевшиеся прилагательные на существительные. Так, если мы говорим о выставке мастеров по кружевоплетению, пусть она называется не «Сказочные кружева», а «Кружевная сказка»; если о выставке гончарных изделий, то – не «Чудесная глина», а «Чудеса гончарного круга»; о выставке мастериц-вышивальщиц – не «Волшебные нити», а «Волшебство на кончике иглы».
Важно помимо общего названия попробовать переименовать и саму форму мероприятия, чтобы она также вызывала интерес. Причем содержание его может не меняться. Вспомните, как в фильме Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» главная героиня печет торт «Чайный», но придумывает для него романтическое название «Маэстро». Попробуйте поступить также и вместо приевшихся «конкурсно-игровых программ» и «викторин» назвать мероприятия сказочный круиз «Летучий корабль» или игра-путешествие «Вокруг света за одно лето». Согласитесь, это звучит интересней.
Где искать название для мероприятия?
1. Поскольку название состоит из слов – полезно обратиться за помощью к мастерам слова – поэтам, писателям, журналистам. Часто в качестве названия можно использовать строчку из стихотворения. Например, для праздника, посвященного 8 марта – «И тает лед, и сердце тает», для Дня Святого Валентина – «Я побежден, любовь, твоею силой». Строчка из песни «Куда уходит детство» станет неплохим названием для выпускного вечера в школе. Название фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо» подойдет для фестиваля самодеятельного творчества инвалидов.
2. Много идей вы найдете и в прозе: сказках, романах, рассказах. Полезно вспомнить литературных героев или литературные образы, такие как Алые паруса, Синяя птица, Аленький цветочек, Цветик-Семицветик, Лукоморье. Большой простор для поиска подходящего названия представляют мифы: древнегреческие, мифы древних славян.
3. Журналисты – мастера придумывать броские заголовки. Поэтому, читая статьи, посвященные различным культурным мероприятиям, обращайте внимание на заголовки и наиболее красивые и интересные выписывайте. В дальнейшем они могут вам пригодиться.
Например: «Увидеть мир сердцем» (статья о фестивале творчества детей-инвалидов), «Парад фантазий» (о выставке декоративно-прикладного искусства), «Новый рассвет старой дружбы» (о празднике национальных культур),
«От сердца к сердцу» (о международном фестивале народного творчества) и т. д
4. Следующий источник – цитаты и высказывания выдающихся личностей: писателей, политиков, педагогов, философов и др. Цитаты обычно бывают длинными, поэтому из них надо выбрать для названия ключевые слова.
Например, из высказывания П. Беранже «Сердце матери – неиссякаемый источник чудес» может получиться название для праздника, посвященного Дню матери – «Неиссякаемый источник чудес». А из высказывания Плиния Старшего «Дом там, где твое сердце» – название мероприятия, посвященного семье .
5. Оказать помощь в поиске названий могут обычные толковые словари. Мы не в состоянии держать в памяти все слова, многие из них забываются из-за того, что употребляются нечасто.
6. Если вам нужно срочно придумать название, а под рукой только телефонный справочник, предлагаю вам воспользоваться словами-помощниками. Оригинальное название из них, к сожалению, не получится, но все же лучше чем ничего.
7. Еще один вариант — к одному из приведенных ниже слов вы просто подставляете героя, предмет или какое-либо понятие (из вашего мероприятия).
ü В гостях у (подставляем героя в зависимости от темы мероприятия – «В гостях у Деда Мороза», Лесовичка, Золушки и т.п.)
ü Праздник (русского платка, детства, солнца, друзей, книги).
ü Приключение (солнечных зайчиков, снеговика и т. п.)
ü В царстве (флоры и фауны, фантазий, весны, любви)
ü Азбука (здоровья, солдата, родителей)
ü Путешествие (на ковре самолете, в страну детства и т. п.)
ü Золотой (ая, ое) («Золотая нить» – конкурс модельеров, «Золотое перо» – поэтов, писателей, журналистов)
ü Музыка, мелодия (лета, любви, души, сердца, природы)
ü Сказка (и) (леса, моря, зимняя сказка)
8. Если времени у вас много, попробуйте использовать метод ассоциаций.
Например, вы придумываете названия к празднику 8 марта. С чем он у вас ассоциируется? Записывайте все, что приходит в голову.
8 марта – весна – цветы – женщины – любовь – семья – праздник
тепло букет красота сердце забота музыка
совершенство чувства нежность
Когда фантазия истощится – попробуйте из записанных слов составить название.
1. Букет из самых нежных чувств
2. Если в сердце живет весна
3. О, женщины, вам имя – совершенство!
Чем больше ассоциативных цепочек вы создадите, тем больший будет выбор слов для названия. Во время этой работы можно задавать различные вопросы: «Что любят женщины», «Каковы их главные качества» и т. п. Ответы записывайте.
Полезные советы
1. Избегайте избитых названий, таких как
o «Мама, папа, я – спортивная семья»
o «Хлеб – всему голова»
o «Мои года – мое богатство»
o «Любви все возрасты покорны»
o «Скажи наркотикам нет»
o «В здоровом теле – здоровый дух» и т. д.
Сами по себе эти названия – хороши, но их так часто используют, что они потеряли новизну.
2. Лучше, если название не будет начинаться с предлогов. Например, в нашей области проводились театрализованные и концертные программы: «И песня тоже воевала», «А ради жизни на земле». Название должно быть коротким. Не стоит придумывать слишком длинное.
3. Название должно содержать какую-то мысль, избегайте ничего не говорящих названий, например, «У моей России» (День единства России). Напрашивается вопрос: «Что именно у моей России?»
4. Не забывайте выделять запятыми обращение в названиях: «Гуляй, казак», «Здравствуй, милый хуторок».
5. Не стоит использовать общеизвестные истины «Спорт – это здоровье», «Пьянство – яд!».
6. Не делайте акцент на негативном слове в названии, например, «Наркотический дурман». В названии добро должно торжествовать над злом – «Я выбираю жизнь».
Примеры удачных и неудачных названий
o Детское сказочное представление «Фея ледяной сказки»
o Конкурс детского рисунка «Рисует узоры мороз»
o Вечер встречи с ветеранами ВОВ — Огонек «Глазами тех, кто был в бою»
o Литературно-музыкальная композиция «Нет, не ушла война в преданье»
o Детская театрализованная пасхальная программа «Ликуй, земля!»
o Детские посиделки «Гуляют ребятки в зимние святки»
o Поэтический вечер «В лабиринтах души»
· Тематическая программа «Прикоснись сердцем к подвигу»
· Спортивно-игровая программа «Семейный поединок»
· Игровая программа для детей «Снежная зима»
· Новогоднее представление «Неправильная сказка»
· Новогодняя развлекательная программа «Пой с нами»
· Детская игровая программа «Крещенский денёк»
· Тематический вечер «Мы дружим и поем – без наркотиков живем»
· Конкурсно-развлекательная программа «Моя вторая мама»
· Детская развлекательная программа «Повеселимся от души»
Источник
Открытое мероприятие по технологии: «Руками вышитое чудо»
Разделы: Технология
Цель мероприятия:
- Прививать детям трудовые навыки искусства вышивания, развивать у них способность восприятия произведений декоративно-прикладного искусства.
- Вызвать интерес к народной вышивке, показать художественные традиции народа России.
- Обучить детей технологическим операциям и приёмам вышивания, творческому подходу к работе.
- Развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, фантазию, художественный вкус, чувство цвета, композиционное решение, бережное отношение к народным традициям.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение.
Руками вышитое чудо (Приложение 1)
(Стихотворение, читает учитель, на экране в это время, показывают слайды и фотографии различных вышивок) (Приложение 2 – превышает допустимый размер – прим. ред. )
Веками славились работы рукодельниц.
Как много в них изящества и скромной простоты.
И очень развито у милых вышивальщиц
Большое чувство небывалой красоты.
У рукодельниц ни минуты нет покоя
Имея руки ловкие и зоркие глаза,
Из-под иголки с ниткою цветною
Вдруг появляется красивая лоза
Вот тут пейзаж, а тут портрет
Здесь натюрморт, а рядом с ним цветок.
Всё оживает в вышитом рисунке,
И даже маленький и скромный завиток.
Кто гладью вышивает, кто крестом,
Кто бисером одна к другой вплотную.
Окинешь взглядом ты картинку ту,
И скажешь: «Я себе хочу такую!»
Талант от Бога в них открылся,
Так было суждено судьбе.
Им всем дана благая милость
Творить на радость людям и себе.
Выходят две старшеклассницы:
Ведущая 1. «…Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде». (О. Роден)
Ведущая 2. «Радость труда – это очень нежный цветок, который расцветает, когда пролито много пота и приобретён знак трудолюбия – мозоли». (В.А.Сухомлинский)
Ведущая 1. Удивительно разнообразен и бесконечен мир природы, которая кормит, одевает, согревает человека, во многом определяет его существование. Для одних природа – среда обитания, для других источник вдохновения, неиссякаемого творчества. Но не найти на земле человека, который бы не замечал красоту и совершенство окружающей природы – будь то закат на склоне дня, бабочка, расправившая крылышки в ласкающих лучах солнца, поникший под тяжестью утренней росы цветок, вспыхнувшая радугой огня грань кристалла…
Для многих желание сохранить первозданную красоту природы становится жизненным призванием, смыслом бытия.
Ведущая 2. Творчество – это особое состояние загадочной души человека. Прикоснувшись добрыми руками, вложив душу, дав волю воображению, умелец превращает труд в радость, в удивительные картины, неповторимые рукотворные произведения.
Ведущая 1. Художественная вышивка – это вид искусства, который развивает эстетический вкус человека, способствует развитию его внимательности. Вышивка — яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.
Ведущая 2. Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью цветов, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. (Т.И. Ерёменко)
Учитель: ВОЛЯ И ТРУД ДИВНЫЕ ВСХОДЫ ДАЮТ, А НАСТОЯЩИЙ ТАЛАНТ В РУКАХ РАСЦВЕТАЕТ!
(Показ слайдов завершён.)
Выходят двое ведущих:
Ведущая 1. А теперь заглянем в историю развития ручного вышивания. Древний Китай (IV-V в.в. до нашей эры) – вышивали на шёлковых тканях шёлковыми, золотыми и серебряными нитями, конским волосом.
Ведущая 2. Византия (IV в. нашей эры) – известно шёлковое и золотое шитьё.
Ведущая 1. Италия, Франция (XVI-XVII в.в.)– вышивают портреты, картины с изображением людей, животных на фоне пейзажей с замками, охотой, мифологические сюжеты. Такие картины называются панно.
Ведущая 2. РОССИЯ (IX-XII в.в.) вышивали золотыми и серебряными нитями. В то время (XI в.) сестрой князя Владимира Мономаха, княжной Анной Янкой была в Киеве в Андреевском монастыре открыта первая вышивальная школа.
Народная вышивка широко распространена по всем районам необъятной России, завораживает своей красотой и неповторимостью.
Ведущая 1. Используя богатое наследие вышивального искусства, народные умельцы удачно находят применение вышивке, бережно сохраняют и передают это ценное наследие своим потомкам. Вышивка и в нынешние дни широко находит применение при изготовлении и отделке одежды, предметов домашнего убранства, детской одежды, постельного белья, народных костюмов и т.д. Всё разнообразие вышивок поражает художественным совершенством узоров, тончайшим мастерством исполнения, особой декоративностью, богатством узора и колорита. Художники ищут разнообразные пути для создания фактурного богатства узоров на тканях новой структуры.
Ведущая 2. Российские вышитые изделия давно получили мировую известность. Они экспонируются на международных выставках, удостаиваются высоких призов и наград. Умелые руки и фантазия творят чудеса!
Учитель: А сейчас…
СКАЗКА О ПРИНЦЕССЕ ИГОЛОЧКЕ
Ведущая 1. В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса Иголочка: тоненькая, стройная, блестящая, на головке – ушко, сзади – длинная коса. Всем она была хороша, только характер имела несносный и колючий. Чуть что не так, сразу колоться. Вместе с Иголочкой во дворце жили её родственники, королева Ниточка с сестрицами, король Напёрсток, граф Ножницы, граф Утюг и графини Катушки– весёлые подружки принцессы Иголочки.
Ведущая 2. Дворец был великолепен, светлые залы устланы мягкими коврами, на окошках тонкие кружевные занавески, всё это сияло и блестело, делая придворную жизнь по-настоящему праздничной и беспечной. Основным развлечением жителей дворца была игра в прятки. Принцесса Иголочка пряталась, а её преданная свита старательно обшаривала все уголки в поисках своей острой повелительницы. Обычно отыскать принцессу так и не удавалось, и тогда Иголочка начинала сердиться, а придворные и даже родственники теперь уже сами старались скрыться подальше от её колючего нрава.
Однажды дверь во дворец распахнулась, и в тронный зал вошли гости – Маленькие Ручки.
(Входят 2 девочки – Маленькие Ручки, держат в руках пяльцы.)
Принцесса Иголочка: Как так, без доклада, без приглашения?
Ведущая: Вспылила принцесса Иголочка и уколола маленький пальчик. Ручки обиделись, но не ушли – это были Умелые Ручки. Они быстро и ловко взяли капризную принцессу и водрузили на трон – специальную подушечку-игольницу. Ниточкам, Напёрстку, Ножницам, Утюгу и Катушечкам, тоже нашлись почётные места.
Умелые Ручки усаживают принцессу Иголочку на трон.
Умелые ручки: Довольно капризничать и бездельничать, ведь все вы много знаете и умеете. Пусть каждый из вас поведает нам свою историю и продемонстрирует мастерство.
Умелые Ручки присаживаются рядом с принцессой Иголочкой.
Ведущая 1. История первая: [1]
Выходит принцесса Иголочка, загадывает загадки:
1) Маленького роста я, 3) Бежит свинка–
Тонкая и острая, Золотая щетинка.
Носом путь себе ищу, Носочек стальной,
За собою хвост тащу. (Иголка) А хвостик льняной. (Иголка с ниткой)
2) Тонка, длинна, 4) Всех на свете обшивает,
Одноуха, остра – Что сошьёт – не надевает. (Игла)
Всему миру нужна. (Игла)
Иголочка присаживается на место.
Сестрицы-Иголочки: (выходят две ученицы)
Иголочка 1. Что появилось раньше – иголка или одежда?
Многих этот вопрос, наверное, удивит: разве можно без иголки сшить одежду?
Оказывается можно.
Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб.
Так выглядели древние шила.
Иголочка 2. Когда же осколками кремня (очень твердого камня) в шилах высверлили ушки, получились иглы.
Через много тысячелетий на смену костяным иголкам пришли бронзовые, потом железные. На Руси, случалось, ковали и серебряные иглы.
Иголочка 1. Около шестисот лет назад арабские купцы завезли в Европу первые стальные иглы. Нитки вдевали в их загнутые колечками концы.
Иголочка 2. Люди без иголки обойтись не могут. Игла – это настоящая помощница, и поэтому славят её в стихах и песнях, не забывают в пословицах, поговорках и загадках.
Иголочка загадывает загадки:
1) Тонкий длинный паровозик 2) У хвастушки
За собой вагоны возит. Хвостик в ушке. (Иголка с ниткой)
Где проехал – дырки нет,
Только шпал и рельсов след. (Иголка с ниткой)
3) На всём теле
Только одно ухо (Игла)
Слова Иголочки:
Я, иголка-мастерица!
Не привыкла я хвалиться.
Я и шью, и вышиваю,
И подружек поучаю.
Ведущая 2: История вторая:
Выходит Булавочка, на экране показывают слайды о булавке.
Булавочка: Булавка такая же острая, как игла, только нитку в неё не вдеть и служит она для временного скрепления деталей.
Самым древним родственником булавки были, по всей видимости, шипы растений. Не случайно в некоторых языках слово «булавка» происходит от латинского «шип» или «колючка».
У маленькой булавки богатая история. Делали их из костей рыб и животных, из камня и металла, оформляли драгоценностями, ведь иногда булавки использовались больше для украшения, чем для скрепления одежды.
В том виде, в каком мы их знаем, булавки стали производить в конце 15 века. Тогда они были такой ценностью, что набор булавок считался достойным подарком к празднику. И до сегодняшних дней сохранилось у людей бережное отношение к иголкам и булавкам, их стараются не терять, убирать на место.
Ведущая 1: История третья:
Выходят Ножницы, на экране показывают слайды о ножницах.
Ножницы: «Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Что это такое? Правильно, ножницы.
Сейчас эту загадку каждый ребёнок отгадает. А ведь было время, когда даже взрослые не то что загадки – самих ножниц не знали. Потому что их ещё не изобрели.
Когда требовалось что-нибудь разрезать, брали нож. Но вот приблизительно три с половиной тысячи лет назад кто-то соединил ручки двух ножей пружинящим мостиком. Получились первые ножницы – для стрижки овец. И до сих пор их называют «овечьи».
А больше тысячи лет назад другой человек придумал заменить мостик гвоздиком. И родился замечательный инструмент, про который сложена загадка.
Всякий инструмент, состоящий из двух подвижных половинок, скреплённых в одной точке, – рычажной инструмент. И первая особенность этого инструмента заключается в том, что, когда ты прикладываешь к его ручкам сравнительно небольшую силу, на рабочей части возникает сила очень значительная.
Рычажной инструмент позволяет человеку легко перекусывать про- волоку, резать металлические листы, отворачивать тугие гайки, гнуть гвозди и даже кроить платья или строить бумажный дом. Ножницы используются всюду: и в слесарной мастерской, и в хирургическом кабинете, и в гараже, и в депо, и на космическом корабле, и на швейной фабрике, и, конечно, в школе на уроках труда.
В настоящее время существует большое разнообразие ножниц: бытовые, портновские, садовые, маникюрные, медицинские, овечьи и многие другие, без которых человеку не обойтись.
1) Инструмент бывалый 3) Я ими платьице крою,
Не большой, не малый. Узоры вырезаю.
У него полно забот: Сама и штопаю, и шью,
Он и режет, и стрижет. (Ножницы) Иль маме помогаю.
2) Смотрите, мы раскрыли пасть – Для дочек, бабушек и мам
В неё бумагу можно класть, Хорошие помощницы,
Бумага в нашей пасти Наверное, знакомы всем.
Разделится на части. (Ножницы) Это чудо…НОЖНИЦЫ!
Ведущая 2: История четвёртая:
Выходит Напёрсточек, на экране показывают слайды о напёрстке.
Напёрсточек:
Пищал мышонок на всю норку,
Хвалился братьям, сёстрам:
«Смотрите, я нашёл ведёрко!»
И показал…НАПЁРСТОК.
Кажется, что напёрсток существовал всегда. Но это не так. Был такой момент, когда безызвестного портного, исколовшего себе все пальцы, вдруг осенило. Но когда это произошло, не сможет сказать никто. Известно только, что в средние века уже были мастера, занятые исключительно изготовлением этих вещиц. Значит, их требовалось много, и они широко использовались. От тех времён до нас дошли изящные, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой, шедевры. Старейшие сохранившиеся до наших дней напёрстки изготавливались из золота, позолоченного серебра, бронзы. Цвет традиционно оставался жёлтым, чтобы на его фоне легче было разглядеть движение серебристо-белой стальной иглы.
В 1924 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрёл универсальный станок для производства напёрстков любого вида и размера. Изобретение было запатентовано, и вскоре началось массовое
производство напёрстков.
В конце XIX века напёрстки стали столь широко популярны, что их продавали и в качестве сувениров. Более того, их стали использовать в коммерческих целях: граверы наносили на них рекламные названия фирм и отдельных изделий.
Сегодня напёрсток продолжает незаметно, но верно служить человеку.
На пальце одном
Ведерко вверх дном? (Напёрсток)
Вышивает-шьёт иголка,
Пальцу больно. Пальцу колко.
А напёрсток в тот же миг
К девочке на пальчик прыг!
Говорит иголке: «Шей,
А колоться ты не смей!»
Ведущая 1: История пятая:
Выходит Утюжок, на экране показывают слайды об утюге.
Утюжок: Представьте на минуточку, что из всех домов исчезли…утюги. Какими мятыми и неряшливыми ходили бы мы в школу, а мамы и папы на работу! А раньше утюга у людей не было, и прошло немало времени прежде, чем человек стал использовать различные приспособления, чтобы придать своей одежде опрятный вид.
Первым «устройством» для глажения, скорее всего, был плоский тяжёлый…камень. На ровной поверхности расстилали одежду, сверху придавливали камнем и оставляли так на некоторое время.
Второй способ глажки, дошедший к нам из глубины веков, – при помощи рубеля и валька. На Руси, например, таким способом пользовались ещё семь-восемь веков назад. На ровно обструганную палку наматывали просушенное бельё и прокатывали его по столешнице при помощи рифлёной доски. Ныне такой принцип применяется в некоторых гладильных машинах. Там бельё наматывается на вал и отглаживается специальными роликами.
Наиболее близкий предшественник современного утюга – сковородка, а точнее – жаровня с углями. Не оттуда ли пришла поговорка: «Федул, чего губы надул? Кафтан прожёг…» Из открытой жаровни очень часто падали угольки, оставляя на одежде дырки.
Потом на смену жаровне пришёл утюг паровой. В нём угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. А сверху, для лучшей тяги, добавляли даже трубу. Чтобы угли лучше горели, делали специальные отверстия по бокам. Даже усиливали вентиляцию, размахивая утюгом взад-вперёд: «Ух-ух, ух-ух, разгорайся, мой утюг. » Работа с таким утюгом могла заменить физ-зарядку.
Гораздо практичнее оказался сплошной утюг-болванка с приклёпанной или съёмной ручкой. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя. Пока один нагревался на плите, другим гладили. По мере остывания их меняли местами.
С распространением электричества нагревателем стала электрическая спираль, компактно размещённая внутри. Так на свет появились привычные ныне утюги электрические. Чтобы такой утюг ожил и заработал, необходимо подключить его шнур к электросети. Но порой шнур перекручивается и мешает хозяйкам. Поэтому изобрели утюг…без шнура! На специальной подставке он очень быстро разогревается токами высокой частоты.
А недавно придумали…световой утюг. «Подошва» у него – из специального жаростойкого стекла. И расположенный внутри нагреватель беспрепятственно посылает тепловые инфракрасные лучи на ткань. Такой утюг не только нагревается почти мгновенно, но и гладит замечательно.
А каким утюгом лучше гладить – лёгким или тяжёлым? Тяжёлым? А вот и неправильно. При глажении, считают физики, главное не вес, а температура, до которой он нагрет. Не случайно многие утюги оборудованы терморегуляторами, которые греют подошву до строго определённой температуры. Для капрона – совсем немного, для шёлка – побольше, а хлопок и лён гладят утюгом, раскалённым до температуры чуть ли не в 200 градусов. Правильно установленный терморегулятор не только не позволит испортить вещь, но и обеспечит её качественную глажку в самое короткое время.
Я не, хвастая, скажу: всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые – с морщинками и складками,
Уходят очень милые, весёлые и гладкие!
Значит, я надёжный друг – электрический утюг!
1) Влез на стол он 2) Он разгладит все морщинки.
Из-под лавки, Только ты его не тронь,
Осмотрелся на подставке, Он горячий, как огонь.
Гибким хвостиком вильнул, (Утюг)
Складки с галстука слизнул. (Утюг)
Ведущая 2: А теперь вместе с принцессой Иголочкой и её друзьями мы начнём делать своими руками красивые и необыкновенные вещи из ткани и ниток. В добрый путь!
Учитель: Но прежде чем приступить к работе, вспомним правила техники безопасности.
Дети рассказывают правила техники безопасности, они появляются на экране.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ИГЛОЙ
1. Храни иглу в игольнице.
2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
3. Передавай иглу в игольнице и с ниткой.
4. Не бери иглу в рот, не играй с иглой.
5. Не втыкай иглу в одежду.
6. Во время работы пользуйся напёрстком.
7. Храни игольницу с иглой всегда в одном месте.
8. До и после работы проверь количество игл.
9. Во время работы втыкай иглу в игольницу.
10. Не отвлекайся во время работы с иглой.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С НОЖНИЦАМИ
1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
2. Ножницы должны иметь тупые, скруглённые концы.
3. Клади ножницы кольцами к себе.
4. Следи за движением лезвий во время резания.
5. Не оставляй ножницы раскрытыми.
6. Передавай ножницы кольцами вперёд.
7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.
8. Используй ножницы по назначению.
Дети начинают вышивать, включить классическую музыку.
Использованная литература: М.И. Нагибина «Чудеса из ткани своими руками». – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208с. – [1].
Источник