Мастер-класс «Простая наука. Увлекательные опыты и эксперименты»
Галина Манушкина
Мастер-класс «Простая наука. Увлекательные опыты и эксперименты»
Районное методическое объединение для заведующих и старших воспитателей
Мастер-класс
«Простая наука.
Увлекательные опыты и эксперименты»
Цель. Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди руководителей и старших воспитателей.
1. Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
2. Организовать совместную экспериментальную деятельность
3. Создать положительный эмоциональный климата среди участников мастер-класса.
Подготовка материала и оборудования; обработка специальной литературы по данной теме.
Музыкальный материал. Песня «Капитошка», фонограмма музыки.
Участники мастер-класса. Руководители, старшие воспитатели.
Декорации. Ширма «Научная лаборатория»
Материалы и оборудование. Видеоролик «Вулкан», «Тестопластика» видеоролик «Маленькие исследователи»; мука, поваренная соль, вода, миска, ложка, 2 стакана, крем для рук баночка, уксусная кислота 9%, питьевая сода, жидкое мыло, краситель, шприцы, пластиковые стаканы.
Оборудование: Ноутбук, мультипроектор, экран.
1. Понятия детское экспериментирование.
2. Совместное проведение экспериментирования.
I часть
Видеоролик «Маленькие исследователи»
Приветствую вас в нашей научной лаборатории и с вами я, профессор Любознайкина.
Ох уж эти маленькие дети-почемучки! Какими только вопросами не изводят они своих мам и пап, бабушек и дедушек, старших сестёр и братьев, нас воспитателей, случайных знакомых… Порой эти вопросы просто заводят нас в тупик, потому что ответа на них у нас нет или ответ слишком сложен для детского понимания.
По этому поводу мне сразу вспоминается очень старый и весьма мною любимый случай.
Идут папа и пятилетний сын, сын жуёт яблоко:
— Папа, а почему яблоко темнеет?
— Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, — железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трёхвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
— Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?
Так что давайте не будем отвечать на вопросы малышей таким образом, что бы крохе было не понятно. Как правильно отвечать на детские вопросы. Сегодня мы будем искать ответы все вместе с моим другом и помощником. А кто это вы узнаете.
II часть
Любознайкина. «Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он весь голубой. Голубой краской изображена на глобусе вода- это океаны и моря, бесчисленные озера и речки. Не слишком ли много на свете воды? Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой океан — это что-то вроде гигантской батареи Земли.
Есть у Мирового океана и другая великая забота — поить Землю. Воду пьют все на свете поля, все на свете леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди».
Дорогие друзья, узнали вы нашего героя?
(из-за ширмы появляется Капитошка)
Капитошка. Здравствуйте, дорогие гости! Я веселая капелька, несу в себе разноцветье радуги, энергию солнца и живительную силу воды.
Игровой тренинг «Я нравлюсь себе»
(Звучит спокойная музыка — создание атмосферы непринужденной обстановки) Предложить зарядить воду своими добрыми мыслями о том, что каждый из них красивый, здоровый, жизнерадостный, веселый. Затем поблагодарить воду и выпить ее.
Любознайкина. Капитошка не просто веселая радужная капелька — это
1. Капелька творчества, которая превращается в море таланта.
2. Капелька дружбы, которая вырастает в океаны любви.
3. Капелька знания, которая вырастает в познание сложных и противоречивых законов бытия.
4. Капелька мужества, которое так необходимо для борьбы с капелькой зла — она ведь того и гляди может неожиданно появиться среди ясного неба.
— Капитоша, а ты любишь экспериментировать, делать научные опыты?
Капитошка. Конечно. Наука — это увлекательная штука! А уж когда есть возможность увидеть, потрогать, сделать самому, то восторгу у меня нет предела.
Любознайкина. Предлагаю вашему вниманию очень полезный вариант простых, но при этом увлекательных и познавательных опытови эксперементов, в процессе выполнения которых может вы узнаете что-то новое.
Итак, проведем «практические задания» по защите «научных работ» по теме
«Увлекательные опыты и эксперименты». Каждый из вас получит диплом участника.
Мы открываем вам дверь в нашу секретную лабораторию. Чувствуйте себя почти как дома. Почему почти, потому, что технику безопасности никто еще не отменял. Тем более работать мы сегодня будем с опасной жидкостью, а она шутить не любит. Я надеюсь вы не испугались? Отлично.
Давайте с вами познакомимся с золотыми правилами, которые мы должны соблюдать.
2. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому
3. Нельзя ничего брать без разрешения
4. Каждую вещь клади на место.
5. Все делай аккуратно.
6. Делать все нужно дружно!
Любознайкина. Как мы уже видели наш друг Капитошка еще очень любит путешествовать, и он любезно согласился помочь нам узнать тайны удивительных явлений которые происходят в природе.
Что же тебя больше всего впечатлило? Какие чудеса ты увидел проплывая на облачке? Поделись с нашими гостями своими впечатлениями.
Капитоша., В мире столько интересного! Я летала по всему миру и видела много чего. Я познакомилась со многими детишками во всем мире, когда падала на их плечо или носик. Я видела водопады и горы, океаны и каньоны.
«Где с горы летит огонь
И дымит со всех сторон
Там опасный хулиган
Вновь проснувшийся Дедушка (вулкан)
Сейчас мы с вами сделаем действующую модель вулкана. Многие дети любят заниматься лепкой из соленного теста. Возникает вопрос, как сделать тесто? Есть несколько рецептов, но пожалуй, самый простой и надежный мы сегодня с вами и будем делать.
Приглашаем к лабораторному столу 2-х помощников.
2. Поваренная соль
Соотношение 1к 2 (1 стакан соли и 2 стакана муки)
Итак, макет готов приступим непосредственно к опыту.
Как и всякая научная работа, эксперимент требует точности. При его проведении необходимо соблюдать определенный порядок, выполнять его по порядку.
Химический опыт №1 «Извержение вулкана»
Для этого опыта потребуются следующие материалы и реактивы:
1. Уксусная кислота 9%;
2. Питьевая сода;
5. Родительский контроль
Насыпать в отверстие вулкана две чайные ложки соды
Влить жидкое подкрашенное красным цветом мыло.
Вывод: сода, уксус вступят в химическую реакцию, появляются пузырьки углекислого газа и из жерла вулкана начинает «извергаться» пена красного цвета. Проведя данный опыт, мы увидели как извергается вулкан.
Все отлично потрудились,
Поиграть пришла пора
И у друга- Капитошки
Есть для вас одна игра.
Капелька запускает по кругу четыре шарика, наполненные водой. Участники под музыку передают шарики друг другу. Тот, у кого шарик остается после остановки музыки, выбывает из игры.
Прошу садится, вам друзья
Опыты нам продолжать пора
Сделать так, чтобы дети увидели в вас настоящего волшебника, очень просто. Нужны всего лишь ловкость рук и безграничная фантазия.
Эксперемент 2. «Радуга»
Сейчас, друзья мы с вами попробуем сделать творческий эксперимент с использованием современной технике — мраморная бумага. Для этого понадобится:
1. Пена для бритья
3. Краски (акварель или гуашь)
4. Губка для мытья посуды
Пену должны выдавить на поднос равномерно распределяя по всей поверхности. Нанесем 7 полосок (радуга) Раскрашиваем кисточкой различными узорами пену гуашевой краской. Шпашкой наносим различные узоры (волнистые и т. д). Мы приближаемся к финалу нашего творческого эксперимента. Попробуем сделать оттенок. Лист прижимаем к слою пены, чтобы краска отпечаталась. Берем губку и аккуратно убираем пену. Таким образом, краска остается и на листе бумаги отпечатывается узор. В данном случае радуга.
Теперь скажу вам по секрету,
Что никакой здесь тайны нету.
Здесь нет ни капли колдовства,
Но очень много мастерства.
III часть
Опыт 3. «Секретное письмо»
Заканчивая нашу встречу мы вас попросим оценить сегодняшнюю работу дискуссионного клуба. Какой вывод можно сделать из того, что вы услышали, узнали, сделали сами?
Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточкой в молоко и напишите послание, зашифрованное письмо.
Капелька (было интересно, понравилось мероприятие,
Цветок (было интересно, но кое-что непонятно,
Снежинка (было не интересно, многое осталось непонятным).
Капитошка. Спасибо за внимание, мне было приятно работать вместе с вами. До новых встреч.
Список литерат уры
1. Дыбина О. В, Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. -2-е изд., испр. -М. : ТЦ Сфера, 2016. — 192 с. (Ребенок в мире поиска)
2. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. — Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2015. 208 с.
3. Интернет ресурсы.
Фотоотчет «Звук. Цвет. Опыты и эксперименты для детей 5–6 лет» С помощью опытов и экспериментов: «Услышь меня», «Слушаем тишину» «Проверим звук» мы с детьми выяснили, что когда не слышат оба уха, человек.
Конспект интегрированного занятия. Опыты-эксперименты «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия опыты-эксперименты «Волшебница вода» в подготовительной группе. Цели: 1. Образовательные: — рассказать.
Консультация для воспитателей Тема: «Опыты и эксперименты в условиях ДОУ» «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы, оказываясь На.
Мастер-класс для педагогов «Увлекательные трафареты» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №15 «Орленок» Мастер-класс По теме: «Увлекательные.
Мастер-класс. Простая поздравительная открытка «С Новым годом!» Мастер-класс. Простая поздравительная открытка «С Новым годом!» Всем доброго времени суток! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс простой.
Мастер-класс «Простая валентинка в технике квиллинг» «Простая валентинка» в технике квиллинг. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые.
Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования» Опыт №1. «Воздух, воздух, появись!» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. — Дети, вы слышали, что воздух носит шапку- невидимку.
НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Наука о веществах и превращениях. Цветные опыты по химии» Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Наука о веществах и превращениях. Цветные.
Опыты и эксперименты с детьми. Фотоотчет Занимательные опыты в детском саду. Дети по своей натуре- любознательные, любопытные исследователи, открывающие для себя этот мир. Очень.
Опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа) «Цвет воды» Автор: Ковалькова Елена Вадимовна, воспитатель. МБДОУ № 41 «Дружные ребята». Республика Татарстан, г. Альметьевск. Назначение: Опыт может.
Источник
Пять изобретений, которые может собрать даже ребенок
17 января — международный день детских изобретений. Совместно с Детским технопарком Университета ИТМО мы подобрали несколько простых идей для поделок, которые можно реализовать в домашних условиях своими руками. Они облегчат вам работу по дому, разнообразят досуг или просто позволят похвастаться в Instagram. Роборука на гидравлике, умная кормушка для домашних животных, воздушный шар, который, можно запустить в стратосферу, – обо всем этом в материале ITMO.NEWS.
Роборука на гидравлике
Сложность реализации: просто
Ребенок какого возраста справится с изобретением: от 10 лет.
Необходимые инструменты: нож, пара шприцов, вода, картон, клей и несколько зубочисток.
Для начала нужно вырезать несколько прямоугольников из картона и скрепить их с помощью клея и зубочисток. Получившаяся конструкция — основа для руки, к которой нужно добавить шприц. Движение будет происходить за счет второй конструкции. Ее также нужно вырезать из картона и закрепить с четырьмя шприцами с водой. Все движение будет происходить за счет перемещения воды между шприцами. В итоге, за несколько часов работы получится интересная игрушка, которой можно пугать домашнего питомца.
2. Мусорное ведро, которое само открывает крышку и сообщает о заполненности
Примерный возраст: 13 лет
Сложность реализации: средняя
Ребенок какого возраста справится с изобретением: от 13 лет.
Необходимые инструменты: ультразвуковой датчик, металлический сервопривод, микроконтроллер (все эти и другие предметы можно найти в специализированных магазинах по продаже электронных компонентов).
На мусорном ведре нужно закрепить несколько устройств. Во внутренней части — металлический сервопривод, который будет отвечать за поднятие крышки, и датчик, который будет следить за количеством мусора. Когда мусорка будет переполнена, датчик сработает и откроет ведро, чтобы напомнить о переполненности. На внешней части нужно поставить ультразвуковой датчик, который сработает при приближении человека.
Вся система управляется одним микроконтроллером. Чтобы все работало, нужны некоторые знания в программировании. Можно попробовать научиться работе с микроконтроллерами самостоятельно или пойти на курсы по робототехнике в ITMO.KIDS.
3. Автоматическая кормушка для домашних животных
Сложность реализации: средняя
Ребенок какого возраста справится с изобретением: от 13 лет
Необходимые инструменты: двигатель, контроллер и шнек (стержень со сплошной винтовой поверхностью вдоль продольной оси)
Как и с мусорным ведром, на кормушке нужно закрепить детали механизма. Шнек нужно соединить с двигателем и расположить над кормом. Так, стержень будет проворачиваться и выдавливать еду для домашнего питомца. Проблема в том, как настроить процесс на нужное время. В этом нам поможет контроллер. Подключаем его к двигателю и настраиваем его внутренние часы на нужное время. Так он сможет определять, в какое время вывалить нужное количество корма. Полученную систему можно зарядить от блока питания и розетки.
4. Система умного дома, которая сама управляет светом
Сложность реализации: сложная.
Ребенок какого возраста справится с изобретением: от 15 лет, под присмотром родителей
Необходимые инструменты: микроконтроллер, датчики, реле (устройство, которое управляет ходом тока при внешнем воздействии, например, при кипении чайника именно тепловое реле отключает механизм)
Проект можно делать только под присмотром родителей, так как он предполагает работу с высоким напряжением при сборке. К выключателю света нужно подключить реле, которое управляется микроконтроллером. Необходимо уделить особое внимание изоляции и работать только при выключенном напряжении в квартире, чтобы избежать короткого замыкания, а лучше — поручить работу со светом профессионалу.
Кроме реле, к микроконтроллеру нужно подключить датчик. Запрограммировать их работу нужно простой цепочкой: датчик уловил движение, послал сигнал к реле и оно включило свет.
Датчики можно использовать разные. Например, датчик движения, датчик звука, датчик пересечения луча. Таким образом, можно включать свет в разных случаях: когда в комнате что-то шумит, кто-то двигается или кто-то открывает дверь. Вариаций огромное количество. Посылать сигналы на контроллер можно и другими способами. Например, с помощью пульта управления или с приложения на телефоне через Wi-Fi или Bluetooth, но это усложняет реализацию.
Запуск воздушного шара в стратосферу
Сложность реализации: сложная
Ребенок какого возраста справится с изобретением: от 16 лет, под присмотром родителей
Необходимые инструменты: шар, гелий, модуль GPS, GPRS передатчик, микроконтроллер, аккумуляторы, камера
Специальный большой надувной шар нужно наполнить гелием, который расширяется при полете. К его концу закрепить груз с камерой GoPro, модулем GPS и GPRS передатчиком, которые будут понимать координаты шара и отправлять данные в виде SMS, и микроконтроллером, который обеспечит работу системы. Работать груз будет от аккумуляторов, которые также нужно закрепить на грузе. Вместе с шаром конструкция сможет подняться на высоту до 37 км, но затем упадет обратно на Землю. Камеру с сохраненными кадрами можно будет отыскать благодаря GPS и GPRS.
Источник