- Натяжка сеток в трафаретной печати своими руками
- Советы по шелкографии: натягиваем сетку на раму
- Натяжка вручную с использованием степлера
- Натяжение вручную при помощи реек
- Электромеханические приспособления
- Пневматические приспособления
- Самонатягивающиеся рамы
- Контроль натяжения сетки на раму
- Тензометр для контроля натяжения сетки
- Рекомендуемые показатели натяжения сетки
- Причины потери натяжения сетки
- Натяжка сетки для шелкографии своими руками
Натяжка сеток в трафаретной печати своими руками
Теперь внимание, чтобы получилось более равномерное натяжение 4ю планку пока не устанавливаем, а сразу начинеам натяжку сетки. Тянем планку под номером 3, вращая поочерёдно гайки ключом на 17. Натяжку делаем больше средней, и только теперь устанавливаем 4ю планку, продолжая натяжку с двух сторон, медленно, поочередно вращая гайки.
Для проверки натяжения сетки желательно использовать специальный прибор тензометр, но у меня его нет, и некогда не было. Я всегда определяю натяжение сетки на глаз, а точней на ощупь. Важно чтобы натяжение на всей поверхности было одинаковое, если нет, то о полноцветной печати можно даже не думать, не будет совмещения цветов.
После того как сетка натянута под станок кладём рамку, я кладу 2 (одну на другую), так как рамка узкая и не достаёт до сетки. Далее я кладу в цент газету, и приклеиваю её малярным скотчем. Это нужно для того чтобы во время приклеивания сетки к раме, случайно не капнуть клеем на сетку.
Осталось снять скотч с газетой, и срезать сетку. Рамка для трафаретной печати натянута и готова к работе.
Кстати, при натяжке, одна из сеток у меня порвалась, но произошло это не из-за чрезмерного натяжения. Порвалась в углу, но я смог более-менее натянуть её. В этом углу натяжение было слабее чем в остальных, но я всё же решил наклеить эту сетку на раму. Использовать я её буду для так называемых «плашек», типа надписей, и простых одноцветных отпечатков.
Источник
Советы по шелкографии: натягиваем сетку на раму
На раму для шелкографии сетку нужно натягивать с максимальным усилием, которое было бы близко к величине текучести материала, из которого изготовлена сетка. Если натянуть недостаточно сильно, то в время трафаретной печати могут исказиться линейные размеры изображения, а контуры отдельных цветов при многокрасочной печати не совпадут. Особенно это важно при создании трафаретов для растровой цветной печати, где изменять размер растровой точки недопустимо. Потому что любое отклонение приводит к изменениям в цветовой гамме. Закрепить сетку на раме для трафарета можно, пользуясь несколькими различными способами.
Натяжка вручную с использованием степлера
Это достаточно быстрый и простой способ. Потребуется только электрический или механический скобосшиватель — степлер. В общем виде процесс выглядит так: по углам рамы скобами закрепляется тесьма, по ней натягивается сетка и по периметру закрепляется скобами, лишняя ткань обрезается ножом, а равномерность натяжения проверяется стряхиванием.
Однако существует два варианта подобного крепления:
- Сетка удерживается руками, используя при этом специальные щипцы, сразу натягивается — и забиваются скобы. При выкраивании ткани нужно рассчитать так, чтобы щипцами можно было плотно схватить края. Если сетку необходимо экономить, можно пришить по краям 5-10 сантиметровые в толщину полоски другой прочной ткани — и тогда щипцы будут держать именно их. Что, кстати, снижает риск порвать саму сетку.
- Ткань растягивают предварительно, пользуясь любым растягивающим устройством, и только потом, уже никуда не торопясь, закрепляют. Ширина интервалов между скобами зависит от того, насколько сильно нужно натянуть сетку и насколько сложным планируется рисунок. Если необходимо сильное натяжение, скобы забиваются под углом к раме.
Натяжение вручную при помощи реек
Если скобосшивателя нет, в роли фиксаторов выступают мелкие гвозди и деревянные рейки (сечение пять на десять миллиметров). Рама изготавливается заранее, по всему периметру для реек делаются специальные пазы глубиной около пяти с половиной миллиметров, шириной одиннадцать миллиметров. Для самих реек нужна мягкая древесина, которая не скалывается, когда гвозди располагаются слишком близко друг к другу.
Перед тем, как забивать рейки, сетку надо с небольшим усилием закрепить в каком-нибудь растягивающем устройстве. При этом не нужна максимальная нагрузка, потому что при забивании рейки в пазы натяжение дополнительно увеличивается. Гвозди предварительно загоняются в рейки, которые размещаются над пазами. Затем гвозди постепенно забивают молотком, погружая рейки в пазы. С помощью этого метода можно с достаточно сильным натяжением и в то же время равномерно закрепить сетку на раме: она удерживается и гвоздями, и силой трения при изгибе ткани в пазах.
Электромеханические приспособления
В том случае, если печать триадная и требуется несколько больших рам, имеющих одинаковое натяжение сетки для шелкографии, для натяжки применяют станок с электромеханическим приводом. Все рамы сразу размещаются в станке, а края сеток зажимаются фиксаторами.
Пневматические приспособления
Наиболее удобны при массовом производстве трафаретов. Состоят из стандартных зажимов, не зависимых друг от друга. Оснащение каждого зажима составляет отдельный пневматический цилиндр, на время натяжки сита присоединяемый к компрессору. Давление в цилиндре увеличивается – и соответственно держатели зажимают полотно сильнее. Это подходит для натяжки нейлоновых, полиэфирных и металлизированных полотен, металлических сеток.
Самонатягивающиеся рамы
Существуют рамы, снабженные дополнительными приспособлениями, позволяющими не прибегать к помощи натягивающих устройств. Сетку закрепляют, не пользуясь клеем, в специальных пазах, где она удерживается при помощи сдвоенных нейлоновых или гибких алюминиевых стержней. Эти стержни во время натяжения смещаются, упираясь в стенки пазов, так что заклинивающий фактор возрастает.
Существуют также вращающиеся рамы, сделанные из массивных труб и уголков. Трубы поворачиваются с помощью гаечного ключа — но только в одну сторону. Когда накладывается сетка, ее края заворачивают вокруг труб и фиксируют прутками в пазах. В центре сетки помещается измеритель натяжения. Затем трубы начинают с помощью ключа поочередно вращать вовнутрь.
Контроль натяжения сетки на раму
Нельзя натянуть сетку на трафаретную раму «чуть сильнее» или «чуть слабее». Иначе в технологическом цикле создания трафарета неизбежны проблемы, которые приведут к браку во время печати. Если у рисунка изменяются линейные размеры и не совмещаются цвета, это свидетельствует о разнице напряжения в натяжении сеток.
Тензометр для контроля натяжения сетки
Для контроля натяжения сетки пользуются специальным прибором тензометром, который определяет величину в ньютонах на сантиметр. Между двумя неподвижными опорами находится выдвижной шток. В зависимости от степени натяжения сетки он с разной силой прогибает ее поверхность, а система рычагов выводит на циферблат полученное значение. Если установить тензометр на стекло, стрелка дойдет до максимального значения шкалы. Регулировать отклонения в работе тензометра помогает специальный калибровочный винт.
В процессе измерения тензометр устанавливается посередине сетки, чтобы расстояние до краев рамы со всех сторон было одинаковым. Затем сетка натягивается до тех пор, пока циферблат не выдаст необходимые значения. Во избежание искажений в показаниях, раму располагают горизонтально, а минимальное расстояние от прибора до края – десять сантиметров.
Рекомендуемые показатели натяжения сетки
- До 6 – ручная печать, печать по текстилю,
- 10-12 – многоцветная, одноцветная печать, которая не требует точного совмещения контуров,
- 8-20 – общие графические работы,
- 15-25 – высокоточные печатные изделия (шкалы измерительных приборов, печатные схемы для радиоэлектроники), полутоновые многокрасочные печатные изделия.
В процесс печати трафарет должен быть эластичным, так что натяжение должно быть не максимальным. Но важно помнить, что натяжение уменьшается, когда трафарет используется для печати длительное время.
Причины потери натяжения сетки
- Если деревянная или металлическая рама недостаточно жесткая (особенно если она при этом большая), стороны могут прогибаться к середине. От этого натяжение падает.
- Если ткань плохо закреплена в зажимах натяжного устройства. Требуется, чтобы рама фиксировалась в натяжном устройстве относительно зажимов на одинаковом уровне – это и ткани позволит равномерно распределиться по периметру во время приклеивания.
- От сильных и резких колебаний температуры воздуха в помещении, где проводится натяжение.
- Если не соблюдено время выдержки между началом склеивания и окончанием натяжения сита.
Профессионалы с опытом работы знают, как добиться качественного натяжения. Небольшие печатные мастерские используют не так много номеров сетчатых полотен. Когда печатаются изображения, не сопряженные с цветоделением, вполне допустим приблизительный и ручной контроль за натяжением. У фирм с широким ассортиментом увеличивается количество категорий и номеров сеток. И здесь одного только профессионального чутья уже недостаточно. Для оптимального натяжения к сетчатому полотну нужно приложить максимальное усилие, которое определяется толщиной нитей и их частотой. То есть, сетка одного номера, но разных категорий требует совершено разных усилий. А трафаретная печать на ткани машинным способом требует точного соблюдения необходимых показателей.
Источник
Натяжка сетки для шелкографии своими руками
Рамы для трафаретной печати.
В этом выпуске поговорим о том, какие рамки и сетку использовать в трафаретной печати на дому.
А также как натягивать сетку на рамку.
Рама в шелкографии предназначена для того, чтобы на ней держалась сильно натянутая сетка. Рамы для изготовления трафаретной печатной формы должны быть крепкими, что бы как можно лучше противостоять деформации, при её изготовлении и во время самой печати. Рамки традиционно выполняют в форме параллелограмма из разных материалов.
В шелкографии чаше всего используют рамки, изготовленные из дерева, алюминия, нержавеющей стали, обычной стали.
Самый простой и дешевый в изготовлении материал для рамок это, конечно же, дерево. Очень важно то, что на деревянную раму, вы самостоятельно сможете произвести натяжение сетки с помощью рук и зафиксировать её. Такая натяжка, не может дать точного однородного натяжения, но преимущество её в том, что это дешево и вы не будете зависеть от услуг фирм по натяжке сетки, тем более, что такие услуги стоят не дёшево.
Лично я пользуюсь деревянными рамами не первый год, заказываю их изготовление знакомому столяру. Заказывая рамы, нужно учесть некоторые моменты, дерево должно быть хорошо высушено, желательно использовать пароду твердого прямослойного дерева. Не использовать рейки с сучками и деформированные. По углам, крепление рамы должно быть обязательно выполнено в щип и дополнительно посажено на эпоксидный клей. Рамка должна плотно лежать на любой плоскости и не плясать с угла на угол, это будет говорить о том, что рамка изготовлена правильно. Готовую раму покрыть водостойким лаком или краской, для защиты от влажности. С нижнего края рамы, где будет крепиться сетка, нужно сделать откос приблизительно 3-5 градусов, для предотвращения порыва сетки при натяжении об острые края.
Из недостатков деревянных рамок можно выделить несколько: они могут быть подвержены искривлению, могут впитывать влагу, это особенно проявляется во время смывки уже использованного трафарета (регенерация). Со временем раму может покоробить, она может потерять свою плоскостность и дальнейшее её использование для изготовления ТПФ. Избежать этого можно только многослойным покрытием, как я уже писал выше, водостойким лаком или краской.
Рамы, изготовленные из алюминия, обладают следующими преимуществами.
Алюминий очень легкий метал, это имеет значение, когда используют рамы большого формата.
На них можно монтировать любой тип сетки и они выдерживают высокую силу растяжения.
Но есть недостаток, это высокая стоимость таких рам, для натяжения сетки нужно использовать специальное натяжное устройство, требуется специальная обработка поверхности перед наклеиванием сетки. Алюминий также подвержен окислению.
Рамы из стали широко используются на Западе. В нашей стране их используются пока не очень.
Главный недостаток таких рам, это их общий вес, подвержены коррозии. Нельзя натянуть сито вручную.
Размеры деревянных рам, которые я заказываю у столяра.
Формат А4 – А3
Сетки для трафаретов
Для изготовления трафарета применяют специальную прочную ткань с редким переплетением нитей.
Раньше для этой цели использовали ткань из натурального шелка.
Отсюда и название – Шелкография.
Но прогресс не стоит на месте и с развитием химической промышленности появилась возможность заменить натуральные волокна искусственными.
Шелковые нити, изготовленные из тончайших паутинок шелкопряда, имеют шероховатую поверхность, это влияет на прохождение краски через это сито. Также под воздействием влаги сито теряет свои линейные размеры и влечет за собой искажение рисунка при печати в несколько цветов.
Самые эффективные результаты показали ткани из моноволокна, нити изготавливались по технологии отлива заданной толщины из расплава полиэфира или полиамида.
Поверхность получалась гладкой и не впитывала в себя воду и краску, отлично очищалась.
Сетки из моноволокна могут применяться многократно, удаляя старый слой трафарета ячейки, легко вымываются, что нельзя сказать о тканях из шелковых нитей, из которых тяжело удалить затвердевшую эмульсию.
Для трафаретной печати используется широкий диапазон номеров сетки, которые определяются количеством нитей на один сантиметр от 2 до 200 нитей/см.
Наиболее популярны в использовании номера от 77 до 180 нитей/см.
При печати, количество краски продавленной через ячейки сетки, зависит от толщины нитей сетки. Продавливая краску на изделие, она имеет точечную структуру, а при поднятии сетки сливается в сплошной слой.
Для изготовления ТПФ, желательно использовать окрашенную сетку. Окрашенные нити сетки, поглощают часть светового потока, поэтому время засветки нужно увеличить на 75- 100%. Сетка с прозрачными или белыми нитями могут преломлять свет при экспонировании трафарета, это может привести к боковой засветки и искажению печатного элемента. Важным фактором засветки трафарета является угол падения лучей от копировальной установки. Лучи от источника света должны быть максимально перпендикулярны относительно плоскости трафарета, так как падающий свет под углом может проникнуть под закрытые участки и засветить их. В этом случае даже окрашенная сетка не поможет, нужно обязательно контролировать расстояние от лампы до трафарета и направление геометрии лучей.
В шелкографии выработаны некоторые нормы применения сеток для определенных работ и запечатываемой поверхности. Эти нормы не имеют за собой твердо закрепленных показателей, но помогут быть ориентиром для начинающих на первых порах. Ниже я постараюсь перечислить некоторые из них.
Печать на изделиях
5Т — 29Т — Нанесение лакирования на изделиях после печати.
34Т — 49Т — Спортивные и дорожные сумки, грубые ткани, крупнозернистое хлопчатобумажное и льняное полотно.
49Т — 77Т- Шероховатые впитывающие поверхности, печать по широкослойной текстуре, на флагах и транспарантах /лозунгах/.
68/2 HD- Полутоновая печать на больших форматах растром 12 линий/см.
77Т — 100- Плакаты, обширные тексты, кроющие краски, крупнозернистые, пигментные краски, текстурные мелкозернистые поверхности.
100 — 120Т- Полутоновая печать до 20 линий/см, прекрасная текстовая печать, сплошная фоновая печать, измерительные приборы и циферблаты, вывески, самоклеящиеся этикетки.
свыше 130- Прекрасные линии полутонов, ступенчатая печать, сокращение расхода красок.
110 — 120Т- Наиболее частое использование сеток для универсального применения. Печать в электронике для изготовления электрических плат.
120Т — 200Т- Печать на пластиковых бутылках и канистрах, поощрительные подарки, ручки и так далее. Использование высокоскоростных печатных машин.
Свыше120T-UV — УФ- ткани с сокращенным расходом красок, изготовленные специально для печати УФ красками, закрепляются ультрафиолетовым излучением. Также для полутоновой печати очень тонкими слоями на гладкой поверхности обычными красками. Прекрасная полутоновая печать.
Печать на стекле
40-100 — Печать на стекле обычная.
100-120 — Ампулы, косметические флаконы и бутылки.
43-68 — Скрытая граница на автостекле (краски на растворителях).
90-100 — Скрытая граница на автостекле (УФ — краски).
77-100 — Тыльная сторона стекла отопления (серебряные пасты).
100-120 — Антенны.
40-62 — Передние панели бытовых приборов и оборудования (маски).
77-100 — Передние панели бытовых приборов и оборудования (контур, полутона).
Печать на текстиле
19Т-34Т — Махровые одежды, искусственный мех, тяжелые декоративные ткани, грубые хлопчатобумажные ткани, печать клеевым раствором для закрепления мелко рубленного шерстяного волокна.
34Т-49Т — Декоративные ткани, широкие площади запечатывания, послепечатное нанесение фона, скатерти.
43Т-55Т — Гладкие ткани, широкие поверхности, запечатывание рисунка.
49Т-62Т — Небольшие площади, мотивы с точными деталями, а также плотные синтетические материалы.
55Т-62Т — Грубая полутоновая и контурная печать на шероховатых материалах.
55Т-77Т — Прекрасные полутона и контуры на гладких и легких материалах, главным образом синтетических.
68/2HD — Рекомендуется для очень легких и пористых материалов с восприятием небольшого количества краски.
77Т-120Т — Для тонких деталей, полутоновой и контурной печати на легких тканях, главным образом синтетических.
Натяжение сетки для трафаретной печати.
В шелкографии применяют три способа натяжении сетки на раму.
1. Натяжение в ручную.
2. Механическое натяжение
3. Пневматическое.
В своей работе я использую ручной метод обтягивания рам.
Для захвата сита пользуюсь специальными щипцами с широкими губками, которые изготовил из старых клещей с длинными ручками.
Чтобы не повредить сетку, губки для захвата дополнительно обклеил резиной.
Сам процесс натяжения сетки очень прост, я натягиваю, а напарник пробивает сетку декоративными гвоздиками с широкой шляпкой по всей длине в шахматном порядке. Пробовал использовать механический степлер, но так как он часто рвал сетку в местах крепления, пришлось отказаться от него. Более подробную информацию смотрите в руководстве Шелкография на дому.
Порядок крепления сетки
Если Вы хотите экономить сетку то выкраивать ее надо по размеру рамки, а по краям дополнительно прошить полоски плотной ткани шириной 5-10см, за которые Вы и будете держать щипцами, что также уменьшает риск порыва.
Порядок крепления сетки, к брускам рамки следующий, ровно разложите сетку на рамке, начинайте закреплять гвоздями с середины брусков рамы крест-накрест, натягивая сетку с максимальным усилием. Таким же способом закрепляем точки по углам, учитывая усилие при котором натягивали сетку по диагонали. Особое внимание уделите тому, чтобы нити были без перекосов и взаимно перпендикулярны.
Ну вот, рама обтянута, можно подготовить её к нанесению фотоэмульсии.
Источник