- Российские ученые нашли дешевую и надежную замену литиевым аккумуляторам
- Достойная замена литию
- Как натрий работает в аккумуляторах
- Надежность натриевых АКБ
- До отказа от лития еще далеко
- Другая разработка «МИСиС»
- Создан стабильный натрий-ионный аккумулятор с твердым электролитом
- Самодельные домашние батареи на 30-100 кВтч делают из аккумуляторов выброшенных ноутбуков
- На Токе заряженный портал
- Натрий-ионные (Na-ion) аккумуляторы
- Развитие Na-ion
- Проблемы с натрий-ионом
- Идеальный «чудо-аккумулятор»
- Перспективы Na-ion батарей
Российские ученые нашли дешевую и надежную замену литиевым аккумуляторам
Ученые из России разработали технологию использования натрия вместо лития в аккумуляторах. Они смогли добиться схожей емкости АКБ, что делает технологию весьма перспективной на фоне того, что натрий дешевле лития вследствие более широкого его распространения. Кроме того, батареи на его основе намного более стабильны в сравнении с литиевыми.
Достойная замена литию
Российские ученые нашли возможную альтернативу литию для использования в современных аккумуляторах. Команда отечественных специалистов из Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН совместно с иностранными коллегами из Центра им. Гельмгольца в Дрезден-Россендорфе (Германия) под руководством профессора Центра Аркадия Крашенинникова нашла способ замены этого щелочного металла на другой – натрий.
Как сообщили CNews представители «МИСиС», использование натрия в элементах питания выгодно тем, что он представлен на Земле в значительно большем количестве, чем литий – к примеру, он есть даже в обычной поваренной соли. При этом его использование в АКБ не приведет к значительной потере емкости в сравнении с батареями на основе лития, который, к тому же, за счет ограниченных запасов этого металла, стоит заметно дороже натрия.
Как натрий работает в аккумуляторах
В ходе исследований российские ученые выяснили, что для достижения схожей с литиевым аккумулятором емкости при использовании натрия нужно «уложить» атомы элементов определенным, многослойным способом. Они экспериментировали с трехслойной структурой – слой атомов натрия сверху и снизу был закрыт слоями графена – перспективного материала, представляющего собой двухмерную решетку из атомов углерода.
Особенный способ укладки атомов натрия заключается в их расположении в несколько слоев, находящихся один над другим. Подобная структура достигается за счет перехода атомов из металла в пространство между двумя листами графена под высоким напряжением, что имитирует процесс заряда аккумулятора. Получается своего рода «сэндвич» из слоя углерода, двух слоев щелочного металла (натрия) и дополнительного слоя углерода.
При такой структуре емкость аккумуляторов, по словам специалистов, становится схожей с емкостью стандартных литиевых батарей – 335 мАч/гр у натриевых (мАч на один грамм вещества) против 372 мАч/гр у литиевых
Надежность натриевых АКБ
Эксперименты по использованию натрия в элементах питания показали, что увеличение количества слоев не приводит к дестабилизации всего аккумулятора. Если бы вместо натрия применялся литий, эффект был бы прямо противоположный – чем выше число слоев, тем хуже была бы стабильность.
«Долгое время считалось, что атомы лития в аккумуляторах могут располагаться только в один слой, в противном случае система будет нестабильна. Несмотря на это недавние эксперименты наших коллег из Германии показали, что при тщательном подборе методов можно создавать многослойные стабильные структуры лития между слоями графена. Это открывает широкие перспективы к увеличению емкости таких структур. Поэтому нам было интересно изучить возможность формирования многослойных структур с другими щелочными металлами, в том числе и с натрием, при помощи численного моделирования», – отметил научный сотрудник лаборатории «Неорганические наноматериалы» НИТУ «МИСиС» Илья Чепкасов, один из авторов исследования с использованием натрия в аккумуляторах.
Слова Ильи Чепкасова подтвердил его коллега Захар Попов, старший научный сотрудник лаборатории «Неорганические наноматериалы» НИТУ «МИСиС» и ИБХФ РАН. Он добавил, что, несмотря на тот факт, что атомы лития гораздо сильнее связываются с графеном, увеличение числа слоев лития приводит к меньшей стабильности. В случае натрия наблюдается обратная тенденция – рост числа слоев этого металла приводит к росту стабильности таких структур.
Преимущество натрия над литием при использовании в элементах питания признал даже сам Джон Гуденаф (John Goodenough), создатель литий-ионной батареи и лауреат многих престижных премий. Весной 2017 г. совместно с группой исследователей из Техасского университета США он разработал технологию твердотельного аккумулятора с повышенной плотностью энергии. Новый тип батарей выдерживает температур до -60 градусов Цельсия, не взрывается от перегрева или повреждения оболочки, а при утилизации не вредит окружающей среде. Для накапливания энергии в такой батарее вместо лития используется натрий, который можно добывать даже из морской воды.
До отказа от лития еще далеко
На момент публикации материала разработка натриевых аккумуляторов находилась на стадии подготовки к созданию экспериментального образца, который в дальнейшем будет изучаться в лабораторных условиях. Притом выполнять эти работы будут иностранные коллеги российских ученых – из Центра им. Гельмгольца Дрезден-Россендорф.
Между тем, сроки начала распространения новых АКБ, даже примерные, специалисты не называют. Технология Джона Гуденафа, даже по прошествии более трех лет с момента анонса, тоже пока не применяется в производстве батарей.
Другая разработка «МИСиС»
В августе 2019 г. специалисты «МИСиС» разработали еще одну альтернативу литиевым элементам питания. Как сообщал CNews, они придумали принцип использования растения «борщевик» при производстве электродов для суперконденсаторов (СК). Созданная ими технология была протестирована в лабораторных условиях, и эксперимент завершился успехом.
По задумке ученых из МИСиС, в качестве сырья для производства электродов суперконденсаторов должны использоваться только стебли борщевика. Для их превращения в углеродный материал, а затем и в электроды они подвергаются обработке по особой технологии, включающей в себя ряд этапов, к примеру, обработку в соляной кислоте и насыщение углекислым газом.
Источник
Создан стабильный натрий-ионный аккумулятор с твердым электролитом
Léo Duchêne et al., / Energy & Environmental Science, 2017
Разработан новый твердый электролит для натрий-ионных аккумуляторов на основе бороводородов. С его помощью швейцарские ученые создали полностью твердый и стабильный аккумулятор с напряжением три вольта, сообщается в исследовании швейцарских ученых, опубликованном в журнале Energy & Environmental Science.
Большинство современных устройств, таких как смартфоны, ноутбуки и даже электромобили, используют в качестве источника энергии литий-ионные аккумуляторы. Их популярность обусловлена в первую очередь высокой емкостью. Но ученые рассматривают и другие материалы для создания аккумуляторов. Одним из перспективных материалов считается гораздо более дешевый натрий.
Натрий-ионные аккумуляторы устроены таким же образом, как и литий-ионные. Они состоят из анода и катода, разделенного электролитом, через который перемещаются ионы металла (лития или натрия). Во время разрядки ионы металла перемещаются к катоду, а электроны к аноду. Во время зарядки процессы идут в обратном направлении. Проблема таких аккумуляторов заключается в том, что металл может осаждаться на электрод неравномерно и образовывать дендриты — кристаллические отростки древовидной формы. Эти дендриты могут разрушать сепаратор, который отделяет анод от катода, из-за чего может произойти короткое замыкание, которое, в свою очередь, может вызвать возгорание или даже взрыв аккумулятора.
Ученые разрабатывают разные пути решения этой проблемы, в том числе аккумуляторы с твердым электролитом, который препятствует образованию дендритов. Исследователи под руководством Арндта Ремхофа (Arndt Remhof) из Швейцарского федерального исследовательского института материаловедения и технологий (Empa) решили совместить низкую стоимость сырья для натрий-ионных аккумуляторов и безопасность твердотельных электролитов. Для этого они разработали новый электролит с высокой проводимостью натриевых ионов, состоящий из клозобората Na2(B12H12)0.5(B10H10)0.5.
Léo Duchêne et al., / Energy & Environmental Science, 2017
В 2015 году американские физики создали более стабильный катод для натрий-ионных аккумуляторов на основе эльдфеллита, а недавно другая группа американских ученых разработала другой катод для аккумуляторов такого типа, который позволит достичь емкости, сравнимой с литий-ионными аккумуляторами при гораздо меньшей стоимости производства. Также недавно исследователи предложили новый метод борьбы с образованием дендритов в литий-ионных аккумуляторах — добавлять в их электролит наноалмазы, которые значительно увеличивают количество точек роста на поверхности электрода, и тем самым обеспечивают равномерное осаждение металла.
Источник
Самодельные домашние батареи на 30-100 кВтч делают из аккумуляторов выброшенных ноутбуков
В мае 2015 года Илон Маск представил красивые домашние блоки Powerwall, чтобы хранить энергию от солнечных батарей с крыши — и снабжать бесплатным электричеством весь дом днём и ночью. Даже при отсутствии солнечных батарей такое резервное питание для дома особенно ценно, если в квартале отключили электричество. Компьютер и вся техника продолжат спокойно работать.
Вторая версия Powerwall хранит до 13,5 кВтч, чего должно хватить на несколько часов (стандартная мощность 5 кВт, а в пике 7 кВт). Проблема лишь в том, что оригинальная версия от Tesla стоит аж $5500 (плюс $700 за сопутствующее оборудование, итого $6200, плюс работы по установке стоят от $800 до $2000) — очень дорого. DIY-мейкеры решили эту проблему с помощью бэушных батареек, которые лежат бесплатно в выброшенных ноутбуках.
Своими руками можно собрать блок с лучшими характеристиками, чем у Tesla (например, на 30-100 кВтч) — и намного дешевле.
Энтузиасты DIY-сборки делятся опытом на специализированных форумах DIY Powerwalls, в группе на Facebook и на YouTube. Специальный раздел на форумах посвящён безопасности — это важный аспект, когда собираешь такую мощную штуку, которая может ещё и загореться на улице (их обычно устанавливают за пределами дома, чтобы не нарушать закон и из безопасности).
Для мейкеров сборка и подключение такого блока питания — не только интересное занятие и экономия денег, но ещё и возможность разобраться, как работает электрика в доме.
Практически все энтузиасты в комментарии Motherboard отметили, что их собственные системы получаются гораздо большей ёмкости, чем у Tesla. Вероятно, компания пожертвовала ёмкостью ради красивого тонкого дизайна блока питания и ради большей эффективности охлаждения и безопасности. Один из французских мейкеров с форума под ником Glubux собрал блок на 28 кВтч. Он говорит, что этого хватает для всего дома, и пришлось даже купить электрическую духовку и индукционную плиту, чтобы куда-то расходовать излишки энергии.
Австралийский мейкер Питер Мэтьюс собрал блок на 40 кВтч, который питается от 40 солнечных панелей на крыше, благо в Австралии нет недостатка солнечных дней.
Самый большой самодельный блок, который удалось найти Motherboard, собран из 22 500 ячеек от ноутбуков и имеет ёмкость более 100 кВтч. От такого блока маленький дом может работать несколько месяцев — например, всю зиму — даже если солнечные панели полностью вышли из строя или неактивны.
А калифорнийский блогер Джеху Гарсия намерен собрать из батареек ноутбука систему на 1 мегаватт, крупнейшую подобную систему частного хранения энергии в США.
Большинство энтузиастов использует при сборке литий-ионные аккумуляторы модели 18650. Они обычно упакованы в цветные пластиковые корпуса и устанавливаются в ноутбуки и другую электронику. Новые аккумуляторы 18650 стоят около $5 за штуку, так что система выйдет немногим дешевле модели от Tesla. Поэтому сборщики обычно скупают бэушные аккумуляторы и вынимают аккумуляторы из выкинутых сломанных ноутбуков. К сожалению, многие люди просто выкидывают аккумуляторы вместе со сломанным ноутбуком, хотя они ещё вполне рабочие. По словам директора крупнейшей в США компании по переработке батарей Call2Recycle, около 95% аккумуляторов не используются повторно, а заканчивают свой путь на свалке, хотя почти все типы батарей могут быть использованы повторно в том или ином виде.
Найти достаточное количество выброшенной техники не так просто, а в последнее время стало ещё труднее, потому что многие люди начали собирать из них собственные энергетические системы вроде Powerwall, а производители ноутбуков вообще не поощряют повторное использование их аккумуляторов в самодельной технике не их фирмы.
После находки батарей их тестируют, затем «обновляют» через cycling с полным разрядом. Потом батареи объединяет в «упаковки». Такие коробки для сотни батарей можно купить на рынке или собрать самостоятельно. Наверх прикрепляют электропроводящие медные «шины» (busbars), а к ним припаивают контакты батарей.
Вся структура прикрепляются к инвертору и монтируется в стойке, которая устанавливается обычно на улице. Можно установить там систему мониторинга для контроля температуры с автоматическим отключением банков энергии, которые слишком сильно разогрелись.
Сейчас уже сформировалось целое сообщество мейкеров со всего мира, которые конструируют такие «аккумуляторные домашние фермы» из старых батарей ноутбуков, чтобы хранить электричество от солнечных батарей. Сообщество объединяет энтузиастов со всего мира, они делятся опытом и советами по безопасности, инженерным системам, совместимости разных типов батарей и т. д. Успех и безопасность Powerwall доказала, что это действительно безопасные системы, пригодные для постоянного долговременного использования (у Powerwall гарантия 10 лет).
Источник
На Токе заряженный портал
Натрий-ионные (Na-ion) аккумуляторы — На токе
- Статьи об электротранспорте
- Технологии
- Аккумуляторы
- Натрий-ионные (Na-ion) аккумуляторы
Натрий-ионные (Na-ion) аккумуляторы
Литий-ионные электронакопители сегодня можно встретить везде — они получили весьма широкое распространение среди масс. Такие изделия устраивают многих пользователей, однако технический прогресс не стоит на месте и рано или поздно, всенародно любимый литий-ион таки придётся чем-то заменять. Вариантов скажем так не мало и все они естественно имеют как свои преимущества перед Li-ion, так и недостатки.
Одним из самых многообещающих кандидатов на место наследника является натрий-ионный (Na-ion) накопитель, о котором собственно, мы и будем говорить в данной теме.
Содержание:
- Развитие Na-ion.
- Проблемы с натрий-ионом.
- Идеальный «чудо-аккумулятор».
- Перспективы Na-ion батарей.
Развитие Na-ion
Реально, переход на новые разновидности источников питания назрел уже давно. Чтобы прогрессировать в различных сферах, особенно это касается автомобильной промышленности, нужны недорогостоящие и ёмкие электронакопители, а вот литий прибавляет в цене с каждым годом и вдобавок, вещество химически весьма активно и пожароопасно.
По результатам исследований учёные сделали выводы, что натриевые АКБ могут заменить Li-ion который сегодня используется в электронных девайсах и некоторых типах электрокаров. Но здесь акцент стоит сделать на том, что электроды должны быть выполнены именно из железа. Железо, а также натрий имеют широкое распространение в природе, поэтому если пустить их в ход, то себестоимость продукции снизится, а плотность энергии останется на уровне Li-ion накопителей.
В ноябре 2017 года французы из Electrochemical Energy Storage представили усовершенствованный Na-ion электроаккумулятор форм-фактора 18650, с напряжением 3,5 V и ёмкостью 90 Вт*ч/кг. Также устройство предлагает 2000 рабочих циклов без значительной потери ёмкости, по времени, это приблизительно 10 лет эксплуатации.
В 2019 году огромная натрий-ионная АКБ обладающая мощностью 100 кВт-ч была испытана китайскими учёными. Внушительных размеров батарея имеет в своём составе более чем 600 соединённых Na-ion аккумуляторных компонентов и отвечает за питание здания исследовательского центра.
Проблемы с натрий-ионом
Отличная идея, заменить натрием литий в производстве аккумуляторных батарей, однако не всё так просто оказалось с этой затеей. Всё дело застряло на размерах атомов элементов: как оказалось, атом лития во много раз меньше атома натрия, поэтому первый непринуждённо влезет туда, куда второй не поместится. Электрод будет просто не в состоянии аккумулировать ионы натрия. Именно это обстоятельство и стало камнем преткновения в обсуждаемой технологии.
Na-ion всё ещё пребывает в стадии разработки и профессора трудятся над продлением срока его эксплуатации, снижением времени зарядки и более высокой мощностью. Сегодня акцент сделан на усовершенствованиях конструкций Na-ion электробатарей, а конкретно, на выборе оптимальной структуры электрода и нахождении экологически безвредных материалов.
Идеальный «чудо-аккумулятор»
Такого изделия на данный момент нет в природе и не предвидится в ближайшее время. В основе источника питания лежит электрохимический процесс, поэтому приходится принимать во внимание ограничения плотности мощности и непродолжительный срок эксплуатации. Пользователи желают получить в своё распоряжение неиссякаемый запас энергии заключённый в скромном объёме, который должен быть доступным по цене, чистым и не опасным для окружающих.
За последние 150 лет аккумуляторные батареи совершенствовались не так интенсивно, как другие технологии. Современные серийные электронакопители держат относительно немного энергии, они громоздкие и служат не так долго, как хотелось бы.
Перспективы Na-ion батарей
В принципе, запасов лития на нашей планете ещё достаточно много, но ему будет тяжело покрыть нарастающий спрос на дешёвые источники энергии. Поэтому разработчики уже сейчас ищут более дешёвые альтернативы Li-ion АКБ.
Весьма перспективным направлением является Na-ion технология. Натрий на планете можно обнаружить практически везде и что самое главное, он будет обходиться намного дешевле лития. К примеру, вещество в больших объёмах содержится в морской воде и его можно легко извлекать оттуда, а можно и из поваренной соли.
Na-ion обладает практически теми же энергетическими характеристиками, что и литий-ион, однако натрий приблизительно в сотню раз дешевле лития! Также, весомым плюсом натрий-иона является то, что они могут безвредно разряжаться в ноль. Это делает их транспортировку и хранение более безопасными.
Натрий-ионные электронакопители функционируют по той же схеме, что и Li-ion изделия. Натрий так же эффективно теряет электроны и весьма приемлем для создания анода. Но у Na-ion имеет место существенный минус — весьма продолжительное время заряда и разряда. Такие девайсы берут и отдают слишком низкий ток, которого недостаточно для приведения в движение автомобильного электромотора.
Как уже было сказано выше, исследователи столкнулись с проблемой в виде слишком больших размеров ионов натрия, но всё же им удалось обойти это препятствие. Из-за того, что ионы натрия на 25% больше литиевых, они перемещаются не спешно и с затруднениями встраиваются в структуру электродов. Другая химическая активность и увеличенные атомы натрия обуславливают изменение устройства АКБ. Чтобы Na-ion мог иметь такой же показатель плотности энергии как у Li-ion, анод натриевого накопителя энергии должен удерживать большее число ионов.
Коллектив японских учёных под руководством Шиничи Комаба, разработал специальный материал, путём смешивания оксида железа, оксида натрия и оксида марганца. Этот порошок поместили в капсулу и нагревали двенадцать часов при температуре 900 градусов.
Ёмкость произведённой батареи — 190 мА•ч на 1 г при среднем напряжении 2,75 V. Катод можно изготовить из углерода либо диоксида титана и поднять тем самым напряжение до 3 V. Приблизительно такой показатель напряжения может дать пара батареек AA.
В распоряжении источника питания электроды, собранные из большого количества слоёв, а между ними солидный зазор, по которому словно по автобану и будут в ускоренном режиме передвигаться не малых размеров ионы натрия. Такая схема даёт возможность живей вводить электроны в решётку электродов и также быстро извлекать их оттуда. Новый электронакопитель демонстрирует высокую производительность: плотность тока в тысячу раз больше, чем у большинства других Na-ion источников энергии.
Это устройство обладает большой ёмкостью при максимальных токах: 72 мА·ч/г. При промежуточных значениях плотности тока (1 А/г), новое изобретение демонстрирует весьма шикарную ёмкость — до 160 мА·ч/г. Такой показатель сравним с лучшими Li-ion АКБ. Продолжительность жизни натрий-ионных электронакопителей также не подкачала: большое количество рабочих циклов при удержании 70% ёмкости. Говоря другими словами, машине оборудованной электротягой, с пробегом на одном заряде 200 километров, Na-ion АКБ прослужит 5-10 лет без значительного снижения характеристик.
Ещё одними преимуществом Na-ion является то обстоятельство, что они не имеют нужды в кобальте, который всё ещё нужен для Li-ion АКБ. Кроме того, натрий-ионные накопители энергии могут выпускаться на тех же производственных мощностях, что и литий-ионная продукция.
В то же время, изготовление Na-ion АКБ небольших размеров, может быть сложной задачей. Однако и крупные электронакопители могут быть полезны. К примеру, их можно использовать в сохранении ветровой либо солнечной энергии, здесь натрий-ион является идеальной кандидатурой.
Также, для Na-ion был создан новый твёрдый электролит в основе которого бороводороды. Применяя его, учёные из Швейцарии создали полностью твёрдый и стабильный источник питания с напряжением 3 V.
Заключение
Как видим, альтернативы литий-иону разрабатываются постоянно, но на данный момент сложно сказать, какая именно разновидность АКБ потеснит его на рынке в дальнейшем. Натрий-ион без сомнений, является достойным претендентом на это место, но, он ещё не имеет требуемых характеристик. Естественно, работы по его усовершенствованию ведутся и вряд ли разработчики занимающиеся развитием этой технологии упустят шанс выделиться на рынке.
Ну а нам остаётся только ждать, когда в продаже появятся Na-ion элементы с характеристиками литий-иона и сказочными ценниками при этом.
Источник