Настройка губной гармошки своими руками
Никто никогда не скажет Вам, что приему overblow легко научится. Освоения этого приема потребует от Вас много времени и упорства. Главное понять, зачем это нужно, и где «это» можно использовать. Хорошо, если есть старая губная гармошка (желательно не MS), на которой можно поэкспериментировать (и не факт, что с первого раза получится). 1. Снимите крышки и заклейте скотчем прорези в плате на выдох. 2. Попытайтесь заставить звучать язычок на вдох, когда Вы выдыхаете в гармошку. После проделанных действий, станет уже более-менее понятно использование этого приема (для облегчения даже была создана гармошка Suzuki overdrive , на крышках которой есть отверстия, при затыкании которых мы получаем возможность облегчить взятие « overblow »). Следует заметить, что приступать к освоению оверблоу, лучше тогда, когда вы уже отлично владеете техникой бендов и хорошо их контролируете (хороший средний уровень). Чтобы уж совсем стало ясно c терминами, приведу цитату из форума harmonica.ru: «Бенд — гнуть, загибать, прием позволяющий дыханием понижать ноты на гармонике, Подумайте и догадайтесь, почему одни повышения называются overblow, другие overdraw. Получаем: overblow — повышение ноты на выдохе (на рихтеровской гармонике доступно до 7-го отверстия) Совсем не нужно прилагать усилий! — overblow должно браться легко. Не прилагайте много усилий — гармошка достаточно хрупкий инструмент. При игре без заклеивания прорези, будут задействованы 2 язычка. А для того, чтобы нам уменьшить воздухопотери! Мы сделаем геппинг — пригибание или отгибание язычка от платы. «. на мой вкус и опыт (порядка двух десятков инструментов). Оптимум чтобы нижняя поверхность язычка была вровень с верхней поверхностью платы, и только кончик плавно повышался над ней. Если хоть где-то язычок ниже платы — он сразу начинает залипать» Борис Плотников. «Это заблуждение, что оверблоу убивают гармоху. Гармоху убивают неумелые игроки. А то ведь как бывает, не получается, надо дунуть посильнее. Вот так гармоха умирает» Dr. Harp «Советую купить тот же Special 20 и все-таки залезть в него. Ну там работы на 10 мин! И поэкспериментировать за одно получится. Как мне кажется, особенность оверблоу в том, что для его исполнения надо точно сфокусировать «атаку» и дать определенное давление, поэтому гепы лучше делать меньше, чтобы было легче поймать ту самую позицию. А сужение слотов и т.п. — это уже потом, если захочешь. Новые СП20 в любом случае будут передуваться, если подправить гепы. Теперь разберемся, какую ноту мы получим при использовании овербендов Overblow получаются c 1-го по 7-е отверстие, с 7-го по 10-е — Overdraw! Стоить заметить, что не все мастера гармоники используют оверблоу… Тот же Жан Жак Мильто ( Milteau ) играет на гармошках «из коробки», и не кастомайзит их. От него же это и слышал! Но время идет вперед и появляется все больше исполнителей, которые активно используют Оверы при своей игре: Говард Леви, Джейсон Риччи, Карлос Дел Хунко, Джо Филиско и это далеко не полный список… Приемы кастомайзинга гармоник Эмбосинг — сужение прорези. Для этого можно использовать тыльную (округлую) сторону камертона, прорезь в плате сужается надавливанием металлического «шарика». Главное терпение, возможно в несколько подходов все получится (главное не переусердствовать). Посмотрите на рисунок ниже — заметьте, отверстия в плате стали немного меньше (справа), а следовательно, мы уменьшили воздухопотери. Скупинг (scooping) — подпиливание слота, дабы создать маленький вырез в крае платы у кончика язычка. Стоит обратить внимание на фаски по краям прорези в плате у кончика язычка. Не стоит забывать о настройке язычка. Возможно, после проделанных действий, его потребуется подстроить по тону (о настройке классно написано на harmonica.ru). Аркинг (arcing) — создание дуги. Ваксинг (waxing) — берем воск! Часто встречающаяся проблема при игре owerblow – это появление вибраций (воздух, проходя по сторонам язычка, может создавать продольную вибрацию язычка и издавать противный писк). Для предотвращения этого мы используем ваксинг. Берем воск (жвачка не катит) и наносим небольшое количество около конца заклепки. Эта процедура предотвращает появление продольных вибраций язычков. Corner Rounding — округление боковых граней на язычке. Эта «доделка» позволит нам повысить отзывчивость язычка, что сделает игру более удобной. Стачивать грани — предварительно сняв язычок. Назад его легко вернуть (используя новую заклепку, которую можно сделать из старого латунного гвоздя, или посадить язычок на винт, закрутив гайкой). Не стоит также забывать про настройку язычков, после описанных выше процедур. Надеюсь информация будет полезной. (с) Перевод и подбор материала — Bluzzz (Стас Соколов) Источник Настройка губной гармошки своими рукамиУменьшаем воздухопотери. Первые шаги: настраиваем гэпы, аркингОлег Коропецкий, для Самоучителя игры на губной гармошке Продолжаю цикл статей, посвященных ремонту и настройке диатонической гармошки. Первое, что посоветует вам любой харпер (если что-то не устраивает в гармошке: она «сильно» травит воздух, «шипит», тяжело берутся бэнды, тихо звучат ноты), так это уменьшить гэпы. Что же это такое? Гэп — это высота, на которую кончик язычка отдалён от платы (см. фото). Очень часто, да практически всегда, у гармошки «из коробки» гэпы довольно велики и их стоит уменьшить.
Несколько слов в оправдание производителей губных гармошек. Дело в том, что на заводе гэп выставляется такой (максимальный), чтобы при игре любого, ещё только начинающего харпера, язычок «не заткнулся». Чем меньше зазор (гэп), тем большая вероятность того, что при сильной атаке, резком вдохе-выдохе язычок не начнет колебаться и звука не будет. А если у нас что-то не звучит, то виноват кто? Правильно — производитель гармошки (вспомните «проблему второй дырки«). Вот чтобы уменьшить количество возвратов таких «поломок» гэпы и делают большими. Открою ещё одну «большую тайну» : гармошка не рассчитана на игру бэндами. В настройке Рихтера она ДИАТОНИЧЕСКАЯ, а не хроматическая. И не надо от неё требовать дополнительных нот. Добывать на ней дополнительные несуществующие ноты это уже наши «извраты». Ну что ж, начнём менять гэпы. Для этого нам понадобится обыкновенная деревянная зубочистка. Такой инструмент не будет нам царапать поверхность язычка и менять его тон. Обычно гэпы нам нужно уменьшать, поэтому воздействуем на поверхность язычка продольными от заклёпки к центру язычка поглаживаниями как бы стараясь вдавить язычок в слот. Каково усилие — описать сложно, начинайте с небольших. Не надо спешить, 5-6 поглаживаний — и проверяем насколько прогибается язычок ближе к плате. Обычно, настройка одного язычка у меня занимает 2-3 минуты и состоит из десятков таких подходов поглаживаний. После существенных изменений в зазоре делается проверка — поиграть, не затыкается ли уже язычок. Если уже затыкается, значит перестарались и стоит провести поглаживания уже обратной стороны. Сразу же тут замечу, что возможна ситуация, когда выставлены гэпы, ничего не затыкается, а вот когда окончательно собрали гармошку — обнаруживается «перебор». Не стоит огорчаться, надо сохранить терпение и усидчивость. У меня случается так, что приходится на некоторых отверстиях менять гэпы спустя несколько дней — обнаруживается затыкание. Уменьшение гэпов это компромис: уменьшаем воздухопотери и увеличиваем вероятность того, что язычок заткнётся. Где «золотая середина»? — зависит от манеры игры. Привыкли атаковать ноту, исполняете быстрые пассажи — выставляйте гэпы больше. Вот он, первый этап, — «настроить гармошку под себя». Размер/зазор равен толщине язычка на кончике, это приблизительный ориентир, пробуйте. Хочу так же уделить внимание аркингу. Язычок по своей длине неровный, имеет небольшой прогиб. Хорошим аркингом считается равномерное прогибание начиная с середины язычка, или даже чуть дальше, к кончику. Некоторые любят прогибать уже конечную часть 1/4 длины. Только не делайте на язычке резкий изгиб в одном месте, ему на пользу это не пойдёт. Перед вмешательством осмотрите все язычки, выберите те, что имеют красивую форму прогиба и, к тому же, устраивают по звучанию. Пусть они будут для вас ориентиром. Несколько советов, пожеланий: — не стоит вдавливать язычок в слот. То есть не делайте так, чтобы поверхность язычка была вровень с платой или, чего хуже, была ниже; — не стоит делать несколько прогибов («волны» по длине язычка), это приведёт к паразитным колебаниям и неприятным призвукам при игре; — при выставлении гэпов поглаживания должны быть только продольные, это избавит от децентровки язычка в слоте; — обычно гэпы на плате выдоха выставляются больше, чем на плате вдоха. Это тоже связано с манерой игры, выдоховые язычки легче затыкаются. Учтите это!; — после крепления плат к гребёнке внимательно осмотрите язычки вдоха – наверняка размеры гэпов стали другие, не те, что вы выставили. Это связано с тем, что плата «в свободном состоянии» имеет неровности, прогибы. После фиксации болтами она меняется в плоскости соприкосновения с платой. Приходится опять подстраивать. Так что не спешите крепить крышки – поиграйте. Следующий короткий видеоролик — это «наглядное пособие» того, о чём я рассказал в этой статье. Всем удачи, успехов в освоении и отличного настроения! Об авторе статьи Олег Коропецкий Играет на губной гармонике более пяти лет. Занимается ремонтом, настройкой и кастомизацией губных гармоник. Источник Настройка губной гармошки своими рукамиНастройка губной гармошки по тонуОлег Коропецкий, для Самоучителя игры на губной гармошке Приветствую уважаемое сообщество харперов! Хочу высказать слова благодарности за внимание к моим статьям, это для меня важно. Я стараюсь создавать материалы в порядке необходимости и сложности реализации. Очень надеюсь, что большая часть рассмотренных манипуляций вам не понадобится (особенно в плане ремонта) и любимые гармошечки будут служить очень долго (а когда-нибудь даже будут подарены благодарному внуку вместе с альбомами-дискографией легендарного дедушки!). В этот раз я предлагаю рассмотреть непростую процедуру: настройка гармошки по тону. Тут есть ряд ограничений. Также понадобится тюнер. Обзавестись тюнером — не проблема. Я говорю о программных хроматических тюнерах, различных вариантов которых огромное множество и для ПК, и для мобильных устройств под разные операционные системы. Можно использовать и аппаратный тюнер, но я встречал множество таких низкого качества и практически не подходящих под наши задачи. Да, ещё одно уточнение: нужен именно хроматический тюнер, а не «халявный у друга-гитариста попросил» — его функционала будет мало. Так что там с «настроечным» дыханием? Что за зверь? Вот при помощи тюнера и проверим. Включаем тюнер, берём гармошку и играем второе или третье отверстие на вдох секунд этак 5-8, отмечаем показания тюнера (желательно в Герцах и в % отклонения, так как только процент отклонения не всегда информативен). Повторяем процедуру несколько раз и опять записываем результаты. Сходили на прогулку, выпили кофе, посмотрели крутой ролик в YouTube, почистили зубы! И опять повторяем взятие ноты и сравниваем результаты. Если показания у нас отличаются не только в разных подходах, но и на протяжении одного взятия ноты стрелка тюнера скачет «как собак бешеный, дА!» (произносить с кавказским акцентом), то не стоит браться за настройку (это будет РАССТРОЙКА гармошки — может и такую статью напишу когда-нибудь). Если показания отличаются на 2-3% (это десятые Герца на первых отверстиях), то считаю это допустимой погрешностью для выполнения настройки.
Вынужден ещё помучить теорией перед тем как перейти к делу. Постараюсь дать её по-минимуму — только ту, что действительно необходима. На тюнере есть такой параметр, как «A=44x” (вместо x цифра, обычно 0, но может быть 1,2,3,…). Это значение в Гц ноты Ля (четвёртой октавы), которое мы примем за эталон. Вот блин, эталон, он же ЭТАЛОН («это же памятник! Кто его посадит?»). А мы его принимать-менять. Вот такие мы загадочные, а вернее: изготовители гармошек. Модель Hohner Marine Band Classic на боковушке верхней крышки имеет загадочное число «440». Вот теперь оно уже совсем не загадочное. Для других моделей Hohner оно принимает значение 442, 443, 443 Гц (и у Seydel, и Suzuki тоже свои значения). Возникает логичный вопрос: а зачем? Ответ такой: чтобы в миксе с другими инструментами звук гармошки выделялся (не пинайте, не я этот ответ придумал). Hohner, я считаю, лидер в этой неразберихе: на крышках число «440», а сама гармошка строится по эталону 443 Гц. И очень часто настройка далека от приемлемой, из коробки гармошки расстроены (это не анти-реклама, «это суровая жизнь»). Что, страшно стало? Подождите, ещё не всё. По видам строя гармошки делятся на инструменты с темперированной и компромиссной настройкой. Если взять гармошку (кроме Hohner Golden Melody) и проверить ноту 2 выдох, 3 вдох по тюнеру, с предварительно выставленным правильным значением «A=44x”, то «картина маслом» будет ещё та. Отклонение достигает 15-20% от ожидаемой ноты. Не хочу лишним забивать голову. Если есть желание — почитайте Вики «темперированный строй», там и формулы, и значения. Скажу по-простому: такое отклонение нот делается умышленно для приятного звучания аккордов. Ведь наш инструмент не только солирующий. Вот для того, чтоб при взятии любимого (123), -(234) кошки и соседи выли не сразу, а погодя, и настраивают инструменты с интонированием. Проще всего, не вдаваясь в теорию, найти настроечную таблицу под конкретную модель и ей воспользоваться (это не проблема для популярных моделей). Hole № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Всё это время,так сказать «по умолчанию», я повествую о гармошках настройки Рихтера. Наверняка для вас не секрет, что диатонические гармошки бывают не только мажорные этой самой Richter настройки. Paddy Richter Tuning, Country-tuning, Melody Maker, Easy third (reggae), Diminished, … «и тут Остапа понесло». Но «нельзя объять необъятное», оставим эти громоздкие знания. «Пилите, Шура! Пилите!». Переходим непосредственно к настройке губной гармошки Для изменения тона нам понадобится инструмент, позволяющий снимать на небольшой площадке язычка металл. Обычно, это удобный надфиль, может быть наждачная бумага в нехитром приспособлении фиксации. Соскабливать ножом, скальпелем не рекомендую — неудобно и есть шансы повредить язычок. Сам использую небольшой дремель на батарейках с специальными абразивными насадками. Его удобно держать и точно попадать в нужное место обработки. Так же рекомендую подкладывать под язычок тонкую пластину для предотвращения деформации язычка по длине. В зависимости от «калибра» используемого абразивного материала изменение тона может быть разным, начинайте от двух-трёх «потираний» с постоянной проверкой, пока не изучите свой инструмент. Для увеличения, поднятия тона снимается металл на кончике язычка, а для понижения — наоборот, у основания возле заклёпки. Настоятельно рекомендую проводить «потирания» вдоль язычка, а не поперёк. Не создавайте поперечные «овраги» (такие, как «мастера» при заводской настройке Hohner) — по таким «бороздам» язычки лопаются. Только продольные и, желательно, не «овраги». Старайтесь делать равномерное углубление и не касаться краёв язычка, это сохранит его жёсткость. Есть ещё вариант: не стачивать, а наращивать металл на язычке при помощи паяльника. Сам от этого метода отказался после длительных проверок (отзывчивость язычка уменьшается и громкость). При таком методе изменения тона металл напаивается на кончике язычка для понижения тона, а у основания/заклёпки — для увеличения тона. На нижних отверстиях вдоха на кончике не делайте «вершины гор» — будут биения по крышке. Не грейте долго язычок — меняются его характеристики жёсткости. Из своего опыта: в какой эталон выполнена настройка я определяю по 1, 4, 7 выдоху. Бывает и 446-448Гц. Определяюсь на какую частоту выставить свой тюнер (обычно A=443 Гц) и настраиваю звучание октавных нот тоники без биения. Это пары 1 = 4, 4 = 7, 7 = 10. Значение тюнера в Герцах при этом у нот через октаву увеличивается в два раза ( например, нота Ля = 220, 440, 880…). Потом берусь за пары 3 = 6, 6 = 9. Следующими настраиваю 2 = 5, 5 = 8, но с учётом приятного звучания аккорда (123), (456). Перехожу на ноты вдоха, в первую очередь -1 и -4 тоже строю по октавам, -4 и -8. Второй вдох -2 настраиваю по 3 выдоху — они должны звучать одинаково. Если с вашим дыханием не всё в порядке — делайте поправку (а именно: при взятии -2 вы будете всегда её занижать, неумышленно «забендивать»). С вдохом -3 поступаю так, чтобы приятно звучал аккорд -(234), в центах это обычно -25-30%. По -3 строю через октаву -7. Ноты -5 и -6 строю для приятного звучания минорного аккорда -(456). Вот уж действительно получается КОМПРОМИСС между «тем как надо и как должно». Часто звучанием вдоха -5 в соло я не доволен в зависимости от исполнения мажорной или минорной мелодии. Используйте таблицы настроек, рекомендации профессионалов. Мне советовали свои настройки Александр Братецкий, Евгений Иванов, за что им огромное спасибо! (Если представится такая возможность, то и Борис Плотников наверняка поделится своими таблицами. Я ни на что не намекаю. Просто если вдруг Борис прочтёт эту статью… 🙂 ). При перенастройке язычка на другую ноту пользуюсь следующими ограничениями:
Рекомендации усреднённые. Если их не придерживаться, то возрастает вероятность выхода из строя язычка. Чем ниже тональность гармошки, тем больше можно изменить его тон. Для стальных язычков Seydel изменения тоже допускаются бОльшими. Это всё актуально, когда нет язычка нужного тона, или когда мы «перетачиваем» гармошку в альтернативную тональность. Статья получилась довольно научная, отягощённая числами и теорией. Не получилось этого избежать. «Не люблю я точные науки, точно сам не знаю почему…» Вот Расторгуеву настраивать гармошки я бы не поручил (никакой политики). Приступаем к практическим занятиям. Всем удачи! Об авторе статьи Олег Коропецкий Играет на губной гармонике более пяти лет. Занимается ремонтом, настройкой и кастомизацией губных гармоник. Источник |