Делай сам 16
Делаем своими руками
Лампа в технике Тиффани своими руками
Витражная лампа Тиффани своими руками
Если вы имеете даже небольшой опыт в изготовлении витражей в технике Тиффани, то сделать своими руками настольную лампу Тиффани для вас не составит большого труда. Ниже описан один из вариантов сборки.
Не берусь утверждать, что именно так нужно, но что так можно — факт.
К сожалению, занятие витражами Тиффани, само по себе, удовольствие не из дешёвых. Но затраты на плоские витражи на порядок ниже, чем затраты на изготовление витражных ламп. Вот цены только на некоторые комплектующие:
- Основа (стойка) светильника — от 3000 до 7000 руб.
- Наконечник (крепление витражной части к основе) — от 200 до 850 руб.
- Форма — от 600 до 1500 руб.
- Фольга — от 300 до 500 руб.
- Припой ПОС-61 — от 1400 за 1 кг.
Учитывая, что при сборке витражного плафона используются мелкие элементы стекла, расход фольги и припоя гораздо выше, чем в плоских витражах Тиффани.
Остаётся прибавить витражное стекло и химию (патина, флюс).
Поэтому, если вы не планируете ставить производство светильников на поток, для разового изделия вполне можно обойтись «малой кровью». Ниже приведён своего рода эконом вариант.
Если не у вас, то у ваших друзей или родственников в гараже, на даче в кладовке наверняка можно найти старый настольный светильник с разбитым плафоном, который, после некоторой доработки можно использовать в качестве основания светильника.
Я использовал старую настольную лампу.
Чтобы состарить и придать благородный вид, сделал лужение припоем ПОС-61 с помощью паяльника «топорик» и паяльной кислоты.
После этого покрыл патиной. Дуга сделана из медной проволоки d 6 мм.
Верхняя накладка сделана из листовой меди методом проковки и периодическим отпуском металла на обычной газовой конфорке.
Медные либо латунные материалы можно приобрести в пунктах приёма лома цветного металла.
Шаблон для лампы Тиффани своими руками
В качестве шаблона использовалась 20 литровая ПЭТ бутыль для воды, обклеенная малярным скотчем. Дно и горлышко срезаны. Сначала, наклеил скотч вертикально, затем горизонтально и ещё раз вертикально.
Возможно, лучших результатов (более гладкого и жёсткого основания) можно будет добиться, если оклеить бутыль бумагой с клеем ПВА по принципу папье-маше. Нужно экспериментировать.
Эскиз рисовался прямо на скотч. Сначала, простым карандашом. Затем, маркером. Чтобы не путать цвета во время сборки, раскрасил цветными карандашами.
Сборку начал сверху вниз, предварительно закрепив накладку мастикой «Бутепрол», более известной, как «липучка». Первый ряд пропаял сразу с двух сторон.
Каждую деталь, приложив плёнку ПЭТ (фрагмент пластиковой бутылки из под минералки или пива), обводил маркером,
прикладывал к стеклу, необходимого цвета и обводил маркером.
Далее, действия идентичны сборке плоского витража в технике Тиффани.
При сборке было не учтено, что верхняя часть бутыли имеет больший диаметр относительно средней части.
Поэтому, снять полностью спаянный витражный плафон с шаблона, без повреждения не представилось возможным. Некоторые фрагменты лопнули.
Кстати, не спешите выбрасывать мелкий бой цветного стекла, из него можно сделать мозаику или мозаичную картину.
После замены повреждённых фрагментов, один шов (лучше оставить два) оставил не паяным.
То есть, шов легко разошёлся, что позволило снять витраж без поломок.
Осталось пропаять шов и выполнить действия, как при сборке любых витражных поделок:
Пропаять обратную сторону плафона,
покрыть витраж патиной.
Источник
Как сделать лампу Тиффани своими руками
Если у вас есть минимальные навыки работы со стеклом и паяльником, попробуйте сделать лампу Тиффани своими руками. Возможно, абажур не будет настолько идеальным, как брендовый, но однозначно обойдется дешевле и засияет особенной аурой. Ниже расскажем, что из инструментов понадобится и как осуществить задуманное поэтапно почти на профессиональном уровне.
Инструменты
Абажуры Тиффани создаются в витражной технике. Предстоит вырезать элементы из цветного стекла по эскизу, обернуть каждый в ленту медной фольги и аккуратно спаять фрагменты.
С качественным инструментом работать проще и надежнее. Приготовьте:
— шаблоны рисунка (2 штуки);
— прочную форму для абажура;
— маркер, лучше тонкий;
— листы цветного стекла, количество зависит от сложности эскиза и числа оттенков;
— стеклорез и кусачки, чтобы отламывать осколки, желательно несколько штук;
— шлифовальную машинку, чтобы обрабатывать стекло, делать края гладкими и подгонять фрагменты;
— полоски медной фольги с самоклеящейся стороной;
— паяльник и олово;
— флюс паяльный;
— патину;
— кисточку для нанесения растворов;
— основание лампы (базу).
Эскиз
В подлинных лампах Тиффани тысячи фрагментов стекла. Если ваш экземпляр попроще, составляющих будет несколько десятков или даже сотен. Идеально их совместить и не запутаться – задача непростая. Поэтому сначала поработайте над эскизом.
В продаже есть готовые шаблоны для абажуров, включая копии оригинальных моделей Тиффани в мельчайших деталях. Они подойдут для репродукций. Если хотите проявить фантазию, создайте свой, эксклюзивный рисунок. Затем распечатайте его в двух экземплярах. Один наклеивается на форму, по второму будете резать стекло.
Все фрагменты на эскизе должны быть пронумерованы, а направление листочков, лепестков, прожилок и других частей рисунка указано стрелками. На готовых шаблонах обычно так и бывает, если рисуете свой, не забудьте об этом важном нюансе.
Форма
В коллекции Tiffany Studious встречаются абажуры различной конструкции: круглые, конусообразные, трапециевидные и другие. Какой будет лампа – решать вам. Проще всего сделать прямоугольный экземпляр с ровными поверхностями, этот вариант подойдет новичкам.
Формы из пенополистирола продаются в готовом виде. Нередко магазины предлагают несколько шаблонов, которые идеально подойдут по размеру к одной форме. Это удобно. Разумеется, в итоге лампа обойдется дороже.
Можно соорудить форму из подручных средств: гипс, дерево, папье-маше и т.д. Поверхность должна быть прочной, чтобы выдержать вес стекла и давление при пайке.
Стекло
Если хотите создать свой шедевр в стиле Тиффани, который будет максимально приближен к оригиналу, выбирайте стекло ручной работы. Например, Uroboros. Качественные абажуры получаются также из опалового стекла. Подойдет Spectrum и другие проверенные марки.
Пошаговая инструкция
1. Если планируете изготовить лампу по собственному эскизу, начните с карандашного наброска. После этого подберите оттенки рисунка. Шаблон делайте в натуральную величину. Детали пронумеруйте.
2. Независимо от того, какой шаблон используете, свой или купленный, укажите на каждом фрагменте еще и цвет. Если рисунок сложный и тонов много, проще всего присвоить каждому оттенку стекла кодовую цифру или букву и уже ее нанести на эскиз.
3. Вырежьте пронумерованные фрагменты с первого шаблона. Каждый элемент по очереди наложите на стекло нужного цвета и обведите маркером.
4. Проведите по линиям стеклорезом. Если есть необходимость, отколите лишнее с помощью зажимов. Неровные края отшлифуйте. Аналогичные манипуляции проделайте с каждым фрагментом, пока не получите все элементы мозаики. Чтобы не запутаться, разложите их на шаблоне согласно нумерации.
5. Следующий шаг – работа с медной фольгой. Не забывайте, чем она тоньше, тем изящнее будет выглядеть мозаика. Оберните края каждого фрагмента и плотно прижмите. Зафиксируйте пальцами, затем разровняйте удобным плоским предметом. Фольга уже с клейкой акриловой стороной, черной или прозрачной, что упрощает процесс. Хотя во времена Тиффани поверхность смазывали пчелиным воском.
6. Покройте фольгу флюсом с помощью кисти, это закрепит припой.
7. Нанесите паяльником на фольгу свинцово-оловянный припой. Выкладывайте фрагменты абажура вплотную друг к другу на форму и скрепляйте между собой точечной пайкой. После этого аккуратно соедините все части паяльником, включая внутреннюю сторону. Фольга довольно тонкая, избегайте перегрева, чтобы она не лопнула. Паяльник должен соприкасаться только с оловом. Чтобы оно не стекало внутрь абажура, можно с другой стороны заклеить стыки бумажным скотчем.
8. На верх абажура поместите латунный или другой наконечник, они также продаются отдельно. Припаяйте его.
9. Повторная обработка паяльником линий на лицевой стороне сделает их гладкими. Иногда мастера усиливают нижний диаметр плафона, подойдет проволока или цепочка из латунных шариков, этот материал также поддается пайке.
10. Нанесите на абажур раствор патины согласно инструкции. Она бывает коричневой, медной, зеленого и других оттенков, это дела вкуса. Обработка «состарит» лампу, приглушит блеск припоя и верха.
Витражный абажур готов. Осталось установить стойку со шнуром и патроном для лампы. Базы, как их еще называют, есть в продаже, можно подобрать подходящую. Плафон крепится блокировочными винтами. Стойки настоящих ламп Тиффани делали из бронзы, но сегодня чаще используют цинк. Внешне отличить трудно, зато разница в цене ощутимая.
Источник
Создаем форму для изготовления абажура тиффани из дерева
Есть такие штуки на свете — витражи. И вот их разновидностей, ну не то чтобы много — больше нескольких. Различаются по конструкции. Среди них — так называемый «тиффани». Витраж или техника, как угодно. Довольно простой способ объединять цветные фигурные стёклышки в некую картинку. Коротко — кусочки стекла вырезаются относительно грубо стеклорезом, подгоняются-обтачиваются на специальной машинке. Краешки оборачиваются полоской медной фольги и подготовленные стекла складываются в рисунок. Потом швы паяются. Таким способом кроме больших витражей можно делать небольшие симпатичные вещицы — шкатулки, елочные игрушки, стаканчики, вазочки. Чудо как хорошо, выглядят витражные абажуры. Например.
Вот,чтобы сделать витражик такой формы, нужно соответствующее основание задающее форму. Очень хорошо, если в него можно будет забивать маленькие гвоздики, чтобы закреплять края стёкол, неплохо, если оно не будет плавиться при температурах пайки. Хотелось бы, чтоб из хлама. Впрочем, как всегда.
Для изготовления деревянной формы нам понадобится минимальный набор столярного инструмента и токарный станок по дереву. Очень хорошо, если есть циркулярная пила.
Для заготовок, нам понадобятся обрезки сухих хвойных (меньше вес) дощечек, коих при столярных работах или деревянном строительстве, обыкновенно образуется масса.
Форма была послойно вычерчена в Автокаде, из деревянного хлама в мастерской подобраны заготовки. Они были откалиброваны по ширине и толщине на циркулярной пиле. Строгать не обязательно.
Калиброванным дощечкам отпиливаем торцы под нужными углами и собираем, склеиваем в «колечки». Колечки до высыхания хорошо бы нагрузить чем-нибудь тяжелым через полиэтилен (чтоб засохший клей не отдирать от стола и груза). После склеивания слоев собираем пирамидку. Сплошное дно и потолок составляем на этом этапе.
Обратите внимание на перехлёст швов.
Всё, кто спрятался внутри, я не виноват.
После высыхания клея заготовку «обгрызаем» — удаляем все сильно выступающее, удобно для этого использовать цепную электрическую или бензо (на улице!) пилу.
Подготовленную заготовку устанавливаем в токарный станок и точим на низких оборотах.
Постепенно вырисовывается искомый силуэт, если важно точное соответствие начерченному, стоит пользоваться шаблоном. Его можно сделать из плотного картона или ДВП. Кривые на ДВП легко выпиливаются «школьным» лобзиком.
Ну вот, формочка обточена, на лицо респиратор (— пацаки, почему без намордников?) в руки шкурку и в бой. Срезы дерева торцевые, шкурятся плохо, очень помогает смена направления вращения. Схема шлифовки такая — крупная шкурка —направление вращения на себя, крупная шкурка — направление вращения от себя, шкурка с зерном поменьше — направление вращения от себя (чтобы не переключать лишний раз), шкурка с зерном поменьше — направление вращения на себя, ну и так далее.
О! Гладенькая, красивая, любо-дорого посмотреть. Небольшие изъяны на стыках деревяшек вполне допустимы, ибо, наше изделие не более чем оснастка и тщательная подгонка деталей перед склейкой неоправданно усложняет изготовление. Более того, размеры самой мелкой из стекляшек-деталей потенциального абажура, как правило, значительно больше самой большой каверны на форме.
Остается только лачком пару слоев, чтоб, как говорит мой дедушка, — «было всё культурно». Наверное, лучше как у меня, лаком на водной основе — меньше будет попахивать, когда обмедненные края стекол будем прямо на ней, на форме паять.
Работа над ошибками, выводы
Подведем итог. Мы, пошевелив мозгами и приложив руки, изготовили необходимую оснастку. В качестве материала использовали деревянный хлам, отходы, которые обычно идут в печку. В отличии от покупной пенопластовой формы, наша многоразовая, на ней можно спокойно паять (обязательный процесс для сборки витража тиффани), она значительно массивнее и меньше будет ёрзать по столу во время работы, наконец, на ее изготовление мы потратили только толику времени и электричества, не считая мелочей вроде лака и клея. Единственный минус — для технологического крепежа придется использовать тонкие, длинные гвоздики в отличии от плотного пенопласта, на нем удобно это делать булавками втыкаемыми просто пальцами. Иностранные умельцы делают формы допускающие и пайку и булавки из бальсы, но такой материал под ногами не валяется, впрочем, у кого есть доступ к таким деревяшкам, лучше конечно сделать из них.
Спустя время, для формы нашлось еще одно, несколько неожиданное применение, хотя и по специальности. На ней, удобно было монтировать проволочные каркасы для тряпочных абажуров. Вот именно здесь, булавки были бы слабоваты, а гвоздики — в самый раз!
Источник