Русские народные поделки своими руками — мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов
Русь всегда славилась мастерами. В каждой деревне были портные, гончары, кузнецы, чеботари, краснодеревщики. Навыки ремесел в семьях передавались поколениями, усовершенствовались и оттачивались. Обязательным пунктом воспитания девочек было рукоделие.
С ранних лет будущим хозяйкам прививались навыки шитья и вязания. Историю, культуру, традиции и обычаи народные мастера олицетворяли в поделках. Рукотворные вещи сохраняют величие и самобытность русского народа, чаяния и мечты.
Народные промыслы и ремесла
Человек с древности стремился к самовыражению и осваивал различные виды творчества. С момента изобретения иглы в 11 веке появилось вышивание. Вышивками украшали одежду и предметы быта. Это древнее искусство популярно по сегодняшний день. Мастерицы создают картины, где все цветовые оттенки создаются не красками, как в живописи, а нитками.
На Руси было популярно народное зодчество. Резьба по дереву венчала наличники изб и заборы. Дома в таком обрамлении напоминали сказочный теремок. Из мягкой и податливой липы умельцы вырезали матрешек, фигурки птиц и сказочных персонажей, мастерили свистульки, дудочки и кухонную утварь.
Популярными были деревянные ложки. До появления алюминиевых столовых приборов изделия из дерева были самыми ходовыми предметами на русской кухне.
Из ивы мастерили корзины и короба, а из лыка плели лапти. Сейчас такая обувь является сувенирным изделием, а в старину они были необходимым предметом «гардероба» каждого крестьянина. А чего только умельцы не сотворяли из бересты!
Из этого природного материала была сделана вся тара под сыпучие продукты: туески, солонки, сахарницы. В берестяных коробах хранили масло, сыры, хлеб, даже молоко и напитки.
Куклы-обереги
Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:
- «На счастье», — это женский талисман
- «Семья», — помощница в создании семьи и хранитель для уже созданной
- «Крупеничка», — символ достатка
- «Желанница», — помощница в осуществлении задуманного
- «Травница», — защищает дом и создает уют.
Известны еще названия куколок «Веснянка», «Утешница», «Пеленашка» и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.
Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.
Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.
Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.
Глиняные поделки
Гончары в старину были почитаемыми людьми. Они производили хозяйственную утварь, посуду, а из остатков глины мастерили игрушки. Глину добывали вблизи деревни. Пластичная жирная глина без примесей располагается в грунте между слоями чернозема и песка. Ее замачивали в деревянном корыте, разбавляя кипятком, перемешивали и выкладывали на небольшой слой золы.
Вымешивали до однородной консистенции. Из глиняной массы создавали окружающие их образы: домашних животных, барышень крестьянок, птиц и зверей. Медвежата с бочкой меда стали символом добра, птицы приносили в дом счастье, а лошади олицетворяли богатый урожай.
Фигурки обжигали в русской печке, где сухие дрова создавали угли с температурой 600 — 700 градусов.
Утром из остывшей печки доставали изделия и окунали их в раствор извести. После просушки расписывали поделки натуральными средствами, — краской из отвара луковой шелухи, сажей, добытой из трубы, свекольным соком. Опытные мастера чувствовали глину, ее структуру. В каждой вылепленной игрушке чувствовалась рука и душа мастера.
Соломенные шедевры
Солома это стволы злаков. Основой игрушки для крестьянских детей служил пучок соломы, сложенный пополам и перевязанный жгутом. Расходящиеся веером соломинки напоминали сарафан. Такими были первые соломенные творения.
Со временем этот вид творчества усовершенствовался, возникли идеи создания не только человеческих образов, но и всевозможных зверушек, златогривых лошадок, оленей.
Искусное владение плетением и художественный вкус, фантазия и изобретательность талантливых людей привели к созданию чудесных тарелочек, шкатулок, сундучков, обручей, браслетов и множеству других оригинальных сувениров.
Поделки из материала, напоенного солнцем, напитанного матушкой землей и теплом человеческих рук, создают определенный стиль модному интерьеру.
Игрушки из дерева
Сюжеты из окружающей жизни стали темой создания деревянных поделок. В деревнях дети играли куклами, сделанными с помощью топора. С появлением рубанка и других инструментов по дереву, игрушки стали преображаться и совершенствоваться.
Неваляшки, которые сейчас изготавливаются из пластика, впервые появились в 19 веке. Тогда они были сделаны из дерева. Их расписывали под образы купцов, клоунов, забавных толстушек. Ножом из липы вырезали две половинки, внутри круглой болванки крепили грузик. Склеивали обе части, расписывали, просушивали и покрывали лаком. Эта традиционная русская игрушка для многих поколений детей была первой в жизни игрушкой.
Старинные народные традиции вновь возрождаются. Русское искусство, дремавшее в бабушкиных сундучках, становится популярнее с каждым годом. Оно вызывает восхищение у иностранцев и гордость у потомков. Сейчас в интернете появилось много сайтов, где на мастер-классах подробно показывается и рассказывается, как самому смастерить народную поделку.
Источник
Мастер-класс «Народная игрушка»
Любовь Валентиновна Кужелева
Мастер-класс «Народная игрушка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Ручеек» с. Кагальник.
Мастер – класс
«Народная игрушка»
Воспитатель высшей квалиф. категории
Оглавление описания мероприятия.
1. Титульный лист-1 стр.
2. Оглавление — 2 стр.
3. Введение — 3 стр.
4. Проблема — 4 стр.
5. Актуальность — 5 стр.
6. Цели и задачи — 7 стр.
7. История возникновения – 8 стр.
8. Научная основа – 10 стр.
9. Технология изготовления кукол из – 13 стр.
10. Содержание мероприятия – 13 стр.
11. Вывод – 17 стр.
«В народной игрушке народ отдаёт ребёнку
свою любовь и ласку, свою весёлость и смех,
свои думы и знания, своё умение — в этом
большая сила её влияния на ребёнка.
Через народную игрушку кто-то совсем близкий
И ласковый говорит с ребёнком правдиво, мудро»
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.
Народная мудрость гласит «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от взрослых.
Возникает необходимость в создании условий, в которых должно формироваться и закрепляться стремление ребенка к возвышенному, честному и доброму. Последнее время выросла заинтересованность взрослых в работе по ознакомлению ребенка с культурными традициями своего народа, и одновременно повышенный интерес к работе с народной куклой. Особое значение приобретает роль семьи при решении задач приобщения к национальной культуре, следует помнить, что эффективность процесса может быть достигнута, только в том случае, когда родители будут вовлечены в эту работу.
Многие исследователи в настоящее время озабочены содержанием детских игр. Особенную озабоченность вызывают некоторые игрушки детей. Современная индустрия игрушек ориентирована на культуру другого народа, и не учитывает российский менталитет. Играя с модными игрушками, дети приобретают опыт деструктивности и агрессии.
Игра должна знакомить ребенка с жизнью в обществе, ценностях и ориентирах. Современная игра носит примитивный характер, основная цель жизни главных героев – получение простых удовольствий (наряды, стремление к материальному богатству, желание быть первым несмотря ни на что). Девочки не играют в дочки-матери, не учатся вести хозяйство, а мальчишки не хотят брать на себя роль «главы семейства» в ролевых играх, не хотят строить дома и т. д. Все это еще раз подтверждает трансформацию ценностей.
О народной игрушке дети знают очень мало, выбор чаще приходится на современных кукол, сделанных из пластмассы или резины.
В контексте важнейшей национальной задачи формулируется цель современного образования — воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Основным принципом в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены: «учет этнокультурной ситуации развития детей» и «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» .
Реализация этих принципов в воспитании дошкольников, предполагает, в первую очередь, приобщение детей к народной культуре. Наиболее понятным и доступным источником информации для детей дошкольного возраста является традиционная игра и игрушка.
Игрушка – важнейшая часть любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек для детей исконно была кукла.
На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь культурной ценностью, она сохраняет в своём облике самобытность и несет в себе образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. Кукле давали самые разнообразные определения. Мы опираемся на то, которое дал составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даль. Кукла – это созданная человеком из дерева, тряпья, кожи, соломы и прочего фигурка, изображающая живое существо (человека, зверя). Самой популярной у русского народа была самодельная кукла, ее возникновение связывают с началом возделывания льна, крапивы, конопли. Главное отличие этих кукол от современных игрушек в традиционности, принадлежности к народу ее создающему.
По утверждению И. А. Лыковой игрушки были не только простыми забавами, но и первыми учителями. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь. Безусловно, основное назначение кукол — это игра. С точки зрения педагога — кукла может рассматриваться как средство для изучения традиционного семейного уклада, народного костюма, годового цикла народных праздников. Она является средством воспитания, способствует развитию творчества, а профессионализм педагога поможет в создании условий для развития детей с разным уровнем возможностей и способностей. В этом заключается педагогическая ценность традиционной народной куклы.
В своих работах Л. В. Соколова, А. Ф Некрылова отмечают, что мастерство изготовления куклы востребовано и имеет огромный потенциал в области этнокультурного образования подрастающего поколения. Возрождение рукотворной куклы уже сегодня следует оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры. Таким образом, теоретические знания и практические данные позволяют нам утверждать, что именно кукла может стать основным средством приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры.
По мнению Н. А. Александровой, реализовать педагогический потенциал традиционной куклы в системе дошкольного образования,возможно если обеспечить:
— создание развивающей предметно-пространственной среды с использованием кукол и учетом их национальных характеристик;
— включение кукол в повседневный быт и разнообразные виды детской деятельности в условиях ДОУ;
— разработку и обогащение игровых форм взаимодействия с куклами.
Цель: формирование интереса к национальной культуре и традиционной народной игрушке, объединение знаний и опыта по изготовлению кукол.
Социально- коммуникативное развитие:
содействовать умению выражать свое отношение к Родине;
развивать стойкий интерес к явлениям социальной действительности — культуре, истории, географии, этническим особенностях малой родины;
воспитывать уважительное отношение, чувство принадлежности к родному краю, сочувствие, отзывчивость к старшим.
продолжать знакомить с культурными явлениями, значением в жизни общества;
расширять представление о Родине;
воспитывать уважением к людям, прославившим наш край.
формирование активного речевого словаря, связной речи;
развитие диалогической речи;
воспитание любви к родному языку.
продолжать формировать интерес к народному искусству;
познакомить с основными приемами работы с тканью и джутом при изготовлении различных видов народной игрушки;
содействовать умению подбирать цветовую гамму материалов для изготовления кукол;
дать знания по использованию инструкций, технологических карт при работе по изготовлению кукол;
развивать эстетические чувства;
воспитывать бережное отношение к настоящему и прошлому.
продолжать формировать умение координировать двигательные навыки;
развивать пространственно-временные отношения;
воспитывать ответственное отношение к здоровью.
Непосредственно перед началом работы целесообразно сообщить немного об истории появления первых игрушек-кукол, а в связи с изготовлением кукол историю их появления.
История возникновения кукол
С давних времен появились русские народные игрушки.
По своей основной роли куклы из ниток или материи делятся на три группы: куклы – обереги, обрядовые и игровые.
Куклы обереги появились много веков назад, еще во времена язычества, когда люди поклонялись всем природным явлениям. Первые экземпляры делались из золы. Голову куклы изготовляли из шарика золы, который от воды набухал и приобретал форму шара. Потом отдельные элементы изготовлялись из прутьев и мешковины. Зольная кукла символизировала домашний очаг, поэтому всегда бралась с собой при переездах и сменах места жительства.
На смену таким куклам пришли тряпичные куклы или куклы мотанки (узелковые, которые изготовлялись из материи и ниток.
К примеру, возраст мотанки (рванки) — около 5000 лет! История ее возникновения тесно связана с появлением льняной материи. Такая кукла набивалась соломой, а волосы были из ниток и верёвок, туловище и ноги руки из материи и прутьев. Силу такой оберег обретал силу только при собственноручном изготовлении в форме креста без использования ножниц и иголки.
Основу для куклы брали натуральную, в основном,из лесу: веточки, лозу, солому и лесные цветы и травы. К примеру, верили, что куклы, сделанные из берёзового бруска, берегут семейное счастье. Осину боятся злые духи, поэтому куколки с осиновой основой отгоняют от дома нечистую силу.
Характерная особенность русских народных кукол-оберегов – это чистый лик без обозначения глазок, рта и носа. По древним поверьям считалось, что в куклу без лица не может вселиться злой дух и принести вреда обладателю. Безликая кукла считалась неодушевленной вещью, которая приносила только здоровье, счастье и благополучие.
Вообще русскую куклу относят к загадочных символам Древней Руси, так как она была не просто милой детской игрушкой, а обязательным атрибутом всех важных обрядов в жизни. Именно в искусстве изготовления кукол ясно отображены русские обычаи и национальные культурные традиции.
В каждой области Руси кукол изготовлялись в традиционных неповторимых нарядах. Костюмы эти всегда были яркими, красивыми, украшенными вышивкой. У кукол обязательно были длинные волосы, в которые вплетались пёстрые ленточки, бусинки и нитки.
Такие игрушки из северных губерний украшались ярким сарафаном и твердым кокошником, который вышивали белым и прозрачным бисером.
Взрослые поощряли игру в куклы, так как с с помощью игры с помощью игры дети имели понятия о составе семьи, о роли матери в семье, учились вести хозяйства. Такая игрушка символизировала продолжение рода и была незаменимым атрибутом всех гуляний и праздников
Еще дети в игровой форме легко учились шить, вышивать наряды куклам, прясть, и обучались ремеслу одевания. Из древности к нам дошли около 90 видов кукол, и каждая – уникальна, ведь в каждой семье ее изготовляли по – своему.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.
Вот поэтому, я считаю, в нашем современном мире нужно как можно больше уделять внимание изучению национальных игрушек, сделанных своими руками.
При изготовлении куклы применяется формат взаимодействия «педагог-ребенок», «ребенок – ребенок», «педагог родитель», «родитель-ребенок».
Дети узнают о профессии прядильщицы и ткачихи и взаимосвязях между ними,с содержанием труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: материалы, инструменты, оборудование.
Решается такая задача, как обогащение словарного запаса детей за счет использования произведений фольклорного жанра.
Приобщаясь к изобразительному искусству, дети узнают о единстве красоты и пользы, о символичности узоров (солнца, поля, образа коня и птицы.
В конструировании отрабатываются технические умения, умение работать с тканью путем скручивания ее; умение креплению нитками, вязание узлов.
Стоит отметить, что любой образовательный процесс – это единство обучения и воспитания, следовательно, в детском саду необходимо реализация проекта «Куклы» по приобщению дошкольников к русской народной культуре, решающего задачи познавательного, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного, и даже физического развития ребенка.
На подготовительном этапе необходимо изучить методическую литературу и технологию изготовления народной куклы. Проанализировать интерес к народной кукле у детей и родителей.
На основном этапе реализации проекта,определить следующие задачи: знакомство с историей создания кукол; приобщение всех участников к национальной культуре и воспитание интереса к культурам других этносов, народному творчеству, традициям, праздникам, к народным играм; знакомство с различными техниками изготовления народной куклы.
На заключительном этапе организовать музей традиционных тряпичных кукол.В методическое обеспечение музея внести: альбомы русского народного костюма и орнамента, народные промыслы, схемы изготовления кукол, детский народный календарь, картотеки хороводных и подвижных народных игр, картотеки народных потешек, закличек, хороводных и подвижных игр.Создать дидактические пособия: «Сложи узор», «Подбери наряд», «Народные промыслы», «Найди пару». Собрать аудиотеку народной музыки. Таким образом, вовлечение детей и их родителей, педагогов в данную деятельность, позволит приобщить дошкольников к русской народной культуре, при условии использования кукол в разнообразных видах деятельности, реализации игровых форм взаимодействия.
Непосредственно изготовление куклы своими руками, будит в ребенке ранее спящие чувства, ответственности за свою игрушку. С большим трепетом дети относятся к тем игрушкам, которые они сделали своими руками. Такая игрушка вызывает чувства любви и привязанности, требует бережного отношения.
Через увлеченность детей к творению традиционных тряпичных кукол родители обретают интерес к народной культуре. Тем самым связывается живая нить жизни, пробуждая генетическую память.
Настало время изменений охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, медицину, культуру и образование. За последние десятилетия многие народные традиции безвозвратно утрачены, что негативно отражается на системе ценностей нашего общества. Это особенно актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Обращение к народным традициям – это залог сохранения нравственных ценностей. В воспитании ребенка народные традиции играют огромную роль.
Без творчества нет педагога — мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане.
В интернете, однажды, я увидела кукол из джутового шпагата. Меня привлекла эта техника, я стала изучать ее подробно, просмотрела материалы, мастер-классы. И решила заняться этой техникой изготовления кукол. Мне захотелось придумать свою куклу, отличающуюся от других. Я разработала последовательность выполнения, собрала материал и начала работать. Когда была готова первая кукла, я получила такой заряд энергии от полученного результата, что мне захотелось делать все больше и больше. В процессе изготовления, я изучала элементы русского и казачьего костюма, историю возникновения кукол, узнала очень много интересной информации и мне захотелось поделиться этим всем с другими. Захотелось научить других педагогов изготавливать кукол, а они в свою очередь могли бы научить детей в своих объединениях этому ремеслу.
В наши дни мы стараемся возродить культуру нашего народа и это значимо для всей нашей нации.
Технология изготовление кукол из джутового шпагата.
Как сделать игрушку, которая понравится ребенку с первого взгляда, не порвется и не сломается? Конечно, очень важно хорошо подобрать материалы. Но самое главное — делать все с любовью. Тогда и получится то, к чему мы стремимся.
Для работы нужно иметь ниже следующее, знать, как это применить или использовать.
Инструменты,приспособления и материалы:
— газеты или бумага
— лоскутки ткани, различные бусинки, пуговки, бисер, ненужная бижутерия (клипсы, серьги и др., тесьма, кружево, кусочки кожи, клеенки, обрезки всевозможных лент, резинки и тому подобные мелочи.
— пряжа и нитки разных цветов и фактуры.
Предварительный инструктаж по технике безопасности:
Правила работы с ножницами.
— Ножницы класть кольцами к себе.
— Следить за движением лезвий во время работы с ножницами.
— Не оставлять ножницы раскрытыми.
— Передавать ножницы кольцами вперед.
— Использовать ножницы только по назначению.
Правила работы с иглой.
— Хранить иглу всегда в игольнице.
— Не оставлять иглу на рабочем месте без нитки.
— Передавать иглу в игольнице.
— Не брать иглу в рот и не играть с ней.
— Проверять количество игл до и после работы.
Правила работы с клеевым пистолетом.
— Включить прибор в сеть.
— Вставить клеевой стержень.
— Дождаться когда устройство разогреется.
— Нанести точечно клей на изделие, нажав на курок пистолета.
— Устройство ставим на подставку, руками не трогать горячую часть.
Что такое джутовый шпагат.
Прекрасный экологически чистый материал для творчества, который можно купить в любом хозяйственном магазине. Джутовый шпагат можно использовать не только как сопутствующий материал, но и как основной и единственный для создания даже объемных вещей. Он пластичный, прекрасно поддается деформации и держит форму. Изделия из него, как показало время достаточно долговечны.
Весь творческий процесс от замысла до воплощения проходит через душу и руки мастера. Все рождается не просто, но когда видишь результат и понимаешь, что все не зря. Сейчас многие рукодельницы работают с джутом и успешно с удовольствием продолжают осуществлять свои ажурные идеи! Меня это очень радует и вдохновляет!
Существует несколько вариантов самостоятельного изготовления джутовых кукол. В наименее трудоемком случае, помимо самого шпагата, используются только нитки пряжи, клей, декоративная тесьма и ножницы. Мешковина может быть задействована для создания наряда куклы, а картонный конус или часть пластиковой бутылки применяются в качестве подставки. В более сложных мастер-классах фигурка создается на основе старой куклы Барби.
Изготовление куклы из джута своими руками следует начать с самого простого мастер-класса. Начинается все с того, что веревка средней толщины, придерживается кончиками пальцев, раз 40 наматывается по высоте книги. Не отпуская моток, его необходимо разрезать сверху. Далее получившийся кусок разрезается еще раз пополам и на время убирается в сторону.
На следующем этапе джут, для создания волос куклы, наматывается на книгу таким же образом. Приблизительно должно получиться 50 оборотов, хотя ориентироваться лучше по визуальной толщине.
Джут единожды разрезается так же, после чего наверху формируется прическа. Фрагменты бечевки распределяются вокруг основы из пряжи и крепко завязывается. Обрезав лишнее, заготовку необходимо вывернуть и перевязать таким образом, чтобы сформировалась голова с копной волос из пряжи. Создаются руки куклы. Джут таким же образом наматывается на книгу, дважды разрезается и используется.
Тело куклы делится на две части, и в получившийся проем просовываем руки. Пучок перевязывается веревкой для обозначения зоны талии и закрепления рук. Готовая кукла фиксируется на конусе из плотного картона при помощи клея. Одежда для фигурки создается из мешковины, ленточек, тесьмы и кружева, закручиваемых по своему желанию.
Из плотного картона склеивается конус таким образом, чтобы образовывать белую юбку на талии куклы. Низ укорачивается до тех пор, пока фигурка не обретет устойчивость, а дно закрывается картонным кругом. Туловище промазывается клеем и обматывается джутом. Важно, чтобы нити не образовывали зазоров.
Взяв за основу один и тот же мастер-класс, но экспериментируя с прическами и нарядами куклы, можно получать совершенно разные фигурки. Как вариант, только из нитей джута можно сформировать одну или две косы, низкий пучок, кокошник, прическу- корзинку и даже шляпку. В качестве украшений для волос используются миниатюрные тканевые цветочки, кружево. Для имитации платья на джутовой кукле принято подчеркивать талию и линию плеч.
Не будем забывать, что русская народная кукла – это часть истории. Ее почитают по сей день, невзирая на технологический прогресс. Человек нуждается в постоянной поддержке и одобрении, и он часто все это может найти в кукле, которую ему сделала и подарила мама или бабушка. Сделанная своими руками текстильная кукла станет проводником в мир детства и помощником на протяжении всей жизни.
1. Елена Берстнева, Наталья Догаева «Кукольный сундучок»,издательство «ООО Белый город», Москва.
2. Дайн Г. Д. «Русская народная игрушка»-М. : Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с. ,ил.
3. Цыгвинская О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. –СП б. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2013.- 80с. ,цв.
Прошло много времени, менялись традиции и представления людей, современные дети играют в игрушки фабричного производства. Но мастера и народные художники изучают и передают традиции древних мастериц, берегут эти традиции и передают своим ученикам. Современные художники – дизайнеры создают новые куклы ручной работы.
Работа над куклой, это тот же магический ритуал, который требует много сил и энергии. В конце проделанной работы остается один большой вопрос – как можно использовать полученные знания и умения в современной жизни? Прежде всего полученные знания позволяют сохранять и передавать вековые традиции русского народа и другим людям. Сувенирные куклы в наши дни очень популярно дарить друг другу. Дети испытывали чувство радости от игрового общения с куклой, легко вступали в диалогическое общение друг с другом.
В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Интереснее играть вдвоем, втроем (можно и больше). Главное придумать занимательный сюжет.
Играя в куклы, дети становятся добрее, учатся договариваться между собой, находить общие решения.
Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, также побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение, представлять её в разных игровых ситуациях. Многообразие материалов, используемых при изготовлении, способствует развитию креативности ребенка.
На народную игрушку не влияет время, она по-прежнему, находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Народная игрушка своими руками из пластилина Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Для производства фигурки применяется красная.
Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка» Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Она самобытна, интересна; её история начинается в.
Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель — Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.
Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.
Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук — сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.
Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Народная игрушка в детском саду «Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно,.
Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки «Забытая старина» мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.
Источник