Мастер-класс для детей и родителей подготовительной группы «Народная кукла для наших детей»
Елена Понькина
Мастер-класс для детей и родителей подготовительной группы «Народная кукла для наших детей»
«Народная кукла для наших детей».
Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению народной тряпичной куклы.
Подготовительная группа.
Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Задачи:
1. знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой;
2. воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа;
3. обучение приемам работы с тканью как поделочным материалом для создания народной тряпичной куклы «Веснянка».
Материалы и оборудование:
— прямоугольник белой х/б ткани (30 X 45);
— прямоугольник белой х/б ткани (15 X25);
— прямоугольник цветного ситца (20 X 30);
— прямоугольник цветного ситца (8Х10);
— пряжа любого яркого цвета;
— узкая атласная ленточка.
— Компьютерная презентация «Народная кукла для наших детей», компьютер.
Ход деятельности:
— Добрый вечер, уважаемые родители!
Я очень рада видеть всех вас здесь. Благодарю, за то, что вы согласились посетить мой мастер-класс. Надеюсь, вы сегодня узнаете много нового, интересного, необычного. Ощутите атмосферу доброжелательности, тепла, спокойствия.
— Наша встреча посвящена народной кукле, игрушке, которой играли наши предки. Впереди нас ждет практическая часть, мы будем своими руками создавать куклу. А пока я расскажу, что меня подтолкнуло провести это мероприятие.
II. Теоретическая часть. Показ презентации.
1слайд. Народная игрушка для наших детей.
2 слайд. Основной вид деятельности детей – игра. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый. Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности.
3,4 слайд. Народная традиционная кукла является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам.
5 слайд. Главный посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность, хозяйственность, уходят из игры современных девочек.
6 слайд. В русской народной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло.
7 слайд. Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую
информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности.
Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
8 слайд. Кукол делали на рождение ребёнка, на начало покосных работ, они помогали в домашних делах и ремёслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Есть свадебные игрушки, которыми благословляли молодых, были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника). Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда».
9 слайд. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
10 слайд. С давних пор люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий, сглаза. Они умели делать обереги. И эти обереги имели силу, они действительно защищали своих хозяев. Оберег — амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. И сейчас они еще сохраняются в наших домах. Во многих домах встречаются подковы, висящие на стене в прихожей или венички, или домовой из холщового мешка и мн. др.
11 слайд. Игровые – для того чтобы дети играли в тряпичные куклы — у них более детально прорабатывались части тела, элементы костюма, добавлялась обувь. Так дети могли проигрывать социальные роли. Ведь куклу можно сделать как бедную, так и богатую, как с прорисованным лицом, так и вовсе без лица. Часто этих кукол делали сами дети, что в дополнение ко всему прививало любовь к рукоделию, а так же способствовало лучшему развитию ребенка.
12 слайд. Обрядовые куклы — каждое ритуальное действие, направленное на привлечение сил, не поддающихся человеческому осязанию, в большинстве случаев сопровождается использованием какого-либо предмета. У наших предков таким обязательным участником практически всех ритуальных действий была обрядовая тряпичная кукла. По сей день с песнями и играми сжигают чучело зимы – Дуню – Масленицу, а после лакомятся блинами – символами солнца. Мистический обряд стал веселой игрой, а кукла – полено и соломенное чучело – заменой жертв богам.
13 слайд. Сегодня, я предлагаю вам, смастерить о береговую куклу –Веснянку.
В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день — 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени. С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами.
Именно тогда – в погожий весенний день – девушки выходили рукодельничать на улицу и делали веснянок – ярких кукол самых невероятных расцветок. Веснянки были оберегами юности, красоты, поэтому имели задорный, яркий жизнерадостный образ. Обязательным их атрибутом была длинная коса радужных оттенков, та самая коса, про которую в народе издавна говорили – девичья краса. Поэтому косу куклы непременно украшали лентами, бусинами, первыми цветами. Коса также была воплощением девичьего счастья и удачи. Потом девушки обменивались куколками, чтобы ни одна из них не осталась без подарка, и желали друг дружке здоровья, красоты и радости.
II. Практическая часть. Совместная творческая деятельность.
14 слайд. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине — всегда быть обаятельной и привлекательной.
Нам понадобится:
— прямоугольник белой х/б ткани (30 X 45);
— прямоугольник белой х/б ткани (15 X25);
— прямоугольник цветного ситца (20 X 30);
— прямоугольник цветного ситца (8Х10);
— пряжа любого яркого цвета;
— узкая атласная ленточка.
1. Большой прямоугольник скатать трубкой по широкой стороне.
2. Скрутку сложить пополам и пока отложить. Это будет туловище.
3. Меньший прямоугольник белой ткани тоже скрутить. Это будут руки.
4. Оформить красной ниткой ладошки.
5. Для косы намотать пряжу любого яркого цвета на книгу.
6. Разрезать с одной стороны.
7. Внутрь большой скрутки просунуть заготовку для косы.
8. Заплести косу, вплетая ленту.
9. Просунуть маленькую скатку и крестообразно перевязать руки и талию;
10. Яркий лоскут ситца присобираем и приматываем к талии спереди и со спины. Верхняя часть сарафана должна веером подниматься вверх и прикрывать грудь.
11. Приматываем передничек и повязываем лентой талию.
12. Надеваем на головку очелье (повойник) – цветную тесёмку вокруг головы.
Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
— мастер – класс подошел к концу. У всех получились разные, интересные, неповторимые куклы. Уже упоминалось о том, что эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.
Я желаю Вам всего хорошего!
Мастер-класс для педагогов «Народная кукла Отдарок-на-подарок» Цель: Научиться выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии. Задачи: — Привить интерес к русской культуре через.
Мастер-класс для детей подготовительной группы и родителей «Весенний букет» в технике «оттиск» Фотоотчет о проведенном мастер — классе с детьми подготовительной группы и их родителями «Весенний букет» в технике — оттиск. для проведения.
Мастер-класс для детей старшей группы «Кукла-пеленашка» Уважаемые коллеги. Все мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми, не болели, ну и конечно чтобы нас радовали своими достижениями. В нашей.
Мастер-класс для детей и родителей «Обрядовая кукла «Птичка» своими руками» Мастер – класс для деток и родителей: Обрядовая кукла «Птичка» своими руками Цель: повышение качества образовательного процесса посредством.
Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы «Изготовление и декорирование пасхальных яиц» Цель мастер класса: Познакомить родителей с некоторыми техниками изготовления декоративного украшения яиц к празднику Святой пасхи. Задачи:.
Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы «Украшение пасхальных яиц в разных техниках» Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Украшение пасхальных яиц в разных техниках» Цель: • Приобщение к русской культуре.
Мастер-класс «Народная кукла» Народная кукла — Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме,.
Мастер-класс «Народная тряпичная кукла» .
Мастер-класс «Русская народная игрушка кукла «Утешница» Доброе время уважаемые коллеги! Сегодня для Вас хочу предложить Мастер-класс про куколку -«Утешницу», который я проводила с обучающимися.
Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик» Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение:.
Источник
Мастер-класс «Русская народная игрушка кукла «Утешница»
Ефимова Ирина
Мастер-класс «Русская народная игрушка кукла «Утешница»
Доброе время уважаемые коллеги!
Сегодня для Вас хочу предложить Мастер-класс про куколку —«Утешницу«, который я проводила с обучающимися школы-интерната №1 для детей с ОВЗ.
Со школой мы уже дружим много лет и передаем опыт не только педагогам,но и обучающимся.
Целью моего мастер-класса был: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры, традициям русского народа, познакомить с принципом изготовления куклы «Утешница».
Были поставлены программные задачи:
-учить делать из ткани русскую народную куклу;
-продолжать знакомить с историей русского народа;
-развивать мелкую моторику рук; тактильные ощущения;
-развивать эстетический вкус;
-способствовать формированию коммуникативных отношений;
— формировать чувство причастности к истории Родины;
-воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
Материал для изготовления куклы:
кусочки ткани яркой расцветки 15х15, белая ткань 20 х20 см., разноцветные нитки «Ирис», вата или синтепон, кусочки тесьмы, атласной тонкой ленты ярких расцветок.
Ход мастер – класса:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у них в игровом уголке много разных кукол. Затем спрашивает девочек, любят ли они играть в куклы.
— Да, девочки всегда любят играть «в куклы». Сейчас они красивые, нарядные, а раньше не было таких кукол. Куклы были совсем другие, их делали мамы или сами дети своими руками.
-Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое, когда не было машин, телевизоров, различных конструкторов и современных кукол. Узнаем, какими куклами играли дети в те времена и сами научимся делать одну из них.
Наши предки жили и простой, обычной жизнью – готовили еду, работали на земле, разводили хозяйство, растили и воспитывали детей.
Семьи были большими, а вместе с любой работой справляешься лучше и быстрее. Детей в каждом доме было много, нормой считалось воспитывать от трех и более детишек. Часто, особенно в дальних деревнях, в семьях могло расти больше десяти сыновей и дочек. С самого раннего детства малыши постепенно овладевали простейшими навыками, которые помогали им выполнять домашнюю работу и даже помогать взрослым управляться по хозяйству. И куклыим в этом деле были первыми помощниками: девочкам подсказывала, как варить кашу, а мальчишкам кукла помогала осваивать навыки плетения лаптей.
Если была такая возможность, то за детьми смотрела бабушка или няня. Но чаще всего этим занимались старшие дети, которые изначально воспитывались главными в доме после родителей. Кроме забот о подрастающем поколении, они должны были выполнить всю работу во дворе – дров наколоть, печь растопить, воды принести, белье постирать, полы выскоблить, приготовить обед и отнести родителям в поле – забот хватало.
Посмотрите на этих кукол. Какие они красивые. Они сделаны без помощи иголки, из лоскутов ткани.
При изготовлении кукол особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и красоты. Каждая кукла имеет своё значение. Рассказ о некоторых куклах.
Вы заметили, что все куклы не имеют лица. То есть, у них нет глаз, носа, рта. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда».
— Глаза – зеркало души и их необходимо закрывать, чтобы защитить человека от плохих намерений.
При такой непростой жизни, малыши часто были предоставлены сами себе, а от такой самостоятельности в скорости появляются синяки и царапины, а также обиды и настоящие трагедии – крики, слезы и так далее. Для того, чтобы быстро успокоить детей, старшие по дому использовали тряпичную куклу Утешницу, которая в таком деле была первой и незаменимой помощницей.
Народная кукла Утешница и создавалась – чтобы отвлечь плачущего малыша и занять его новой игрой. Первым делом нянька доставала из кармана маленькую тряпичную куклу, которую всегда носила с собой. Рассказать коротенькую историю с куклой – дело пяти минут, и вот уже малыш забыл свою недавнюю трагедию. Последние слезки утерли подолом Утешницы, кукла отправляется назад в карман няньки, все хорошо, жизнь наладилась. Вот так использовали эту куклу. Пока ребенок игрался с Утешницей, взрослые могли оставить его одного на несколько минут, не беспокоясь, что с ним что-то произойдет.
Когда дети спали куклу прятали, не оставляли на виду. Это делали для того, чтобы следующее появление Утешницы не было для малыша чем- то обыденным, ведь так весь смысл от этого действия терялся. Постепенно дети привыкали, что в тяжелые моменты их жизни кукла всегда придет на помощь, поэтому, немного повзрослев, уже самостоятельно общались с ней тогда, когда это было необходимо.
Простота конструкции такой куклы позволяла самым маленьким девочкам делать ее самостоятельно уж после того, как они осваивали самые первые навыки рукоделия. Это давало возможность использовать Утешницу в качестве куклы для подружки. Ее можно было подарить соседской девочке на какой-нибудь праздник, или преподнести в знак хорошего отношения новой знакомой при встрече.
Строение куклы, ее сложность и используемые материалы, зависели прежде всего от благосостояния семьи. В одном доме создавали самых простых незатейливых кукол, в другом проявляли в этом деле всю свою фантазию и возможности. Но в любом случае Утешницу делали из красивых, ярких лоскутов, ведь она должна была прежде всего отвлекать от тягостных и горьких дум, приносить хорошее настроение и новые, радостные и приятные мысли.
Особенностью куклы является то, что при изготовлении используют настоящие вкусности – привязывают конфеты, орехи, сухофрукты и так далее.
Такая Утешница была самым приятным сюрпризом, и некоторые балованные дети специально старались лишний раз разрыдаться, что бы нянька поскорей достала куклу, а с ней и немного сладенького.
Для изготовления куклы нам понадобится ткань белая, ткань декоративная разноцветная, нитки красные, вата, разноцветные яркие атласные ленты.
Прежде чем начать мастерить куколку, обращу внимание на несколько особенностей. Во-первых, ткань и нитки должны отрываться руками. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы обереговой куклы касались ножницы, это «порежет» всю положительную энергию. Во-вторых, нитки нужно использовать красного цвета, так как это цвет силы и защиты. И, в-третьих, изготавливая оберег, необходимо думать только о хорошем, представлять, как малыш будет улыбаться и радоваться, играя с такой куколкой.
Итак, надеюсь, настрой у всех позитивный, поэтому приступим!
Технология изготовления куклы:
— на ладонь кладём квадрат белой ткани, в середину квадрата помещаем ватный шарик
— формуем головку, туго затягиваем и закручиваем ниткой, завязываем 3 узелка, нить обрываем;
— берем квадрат разноцветной ткани, кладем перед собой лицевой стороной; — кладем ровно по центру нашу куколку – будем делать сарафанчик; — накрываем куколку одной стороной ткани, затем другой.
Получается, что головка прячется внутри юбочки; — закрепляем юбочку также ниткой, завязываем на три узелка; — опускаем юбочку; — повязываем на головке «по-деревенски» ленточку (узлами назад); — накрываем головушку кукле платочком, для этого берем треугольник разноцветной ткани, подгибаем большую сторону треугольника на 5-7 мм.
— укладываем куколку головой на серединку платочка, укрываем ее с одной стороны и с другой, завязываем также ниточкой на три узелка; — расправляем кукле юбку, ленты и голову.
Кукла готова!
А вот так ребята старались и делали, и вкладывали душу в свои куколки.
Спасибо всем за внимание!Играйте в куклы вместе!
Конспект занятия-экскурсии «Русская народная игрушка» Конспект совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Экскурсия-занятие в мини-музее.
Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.
Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка кукла-хороводница» для старших детей Конспект занятия в детском саду на тему «Русская народная игрушка» для старших детей (4-5 лет) Воспитатель: Э. В. Бапанина.
Мастер-класс «Народная кукла» Народная кукла — Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме,.
Мастер-класс «Народная тряпичная кукла» .
Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.
Мини-музей «Русская народная игрушка-Свистулька» Мини-музей «Русская народная игрушка- Свистулька» Воспитанник нашей группы принес игрушку-свистульку, соловей. Всех заинтересовала эта маленькая.
Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.
Консультация «Русская народная игрушка» Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Проведённые раскопки под Новгородом подтверждают, что славянской кукле.
Мастер-класс для воспитателей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик» Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение:.
Источник