Нарисовать икону своими руками божией матери

Икона своими руками

Икона своими руками

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по иконописи «Владимирская икона Божией Матери». Мастер-класс подойдет для новичков и профессионалов. Для иконописи лучше подобрать натуральные, чуть приглушенные цвета.

Для работы нужно приобрести:

  • доску размером 25*18;
  • краски гуашь;
  • клей ПВА;
  • натуральные кисти разных размеров;
  • матовый лак по дереву;
  • наждачную бумагу;
  • белую акриловую краску;
  • клей для типсов;
  • стразы, жемчужины.

1. Обработайте поверхность доски наждачной бумагой.


2. В два слоя покройте поверхность доски белой акриловой краской. Пройдитесь по доске наждаком.


3. Протрите доску влажной салфеткой.

4. Нарисуйте икону простым карандашом. Рисовать можно с иллюстраций, икон.


5. Покройте поверхность доски краской цвета охра.

6. Контур рисунка обведите коричневой краской.

7. Заполняйте икону цветом в два слоя. В краску добавляйте клей ПВА.


8. Начинайте прорисовку с лика. Краской более светлого оттенка выделите область лба, щек, носа.


9. Прорисуйте детали одежды, складки, ноги, руки. Не забывайте добавлять в краску клей. Особое внимание уделите глазам. Для их прорисовки пригодится очень тонкая кисть.


10. Сделайте надписи на иконе.


11. Приклейте жемчужины и стразы вокруг нимба. Клей для типсов подойдет идеально. Брать стразы нужно зубочисткой, смоченной в воде.
12. Покройте работу матовым лаком по дереву.


13. Освятите икону в храме.

Икона готова. Теперь у вас есть отличный подарок для друзей и близких. Творческих успехов и вдохновения!

Источник

Как рисовать самые красивые цветы и иконы. Писание иконы

Икона своими руками

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по иконописи «Владимирская икона Божией Матери». Мастер-класс подойдет для новичков и профессионалов. Для иконописи лучше подобрать натуральные, чуть приглушенные цвета.

Для работы нужно приобрести:

  • доску размером 25*18;
  • краски гуашь;
  • клей ПВА;
  • натуральные кисти разных размеров;
  • матовый лак по дереву;
  • наждачную бумагу;
  • белую акриловую краску;
  • клей для типсов;
  • стразы, жемчужины.

1. Обработайте поверхность доски наждачной бумагой.

2. В два слоя покройте поверхность доски белой акриловой краской. Пройдитесь по доске наждаком. 3. Протрите доску влажной салфеткой.

4. Нарисуйте икону простым карандашом. Рисовать можно с иллюстраций, икон.

5. Покройте поверхность доски краской цвета охра.

6. Контур рисунка обведите коричневой краской.

7. Заполняйте икону цветом в два слоя. В краску добавляйте клей ПВА.

8. Начинайте прорисовку с лика. Краской более светлого оттенка выделите область лба, щек, носа.

9. Прорисуйте детали одежды, складки, ноги, руки. Не забывайте добавлять в краску клей. Особое внимание уделите глазам. Для их прорисовки пригодится очень тонкая кисть.

10. Сделайте надписи на иконе.

11. Приклейте жемчужины и стразы вокруг нимба. Клей для типсов подойдет идеально. Брать стразы нужно зубочисткой, смоченной в воде. 12. Покройте работу матовым лаком по дереву.

13. Освятите икону в храме.

Икона готова. Теперь у вас есть отличный подарок для друзей и близких. Творческих успехов и вдохновения!

Автор мастер-класса Мария Круглова.

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Мастер – класс икона Святой целитель Пантелеймон

Иконописание – работа кропотливая и трудоемкая, но при желании ее можно освоить. Если вы любите рисовать, усидчивы и восприимчивы ко всему новому, то этот мастер – класс вам понравится. Для того, чтобы начать работу, нужно приобрести все необходимое, а именно: — деревянную доску (размер на ваше усмотрение), вполне подойдет разделочная досочка без ручки; — краски гуашевые; — кисти разных размеров; — клей ПВА; — лак по дереву, желательно матовый; — шкурку; — белую акриловую краску.
1. Для начала нам нужно подготовить доску. Для этого ее необходимо тщательно ошкурить и загрунтовать белой акриловой краской.

Грунт накладывается в два – три слоя. Каждый слой просушивается и ошкуривается. Когда поверхность доски будет идеально ровная можно приступать к рисованию. 2. Можно делать список с настоящей иконы или взять картинку из интернета. Простым карандашом делаем прорись рисунка.

Если самостоятельно сделать ее не получается, стоит воспользоваться калькой. Приложите кальку к рисунку, аккуратно обведите. А затем переведите на доску. Однако, в этом случае нужно подбирать досочку под размер рисунка. 3. Контур рисунка следует аккуратно обвести коричневой краской. Важно: краску необходимо смешивать с водой и клеем ПВА. А делать это нужно для того, чтобы не смывался нижний слой красок.

4. Закрашиваем работу краской цвета охра, как показано на рисунке. Не забывайте добавлять воду и клей. 5. На данном этапе нам предстоит залить контур цветом. Важно брать не просто цвет, а самый темный тон краски. Например, когда мы закрашиваем лик (лицо), то берем самый темный цвет, в данном случае – коричневый. Позже, мы будем высветлять икону.

6. Мы подошли к самому сложному этапу нашей работы. Нам предстоит тщательно прорисовать каждый фрагмент и высветлить все детали рисунка. Лучше начать с лика. Для того, чтобы высветлить темный лик, нужно взять краску более светлого тона и накладывать несколько слоев в области лба, щек, носа. Затем прорисовать глаза, губы, брови. Такую же работу проделываем со складками на одежде. Темные места высветляем более светлой краской. Клей добавлять обязательно, иначе предыдущие слои начнут смываться. Когда работа проделана, нужно сделать рамочку. Для того, чтобы кистью провести ровную линию, нужно положить две крышки от гуаши на доску, сверху линейку и провести линию. Если линия получилась слишком бледной, повторите еще раз.

7. В завершении работы мы сделаем надпись на иконе и покроем рисунок лаком. Лак спрей можно наносить с расстояния 20-30 см в два – три слоя. Когда работа просохнет ее нужно отнести в храм и освятить. Бог в помощь!

Как нарисовать Икону карандашом поэтапно

Иконы — это нарисованные изображения различных святых. Иконы украшают все церкви и храмы. Святым на иконах молятся прихожане, прося о своих насущных нуждах. Правильно рисовать иконы учат в специальных художественных школах. Можно попытаться поучиться рисовать икону Богородицы с младенцем Иисусом Христом, чем мы и займемся на этом уроке.

Этап 1. Рисуем овал на весь лист бумаги. В нем начинаем рисовать очертания фигуры Богородицы: показываем линию плея, шеи, головы и лица.

Этап 2. Потом возле головы Богородицы намечаем контуры головки младенца Иисуса, его тела, руки и ножек. Этап 3. Рисуем детали лица. Красивый нос, четкие брови, глаза, рот. Вокруг головы дополняем линии покрывала, оно ниспадает с головы на шею и далее на плечи. Эти линии рисуем очень плавными и нежными. У младенца также показываем аккуратный нос и ротик. Этап 4. Теперь очень важный этап в рисовании икону. Это прорисовка глаз. Глазам святых уделяется особое важное внимание. Они всегда рисуются очень выразительными, смотрящими на стоящего перед ним человека с какой стороны ни посмотри. Глаза Богородицы рисуем очень красивыми, миндалевидными с четкими зрачками. У Иисуса также довольно большие глаза с не по-детски серьезным их выражением. Брови чуть сдвинуты к переносице. Этап 5. Украшаем покрывало Богородицы. Рисуем красивые узоры в полосе надо лбом. Также добавим узоры в линию горловины и чуть сзади шеи. По волосам младенца нанесем волнистые линии. Этап 6. Вокруг головы Богородицы рисуем круг — обозначение ее принадлежности к лику святых. У младенца Иисуса так же вокруг головки есть круг, в котором пересекаются крестообразные линии. Дорисовываем ручку его, выглядывающую в прорезь одежды. На ногах добавим несколько штрихов, имитирующих потеки крови. Этап 7. На одеянии младенца покажем несколько плавных линий складок, дорисуем вторую ручку. Здесь же показываем правую руку Богородицы. Этап 8. Добавим линии на одежде святых. Этап 9. Черно-белый вариант иконы получился вот такого вида: Этап 10. Икону можно раскрасить так, как это сделали мы. Попытайтесь и у вас получится собственноручно нарисованная икона.

Читайте также:  Открытку сделать с рождением дочки своими руками

Как нарисовать руку, ладонь?

Руку рисовать сложней всего. Какие есть правила рисования рук?

Очень просто нарисовать детскую ручку-кулачок. По сути, за основу просто берем окружность и в ней прорисовываем пальчики. Ручка младенца получается очень миленькой, пухленькой.

Чуть больше руку нарисовать можно так. Для ладошки мы используем заготовку – окружность. Далее рисуем от окружности разной длины (как пальцы) прямые линии в количестве пяти штук. Затем придаем дополнительными линиями объем пальчикам, ладони. Можно смотреть на свою руку, чтобы точно передать форму пальцев и ладони.

Безусловно, есть и очень простой вариант по созданию ручки / ладошки. Кладем, например, детскую ручку на альбомный лист и обводим ее карандашом. Далее ручку убираем и рисуем на ладони линии (у каждого они свои). Можно развести розовую краску с оранжевой и окрасить рисунок.

Очень важна геометрия рисунка, которую на пальцах не объяснишь – она прививается только с опытом.

Если нам нужна рука целиком, начиная от плеча, пригодится такая схема рисунка.

Приступаем к детальной прорисовке и наложению теней. Отдельно показана кисть руки:

Здесь изображены руки в действии, очень живые зарисовки:

А вот пошаговое пояснение к рисунку, который изображает ладонь в анфас и профиль:

А тут самые разнообразные положения кистей рук (лично для меня самое сложное – это рисовать руки, сцепленные в замок, ибо одновременно видны все десять пальцев и очень некорректно изображать их разными, нужно работать более тщательно над соотношением и размерами):

Как нарисовать кисть руки карандашом я вам сейчас подробно расскажу, да и покажу. Это не так уж и сложно. Но, что я могу сказать, для начала, посмотрите на свою кисть. Посгинайте ее, пошевелите пальцами в разные стороны, присмотритесь к кистям рук, а потом приступите к рисованию кисти рук.

При изображении рук надо всегда делать наброски параллельных линий-дуг. Именно они вам помогут нарисовать равномерно руки и пальцы.

Чтобы правильно нарисовать человеческую руку, надо знать анатомию. Без знаний анатомии у вас не получиться «настоящая» рука. Она будет походить на вырубленную из дерева, но не на живую.

Начните с малого. Предлагаю посмотреть подробный мастер-класс, как рисовать руку, руки человека. В нем подробно рассказаны все 5 этапов рисования.

и конечный результат:

Нарисовать руку или ладонь

не так-то и легко, чтобы было, действительно, похоже на руку. Эта часть человеческого тела имеет множество суставов благодаря пальцам, в следствии чего рука может принимать различную » позу».

Предлагаю один вариант из множества возможных, который понравился лично мне:

Чтобы нарисовать руку, нужно знать ее анатомию. Предлагаю вам потренироваться, срисовывая картинки рук. Вот женская рука в разных положениях.

А вот различные варианты мужской руки:

Я думаю, что глядя на рисунки, нарисовать руку будет не очень сложно – главное побольше потренироваться.

Такую важную часть человеческого тела нарисовать достаточно просто, особенно если рисовать поэтапно. Для начала нужно набросать «скелет» руки, затем прорисовать пальцы и линии на руках, с помощью штриховки придать им настоящий вид. Вот в идеале так должно получиться:

Мне всегда, сколько я себя помню, нравилось рисовать ладони и кисти рук человека. Все мои школьные тетрадки были расписаны именно этими рисунками. Для поэтапной детальной прорисовки человеческой руки могу предложить следующую заготовку:

Вариантов масса. Пока я выложу вот эту схему, а там уже как нибуть дополню остальными вариантами, ракурсами, видами, формами и прочее. А вообще попытайтесь срисовать и натуры, это сложно, но если научитесь, то будет вам счастье.

Как рисовать ладонь человека или его руку, довольно таки несложно. Главное тут соблюсти грани и размеры пальцев. Более подробно и досканально можно посмотреть на картинке, чтобы нарисовать рисунок без проблем.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Рождена_Весной ПРОРИСИ ИКОН ДЛЯ РОСПИСИ.

О том, как использовать прориси икон. По отношению к иконам слово «шаблон» не применяется. Надеюсь, многим поможет и вдохновит создать семейные реликвии, которые будут передаваться из поколения в поколение. На всякий случай акцентирую внимание, если хотите создать «сильную» икону, нужно: постить, исповедоваться, читать специальную молитву, брать благословение у Батюшки перед началом работы.

Богоматерь Арапетская (Аравийская)

Каталог коллекции иконных прорисей https://nesusvet.narod.ru/ico/icons/cat_pr.htm

https://www.izograf.com.ua/prorisi2.html иконописец не имеет право писать иконы по своему разумению…… так писали только святые.. Он по уже имеющимся прорисям создает копию образа, который был до того…. Труд иконописца-снятие прориси https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=25& ;chap=15

Орёл Телец и Лев-в Христианской иконографии.

Прорись иконы Божией Матери

Владимирская. с изображением… ВЗЫГРАНИЕ МЛАДЕНЦА. икона Богородицы Корсунская. СВЯТОЙ НИКОЛАЙ Предлагаю Вашему вниманию цветные прориси монахини Иулиании в хорошем разрешении (высоком разрешении). Прорись из иконописного подлинника Киево-Печерской лавры.

Достойно есть

Корсунская икона Божией Матери.

Прорись иконы «Взыграние»

ВЫШИВКА РИЗЫ ДЛЯ ИКОНЫ. (Мой скромный опыт)

  1. Делаю прорись (кальку) с иконы сама, или мне дает ее иконописец. Естественно, без прорисовывания деталей лика, рук, ног младенца, только контуры. Контуры деталей, которые будут впоследствии вырезаться, нужно нарисовать немного подальше, чтобы впоследствии риза не наехала на икону и частично не закрыла лик или руки, к тому же если будет небольшой сдвиг, чего, в принципе, быть не должно, но вдруг!, то была бы возможность подредактировать работу. Если отверстие будет несколько больше – не страшно, а вот когда риза наезжает на те части иконы, которые должны быть открыты – то это плохо.
  2. Делаю цветные эскизы (начала их делать недавно, по советам преподавателей из Убруса, и они очень помогают в работе). Определяюсь с материалом, который буду использовать в работе, в общих чертах. Раскладываю сотни пакетиков с бисером, камушками, канителью, стразами, определяюсь, что может пригодиться в работе и складываю их в отдельную коробку. Остальное убираю, дабы не смущало. Насчет цветов, используемых в ризе – конечно, очень подходит жемчуг и бисер жемчужных цветов, от белого до светло-бежевого (см. фото 1). Вышивала я ризы и, пытаясь в точности повторить цвета на иконе (см. фото 2, 3), но мне кажется это менее удачным. К тому же цветовая гамма бисера все же ограничена, не всегда удается найти то, что нужно, чтобы удовлетворяло и по размеру, и по качеству, и по цвету. Бисер лучше всего использовать, конечно же, чешский. И чем мельче, тем лучше. Стеклярус я практически не использую, он грубоват, а вот рубку немного ввожу в вышивку.
  3. Запяливание ткани. Этот процесс нам уже известен, запяливаю я так, как учили в Убрусе. Только паутинки у меня нет, поэтому работаю без нее. Если поверхность будет полностью вышита, то можно вышивать по х/б ткани, если предполагается, что часть ткани будет видна, то вехнюю ткань берем такую, какая нам нужна. Тканей может быть и несколько, т.е. ткань фона одна, а на нее накладывается (пришивается мелкими стежками) ткань нимба – другая (см. фото 4) . Иногда поверхность интереснее смотрится, если в качестве верхней ткани взята золотая парча, она дает дополнительное мягкое свечение бисеру, и выглядит красиво, если риза зашивается не сплошь, а с промежутками в некоторых местах (см. фото 5)

Урок 21. Икона

Главная — Уроки — Уроки рисования от Даши

Неожиданная весьма тема, не так ли? Многие взрослые люди отнесутся с сомнением к такой идее. Но однажды, будучи ребенком, я пришла на урок живописи, и учитель сказал, что мы будем рисовать иконы. И дети совершено спокойно, с радостью и интересом познавали иконопись. И у них получалось!

Читайте также:  Объектив петцваля своими руками

Мы привыкли к предметам на картинах, а вот Анри Матисс подметил, что художник рисует знак. То есть изображает предметы очень характерным для него, уникальным способом. Приглядитесь к картинам любого художника, даже люди – вроде бы разные личности – в чём-то похожи. В кубизме, национальной восточной живописи, современных японских комиксах идея знака ещё более наглядна.

У иконы тоже есть стилистика. Причём пропорции тела и головы в учебнике иконописи и учебнике рисунка описаны одинаково. Разница обычно в том, что на иконах плоскости более ярко выражены. Ну и, разумеется, есть каноничные позы и цвета.

Предлагаю нарисовать икону цветными карандашами. Это выглядит вот так.

Рассмотрите разные варианты икон: сочетаний цветов и вариаций поз, оформления и стилизации не так уж мало. Сейчас икона приближена к реалистичной картине, а когда-то была весьма «схематичной».

Выберите определенный образ, с которого вы будете списывать икону. Нарисуйте сперва черновик в карандаше. Можно так же воспользоваться рисованием по сетке.

Лучше всего подойдёт цветная бумага: охристая, жёлтая или серая. Опять таки присмотритесь к гамме существующих икон. Карандаши я взяла на восковой основе, можно заменить обычными цветными, но белый всё равно нужен восковой, он даёт непрозрачность.

Загрунтуйте лица и руки белым.

Затем наносите цвета от светлого к тёмному: бежевый розовый, охра, коричневый, тёмно-коричневый.

Опирайтесь на опыт портрета (урок 10) в плане гаммы и на опыт рисования свечи (урок 7), когда мы посредством множества слоёв добивались гладкой фактуры. Процитирую себя:

«Пусть сначала штрихи будут лёгкими, затем усиливайте цвета, вбивайте карандаш в бумагу. Небольшой секрет: при нанесении светлых тонов поверх тёмных поверхность сглаживается, становится пастозной, цвета плавно перетекают друг в друга. Особенно это заметно при рисовании восковыми мелками или карандашами».

Основа успеха! Слоев будет в данном случае ещё больше, а штрихи будут ещё деликатней, тогда поверхность станет гладкой, с мягкими переходами.

Важно: светлые участки грунтуйте сначала белым, а потом наносите цвет. Светлые детали пишите прежде тёмного фона. Сами границы светлого и тёмного смягчайте светлыми тонами, чтобы не было мелких просветов.

Одеяния займут меньше времени, чем лица, хотя добиться глубоких тёмных тонов тоже не просто. Снова многослойность вступает в бой. Наиболее используемые цвета: голубой, алый, белый, пурпурный, чёрный, коричневый, золотистый. Для последнего на бумаге применяем сочетание белого, бежевого, окры и немного розового.

Буквы спишите с оригинала. Обычно они красные или терракотовые, можно взять карандаш цвета «металлик».

Обведите нимбы и закрасьте их белым или бежевым.

Вас может приятно удивить результат. Привычные вещи – карандаши, бумага, руки – рождают то, что казалось далёким. Это ценный опыт: как мастерский, так и духовный.

23.12.2011. Даша Ревина
К оглавлению уроков рисования от Даши К оглавлению уроков рисования

Какую роль играет орнамент в церковном искусстве?

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Орнамент — почерк эпохи, в нем наиболее сжато и отчетливо выражается художественный стиль времени. На первый взгляд орнамент выполняет подчиненную роль в художественном произведении. Однако как в ткани музыкального симфонического произведения значимо звучание каждого инструмента, сколь бы малой ни была его партия, так и художественная образность орнаментальных форм обретает свой смысл при их рассмотрении в едином композиционном организме книжного листа, шитой пелены, росписи храма. Наиболее ярко орнаментальное творчество проявило себя в храмовой декорации VI века, так называемой юстиниановской эпохи. В это время орнамент был почти равноценен сюжетным изображениям. Сохранившие мозаическую декорацию храмы Равенны особенно наглядно демонстрируют, что орнамент здесь не есть лишь ненавязчивый аккомпанемент. Он активно формирует среду, пространство.

Расположение сюжетных мозаик в этих храмах чрезвычайно структурно, логично, строго согласовано с архитектурными ритмами. Они немногочисленны, но каждая несет в себе изображение, проникнутое богословской символикой, многослойными смыслами, и располагается на главных сводах и стенах, там, где они не только хорошо прочитываются, но отмечают наиболее значимые сакральные зоны.

Способы нанесения рисунка на левкас

Прежде чем приступить к нанесению красочного слоя, на основу необходимо было перевести рисунок. Это весьма ответственный момент работы. В старых иконописных мастерских нанесение рисунка поручалось наиболее опытным мастерам – «знаменщикам», которые «знаменили» рисунок, то есть переносили его на левкас.

Способы нанесения рисунка на левкас весьма разнообразны. Раньше знаменщики могли делать на грунте сначала легкий набросок углем, затем детально прорисовать его черной краской. Многие старые иконописцы, держа перед глазами оригинал, могли наносить рисунок на доску сразу кистью. Это давало им возможность творчески перерабатывать принятый в иконописи канон.

Ученики или менее опытные мастера пользовались так называемыми «про- рисями» или «переводами».

Прорись – это схематический линейный контур, несущий в себе общий строй изображения, а также относительно разработанные детали: лики, складки, одежды, палаты, пейзажи и так далее.

Для того чтобы перевести рисунок с прориси, ее обратную сторону натирали углем или графитом и передавливали с помощью затупленной иглы. При

этом, естественно, оставались на грунте графитовые или угольные линии. Их усиливали кистью тоном охры или черной краски. Иногда линии, оставшиеся после перевода, процарапывали острой иглой. Такие линии принято называть «графьей». Прием процарапывания иглой хорош тем, что углубления остаются заметными даже после нанесения красочного слоя. Это помогает мастеру использовать их как вспомогательные линии при окончательном прорисовывании голов, рук, одежды и прочих элементов композиции.

Иногда рисунок с прориси на левкас переносился методом припороха. Для этого по основным образующим линиям рисунка на бумаге острой иглой прокалывали ряд близлежащих точек – отверстий. Затем марлевым тампоном, в который насыпан тонко измельченный древесный уголь, проводили (или слегка ударяли) по проколотым отверстиям рисунка, лежащего на грунте, осуществляя тем самым перенос рисунка на поверхность левкаса. Затем следовала прорисовка линий краской или карандашом. Лишний уголь смахивался гусиным пером.

Чтобы приготовить необходимую краску, надо взять сухой пигмент жженой кости или сажи и тщательно перетереть его на чесночном соке или меде в деревянной ложке. Затем желтком куриного яйца, смешанным с квасом, протереть красочную поверхность иконы. После высыхания желтка приготовленной краской прорисовать линии рисунка, соблюдая при этом все толщины линий оригинала. Когда рисунок просохнет, на него накладывают лист чистой бумаги. Чтобы рисунок четко пропечатался на бумаге, его «придувают», то есть согревают дыханием. Это придает ему способность давать «отлипь». При этом рисунок должен четко отпечататься на бумаге. В сущности, это и есть прорись (перевод), но в обратном виде. Раньше этот способ так и назывался «переводом на отлипь». Не забывать, что после снятия прориси икону нужно протереть 2–3 раза влажной ватой или губкой. Для того чтобы получить с обратного рисунка прямой, его переводят на кальку.

Снять рисунок с иконы на кальку можно и сразу, но для этого необходимо увеличить прозрачность кальки. Это делают путем протирания ее с двух сторон маслом или олифой с последующей тщательной просушкой. На промасляной кальке карандаш ложится хорошо, а краска может «побегать». Чтобы этого не происходило, поверхность кальки необходимо протереть срезанной долькой чеснока или слегка протереть старательной резинкой.

Переносить рисунок на доску с кальки можно или «на отлипь», или при помощи копировальной бумаги, передавливая его твердым карандашом. Чтобы перенести рисунок «на отлипь», надо обратную сторону кальки прорисовать краской, разведенной на чесночном соке или на меде. В первом случае пропись на кальке или на бумаге аккуратно накладывается на доску, придувается под кальку и осторожно прижимается к ее поверхности. Во втором случае переведенный через копирку рисунок прорисовывается сначала карандашом, затем краской или тушью. Надо иметь в виду, что загрязнения и черноту убирают с помощью сухой пемзы пальцем, так как стирательная резинка размазывает линии и портит левкас.

Прорисовывать рисунок на левкасе удобнее не краской, а тушью. Если какой-либо ошибочно положенный красочный слой потребуется удалить, то рисунок тушью сохранится, а рисунок краской нет.

Читайте также:  Кладка шлакоблоков блоков своими руками

Фрагмент иконы «Успение». Липа, паволока, левкас, темпера. Вторая половина XV века. Третьяковская галерея.

Что такое икона

Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:

  • живописные картины на религиозную тему;
  • народные иконы;
  • церковные иконы.

Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.

Техника иконописи

Специалисты утверждают, что досконально освоить технику иконописи не каждому по плечу. В этом её своеобразность и уникальность. Последовательность создания иконы тянется с древних времён. Таким образом, вдохновение и вместе с тем сам принцип рисования иконописец черпает от предыдущих поколений священных дел мастеров. В первую очередь, традиции предков неуклонно соблюдают начинающие иконописцы. Стоить отметить, что в какой-то момент можно отступить от ряда методов, но при этом нельзя забывать о том, что образ иконы и последовательность его построения должны отображать собой древние традиции иконописи.

Каждая икона – подчёркивают эксперты – не может обойтись без четырёх частей – слоёв.

Основа – это кусок холста или щит из деревянной доски. Грунт или левкас составят второй слой. Непосредственно живопись начинается при создании предпоследнего слоя.

Важно отметить, что красочные материалы для рисования образа можно приготовить, как из натуральной яичной эмульсии, так и из искусственной.

Финальный слой не только ставит точку в образе, но, прежде всего, защищает икону от внешнего воздействия. В конце изображение иконы покрывают тонкой плёнкой отвердевшего растительного масла. Соответственно, работа над иконой подразделяется на четыре долгих этапа.

История

Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:

  • Византийская империя;
  • Киевская Русь и Московское государство;
  • Болгарское царство.

В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.

Кто может писать святые образы

В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.

  1. Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
  2. Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
  3. Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
  4. Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
  5. Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.

Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.

В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.

Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.

Читайте о почитаемых иконах:

Как пишут икону

Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.

Деревянная заготовка

Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:

Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:

  1. Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
  2. Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
  3. Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.

Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.

Подготовка основы

Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.

Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.

Читайте об иконах святых:

Создание образа

В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:

  1. Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
  2. После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.

Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.

Для рисования иконы потребуются:

  • доска;
  • грунт;
  • темперные краски;
  • мездровый клей;
  • кисти разной толщины;
  • марля;
  • наждачная бумага.

Важно, чтобы доска была ровной и хорошо высушенной. Лучше всего использовать для работы липовую доску. В крайнем случае, можно задействовать хвойные, еловые породы ил кипарис. При желании доску нужных размеров можно собрать из мелких фрагментов. К этому занятию следует подходить со всей ответственностью, чтобы кусочки материала не слишком отличались друг от друга. Иначе на иконе появятся выпуклости.

Углубление должно быть в самом центре иконы. На этом месте, как правило, изображается лик святых. С целью избежать появления впадин и выступов желательно хорошенько натереть изображение наждачной бумагой.

Создание иконы требует недюжинных знаний в сфере изобразительного искусства, а также соответствующих художественных навыков. Прежде чем заниматься иконописью нужно, как следует, изучить доступные техники этого вида искусства. Кроме того, не лишним будет узнать все нюансы о материалах, из которых состоит икона.

Во все времена человек искал себе покровителя, ибо считал себя недостойным познать все высшие истины самостоятельно. Как только объявлялись необъяснимые вещи — им приписывались божества разной категории и веса, вплоть до таких, которые сознательно хотели либо убивать человека, либо беречь его. Так продолжалось веками, необъяснимых вещей становилось все меньше, люди становились хитрее и умнее, но нужда в высших существах так просто не отпала, ведь самостоятельно не каждый человека находит выход. Да речь идет о религии, и мы будем учится как рисовать икону карандашом. Икона — способ сохранения всей святости умерших святых. Чудесным образом изображение более или менее похожего святого человека влияет на уровень святости картины, некоторые из них плачут кровью, что считается весьма хорошим знаком и требует тщательного изучения, другие периодически то помогают людям, то нет, на все воля Божья. Секретной техники рисования нет, ровно так же, как материала. Кроме того, древность и срок существования обычной иконы открыто влияет на уровень её святости.

С одной стороны Христианство не имеет ничего общего с язычеством. Но получается странная вещь. Молится картинке — то же самое, что молится любым другим вещам. А поклонятся вещам, это уже противоречит самой религии. Да, там подразумевается Бог, но рисовал картину ведь человек. И состоит она из материалов, купленных на рынке, или в интернет магазине. К тому же каждый желающий может взять инструменты и нарисовать свою икону. Будет ли она такой же святой?

Мне, пожалуй, это неизвестно, да и докапываться до сути не моя задача. Поэтому лучше я расскажу то, о чем знаю наверняка. Это серьезный рисунок и рисовать его весьма сложно, поэтому следуйте таким шагам:

Источник

Оцените статью
Своими руками