Нанесение сусального золота своими руками

Золочение сусальным золотом: виды и средства для позолоты

В статье мы представляем видеоподкасты (см. ниже) по способам золочения поверхностей — золочению на мордан и на отлип, на масляной основе

Какой мордан (микстьен) выбрать?

Существует 2 вида средств для позолоты на масляной основе:

  • — средство для позолоты LEFRANC 12 часов
  • — средство для позолоты LEFRANC 3 часа

Указанное время — это то время, которое должно пройти между нанесением средства и нанесением золота. Это время может варьироваться в зависимости от климатических условий. Например, при сухом климате можно накладывать золото на 1 или 2 часа раньше срока, указанного на средстве.

Наложение золотого листа также может быть произведено на час позже срока, указанного на средстве для позолоты.

Средство для позолоты LEFRANC 12 часов подходит в основном для больших поверхностей, для внешних работ, в сухих климатических условиях и в местах, где концентрация пыли не очень высока. Результат, полученный при применении средства для позолоты 12 часов, будет лучше результата при применении средства для позолоты 3 часа (блеск и глубина). Устойчивость средства для позолоты 12 часов будет также выше.

Средство для позолоты LEFRANC 3 часа используется в основном для меньших поверхностей, для внутренних работ и когда обстоятельства не позволяют использовать средство для позолоты 12 часов (влажный климат и значительная концентрация пыли). Никогда не полируйте агатом золотой лист, наложенный с помощью средства для позолоты. Лаковое покрытие остается эластичным, и камень может порвать золотой лист.

Материалы и инструменты для золочения изделий:

  • Сусальное золото в листах или поталь
  • Нож позолотчика
  • Подушка позолотчика
  • Лампензель (Лапка) – плоская беличья кисть
  • Кисть для нанесения мордана
  • Ватный тампон для полировки и разглаживания золота
  • Левкас
  • Шеллак
  • Краска
  • Покрывной лак (при необходимости)

Техника золочения

Впитывающие поверхности (дерево, гипс, папье-маше):

  1. Левкас. На впитывающие поверхности рекомендуется при подготовке поверхности использовать левкас. Автомобильные грунты хорошо использовать при золочении поталью (имитацией сусального золота) т.к. золочение поталью не очень дорогостоящие работы и использовать трудоемкие подготовительные работы чаще всего не выгодно из-за длительности их проведения.
  2. Краска. На тщательно подготовленный Левкас наносится слой краски, например, краски для золочения. После высыхания краска шлифуется.
  3. Шеллак. На краску наносится несколько слоев спиртового раствора шеллака («политура»), примерно в соотношении к десяти частям спирта три части шеллака. Спирт должен быть не менее 96%, иначе раствор будет мутным и при нанесении на поверхность будет сильно матировать поверхность. Каждый слой также шлифуется микронной наждачной бумагой.
  4. Мордан. После просушки последнего слоя политуры поверхность покрывают морданом. При нормально подсохшем лаке фрагмент листка золота прочно и плотно приклеивается, имеет хороший блеск и при сильном притирании тампоном не сходит. При недостаточно просохшем «жирном» клее золото размывается — «тонет», или поверхность его становится матовой, но не равномерно матовой, а пятнами. В случае если золото «купается» т.е. «плавает» необходимо подождать с накладкой золота, т.к. клей еще не достиг рабочего отлипа. Если клей пересох, то золото не приклеивается, сходит. В этом случае золочение следует приостановить и после окончательного высыхания мордана вновь покрыть золотимую поверхность клеем.

Не впитывающие поверхности (металл): можно сразу наносить жидкость.

  1. Аккуратно переложите лист золота из книжки на специальную подушку, для этого аккуратно переверните открытую книжку на подушку и подождите пока лист золота под собственным весом не «переляжет» на подушку. ВАЖНО: ни в коем случае не берите золото руками, оно сразу же порвется. Позолотные работы надо проводить в закрытом помещении без сквозняков, от легчайшего дуновения золото улетит.
  2. Приготовьте лапку (лампемзель): на тыльной стороне ладони разотрите маленькую каплю крема (можно использовать вазелин), затем всей плоскостью лапки пройдитесь по месту намазанному маслом, как бы стирая масло, при этом следите что бы крема не было очень много.
  3. Аккуратно положите лапку на лист золота, золото должно прилипнуть к лапке.
  4. Возьмите лапку с листом золота и спокойно опустите его на золотимую поверхность, когда золото перейдет на клеевую поверхность, уберите лапку и притрите золото ватным тампоном. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя. Золото на клеевую поверхность наносится внахлест примерно 1-2 мм. Притирать золото надо в противоход наложения листков золота.

После того, как вы отзолотили всю поверхность, образовавшиеся трещины, разрывы, недозолоченные места «фликуют», т.е. золотят вновь, для чего намеченные участки промазывают хорошо отжатым (полусухим) ватным тампоном, смоченным морданом, и при появлении отлипа подзолачивают.

  • После высыхания позолоченную поверхность обрабатывают покрывным лаком (поталь – обязательно, золото — только в том случае, если позолоту будут часто трогать руками (например, на мебели, раме и тп.) в остальных случаях – не рекомендуется, т.к. блеск притухнет).
  • Читайте также:  Маникюр красного цвета своими руками

    Золочение на масляной основе (на мордан)

    Технология золочения сусальным золотом

    Источник

    Технология золочения сусальным золотом

    В отличие от золотых красок, паст, зеркальных плёнок, сусальное золото придаёт поверхности настоящий золотой вид. Такое золочение очень хорошо подходит для отделки багета, рам, интерьерной и архитектурной лепнины. Как же производится золочение этим материалом? Рассмотрим технологию золочения последовательно.

    Что такое сусальное золото?

    Сусальное золото представляет собой тончайшие золотые листики (очень тонкая фольга). Его толщина значительно меньше волоса, поэтому данный материал можно повредить простым дуновением воздуха. Но такой плотности достаточно, чтобы создать эффектный внешний вид золотого покрытия. Кстати, название «сусальное золото» происходит от слова «сусаль», что переводится как «лицо», «лицевая сторона», то есть в переносном смысле речь идёт о внешнем виде парадной стороны предмета. Листики сусального золота хранят между листами бумаги, что предотвращает их слипание и обеспечивает более удобную работу. Листы бумаги и золота сшивают в книжечки. Именно в таком виде сусальное золото продаётся на прилавках магазинов. В продаже также можно встретить поталь — имитацию золота, состоящую из сплавов различных металлов.

    Инструменты для золочения

    Для работы с сусальным золотом есть много различных приспособлений. Однако рассмотрим основные.

    Подушечка из замши. При помощи неё мастер, может снимать листики золота из книжки. Но в основном, подушечка используется для того, чтобы на ней разрезать золотые листочки.

    Нож для золочения. С помощью него, листики сусального золота разрезаются на кусочки нужного размера.

    Лампензель — это специальная широкая, плоская кисть из тонкого волоса. При помощи неё мастер «захватывает» невесомые листочки сусального золота и переносит их на поверхность предмета, над которым он работает. Также, при помощи лампензеля золото переносится на подушечку для золочения.

    Камень агат. Используется для полировки золочёной поверхности и более плотному соединению основы с листами сусального золота. Представляет собой идеально гладкий наконечник с рукояткой. После полировки золото обретает глянцевую, зеркальную поверхность.

    Глянцевая позолота

    Чтобы достичь глянцевого золотого покрытия применяют традиционный способ золочения, который использовался еще в старину. Этот способ называется золочением «на полимент», «на левкас» или «водяное», «клеевое» золочение. Такое золочение лучше подходит для предметов из дерева или гипса, которые предназначены для использования внутри помещения.

    Вначале готовят поверхность — выравнивают, шлифуют и покрывают клеем. После высыхания проклейки на подготовленную поверхность наносятся несколько слоёв левкаса (каждый последующий слой наносится только после просушки предыдущего). Левкас представляет собой смесь болонского гипса, клея из кожи кролика и воды.

    Далее, по левкасу поверхность покрывают полиментом — специальным составом под позолоту. Его основными компонентами являются болюс (специальная глина) и клей (например, кроликовый). На поверхность может наноситься до нескольких слоёв полимента.

    В процессе покрытия левкасом и полиментом, просохшие слои шлифуются и выравниваются. Только после того как поверхность окончательно подготовлена, можно приступать к нанесению сусального золота. Для этого просохшие слои полимента смачивают раствором воды и спирта. Пока этот раствор окончательно не впитался, золотые листики наносятся на него лампензелем. Под воздействием спирта и воды невесомые листики сусального золота хорошо ложатся на поверхность и расправляются. Вода растворяет клей, входящий в состав полимента. Поэтому золото приклеивается к поверхности и после высыхания его можно полировать.

    Полировку производят специальным инструментом с наконечником из камня агат. После этого листики сусального золота плотно прилегают к полименту и приобретают глянцевый вид.

    Матовая позолота

    Второй традиционный способ золочения называется масляным или матовым. Матовым, потому что при этом способе нанесения сусальное золото не будет иметь зеркальной поверхности. Масляное золочение можно применять на объектах, как внутри помещения, так и снаружи, так как эта позолота более устойчива к атмосферному воздействию.

    Читайте также:  Как утеплить крышу частного дома своими руками

    Суть этой технологии заключается в том, что зачищенную поверхность сначала проклеивают, а потом наносят специальный масляный клей — мордан. После того как он подсохнет, но не высохнет полностью (пока сохраняет липкие свойства), наносят листики сусального золота. Мордан бывает трёх видов: часовой, трёхчасовой и двенадцатичасовой. Названия соответствуют периодам высыхания клея.

    Патина (состаривание металла)

    Если при золочении используется не настоящее сусальное золото, а поталь, т. е. имитация золота, то она склонна к окислению, так как изготавливается из сплавов недорогих металлов (например меди и цинка). Поэтому после золочения поверхность может потускнеть. Чтобы этого не произошло, поталь покрывают лаком, который препятствует окислению и помутнению металла. Лучше всего для этого подходит шеллак (природная смола производимая насекомыми). Шеллак обеспечит блеск и защиту позолоченной поверхности на длительное время.

    Однако, в ряде случаев может потребоваться искусственное состаривание металла. Например, при изготовлении рам для живописи, часто отдаётся предпочтение не чистому глянцу, а патине (состаренный метал с характерным налётом). Чтобы добиться имитации патины можно использовать лак на основе битумных смол. Позолота покрывается этим лаком. А потом, пока он не высох, слой лака протирается тампоном из ткани. На выпуклых частях рельефа тонировка снимается, и сквозь неё золото проступает сильнее. В углублениях рельефа битумный лак остаётся, поэтому позолота здесь выглядит более тёмной. Таким образом создаётся имитация патины.

    Источник

    Процесс золочения сусальным золотом

    Запись обновлена: Май 25, 2020

    Сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Такой необычный материал используется при золочении ювелирных украшений и других изделий, производство которых подразумевает покрытие из сусали. Листы делаются либо из чистого желтого металла, либо из его сплавов с серебром или медью. Достичь минимальной толщины сусальных пластинок позволяют физические свойства золота – чистый металл отличается мягкостью и ковкостью. Самым простым примером предметов, покрытых сусалью, можно признать купола церквей, которые вот уже несколько веков традиционно отделываются листами тончайшими листами драгметалла. Как делают золочение сусальным золотом современные мастера?

    Производство сусали

    Мягкость и ковкость чистого золота позволяют раскатывать металл в очень тонкие листы. Благодаря этим физическим свойствам металла листы получаются без трещин и разломов, то есть не повреждаются в процессе изготовления. Сам процесс производства золотых листов начинается с отливки бруска. Из металла отливают слиток с параметрами 20х5х1 см, а затем тщательно раскатывают его в полосу. Длина такой полосы может достигать 30 метров.

    Как дальше работать с сусальным золотом? Полоска разрезается на квадраты, которые складывают вместе, разделяя бумажными листами. До того, как сусаль можно будет использовать для работ по золочению, эта книжка отправляется под молот, отрабатывающий около двух тысяч ударов. Под ударами инструмента листы сусали становятся еще более тонкими и образуют своеобразную «лепешку». Из «лепешки» вырезают квадрат и вкладывают его в книжку.

    Самым главным этапом производства сусали является отбивка золота молотом. Эта процедура очень трудоемка и сложна в исполнении. Молот должен ударять так, чтобы удары шли не только в определенной последовательности, но и с одинаковым усилием. Соблюдение этих требований является обязательным, так как обеспечивает одинаковую толщину золотых листов по всей их площади.

    В одной книжке насчитывается до трех сотен сусальных листов, каждый из которых после процедуры отбивки становится в 10 раз больше. Для наиболее полного представления процесса производства сусали рекомендуется ознакомиться с видео, отражающим каждый этап изготовления тонких золотых листов. Работа с сусальным золотом во многом зависит от качества листов. Если листы изготовлены в соответствии со всеми правилами, то позолота изделия также будет отвечать всем требованиям качества.

    Позолота сусаль

    Сама технология золочения сусалью основывается на одном необычном свойстве золота: металл, раскатанный до очень маленькой толщины, на молекулярном уровне прилипает к гладким поверхностям. Покрытие изделия сусалью представляет собой сложный процесс, так как работа с тончайшими листами драгметалла требует внимания и аккуратности. Отлить из золота изделие гораздо проще, чем покрыть то же самое изделие сусалью.

    Необычное свойство позволяет использовать сусальное золото для украшения церковных куполов, статуй, фонтанных композиций, а также предметов мебели, используемых для создания роскошной обстановки. Технология нанесения материала на протяжении истории человечества менялась. Сейчас сусаль используют как упаковку для дорогих сладостей и даже как ингредиент кофейных и коктейльных напитков.

    Читайте также:  Пресс гидравлический с маслостанцией своими руками

    Среди способов золочения сусалью специалисты выделяют два варианта: крепление драгметалла на полимент и на мордан. В чем их отличие? Полимент представляет собой своеобразную основу, на которую крепят листы сусали. Основой состава полимента является глина, к которой в незначительных количествах добавляют мыло, белый пчелиный воск и китовый жир. Особенностью этого способа золочения можно считать конечный результат: поверхность принимает вид настоящего золота и выглядит так, как будто сделана из металла. Крепление сусали на полимент требует больших финансовых и трудовых затрат, поэтому используется тех случаях, когда необходимо обработать поверхность, не подверженную воздействию внешней среды. Чаще всего так золотят мебель.

    Что такое сусальное покрытие на мордан? Такая обработка изделия золотом позволяет придать его поверхности матовый эффект. Для проведения процедуры используются материалы на растительных маслах, сам лак мордан готовится из масла льна и конопли с добавлением специальных компонентов. Обработать поверхность сусалью в этом случае проще и быстрее. Крепление на мордан позволяет декорировать самые разные поверхности, в том числе дерево, гипс, и мрамор.

    Перед золочением на мордан поверхность изделия грунтуется киноварью, а затем протирается сукном для удаления неровностей. Подготовленная деталь покрывается морданом и высушивается в течение необходимого времени. В зависимости от сорта мордана сушка может длиться от нескольких часов до целых суток. Перед нанесением сусали мастер проверяет поверхность «на отлип». Здесь очень важно не высушить мордан полностью, так как к сухой поверхности золото будет плохо прилипать. Невысохший мордан для золочения сусальным золотом тоже не подойдет, так как листы материала в нем утонут. Учитывая ценность золота, все работы следует проводить строго по технологии и очень аккуратно.

    Упрощенная технология

    Процесс нанесения сусального золота на поверхность можно представить в виде следующего алгоритма. На изделие наносится три слоя акрилового грунта, при этом первый слой должен быть более жидким, чем все остальные. Это необходимо для того, чтобы пропитать поверхность. Первый и второй слой сушатся по часу, после нанесения третьего слоя изделие оставляется на просушку примерно на 8 часов.

    Высушенная поверхность шлифуется с помощью абразивной бумаги, подойдет бумага Р240 или Р400. Затем кистью наносим на изделие лак-шеллак, сушим и снова шлифуем, но уже бумагой маркировки Р600. После всех подготовительных процедур деталь обрабатывается морданом и подсушивается до необходимого уровня липкости.

    После того, как мордан подсох до требуемого уровня липкости, можно наносить сусальное золото. Материал наносится и прижимается кистью во избежание сдвигов. Через сутки изделие можно дополнительно отполировать хлопком, который не повредит позолоченную поверхность. При наличии всех компонентов данную процедуру нанесения позолоты можно провести в домашних условиях.

    Современные технологии

    Технология золочения сусальным золотом на протяжении всей истории использования этого материала для отделки поверхностей претерпела некоторые изменения. Суть технологии производства листов сусали остается прежней: брусок драгметалла раскатывается в полосу, режется на квадраты, квадраты складывают в книжку и отправляются под молоток. Новые разработки позволяют добиться получения листов значительно тоньше тех, которые изготавливались раньше. Задачу мастеров упрощает и использование компьютерной техники.

    Сейчас сусальное золото вручную практически не производится, устаревшие технологии остались в прошлом. Процесс получения тонких сусальных листов на сегодняшний день полностью автоматизирован, все делается машинным способом. Электрический молот настраивается как на первичную отбивку листов, так и на последующую обработку драгметалла до минимальной толщины. Оболочки бычьих кишок, которыми раньше перекладывались листы сусали, также больше не используются. Вместо них применяют современные формы из пластмассы.

    В России изготовлением сусали занимается завод цветных сплавов, находящийся в Москве. Также имеются частные компании, выпускающие сусальное золото, но их объемы производства материала для механического золочения не значительны.

    Чтобы понять, как выглядит сусаль, достаточно представить себе очень тонкий лист фольги толщиной до 1,5 микрона. Согласно отечественным стандартам сусаль производится в квадратных листах со стороной 91,5 мм. Листы раскладываются в книжки, разделителем между листами является папиросная бумага. Книжки могут состоять из 10 или 60 сусальных листов.

    Для того чтобы представить, как необходимо наносить сусальное золото, рекомендуется посмотреть видео, сопровождающееся пояснениями мастера. Специалисты выделяют два вида сусального золота: свободное и трансферное. В зависимости от вида сусали имеются и отличия в работе с материалом. Свободное золото достается из книжки и помещается на подушку, а трансферное – изначально приклеено к листу в книге.

    Источник

    Оцените статью
    Своими руками