Накосник своими руками мастер класс

Мастер — класс «Народное искусство. Накосник девичий».

Муниципальное бюджетное учреждение

«Дворец творчества детей и молодежи»

Центр творчества и спорта «Лора Плюс»

Тема: «Народное искусство. Накосник девичий».

Возраст: для педагогов

Направление деятельности: художественно-эстетическое

Тип занятия: изучение нового материала

Томина Ольга Михайловна

образования I категории

г. Оренбург 2018г.

Пояснительная записка к методическому материалу педагога дополнительного образования театра моды «Лора»

Томиной Ольги Михайловны

Данный мастер-класс — один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения передового педагогического опыта путем прямого комментированного показа приемов и методов работы педагога. Участники мастер — класса получают информацию об истории женских русских народных головных уборов и сможет самостоятельно изготовить авторское украшение . Данный мастер-класс – это демонстрация возможного занятия по предмету «Технология изготовления швейных изделий»

Цель мастер — класса:

Активизация творческого процесса при изготовлении русского народного украшения — накосника.

Обучающие – ознакомить участников с приемами соотношения возможностей тканей, особенностей ее применения с образом будущего изделия. Совершенствовать ориентировочные и планирующие действия участников в процессе подготовки и выполнения практической работы.

Развивающие – развивать художественно – эстетический вкус участников. Развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности и деятельности других участников. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, глазомер.

Воспитывающие – формирование устойчивого интереса к самостоятельному изготовлению изделий, а так же аккуратности, усидчивости, настойчивости. Воспитывать положительную мотивацию к выполнению практической работы.

Практическое освоение навыков по изготовлению женского русского народного украшения — накосник. Рост мотивации участников мастер – класса к творческой деятельности.

3. Компьютерная презентация

4. Раздаточный материал

2. Демонстрационный материал

1. Вводная часть.(30 мин.)

1.1. Организационный момент (3 мин.)

1.2. Накосник в русском народном костюме. (10 мин.)

Просмотр слайдов. (7 мин.)

2. Основная часть ( 40 мин.)

2.1.Теоретическая часть (20 мин.)

Накосник. Техника исполнения (7 мин.)

Просмотр слайдов (3 мин.)

Старинная русская техника вышивки бисером . (10 мин.)

2.2. Практическая часть (20 мин.)

Изготовление и отделка накосника. (20 мин.)

3. Заключительная часть (10 мин.)

3.1. Анализ, самоанализ

3.2. Итог занятия

Итого: 1час 20 мин .

Показ рисунков, слайдов.

Индивидуальная работа с участниками мастер – класса

Повсюду девушки заплетали волосы в одну косу. Спускаясь на спину, коса заканчивалась «косоплетом» или «накосником». Косоплетом местами служила лента или шнур, богато украшенный бисером. В Весьегонском уезде Тверской губернии такие ленты являлись обязательной деталью девичьего наряда в XVIII веке.

Накосники имели разные формы — плоские и объемные. Плоские были почти всегда пятиугольными и завершались кольцом или петлей для продевания завязки. Заполнени их различны. Цветной бисер часто сочетался с кумачом, яркой тесьмой, шерстяной бахромой. Узор вышивался или низался в виде сетки. В одном предмете часто соединялись обе техники. Например, треугольная вышитая часть накосника состоит из встречных дуг, со всех сторон направленных к середине, и заканчивается шитым кружком. Эта плотная блестящая поверхность продолжена сквозной низаной полосой белых ромбов с безузоными цветными сетками. По отношению к верху эта низаная часть заменяет бахрому (ил.51). В другом накоснике большое значение имеет цвет кумача, которым он обтянут. Зеленый фон низаной части с тремя желтыми ромбами в сочетании с красной тканью весьма декоративен (ил.15).

Накосников, самых разных, исполнялось множество. Не трудно заметить, что все плоские напоминают по силуэту кисть, словно принявшую уплощенную форму. Именно бисерная кисть до десяти сантиметров длины являлась самым распространенным объемным накосником. Но и кисти сильно различались по виду. У них были нарядные ворворки, двойные, тройные, иногда соединенные по четыре. Сама кисть в этом случае принимает форму колокола. Накосники в виде кистей из бисера были в употреблении в деревнях уже в конце XVIII века.

Читайте также:  Порядовка печи барбекю для беседки своими руками

Все описанные украшения кос являлись праздничными. В будни носили так называемую «нанку» — сложенную вдвое полоску синей ткани, расшитую бисером.

Старинная русская техника вышивки бисером(шитье по белиЗдесь рассматривается воссоздание девичьего свадебного головного убора (перевязка и накосник) по историческим аналогам. Из старинных техник применяются шитье по бели (белым бисером по х/б шнуру), шитье речным жемчугом и шитье канителью (тонкой проволочной пружинкой, иногда можно найти в церковных лавках).

Вот исторический образец накосника (украшение, которое одевалось на конец косы у девушек)

из Государственного Исторического музея. Девичий накосник, Север России. XVIII-XIX вв.

Основы шитья по бели я взяла из журнала «Убрус»

Старинная русская техника жемчужного и бисерного шитья. Сажают жемчуг на настил, который прокладывают тонким х/б шнуром (можно скрутить самостоятельно из нескольких нитей) белого цвета вдоль всего рисунка. Часто такой настил называют «бель». Обычно настил под жемчуг/бисер выглядит как сдвоенная нить, пришитая тонкой белой ниткой к ткани поперечными стежками через край на расстоянии примерно 1 см друг от друга.

Если рисунок сложный, с многочисленными завитками, удобнее пройти его сначала одинарной нитью бели, а потом, разворачиваясь на концах элементов, удваивать, прикрепляя нить в шахматном порядке относительно первой (рис. 12). И в первом и во втором случае мы получаем двойной настил.

На закрепленную в начале мотива двойную тонкую нить нанизываем нужное количество жемчужин. Затем пришиваем ее к настилу другой, прочной ниткой, делая поперечные стежки «на проем», охватывающие бель, после каждого зерна. Жемчужины / бисеринки должны плотно сидеть на настиле, не болтаться, для этого обе нити — и ту, на которую бусины нанизаны, и нить прикрепа — следует все время подтягивать во время работы. Не следует пытаться пришивать жемчужины слишком часто, они не должны касаться друг друга.

Переводим узор и контуры накосника на основную ткань – золотистый репс. Плотно прикалываем кусок репса к основе – двунитке. Шитье будет проходить через обе эти ткани

Готовим бель. Я для этого раскрутила обычные бельевые х/б веревки.

Начинаем пришивать бель к ткани по контуру рисунка.

Начинаем сажать бисер на бель. Для этого берем две иголки – бисерную, на которую нанизываем белый перламутровый бисер (тонкая белая синтетическая нитка), и тонкую швейную (прочная капроновая белая нить, ей будем приметывать бисеринки к бели).

Источник

Косник. Украшения со смыслом. История народов России.

Во все времена девушки старались украсить себя. Особое отношение у нас, дамочек и девочек, к волосам.

Миллион заколочек, резиночек, гребни всевозможного размеры, шпильки, неыидимки, очелье, висюльки. Это далеко не полный перечень украшений. Я же хочу поговорить с вами про косник.

Косник — (стар.) шелковая лента или какая либо другая, вплетаемая в косу … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

К этим двум ребятам — составителям энциклопедического словаря — у меня слишком много вопросов, если честно. Так резать и кромсать понятия, выдавая результат за энциклопедические знания — ну такое себе. Но сейчас не о Ефроне и Брокгаузе.

Косник или накосник — это плоское треугольное украшение, которое прикреплялось к кончику косы девушки. Дополнительно украшалось лентами, бусами, вышивкой и прочим.

Чем длиннее была девичья коса, тем лучше. Распускать волосы, делать стрижки — под запретом.

Сама по себк коса, сплетённая из трех прядей, являла собой триндинство миров — яви, прави, нави. Как считают некоторые фольклористы и исследователи, для усиления защиты в косу вплетались ленты и закреплялись косником.

Я отношусь к таким заявлением с небольшим скепсисом — любят в настоящее время жути понагнать на древние обычаи. Думаю, что украшали по причине желания быть еще красивее.

Читайте также:  Костюм миньона взрослый своими руками

В доказательство моих слов говорит и тот факт, что накосники были у народов разных верований. К примеру у татар. Только назывались они чулпылар .

Накосники украшали прдобием сережек из бусин и монет. Создавался эдакий шумяще-звенящий эффект, что отпугивало злых духов. Даже бубенчики привязывали. Широко использовался шнур для изготовления кистей.

Форма накосника зависела от местности и могла быть квадратной, треугольной, овальной и круглой.

Косник использовался как часть праздничного костюма, совместно с коруной, повязкой или другим головным убором.

Материалом для изготовления служила береста, проклеенный и прошитый холст. Сверху обтягивали основу тканью. По ткани вышивали узоры, пришивали бусины, монетки, бубенчики.

Что до обережной силы косника, то считалось, что яркое и шумное украшение привлекает дурное внимание на себя, оттягивая плохое от девушки. Посмотрит какая баба с дурным глазом или дед какой, захочет наколдовать иль нашептать что недоброе, да отвлечется на оберег, собьет сам себя с мысли дурной. Вот девица и цела-здоровехонька останется.

В настоящее время косники возрождаются, хотя еще пару десятков лет назад их можно было увидеть только на участницах народных ансамблей.

Хотите себе такое украшение? Делитесь своим мнением. Ставьте лайк, подписывайтесь на Избушку, поговорим о древности.

Источник

Косник

Готовая окончательная последняя версия.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Завтра попробую сделать фото при естественном освещении.

Оцените и мнение ваше скажите.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Дивная штуковина! Эх, где моя косынька 🙂

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Что-то похожее делают греки, оформляя к к.-л.празднику храм.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Дина, косник хорош. А зеленое вокруг вышивки — это шнурочек?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Зря я сделала стрижку. Такой красотой ведь можно было бы прическу украсить. А как он на косе крепится?

Замечательная работа, Дина!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Да, просим фото на косе.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Анна, я не совсем поняля про греков, расскажите, пожалуйста, подробнее.

Татьяна, шнурок свит из трёх нитей шелка.

На изнанке петелька, в которую продевается шнурок или верёвочка, которая в свою очередь вплетается в косу. Сам косник должен закрывать хвост косы. То есть болтаться в самом низу. На косе не покажу, так как из возраста вышла, не девка чай!:)))

Только девушки носили такое украшение. Женщины не имели права. Я его поместила исключительно ради оценки моей техники и композиции.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Косник

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вот при вечернем естественном освещении.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

На этом фото лучше видно! Красиво! Эх, значит нам уже косник не поносить. Жалко.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Эх, не получается что-то прикрепить фото из Греции ((( Там такие элементы применяются при украшении храмов и богослужебных вещей. Ну не совсем такие, похожие 🙂

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вы их попробуйте в размере уменьшить. Может лучше будет.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Зато Вам, Татьяна, кокошники и борушки остались.Это ещё круче!)))) Всё золотом, с камнями и жемчугом!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Нашла вот такое фото лампады с украшением из греческого православного монастыря украшение лампады в греческом монастыре

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Читайте также:  Парусник своими руками пошагово

Да,да!! Они украшают ими кронштейны над лампадами, дикирий,трикирий архиерев, выносную свечу и др. Получается весьма торжественно! Серединка этих медальонов-вышивка — либо раст.орнамент,либо крест.
А косник хорош!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

такие элементы применяются при украшении храмов и богослужебных вещей

Была даже тема у нас на форуме

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Спасибо за ссылку. Очень познавательно.

Только на нашем коснике ленты снизу не висят. Он сам завершает косу.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Косники по форме могут быть разнообразные. Это, может быть, первое девичье творчество. А это первое творчество моих учениц из Школы народных искусств императрицы Александры Федоровны.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Очень симпатично! Расскажите пожалуйста, где Вы брали примеры и как работали над косниками. Конкретно меня интересует работа над рисунком.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Сольвычегодской школе народных ремёсел 20 лет

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Дина, никакой работы над рисунком. Это первое знакомство с техниками шитья, собранное в виде косника. Вместо учебных образцов. Я предполагаю, что в народной среде примерно так и происходило.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Спасибо Ольга и Светлана Анатольевна за интересную информацию.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Дина, у меня по косникам есть материал. Если нужно, пишите.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

А может по косникам отдельную тему создать, где сделать ссылку и на эту страничку, как на образец. Там же материалы Светланы Анатольевны поместить.

А это первое творчество моих учениц из Школы народных искусств императрицы Александры Федоровны.

Светлана Анатольевна, Вы давно преподаете в Школе народных искусств? Я знакома с её дирректором — Натальей Ивановной Пономаревой.

Рассказ об этом учебном заведении был бы наверняка интересен многим на форуме «Убрус». Если Вы не против идеи, то расскажите пожалуйста об этой замечательнейшей школе. Хорошо бы в специальной ветке.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Марина, в Школе я с 2007-2008 года. Школа действительно замечательная, но этот учебный год был для меня последний. Хочу сосредоточить силы в одном месте, да и самой хочется вышивать, а преподавание занимает все время. Школа мне многое дала, особенно интересно рассмотреть взаимное влияние народной культуры и церковного искусства. Сейчас меня занимает вопрос о прорезных жемчужных окладах и прорезных девичьих уборах. Может в этом ключе будет полезно открыт ветку?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Сейчас меня занимает вопрос о прорезных жемчужных окладах и прорезных девичьих уборах. Может в этом ключе будет полезно открыт ветку?

Да, эта тема тоже замечательнейшая. Тем более у Дины есть воплощенный пример выполненый в этой технике с уже существующей веткой обсуждения. На её ветку там тоже можно будет сделать ссылку.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Дина, можно изнанку глянуть, как эта петелька выглядит и как шнурочек крепить к ней?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Для попробовать работать с бархатом (года 1,5 назад)

Все никак не сплету чего-нибудь на нижний край.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

© Золотошвейная мастерская «Убрус», работы мастерской, 1999–2014.

Представленные на сайте произведения охраняются Законом об авторском праве и смежных правах. Запрещено использование материалов сайта без согласования с администратором или руководством Мастерской.

Источник

Оцените статью
Своими руками