Накатки для лыж своими руками

Как подобрать и правильно использовать лучшую накатку для лыж

Лыжники, как любители, так и профессионалы, рано или поздно сталкиваются с проблемой — как сделать накатку для лыж своими руками с целью улучшения их скольжения. Внимательно изучив настоящую статью, самостоятельно сделать накатку сможет каждый.

Накатки для беговых лыж

Купив лыжи в магазине, их нужно подготовитьк эксплуатации, чтобы улучшить беговые качества. Структура поверхности снега отличается от структуры скользящей поверхности лыж, и для уменьшения силы трения нужно сделать ее рифленой и смазать специальной мастикой или парафином.

Что такое накатка

Накатка — станок с роликом, имеющим профильный узор с различными конфигурациями и глубиной линий. Как правило, используются ролики различных видов, в зависимости от погоды, влажности и вида трассы. Чем ниже температура снега, тем тоньше должна быть структура ролика.

Накатка включает в себя и дополнительную обработку поверхностей мастиками, парафинами с содержанием фтора, мазями для усиления держания.

Смазки и способ их нанесения

В качестве смазки используют мази для усиления скольжения, или парафины, и держания. Сначала нужно удалить остатки ранее нанесенной смазки и грязи. Для этого понадобится:

  • смывка или бензин для зажигалок;
  • кусочек мягкой фиберленовой материи;
  • нейлоновая щетка.

Обработайте скользящую поверхность смоченной в смывке или бензине мягкой ветошью, нейлоновой щеткой пройдите несколько раз по направлению от носка до пятки и удалите пыль от парафина кусочком фиберленовой ткани.

Мазь для улучшения скольжения наносится определенным способом. Возьмите парафин (он должен быть свежим), расплавьте его на поверхности специального утюга и аккуратно нанесите на скользящую поверхность. Через 10-15 минут остатки остывшего парафина снимите скребком, уберите образовавшуюся пыль и снова обработайте нейлоновой щеткой. Возникающие отходы удаляйте фиберленом до полного ее исчезновения.

Нанесение парафина нужно повторить несколько раз, специалисты рекомендуют не меньше десяти.

Мазь для держания лучше наносить натуральной пробкой, растирая до полного впитывания. Причем она используется только при классическом способе катания.

Беспарафиновые способы подготовки лыж

Как видно, нанесение парафина − трудоемкий и длительный процесс, а содержащийся в мастиках фтор вреден для здоровья. Во время разогревания фтор активно выделяется в воздух, и человек вынужден его вдыхать. Но есть альтернатива — накатка лыж без использования парафина.

Икс-риллер — новое решение в накатке

Это новая разработка специалистов, позволяющая изменять поверхность скольжения лыжи путем нанесения тисненой структуры.

Основные особенности такой беспарафиновой обработки:

  • позволяет не нарезать, а нанести структуру на скользящую поверхность;
  • более острые края перепадов;
  • больший шаг винтового ножа;
  • создает пересекающийся рисунок с разнообразными перепадами;
  • более высокое давление позволяет оставить четкий след на обработанной поверхности;
  • высокая температура разогрева.

Стратегия

Для сухой холодной погоды применяют Икс-риллер умеренного давления с короткими проходами по всей поверхности. А для использования лыж при снежной и достаточно влажной погоде его разогревают до 150°С и усиливают давление при прохождении скользящей поверхности и делают небольшие проходы. Для каждой погоды подбираются комбинации различных стратегий.

Основные ошибки при накатке, совершаемые непрофессионалами

Начинающие лыжники пытаются использовать подручные инструменты и оборудование при предварительной обработке снаряжения. Так, использование бытового утюга при нанесении парафина может нанести непоправимый вред поверхности лыж. Также категорически запрещено пользоваться острыми режущими предметами и жесткими щетками для нанесения структуры.

Качественно и профессионально подготовленные лыжи позволят насладиться процессом гладкого скольжения по снегу в хорошую погоду. Кроме того, беспарафиновая накатка сохранит надолго как поверхность спортивного инвентаря, так и время, и здоровье. Пользуйтесь правильными накатками для своих лыж!

Читайте также:  Мини кухонные гарнитуры своими руками

Источник

Лыжные гонки в Норвегии

суббота, 12 октября 2013 г.

Штайншлифт и накатки

В поисках рекомендаций по оптимальному набору накаток я наткнулся на сайт фирмы Bjørn Myhre Sport AS, специализирующейся на товарах и услугах для лыж, велосипеда, туризма. В числе услуг — нанесение штайншлифта, причем на достаточно высоком уровне. Среди клиентов — Лыжные Союзы беговых лыж, биатлона и двоеборья Норвегии. На этих структурах в 2012г были выиграны
— первые 3 места на Биркебейнерреннет [в абсолюте]
— множество призовых мест в возрастных группах
— 1-е место на Марчалонге
— много призовых мест на юниорских чемпионате и Кубке Норвегии
Парк машин для штайншлифта составляют 6 машин Wintersteiger (Австрия) и Tazzari (Италия).

На сайте приводятся практические рекомендации по выбору структуры в зависимости от снежных условий, количества боевых пар лыж, а также примерное соответствие между вариантами штайншлифта и структур, наносимых накатками.

Зачем делают штайншлифт?

Для оптимизации скольжения лыж на них наносится специальная структура. Сначала скользящую поверхность выравнивают. Делается это с небольшим давлением и скоростью. Далее выбирается структура для нанесения. Структура может быть специализированная под разные снежные условия или, если пара лыж одна, «универсальная». Шлифовка дает чистую поверхность без ворса и улучшает впитываемость парафина.
Упрощенно говоря, во влажных условиях желательно выводить воду («дренировать») из-под лыжи, чтобы создать воздушную прослойку между лыжей и снегом и избежать «подсоса». На сухом снегу, напротив, желательно получить водяную пленку под лыжей, которая улучшает скольжение в таких условиях. На выбор оптимальной структуры для конкретных условий влияет много параметров. И точное воспроизведение такой структуры весьма непросто, даже на современных компьютеризированных машинах, и требует большого опыта.
Нынешние структуры оптимизированы для более широких диапазонов условий. [..] В результате скольжение улучшается, особенно в коньковом ходе, когда лыжу становится легче «вести». Время «обкатки» лыж после нанесения штайншлифта у нас минимально, сотрудничество с Olympiatoppen помогает быстро совершенствовать технику штайншлифта.

Ниже представлены структуры, наиболее популярные и удачные на элитном уровне в лыжах и биатлоне.

Диаграмма выбора структуры в зависимости от типа снега и температуры [разумеется, эта диаграмма имеет смысл вместе с таблицей соответствия машинной и ручной структур]

Здесь G,B,H,R — типы структур [Swix использует такую же схему маркировки, начальные буквы от названий цветов] . Слева — диаграмма для мелкозернистого снега, справа — для крупнозернистого.

Оптимальный набор структур в зависимости от количества боевых пар лыж

Верхний ряд для коньковых лыж, нижний для классических.

Следует различать накатки режущего типа (rillejer) и накатки давящего типа (ruller).
Первые используются для нанесения линейной структуры, корректирующей структуру в теплую сторону. Давление на накатку должно быть сильным и плавно усиливаться при перемещении ее к концу лыжи. Например, если на лыжах со структурой B+ ощущается «подсос», можно пройтись линейной накаткой 0.5/1.0мм, чтобы создать воздушную прослойку под лыжей. Режущие накатки дают стойкую структуру, для удаления которой нужна шлифовка.
Накатка давящего типа, (линейная или V-типа) улучшает «чувство лыж» и скольжение почти во всех условиях, особенно для коньковых лыж. Наносить структуру от носка до крепления нужно осторожно и с увеличенным давлением от пятки до задника лыжи. Такие накатки делают Turtveit, Red Creek, Fischer, Swix og Holmenkol. Выдавленная структура недолговечная и почти полностью исчезает при обычной подготовке лыж [нанесении парафина] . Обычно V-структура лучше работает на коньковых лыжах, а линейная — на классических.[..] Если снег более сухой, чем ожидалось, можно осторожно пройтись по структуре стальной циклей. Эта операция требует твердую руку и некоторый навык. Потренируйтесь сначала на старых лыжах.

Примерное соответствие машинных и ручных структур

Структура Корректировка на влажный снег Корректировка на сухой снег Конек Классика
G- не рекомендуется легкое подциклевание, осторожнее заднюю часть V 0.3 линейная давящая 0.3
G+ не рекомендуется аналогично V 0.3 линейная давящая 0.3
B- 0.5 линейная Swix аналогично V 0.5 линейная давящая 0.5
B+ влажный снег: 0.5 линейный резец Swix
холодный/искусственный/»сахарный»: 1.0 линейная Swix
глянец («полированный»): V накатка Фишер или Холменкол
аналогично V 0.5 линейная давящая 0.5
H- 1.0 линейный резец Swix + V 1.0 не рекомендуется V 1.0 линейная давящая 1.0
H+ 1.0 линейный резец Swix + V 1.0 не рекомендуется V 1.0 линейная давящая 1.0
R- 1.0 линейный резец Swix + V 1.0 V 1.0 линейная давящая 1.0
R+ 1.0 линейный резец Swix + 1.0 V

Интересно, что старая режущая накатка Swix по-прежнему используется для устранения «подсоса» на влажном снегу.

Дополнение. Применение накаток достаточно подробно разобрано в руководстве Swix по профессиональной подготовке лыж

Источник

Найди свой спорт

Все лыжники сталкиваются с проблемой плохого скольжения лыж. Чтобы избавиться от этой проблемы, используют накатку для лыж. О том, что это такое, для чего она нужна и какая бывает, расскажем далее.

Для чего нужна накатка

Накатка для лыж является направляющим станком, поверх которого установлен ролик. Он обладает определенным профильным рисунком с разной конфигурацией линий, промежутком и глубиной. Есть модели со сменными и постоянными роликами. Выбирать их требуется, отталкиваясь от погодных условий и состояния горнолыжной трассы.

Есть накатка для лыж своими руками. Она делается на основе фирменной. Необходимость того, чтобы пользоваться прибором заключается во влажных или мокрых погодных условиях, а также состоянии трассы. Иногда погода и состояние дороги не позволяет скользить в положенном направлении. Накатывание помогает изменить уровень скольжения на трассе, убрать жидкостное трение, которое образуется между каждой лыжней и снегом, способствует разорву сплошную водяную пленку.

Структура скользящей поверхности лыж и виды накаток

Структура — понятие, которое применяют, чтобы обозначить рисунок, вырезаемый на лыжной подошве для минимизации контакта лыжни со снегом и уменьшения поверхностного натяжения пленки воды из-за трения. Рисунок накаток для беговых лыж создается машинкой для шлифовки в сервисном центре или он наносится самостоятельно.

Машинный вид структуры, в отличие от ручного, позволяет сформировать идеальную поверхность для скольжения по трассам и эффективность работы основной структуры.

Между ними имеется другое отличие. Машинная структура вырезает рисунок, и он дольше сохраняет свои свойства. Ручная структура впечатывает его при помощи накладки, по этой причине он меньше находится на поверхности.

Накатки бывают мелкими, средними и крупными. Различия между ними заключается в условиях для применения.

Мелкие используются при -5 градусах и меньше, средние от 0 и до -5, крупные при -1-10 градусах. Средние и крупные накатки используют при влажном снеге.

Обзор производителей

Станки с роликами выпускают немецкие, шведские, норвежские и др. Перечислим самые крупные бренды.

Ru-Ski (Master-Ski) — шведская компания, которая изготавливает зимний спортивный инвентарь. Все снаряжения производят по технологии мастеров спорта, они позволяют улучшить скольжения на 20-30%. В качестве материала применяется латунь. Наносить структуру можно в разных условиях погоды.

SkiGo — шведский бренд, выпускаемый большой ассортимент лыжного инвентаря. Его накатки используются, чтобы подготовить инвентарь для тренировок и соревнований при разных типах осадков. Они создаются из нержавеющих материалов и обладают надежным корпусом. Подходят для использования профессионалами и любителями.

SWIX — норвежская компания, создающая спортивный инвентарь для зимнего отдыха. Выпускает станки с удобными корпусами, нержавеющими подшипниками и направляющими крыльями. Продаются модели со стрелками на корпусах, которые контролируют движение прибора. Все модели бренда можно применять, как при холодной погоде, так и при теплой.

TOKO — немецкая фирма, которая специализируется на смазках и накатках для горнолыжного отдыха и спорта. Их устройства уменьшают водяное трение, возникающее во время езды по снегу и разрывают сплошную водяную пленку, что делает лыжи скользкими. Они изготавливаются из нержавеющего и прочного материала, поэтому их можно использовать при любой температуре. Немецкая фирма пользуется большой популярностью из-за качества продукции.

Выбор накатки для лыжи зависит от индивидуальных предпочтений и условий использования. Если вам сложно сделать выбор самостоятельно, то следует обратиться к специалисту за помощью.

Источник

Что такое «накатки» и для чего они нужны?

Ранее мы освещали в наших статьях что такое структура на современных лыжах и как подготовить новые лыжи из магазина к эксплуатации. В конце каждой из данных статей мы оставляли место для освещения темы накаток.

Что же представляют собой накатки? Накатка – это направляющий станок с установленным на нем роликом. Этот ролик имеет определенный профильный рисунок с различной конфигурацией линий и их глубины, а также расстоянием между направляющими линиями. Чаще всего ролики сменные, их выбор зависит от условия погоды и состояния трассы.

Необходимостью для использования накатки являются погодные условия и состояние трассы, отклоняющиеся от характеристик структуры нанесенной на беговые лыжи. В данном случае использование накаток может в значительной степени изменить уровень скольжения лыж на трассе. Довольно часто профессиональным командам приходится использовать для подготовки на одной паре лыж несколько видов накаток.

Разница между структурой, нанесенной на станке и ручной накаткой, в том, что штайншлифт производит выборку материала в структуре скользящей поверхности, вырезая определенный тип рисунка. Сама структура после штайншлифта, проведенного на заводском оборудовании или в мастерской, имеет длительную сохранность. Если неинтенсивно использовать структуры, нанесенные на станке, они могут оставаться на лыже в течении нескольких сезонов. При активной эксплуатации лыж, структура требует перенарезки 1-2 раза в сезон.

Ручная накатка держится меньше, так как рисунок чаще всего выдавливается только на поверхности скользяка. Так как скользящая поверхность лыж изготавливается из эластичного синтезированного полиэтилена, то во время каждой подготовки лыж утюгом, температура которого около 100°С, материал возвращается к своей первоначальной форме, бороздки от накаток почти исчезают. Это приводит к тому, что приходится постоянно наносить новую структуру ручной накаткой. При использовании структуры станочного нанесения, бороздки дольше держаться на скользяке и полностью не исчезают.

Существуют типы накаток с фиксированным резцом, но на данный момент они встречаются намного реже. Такие накатки так же вырезают рисунок на скользящей поверхности, и он держится намного дольше чем у выдавливаемых образцов. Но в процессе эксплуатации резцы накаток быстро тупятся, в среднем их хватает на 12-15 пар лыж, после чего резец требует заточки граней или замены.

Станки для накаток, имеющиеся в продаже, чаще всего снабжены одним ножом с возможностью его демонтажа и заменой на другой вариант. Также некоторые наборы бывают со сменными ножами от 3-х до 10-ти и более вариантов (это профессиональные станки). Накаточный станок формирует структуры как очень тонкие, так и крупные. Все они хорошо направляют воду, которая образуется при скольжении лыжи по снегу. Расстояние между линиями накатки бывают: 0,25 мм, 0,75 мм, 1,0 мм, 2,0 мм, 3,0 мм.

В целом инструменты по нанесению структуры позволяют быстро и просто подготовить лыжи и подобрать оптимальный рисунок под каждый тип снега.

Как нанести структуру с помощью накатки

В первую очередь необходимо выполнить первоначальную подготовку лыж. Как это сделать, читайте в нашей предыдущей статье «Начальная подготовка, и что делать с новыми лыжами».

Структура наносится на окончательно подготовленные лыжи. Инструмент проводят от носка к пятке лыжи с постоянным и плотным нажимом, чтобы на ней образовались рисунки и бороздки. Чтобы лыжа имела опору по всей длине, необходимо использовать станок или профиль. Комбинации типов структур можно получить накаткой одной структуры на другую. Выбирайте по принципу: чем мельче снег, тем мельче структура. Обратите внимание на направление — должен получаться рисунок стрелы.

После нанесения накатки пики рисунка на скользящей поверхности рекомендуется снять острым стальным или акриловым скребком, слегка сравнивая верхушки накатанных на поверхности бороздок. Также имеет смысл несколько раз пройтись по лыже от носка к пятке фибертексом для «скругления» острых кромок бороздок.

Как вывод, можно отметить, что накатка является незаменимым инструментом в арсенале современного лыжника, позволяя адаптировать свой инвентарь к различным погодным условиям. Она дает возможность лыжам достичь максимальных скоростей, а вам – максимального удовольствия от езды.

Источник

Читайте также:  Мобиль с цветами своими руками
Оцените статью
Своими руками