Наглядные пособия своими руками для биологии

Изготовление комплекта наглядных пособий для изучения биологии

Биология — один из важнейших предметов в школе. Из-за сложных терминов и отсутствия наглядного представления её изучение может вызвать затруднения у учащихся. На своем примере могу показать, что ученики не всегда могут их осмыслить и запомнить. Я задался вопросом: «А что если попробовать самому придумать наглядные пособия по некоторым темам, которые часто вызывают затруднения у школьников»? Моя работа имеет конкретную цель, она будет полезна и необходима учащимся, интересующимся естественными науками.

Скачать:

Вложение Размер
nauchno_issledovatelskaya_rabota.portnyagin_vladislavdocx.docx 34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Научно исследовательская работа « Изготовление комплекта наглядных пособий для изучения биологии» . Выполнил: Портнягин Владислав, ученик 11Б МБОУ «ЧСОШ им. А.Г. Чикачева». Научный руководитель: Шахова В.И. учитель биологии, химии РУООШ Сопровождение участия в проекте «Одаренные дети» от МБОУ «ЧСОШ им А.Г. Чикачева» Кочкина Е.Н.

«Золотое правило для учащихся» — дело обучения необходимо поставить так, чтобы не учителя говорили ученикам, а сами предметы.

Чтобы ученики могли касаться их или их заменителей, рассматривать, слушать…

Биология — один из важнейших предметов в школе. Из-за сложных терминов и отсутствия наглядного представления её изучение может вызвать затруднения у учащихся. На своем примере могу показать, что ученики не всегда могут их осмыслить и запомнить. Основными причинами этого являются:

  • Несформированность абстрактного мышления;
  • Неумение воспринимать невидимые элементы, связи и зависимости;
  • Недостаточное развитие памяти, внимания;

Неумение анализировать, выделять главное и многое другое.

Объект исследования: самодельные наглядные пособия.

Объектная область: предмет биология

Предмет исследования: как сделать доступным учебный материал по некоторым темам биологии.

Изготовить самодельные наглядные пособия по некоторым темам биологии, и помочь учащимся понять и запомнить смысл и суть изучаемого программного материала, опираясь на данные пособия.

  1. Выявить разделы биологии, вызывающие наиболее затруднения в изучении у учащихся.
  2. Изготовить комплект наглядных пособий по «трудным» для учащихся темам.
  3. Облегчить овладение предметом и помочь учащимся в восприятии, понимании и запоминании учебного материала на примере комплекта наглядных пособий.
  4. Провести анализ результативности изученного материала

Актуальность и новизна

Результат запоминания выше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие у учащихся тесно связано с эмоциями. У школьников вызывает интерес яркий, образный, наглядный материал, живое и эмоциональное изложение. Ученик обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе. Эйнштейн утверждал, что слова и теории для него в познании – ничто, а вот образы и практика – все.

Яркость впечатлений вызывает сильные чувства и запоминается легко и надолго. Поэтому изложение нового материала следует сделать более образным, эмоциональным, запоминающимся объяснением с элементами мнемотехники.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Гипотеза: Я задался вопросом: «А что если попробовать самому придумать наглядные пособия по некоторым темам, которые часто вызывают затруднения у школьников»? Так в общем то и появилась тема моей работы.

Моя работа имеет конкретную цель, она будет полезна и необходима учащимся, интересующимся естественными науками

Новизной данных пособий является разработка образных моделей по основным темам курса, в которых эмоции сочетаются с логикой, а рисунки выражают сущность понятий, терминов, значков, свойств. Предлагаемые пособия ориентированы на область чувств. Дети проявляют интерес только к тому, что вызывает у них эмоциональную реакцию. Эмоции – важнейшая предпосылка успеха. Если же изучаемый материал представлен неинтересно, не затрагивает область чувств ребенка, он быстро забывается, у детей даже «не включается» механизм переработки информации. Ученик обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе.

Ученики придут к пониманию правила, закономерности только в том случае, если когнитивный (познавательный) компонент будет удачно сочетаться с эмоциональным. В противном случае мотивация неизбежно снижается, и учебный материал «отторгается» детьми.

Пособия являются визуальной опорой, способствующей возникновению ассоциаций, что помогает не только лучше запоминать, но и воспроизводить изученный материал. В результате применения данных пособий, возрастает объем зрительных впечатлений, обучение проходит эффективнее. В связи с этим именно пособия, а не тексты легче всего воспринимаются учащимися. Они оживляют урок, являются хорошей мотивацией к выполнению задания, доставляют детям удовольствие.

  1. диагностический;
  2. теоретический, изучение и использование научных и учебных изданий
  3. описательный; аналитический
  4. опрос; метод сопоставления

Я составил план исследования, для этого:

  1. Провел опрос среди учащихся школы, с целью выявления наиболее трудных для запоминания тем по биологии.
  2. Изучил литературу и интернет-ресурсы по проблеме исследования.
  3. Изготовил комплект наглядных пособий.
  4. Предложил учащимся школы использовать данный комплект для самостоятельного повторения тем.
  5. Провел анкетирование о результатах использования изготовленных пособий.
  6. Провел анализ результативности обучения с помощью данных пособий, совместно с учителем биологии.
  7. Сделал выводы о проведенной работе.

В словаре слово НАГЛЯДНОСТЬ — требование, согласно которому предлагаемые модели изучаемых явлений должны быть непосредственно воспринимаемы наблюдателем с помощью органов чувств. Принцип наглядности разрабатывали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие великие педагоги XVII — XIX вв. В разное время они приходили к выводу, что эффективность обучения повышается с увеличением количества анализаторов (органов чувств), которые используются учащимися в обучении Возможность представления всего, изучаемого для восприятия разнообразными ощущениями (зрением, слухом, обонянием, вкусом, прикосновением)

Я определил, что существует 4 вида учебной деятельности:

  1. Натуральные вещественные модели
  • реальные предметы,
  • муляжи,
  • макеты объектов,
  • фотографии и т.д.)
  1. Условные графические изображения:
  • (чертежи,
  • эскизы,
  • схемы,
  • графики,
  • диаграммы и т.д.)
  1. Знаковые модели, формулы, уравнения и другие интерпретированные модели
  2. Динамические наглядные модели:
  • кино и телефильмы,
  • диапозитивы,

Я сверил успеваемость выпускников по годам и пришел к выводу, что используя это пособие по этим темам, у учащиеся повысился уровень качества.

Для того чтобы выяснить ценность данных пособий, я задал вопросы ученикам с 6 по 9 класс вопрос: «Помогают ли им данное пособие понять и запомнить смысл и суть изучаемого программного материала, помогают ли они прочно запоминать новые понятия?»

Всего в анкетировании приняли участие все ученики с 6 по 9 класс: 6 класс – 1 ученица; 7 класс – 5 учеников; 8 класс – 3 ученика; 9 класс – 3 ученика.

Использование данных пособий способствует прочному и осознанному усвоению материала;

Успеваемость по биологии выпускников МОУ «РУООШ» за последние годы

В качестве экзамена по выбору большинство выпускников выбирают биологию -96 % выбирают этот предмет.

По результатам анкетирования была составлена диаграмма:

Из диаграммы видно, что все 100% учеников ответили «Да. Очень нравится».

При анкетировании школьников 100% учеников отмечают, что им больше нравятся уроки с использованием данных наглядностей. На вопрос «Помогает ли данная наглядность и чем?» ученики отвечают: «Помогает понять суть и механизм понятий, помогает, если не можешь что-то представить».

Обработка данных показала, что при использовании пособий ученики:

  • Увереннее делают самостоятельные выводы;
  • Быстрее находят верный путь решения;
  • Осмысленно воспринимают новый материал.

Прочно запоминают новые понятия, правила, обозначения и зависимости.

Использование данных пособий способствует:

  • Глубокому осмыслению
  • пониманию учебного материала.
  • Самостоятельному выполнению учебных заданий, и наименьшей тратой времени на них.
  • Развитию воображения и творческой фантазии.

Выводы по исследованию.

Наглядные пособия позволяют уйти от постоянного заучивания терминов, помогают почувствовать предмет, ощутить связи – отношения. Мы живём в объемном мире, поэтому именно трехмерные объекты воспринимаются лучше и легче, чем плоскостные фигуры.

При их использовании ученики:

  • Активнее работают;
  • Внимательнее слушают объяснения;
  • Увереннее делают самостоятельные выводы;
  • Быстрее находят верный путь решения;
  • Осмысленно воспринимают новый материал.
  • Прочно запоминают новые понятия, правила, обозначения и зависимости.

Использование данных пособий способствует:

  • Глубокому осмыслению и пониманию учебного материала (есть возможность увидеть невидимые в обычных условиях связи и зависимости через взаимное расположение предметов, размер, пропорции, выделение цветом, посредством аналогий);
  • Продуктивному и более быстрому запоминанию (пособие ориентировано на эффективное сочетание зрительной, ассоциативной, эмоциональной и смысловой памяти);
  • Соответствию ведущей визуальной модальности восприятия;
  • Прочному и осознанному усвоению материала;
  • Укреплению веры в себя у учащихся (осознанное усвоение программного материала позволяет ученикам в большей степени самостоятельно выполнять учебные задания, тратить на них меньше времени);
  • Развитию воображения и творческой фантазии учеников (у многих возникает желание создавать собственные наглядные образы);
  • Эстетическому воспитанию детей;
  • Развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Наглядные пособия представляют собой яркий, образный наглядный материал с живым, эмоциональным изложением, пробуждающим интерес к учебе. По содержанию пособия отличаются полнотой и оригинальностью, не повторяют имеющиеся наглядные пособия.

При использовании данных пособий урок приобретает эмоциональную окраску, благодаря этому повышается его эффективность и улучшается «моральный климат».

Основные, несущие учебную информацию пособия являются моделями и призваны раскрывать программное содержание понятий, смысл и особенности терминов и обозначений, структурные связи системы понятий. Они используются на уроках изучения нового материала и при обобщении.

В результате решения поставленных задач были созданы наглядности нового типа модели и аппликации, которые призваны раскрывать смысл понятий программного содержания, особенности и значение терминов и обозначений, структурные связи системы понятий на уроках объяснения нового материала и при обобщении

  1. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения: учебное пособие / С.П. Баранов. — М.: Просвещение, 198→1. — 143 с.
  2. Биология Животные: Учебник для 7 — 8 классов сҏедней школы / под ҏед. М.А. Козлова. — М.: Просвещение, 1991.256 с. ISBN 5-09-003868.
  3. Использование сҏедств обучения на уроках биологии: пособие для учителя / А.М. Розенштейн, Н. А Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина. — М.: Просвещение, 1989. — 191 с. ISBN 5-09-001429-9.
  4. Калинова, В.С. Куҹмечко. Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя / сост.Г.С. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астҏель», 2002.158. ISBN 5-17-013155-0 ISBN 5-271-03423-1
  5. Сонин, Н.И. Биология Многообразие живых организмов: учебник для общеобразовательных учебных заведений / Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. М.: Дрофа, 2000 год. — 248 с. ISBN 5-7107-3462-→4.

Источник

Изготовление наглядных пособий по биологии

Чтобы дать учащимся прочные, конкретные знания, активизировать их познавательную деятельность, необходимо каждый урок оснащать разнообразным наглядным материалом. Наиболее прочные знания учащиеся приобретают на основе непосредственного восприятия биологических, агрономических и зоотехнических объектов, особенно живых растений и животных. Но их использование ограничено летним периодом. Для работы в зимнее время учитель должен заблаговременно заготовить их и хранить в засушенном или законсервированном виде.

Основным источником ежегодных заготовок натурального наглядного материала служит прежде всего школьный учебно-опытный участок, а также природное и сельскохозяйственное окружение школы. К работе по выращиванию, сбору и оформлению натурального наглядного материала необходимо как можно шире привлекать учащихся. Работы детей обогатят кабинет ценными пособиями и будут способствовать приобретению школьниками полезных практических умений и навыков, воспитанию трудолюбия и аккуратности.

Пополнение кабинета наглядными пособиями целесообразно включить в общий план опытно-практической работы на школьном участке и в ученической производственной бригаде, так как основной материал накапливается в связи с выращиванием и наблюдениями за культурными растениями, домашними животными, вредителями сельского хозяйства. Поэтому в плане работы учителя (как и в планах ученических звеньев) необходимо предусмотреть графу с указанием задания по засушиванию растений и изготовлению пособий. Задания могут носить индивидуальный характер и выполняться отдельными школьниками, и коллективный, если выращиваемая культура закреплена за звеном. В последнем случае целесообразно общее задание расчленить на части и выполнение каждой поручить конкретному ученику, который должен знать и общее задание звена. Важное значение имеет предварительное инструктирование учащихся. Необходимо разъяснить им существо и значение предстоящей работы, пробудить к ней интерес. Каждому звену следует дать четкую установку, что необходимо собрать, в какой фазе развития, как подготовить и оформить собранный материал. Одному из звеньев учитель детально показывает приемы засушивания растений и оформления гербария, сопровождая их демонстрацией лучших образцов, а также неудачных работ и анализом их причин (например, засушенные растения с почерневшими листьями, причина — несвоевременная перекладка растений). Другое звено знакомится с техникой изготовления влажных препаратов, позволяющих сохранить в течение длительного периода нежные сочные или мясистые органы растений и животных в плотно закрытых банках с консервирующей жидкостью. Третьему звену можно дать задание собрать для учебных целей насекомых — вредителей сельского хозяйства, предварительно показав их в натуре или на таблицах атласов и познакомив с правилами обработки собранных материалов. Такой инструктаж поможет избежать параллельности в работе, возможных ошибок.

Одновременно учитель предупреждает учащихся о том, чтобы они бережно относились к живой природе и напрасно не уничтожали животных и растения. Учитель сообщает школьникам, что при оценке летних заданий будет учитываться заготовка и изготовление ими пособий для кабинета биологии, лучшие из которых будут демонстрироваться на школьной выставке, посвященной «Празднику уро­жая». В течение лета желательно периодически контролировать выполнение учащимися работы по заготовке натурального наглядного материала и изготовлению пособий.

Остановимся ниже на видах наглядных пособий, созданных из летних заготовок.

Немонтированный натуральный материал — наилучший вид наглядных пособий. Для проведения программных практических работ нужно заготовить натуральные объекты в таком количестве, чтобы их набор был на каждом ученическом столе. Виды натуральных объектов определены учебной программой по биологии и экологии.

Это образцы семян районированных сортов овощных, зерновых и технических культур (в пакетах); почв: чернозем, подзол, суглинок, структурная и бесструктурная (в спичечных коробках или пробирках); основных видов минеральных удобрений: селитра, суперфосфат, калийная соль и др. (в пробирках или широкогорлых флаконах); початки кукурузы различных сортов и др.

Достаточно крупные объекты, которые хорошо видны с любого ученического места, могут заготовляться в одном экземпляре. Они дают общее представление о внешнем строении и продуктивности изучаемых объектов. К ним относятся снопики зерновых или других культур, которые лучше всего заготовлять за несколько дней до уборки урожая. У некоторых культур их берут в более ранние фазы развития — цветение (гречиха, клевер и др.), или колошение (злаковые).

У растений, взятых для снопиков, корни нужно отряхнуть от земли или отмыть в воде. После просушивания растения связывают в 2—3 местах и прикрепляют к снопику этикетку, изготовленную из плотной бумаги или картона с указанием вида и сорта растения. Наряду с дневником такие снопики могут служить основным отчетным документом звена о проведенном опыте, а также экспонатом для выставки на «Празднике урожая», по завершении которой они поступают в кабинет. Там их монтируют и используют затем на соответствующих уроках.

Кроме снопиков можно заготовить кусты картофеля с клубнями, томаты, выращенные из рассады, пикированные в питательные горшочки. Для этого лучше взять нижний участок надземной части стебля вместе с горшочком, стенки которого пронизаны корнями. Можно также использовать корневой отпрыск малины с отрезком стебля материнского растения или отводок крыжовника с веткой материнского растения, сформированный саженец плодовых деревьев и др.

Монтированные пособия. Одним из видов таких пособий является гербарий растений. Он дает представление о величине, форме, окраске и внешнем виде изучаемых объектов. Для проведения лабораторно-практических работ необходимо изготовить комплекты засушенных растений (не менее 20 гербарных листов). Несколько гербарных образцов можно оставить без надписи, по ним учитель сможет проверять знания учащихся. Для изготовления гербариев обычно используют альбомы для рисования, которые разбирают на отдельные листы, а на обложки идут канцелярские папки. Чтобы гербарные листы не мялись и были защищены от пыли, солнца, вредителей, их желательно хранить в специальных картонных коробках с крышкой или откидной боковой стенкой. Гербарные листы с нежными хрупкими органами растений, например всходами различных культурных видов, цветками, для лучшей сохранности необходимо поместить под стекло, а края оклеить плотной бумагой.

Влажные препараты. В фиксирующих растворах хорошо сохраняются сочные, мясистые части овощных и плодовых растений, корни бобовых с клубеньками и др. Для изготовления влажных препаратов используют стандартные стеклянные банки и металлические или стеклянные крышки с резиновыми прокладками. В качестве консервирующей жидкости может служить 2—5-процентный раствор формалина. Для получения раствора обычный 40-процентный (аптечный) формалин разводят водой в отношении 1:20. Можно использовать уксусную кислоту или насыщенный раствор поваренной соли. Для лучшего сохранения окраски объектов к раствору добавляют немного борной или салициловой кислоты. С той же целью сосуды с влажными препаратами обертывают темной бумагой и хранят в закрытом шкафу.

Демонстрационные монтажи. Эти наглядные пособия, смонтированные на листах картона или фанерных щитах, могут иметь разнообразную тематику, соответствующую учебной программе каждого класса. Такие самодельные пособия обладают большой методической ценностью, так как лучше, чем стандартные, отвечают педагогическим замыслам учителя и соответствуют природным особенностям района. Особенно большое значение имеют пособия, отражающие результаты опытов и наблюдений учащихся, позволяющие наглядно раскрывать единство теории и практики в сельском хозяйстве.

Крупные растения или отдельные органы для демонстрационных щитов засушивают обычным способом между сетчатыми рамками большого размера с бумажной прослойкой. Высушенные объекты размещают на щитах. Это могут быть небольшие снопики растений, взятые в разные фазы развития, наглядно иллюстрирующие, в какой последовательности они протекают, как растет и развивается изучаемый вид; коллекция семян ведущих в данном регионе сельскохозяйственных культур, минеральных или органических удобрений, вредителей сельскохозяйственных культур, сорных растений и т. д.

Техника изготовления коллекций семян различна. Наиболее простой способ — наклеивание на бумагу. Для этого из плотной бумаги вырезают кружочки диаметром 4—5 см и наклеивают их на лист картона или фанеры на расстоянии 2 см друг от друга. На середину каждого наносят клей БФ-2 или БФ-6 и равномерно размещают семена одной культуры, а поверх кладут легкий пресс и оставляют до полного высыхания. Затем надписывают общий заголовок, а под каждым кружочком помещают этикетку с названием культуры.

Можно изготовить коллекцию семян в пробирках. Для этого в большую пробирку слоями насыпают небольшие порции семян различных культур. Каждый образец отделяют прокладкой, на которой помещают этикетку с названиями растений, а затем пробирки тонкой проволокой прикрепляют к листу картона или фанеры. Можно поместить семена каждой культуры в маленькую пробирку и смонтировать их на щите.

Для изготовления коллекции удобрений каждый из видов насыпают в отдельную пробирку, закрывают пробкой и прикрепляют к фанерному щиту или картону. Под пробирками помещают этикетки с названиями удобрений. На щите желательно разместить иллюстрации и текст, раскрывающий влияние удобрений на повышение урожая сельскохозяйственных растений. Аналогичным образом можно изготовить коллекцию органических удобрений, только пробки в пробирках дополнительно заливают парафином.

Полезно изготовить коллекции насекомых-вредителей, наиболее распространенных в данном регионе. В одной можно собрать вредителей полей и огородов: клопа-черепашку, колорадского жука, свекловичного долгоносика, озимую совку, капустницу и др. В другой — коллекцию вредителей сада: боярышницу, златогузку, кольчатого шелкопряда и пр. Можно изготовить пособие, в котором были бы представлены все стадии развития одного вредителя — от яйца до взрослого насекомого (например, колорадского жука). Для изготовления таких коллекций нужно собрать требуемых насекомых-вредителей и поместить их в морилки. В качестве морилок используют плоскодонные пробирки или банки емкостью 200—250 мл, которые закрывают пробкой или крышкой с прикрепленной к ней ватой, смоченной одеколоном или нашатырным спиртом. Наливать жидкость в банку не рекомендуется, так как можно испортить внешний вид насекомых. Коллекцию лучше составлять в энтомологических коробках. Под каждое насекомое наклеивают желатином или клеем БФ-2 кусочек картона и затем прикрепляют его булавкой, следя за тем, чтобы она проходила строго вертикально между второй и третьей парами конечностей. Чтобы предохранить коллекцию от вредителей, в коробку нужно положить небольшой марлевый пакетик с нафталином и плотно закрыть крышку.

Весьма показательны стенды с коллекциями растений, поврежденных болезнями и вредителями, на которых показаны типичные поражения листьев, стеблей, цветков, плодов. Пособия полезно сопровождать пояснительным текстом с указанием ущерба, наносимого этими вредителями. Например, ежегодные потери зерна во всех странах мира от сорняков и вредителей составляют около 65 млн. тонн.

Такого количества достаточно для питания 100 млн. человек в течение года. Можно составить коллекцию сорных растений, наиболее часто встречающихся в данном регионе, разместив отдельно однолетние, двулетние и многолетние сорняки, выкопанные с частью подземных органов, например пырей или осот с корневищами и др.

Демонстрационные таблицы готовят, в основном, по результатам опытов, проводимых на учебно-опытном участке. На листах плотной бумаги монтируются фотографии, схематические рисунки, диаграммы, отражающие рост, развитие и продуктивность изучаемых объектов. Такие таблицы желательно дополнить текстом или цифрами, дающими представление о сущности опыта.

При изготовлении самодельных средств наглядности необходимо соблюдать методические и технические требования. Одним из главных является восприятие пособия в целом и его основных деталей. Это требование обеспечивается определенным размером всего наглядного пособия и его частей, их размещением на щите. При этом необходимо учитывать разрешающую способность глаза. Пользуясь таблицей, можно определить оптимальные размеры пособий при известном освещении и удалении учащихся от объекта изучения.

Размеры (в мм) видимых пособий на

Расстоянии

Освещен­ность Угол зрения (в°)
25 см 5 м 10 м 20 м
Большая 1 0,08 1,5 3 6
Средняя 3 0,25 5 10 20
Умеренная 5 0,5 10 20 40
Плохая 10 1,0 20 40 80

Пользуясь этими данными, можно заранее определить, каких размеров должно быть наглядное пособие (с учетом толщины линий рисунков, надписей и т.д.). Приступая к изготовлению, учащиеся выполняют схематический набросок расположения объектов и мест для пояснительных текстов и надписей. Учитель проверяет его и вносит поправки, с тем чтобы не допустить нагромождения деталей и обеспечить точность и выразительность надписей. Если они делаются прямо на листе, то объекты во избежание повреждений прикрепляют после выполнения всех надписей. Для заголовков лучше использовать простой плакатный шрифт, а пояснительный текст можно написать от руки или напечатать на пишущей машинке и наклеить. Во всех случаях изготовленное пособие должно быть простым по конструкции, доступным пониманию учащихся и отвечающим эстетическим требованиям.

Источник

Читайте также:  Подарочный набор для мужа своими руками
Оцените статью
Своими руками