Надувной парусный катамаран своими рукам

КАТАМАРАН «РЫБКА» ПОД ПАРУСОМ

В моей практике любительской постройки плавсредств получилось так, что небольшой двухместный прогулочный катамаран «Рыбка» — далеко не первый и построил его даже позже, чем большой туристический мореходный четырехместный (тоже парусный).

В чем-то маленькое судно повторяет большое — например, двухкорпусную (а точнее, двухпоплавковую) одномачтовую схему, набор силовых элементов, используемый материал. Однако многие однотипные (одного назначения) узлы и даже детали выполнены по-разному, исключая, конечно, стандартизированные покупные изделия.

Катамаран «Рыбка» не только небольшой по размерам, но и прост по конструкции, и его по силам построить начинающему корабелу.

Но даже относительно небольшие размеры все же не позволяют хранить его в межнавигационный период в собранном состоянии, не говоря уже о возможности транспортировать к «большой воде» хотя бы на прицепе легкового автомобиля, а тем более в пассажирском постройки плавсредств получилось так, что небольшой двухместный прогулочный катамаран «Рыбка» — далеко не первый и построил его даже позже, чем большой туристический мореходный четырехместный (тоже парусный).

В чем-то маленькое судно повторяет большое — например, двухкорпусную (а точнее, двухпоплавковую) одномачтовую схему, набор силовых элементов, используемый материал. Однако многие однотипные (одного назначения) узлы и даже детали выполнены по-разному, исключая, конечно, стандартизированные покупные изделия.

Катамаран «Рыбка» не только небольшой по размерам, но и прост по конструкции, и его по силам построить начинающему корабелу.

Но даже относительно небольшие размеры все же не позволяют хранить его в межнавигационный период в собранном состоянии, не говоря уже о возможности транспортировать к «большой воде» хотя бы на прицепе легкового автомобиля, а тем более в пассажирском вагоне поезда! Поэтому и этот катамаран сделал разборным.

Парусное вооружение судна тоже несложное, и управление им доступно даже тому, кто только учится ходить под парусом.

Начиная описание катамарана, хочу заранее попросить извинения у профессиональных моряков и корабелов — названия некоторых конструктивных элементов не вполне корректные (или не совсем соответствуют классическому исполнению) Но одними балками и стойками, из которых, собственно, и состоит почти весь силовой набор судна, я могу «запутать» не только начинающих судостроителей-любителей, но и профессионалов.

Прогулочный разборный поплавковый катамаран «Рыбка»:

1 — поплавок (2 шт),

2 — борта форпика;

3 — шпангоут (4 шг),

4 — передняя поперечная балка,

5 — средняя подпалубная балка-бимс,

8 — стоячий такелаж (ванты),

13 — задний карман поплавка,

14 — средний карман-кулиска поплавка,

17 — срединная продольная балка-карлингс,

18 — задняя подпалубная балка-бимс,

19 — дополнительная обшивка днища.

Плавучесть катамарану обеспечивают два надувных однокамерных поплавка-баллона, напоминающих по форме кукурузный початок. Миделево сечение поплавка расположено примерно на 2/3 его длины от носа

Длина поплавков — около 4 м, а наибольший диаметр (по миделю)—420 мм. Такие размеры поплавков были выбраны по необходимому водоизмещению при условии, что ватерлиния будет проходить по средней продольной линии поплавков.

Теоретический чертеж и выкройки полотен поплавка:

а — теоретический чертеж,

б — верхнее полоню оболочки,

в — нижнее полотно оболочки (днищевая часть),

г — полотпо дополнительной обшивки днищевой части.

Материал поплавков — техническая синтетическая ткань «Феррари» с двусторонним пленочным покрытием, но подойдет и другой водо- и воздухонепроницаемый материал. Например, мой товарищ Андрей Черников, строя подобный катамаран, изготовил поплавки из материала, использованного на рекламных растяжках

Перед изготовлением поплавков сначала был выполнен теоретический чертеж с сечениями через равные промежутки Каждый поплавок собирался из двух частей (можно сказать, половин, если не учитывать припуски для склеивания на выкройке одной из них).

Склейка полотен оболочки поплавка:

а — в спущенном состоянии,

б — в накачанном состоянии,

1 — верхняя часть оболочки,

2 — нижняя часть оболочки,

3 — слой клея «Урмоно»,

4 — липкая полиэтиленовая лента.

Разметка выкроек частей производилась на ровном полу помещения. На полотнище материала наносилась осевая линия (или линия симметрии) и от нее откладывались в обе стороны отрезки, равные четверти длины окружности соответствующего сечения поплавка на теоретическом чертеже. Концы отрезков соединялись плавной кривой линией.

Сначала вырезалась одна часть, накладывалась на полотнище и затем по ней вырезалась другая, но уже с припусками 20 — 25 мм по всему периметру. Для того чтобы материал не скользил, полотно приклеивалось к полу, а выкройка — к полотну двусторонним скотчем. По этим двум выкройкам вырезались точно такие же заготовки для второго поплавка.

Читайте также:  Метод своими руками для рыбалки

Силовой каркас катамарана и раскрепление мачты (материал труб—дюралюминий Д16Т); а—носовая оконечность; б — кормовая оконечность:

1 — носовая часть стрингера (труба Ø45×1,5, 2 ші ),

2 — средняя часть стрингера (труба Ø48×1,5, 2 шт ),

3 — кормовая часть стрингера (труба Ø45×1,5, 2 шт),

4 — носовая балка (труба Ø48×1,5),

5 — средняя подмачтовая балка-бимс ( труба Ø48×1,5),

6 — кормовая балка-бимс (труба Ø48×1,5),

7 — срединная продольная (рулевая) балка-карлингс (труба Ø48×1,5),

8 — верхнее колено мачты (труба Ø50×2),

9 — среднее колено мачты (труба Ø50×2),

10 — нижнее колено мачты ( труба Ø50×2),

12 — верхняя скоба (нержавеющая сталь, лист s2, 2 шт),

13 — нижняя скоба (нержавеющая сталь, лист s2,2шт),

14 — носовая стойка форштевень (труба Ø22×1,5, 2 шт),

15 — шпангоут с подкосом (труба Ø22×1,5, 4 шт),

16 — кормовая стойка — ахтерштевень (труба Ø22×1,5, 2 шт),

17 — втулка оси руля (труба Ø22×1,5),

18 — верхняя ванта (трос Ø4, 2 шт),

19 — нижняя ванта (трос, Ø4, 2 шт ),

20 — штыревой талреп вант (4 шт ),

21 — ус вант (трос Ø4, 4 шт),

22 — форштаг (трос Ø4),

23 — талреп форштага,

24 — ус форштага (трос Ø4, 2 шт),

25 — диагональная стяжка (трос Ø4, 2 шт),

26 — талреп диагональной стяжки (2 шт ),

27 — поперечная стяжка (трос Ø4),

28 — талреп поперечной стяжки,

29 — стяжка стрингеров (трос Ø4, 4 шт ),

30 — талреп стяжки стрингеров( 4 шт),

Перед склеиванием частей припуски на второй заготовке и соответствующие полочки близ кромок первой тщательно подготавливались с соответствующих сторон: слегка зачищались мелкозернистой наждачной бумагой и протирались ацетоном.

Склеивались половинки в поплавок простой стыковкой заготовок припусками второй внахлест на первую клеем «Урмоно» по следующей технологии. После намазывания соединяемых поверхностей клею давалась возможность подсохнуть в течение 20 минут при комнатной температуре. После стыковки кромки нагревались феном и прикатывались роликом.

Стыковка колен мачты (на фото мачта в разобранном состоянии):

1 —вышестоящее колено,

2 — ликпаз (специальный дюралюминиевый профиль),

3 — соединительная втулка (дюралюминий Д16Т, труба Ø48×1,5),

4 — нижестоящее колено,

5 — крепление ликпаза к колену (винт М5 с потайной головкой, по потребности),

6 — крепление ликпаза, колена и втулки (винт М5 с потайной головкой),

7 — фиксатор (винт М6)

Кормовая часть заделывалась в последнюю очередь. А перед этим внутрь поплавка была заброшена нижняя часть воздушного клапана Впоследствии в верхней части поплавка, в районе миделя был наклеен дополнительный круг из такого же материала, а в нем и оболочке вырезано отверстие и здесь смонтирован клапан (соединены его нижняя и верхняя части). Для страховки (гарантии герметичности) по периметру на швы еще была наклеена липкая полиэтиленовая пленка.

В завершение поплавок накачивался воздухом, а швы промазывались сверху мыльным раствором и проверялись на герметичность. В накачанном же состоянии к поплавку приклеивались карманы-кулиски для пропуска тросов и карманы-мешки для заведения в них концов стрингеров. Но эти операции производились после изготовления силового каркаса и подгонки местоположения его элементов на поплавках.

И еще снизу примерно до миделя была приклеена треугольная длинная, но не широкая полоса из того же материала «Феррари», которая служит дополнительной обшивкой днища.

Шпрюйт мачты:

1 — мачта (дюралюминий, труба Ø50×2),

2 — шпор мачгы (дюралюминий),

3 — степс (специальный бол М10, нержавеющая сталь),

4 — шайба (пятка) (дюралюминий),

5 — подмачтовая балка — средняя подпалубная балка-бимс (дюралюминий, труба Ø80×2),

6 — обойма-буж (нержавеющая сталь, лист s1),

7 — патрубок (нержавеющая сталь, лист s1),

8 — стойка шпрюйта (дюралюминиевая труба Ø28×2),

9 — крепежная втулка (дюралюминий),

10 — крепление стойки (гайка М10, нержавеющая сталь),

11 — шпрюйт (дюралюминий),

12 — трос (нержавеющая сталь).

Силовой набор катамарана представляет собой решетчатую (а точнее, даже ферменную) конструкцию, собранную из жестких продольных и поперечных балок и соединенных в дополнение тросовыми стяжками.

Элементы силового набора длиной более 2200 мм (а таковыми являются стрингеры и мачта) изготовлены составными из отрезков примерно равной длины Это сделано для возможности перевозки катамарана в разобранном виде в общественном транспорте, метро, вагоне поезда.

Шпонгоут с подкосом

К силовому набору можно отнести и мачту, так как она вместе с элементами ее раскрепления — тросовыми (из нержавеющей стали) вантами и форштагом — тоже перераспределяет нагрузки между продольными и поперечными элементами.

Продольные элементы силового набора— стрингеры. Длина их свыше 4 м Поэтому они сделаны составными. При этом срединные их части выполнены из трубы диаметром 48 мм и толщиной стенок 1,5 мм, а концевые части — из трубы диаметром 45 мм. При сборке концевые части стрингеров вставляются в срединные примерно на 200 мм.

Читайте также:  Кровать с выкатной кроватью своими руками

В концы каждого стрингера врезаны невысокие «висячие» (направленные вниз) стойки: спереди — форштевни, сзади — ахтерштевни Нижние концы стоек стягиваются тросиками, которые слегка выгибают дугой стрингеры Натяжение тросиков производится подкосом-рычагом, нижний конец которого шарнирно соединен со стойкой-форштевнем, а верхний (после подтягивания тросиков) закрепляется в кронштейне на стрингере Дополнительно тросики натягиваются еще талрепами Таким образом при действии нагрузки сверху стрингеры работают не на изгиб, а на сжатие, при этом передавая часть нагрузки на тросики (при монтаже катамарана тросики продеваются в кулиски поплавков).

Гик:

2 — крепление кронштейна (болт М5, 2 шт),

3 — кронштейн (гнутый швеллер, нержавеющая сталь, лист s2),

4 — ось сухаря (болт М8),

5 — сухарь (дюралюминий Д16Т),

6 — щечки (нержавеющая сталь, лист s2, 2 шт),

7 — гик (Д16Т, труба Ø30х1,5),

8 — стопор (пластмасса, покупное изделие, 2 шт),

9 — ролик (пластмасса, покупное изделие),

10 — ось ролика (нержавеющая сталь, круг 5),

11 — заглушка (капрон),

13 — гика-шкот (синтетический трос Ø8).

В середине каждого стыка к стрингерам примыкает один из концов поперечной подпалубной балки — бимса Их два, и изготовлены они из такой же трубы, что и срединная часть стрингера В этом месте все три элемента скрепляются одним общим болтом Правда, в узле крепления присутствует еще один болт, но он служит штифтом для первого Головка у него кольцевая (как у рым-болта) — за нее цепляется карабин ванты или уса форштага . Снизу под гайку с шайбой на болт надевается петля троса паука.

Топ мачты.

В силовом наборе присутствуют еще две балки: одна поперечная — передняя, а другая продольная — срединная под-палубная (карлингс). Изготовлены они из такой же трубы, что и концевые части стрингеров, — диаметром 45×1,5 мм Передняя балка крепится к стрингерам точно так же, как и бимсы. А продольная балка крепится к бимсам, причем к переднему подмачтовому — с помощью специального обоймы-бужа, а к заднему — снизу обычным болтом. К заднему концу этой балки-карлингса пристыкован (Т-образно и вертикально) отрезок трубы диаметром 22 мм — он служит втулкой оси рулевого устройства. Но этот элемент уже не относится к силовому каркасу.

Парус бермудскою типа:

1 — полотно паруса (ткань «Яхта»),

2 — усиливающая косынка,

3 — нижняя шкаторина-латкарман,

4 — усиливающая косынка,

5 — передняя шкаторина,

6 — усиливающая косынка фалового угла,

7 — задняя шкаторина,

8 — латкарман (5шт),

10 — люверс (3 шт),

13 — зигзагообразный шов.

Вся решетка из стрингеров, бимсов и балок опирается на шпангоуты, изготовленные в виде козелков из трубы диаметром 22×1,5 мм. Ножки козелков стянуты дугами, образующими вместе с концами ножек седловину, которою они и ложатся на поплавки. В специальные пазы в концах ножек заводятся тросики, стягивающие концы стрингеров.

Руль:

3 — кронштейны крепления румпеля к накладке (дюралюминиевый уголок 25×25, 2 шт),

4 — румпель (дюралюминиевая труба Ø30×1,5),

5 — ось руля (шпилька М10),

6 — кронштейн соединения оси руля и щечек,

7 — щечка (дюралюминий, лист s3, 2 шг),

8 — ролик шкерта,

9 — ось карданною шарнира,

10 — накладка (нержавеющая сталь, лист s2, 2шт),

11 — удлинитель (труба Ø30×1,5),

12 — рукоятка (резина),

13 — лонжерон пера,

14 — оболочка пера,

15 — ось пера руля,

16 — кронштейн-скоба ролика.

Для фиксации взаимного положения шпангоутов и решетки от низа внутренней ножки каждого шпангоута к бимсам под углом 45° установлены и закреплены упоры — они не позволяют шпангоутам-козелкам вместе с поплавками подкоситься.

К поплавкам силовой набор (или поплавки к нему) прикрепляется двумя способами. Оба крепления — относительно свободные, поскольку решетка — элемент жесткий, а поплавки — упругие и могут слегка изменять свою форму.

Первое соединение поплавков с силовым набором — через стягивающие тросики стрингеров, которые вставлены в кулиски, приклеенные к поплавкам по бокам в срединной их части. Второе соединение — через карманы, также приклеенные к поплавкам в носу и корме и надетые на концы стрингеров.

Мачта катамарана выполнена из такой же трубы, что и бимсы и срединная часть стрингеров, — диаметром 50×1,5 мм Общая длина мачты — 6 м, поэтому она сделана составной из трех отрезков трубы, по 2 м каждый Стыкуются отрезки-колена с помощью внутренних втулок, закрепленных в одном из колен (нижнем) одним из винтов, крепящих к колену мачты ликпаз. Следующее (вышестоящее) колено надевается на втулку и лишь фиксируется на ней от проворачивания стопором-винтом, вкрученным в стенку втулки. А в колене мачты под винт вырезан соответствующий паз. Опирается мачта на степс, закрепленный в середине переднего бимса. Степс, в свою очередь, подперт вместе с подмачтовым бимсом стойкой-шпрюйтом, раскрепленным с помощью паука и тросовых растяжек: двух диагональных — на продольные и поперечные силовые элементы (стрингеры и бимсы) в местах их соединений и еще одной поперечной — на середины стрингеров. Высота шпрюйта такая, что он немного (на 50 — 60 мм) не доходит до поверхности спокойной воды.

Читайте также:  Листья своими руками поэтапно

Сама же мачта раскреплена на элементы силового набора спереди форштагом, а по бокам—двойными вантами. Верхний конец форштага прикреплен к мачте примерно на 2/3 ее высоты через серьгу. Нижний же его конец сделан раздвоенным на усы. Каждый ус отходит к месту стыковки передней балки со стрингером и зацепляется там карабином за ушко болта.

Обе ванты сделаны раздвоенными как вверху, так и внизу. Концы верхних усов прикреплены к мачте’ один на середине, а другой — на 2/3 ее высоты Нижние концы усов закреплены по бортам в местах присоединения бимсов к стрингерам.

Перо руля и шверт — конструкции подобные. Но я их выполнил из различных материалов (хотя вполне можно и из одинакового). Обшивку пера выклеил из стеклоткани, а шверт обшил дюралюминиевым листом толщиной 1 мм. Силовой же набор обоих элементов одинаков — один изогнутый продольный лонжерон с подкосом в месте излома. При этом обшивка шверта приклепывается к лонжерону (склепываются и ее задние кромки), а у пера руля — приклеиваются эпоксидной смолой.

Шверт подвешивается на продольной рулевой балке в кронштейне-ушке и раскрепляется двумя парами тросиков, проведенным к лонжеронам. Управляется шверт двумя шкертами — один служит для удержания лопасти в рабочем состоянии, другой — в поднятом положении. Свободные концы шкертов закрепляются в стопорах, расположенных на палубе.

При неожиданном задевании за дно или за подводное препятствие шверт имеет возможность отклониться назад и подняться вверх, а после прохождения препятствия опять возвращается в рабочее положение.

Перо руля закрепляется на оси между двумя щечками, а к одной из щечек прикреплен румпель, с помощью которого перо руля, установленное на оси во втулке на конце рулевой балки, и поворачивается. Для удобства управления румпель снабдил удлинителем, соединив их с помощью карданного шарнира. Подъем-опускание пера руля осуществляется прикрепленным к нему

шкертом, конец которого тоже фиксируется в стопоре на палубе

В настоящее время катамаран «Рыбка» укомплектован покупным парусом типа бермудский. Однако вначале был самосшитый и тоже довольно подходящий. Его потом отдал Андрею Черникову, построившему подобный катамаран. С этим парусом до сих пор его судно показывает довольно высокие ходовые качества.

По конструкции самосшитый парус классический — тоже бермудского типа. Только по нижней его шкаторине сделан латкарман для лата. И как показали ходовые испытания и эксплуатация, он оказался не лишним.

Весло — движитель для катамарана хоть и не основной, но необходимый. Особенно при маневрах в стесненных условиях, не говоря уже о курсе ливиндик, а также при причаливании или отходе от берега (если не хочешь замочиться), а иногда и чтобы просто размяться. У меня их (весла) — два одинаковых распашных. Валик весла выполнен из дюралюминиевой трубы диаметром 30 мм, а лопасть — из листа дюралюминия толщиной 1,5 мм. При ненадобности весла укладываются по бортам и не мешают лопасти при этом запихиваются в передние карманы, а валики размещаются вдоль стрингеров, опираясь рукоятками на подмачтовую балку.

Масса катамарана около 100 кг, и упаковывается вся конструкция в разобранном виде в два чехла, примерно с одинаковым распределением массы. Но будет лучше, если разместить ее в трех упаковках — тогда управляться с багажом будет легче, особенно при подъеме на самую верхнюю полку в вагоне пассажирского поезда.

Источник

Оцените статью
Своими руками