Музыкальный зал детского сада своими руками

Содержание
  1. Оформление музыкального зала к праздникам, развлечениям и конкурсам в детском саду
  2. Украшения своими руками для музыкального зала
  3. Музыкальный уголок в детском саду
  4. Создание и работа музыкального уголка в детском саду: роль, значение, цели и задачи
  5. Таблица: задачи организации и работы музыкального уголка
  6. Оформление музыкального уголка в детском саду
  7. Требования к оформлению музыкального уголка
  8. Видео: музыкальный уголок в ясельной группе
  9. Видео: музыкальный уголок в младшей группе
  10. Видео: музыкальный уголок в старшей группе
  11. Видео: музыкальный уголок в разновозрастной группе
  12. Паспорт музыкального уголка
  13. Фрагмент паспорта музыкального уголка первой и второй младших групп (перечень материальной базы)
  14. Как назвать музыкальный уголок
  15. Средства оформления музыкального уголка
  16. Таблички: фотогалерея
  17. Стенд: варианты оформления на фото
  18. Декоративные наклейки на фото
  19. Иллюстративные материалы: фотогалерея
  20. Куклы: варианты на фото
  21. Театрализованная зона: фото
  22. Таблица: оснащение музыкального уголка
  23. Примерный эскиз оформления музыкального уголка
  24. Работа в музыкальном уголке детского сада
  25. Виды деятельности в музыкальном уголке
  26. Анализ оформления и работы музыкального уголка

Оформление музыкального зала к праздникам, развлечениям и конкурсам в детском саду

Светлана Харченко
Оформление музыкального зала к праздникам, развлечениям и конкурсам в детском саду

Оформление музыкального зала.

Харченко Светлана Владимировна

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам варианты оформления музыкального зала к праздникам, развлечениям и конкурсам в детском саду.

Мы пытаемся воспитывать художественно — эстетический вкус у детей. Создавать праздничную атмосферу. Развивать фантазию, воображение и творческие способности.

Модернизация и актуализация Дошкольного Образования, в соответствии с ФГОС, требует от музыкального руководителя профессионального грамотного подхода, создания условий и соблюдения принципов построения предметно – развивающей среды, которая необходима для реализации поставленных педагогических задач.

Детские праздники – это яркие мгновения в жизни детей и проходят они чаще всего в музыкальном зале. В нашем ДОУ – это не только веселье, торжественное мероприятие, но и эффективное средство эстетического воспитания. Поэтому к оформлению зала я всегда подхожу ответственно.

Главные принципы – гармония, стиль, разумность и красота. Своевременно преобразить музыкальный зал стараюсь к тематическим и календарным праздникам.

На центральной стене шторы теплых танов. Использованы подвесные конструкции из кленовых, дубовых, березовых листьев, а также тучки с капельками. Живописно расположились по низу грибочки, в центре зала стоят осенние деревья, всё оформление выдержано в осенней цветовой гамме.

В конце ноября традиционно отмечаем День матери. Центральная стена была украшена аркой из шаров, а под аркой букет из цветов. Это оформление можно использовать и на 8 марта.

День Победы – торжественный, славный, отмечает его вся страна.

В этот праздник всё очень сдержанно: белые голуби, мольберт с иллюстрациями, салют из шаров. Самые дорогие гости – это ветераны, прадедушки и прабабушки наших дошколят. Придаёт торжественности мероприятию – это использование ИКТ, т. е. видео сопровождение музыкальных номеров, минуты молчания, чтение стихов.

Очень сегодня взволнован детсад:

В школу своих провожаем ребят.

Выпускной – самый важный, яркий и незабываемый праздник для дошкольника. По всему залу — цветочки из шаров, которые прикрепляли по цветам радуги. Красочное солнышко – смайлик и эффектное облачко из шаров разного размера. И конечно яркая радуга.

Традиционно: растяжка «До свиданья, детский сад.

Второй вариант оформления в стиле «Фильм, фильм, фильм!» на центральной стенке плакат с пленкой, хлопушкой и проектор. Потолке украшен шариками с атрибутами фильма

Мы творим для дошколят. Главные ценители – это наши воспитанники. И когда они, войдя в музыкальный зал,произносят: «ВАУ!»

Значит, мы старались не напрасно,

Зал наш выглядит прекрасно!

А родители на протяжении всего праздника фото и видео операторы, а в финале стараются запечатлеть своё чадо в каждом уголке музыкального зала.

Таким образом, исходя из материально – технических возможностей детского сада, я работаю в творческом союзе с педагогами и родителями, при поддержке администрации ДОУ.

Источник

Украшения своими руками для музыкального зала

Юлия Прокопенко
Украшения своими руками для музыкального зала

Начинаются утренники, пора украшать музыкальный зал. На подмогу музыкальным руководителям приходят воспитатели, всего понемногу, несколько идей и зал украшен.

Решили обновить абажуры икеевские, обвели по трафарету бабочек разных по размеру и цвету (большие, средние и маленькие) и повесили на нитки, заодно и освежили абажуры.

Каждая группа вырезала бабочек по цветовой гамме, вырезали из бумаги цветной для принтера. Кстате очень хорошая бумага, ходовая и в работе просто незаменима.

Кто то предложил из воспитателей, я воплотила в жизнь, с первого раза получилось. Открыла интернет, изучила инструктаж. Дома нашлись воздушные шары, нитки розового цвета аж целый моток. Вместо клея я развела клейстер, замочила там моток ниток, все хорошо пропиталось. Шарики я сначало обмазала немного кремом для рук и только потом стала обматывать шары, ох нелёгкая эта работа, четыре шарика и час работы. Сушила на турнике. За ночь высохли, сдула шарики и вытащила.

На работе вместе с коллегами ободрали старую гирлянду с ромашками и на клей момент наклеили на шары (белый какой то, а может другой какой, незнаю, упаковку не видела, коллега нашла у себя).

Воздушно, красиво и по весеннему.

Сделала ещё четыре шара, теперь наш зал самый красивый, дети сразу узнали мое творение, они знают что шары делала я. Очень приятно когда твой труд нравиться детям, они всегда радуются этому.

Фотоотчет «Новогодние украшения сделанные своими руками» В предверии праздника в нашем детском саду прошла выставка елочных украшений,сделанные своими руками,это совместная работа детей и родителей. Наши.

Фотоотчет «Елочные украшения своими руками» Мы в нашей маленькой семейной группе тоже с нетерпением ждем новогодний праздник. В Москве на каждом углу можно полюбоваться нарядной.

Новогоднее оформление музыкального зала в детском саду своими руками Фотоотчет.» Новогоднее оформление музыкального зала в детском саду своими руками». Представляю вашему вниманию новогоднее оформление музыкального.

Фотоотчет «Оформление группы к Новому году». Украшения своими руками Фотоотчет «Оформление группы к Новому году» На страницах своего блога хочу поделиться с Вами идеями оформления группы к Новому году. Уже.

Конспект занятия в старшей группе «Украшения своими руками» Цель: Развивать умение пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач. Задачи: Закрепить умение детей делать различные.

Мастер-класс «Новогодние часы для украшения музыкального зала» Подошла пора новогодних утренников в детском саду. Все роли в сценариях распределены, задания по изготовлению украшений для музыкального.

Мастер-класс «Свадебные украшения на автомобиль и другие атрибуты праздника своими руками» Мастер -класс «Свадебные украшения на автомобиль и другие атрибуты праздника своими руками» Дорогие друзья и гости моей странички, доброе.

Музыкальные инструменты для музыкального уголка в детском саду своими руками Мастер-класс. «Музыкальные инструменты для музыкального уголка в детском саду своими руками»Хочу представить вашему вниманию мастер-класс.

Новогодние поделки своими руками для украшения детского сада Перед новогодними праздниками множество украшений можно сделать своими руками. Для украшения окон, зала и елки можно сделать легкие снежинки.

Украшения своими руками! Новый год все ближе, и для тех, кто умеет делать новогодние игрушки своими руками, наступает время плодотворной работы. Решили в преддверии.

Источник

Музыкальный уголок в детском саду

Влияние музыки на развитие детской личности в период её становления отмечает современными педагогами и психологами. Пение, танец, музицирование на инструментах активизируют мыслительные способности ребёнка, закладывают основы художественной культуры и формируют чувство прекрасного. Для успешного музыкального развития в предметно-пространственной среде группы воспитатель оформляет музыкальный уголок для совместной и самостоятельной деятельности детей.

Читайте также:  Маска капитан америка своими руками

Создание и работа музыкального уголка в детском саду: роль, значение, цели и задачи

Музыкальное воспитание включается в образовательную область «Художественно-эстетическое» и направлено на развитие эмоциональных качеств детей. Как вид искусства, музыка включает в себя инструментальное исполнение, пение и танец. Таким образом, музыкальные занятия способствуют разностороннему развитию детей: совершенствуются слуховое восприятие и навык устной речи, овладение чувством такта и ритма пригодится в математических упражнениях в будущем, пополняется словарный запас.

Малыши 1,5–3 лет учатся извлекать звук из простых инструментов, знакомятся с понятиями «мелодия», «ритм»

Основные формы музыкального образования в детском саду — типовые и интегрированные занятия в музыкальном зале. Оформлением зала и проведением занятий занимается музыкальный руководитель. Воспитатель сопровождает группу и выполняет организаторскую функцию: делает ритмические упражнения вместе с воспитанниками, при необходимости осуществляет показ каких-либо действий, присоединяется к хоровому пению, распределяет роли в музыкальных играх и драматизациях.

Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях детей и выполняет организаторские функции

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей заключается в повторении с ними изученного материала, совершенствовании имеющихся умений и навыков. Музыкально-ритмические игры, прослушивание аудиозаписей и исполнение песен включается в занятия НОД (непосредственно-образовательной деятельности), на прогулках, во время досуга второй половины дня. Предметно-пространственная среда группы содержит необходимую материальную базу — оформляется музыкальный уголок.

В музыкальном уголке дети закрепляют знания, полученные на занятиях с музыкальным руководителем

В центре музыкального развития воспитатель проводит занятия в групповой форме: дети совместно с педагогом вспоминают танцевальные движения, разучивают песни, продолжают знакомиться с творчеством известных композиторов. Атмосфера и содержание уголка побуждают воспитанников к самостоятельному изучению музыкальных инструментов, проявлению творческих способностей в танце, пении, сочинении мелодий.

Детям нравится играть и творить в музыкальном уголке

Цель создания музыкального уголка в детском саду — развитие творческих способностей детей, формирование способности эмоционально откликаться на песенные и музыкальные образы, воспитание культуры слушания. Дети слушают инструментальное или голосовое исполнение мелодий, пробуют передать словами или движениями те чувства, которые испытывают. Существует много психологических исследований на тему важности музыки в раннем развитии детей. У тех, кто с первых лет жизни активно слушал музыкальные произведения и раскрывал свои таланты в этой сфере, наблюдается высокий уровень интеллекта, в т. ч. математические способности.

Психологами и педагогами отмечается влияние активной музыкальной деятельности в раннем детстве на развитие мыслительных способностей

Образовательные и развивающие задачи функционирования уголка определяются календарно-тематическим планированием музыкальных занятий: в уголке дети повторяют новую информацию, закрепляют и развивают умения. Воспитатель согласовывает работу уголка с музыкальным руководителем: какие произведения включить для прослушивания, что требует обязательного повторения. Допускается давать детям дополнительную информацию в музыкальном уголке («Африканские ритмы», «Что такое укулеле»), но не проводить занятия с опережением занятий в музыкальном зале.

Таблица: задачи организации и работы музыкального уголка

Возрастная группа Задачи
Образовательные Развивающие Воспитательные
Младшие дошкольники (1,5–4 года) Повторение изученного на музыкальных занятиях:
  • Элементарные представления о мелодии, ритме, темпе.
  • Названия и звучание музыкальных инструментов.
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие эмоционального отклика на музыкальные образы.
  • Развитие координации движений.
  • Формирование умения играть на музыкальных инструментах.
  • Развитие голосовых данных.
  • Воспитание внимательности в слушании и исполнении.
  • Формирование ответственности в выполнении заданий.
  • Создание устойчивой мотивации к коллективной деятельности.
  • Формирование чувства прекрасного, поощрение стремления к созданию красивых образов в обыденной деятельности.
Средняя группа (4–5 лет) Работа по теме темам музыкальных занятий:
  • Закрепление представления о музыке как виде искусства: средствах музыкальной изобразительности, жанрах.
  • Знакомство с композиторами.
  • Знакомство с группами музыкальных инструментах (ударные, духовые, струнные).
  • Обучение выразительному и хоровому пению.
  • Развитие умений музицировать, танцевать, петь.
  • Развитие способности к импровизации в различных видах музыкальной деятельности.
  • Побуждение к сочинительству (напева, мелодии, танцевальной композиции).
Старшая группа (5–6 лет)
  • Включение в активный словарный запас музыкальных терминов: легато, стаккато, форте, пиано, мажор, минор и др.
  • Знакомство с классическими и современными композиторами, авторами детских песен.
  • Развитие чувства ритма.
  • Формирование умения передавать в творческом исполнении своё настроение.
  • Развитие умения сольного выступления.
Подготовительная группа (6–7 лет)
  • Расширение знаний о музыкальной культуре стран и народов мира.
  • Знакомство с видами музыкальных театров: опера, оперетта, балет, мюзиклы.
  • Развитие сольного и коллективного исполнения песен и танцев.
  • Совершенствование различных видов слуха (ритмического, звуковысотного и др.).

В музыкальном уголке дети становятся активными участниками инструментальной деятельности

Оформление музыкального уголка в детском саду

Музыкальный уголок в помещении группы оформляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материальная база пополняется с каждым годом обучения в детском саду. Так, для младших дошкольников подбираются музыкальные игрушки, а старшие ребята учатся играть на настоящих инструментах.

Для самых маленьких инструментальная база музыкального уголка состоит из игрушек: свистульки, неваляшки, молоточки, погремушки

Часть предметов для занятий в музыкальном уголке изготавливается свими руками. К продуктивному творчеству рекомендуется привлекать детей и их родителей: усиливается мотивация к музицированию с теми инструментами, которые воспитанники сделали самостоятельно (маракасы, барабаны, трещотки и др.). Например, контейнеры из-под «Киндер-сюрприза» наполняются крупой, прикрепляются к палочкам — получились погремушки. По этой же схеме делаются маракасы, только нужны пластиковые контейнеры большего объёма (из-под питьевого йогурта). Подобие бубна делается из нанизанных на толстую проволоку бутылочных крышек. Барабан легко сделать из широкой банки с пластиковой крышкой (майонезной), а тамтам — из высокой тубы от чипсов «Принглз».

Бросовый материал и активная фантазия — то, что необходимо для изготовления необычных музыкальных инструментов

В музыкальном уголке для всех возрастов присутствуют бутафорские музыкальные инструменты: нарисованные на картоне, сделанные из папье-маше. Из них нельзя извлечь звук, зато они передают внешний вид сложных инструментов (пианино, аккордеон, арфа, например) и могут быть использованы в игровой деятельности.

Бутафорские инструменты выполняют образовательную задачу (формируют представления о настоящих инструментах) и служат атрибутами для игр

Мебель для музыкального уголка выбирается деревянная или пластиковая, можно использовать мягкие модули в качестве мест для сидения. Дидактические материалы и инструменты хранятся на полках и в ящиках, часть инструментов можно разместить на стене.

Часть инструментов можно красиво расположить на стене уголка

Музыкальный уголок для детей 1,5–4 лет оформляется на сюжетной основе, для воспитанников 5–7 лет — на дидактической. Приведём пример. В младшей группе функционирует уголок «Театр папы Карло»: на полках стеллажа находятся музыкальные игрушки и инструменты из бросового материала, рядом организован столик с ширмой, ребят ждут куклы-персонажи сказки «Буратино, или Золотой ключик». В старшей группе организован развивающий уголок «Музыкальная карусель»: выделена полка с дидактическими и настольно-печатными играми, информационный стенд регулярно обновляется текстами песен, портретами композиторов, фотографиями различных видов музыкального искусства (опера, балет, народные жанры).

Для младших дошкольников оформление музыкального уголка строится на сюжетной основе, в данном случае — по сказочным мотивам

Требования к оформлению музыкального уголка

  1. Оптимально удобное расположение. Музыкальный уголок организуется в зоне творческой активности: рядом с центрами ряжения и театрализованной деятельности. Самостоятельные игры-драматизации, например, часто проходят с использованием детьми материалов одновременно каждого из названных уголков: в уголке ряжения дети выбирают костюмы и распределяют роли, в театрализованном уголке разыгрывают сценку под аккомпанемент на инструментах из музыкального уголка.
  2. Соответствие оборудования и материалов возрасту воспитанников. В свободном доступе для детей находятся инструменты, на которых они учились играть во время музыкальных занятий. Наглядные материалы для младших воспитанников — поющие игрушки, простые инструменты (органчики, дудочки, свистульки, погремушки), тематические альбомы с картинками; для старших — инструменты сложнее (балалайки, ксилофон), иллюстрированные энциклопедии, мини-выставки.
  3. Эстетичность. Музыкальный уголок внешне привлекателен для воспитанников. Они могут участвовать в украшении: рисовать плакаты вместе с воспитателем, оформлять стенд и стенгазеты, создавать рисунки и поделки на тему музыки.
  4. Безопасность. Для всех зон предметно-развивающей среды выбирается мебель из экологически безопасных материалов. Выставка инструментов организуется на столике (навесные полки не рекомендуются). Детские балалайки, гитары, гусли должны быть с пластиковыми струнами (лопнувшая металлическая струна опасна). Акустическая система или магнитофон для проигрывания аудиозаписей, а также источники питания (электрическая розетка, тройник) находятся вне досягаемости детьми.
  5. Наличие аудиопроигрывателя (магнитофона, акустической системы) и коллекции аудиозаписей: сборники детских песен, народной и классической музыки, музыкальные аудиосказки.
Читайте также:  Отделка дачного дома гипсокартоном своими руками

Видео: музыкальный уголок в ясельной группе

Видео: музыкальный уголок в младшей группе

Видео: музыкальный уголок в старшей группе

Видео: музыкальный уголок в разновозрастной группе

Паспорт музыкального уголка

Паспорт предметно-развивающей зоны — это информационный документ, в котором даётся характеристика центра активности, описание материальной базы и перечень игр и упражнений для детей. Паспорт музыкального уголка составляет воспитатель группы, согласовывает его с музыкальным руководителем и администрацией детского сада. Хранится этот документ в папке педагога и предоставляется к ознакомлению коллегам, молодым специалистам, родителям воспитанников.

Шаблон паспорта музыкального уголка:

  • Название уголка, для какой возрастной категории детей предназначен.
  • Задачи уголка (кратко).
  • Предметы мебели, количество.
  • Электроприборы, если есть (акустическая система/проигрыватель/магнитофон, телевизор, проектор).
  • Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, иллюстрации, тематические альбомы с картинками, энциклопедии).
  • Перечень музыкальных инструментов, количество.
  • Дидактические и настольные игры.
  • Наборы для игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр.
  • Картотека музыкально-ритмических упражнений и игр.

Фрагмент паспорта музыкального уголка первой и второй младших групп (перечень материальной базы)

  • куклы-неваляшки;
  • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
  • игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
  • игрушки-инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
  • набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ;
  • атрибуты к музыкальным подвижным играм: флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
  • ширма настольная с перчаточными игрушками;
  • магнитофон и набор программных аудиозаписей;
  • поющие и двигающиеся игрушки;
  • музыкальные картинки к песням.

Как назвать музыкальный уголок

Вариантов названия центров творческой активности — множество. Сама атмосфера искусства и эстетичность оформления уголка активизирует фантазию, поэтому рекомендуется подобрать название вместе с воспитанниками. Можно дать задание придумать вместе с родителями название музыкального уголка и эмблему. Необычные названия вызывают повышенный интерес к изучению материалов развивающего центра, традиционное именование показывает, что уголок является площадкой образовательного процесса, а не развлечением.

    Классические названия: «Музыкальный уголок/островок/калейдоскоп/киоск», «Центр музыки», «Музыка и мы», «Весёлые нотки».

Классическое название понятно детям и настраивает на серьёзное отношение к занятиям

Забавные названия привлекают и вызывают положительные эмоции у детей

Средства оформления музыкального уголка

Одно из основных требований к оформлению музыкальной зоны в помещении группы — эстетичность. Детям уютно и комфортно в уголке. Яркие краски в оформлении создают хорошее настроение. Образцы детского продуктивного творчества могут украсить уголок: рисунки, поделки, макеты. К оформлению развивающей зоне привлекаются родители: рисуют плакаты и стенгазеты совместно с детьми.

Таблички: фотогалерея

Развивающие центры обозначаются соответствующим образом. У каждого уголка должна быть табличка или эмблема с названием. Рекомендуется расположить на табличке рисунки и символы, указывающие на направление образовательной деятельности в уголке. Присутствие на табличке любимых ребятами персонажей доставляет им радость. Эмблемы и таблички выдерживаются в одном стиле в помещении группы в целом или среди уголков творческого характера.

Стенд: варианты оформления на фото

Стенд музыкального уголка содержит текстовые и графические материалы. Удобно размещать рисунки, распечатки, схемы в пластиковых карманах-ячейках, использование канцелярских кнопок в детском саду нежелательно. Создавая стенд своими руками (лист ватмана или картона), используйте для оформления музыкальную символику и яркие цвета. Что размещается на стенде:

  • тексты песен для заучивания;
  • схемы артикуляционных и ритмических упражнений;
  • темы будущих досугов, мастер-классов;
  • рисунки воспитанников на тему музыки;
  • фотографии с музыкальных мероприятий в детском саду.

Декоративные наклейки на фото

В современных детских садах стены холла, концертного зала, групповых помещений украшаются рисунками и граффити. Для оформления уголка советуем использовать намного более простым и экономичным вариантом — декоративными наклейками. Они продаются в магазинах для творчества (Хобби-гипермаркет Леонардо), широко представлены на Алиэкспресс, Пандао, Таобао. Плюсы этих наклеек — в оригинальном исполнении и простоте использования. Декоративные наклейки мобильны: легко снимаются и не оставляют следов на поверхности, не теряют клейкости, составляющие композиции можно менять местами. Декоративные наклейки для музыкального уголка выбираются с изображением нот, скрипичного и басового ключей, музыкальных инструментов. Такие изображения используются в качестве развивающего наглядного материала, как фон для игр «Оркестр», «Концерт», «Музыкальный театр».

Иллюстративные материалы: фотогалерея

Для оформления музыкального уголка используются следующие иллюстративные материалы:

  • плакаты: «Духовые инструменты», «Ударные инструменты», «Струнные и клавишные инструменты», «Народные инструменты», «Симфонический оркестр», «Танцы народов мира»;
  • портреты композиторов: Прокофьев, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский, Глинка, Бетховен, Бах, Григ;
  • нарисованные музыкальные инструменты: балалайки, гитары, гармонь, скрипки;
  • Нарисованные своими руками плакаты: картинки на тему музыки, песен и танцев, с надписями, стихотворными строками.

Куклы: варианты на фото

В оформлении музыкального уголка используются куклы в качестве эстетического элемента: они могут являться частью композиции. Дети могут использовать их для инсценировок. Но, если их сделать одушевлёнными персонажами уголка, это разнообразит занятия с детьми младших и средней групп. Кукла может показать детям новый инструмент и продемонстрировать, как на нём играют. С помощью куклы создаётся проблемная ситуация: «Катя забыла слова песни, которую вы учили на занятии, поможем Кате?», «Ляля не умеет водить хоровод, покажете?».

Театрализованная зона: фото

Одна из формы работы в музыкальном уголке — проведение игр-драматизаций с музыкальным и песенным сопровождением. Для создания маленького музыкального представления в уголке выделяется место для инсценировок с куклами на руку, бибабо, простых марионеток. Как правило, это столик с ширмой. При желании дети дополняют пространство театрализованной зоны игрушками, выстраивая своего рода декорации: ставят игрушки-деревья, постройки из кубиков и конструктора и т. д. Атмосфера музыкального уголка, соприкосновение с миром музыки, изучение музыкальных сказок — всё это побуждает детей творить, и задача воспитателя — создать условия для проявления юных талантов.

Таблица: оснащение музыкального уголка

Первая и вторая младшие группы
  • Неозвученные музыкальные игрушки: погремушки, трещотки, органчики;
  • озвученные поющие и двигающиеся игрушки;
  • иллюстрации к детским песенкам;
  • музыкальные («поющие») книжки;
  • детские музыкальные инструменты: дудочки, бубны, колокольчики;
  • атрибуты для ритмико-музыкальных игр: флажки, искусственные листья и цветы, ленты, платочки;
  • атрибуты для игр-инсценировок: наборы фигурок-персонажей сказок, куклы на руку или на пальчик.
Средняя группа
  • Детские музыкальные инструменты дял младших дошкольников сохраняются для самостоятельного музицирования и игр, к ним добавляются: гармошки, балалайки, барабан, металлофон;
  • сборники детских и народных песен с красочными иллюстрациями;
  • дидактические игры музыкальной тематики: «Найди на картинке все музыкальные инструменты», «Найди одинаковые нотки», «Угадай песню по картинке», «Кто лишний в оркестре?»;
  • дополнение к игровым атрибутам: маски животных;
  • для драматизаций пополняется набор перчаточных кукол по мере изучения воспитанниками литературных произведений.
Старшая группа
  • К предметам для музицирования добавляются инструменты-самоделки из бросового материала, игрушки-инструменты: пианино, флейта, треугольник, аккордеон;
  • иллюстрации для изучения цикла «Времена года»;
  • плакаты с группами музыкальных инструментов;
  • портреты композиторов;
  • дидактические игры пополняются музыкальным лото и домино;
  • дополнение к атрибутам танцевальных и музыкальных игр: шарфики, элементы народных костюмов (кокошник, платок, жилетки);
  • для драматизаций: набор раскладных ширм, простые марионетки.
Подготовительная группа
  • Обширная подборка детских музыкальных инструментов, в т. ч. самодельных;
  • иллюстрированные альбомы «Русский балет», «Танцы народов мира», «Энциклопедия инструментов», «Симфонический оркестр»;
  • пополнение в настольно-печатных играх: «Музыкальные ребусы», «Нота, я тебя знаю!», «Пианино-караоке»;
  • коллекция атрибутов и головных уборов к танцевальным импровизациям и играм-инсценировкам.
Читайте также:  Корпус для подшипника 201 своими руками

Примерный эскиз оформления музыкального уголка

Продумывая организацию музыкального уголка, соблюдайте принцип компактности. Зону для дидактических игр и инсценировок можно объединить — это будет стол и стульчики по возрасту. Существуют стеллажи с «окошком» для театрализованной деятельности.

Музыкальный уголок младших дошкольников содержит в открытом доступе игрушки и инструменты, понятные и безопасные для детей.

Игрушки и инструменты располагаются на невысоких полках и столике, для игр-драматизаций имеется удобная зона

В старшей и подготовительной группе обязательно наличие стенда, дети учатся работать по мнемотаблицам и схемам. Иллюстративный материал размещается там же или на выделенной для временных выставок полке (по видам инструментов, творчеству композиторов). Дети 5–7 лет любят заниматься настольными играми, для этого занятия (и для выполнения дидактических заданий) предусмотрен рабочий стол. Старшим дошкольникам для инсценировок предлагаются складные бумажные или картонные ширмы, они могут рисовать их совместно с педагогом в творческой мастерской.

В старших группах обязательно наличие информационного стенда, места для дидактических и настольных игр, полки/столика для временных выставок

Работа в музыкальном уголке детского сада

Деятельность воспитанников в музыкальном уголке осуществляется в совместных с воспитателем занятиях — индивидуальных или в подгруппе, и в самостоятельной форме. Воспитатель работает с детьми в уголке по указанию музыкального руководителя: с кем необходимо поработать над танцевальными умениями, с кем повторить песню, когда закрепить изученный материал.

Но чаще дети самостоятельно проявляют активность в музицировании и танцах. Воспитатель продумывает и оформляется музыкальный уголок так, чтобы он был востребован ребятами, принимает незначительную роль в организации самостоятельных игр. Стимулировать интерес к занятиям в уголке помогают сюрпризные моменты («К нам в уголок доставили посылку шапочками для танца!», «У куклы Светы сегодня именины, давайте устроить в честь праздника небольшой концерт!», «Я вчера узнала правила музыкального лото и хочу рассказать вам о них!»), предварительное изучение наглядных материалов и прослушивание аудиозаписей.

Виды деятельности в музыкальном уголке

  1. Подвижные игры. Проводятся с обязательным музыкальным сопровождением. Ведущим в подвижных играх с младшими и средними дошкольниками является воспитатель, дети старшего возраста выбирают ведущего самостоятельно.
    Пример игры для малышей: «Карусель». Воспитатель надевает пояс с висящими широкими лентами, становится в круг детей, малыши берутся за ленты. Звучит музыками, дети движутся в одном направлении под музыку, закручивают ленты вокруг воспитателя, по команде меняют направление.
    Подвижная игра для старших дошкольников — «Лётчики»: ведущий даёт команду, дети выполняют («Лётчики, заводим мотор!» — делают вращательные движения руками, «Взлетаем!» — разводят руки в сторону, начинают двигаться, «Совершаем посадку!» — замедляются, останавливаются), каждая посадка предполагает включение на проигрывателе отрывков национальных песен, дети должны двигаться в такт.
  2. Танцевальные импровизации. Под музыку дети исполняют танцевальные движения. Сезонные танцевальные импровизации проводятся с соответствующими атрибутами: осенью — с искусственными веточками, зимой — с бумажными снежинками, весной и летом — с цветами и веночками. Для импровизаций с элементами национальных танцев используются бубны (тарантелла), кастаньеты (средиземноморские танцы), платочки и деревянные ложки (русские народные танцы), маракасы (латиноамериканские мотивы).
  3. Музыкальные импровизации. Обычно дети включают их в сюжетно-ролевые игры: «Оркестр», «Праздничный концерт». Для музыкальных импровизаций старших дошкольников выбирается ведущий — дирижёр, между остальными участниками игры распределяются роли музыкантов — скрипач, барабанщик, флейтист, аккордеонист и т. д. «Дирижёр» даёт команду, когда вступать в игру каждому из «музыкантов», когда прекращать исполнение.
  4. Дидактические игры. С младшими воспитанниками педагог проводит игры на узнавание звучания инструментов (за ширмой играет на инструменте или включает аудиозапись, а дети называют инструмент), на определение характера музыки (дети показывают картинки эмоционального состояния или условное обозначение для звучащей мелодии: грустная, спокойная, весёлая), на воспроизведение звукового рисунка (детям предлагается голосом показать изображённый узор: линия с изгибами — мелодия плавная, линия постепенно стремится вниз — переход от громкого звучания к тихому и т. д.). Для детей постарше подходят игры на определение сильной доли в музыкальном отрывке (показывают сильное место на карточке), на угадывание знакомых музыкальных композиций (игра «Цветик-семицветик»: на каждом лепестке — иллюстрация к произведению, название которого нужно вспомнить) и композиторов (игра «Грампластинки»: отгадав имя композитора, чьё произведение звучит, дети наклеивают на пластинку карточку с портретом автора).
  5. Игры-драматизации. Инсценировка знакомых детям сказочных сюжетов предполагает эмоциональное раскрытие персонажей в соответствии со звучащей музыкой. Музыкальные игры-драматизации в детском саду: «Лиса и заяц», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Колобок», «Серая шейка».

Анализ оформления и работы музыкального уголка

Эффективность организации музыкальной среды в группе и работы в рамках развивающего уголка определяется востребованностью детьми, устойчивым интересом к самостоятельной деятельности.

Воспитатель проводит анализ музыкального уголка по критериям:

  • соответствие материалов уголка возрасту воспитанников;
  • разнообразие музыкальных игрушек и детских инструментов, атрибутов для музыкальных игр;
  • разнообразие фонотеки;
  • внешняя привлекательность.

Дети утрачивают интерес к предметной среде в том случае, если предметы для самостоятельных занятий сложны в освоении, они не умеют с ними обращаться. Старших детей не привлекает материальная база, состоящая из музыкальных игрушек, это наполнение для младших групп. В наборе игрушек и инструментов должно происходить постоянное обновление.

То же самое касается коллекции аудиозаписей и атрибутов для танцев и музыкальных драматизаций: когда ребёнок изучил материал, поиграл с ним, станцевал под песенку, ему вряд ли захочется возвращаться к повторению.

Привлекательность оформления можно определить по тем эмоциям, которые дети испытывают в уголке. Любопытно ли им изучать картинки на стенах и полках, хочется ли возвращаться в уголок, в хорошем ли настроении они его покидают.

Воспитатель выявляет недочёты в оборудовании и оформлении уголка, стремится исправить их и обогатить музыкальную среду в группе.

Работа в уголке анализируется совместно с музыкальным руководителем:

  • усвоение и закрепление, полученных на музыкальных занятиях;
  • эффективность индивидуальных занятий с отстающими воспитанниками/испытывающими трудности в каких-либо видах музыкальной деятельности;
  • степень развития музыкальных способностей, творческого самовыражения у детей.

Грамотная организация музыкальной зоны для каждой возрастной группы способствует развитию интереса у детей к миру музыки. Они ярче чувствуют эмоциональную сторону мелодий и песен, выражают своё настроение в танцевальных импровизациях. Главная задача музыкального воспитания в детском саду — сформировать у ребёнка культуру слушания и восприятие звучащих образов.

Источник

Оцените статью
Своими руками