Мундштук. Совет второй.
Автор: Олег Каратаев · Опубликовано 23.06.2021 · Обновлено 25.06.2021
Доработка мундштука.
Если при проверке плоскости стола обнаружились недочёты в виде просветов, неполного прилегания или “горбинки”, то мундштук просто необходимо доработать. (Ну, или убить окончательно, – если не повезёт). Для этого нужны навыки работы со слесарными инструментами и, собственно, руки. Если мундштук сильно искривлён, что возможно, но только если его до этого уже пытались “починить”. Либо если в Солнечном Китае глаза не справились с яркостью света и окончательную шлифовку проводили уже с закрытыми глазами. (Чем ещё объяснить закрученный в виде спирали мундштук, который я получил через Али-Экспресс.)
Так вот, в этом случае, когда необходимо будет полностью перешлифовывать опорную плоскость стола, – отложите этот мундштук в самый дальний ящик. Потому что для такой операции необходим опыт и приспособления, каковых у Вас пока нет. И вы пока не сможете правильно доработать этот мундштук. Если же плоскость в своей “массе” имеет место прослеживаться, но что-то где-то вызывает сомнения, то – Приготовьте шлифовочную поверхность в виде мелкой наждачной шкурки и стеклянной поверхности, на которой эта шкурка наклеена. Я пользовался водостойкими шкурками для малярных работ от 300 до 800 номеров зернистости на тонкой бумажной основе. В качестве опоры брал тарелку из микроволновки из жаропрочного стекла. Она по краям имеет обычно небольшой бортик, а в середине абсолютно плоская.
Шлифовка мундштука.
И вот, с водой, “намокрую”, зажав нервы в кулак (мысленно), сделав маркером штриховку в виде сеточки на плоскости, я начал пробовать. Предварительно, это обязательно, необходимо сфотографировать боковую проекцию мундштука, где будет видна кривая “закругления” и расстояние от начала закругления до носика. Это будет картинка фейса. И измерить первоначальный размер расстояния высоты носика от плоскости крепления трости (в просторечии “пасть”). Эти три величины собственно и составляют вместе ту “композицию”, которая заставляет саксофон звучать именно тем звуком, который присущ будет только этому мундштуку.
Конечно, воссоздать эти параметры точно, какими они были до, – невозможно. Но можно придерживаться “близко к тексту”, или, если есть уже опыт, пробовать свои комбинации. Мастера рефейса имеющие большой опыт, с одного взгляда могут сказать – как играет ваш мундштук. В сети я потом нашёл ролик, где подобная операция доработки мундштука была расписана более красноречиво, так что, не поленитесь и поковыряйтесь в интернете, – не пожалеете.
На что обратить внимание при доработке мундштука.
Значит, какие опасности нас тут подстерегают. Самое плохое, это неправильными движениями и нажимом ещё больше испортить наш мундштук тем, что “уведём” плоскость в другую “плоскость”, которую уже исправить без приспособы очень сложно. И чтобы этого не произошло, следуйте таким инструкциям: Мундштук нужно “вести” по шлифовочной плоскости плавно, без нажима, носиком вперёд и каждый раз, в конце проводки поднимая его и по воздуху возвращать в исходное положение.
Через три- четыре проводки посмотрите по остаткам маркера где происходит снятие (стирание) того, что выступает. Держите мундштук сверху так, чтобы усилие лёгкого прижима приходилось на середину и было постоянным. Если вдруг вы увидите, что ваша наждачка оставляет заметные царапающие следы вместо “пятен контакта” – поменяйте шкурку на более мелкую. Напильником я тоже пользовался, – но: Плоскость напильника, как оказалось, вещь очень капризная. И в магазине я не сразу выбрал себе достойный. Да и по номеру не часто встретишь подходящий личной напильник окончательной доводки. А “зубастым” можно только сделать ещё хуже. Особенно, если материал – пластик или эбонит.
Предварительная проверка мундштука.
Так вот, как только пятно контакта займёт всю основную плоскость, шлифовку можно прекратить и перейти к оценке соответствия этой плоскости (иногда совсем уже в другой плоскости) боковых рельсов. Если нет заметного “увода” и не появился ступенчатый переход перед “закруглением”, – самое время попробовать поставить любимую трость и “дунуть”, не забыв проверить “компрессию” (всосать до залипания трости и заткнув при этом хвостовик). Нормальная компрессия выдерживает от одной до двух секунд, прежде чем трость с характерным щелчком оторвётся. Если трость совсем не держится под вакуумом или держится меньше секунды, – ищите причину, где “подсасывает” воздух. А когда нашли, – не спешите. Не спешите “резать”. Прежде чем что-то отрезать, подумайте как это сделать так, чтобы сохранить общую начальную геометрию закругления рельс, которую потом вделать такой как была, уже может и не получиться.
Далее. Допустим, трость заиграла и разница Вас заставила приятно удивиться. Кстати, лёгкая шлифовка стола мелкой шкуркой не повредит даже фирменному мундштуку, и сгладив еле заметные следы от фрезы, которой изначально на станке создалась это рабочая плоскость, – хуже не будет. – Мундштуку это добавит яркости за счёт увеличения пятна контакта трости, которая передаёт колебания через это пятно. На альтовом Riko B3 который абсолютно новым меня заставлял изрядно напрягаться и издавал резкий, пронзительный звук, после лёгкой шлифовки стола заиграл так, что я себя зауважал почти так же как когда бросил курить! – А, – всего-то, несколько лёгких движений по мелкой наждачке, – снять заусенцы – и всё!
Фейс мундштука.
Теперь в двух словах о “фейсе”.. Высота поднятия, кривая “закругления” и величина от носика до начала “скоса” сильно влияют друг на друга. И, чтобы не натворить чудес, надо стараться соблюдать те пропорции, которые были изначально. Если, конечно, не требуется менять “номер” (величину пасти). В этом случае нужно знать, что с увеличением открытости пасти, нужно увеличивать и расстояние от носика до начала скоса. Но делать нужно это очень вдумчиво и постоянно пробуя на “продув”. Из своего опыта скажу, – что чем длиннее это расстояние, тем легче берутся “низа” но теряется тембристость. Повышается звонкость и яркость, становится легче продувать, но …
И ещё, – опять же из опыта, – Добыл я фирмовый мундштук, б\у, разумеется, и начал его пробовать. Сразу в уши бросился его тембр, красивый такой… но звук был глуховатым. И очень неохотно брались Си и Си-бемоль, что внизу, что во второй-закрытой. – Ну, выбешивало просто, что вместо нормального звука на этих нотах были противные дребезжащие подобия. Естественно, – стал присматриваться. – А это металл, посеребрённый Сельмер, винтаж.
Вот как бывает.
Я даже не думал, что в нём может быть косяк. Грешил на трости и на свои навыки. Но потом, взяв лупу и присмотревшись, увидел сточенные рельсы вместе с передней кромкой с целью увеличить пасть. Пасть они увеличили, но при такой небрежной доработке мундштука, нарушили весь баланс фёйса! Я, уже имея опыт, решил попробовать плавно вывести “кривую” в сторону “плавности”, убрав этот яркий “загиб” на конце, увеличив при этом расстояние от кончика до начала закругления.
А что делать? – Пришлось снимать посеребрённый металл! Но, какова была моя радость, когда я услышал такой звук, что … у меня даже манера звукоизвлечения сместилась в сторону более профессиональной (от живота). Сакс запел!! – Запел по-настоящему! – Как певцы поют, – так и он начал петь! Что там петь.. он у меня просто зарыдал вместе со мной! Ну, да сейчас Алла на нём играет. – Понимаете. А я на неё “поддавливаю” чтобы работала над красивым звуком и правильно старалась делать подачу. – Это даже на видео слышно, где “начало”. То-есть, правильный мундштук, – это тоже очень важно!
В заключении.
Ещё хочу заметить.. – величина “выпуклости”, в смысле радиус конкретно влияют на тембр и у каждой фирмы свои сочетания (тут ещё мост имеет важное значение при этом). Но чем площе эта “выпуклость, тем легче звукоизвлечение и сам отклик, а чем “круглее”, – тем звук более мясистый, но тугоплавкий. И чтобы этот момент скомпенсировать, стали экспериментировать с мостами. И теперь открытость пасти на мостовом мундштуке совсем не говорит о том, насколько он будет нелёгким на продув. Потому что мост заметно снижает этот эффект в сторону добавления яркости и звонкости. – Это чисто мои наблюдения, если что. Ну, на сегодня – всё. Завтра расскажу как можно издеваться над тростями и где у них слабое звено. )
Источник
Мундштук для саксофона своими руками
Раздел 5. Рефейс мундштука под ТРОСТЬ.
Одним из реальных путей достижения совместимости мундштука и трости есть изменение профиля фейса мундштука под параметры определенной («любимой») трости.
Итак, вы определились в выборе трости с учётом параметров заточки и её тембрового потенциала. Например, джазовая трость фирмы Vandoren java 2,5 или Fibracell 3.
Для обеспечения эффективной работы трости на мундштуке необходимо, чтобы фейс мундштука «обеспечил» эти условия для работы.
При имении необходимых знаний, элементарных слесарных навыков, измерительного инструмента и самое главное – ЖЕЛАНИЯ, произвести рефейс мундштука под трость вполне реально.
Если же указанных компонентов у вас нет, то играйте на том, что у вас есть и учавствуйте в бесконечном поиске звучащей, совместимой трости с вашим мундштуком.
НО. Даже если вы будете очень много и упорно дудеть, то ваши несовместимые трость и мундштук так и останутся НЕСОВМЕСТИМЫМИ.
В качестве доказательства реальности достижения совместимости трости и мундштука путем доработки фейса мундштука, произведу рефейс Вашего мундштука под Вашу любимую трость.
Первому желающему произвести рефейс, заявившему об этом в теме, рефейс будет произведён БЕСПЛАТНО. Ваши только почтовые расходы на отправку и обратную доставку мундштука и трости.
Для рефейса принимаются альтовые и теноровые мундштуки. Можно присылать кривые, неиграющие мундштуки, так как в итоге доработки мундштука будет произведен контроль и выведение поверхности стола мундштука и выведение новой кривой фейса.
В связи с тем, что я проживаю в Украине, то предпочтительно, чтобы заказчик тоже был из Украины.
Желательно перед отправкой мундштука снять видео-тест исходного мундштука. И также снять видео-тест после получения доработанного мундштука.
Кроме того, мною будет снято видео по входящему (до обработки) и выходящему ( после доработки) контролю состояния совместимости трости и мундштука. Ссылка на видео будет размещена в этой теме.
P.S. Если вы думаете, что рефейс мундштука под трость БРЕД, то продолжайте так думать и дальше. Но многие мировые производители тростей и мундштуков разрабатывают трости, а потом под эти трости выпускают линейку совместимых мундштуков. За примером далеко ходить не надо – фирма Vandoren, Rico, Forestone, Ishimori ( woodstone), Brahner, Francua Lui, Legere и список можно продолжить дальше.
А производитель тростей Fiberreed под СВОИ ТРОСТИ. кроме своих мундштуков заказал у Тео Ванне специальные мундштуки Tantra.
Вот такой АКУСТИЧЕСКИЙ БРЕД мировых производителей тростей и мундштуков или логическая ЗАКОНОМЕРНОСТЬ решения проблемы совместимости тростей и мундштуков .
Источник
Как сделать саксофон тише
Человек идёт по улице и видит магазин со странным названием: «Саксофоны и пистолеты». Любопытство берёт верх, он заходит внутрь и спрашивает:
— Почему вы так называетесь?
— Понимаете, сэр, это выгодно. Как у нас кто-нибудь покупает саксофон, через пару дней прибегает его сосед — за пистолетом.
Сделать саксофон потише — задача, которая волнует многих — как играющих, так и страдающих от игры соседей. Особенно это важно для учеников, так как начинающие извлекают из трубы звуки, далёкие от того, что мы слышим на сборниках «Romantic Saxophone». Проблема, однако, в том, что просто так заткнуть раструб сакса не получится: звук идёт от всего инструмента. И весь саксофонный мир дружно обсуждает, что же всё-таки возможно сделать, чтобы не навлечь на себя кары. Сразу оговорюсь, что в большинстве случаев придётся пожертвовать качеством тона. Но для отработки аппликатур, для игры гамм (а это очень большой и не самый приятный на слух кусок практики) этим можно временно пренебречь — а тон уже делать отдельно.
Выкладываю всё, что нашёл в форумах и что придумал сам.
1. Трость помягче. Я видел в продаже «единички», но даже «двойка» будет уже тише, чем 3-4-5.
Плюсы: не меняется тон. Дёшево.
Минусы: влияние на громкость незначительно.
Цена вопроса:
2. Поролоновые вставки в раструб и эску. Они есть готовые в продаже, но за $25-70 + доставка, я думаю, любой способен взять кусок пористого продуваемого поролона, ножик, и вырезать сам. Как они выглядят, посмотрите здесь. Цилиндрик в подмундштучную трубу, два кружка с дырками в раструб (выше и ниже первого клапана).
Плюсы: убираются верхние обертора, звук становится несколько тише. Дёшево.
Минусы: слегка искажается тон.
Цена вопроса: даром, если найдёте поролон и нож. И до $70, если вы ленивы и богаты.
3. Кусок ткани в подмундштучной трубе. Моя собственная придумка, позволившая радикально уменьшить громкость. Я взял полоску тонкой ткани длиной сантиметров 5 и шириной 11, свернул её в трубочку и протянул её от мундштука вниз по трубе (закрепив кончик под мундштуком, чтобы не улетело). Звук стал глуше, но настолько тише, что можно играть даже ночью. Тяжелее дуть — но это решается экспериментальным подбором такой ширины ткани, чтобы и глушило, и не мешало. К сожалению, при таком способе верхние ноты «сползают» вниз. Приходтся делать ленту короче, но тогда повышается громкость. Нужно искать компромисс между громкостью и возможностью подтянуть тональность амбошуром.
Плюсы: кардинально тише. Дёшево.
Минусы: очень искажается тон. Нужно искать возможность отдельно его отрабатывать. Немножко тяжелее дуть. Тональность «сползает» вниз — до полутона на октаву. Ткань мокнет, нужно вынимать и сушить.
Цена вопроса: бесплатно.
4. Управление амбошуром. В одном из форумов человек рассказывал, что за год научился играть тише, а через три года может играть ночью, не будя детей, которые спят в соседней комнате. У меня была схожая ситуация с флейтой — вначале я мог играть верхние (да нижние) регистры только громко. Но за полгода научился играть почти шёпотом, при этом сохраняя тон.
Плюсы: не искажается тон, не нужно никаких дополнительных приспособлений. Дёшево.
Минусы: большое время на овладение. Причём как раз в тот период, когда нужно больше всего щадить окружающих.
Цена вопроса: сотни часов практики. Осложнение отношений с соседями.
5. Специальный бокс. Стоит долларов четыреста, глушит очень хорошо.
Плюсы: глушит.
Минусы: не мобилен, стоит как половина неплохого саксофона. Ещё те, кто пользовались, жаловались на искажение тона — приходится потом тратить схожее время на его отработку. Но это общая проблема всех глушителей.
Цена вопроса: $350-400.
6. Саксофон размером поменьше. Сопрано будет тише, чем альт, а альт тише, чем тенор.
Плюсы: чистый звук.
Минусы: цена. И всё равно громко. Саксофоны всё-таки создавались как мощные звучные инструменты.
Цена вопроса: б/у — 10 т. р., и выше. Новые — от 15 тысяч и до небес.
7. Коробка, обитая упаковками для яиц. Или даже комната. Старый добрый способ сделать тише домашнюю звукостудию.
Плюсы: глушит неплохо, по отзывам очевидцев/ухослышцев.
Минусы: не всегда можно выделить под это комнату. В коробке неудобно играть. Если сделать её открытой с одной стороны и помещать туда только инструмент, глушит хуже.
Цена вопроса: навыки строительства, комната, тонна яиц.
8. Отдельно упомяну JazzLab Saxophone Silencer. Это глушилка на мундштук, когда просто тренируешь амбошур. Навинчивается вместо саксофона. Судя по тому, что я вижу, можно и самому склепать.
Плюсы: можно брать с собой в путешествия, чтобы не прерывать практику.
Минусы: цена, если не делаешь штуку сам.
Цена вопроса: полсотни долларов.
9. Прикрепить мундштук на флейту. Это расширенная вариация предыдущего способа.
Плюсы: мобильность и тихий звук. Можно отрабатывать не только амбошур, но и аппликатуру — у флейты она похожая. Веселее не просто дуть, а играть. Экзотично.
Минусы: нужна флейта, нужно суметь соединить флейту и трубку.
Цена вопроса: поперечные флейты на eBay продаются тысяч от трёх рублей. Более-менее съедобные, я одну такую купил — играть можно.
Разумеется, ещё есть очевидный способ: перебраться туда, где звуки никому не будут мешать. В специальный зал, в лес, в тундру.
Также всем играющим очень рекомендую «Saxophone acoustics: an introduction» кафедры физики New South Wales University Сиднея. Это наверное самое мощное научное исследование акустики духовых и прочих: флейты, кларнета, саксофона, гитары.
глушитель на саксофон • саксофон • тихий саксофон
Источник