Мозартика терапия методика своими руками

Развитие детей дошкольного возраста посредством игровой методики «Мозартика»

Пачковская Елена
Развитие детей дошкольного возраста посредством игровой методики «Мозартика»

Развитие детей через игровую методику «Мозартика».

Игра — ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Изучая игру ребенка, наблюдая его в игре, анализируя, исследуя его игру, можно очень многое узнать о ребенке, также наблюдая за игрой ребенка можно сделать заключение об эмоциональном и интеллектуальном развитии.

Несомненно, игра ребенка неизбежно зависит от вида игрушек, игр, и имеющегося в его распоряжении игрового материала, но многое узнается посредством тщательного опроса и наблюдения.

Игра развивает нравственные качества — партнерство, совместимость, дружба, сотрудничество. С помощью игры познается окружающий мир, развивается творческая инициатива, пробуждается любознательность, формируется чувство ритма, вырабатывается пластичность, активизируется мышление, Игра учит поиску необходимого решения, оптимального выхода.

В игровом общении ребенок постепенно осваивает механизм полноценной адаптации к условиям и требованиям жизни в семье и в школе. Игра сопровождается доверием, добром, искренностью и радостью самого ребенка. Грамотно организованная игра может являться школой для профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, школой поддержки, одобрения деятельности ребенка, ребенка с ограниченными возможностями.

Кроме того, ребенок, управляя игрой, становится активным.

Подготовка к школе важнейший этап для ребенка дошкольника.

Каждый родитель мечтает, чтобы их ребенок как можно раньше выучил буквы и цифры – и вот, в их понимании, ребенок готов к школе.

Но как показала практика этого недостаточно. Важнее научить ребенка производить мыслительные операции, такие как синтез и анализ; развивать память, внимание, мышление; развивать кругозор, коммуникативные навыки, развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивать умение выполнять требования взрослых и многое другое.

Все это и не только можно развивать у детей с помощью игр «МОЗАРТИКА»

Что же такое — «МОЗАРТИКА»

Мозартика — современная оригинальная технология,возникшая как симбиоз трех психологических направлений:

игротерапии,

Мозартика на практике используется в работе со специально разработанными комплектами игрового развивающего и реабилитационного оборудования (игр Мозартики).

В каждый игровой комплект входят одно или несколько игровых полей (размеры которых могут варьироваться от размера большого альбомного листа до размеров огромного стола, настенного панно или напольного ковра) и многочисленный набор фантазийных игровых фигурок (довольно большой численности). Игровые поля создают символическую основу, своеобразную мировоззренческую «канву», базируясь на которой играющий с помощью игровых фигурок «конструирует» свое видение мира, с глубоким эмоциональным включением, поиском и пониманием своего «Я». Символический фантазийно-игровой мир не уводит в страну иллюзий, а, наоборот, позволяет, во-первых, «встроить» свои проблемы в реальный мир, проработав их, освободившись негативных стереотипов и комплексов, и, во-вторых, увидеть все богатство и разнообразные возможности этого реального мира.

На сегодняшний день существуют игровые серии: «Витражи», «Усадьба», «Городок», «Туманы», «Дорога в Космос», «Космос-1,2», «Русское чудо – Москва XVII», «Павлин», «Чудо дерево»,

В нашем саду приобрели 6 наборов игр «МОЗАРТИКА»

Мозартикуможно использовать как:

Мозартика и реабилитация (все образы имеют позитивно-созидательную направленность)

Мозартика и профилактика (через игровую форму можно равивать и восстанавливать для ребенка общечеловеческие, региональные, национальные и индивидуальные ценности мира

Мозартика как средство коммуникации (средство для взаимодействий «ребенок-взрослый», «ребенок- внешний мир», «ребенок – ребенок – внешний мир», «ребенок – взрослый – внешний мир»

Мозартика с системе семейных отношений (игра это место на котором возникают основы диалога, взаимопонимания, доверия, поддержки)

Мозартика и развитие детей

Зачастую при использовании многих известных систем развития возникает ситуация, когда стимулируется доминирующее развитие левого полушария, отвечающего за логику и аналитическое мышление, а развитие правого, отвечающего за интуитивно-образное, чувственное восприятие, подавляется. Что бы этого избежать, нужно одновременно развивать оба полушария. И в этом нам поможет «Мозартика», так как она, во-первых, активизирует эмоциональное, интуитивно-образное восприятие, а во-вторых она способствует развитию интегративных функций мозга. И еще один немаловажный плюс Мозартики, с ребенком не нужно специально заниматься «Мозартика является прекрасной игровой развивающей средой для ребенка, что бы он ни делал с игровым полем и фантазийными фигурками, игра все равно окажет на него свое развивающее воздействие.

При этом «Мозартика» — прекрасно сочетается с любыми другими системами развития ребенка тем самым усиливая свое и их воздействие.

Мозартика нравиться детям тем, что она проста и удобна в применении. Она вызывает приятное впечатление и ощущение детства, сказки, снимает напряжение, негативное эмоциональное состояние, у детей появляется желание рассказывать о придуманном сюжете, о себе.

Читайте также:  Положить балки своими руками

А также тем, что в игре нет выигравших и проигравших, нет правильно или неправильно выложенных композиций, нет правил (если не считать правилом то, что надо выкладывать фигурками, а не кидаться ими во все стороны).

Обучение технологии «Мозартика» идет своим чередом. Не все еще понятно, есть множество вопросов, и я уверена, потребуется много времени, чтобы в идеале овладеть этой методикой. Но все же так как меня эти игры заинтересовали, я пробую внедрять их в свою ежедневную воспитательскую работу.

Игра, которую в первую очередь начали осваивать дети — «Витражи»

Эта игра, которая позволяет игроку выстроить динамическую цветовую модель своего внутреннего эмоционального мира. Ребята на выбор берут игровое поле (10 полей, разных по цветовой гамме, на котором им хочется творить.

Далее у ребенка можно поинтересоваться, он будет использовать цветовую гамму выбранного игрового поля или будет добавлять другие цвета. Также можно предложить использовать определенное количество, форму фигурок, например если вы проходили по ФЕМП часть и целое, или формируете знания у детей о геометрических фигурах, их элементах.Можно ввести условие: смоделировать любую геометрическую фигуру (из нескольких треугольников один большой треугольник и т. д.) в указанном направлении и использовать ее в своей дальнейшей композиции.

По окончанию занятия мы с ребятами рассматриваем законченные работы, а авторы нам их презентует в виде описательного рассказа. А я уже как педагог обращаю внимание – присутствует ли гармония, насколько хаотично расположены фигуры и какая цветовая гамма преобладает (если же конечно он не использовал только те цвета, которые были заявлены на выбранном игровом поле)

После всего перечисленного, обязательно фото каждой композиции.

Источник

Развивающее обучение — МозАртика

Марина Федосеева
Развивающее обучение — МозАртика

Школа МозАрт включает в себя знакомство, освоение и применение специалистами на практике инновационной арт-игровой технологии МозАрт. Название технологии произошло от игры — мозаика и искусство — арт.

Специалисты характеризуют МозАртику как уникальную инновационную технологию, предназначенную для решения различных задач, при работе с людьми. Кто-то называет её методом, кто-то методикой, а кто-то просто игрой. И это вполне понятно, т. к. по сути своей МозАртика (по замыслу её создателей и реализованным принципам разработки) – некий всеобъемлющий принцип, формат культуры, направленный на прямую работу с картиной мира человека и создание условий для сохранения основополагающих культурных констант общества и обусловливающий как подходы, так и результаты её применения.

Информация о Мозартике и опыте её применения размещаются самими специалистами на электронных ресурсах по всей стране. Объём информации обширен. Условно еёможно разделить на три основные группы: научные исследования; рассказ специалистов о практике применения подходов и принципов Мозартики в своей работе; личные впечатления людей от соприкосновения с Мозартикой.

В течение уже 20 лет возможности и результаты применения Мозартики исследовались в научных статьях и диссертационных работах целого ряда авторов. Например, в сферах педагогической и коррекционной психологии – к. п. н., доцентом кафедры практической психологии Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова Н. П. Болотовой (диссертационная работа: «Психокоррекционная работа педагога-психолога с семьями, воспитывающими подростков с двигательными нарушениями» и целый ряд научных статей о практике и результатах применения Мозартики ( http://mggu-sh.ru/news-aspirantura/01-11 — 11/bolotova-natalya-petrovna, http://psychology-corner.ru/ ).

Технология включает пособия П. Э. Руссавской Мозартика и методики их применения Н. П. Болотовой. Метод разрабатывался с момента появления серии дидактических пособий Мозартика, в течение нескольких лет с проведением апробаций и экспертиз.

В зависимости от направления деятельности специалиста и поставленных перед ним задач, Мозарт применяется в развивающих и в психотерапевтических целях, в индивидуальном, групповом, и семейном подходах. Технология пользуется успехом у специалистов реабилитационных и психологических центров, социальных и образовательных учреждений. Выпускники высших учебных заведений защищают квалификационные работы с применением технологии Мозарт.

Авторские права технологии МозАрт и ее методики защищены.

Каждая игра Мозартики содержит два типа игровых элементов — это игровые поля и фантазийные фигурки. У каждого из этих двух типов элементов своё особое назначение. Игровые поля — это символическая основа, своеобразная мировоззренческая «канва», архетипически отражающая базовые представления о мире. А фантазийные фигурки – это средство творческого самовыражения, продуктивный «образный конструктор» своего видения мира.

В начале второго десятилетия XXI столетия Н. П. Болотовой была разработана психокоррекционная технология МОЗАРТ.Эта технология представлена 3-мя методиками:

Читайте также:  Красивые вазы для интерьера своими руками

МозАрт-развитие

МозАрт-терапия

МозАрт-семейный ресурс.

Методика «МозАрт-развитие» используется в работе с детьми с ОВЗ дошкольного, школьного и подросткового возраста. Коррекционный потенциал этой методики направлен на развитие когнитивных процессов, продуктивных форм общения и сотрудничества, самоконтроля. Большое внимание уделяется развитию у детей с ОВЗ эстетического вкуса. Задания предлагаются детям в игровой форме. Методика «Мозарт-развитие» эффективна в работе с детьми с ОВЗ с целью коррекции как общего психического развития, так и в области преодоления внутриличностных конфликтов.

Методика «МозАрт-развитие» может использоваться в работе как с нормально развивающимися детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подростками, так и с детьми, имеющими трудности в обучении, коммуникативной сфере и межличностных отношениях, а также в работе с детьми с ОВЗ, включая детей с задержкой психического развития (ЗПР, синдромом дефицита внимания (СДВГ, детским церебральным параличом (ДЦП) и другими двигательными нарушениями, умственной отсталостью, ранним детским аутизмом (РДА, синдромом Дауна и др.

Цель методики: увлекательно и интересно развивать ребенка в игро-арт-пространстве с помощью заданий и упражнений.

Формы работы: индивидуальная или групповая.

Материал: игровые наборы серии «Мозартика», фотоаппарат; бланк протокола, ручка.

Инструкция: «Уважаемый (е) участник (и) игры! Вам предлагается красивая и интересная игра. Она состоит из игрового поля и игровых карточек-фигурок, из которых можно собрать картинку или композицию. Соберите ее» (может быть дано конкретное задание).

Перед озвучиванием инструкции исследователю необходимо установить атмосферу доброжелательности и доверия. Задания ребенку на развивающих занятиях могут быть даны как один раз, так как не требуют закрепления, так и даваться неоднократно из занятия в занятие систематически или периодически, пока не выработается и не закрепится навык его выполнения.

Дидактические игровые артпособия технологии «МозАрт» серии «МозАртика»: «Павлин», «Чудо дерево», «Витраж», «Туманы», «Усадьба», «Русское чудо», «Подмосковный городок», «Космос», «Дорога в космос» способствуют усвоению ребенком основных или смешанных цветов, геометрических форм, развитию мыслительных операций и моделирования. Игровые пособия могут быть направлены на развитие речи, воображения, умения фантазировать, сочинять и т. д.

Игровая сессия по методике «МозАрт-развитие» состоит из нескольких этапов.

Подготовительный этап предполагает знакомство ребенка с дидактическим материалом и включение его в игровой процесс.

Игровой этап включает выполнение ребенком на игровом поле инструкции, заданной психологом, с применением карточек-фигурок. Психолог внимательно наблюдает за выполнением инструкции и частично заполняет протокол. Во время игрового процесса, когда ребенок-подросток сам выполняет задание и создает композиции из карточек с художественной составляющей, психолог анализирует качество выполнения задания.

У детей с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в психическом состоянии отмечаются вторичные психоэмоциональные реакции ограниченности своего жизненного пространства. Дети впервые получают возможность самовыражения средствами искусства.Возможной компенсацией фрустрированной потребности в межличностных контактах подростков с нарушениями движений может служить общение с помощью обобщенных структурированных по базовым социальным ценностям образов: природа, дом, город, деревня и др., которые заложены в «МозАрте». Дети через воображение и фантазию расширяют внутреннее психологическое пространство, что позволяет снять психологические реакции на ограничение поведенческой активности.

Этап обсуждения выполненного задания вносит активное общение ребенка с психологом, в ходе которого обсуждаются сильные и слабые стороны выполненной инструкции. Специальные вопросы психолога подводят ребенка к пониманию правильности или неправильности выполнения задания, возможности внесения исправлений, доведения задания до качественного уровня.

Этап психокоррекции и психотерапии — осмысление испытуемым проявившейся проблемы в игровом сюжете, моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации в будущем. Специалист в это время, помогает ребенку осуществить личностный прорыв, способствует замещению у ребенка негативных реакций на позитивное восприятие.

Пример. Ваня (4 года) импульсивен, имеет трудности восприятия части и целого, формы и существенных признаков предмета, не различает цветов. С ребенком проведен цикл из 10 занятий по методике «МозАрт-развитие». На первых трех занятиях с пособиями «Павлин» и «Чудо-дерево» Ваня постоянно отвлекался, позитивная динамика отсутствовала. С четвертого занятия он проявил увлеченность игровым процессом, стал различать цвета. К концу цикла вел себя на занятиях более сдержанно, освоил дополнительные цвета, геометрические формы сравнивал с реальными предметами и т. д.

Игровые сеансы способствуют развитию образного мышления, различению геометрических фигур, умению рассуждать, давая обоснованные объяснения.

Методика «Мозарт-терапия» позволяет нейтрализовывать эмоциональные и поведенческие проблемы, стимулирует межличностное взаимодействие, формирует навыки коммуникации, инициируемые в процессе творчества при помощи изобразительных ресурсов.

Читайте также:  Мини газовый гриль своими руками

Методика «Мозарт-терапия» может применяться как проективная психодиагностическая методика. Также может использоваться с психокоррекционными и психотерапевтическими целями.

Мозартикотерапиявыполняет следующие функции:

• коммуникативную — установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

• релаксационную — снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему, повышает адаптационные способности;

развивающую — развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.) и мелкой моторики;

• функцию самореализации человека. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это естественное пространство самовыражения;

• терапевтическую функцию — игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений;

развлекательную — влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов.

С помощью методики «Мозарт-терапия»могут быть смягчены или полностью разрешены различные проблемы: страхи, тревоги, неуверенность, низкая самооценка, трудности коммуникации, социальной дезадаптации, невротические расстройства, нетолерантное отношение к чужому мнению, иной точке зрения, внутриличностные и межличностные конфликты, психосоматические заболевания, постстрессовые расстройства, кризисные состояния, утрата, горе. Методика «Мозарт- терапия» может сочетаться с другими методиками.

Важным аспектом в психолого-педагогической коррекции детей и подростков является активное включение всех членов семьи в процесс формирования и воспитания подрастающего поколения.

Методика «Мозарт – семейный ресурс» создает условия для оптимизации личностного развития детей и подростков с помощью гармонизации микросоциальной среды. Она позволяет корректировать негативные формы взаимоотношений, снимает эмоциональное напряжениев межличностных и внутрисемейных отношений.

Каждый игровой комплект мозартикиработает со своим ассоциативно-тематическим пластом картины мира:

«Витражи» — текущее эмоциональное состояние

«Усадьба» — ближний социальный круг

«Городок» — дальний социальный круг

«Туманы» — глубинное эмоциональное поле

«Дорога в Космос», «Космос-1,2» — мировоззренческая сфера «Русское чудо» — мировоззренческие аспекты в социальном контексте.

Методика «Мозарт – семейный ресурс» корректирует детско-родительские и родительско-детские отношения, формирует принятие родителями ребенка с ОВЗ; «реанимирует» и устанавливает гармоничные супружеские отношения; оптимизирует межпоколенные отношения. Методика «Мозарт-терапия» также может сочетаться с другими методиками.

1. Ткачева В. В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;

2. Ткачёва, Виктория Валентиновна.Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья : учебно-методическое пособие / В. В. Ткачёва, Е. В. Устинова, Н. П. Болотова ; под ред. В. В. Ткачёвой. —Москва : ИНФРА-М, 2018. — 190 с.,

3. Творческое культуроосвоение в инновационной образовательной технологии Мозартика. Н. П. Болотова, А. Н. Берникова, А. П. Руссавская, П. Э. Руссавская

Обучение сюжетным играм малышей (часть 1) Освоение сюжетной игры происходит на третьем году жизни ребенка и имеет большое значение для его психического развития. Малыша привлекает.

Игра «Часы» для обучение детей чтению Игры — рисунки вызывают у детей интерес и облегчают усвоение материала. Предлагаемая игра имеет многофункциональный характер: закрепляет.

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Консультация «Обучение детей элементам тенниса» Этот материал может быть полезен для инструкторов, родителей и педагогов. Все дети без исключения, судя по моему опыту, любят работать.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

Обучение детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок (Технология А. А. Нестеренко) Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки. Загадки.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения. Фотоотчет Для лучшего освоения детьми правил дорожного движения, необходимо применять в работе различные методы и формы обучения. Для этих целей подойдут.

Консультация «Леворукий ребенок в школе: обучение письму» Когда ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой.

Развивающее обучение в начальной школе В условиях реализации требований ФГОС ООО актуальной становится технология развивающего обучения. Цель технологии: формирование у детей.

Семинар-практикум «Обучение с увлечением». Фотоотчет Семинар-практикум «Обучение с увлечением». фотоотчетВ феврале посетила районное методическое объединение для воспитателей подготовительных.

Источник

Оцените статью
Своими руками