- Строительство :: жилое, промышленное.
- Устройство (строительство) мойки колес для строительной техники
- Форум для экологов
- Пункт мойки колес
- Пункт мойки колес
- Пункт мойки колес
- Пункт мойки колес
- Пункт мойки колес
- Пункт мойки колес
- Пункт мойки колес
- Пункт мойки колес
- Пункт мойки колес
- Пункт мойки колес
- Пункт мойки колес
- Монтаж пункта мойки колес на строительной площадке
- Пост мойки колес на стройплощадке
- Мойка колес автомобиля актуальна не только на стройке.
- Пост мойки колес для стройплощадок работает по принципу оборотного (замкнутого) водоснабжения.
- Стандартный пост очистки колес грузового автотранспорта состоит из:
- 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 1.1 Основные требования к пунктам мойки (очистки) колес автотранспорта
- 1.2 Технологическая схема пункта мойки (очистки) колес
- 1.3 Конструктивные решения пунктов мойки (очистки) колес
- 2 РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В ВОДЕ И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПУНКТОВ МОЙКИ (ОЧИСТКИ) КОЛЕС
- 2.1 Общие данные
- 2.2 Расчет потребности в воде
- 2.3 Расчет потребности в электроэнергии
- 3 ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ПУНКТА МОЙКИ (ОЧИСТКИ) КОЛЕС АВТОТРАНСПОРТА
- 3.1 На стадии разработки проекта организации строительства (ПОС)
- 3.2 На стадии разработки проекта производства работ (ППР)
- 4 ПОСАДКА ПУНКТА МОЙКИ (ОЧИСТКИ) КОЛЕС НА СТРОИТЕЛЬНОМ ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ
- 4.1 Место расположения пункта мойки (очистки) колес
- 4.2 Подключение к действующим инженерным сетям (водоснабжения, канализации, электроснабжения)
- 4.3 Устройство временных автодорог и площадок для автотранспорта
- 5 УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПУНКТОВ МОЙКИ (ОЧИСТКИ) КОЛЕС
- 5.1 Основные требования к эксплуатации
- 5.2 Меры безопасности
- 6 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Приложение А
Строительство :: жилое, промышленное.
Устройство (строительство) мойки колес для строительной техники
В предыдущей статье мы разработали котлован и соскладировали грунт в отвал на территории строй.площадки. Предположим, у нас появился определенный объем грунта, который необходимо вывести (он просто лишний и занимаем место, которого на стройке всегда не хватает). Мы не можем управлять погодой и застраховать себя, скажем, от дождя. А во что превращается глина в дождь? Правильно, грязища будет неописуемая. Как только самосвалы с десяти сантиметровым слоем замоченной глины на колесах выедут на общественную проезжую часть – ждите в гости сотрудников ГИБДД и будьте готовы оплатить штраф.
Нам на помощь приходит – мойка колес для строительной техники.
Устроена мойка колес достаточно просто и изготавливается за 1 рабочий день.
Нам понадобятся 4-6 железобетонных плит (если есть, то лучше дорожные), немного бетонной смеси (закажите небольшой запас, когда будете производить бетонирование каких-либо конструкций) и керхер – установка, которая создает поток воды под давлением.
Плиты укладываем перед въездом по 2-3 штуке друг к другу (как на фото) на подготовленное выровненное основание. Бетонируем их по периметру – исключаем осевые смещения и устраиваем заезд/съезд для автомобильной техники. Рядом с мойкой копаем яму (если есть возможность, можно даже опустить в нее несколько сантехнических ж.б. колец, чтобы укрепить стенки от обрушения) для сбора воды. Нужно обеспечить уклон к яме, делается это с помощь все той же бетонной смеси.
Остается подключить керхер к шлангу подачи воды и поставить человека, который будет мыть колеса всех выезжающих машин. Поверьте, дешевле 1 раз потратиться на плиты и керхер, которые останутся в Вашем пользовании, чем оплачивать штрафы, де еще если они оформлены на юридическое лицо (которые в разы выше).
И как говорится, чистота – залог здоровья, порядок – прежде всего!
Источник
Форум для экологов
Форум для экологов
- Темы без ответов
- Активные темы
- Поиск
- Персональные данные
Пункт мойки колес
Пункт мойки колес
Сообщение Лола » 16 мар 2009, 22:44
Пункт мойки колес
Сообщение Пожар » 16 мар 2009, 22:44
Пункт мойки колес
Сообщение Лола » 16 мар 2009, 22:44
Пункт мойки колес
Сообщение Пожар » 16 мар 2009, 22:44
Пункт мойки колес
Сообщение К_Татьяна » 16 мар 2009, 22:44
Пункт мойки колес
Сообщение mont-blanc » 16 мар 2009, 22:44
Пункт мойки колес
Сообщение bulat1984 » 17 мар 2009, 01:32
Пункт мойки колес
Сообщение seergy » 17 мар 2009, 01:32
💡
1) СНиП 12-01-2004 п 5.1:
«По требованию органа местного самоуправления строительная площадка может быть оборудована устройствами или бункерами для сбора мусора, а также пунктами очистки или мойки колес транспортных средств на выездах, а на линейных объектах — в местах, указанных органом местного самоуправления.»
2)Постановление Правительства Москвы от 16.05.2006 г. № 322-ПП
«Об организации работ по наведению порядка на территории города при проведении земляных и строительных работ»:
«1.1. При разработке проектов организации строительства (ПОС), стройгенпланов на подготовительный и основной периоды строительства, в т.ч. по объектам прокладки, реконструкции и капитального ремонта инженерных коммуникаций, следует определять необходимость установки пунктов мойки колес и их количество с учетом вида проводимых работ, их объема и условий строительной площадки, а также разрабатывать конкретные мероприятия по обеспечению чистоты прилегающей к строительным площадкам территории.»
3)«Порядок организации и осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений различного назначения».Разработчики : Союз инженеров-сметчиков; Утверждён : 01-04-2006 ; Сведения о публикации : журнал «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» №4 2006 г. п 3.1:
«По требованию органа местного самоуправления строительная площадка может быть оборудована устройствами или бункерами для сбора мусора, а также пунктами очистки или мойки колес транспортных средств на выездах, а на линейных объектах — в местах, указанных органом местного самоуправления.»
💡 Производственные сточные воды от мойки автомобилей после очистки повторно использовать в производственном цикле – системе оборотного водоснабжения.
Каких-либо сбросов в системы водоотведения не допускать!
Для утилизации твердых осадков заключить договор со специальными службами, занимающихся утилизацией и очисткой промышленных отходов.
Пример расчёта (не мой, кто-то делился) и схема мойки см. ниже
С уважением.
Пункт мойки колес
Сообщение Акулина » 17 мар 2009, 01:32
Пункт мойки колес
Сообщение seergy » 17 мар 2009, 01:32
Попробуйте ориентировочно взять концентрации по аналогии с поверхностным стоком:
«Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты», принятые ГКООС РФ от 29.12.98. приложение 4 строительные площади.
Источник
Монтаж пункта мойки колес на строительной площадке
Монтаж мойки колес для грузовых автомобилей можно последовательно разделить на несколько этапов.
В первую очередь, выбирается и подготавливается ровная горизонтальная площадка (может быть грунтовой, асфальтовой, бетонной и т.п.), на ней устанавливается металлическая эстакада. Необходимо отметить, что к площадке обязательно должен быть подведен источник электропитания 2,5 кВт, в случае если это пункт мойки колес с обогревом — 8,5 кВт.
На втором этапе, устанавливается приямок для стоков с эстакады (расстояние от нее не более 2 м). Объем приямка должен составлять не менее 0,7-1 м3. а глубина не мене 500 мм.
Мойка устанавливается на ровной площадке параллельно эстакаде на расстоянии 2-3 метра, чтобы не мешать заезду автомобиля на эстакаду и съезду с нее. Пульт управления установки должен быть направлен в сторону эстакады для удобства управления и контроля за работой оборудования.
Эстакада и приямок связываются резиновыми рукавами.
Мойка колес заполняется не менее чем на одну треть водой.
Подводится электропитание к шкафу мойки. Подводку производит электрик с допуском до 1000В. Для мойки без обогрева с напряжением 220 вольт подводится 3-х жильный кабель 3х2,5 (фаза-ноль плюс земля). Напряжение не должно быть ниже 210 вольт. Для мойки без обогрева с насосом на 380 вольт – кабель 3х2,5+ земля.
Корпус мойки дополнительно заземляют. Для этого в районе приямка забивается металлический штырь длиной 1-1,5 м и соединяется любой металлической шиной сечением не менее 10 кв. мм с корпусом мойки.
После заполнения приямка водой в процессе мойки машин, подвесить в приямок погружной насос на высоте не менее 20 см от дна и подключить его к турбофильтру. Включить насос. В дальнейшем погружной насос будет автоматически отключаться, и включаться по уровню в приямке.
Гибкая система СКИДОК !
БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА!
Обогрев системы.
7 ступеней очистки.
пост мойки колёс
Нептун ПМК-1 до 8 м/час
цена: 95 000 руб.
пункт мойки колёс
Нептун ПМК-2 до 15 м/час .
цена: 120 000 руб.
пост мойки колёс
Нептун ПМК-4 до 30 м/час
цена: 210 000 руб.
Акция «Чистое колесо»
Москва • Крым: Керь, Симферополь, Севастополь, Балаклава, Ялта, Феодосия, Белогорск, Судак • Петербург (Санкт-Петербург, СПБ) • Московская область (Подмосковье): Химки, Мытищи, Серпухов, Подольск, Одинцово, Люберцы, Видное, Новая Рига, Дзержинский, Красногорск, Дмитров, Долгопрудный, Реутов, Вербилки • Ленинградская область • Новгородская область: Новгород, Пестово • Ярославская область: Ярославль, Рыбинск • Самарская область: Самара • Северная Осетия: Владикавказ • Калужская область: Калуга, Боровск • Курск • Омск • Барнаул • Уфа • Пермь • Волгоград • Республика Татарстан: Казань • Нижегородская область: Нижний Новгород • Читинская область • Красноярск • Якутск • Челябинская область: Челябинск, Миасс • Тюменская область: Тюмень • Новосибирск • Кемерово • Ханты-Мансийский автономный округ: Ханты-Мансийск, Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск • Ямало-Ненецкий автономный округ: Новый Уренгой • Краснодарский край: Краснодар, Сочи, Новороссийск, Туапсе, Анапа • СНГ • Республика Казахстан: Астана • Дальневосточный федеральный округ: Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Петропавловск-Камчатский, Дальнегорск, Южно-Сахалинск, Находка, Уссурийск, Магадан, Большой Камень, Биробиджан
Источник
Пост мойки колес на стройплощадке
Одним из самых заметных видов загрязнения прилегающей к стройке территории, является вынос грунта, грязи, бетона и т.п. колесами грузового и специального строительного транспорта на проезжую часть. Пост мойки колес, оборудованный на каждом выезде со стройплощадки, предназначен предотвратить загрязнение на асфальтное покрытие прилегающих дорог.
Разработка карьера, рытье котлована, прокладка тоннеля и другие земляные работы связанны с применением экскаваторов, скреперов, самосвалов и другой колесной специальной техники. Если на стройке отсутствуют посты мойки колес, то самосвалы, выезжающие со стройплощадки чаще всего, выносят на своих колесах грунт, песок, бетон, цементный раствор на автомобильные дороги. Загрязнение проезжей части недопустимо не только по эстетическим соображениям, оно также приводит к увеличению аварийности. На грязной и скользкой дороге во много раз возрастает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Согласно Постановлению Госстроя РФ № 70 от 19.04.2004 г. в стране введены и действуют СНиП 12-01-3004 «Организация строительства», в которых предусматривается оборудование поста мойки колес на выезде со стройплощадки. Отсутствие такого поста грозит штрафами организации и должностным лицам.
Мойка колес автомобиля актуальна не только на стройке.
Пост очистки колес устанавливается на выезде с сельскохозяйственных объектов – животноводческих комплексов, полей, теплиц. Используется на пропускных пунктах мусорных полигонов, а также других объектах, деятельность которых сопровождается загрязнением проезжей части дорог.
Пост мойки колес для стройплощадок работает по принципу оборотного (замкнутого) водоснабжения.
Вода в системе используется для мойки, проходит многоступенчатую очистку и снова применяется по назначению. Некоторое количество воды в процессе мойки безвозвратно утрачивается, необходимое количество восстанавливается из удобного источника чистой воды – водопровода, водоема.
Стандартный пост очистки колес грузового автотранспорта состоит из:
- моечной установки,
- металлической эстакады,
- и металлического приямка.
Иногда, вместо металлической эстакады используют бетонные дорожные плиты, но эстакада имеет ряд преимуществ перед таким устройством. Эстакада быстро устанавливается, может легко перемещаться, металлические решетки легко очищаются от грязи. Нижняя часть эстакады выполняет функцию первичного отстойника грязных стоков, и позволяет существенно экономить воду.
Вода из моечных пистолетов смывает с колес, осей и днища автомобиля грунт и другие загрязнения и стекает в нижнюю часть эстакады. Далее грязная вода попадает в металлический приямок, в котором оседают твердые частицы и взвези. Из приямка частично очищенная вода перекачивается погружным насосом в емкость моечной установки. Осветленная вода из емкости через фильтр поступает в моечный насос, который качает её в моечные пистолеты.
Во время мойки, при падении уровня воды в емкости моечной установки, погружной насос включается автоматически. После набора необходимого уровня так же автоматически отключается.
По вопросам приобретения мойки колес обращайтесь по тел. 8 (800) 700-777-9 или на сайт mergud.ru
Источник
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Основные требования к пунктам мойки (очистки) колес автотранспорта
1.1.1 В целях предотвращения выноса грунта и грязи колесами автотранспорта на городскую территорию выезды со строительной площадки оборудуются пунктами мойки (очистки) колес автотранспорта.
1.1.2 Конструктивное и технологическое решения этих пунктов должно соответствовать государственным и ведомственным нормативным требованиям в области охраны труда, экологии и производственной санитарии, а также пожарной безопасности, и гарантировать исключение выноса грязи (грунта) колесами автомобилей на городскую территорию.
1.1.3 В г. Москве пункты мойки (очистки) колес автотранспорта в соответствии с требованиями Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, как правило, оборудуются системой оборотного водоснабжения. В порядке исключения, при невозможности устройства моечного пункта с оборотным водоснабжением, допускается сброс воды после обмыва колес в сеть дождевой канализации при наличии на этой сети концевых очистных сооружений поверхностного стока. В этом случае обязательно получение технических условий на присоединение к городской водосточной сети в ГУП «Мосводосток».
1.1.4 Степень очистки сточных вод при наружной мойке грузовых автомобилей и автопоездов должна удовлетворять:
— в системах оборотного водоснабжения, оборудованных очистной установкой, -требованиям, предъявляемым к качеству воды для производственных нужд, приведенным в таблице 1;
Таблица 1 — Характеристика качества воды для производственных нужд (наружная мойка грузовых автомобилей)
Показатели качества воды
взвешенные вещества, мг/л
сухой остаток, мг/л
— при сбросе сточных вод в дождевую канализацию — требованиям «Правил приема поверхностных сточных вод с территорий промышленных предприятий в городскую сеть дождевой канализации»;
— при сбросе сточных вод в водоемы — требованиям «Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами».
1.1.5 Сброс сточных вод в водосточную сеть, как правило, должен осуществляться через самостоятельные выпуски с устройством контрольного колодца за пределами строительной площадки.
1.1.6 Для обмыва колес должна использоваться техническая вода. Использование воды питьевого качества допускается в виде исключения при отсутствии технического водопровода и при технико-экономическом обосновании нецелесообразности устройства системы оборотного водоснабжения.
1.1.7 Для сбора осадка, образующегося в оборудовании пункта мойки (очистки) колес в результате обмыва автотранспорта, допускается устройство приямков (шламоприемного кювета) в грунте с последующей их засыпкой грунтом и утрамбовкой.
1.1.8 Оборудование пунктов мойки (очистки) колес автотранспорта должно отвечать требованиям ГОСТ 12.2.003-91 «ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.2.007.0-75* «ССБТ. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.1.004-91* «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования безопасности».
1.2 Технологическая схема пункта мойки (очистки) колес
1.2.1 В зависимости от объемов и видов строительно-монтажных и земляных работ, продолжительности строительства, размеров строительной площадки, возможности присоединения к постоянным (или временным) инженерным сетям водоснабжения, дождевой канализации, электроснабжения пункты мойки (очистки) колес могут иметь различные конструктивные и технологические решения.
1.2.2 Пункты мойки (очистки) колес классифицируются:
— по схеме водопотребления — на пункты, оборудованные оборотной системой пункты без оборотной системы;
— по способу очистки оборотной воды — на пункты, оснащенные очистной установкой, и пункты без очистной установки, оборудованные отстойниками (песколовками);
— по способу сброса сточных вод после обмыва колес автотранспорта — на пункты с очистными сооружениями и пункты без очистных сооружений;
— по конструктивному решению поста мойки — на пункты, оборудованные эстакадой, и пункты с площадкой для автотранспорта.
1.2.3 Обмыв колес может осуществляться как вручную из аппаратов высокого давления, так и в автоматическом режиме с использованием форсунок низкого или высокого давления
1.2.4 Принципиальные схемы пунктов мойки (очистки) колес автотранспорта приведены на рисунках 1, 2, 3, 4.
Рисунок 1 — Технологическая схема мойки колес автотранспорта с системой
оборотного водоснабжения, оборудованная очистной установкой (вариант)
Рисунок 2 — Технологическая схема мойки колес автотранспорта с системой
оборотного водоснабжения без очистной установки (вариант)
Рисунок 3 — Технологическая схема мойки колес автотранспорта без системы
оборотного водоснабжения со сбросом воды после обмыва колес на очистные
сооружения поверхностных сточных вод (вариант)
Рисунок 4 — Технологическая схема мойки колес автотранспорта без системы
оборотного водоснабжения со сбросом воды после обмыва колес в
сеть дождевой канализации (вариант)
1.3 Конструктивные решения пунктов мойки (очистки) колес
В зависимости от выбранной технологической схемы принимается конструктивное решение пункта мойки (очистки) колес автотранспорта и подбирается номенклатура оборудования.
Основными элементами пункта мойки (очистки), как правило, являются очистная установка, песколовка, моечная установка и эстакада.
1.3.1 Очистная установка
Очистная установка предназначена для очистки сточных вод от нефтепродуктов и взвешенных веществ, а также, в отдельных случаях, и для обеззараживания очищенной технической воды в системах оборотного водоснабжения.
Устройство, технические характеристики и принцип работы очистных установок различаются в зависимости от их модификации. Технические данные некоторых установок представлены в приложении А.
В большинстве случаев сущность процесса очистки в установке заключается в последовательном выделении нефтепродуктов, находящихся в различной дисперсной фазе, и взвешенных веществ из сточных вод. Загрязненные сточные воды из баков-отстойников, где осаждается песок и др. крупная взвесь, насосом подаются в установку, где последовательно проходят различные стадии очистки. Первой стадией очистки сточных вод, как правило, является флотация. Выделившийся при этом нефтешлам накапливается в шламосборном кармане. При наполнении кармана нефтешламом последний сливается в герметическую емкость и перевозится на утилизацию. Затем вода поступает в тонкослойный отстойник и далее в фильтр механической очистки.
Принципиальная схема варианта очистной установки приведена на рисунке 5.
Рисунок 5 — Принципиальная схема очистной установки (вариант)
Концентрация загрязнений в воде, прошедшей очистку в установке, не должна превышать показателей качества воды для производственных нужд, в частности, по взвешенным веществам — 70 мг/л, нефтепродуктам — 20 мг/л. Большинство очистных установок, выпускаемых для мойки автомобилей, очищают сточные воды до показателей качества, предъявляемых к наружной мойке легковых автомобилей и автобусов (40 мг/л и 15 мг/л соответственно).
1.3.2 Бак-отстойник (песколовка)
Из общего количества загрязнений, содержащихся в сточных водах при мойке автотранспорта, 70 ¸ 90 % составляет песок размерами частиц 100 . 3000 мкм. Объемное содержание загрязняющих веществ при мойке автомобилей различного типа приведено в таблице 2.
Таблица 2 — Содержание загрязняющих веществ в сточных водах при шланговой мойке автотранспорта
Наименование загрязняющего вещества
Тип автомобиля и концентрация, мг/л, загрязняющих веществ
грузовые 5 — 8 т
грузовые до 5 т
Наличие песка в сточной воде и в осадке отрицательно влияет на работу очистной установки, приводит к быстрому износу насосов и фильтров. Большинство современных очистных установок, используемых для оборудования пунктов мойки (очистки) колес автотранспорта, допускают очистку воды, подаваемую на них, при концентрации взвешенных частиц 300 ¸ 500 мг/л. Установки, имеющие встроенные тангенциальные песколовки, допускают концентрацию взвешенных веществ в сточной воде на входе до 4500 мг/л.
Для улавливания песка из сточных вод применяются песколовки. В зависимости от характера движения воды они подразделяются на горизонтальные, вертикальные, тангенциальные (с вращательным движением воды).
Горизонтальные песколовки представляют собой уширенные каналы, в которых под действием силы тяжести песок выпадает в осадок. Скорость течения воды в горизонтальных песколовках должна составлять 0,15 — 0,3 м/с. Продолжительность пребывания воды в ней — 30 — 60 с (при максимальном расходе сточных вод).
Вертикальные песколовки представляют собой цилиндрические или призматические резервуары с подводом воды в основание сооружения. Вода в таких песколовках движется вертикально вверх. Скорость восходящего потока должна быть 0,02 ¸ 0,05 м/с, а продолжительность пребывания воды — 2 ч ¸ 2,5 мин. Схематически устройство песколовки представлено на рисунках 6 и 7.
Рисунок 6 — Горизонтальная песколовка с ручным удалением песка
Рисунок 7 — Песколовка с вертикальным движением воды
Удаление задержанного песка из песколовок производится вручную при объеме его до 0,1 м 3 /сут. При больших объемах песок отводят на песковые площадки или шламоприемные кюветы гидроэлеваторами или Песковыми насосами. Объем пескового приямка принимают не более двухсуточного объема выпадающего осадка. Для оборудования пунктов мойки (очистки) колес автотранспорта в условиях строительной площадки, как правило, применяют песколовки (баки-отстойники) с ручным удалением осадка. Варианты конструкций песколовок и баков-отстойников приведены в приложении А.
1.3.3 Моечная установка
Моечная установка предназначена для подачи воды непосредственно на колеса и днище автомобилей, механической очистки имеющихся загрязнений струей воды и, в отдельных случаях, щеткой.
В качестве моечных установок пунктов мойки, оборудованных системой оборотного водоснабжения с очистной установкой, как правило, используются аппараты высокого давления. Они могут быть как с подогревом оборотной воды, так и без такового.
В конструкции некоторых очистных установок, предлагаемых отечественными производителями, предусмотрена установка собственных моечных высоконапорных насосов. При применении таких очистных установок моечная установка не требуется, что значительно снижает общие затраты.
При отсутствии в составе мойки колес очистной установки использование аппаратов высокого давления не допускается. Для обеспечения системы оборотного водоснабжения таких пунктов мойки колес используются насосы центробежного типа или грязевые насосы. При этом качество очистки сточных вод может быть значительно снижено, т.к. данные типы насосов менее чувствительны к механическим примесям, чем аппараты высокого давления.
В зависимости от числа моечных постов в составе моечной установки может быть один или несколько моечных пистолетов (удочек, распылительных стволов) со шлангами необходимой длины.
Характеристики некоторых моечных установок приведены в приложении А.
1.3.4 Эстакада (моечная площадка)
Транспортное средство во время обмыва колес и днища должно располагаться на специально устроенной моечной площадке или эстакаде.
Моечная площадка должна иметь габариты, позволяющие установить транспортное средство, твердое асфальтовое или бетонное покрытие, обеспечить сбор и отведение сточных вод в песколовку (бак-отстойник) и не допускать утечку сточных вод в грунт.
Эстакада для мойки колес автотранспорта устанавливается на специально подготовленном бетонном основании. Она должна- отвечать вышеперечисленным условиям и обеспечить более удобный доступ к местам обмыва.
Моечная площадка, водоотводные лотки должны иметь уклон не менее 2 — 3 % в сторону водосборного устройства. Самотечный трубопровод отвода сточных вод от моечной площадки или эстакады должен иметь диаметр не менее 150 мм и уклон не менее 3 %.
Отдельные варианты устройства эстакад приведены в приложении А.
2 РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В ВОДЕ И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПРИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ ПУНКТОВ МОЙКИ (ОЧИСТКИ) КОЛЕС
2.1 Общие данные
Исходными материалами для определения потребности в воде и электроэнергии, необходимыми для обеспечения эксплуатационных нужд пунктов мойки (очистки) колес, являются:
— расчетная интенсивность движения автотранспорта в период максимального грузопотока;
— выбранная технологическая схема по водопотреблению (с оборотным циклом или без него), по виду очистки сточных вод после мойки (с очистными сооружениями или без них);
— перечень используемого оборудования.
Производительность пункта мойки (очистки) колес определяется в зависимости от количества постов мойки. Два поста мойки обеспечивают обмыв автотранспорта с двух сторон одновременно. Норматив на одного оператора пункта мойки (очистки) колес определяется опытным путем в зависимости от типов и категории автомобилей и степени их загрязнения и составляет 4 — 6 автомобилей в час. Пункт мойки (очистки) колес, оснащенный двумя постами, обеспечивает обмыв колес и днища 8 — 12 автомобилей в час.
Количество пунктов мойки (очистки) колес определяется в зависимости от интенсивности движения автотранспорта в период максимального грузопотока, как правило, при производстве земляных работ. В стесненных условиях городской застройки их число ограничивается размерами строительной площадки и не превышает 1 ¸ 2 пунктов.
2.2 Расчет потребности в воде
Действующие нормативные документы устанавливают удельные нормы расхода воды оборотного водоснабжения на мойку автотранспорта в зависимости от типа и категории автомобилей и автотранспортных предприятий. Значения норм колеблются в пределах от 0,070 до 1,340 м 3 на один автомобиль. Нормы предусматривают обмыв всех элементов автомобиля. В условиях строительной площадки на пунктах мойки (очистки) осуществляется обмыв лишь колес и днища автомобиля. При этом поверхности, подлежащие обмыву, характеризуются значительным загрязнением и зависят от вида проводимых строительных работ, состояния строительной площадки.
Усредненные значения расхода воды на обработку одного автомобиля на пункте мойки (очистки) колес приведены в таблице 3.
Таблица 3 — Расход воды на обмыв колес и днища автомобилей при шланговой мойке
Тип и категория автомобиля
Расход воды, м 3
аппаратами высокого давления
Грузовые, грузоподъемностью до 5 т
Грузовые, грузоподъемностью 5 ¸ 8 т
Грузовые, грузоподъемностью более 8 т
Расчетная удельная норма расхода воды на обмыв колес и днища автомобиля, используемая для подбора оборудования пункта мойки (очистки), принимается равной:
— для моющих аппаратов высокого давления — 180 литров;
— для других систем — 270 литров.
Расчетная норма расхода воды на обмыв колес и днища автомобилей для пунктов мойки (очистки) колес в зависимости от их производительности представлена в таблице 4.
Таблица 4 — Расход воды на обмыв колес и днища автомобилей на пунктах мойки (очистки), м 3 /час
Виды используемых моющих аппаратов
Количество постов мойки
Моющие аппараты высокого давления
Шланговая мойка, другие аппараты или насосы
Расход воды, необходимой для обеспечения работы пунктов мойки (очистки) колес автотранспорта, оборудованных оборотными системами, определяется потерями воды при производстве моечных процессов, которые следует принимать в размере 10 — 15 % от норм, указанных в таблице 4.
Проектирование системы водоснабжения пункта мойки (очистки) колес автотранспорта осуществляется с учетом требований СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».
Расчет и проектирование сооружений для механической очистки сточных вод (песколовок, баков-отстойников) и обработки их осадков следует выполнять на основании СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения».
2.3 Расчет потребности в электроэнергии
Общая потребность в электроэнергии на пункте мойки (очистки) колес автотранспорта строительной площадки складывается из затрат на освещение, обеспечение работы электродвигателей оборудования пункта, электронагревательные элементы.
В зависимости от типа моечной и очистной установок, насосов, точки подключения источнику питания определяется установленная мощность, сечение проводов и кабеля.
Территория пункта мойки (очистки) колес автотранспорта должна иметь общее рабочее освещение (освещенность не менее 2 лк), а также местное освещение эстакады (моечной площадки) и блока управления очистной установки. При этом освещенность указанных мест должна быть не менее 10 лк независимо от применяемых источников света.
Электрическое освещение пункта мойки (очистки) колес должно питаться от постоянной или временной сети переменного тока строительной площадки:
— для осветительных приборов (прожекторов и светильников) общего освещения напряжением не более 220 В;
— для светильников стационарного местного освещения, установленных на доступной для случайных прикосновений высоте, а также попадания воды, — 12 В.
Осветительные приборы, на которые возможно случайное попадание воды, должны иметь герметичное исполнение.
3 ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО РЕШЕНИЯ
ПУНКТА МОЙКИ (ОЧИСТКИ) КОЛЕС АВТОТРАНСПОРТА
3.1 На стадии разработки проекта организации строительства (ПОС)
3.1.1 На строительных генеральных планах основного и подготовительных периодов в составе ПОС предусматриваются пункты мойки (очистки) колес автотранспорта. Количество пунктов должно соответствовать числу рабочих выездов со строительной площадки.
3.1.2 В пояснительной записке к ПОС должны быть отражены (с учетом специфики, объемов строительно-монтажных работ и продолжительности строительства объекта) основные требования к обустройству пунктов мойки (очистки) колес:
— по водопотреблению (с оборотным циклом или без него);
— по виду очистки сточных вод после мойки колес автотранспорта и утилизации отходов (с очистными сооружениями или без них);
— по технологическому оборудованию (рекомендуемый перечень оборудования с указанием основных технических параметров).
3.1.3 Согласование технологической схемы и конструктивного решения пункта мойки (очистки) колес автотранспорта осуществляется в ходе согласования проектной документации в порядке, установленном «Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве», утвержденным Распоряжением Мэра Москвы № 378-РМ от 11.04.2000 г. При этом пункты мойки, не оборудованные системой оборотного водоснабжения, со сбросом воды после обмыва колес в сеть дождевой канализации, в обязательном порядке согласовываются с Государственным унитарным предприятием «Мосводосток» и Московским государственным предприятием «Мосводоканал».
3.2 На стадии разработки проекта производства работ (ППР)
3.2.1 В составе ППР предусматривается раздел, посвященный устройству и эксплуатации пунктов мойки (очистки) колес, с обоснованием его привязки, деталировкой применяемых конструкций, расчетом необходимой мощности, производительности и конкретным подбором рекомендуемого ПОС оборудования по расчетным параметрам, с привязкой к действующим сетям и коммуникациям. При привязке необходимо, по возможности, использовать мобильные инвентарные пункты мойки (очистки) колес заводского изготовления с оборотным водоснабжением и механической очисткой сточных вод отечественных производителей (приложение Б).
3.2.2 Пояснительная записка ППР должна давать необходимые обоснования и технико-экономические показатели по выбранному варианту пункта мойки (очистки) колес, описания технологического процесса — от подачи транспортного средства до его выхода с указанием мероприятий по утилизации отходов (приложение В).
3.2.3 При устройстве пунктов мойки (очистки) колес без системы оборотного водоснабжения обязательно получение технических условий на временное подключение к инженерным сетям и коммуникациям, а также заключение договоров с МГУП «Мосводоканал» на отпуск воды для временного водоснабжения и ГУП «Мосводосток» на прием сточных вод. При не выполнении указанных условий ордер на выполнение строительно-монтажных работ не выдается.
4 ПОСАДКА ПУНКТА МОЙКИ (ОЧИСТКИ) КОЛЕС НА
СТРОИТЕЛЬНОМ ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ
4.1 Место расположения пункта мойки (очистки) колес
Каждый рабочий выезд со строительной площадки оборудуется пунктом мойки (очистки) колес автотранспорта. Комплект оборудования пункта, как правило, располагается на территории строительной площадки вблизи ворот на выезде.
Место установки эстакады или размещения моечной площадки определяется в зависимости от принятой на строительной площадке схемы движения автотранспорта и ширины временных (постоянных) автодорог. При этом эстакада устанавливается таким образом, чтобы не создавать помех въезжающему на строительную площадку автотранспорту. Варианты размещения постов мойки представлены на рисунке 8.
Конкретная схема размещения комплекта оборудования пункта мойки (очистки) колес автотранспорта зависит от условий строительной площадки, ее площади и конфигурации, а также принятой технологической схемы работы пункта.
Вариант схемы размещения комплекта оборудования пункта мойки (очистки) колес на базе очистной установки «Мойдодыр» представлен на рисунке 9, а экспликация оборудования — в таблице 5.
а, в, д) — при однорядном движении транспорта (ширина дороги 3,0 ¸ 3,5 м) и совмещении выезда с въездом;
б) — при однорядном движении транспорта с отдельным выездом; г) — при двухрядном движении транспорта.
Рисунок 8 — Варианты размещения постов мойки
Рисунок 9 — Схема размещения комплекта оборудования для
мойки колес автотранспортных средств
Таблица 5 — Экспликация оборудования очистной установки «Мойдодыр»
Насос погружной (N=1 кВт)
Насос моечный высоконапорный
4.2 Подключение к действующим инженерным сетям (водоснабжения,
канализации, электроснабжения)
4.2.1 Пункт мойки (очистки) колес автотранспорта обеспечивается водой от сети водоснабжения строительной площадки. В отдельных случаях, на подготовительном периоде строительства, вода для компенсации потерь в оборотных системах может доставляться автоцистернами или другими наливными емкостями.
Водопроводную сеть для водоснабжения пунктов мойки (очистки) колес автотранспорта устраивают из стальных (газовых) труб диаметром 25 ¸ 50 мм. При незначительном расходе воды на компенсацию потерь в оборотных системах пунктов мойки (очистки) колес автотранспорта допускается применение резиновых и резино-тканевых шлангов.
Трубы укладываются в грунт на глубину 30 см или непосредственно на поверхности земли, предусмотрев защиту их от механических повреждений. С наступлением холодного периода года, при отрицательных температурах, вода из труб (шлангов) сливается.
4.2.2 Самотечный трубопровод отвода сточных вод в дождевую канализацию от пункта мойки (очистки) колес автотранспорта, без системы оборотного водоснабжения, устраивают из стальных (газовых) труб, реже чугунных или асбестоцементных, диаметром не менее 150 мм с уклоном не менее 3 % в сторону колодца.
4.2.3 Устройство внутренних сетей водопровода и канализации пункта мойки (очистки) колес автотранспорта зависит от принятой схемы работы пункта, используемого оборудования и рекомендаций завода-изготовителя очистной установки.
Вариант схемы привязки оборудования пункта мойки (очистки) колес автотранспорта на основе очистной установки ИНСТЭБ-МНФ-АМ представлен на рисунке 10.
Подача воды на гидроэлеватор
Подача воды от гидроэлеватора
Сброс отстоенной воды из шламонакопителя
Подача очищенной воды на мойку автомобилей
Отбор очищенной воды без напора
Общий коллектор сброса в песколовку
Подача воды из водоприемного лотка в песколовку
Рисунок 10 — Схема привязки оборудования пункта мойки (очистки) колес автотранспорта
4.2.4 Электроснабжение пункта мойки (очистки) колес автотранспорта осуществляется от временной сети низкого напряжения строительной площадки. Временные источники электроснабжения — передвижные электростанции — используются, как правило, в подготовительный период строительства. Временные сети электроснабжения на территории строительной площадки устраивают преимущественно с воздушной подвеской проводов, применяя инвентарные элементы электросетей, переносные опоры, прожекторные мачты и др.
4.2.5 Электрическая схема пункта мойки (очистки) колес автотранспорта выбирается в зависимости от типа используемого оборудования и условий строительной площадки. Пример принципиальной электрической схемы пункта представлен на рисунке 11.
1 — инвентарное распределительное устройство наружной установки; 2 — шкаф управления на 3 фидера;
3 — ящик с понижающим трансформатором; 4 — контур заземления
Рисунок 11 — Схема электрическая принципиальная
В целях защиты обслуживающего персонала от попадания под напряжение все металлические нетоковедущие части электрооборудования присоединяются в защитному проводу (РЕ).
4.3 Устройство временных автодорог и площадок для автотранспорта
4.3.1 Временные автомобильные дороги и площадки для автотранспорта устраиваются в соответствии с ПОС и строительным генеральным планом подготовительного периода с учетом экологических требований.
4.3.2 Ширина временных автомобильных дорог принимается: 6 ¸ 7 м при двухполосном движении; 3,5 м с уширением на 3,0 ¸ 3,5 м в местах стояночных площадок при однополосном движении.
Радиусы закругления временных дорог зависят от габарита грузов и транспортных средств, применяемых для их доставки, и принимаются 12 ¸ 18 м. В стесненных условиях строительной площадки при применении автомашин без прицепов допускается принимать радиус закругления временных дорог 9 м.
Длина площадки пункта мойки (очистки) колес в зависимости от числа машин одновременно стоящих на ней (на площадке предварительной очистки и на эстакаде), их габаритов и радиусов поворотов принимается 12 ¸ 21 м. Ширина площадки принимается в зависимости от размеров эстакады 3,5 ¸ 4,0 м.
Габариты и радиусы поворотов основных автотранспортных средств представлены в приложении Г.
4.3.3 Временные автомобильные дороги и площадки, как правило, устраиваются из железобетонных дорожных плит, приведенных в таблице 6.
4.3.4 Производство работ по устройству временных автомобильных дорог и площадок осуществляется в соответствии с ППР подготовительного периода и технологическими картами.
Вариант схемы устройства дороги из сборных железобетонных плит представлен на рисунке 12.
Таблица 6 — Плиты железобетонные для временных дорог
6000 ´ 3500 ´ 140
6000 ´ 3000 ´ 140
6000 ´ 1750 ´ 140
3500 ´ 2750 ´ 170
3000 ´ 1750 ´ 170
1750 ´ 1750 ´ 160
1750 ´ 1500 ´ 160
5500 ´ 2000 / 1500 ´ 140
3500 ´ 2000 / 1500 ´ 170
2520 ´ 1200 ´ 140
3100 ´ 2900 ´ 140
3200 ´ 1200 ´ 160
6300 ´ 1190 ´ 220
4700 ´ 1190 ´ 180
4300 ´ 1190 ´ 220
2700 ´ 1590 ´ 180
2700 ´ 1190 ´ 180
3000 ´ 1750 ´ 170
2600 ´ 1530 ´ 160
3000 ´ 1750 ´ 170
3000 ´ 1200 ´ 160
6000 ´ 2000 ´ 140
2980 ´ 1750 ´ 170
Рисунок 12 -Схема устройства дороги из сборных железобетонных плит (вариант)
5 УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПУНКТОВ
МОЙКИ (ОЧИСТКИ) КОЛЕС
5.1 Основные требования к эксплуатации
5.1.1 Монтаж оборудования пункта мойки (очистки) колес автотранспорта осуществляется на специально подготовленной для этих целей площадке согласно технологической схеме. Вариант схемы представлен в приложении Д.
По окончании монтажа оборудования осуществляется монтаж внешних трубопроводов и электрических кабелей согласно рабочей документации.
5.1.2 Перед началом работы моечного комплекса необходимо подсоединить все агрегаты, входящие в состав пункта мойки (очистки) колес, проверить состояние изоляции проводов, наличия заземления, закрыть все задвижки и краны, заполнить водой очистную установку, песколовку (баки-отстойники), водозаборный бак.
Включить насос и убедиться, что вода из песколовки (бака-отстойника) подается в установку. Убедиться, что насос работает исправно и в системе есть необходимое для нормальной работы давление.
5.1.3 Транспортные средства перед выездом со строительной площадки останавливаются перед пунктом мойки (очистки) колес на специально обозначенной дорожным знаком «Проезд без остановки запрещен» условной стоп-линии. Осматриваются диспетчером пункта мойки, и в зависимости от степени загрязнения, направляются непосредственно на эстакаду (моечную площадку) или площадку предварительной очистки. Условно чистые автомобили выезжают со строительной площадки, минуя пункт мойки колес.
Сильно загрязненный автотранспорт останавливается на площадке перед эстакадой (моечной площадкой). Во избежание чрезмерного засорения системы оборотного водоснабжения колеса и днища автомобилей перед обмывом очищаются с помощью щеток и скребков от налипшего грунта и др. материалов.
По окончании механической очистки автотранспорт направляется на эстакаду (моечную площадку).
Обмыв колес и днища автотранспорта с помощью моечной установки осуществляется на эстакаде (моечной площадке). При этом заезд и выезд с эстакады (моечной площадки) осуществляется по команде оператора пункта мойки (очистки) колес.
Схемы помывки (очистки) колес и днища автотранспорта представлены на рисунке 13.
Количество персонала пункта мойки (очистки) колес зависит от интенсивности движения транспорта и конструктивных особенностей очистной и моечной установок, и, как правило, составляет 1 ¸ 3 оператора (машиниста моечной машины).
5.1.4 Удаление песка из песколовки (баков-отстойников) производится по мере его накопления, но не реже одного раза в сутки.
Уборка песка, камней и других материалов из лотков (поддонов) эстакады и моечной площадки производится после обмыва (очистки) колес и днища каждого автомобиля.
Шлам в виде мелких фракций песка и глинистых частиц, образующийся в очистной установке, удаляется в порядке и сроки, установленные документацией завода-изготовителя на данный тип установки.
Накопление и фильтрация водосодержащего шлама, удаляемого из оборудования и с площадки пункта мойки (очистки), осуществляется в шламоприемном кювете (приямке в грунте). По окончании строительства кювет (приямок) засыпается грунтом и утрамбовывается.
5.1.5 Нефтепродукты, отделяемые от загрязненной воды в очистной установке, удаляются в порядке и сроки, установленные паспортом или инструкцией по эксплуатации на данную установку и накапливаются в закрытой емкости.
По мере накопления нефтепродукты вывозятся для утилизации на специализированные предприятия или на пункты сбора. При этом строительная организация заключает договор на прием нефтепродуктов с указанными предприятиями.
Рисунок 13 — Технологическая схема помывки (очистки) колес автотранспорта
На пунктах мойки (очистки) колес без систем оборотного водоснабжения со сбросом воды после обмыва колес в сеть дождевой канализации, как показано на рисунке 4, а также с системой оборотного водоснабжения, но без очистной установки, как показано на рисунке 2, сбор нефтепродуктов, образующихся в виде пленки на поверхности загрязненной воды в баке-отстойнике (песколовке), осуществляется вручную с помощью ковша или специального совка.
5.1.6 Техническое обслуживание оборудования пункта мойки (очистки) колес автотранспорта осуществляется в порядке, определенном паспортами и инструкциями по эксплуатации, разработанными заводами-изготовителями.
5.2 Меры безопасности
5.2.1 К эксплуатации установок и оборудования пунктов мойки (очистки) колес допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными к выполнению данных работ, прошедшие обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
5.2.2 Территория пункта мойки (очистки) колес автотранспорта должна быть подготовлена для обеспечения безопасного производства работ согласно СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».
Обустройство пункта осуществляется в ходе выполнения работ подготовительного периода.
Окончание подготовительных работ на строительной площадке должно быть принято по акту, оформленному согласно приложению Е или приложению Ж.
5.2.3 Персонал пункта мойки должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Перечень рекомендованных индивидуальных средств защиты представлен в приложении И.
5.2.4 Оборудование, средства механизации, ручные машины и инструмент пунктов мойки (очистки) колес должны соответствовать требованиям государственных стандартов по безопасности труда.
Запрещается их эксплуатация без предусмотренных их конструкцией ограждающих устройств, блокировок, систем сигнализации, а также наличия неисправностей, при которых эксплуатация средств механизации согласно документации завода-изготовителя запрещается.
5.2.5 При эксплуатации оборудования пункта мойки (очистки) колес персонал должен выполнять требования по охране труда и меры безопасности, указанные в паспортах и инструкциях заводов-изготовителей.
5.2.6 Территория пункта мойки (очистки) колес должна содержаться в чистоте и порядке, очищаться от мусора и снега.
5.2.7 Допуск на территорию пункта работников, не занятых на работах по обмыву (очистке) колес автотранспорта, запрещается.
5.2.8 Пункт мойки (очистки) колес, подъезды и подходы к нему в темное время суток должны быть освещены.
5.2.9 Шламоприемные кюветы, баки-отстойники, водозаборные баки должны быть закрыты крышками, щитами или ограждены.
5.2.10 Эксплуатация электроустановок пункта мойки (очистки) колес должна осуществляться в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок, межотраслевых правил охраны труда при эксплуатации электроустановок потребителей, правил эксплуатации электроустановок потребителей.
5.2.11 Обмыв (очистка) колес и днища автомобиля при работающем двигателе внутреннего сгорания запрещается.
5.2.12 Движение автотранспорта на территории пункта мойки (очистки) колес осуществляется под наблюдением и по команде одного из работников пункта.
6 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ
ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.
2 СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения.
3 СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги.
4 СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
5 ГОСТ 12.1.004-91 Пожарная безопасность. Общие требования безопасности.
6 ГОСТ 12.1.046-85 Строительство. Нормы освещенности строительных площадок.
7 ГОСТ 12.2.003-91 Оборудование производственное. Общие требования безопасности.
8 ГОСТ 12.2.007.0-75 Изделия электротехнические. Общие требования безопасности.
9 ВСН 01-89 Предприятия по обслуживанию автомобилей.
10 ОНТП-01-91 Предприятия автомобильного транспорта. Росавтотранс.
11 ППБ 01-93** Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
14 Об ужесточении требования по устройству и эксплуатации пунктов очистки (мойки) колес автотранспорта на строительных площадках города. Распоряжение заместителя Премьера Правительства Москвы от 14.12.2000 г. № 1030-РЗП.
15 Об организации пунктов мойки колес автотранспортных средств. Письмо Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы от 16.01.2002 г. № ИН 5-18-4/2.
16 Справочник по очистке природных и сточных вод. Л.Л. Пааль, Я.Я. Кару и др. М., Высшая школа, 1994 г.
17 В.И. Калицун, Ю.М. Ласков и др. Лабораторный практикум по водоотведению и очистке сточных вод. М., Стройиздат, 2001 г.
18 Гидравлика, водоснабжение и канализация городов. И.В. Прозоров, Г.И. Николадзе, А.В. Минаев. М., Высшая школа, 1975 г.
19 Краткий автомобильный справочник. А.Н. Понизовкин, Ю.М. Власко, М.В. Ляликов и др. М., АО Трансконсалтинг, НИИАТ, 1994 г.
Приложение А
Технические характеристики оборудования для устройства
пунктов мойки (очистки) колес автотранспорта
Источник