Мотоподвес для спутниковой антенны своими руками
Автор: admin от 24-10-2012, 18:19, посмотрело: 24616
1. Для установки мотоподвеса, необходимо установить кронштейн или мачту строго вертикально выполняя контроль по уровню
или отвесу.
Использование отвеса предпочтительней так как он точнее любого уровня и при использовании уровня из-за его погрешности,
будут сложности с попаданием в «дугу».
Если имеется уже установленая мачта или кронштейн и есть отклонение от вертикали и нет возможности его выровнять или нет
желания (как в моем случае. не захотел заново юстировать качественно настроенную классику), то необходимо изготовить
регулировочный девайс, (можно назвать стакан, втулка).
Также использование «стакана» предпочтительно в любом случае, так как с ним легче выставить более точную вертикаль
чем выставить с такой точностью кронштейн или мачту.
Как им пользоватся писать не буду, это можно легко понять по фото №4 ;).
(Фото №1,2,3,4,5. Регулировочный девайс и мачта с классикой).
2. На кронштейне мотоподвеса есть шкала «LATITUDE» (это шкала географической широты места установки антенны).
Для Днепропетровска это (угол широты 48.2°), выставляем по шкале отметку 48 и крепко затягиваем.
Если это действие производить на уже собранной и установленной на кронштейн или мачту конструкции то возможно образование
перекоса, что повлечет за собой проблеммы с настройкой дуги.
(Фото №6,7,8. Мотор и шкала «LATITUDE»).
3. Устанавливаем зеркало на мотор, для этого поднимаем регулирующее крепление зеркала по максимуму к изгибу на хоботе мотора
для уменьшения нагрузки на редуктор в следствии смещения ценрта тяжести антенны по оси вала мотора и уменьшения плеча рычага
приложения силы, это должно продлить жизнь мотору.
Это для антенн харьковского производства, для антенн других производителей центр тяжести может отличатся.
Хобот мотора закрепляем в креплении антенны так чтобы мотор стоял перпендикулярно плоскости зеркала, линия по центру
хобота должна совпадать с ценром изгиба регулирующего крепления зеркала, хобот мотора при этом должен быть установленн в
нулевое положение.
При этом контролируем центровку рулеткой, от болтов мотора до обоих краев зеркала, так как попадаются экземпляры антенн
с смещенным изгибом в регулирующем креплении или не ровным сверлением отверстий под болты, которыми регулирующее крепление
соединяется с трубой несущей зеркало и держатель ковертора.
И смещение геометрического центра зеркала,относительно хобота мотора хоти на 1мм или 0.5мм повлечет за собой значительное
смещение на конце штанги «держателя конвертора», что скажется на проблеммах при работе USALS, или вобще невозможности его работы,
И прийдется отказаться от этой системы позиционирования в пользу работы только по протоколу DISEQC 1.2.
(Фото №9,10,11,12,13,14,22,23. «Хобот» мотора установенный в «регулирующее крепление» зеркала).
4. Второй конвертор круговой поляризации нужно ставить с боку, в плотную к линейному чтобы чаши облучателей соприкосались и
повернуть «хвост» кругового конвертора в сторону от линейного так чтобы его воображаемая ось проходила сквозь центр зеркала.
Настройку конвертора круговой поляризации на максимум сигнала я производил по шагам по протоколу DISEQC 1.2.
Переведя линейный конвертор в позицию (36е) по USALS и в меню переключив эту позицию с USALS на протокол DISEQC 1.2 и шагами
управляя с ресивера, двигал мотор на запад выводя антенну на максимум сигнала, при достижении максимума сигнала необходимо
внести эту позициюв память, соответствующей командой с ресивера.
Можно поставить конвертор круговой проляризации с другой стороны от линейного, настройка будет аналогична, только нужно будет
двигать мотор на восток, для достижения максимума сигнала.
Возможен вариант настройки второго конвертора вобще не прибегая к использованию управления по протоколу DISEQC 1.2, а только
используя USALS, для этого, нужно опытным путем изменить координаты этой позиции, (36е) так чтобы второй конвертор встал в
эту позицию (желательно не изменять позицию данного сателлита, а создать новый с теми же транспондерами и на нем подбирать
значения позиции)
Более подробно расписывать не буду так как эта процедура будет отличаться на разных ресиверах изза отличий в програмном
обеспечении и различии в реализации этих функций.
Я выполнил подключение DISEQC переключателя после мотора, так как пусковой ток двигателя может его сжечь если подключить
его через переключатель и подключение обоих конверторов к первому порту DISEQC 1.0-2.0, через переключатель 0/12в,
возможны и другие варианты этого подключения.
(Фото №15,16,17,18,19,20 Конверторы).
(Фото №24,25,26,27 Переключатели).
5. В настройках ресивера USALS, для того чтобы эта функция правильно работала необходимо ввести географические координаты
места где будет произведена установка, для Днепропетровска это (угол восточной долготы 35.0°) и (угол северной широты 48.2°).
6. Шкала на ресе TECNOSAT TH-7002M очень плавная и отзывчивая, реагирует на легкое нажатие руки на край зеркала, что очень
полезно для точной настройки антенны.
97% максимума сигнала на ней соответствует 99-100% по шкале на опен х-800, и более ни прикаких условиях выжать ни одного
попугая не удается не на азимутальном подвесе, не на полярном.
(Фото №28,29 Шкалы).
7. Для контроля уровней на крайних спутниках на западе и востке я выбрал два спутника «4w» и «75е» с сильным сигналом и
близкими по значению углами от вершинного (самого южного для нашего региона «36е») и по ним юстировал дугу.
Если при нажатии рукой на края антенны (вверх-вниз, влево-вправо) уровень сигнала только падает, то мотоподвес настроен
оптимально.
Если были изменения уровней сигнала при нажатиях рукой, нужно корректировать настройки на вершинном спутнике (36е),
с которого и следует начинать настройку антенны предварительно переместив хобот мотора в его позицию посредством команд
с ресивера, примерно на (1°) от отметки (0).
Гонял мотор только по USALS, (по протоколу DISEQC 1.2 лениво).
8. Кронштейн мотора сделан из толстого металла 3мм его требуется затянуть хорошо чтобы конструкцию не развернуло ветром,
при этом по середине происходит небольшая упругая деформация, в следствии чего необходимо производить контроль равномерности
затяжки стремянок крепления, штангелем, рулеткой или линейкой по всем четырем точкам, так как при неравномерной затяжке
происходит перекос и дуга смещается.
9. Изоленту использовал так как закончились запасы стяжек, правда эта марка изоленты проверенная, долго — хорошо стоит не
отклеивается и не разматывается, но будет заменена на стяжки когда они будут в наличии.
(Фото в папках «Общий вид» и «Классика»).
10. Фото №11-12 позиция(90е), №13-14 позиция (36е), №15-16 позиция (30w) естественно с этого сателлита
смотреть нечего, хотя уровень приема сигнала на этот размер зеркала приличный, просто фото для примера как антенна выглядит
в этой позиции ;).
Регулировочный девайс и мачта с классикой).
Источник
Как «чайнику» настроить мотоподвес
Сразу оговорюсь, что данная статья не претендует на научный подход и написана исключительно в помощь новичкам, не имеющим опыта в настройке мотоподвеса. Рекомендуется использовать для настройки антенну 90 см, так как ее настроить несколько проще. Антенны большего размера более чувствительны к погрешностям в настройке, антенны меньшего размера выдают меньший сигнал. Статья рассчитана на людей, которые представляют, как настроить спутниковую антенну без мотора, и ориентируются в основных настройках ресивера (спутникового приемника). В статье специально не использовано большинство терминов, дабы не усложнять понимание материала.
Для того чтобы настроить мотоподвес, необходимо в первую очередь очень хорошо представлять, как работает эта система. Поэтому сначала немного теории.
ГЕОСТАЦИОНАРНАЯ ОРБИТА
Все спутники, используемые для передачи телевизионного сигнала, а также Интернет потоков располагаются вокруг земли на геостационарной орбите. Высота, направление и скорость движения спутника рассчитаны таким образом, что период обращения спутников вокруг Земли составляет 24 часа, а сама орбита располагается над экватором. Это позволяет каждому спутнику как бы «зависать» над одной и той же точкой земной поверхности. Поэтому если бы мы могли видеть геостационарные спутники, то они бы казались нам неподвижными точками в небе. Каждый спутник имеет свою орбитальную позицию, эта позиция определяется меридианом, над которым он располагается. Например, известный спутник Eutelsat W4 находится над меридианом 36 градусов восточной долготы, поэтому его позиция пишется 36E (E — East, по-английски «восток»). Для наблюдателя, находящегося в районе экватора, эти спутники «выстроятся в линию над его головой, проходящую с запада на восток. Для наблюдателя, находящегося в средних широтах северного полушария, спутники будут располагаться по дуге, проходящей в южной части неба и с наивысшей точкой строго на юге. Похожую дугу «рисует» Солнце «перемещаясь» по небосводу в периоды равноденствия, но поскольку плоскости вращения спутников и орбиты Земли разные, эти дуги не совпадают.
Подробнее узнать, что такое «геостационарная орбита» можно здесь.
АЗИМУТ
Пожалуй, наиболее важным в настройке мотора является понятие «азимут». Азимутом определенного объекта будет угол между направлением на Северный полюс и направлением на этот объект в горизонтальной плоскости из точки наблюдения. Так, например, азимутом объекта, расположенном на севере будет 0 градусов, строго на востоке — 90 градусов и объекта на юге — 180 градусов. При настройке мотоподвеса необходимо знать точное направление на юг. Для этого рекомендуется скачать программу Satellite Antenna Alignment. Хочется отметить, что истинное направление на юг или север не совпадает с магнитными полюсами земли, поэтому использование компаса не рекомендуется, поскольку он дает только приблизительное представление о сторонах света. Знание направления на юг необходимо в первую очередь для выбора места установки; а главное, для настройки в качестве отправной точки используется именно самый южный спутник. Но не будем забегать вперед.
МОТОПОДВЕС
Мотоподвес или попросту мотор включает в себя две функции — «полярный» подвес и электрический привод.
Полярный подвес называется так потому, что его ось вращения практически параллельна оси вращения Земли. Если Вы представите себе, что стоите на Северном полюсе и видите спутники, то они все будут расположены по кругу вокруг Вас, будучи одинаково удаленными и находящимися под одинаковым углом относительно полярной оси. Следовательно, антенна с мотоподвесом, установленная на полюсе, должна вращаться на оси, параллельной полярной. Но поскольку Вы устанавливаете мотоподвес где-то между полюсом и экватором, то для наибольшего совмещения дуги «описывающей» мотоподвесом и дуги геостационарной орбиты, ось вращения мотоподвеса оказывается слегка наклоненной. Этот угол наклона называется корректирующим углом.
Внутри мотоподвеса находится электродвигатель и блок управления. Питание и команды на блок управления поступают по кабелю от ресивера. По команде ресивера мотоподвес поворачивает антенну на требуемый угол. На большинстве популярных моделей мотоподвесов есть две кнопки. Одна — кнопка сброса мотора в исходное состояние обычно находится в труднодоступном месте, защищающим ее от случайного нажатия. Вторая кнопка позволяет вращать мотор. Если нажать и удерживать эту кнопку, то мотоподвес будет вращаться в одну сторону. Двойное нажатие с удержанием этой кнопки заставит мотор вращаться в противоположную сторону.
Есть одна маленькая хитрость, которая в значительной степени сэкономит Ваше время. Во всех спутниковых системах переключение поляризации в конвертерах осуществляется изменением напряжения, подаваемого в кабель. 13 вольт для вертикальной (левой) поляризации и 18 вольт для горизонтальной (правой). Поскольку для вращения электродвигателя мотоподвеса используется именно это напряжение, то в случае выбора транспондера с горизонтальной поляризацией мотоподвес будет перемещаться примерно в два раза быстрее.
До начала проведения работ по монтажу и настройке обязательно установите мотор в нулевую позицию. Это во многом упростит настройку, и позволит вращаться мотору на запад и на восток на максимальный угол. Для этого соедините ресивер и мотоподвес куском кабеля. Включите ресивер. Нажимая на кнопку управления, поверните мотоподвес в «0» по шкале рядом с «хоботом». Нажмите и удерживайте примерно 15 секунд кнопку сброса. Выключите ресивер. Отсоедините кабель.
«ПЯТЫЙ» УГОЛ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ
Поговорим об углах. В первую очередь хочу упомянуть о расхожем утверждении, что опора для установки мотоподвеса «должна быть строго вертикальна». Это заявление верно только в одном случае — если все остальные углы в точности соблюдены, и Вы не собираетесь «настраивать» всю систему, а просто ее повесить. Реально такое невозможно. Отклонение опоры от вертикали в направлении севера или юга компенсируется изменением угла «А». Отклонение опоры в направлении запада или востока компенсируется поворотом всей системы на опоре — «С». Если опора сильно наклонена в сторону запада или востока, то компенсация «С» уменьшает максимальный угол поворота мотора в противоположном направлении. Вывод такой, что вертикальности «на глаз» вполне достаточно.
Поэтому нас интересуют только четыре угла, отмеченные на изображении выше. Пятый угол, угол отклонения опоры от вертикальной оси, значения не имеет.
Итак, коротко об этих углах.
Угол «А» самый важный, это угол наклона полярной оси, с учетом корректирующего угла. Он приблизительно равен 90 градусов минус значение широты места установки. Например, для Ярославля это будет 90 — 57,4 = 32,6. На большинстве кронштейнов мотоподвесов имеется шкала с отметками в градусах. Эти цифры означают либо широту места установки, либо угол «А». На некоторых моторах имеются обе шкалы. Прежде чем приступать к сборке и монтажу, выставьте правильный угол на мотоподвесе и подтяните винты.
Угол «С» регулируется вращением мотоподвеса на опоре и позволяет правильно выставить азимут. Если предположить, что опора идеально вертикальна, то «хобот» мотора должен «смотреть» строго на юг и соответственно азимут этого направления будет 180 градусов.
Корректировкой угла «В» компенсируется изменение угла «А» во время основной настройки дуги, ориентируясь по максимальному уровню сигнала.
Положение антенны на «хоботе» мотора «D» корректирует направление на юг в положении мотора «0». Когда мотоподвес переходит в исходное положение, то есть в нулевую позицию, то антенна должна принимать сигнал с самого южного спутника (если в этой позиции есть спутник). Это достигается вращением антенны на «хоботе» мотоподвеса «D».
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Смонтируйте опору. Опора должна быть установлена с таким расчетом, чтобы мотоподвес мог свободно вращать антенну от края до края, при этом на пути вращения не было помех. Опора должна быть закреплена очень жестко, чтобы при порывах ветра положение всей конструкции не изменялось. Учитывайте тот фактор, что антенна с мотором образует более длинный рычаг и оказывает гораздо большее усилие на опору.
Смонтируйте мотор, направьте его на юг, подтяните хомуты, чтобы во время установки антенны на «хобот», он оставался неподвижным. Точное направление на юг можно определить по солнцу. Запустив программу Satellite Antenna Alignment, Вы сможете узнать время, когда солнце займет южную позицию. Не забудьте в программе указать широту и долготу Вашей местности. Если стоят облачные дни, определите приблизительное направление на юг по компасу.
Соберите антенну согласно прилагаемым к ней чертежам. Закрепите антенну на «хоботе» так, чтобы штанга конвертеродержателя была направлена на юг. Закрепляйте антенну как можно выше на «хоботе» чтобы уменьшить нагрузку на подшипник мотора, но с таким расчетом, чтобы при вращении выступающие элементы крепления антенны не касались кабеля и элементов мотоподвеса. Установите конвертер. Стрелка на конвертере должна быть направлена вверх.
Подсоедините кабель от конвертера к разъему мотора с надписью «LNB», от ресивера к разъему с надписью «Receiver». Убедитесь, что кабели надежно закреплены и при вращении не будут повреждены.
Для настройки желательно иметь стрелочный или цифровой индикатор типа Sat Finder, телевизор и спутниковый ресивер. Индикатор включается в разрыв кабеля между мотором и ресивером. Можно произвести настройку и без индикатора, но результат будет с большей погрешностью и потребует больше времени. В настройках ресивера установите протокол USALS и впишите свою широту и долготу.
Теперь Вам необходимо составить список спутников и транспондеров с сильным сигналом. В программе Satellite Antenna Alignment найдите спутник с азимутом наиболее близким к 180 градусам. Убедитесь, что на нем есть транспондеры с достаточным уровнем сигнала. Это будет вершинный спутник. В этом Вам поможет сайт http://lyngsat.com. Выберите транспондер с сильным сигналом (см. карты покрытия на lyngsat) и символьной скоростью 15000 — 35000. Выберите спутники, равноудаленные от вершинного на 5-10 градусов, например, с азимутом 175 и 185 градусов. Также найдите и запишите транспондеры с сильным сигналом и символьной скоростью 15000 — 35000. Проделайте подобную процедуру с другими спутниками с шагом примерно 10 градусов. Желательно чтобы они были равноудалены от вершинного. Если есть возможность, используйте транспондеры с горизонтальной поляризацией. Теперь проверьте, присутствуют ли в меню ресивера, выписанные Вами транспондеры, и добавьте их в случае необходимости. На этом подготовительные работы можно считать завершенными.
ПРИСТУПИМ К НАСТРОЙКЕ
Включите все оборудование. В меню ресивера выберите транспондер, который Вы выписали для вершинного спутника. Если азимут спутника немного отличается от 180 градусов, то мотор слегка повернется. Изменяя положение «С» и угол «В» добейтесь максимального уровня сигнала по индикатору и шкалам уровня и качества на ресивере. Подтяните слегка гайки. Отклоните слегка антенну вверх и вниз. Сигнал должен одинаково уменьшаться в обоих направлениях. Отклоняйте «хобот», не трогая зеркало антенны. Делайте это осторожно, чтобы не повредить мотор. Просканируйте выбранный транспондер, чтобы убедиться, что Вы нашли правильный спутник.
Теперь Вам нужно поочередно выбрать транспондеры с первой ближней к вершинному парой спутников. При этом мотор должен поворачиваться в соответствующем направлении. Отклоните слегка антенну вверх и вниз на каждом из спутников. Запишите, как изменился сигнал в каждом случае.
1. Если сигнал одинаково уменьшался или увеличился в обоих направлениях и на западном и на восточном спутнике, то направление «С» на юг у Вас настроено очень точно.
2. Если на западном спутнике сигнал увеличивался при отклонении вверх, а на восточном увеличивался при отклонении вниз, то у Вас подвеска смещена восточнее направления на юг. Разверните антенну, выбрав на ресивере вершинный спутник, затем поверните всю конструкцию вместе с мотором (положение «С») немного на запад, а саму антенну на «хоботе» примерно на столько же на восток (положение «D») до появления максимального сигнала и повторите все заново.
3. Если на западном спутнике сигнал увеличивался при отклонении вниз, а на восточном увеличивался при отклонении вверх, то у Вас подвеска смещена западнее направления на юг. Разверните антенну на вершинный спутник с помощью ресивера, затем поверните всю конструкцию вместе с мотором (положение «С») немного на восток, а саму антенну на «хоботе» примерно на столько же на запад (положение «D») до появления максимального сигнала и повторите все заново.
4. Если же на востоке и на западе сигнал увеличивается при отклонении антенны вверх, то угол «А» велик, и его нужно уменьшить, а угол «В» увеличить. Всю манипуляцию лучше проделывать, предварительно развернув антенну на вершинный спутник.
5. Если же на востоке и на западе сигнал увеличивается при отклонении антенны вниз, то угол «А» мал, и его нужно увеличить, а угол «В» уменьшить. Всю манипуляцию лучше проделывать, также предварительно развернув антенну на вершинный спутник.
Когда Вы добьетесь правильной настройки с первой парой спутников проделайте то же самое со следующей парой, более удаленных от вершинного спутников. Не спешите сразу переходить к самым крайним спутникам.
В результате сигнал должен одинаково ослабевать на ВСЕХ спутниках при легком отклонении антенны вверх и вниз.
На этом настройку всей системы можно считать законченной. Проверьте еще раз затяжку всех узлов.
Поздравляем с успешной настройкой моторизованной системы!
Источник