Мотоокучник с одним колесом своими руками

Мотоблок на одном колесе сделать самому, чертежи и описание

Для простоты я решил сделать мотоблок, во-первых, одноколесным, во-вторых, на базе агрегатов, узлов и деталей различных машин заводского изготовления. За основу взял раму мотоцикла М-105. Для этого распилил ее трубы в четырех мест: в 60 мм выше переднего кронштейна крепления двигателя, в 165 мм выше такого же заднего кронштейна и в 50 мм выше изогнутых труб, идущих к задней маятниковой вилке (с обеих сторон).

Подножки рамы отпиливать не стал, так как при случайном падении мотоблока на бок они предохраняют двигатель и его агрегаты от поломки. К тому же к ним можно шарнирно прикрепить упорные элементы бульдозерного отвала.

Укороченные таким образом трубы рамы я доработал: переднюю сплющил и приварил к ней поперечину из полудюймовой стальной трубы длиной 340 мм, а в заднюю вставил выточенную на токарном станке цапфу (стык проварил), которая служит осью сцепки с двухколесной грузовой тележкой.

Ниже цапфы приварил балку амортизаторов длиной 340 мм. Балка имеет ушки крепления верхних головок амортизаторов от мопеда «Рига-12».

К укороченным трубам, идущим к задней маятниковой вилке, с помощью муфт приварил рукоятки управления мотоблоком и соединил их между собой задней поперечиной и распоркой. К последним крепится бак от мопеда «Рига-11».

Снизу к распорке приварил два ушка с отверстиями под дистанционный рычаг переключения передач (из прутка Ø10 мм). Справа на рычаг надел пластмассовый шарик, слева — первичную качалку из полоски стали сечением 20X5 мм с отверстием для тяги (прутка Ø8 мм). Вторичная качалка рычага переключения передач — на коробке передач двигателя.

Передняя поперечина, балка амортизаторов и рукоятки управления соединены с обеих сторон горизонтальными связями — стальными полосами сечением 20×5 мм, которые делают конструкцию рамы мотоблока жесткой.

Заднюю маятниковую вилку мотоцикла М-105 я доработал: расширил и укоротил, так как в качестве ведущего использовал переднее колесо с тормозом от мотороллера «Электрон». К вилке со стороны тормозного диска (перед продолговатым отверстием) приварил скобу; она удерживает диск с колодками от проворота при торможении.

Грязевой щиток сделал из щитка заднего колеса мотоцикла М-105. В месте прохождения цепи силовой передачи щиток дополнительно подрезан, чтобы цепь не задевала его. Спереди он крепится к раме, а по бокам — двумя трубками ог багажника дорожного велосипеда — к проушинам навески сельхозорудий на ручках управления мотоблоком.

В проушины ввернул специальные фасонные болты, на которых крюки рамки навески сельхозорудий удерживаются подпружиненными запорами из стального уголка 30X30 мм.

К рукояткам управления, примерно в 340 мм от проушин, приварил и штифты — болты М10Х1,5 для двойной гребенки рамки.

Двигатель — от мотоцикла М-105. Чтобы ом не перегревался во время работы, справа установил вентилятор принудительного охлаждения — обдува головки цилиндра, которую для удобства повернул против хода часовой стрелки на 90°. Крыльчатку изготовил из листового дюралюминия толщиной 1,2 мм, а кожух — из кровельного железа толщиной 0,8 мм. Для установки вентилятора на одной оси с магнето использовал длинный болт с резьбой М7 на конце, удлиненную втулку и пружинные шайбы.

Кожух вентилятора разборный, состоит из воздуховода и воздухозаборника. Последний имеет съемную крышку с отверстиями, которая крепится к кожуху одним болтом Мб (снизу). Вверху крышка имеет по углам два небольших прямоугольных выреза, ими она удерживается под стенкой кожуха.

Воздуховод и воздухозаборник между собой соединены двумя болтами М6, вставленными в ушки, отогнутые с обеих сторон кожуха.

Кожух крепится в трех местах: к переднему кронштейну двигателя, к картеру и к правой горизонтальной связи.

Рычаг кикстартера взят от мотоцикла М-105. Для удобства запуска он немного выгнут наружу. Воздухоочиститель карбюратора — бочкового типа, от мотоцикла М-103. Выхлопная труба с гайкой и глушителем — от мотоцикла К-55. Глушитель прикреплен болтом М8 к ушку, приваренному к раме мотоблока.

Ведущая звездочка двигателя — самодельная. Она имеет 10 зубьев и рассчитана на цепь с шагом 19,05 мм. Заготовку для нее я выточил на токарном станке, а отверстия Ø12 мм под зубья сделал на сверлильном. Зубья до нужной конфигурации доводил сначала пилой по металлу, потом напильником. Шлицы в центральном отверстии выпилил квадратным надфилем. Готовую звездочку закалил: нагрел в пламени газовой горелки, затем охладил в воде.

Тяговое усилие от двигателя цепью передается ведомой звездочке колеса с 54 зубьями, взятой от соломотряса зерноуборочного комбайна. Вал звездочки удален, в образовавшееся отверстие запрессована втулка, внутренний диаметр которой соответствует наружному диаметру корпуса под сальник подшипника колеса мотороллера «Электрон». Эта втулка необходима для того, чтобы звездочка во время работы не смещалась в сторону от колеса.

Читайте также:  Мини бизиборд своими руками для мальчика

Звездочка крепится к колесу тремя шпильками, выточенными из шестигранника, под гайки поставлены пружинные шайбы.

Чтобы на цепь не попадала земля и она меньше изнашивалась, можно сделать защитный кожух, прикрепив его н задней маятниковой вилке.

Для лучшего сцепления колеса с грунтом я закрепил на нем старую цепь с шагом 19,05 мм от комбайна. К этой цепи через каждые три звена (в промежутках между ними) приварил грунтозацепы из стальной полосы сечением 30X4 мм. Чтобы цепь не сползала, на четырех грунтозацепах с обеих сторон приварил боковые упоры, выгнутые по покрышке колеса. При необходимости цепь можно легко снять, отвинтив гайки стяжных болтов.

Горючее из бака в карбюратор подается самотеком по длинному шлангу. Рычаг газа от мотоцикла М-105 расположен на правой рукоятке управления мотоблока, на левой — рычаги сцепления и декомпрессора от мотоциклов «Восход» и К-55. Тут же резиновая ручка от «Явы-350».

Сменные сельхозорудия для обработки почвы устанавливаются на мотоблоке с помощью специальной рамки. При изготовлении ее я использовал 1/2», 3/4» и 1»; трубы, полосы сечением 30X5 и 50X6 мм, уголок 40X40X4 мм, пруток Ø10 мм и трубы Ø13X10 мм от багажника дорожного велосипеда. Кронштейны навески дополнительных орудий взяты от старого тракторного культиватора (см. рисунок). Сделать их самостоятельно сложно, для изготовления можно воспользоваться вариантом, изображенным на чертеже (рис. 17).

При обработке земли конный плуг или окучник-культиватор лучше устанавливать в центральное гнездо рамки, а плуг с отвалом или тракторный предплужник — в боковое гнездо.

Сельхозорудия в гнездах фиксируются упорными болтами М10, которые ввинчиваются в отверстие с резьбой в задней стенке с гайками усиления. Упорные болты прекрасно выполняют свою функцию, можно даже не применять контргайки.

Сельхозорудие можно быстро поднять, опустить или поменять вместе с рамкой, так как она — быстросъемная. Чтобы ее отцепить, достаточно нескольких секунд. Для этого подпружиненные запоры оттягивают вперед — крюки рамки тут же соскакивают с фасонных болтов — и снимают двойную гребенку со штифтов.

Внутренние размеры гнезд рамки (46X17 мм) рассчитаны на сошки серийных тракторных культиваторов. Лемех, снятый с конного плуга, тоже крепится на сошке, частично укороченной снизу и снабженной отверстиями под болты помеха. Таким плугом мотоблок пашет на глубину да 200 мм. Одним же культиватором с лапой шириной 330 мм обрабатывает почву на глубину до 250 мм, конным окучником хорошо окучивать картофель с шириной междурядий 500-600 мм.

Из лапы культиватора, старых садовых вил и стальной полосы сечением 50X6 и длиной 300 мм я сделал картофелекопалку. К стояку приварил полосу под углом 5° к горизонту — полевую планку. Спереди она имеет форму клина. Левое крыло лапы обрезал так, чтобы она перекрывала полевую планку. От садовых вил трехгранным напильником отпилил три зуба и приварил к правому крылу лапы с внутренней стороны. Нижние концы зубьев сточил после сварки под углом 45° для уменьшения сопротивления почве.

Такой копатель вставляется в левое гнездо рамки, картофель им выкапывается с глубины примерно 150-200мм.

Е. ФЕОФИЛАКТОВ, п. Нема, Кировская обл.

Рис. 2. Конструкция рамы: 1 — рама мотоцикла М-105, 2 — кронштейны крепления двигателя, 3 — подножки, 4, 14 — кронштейны крепления маятниковой вилки, 5 — проушины навески сельхозорудий, 6 — штифты фиксации двойной гребенки, 7 — задняя поперечина со стойкой крепления топливного бака, 8 — распорка, 9 — рукоятки управления, 10 — цапфа сцепки с грузовой тележкой, 11 — балка амортизаторов, 12, 15 — элементы усиления рамы, 13 — горизонтальные связи, 16 — передняя поперечина.

Рис. 3. Система дистанционного переключения передач: 1 — рукоятки управления мотоблоком, 2 — распорка, 3 — рычаг переключения передач, 4 — ушко (2 шт.), 5 — первичная качалка, 6 — тяга, 7 — вторичная качалка (на коробке передач двигателя).

Рис. 6. Доработка маятниковой вилки (I — до сварки, II — после сварки): 1 — муфта (2 шт.), 2 — скоба.

Рис. 4. Кожух вентилятора принудительного охлаждения (изображение упрощено: на видах слева и справа показаны только лицевые щеки воздуховода): 1 — воздухозаборник, 2 — воздуховод, 3 — болты М6, 4 — щеки воздуховода.


Рис. 15. Рамка навесных орудий: 1 — двойная гребенка, 2, 3 — пружины, 4 — ось гребенки, 5 — кронштейны навески дополнительных сельхозорудий, 6 — корпус рамки, 7 — сельхозорудие.

Читайте также:  Платье индейца своими руками

Рис. 16. Корпус рамки: 1 — крюки навески, 2 — отверстия для пружин, 3 — штанги, 4 — петли оси двойной гребенки, 5 — несущая труба, 6 — уголок 40X40X4 мм, 7 — отверстия фиксации кронштейнов навески дополнительных сельхозорудий, 8 — центральное гнездо, 9 — боковое гнездо, 10 — гайка М10.

Рис. 18. Картофелекопатель: 1 — сошка, 2 — полевая планка, 3 — наконечник (обрезанная лапа культиватора), 4 — зубья.

Источник

Почвообрабатывающий агрегат мотоокучник-культиватор

Расскажу о своём огородном «помощнике» — самоходном мотоокучнике-культиваторе с копирующим устройством Основное назначение этого почвообрабатывающего агрегата состоит в уходе за посадками картофеля: послевсходовая обработка междурядий с целью удаления сорняков, рыхление почвы, окучивание растений.

На этапе выбора конструкции и проектирования прочитал несколько статьей на вашем сайте, посвященных средствам малой механизации — не считаю зазорным и даже люблю использовать готовые разработки удачных конструкций, которые в разное время были опубликованы на сайте. Главное при этом — не заниматься слепым копированием, а подходить к делу творчески, взяв на вооружение наиболее интересные технические решения, и развивать их дальше.

На вашем сайте я узнал о почвообрабатывающем агрегате с не совсем обычной схемой размещения рабочего органа — он был установлен между двух колёс, расположенных в продольном направлении, как у велосипеда или мотоцикла Автор статьи, Э.Педрикс из Эстонии, весьма доходчиво объяснил преимущества такой схемы. Вкратце повторю их.

В ходе работы подрезанный лемехом окучника пласт земли давит и на ведущее колесо, способствуя лучшему его сцеплению с почвой
Копирующее колесо, находящееся перед рабочим органом, выполняет сразу несколько важных функций: оно является направляющим; позволяет заранее задавать глубину врезания рабочего органа в почву; автоматически поддерживает её в процессе обработки междурядий; копирует микрорельеф участка.

Так как ведущее колесо ориентировано в продольном направлении с направляющим, агрегат идёт по борозде как по рельсам. При этом под ведущим колесом оказывается невзрыхлённая почва — твёрдая дорожка.

Эта идея компоновки самоходного агрегата настолько мне понравилась, что легла в основу конструкции моего «помощника». Обработка картофельного участка в течение восьми сезонов лишь подтвердила правильность моего выбора.

Теперь подробнее о том, что из себя представляет данный почвообрабатывающий агрегат. Машина довольно удачно скомпонована из самых обычных мотоциклетных, мотороллерных и автомобильных узлов и деталей.

Органы управления агрегата — мотоциклетного типа: к задним концам лонжеронов рамы приварены половинки рулевых рычагов от мотоцикла с ручками и механизмами управления. На правом рычаге находится рычажок-монетка регулировки подачи топлива, на левом — рычаг-курок сцепления. Вот только переключение передач осуществляется по-автомобильному — рукояткой, расположенной на раме, перед водителем Рукоятка связана посредством оси и Z-образной тяги с валом механизма переключения передач.

Рама изготовлена в основном из стальных труб квадратного сечения 25×25 мм. На ней расположены промежуточный вал, трансмиссия, органы управления, к ней же крепятся рабочие органы. Большинство кронштейнов и вспомогательных деталей (как, например, стойка бензобака и др.) варил по месту при компоновке и сборке узлов и агрегатов в единую конструкцию. На чертеже рамы они условно не показаны.

Чертежи, схемы агрегата для обработки почвы

Здесь же отмечу, что крепление промежуточного вала на раме получилось довольно замысловатым, поскольку надо было исключить касание цепей трансмиссии о детали рамы и одновременно обеспечить возможность перемещения промежуточного вала с целью их натяжения при необходимости. Поэтому в статье хотя и привожу чертёж промежуточного вала (он-то нареканий не вызывает), вариант его крепления на раме представляю только как руководство к действию Может быть, кто из решивших сделать подобную конструкцию найдёт более простое решение!

Основой самой же рамы послужила маятниковая вилка подвески заднего колеса от мотороллера «Тулица». От него же и ведущее колесо мотокультиватора Для повышения сцепления колеса с почвой на «беговую дорожку» протектора шины устанавливается металлический бандаж с грунтозацепами из равнополочного уголка 20×20 мм. Бандаж представляет собой обруч из двух полуколец, согнутых из стальной полосы сечением 30×5 мм Полукольца с одной стороны соединены между собой приваренным шарниром из дверной петли, а с другой стороны стягиваются болтом М10 после установки на шину.

Ступица основного колеса была использована в сборе, лишь в ступице звёздочки был установлен новый подшипник № 60205 с защитой шайбой от пыли Дюралюминиевый литой кожух звёздочки был снят.

Двигатель ММВЗ-125 от мотоцикла «Минск» для окучника был выбран потому, что он имелся в наличии. Ранее он стоял на самодельном мотоблоке, который оказался не у дел и просто простаивал.

Двигатель оборудовал системой принудительного охлаждения Выглядит она следующим образом: на цилиндр двигателя под головкой, к рёбрам охлаждения прикреплена болтами М4 вилка с размещённым на конце подшипниковым узлом, осью, вентилятором и ведомым шкивом. Ведущий шкив размещён и закреплен на удлиняющей коленчатый вал (а точнее на его продолжении — роторе генератора) шпильке с резьбой Мб (такой же, как и крепление цилиндра к картеру).

Читайте также:  Мужской декора своими руками

В качестве «ремня» для привода вентилятора использовано резиновое уплотнительное кольцо цилиндра дизельного двигателя ЯМЗ-238 — оно даже не требует механизма (или устройства) натяжения Для подачи более интенсивного потока воздуха на цилиндр был установлен кожух вентилятора, изготовленный из куска оцинкованной жести, его крепление на цилиндре осуществлено при помощи четырёх пружин.

На двигатель установил карбюратор и воздухоочиститель «бочкового» типа от мотоцикла М-103. Карбюратор прикрепил к цилиндру через самодельный переходник. Электронная система зажигания — штатная В результате всех доработок двигатель стал более надёжным, легче запускается и имеет хорошие тяговые характеристики.

Система питания двигателя предельно простая — топливо к карбюратору поступает самотёком Топливный бак — от системы предпускового обогрева двигателя автомашины ЗИЛ-130, расположен и закреплён с помощью хомута на отрезке трубы, заднего крепления мотора ММВЗ-125 Сам силовой агрегат находится над ведущим колесом, но чуть смещён вправо Закреплён он на раме с помощью двух спаренных стоек.

Трансмиссия окучника включает в себя двухступенчатую цепную передачу: первая ступень имеет звёздочки: ZT = 14 зубьев и Z2= 41 зуб, вторая: Z3 = 9 зубьев, Z4 = 38 зубьев.

Промежуточный вал трансмиссии смонтирован за двигателем. Его концы установлены в подшипниках № 60204. Корпуса подшипников расположены на стойках с регулируемыми тягами, что позволяет производить натяжение двух ветвей цепных передач одновременно.

Выпускная система двигателя скомпонована из двух деталей: отрезка колена выхлопного патрубка с гайкой и глушителя из корпуса паяльной лампы, что позволило обеспечить её максимальную компактность с хорошими характеристиками глушения шума, не в ущерб мощности Рычаг кик-стартёра — штатный, мотоциклетный.

Рамка копирующего механизма была изготовлена из трубы квадратного сечения Регулируемая тяга «копира» выполнена из прутка диаметром 12 мм и имеет два талрепа. Копирующее колесо — «дутик» от детской педальной машины идеально вписалось в общую компоновку окучника-культиватора.

Сменные почвообрабатывающие орудия агрегата надёжно фиксируются с помощью болтов М12 в двух точках. Первая (нижняя) точка крепления (а точнее подвески инструмента на болте-оси) находится в торце маятниковой вилки и сформирована из двух удлинённых ушек. Кронштейны-проушины второй (верхней) точки крепления приварены в передней части рамы (около переднего узла крепления двигателя). К ним стойка рабочего органа подстыковывается через небольшие талрепы, позволяющие регулировать угол атаки орудия. На подсоединение (или отсоединение) рабочего органа требуется 10 — 15 минут.

Техника безопасности при работе на данном почвообрабатывающем агрегате решена в полной мере, и задача землепашца состоит лишь в управлении машиной и визуальном контроле качества обработки. Обработка участка ведётся на 1-й передаче с соблюдением обычных требований агротехники В процессе обработки такой тандемный самоходный окучник-культиватор практически без помощи выдерживает прямолинейное направление движения и глубину обработки.

В случае, когда подрезанный тяжёлый пласт земли или комок затормозит движение агрегата, ведущее колесо просто начинает «фрезеровать» почву, постепенно углубляясь в неё Выход из данной ситуации достаточно прост, нужно сбросить обороты двигателя, надавив на ручки управления сверху вниз, вывести рабочий орган из земли, тем самым освободив его от балласта и создав нагрузку на ведущее колесо Добавив подачу топлива, окучник выйдет на исходную позицию и продолжит обработку участка.

Поворот окучника можно производить как на месте, при полностью выжатом сцеплении, так и во время движения агрегата с наклоном его в сторону поворота, при этом рабочий орган не должен соприкасаться с почвой На практике убедился, что лучше работать на длинных участках — меньше устаёшь, да и экономия топлива значительная.

Сравнительно небольшая масса агрегата (около 70 кг), одна колея, рациональное размещение всех органов позволяют участок площадью 0.15 га обработать за время 45 — 60 минут, особо не напрягаясь.

Для ухода за посадками картофеля в зависимости от вида обработки применяю различные почвообрабатывающие орудия. Для рыхления верхнего слоя междурядий и подрезании сорняков на переднем держателе устанавливаю культиватор, для окучивания — заменяю его на окучник Во время первого прохода агрегата проверяю фактическую глубину и качество обработки.

При окучивании картофеля окучник должен насыпать ровный слой земли на весь гребень с приваливанием её к стеблям растений и разрыхлением боковых сторон и дна борозды.

Источник

Оцените статью
Своими руками