- Мотособака своими руками на деревянных склизах. Часть 5 — Итоги
- Часть 1 — Создание и расходы
- Часть 2 — Основные доработки
- Часть 3 — Испытания
- Часть 4 — спустя 150 км пробега
- ИТОГИ
- Двигатель
- Гусеница и валы
- Звезды и цепь
- Скорость, проходимость и расход топлива
- Ну и наконец — деревянные склизы
- Вывод
- Самодельный мотобуксировщик на деревянных склизах
- Назначение
- Двигатель
- Гусеница
- Подвеска
- Затраты
- Вывод
Мотособака своими руками на деревянных склизах. Часть 5 — Итоги
Друзья, всем привет! Пришло время подвести итоги по самодельному мотобуксировщику на деревянных склизах. Но для начала я напомню, с чего все началось и какие этапы были пройдены.
Статья большая, если не хочется читать — можете посмотреть видео, которое повторяет ее содержание:
Часть 1 — Создание и расходы
Мотобуксировщик создавался своими руками для хозяйственных нужд и неспешных поездок по лесу. Рама варилась с нуля, без чертежей. На буксировщик установлен китайский двигатель Forza мощностью 6,5 л.с. и бурановская гусеница шириной 380 мм.
Что по деревянным склизам, то целью их использования было удешевление всей конструкции и проверка ее пригодности на практике. Забегая вперед скажу, что склизы из дерева прекрасно справились со своей задачей и заслуживают полное право на жизнь.
Постройка мотособаки заняла чуть более 20 часов и обошлась приблизительно в 25 тысяч рублей. Более подробно процесс создания мотобуксировщика рассмотрен в первой статье. Там же примерные размеры конструкции. Ссылки на все части по мотособаке будут в конце этой статьи.
Часть 2 — Основные доработки
После двух недель эксплуатации были выполнены следующие работы:
- заменены склизы, изношенные спереди из-за большого угла атаки гусеницы;
- усилено крепление двигателя;
- установлен натяжитель цепи;
- установлен защитный кожух для двигателя.
После этого никаких существенных изменений в конструкцию не вносилось.
Часть 3 — Испытания
На открытых участках мотобуксировщик спокойно тянет за собой двух человек массой под 90 кг каждый в двух волокушах. В пухляке же ситуация чуть похуже: если одного человека тянет уверенно, хоть и проваливаясь, то двух уже с большим трудом.
Что касается скорости, то она составляет чуть более 20 км/ч со звездами на 41 и 15 зубьев.
Часть 4 — спустя 150 км пробега
Тут в целом ничего интересного, поломок почти не было, никакие изменения в конструкцию не вносились. Был замерен примерный расход топлива, он составил 10-15 литров на сотню.
ИТОГИ
Теперь обо всем по порядку:
Конструкция рамы оказалась вполне удачной; нигде ничего не треснуло, не отломилось и даже не погнулось. Из недочетов можно выделить разве что недостаточную жесткость крепления двигателя, но это никак не повлияло на ходовые качества. Ну и еще раму можно было бы сделать на несколько сантиметров короче. Но это уже мелочи.
Двигатель
Вот тут все гораздо интереснее. Сначала двигатель отказывался нормально работать при температуре ниже минус 15 градусов. Но я считаю, что это не недостаток, а, скорее, особенность конструкции. Установка защитного кожуха полностью решила эту проблему.
Идем дальше. Спустя несколько месяцев эксплуатации обломился глушитель почти у основания. В общем-то ничего удивительного, т.к. глушители у подобных двигателей являются одним из слабых мест. Проблема решается с помощью сварки за несколько минут. Возможно в будущем заменю глушитель на новый.
Теперь самое интересное: буквально через день после того, как сломался глушитель, я чуть было не потерял бензобак. Во время очередной заправки заметил, что бак сильно болтается, хотя должен быть жестко зафиксирован. Вот чего-чего, а такого я точно не ожидал, т.к. изначально крепления бачка выглядели надежно.
Как потом оказалось, одно из трех креплений бака, которое представляет собой приваренную к внешней стенке бачка гайку, просто отломилось. Бензобак начал двигаться и вскоре из-за сильной вибрации разбило 2 передних крепления. По сути все из-за плохо приваренной гайки и слишком тонкого металла, из которого изготовлен бачок.
Проблема решена также с помощью сварки. Но делать так не надо. Что-то мне подсказывает, что это не совсем безопасно, точнее совсем не безопасно. Да, бак был пустой, да, он всего на 3,5 литра, да, варилась только внешняя стенка с минимальным риском прожечь сам бензобак. Но все равно лучше не стоит это делать, не удалив полностью все пары бензина из бака любым способом, например залив водой под горловину, чего сделано, конечно же не было.
В общем бак установлен на место, если что — также заменю на новый. В целом двигатель хоть и доставил неприятностей, но, справедливости ради стоит заметить, что ни выход из строя глушителя, ни сломанное крепление бензобака не являются критичными поломками. И в том и в другом случае можно продолжать движение.
Гусеница и валы
Вот тут проблем вообще никаких не было. Гусеница и звезды валов без видимых следов износа. Лишь по ведущему валу проявился небольшой недочет, точнее по его креплению. Дело в том, что оно недостаточно жесткое и чуть-чуть узкое для вала. Из-за этого правая пластина крепления, толщиной 2 мм, немного выгнута наружу. Опять же, ничего критичного в этом нет, но стоит использовать более толстый металл, хотя бы 3-4 мм толщиной.
Звезды и цепь
В комментариях к видео по мотособаке меня часто спрашивали, какая звезда подходит на шлицы бурановкого вала? Собственно звезда обычная под муравьевскую, если не ошибаюсь, 428-ю цепь. При этом к звезде приварена шестерня, которая подходит на шлицы ведущего вала от Бурана.
Полагаю, данная шестерня используется в трансмиссии Бурана. Если кто в курсе, напишите в комментариях. Звезду покупал уже в таком виде на местном рынке, там где торгуют мотобуксировщиками и запчастями к ним.
На маленькой звезде за время эксплуатации появился заметный износ, думаю это из-за плохого качества металла, т.к. на большой звезде и цепи износа не видно. Цепь кстати работает без смазки, т.к. она почти сразу стирается снегом. Отчасти сам снег выступает в качестве смазки, поэтому я особо не беспокоюсь по этому поводу. На зиму хватает и ладно, а к следующему сезону просто заменю.
В настоящий момент установлены звезды на 41 и 13 зубьев; тяги вполне хватает.
Скорость, проходимость и расход топлива
По максимальной скорости и проходимости ничего нового не скажу. Максималка около 22 км/ч со звездами 41 и 15 зубьев и около 20 км/ч со звездами 41 и 13 зубьев. При желании с помощью звезд можно поднять скорость и до 30 км/ч, но тогда заметно уменьшится запас тяги. Думаю пара звезд 41 и 13 зубьев является оптимальной для данного двигателя.
Проходимость в целом неплохая, особенно на открытых участках с плотным снегом. В лесу в пухляке глубиной полметра ехать сложнее, но можно, только одному. От буксировщика в общем то больше ничего и не требуется.
Теперь что касается расхода топлива, который я специально замерил. Хотелось замерить именно минимальный расход топлива, т.к. средний составляет от 10-15 литров на сотню, а максимальный — думаю более 15 литров, хоть я это специально не проверял.
Итак, минимальный расход получился 7,7 литра на 100 километров. При этом дроссельная заслонка была открыта чуть больше, чем наполовину, т.е. ехал по сути в пол газа со средней скоростью около 15 км/ч. Ехал один по своему же следу. Температура воздуха была около минус 25 градусов.
Ну и наконец — деревянные склизы
Как ни странно, тут все прекрасно. Заметного истирания нет, несмотря на пробег в несколько сотен километров. Лишь спереди заметно небольшое подъедание, но оно не сравнится с тем, которое было с первыми склизами и большим углом атаки.
Из недостатков данной подвески можно выделить разве что жесткость и возрастающее сопротивление при движении по накатанной поверхности, когда склизы не смазываются снегом. Оба недостатка проявляются лишь на расчищенной дороге, например. По снежной целине нареканий к подвеске никаких.
Вывод
В целом конструкция, на мой взгляд, получилась весьма успешной. Деревянные склизы — вполне рабочий вариант. Лишь двигатель слегка испортил общую картину, но это не очень страшно. Главное, что он работает, причем без нареканий, и заводится в любой мороз.
Возможно я что-то забыл упомянуть, если вспомню — отпишусь в комментариях. Если есть какие-нибудь вопросы — также пишите в комментариях — обязательно отвечу.
Источник
Самодельный мотобуксировщик на деревянных склизах
Всем привет! Хочу поделиться с вами опытом создания самодельного мотобуксировщика (мотособаки) на склизовой подвеске. Рассмотрим основные моменты постройки, технические особенности и, конечно же, стоимость. Итак, начнем.
Статья довольно объемная. Если не хочется читать, можно посмотреть следующее видео, по смыслу повторяющее статью:
Назначение
Обычно люди покупают мотобуксировщик для утилитарных целей: куда-то съездить, что-то привезти и т.д. И мой случай не исключение. Мотособака будет использоваться преимущественно для хозяйственных нужд. Но помимо этого я хотел провести один любопытный эксперимент, а именно использовать в подвеске не катки, а самодельные склизы из дерева, а точнее из березы.
Склизы из березы
Конечно, можно было купить готовый аппарат и просто установить туда деревянные склизы, но гораздо интереснее и, что немаловажно, дешевле создать мотобуксировщик своими руками, пусть и из готовых комплектующих.
Двигатель
В качестве силового агрегата был установлен уже имеющийся китайский двигатель FORZA мощностью 6,5 л.с. с редуктором и автоматическим сцеплением. Тот самый, который стоял на трицикле.
Двигатель Форза 6,5 л.с.
Подробнее про этот двигатель можно прочитать в этой статье. Забегая вперед скажу, что мощности при использовании “Бурановской” гусеницы 380 мм вполне достаточно.
Гусеница
Как я уже сказал, на мотособаке установлена новая “Бурановская” гусеница шириной 380 мм и длиной 2878 мм. Ее выбор был обусловлен относительно невысокой ценой, небольшой мощностью используемого двигателя и преимущественно плотным снежным покровом в моей местности.
Бурановкая гусеница 380 мм
Т.е. крутить 500-мм гусеницу двигателю было бы уже тяжеловато, да и стоит она на несколько тысяч дороже. Думаю ее использование на мотособаке целесообразно в таежной местности. У нас же с обширными полями, болотами, отдельно стоящими березовыми колками и, соответственно, плотным снежным покровом, особенно во второй половине зимы, 380-й гусеницы более чем достаточно. У знакомого аналогичный мотобуксировщик, только на катковой подвеске, прекрасно зарекомендовал себя в этих условиях.
Несущая конструкция мотособаки полностью самодельная. Сварена из труб прямоугольного сечения 20×20 мм и 20×40 мм. Для крепления двигателя вварены 2 массивных 40-мм уголка. Сверху был наварен защитный каркас, защищающий двигатель при опрокидывании мотобуксировщика. Гусеница закрыта сверху листом оцинкованного железа, прикрепленного к раме с помощью заклепок.
Рама мотособаки
Рама варилась без чертежей, были лишь сняты основные размеры с вышеупомянутой мотособаки знакомого. Все остальное подгонялось “по месту”. Ничего сложного здесь нет. Процесс творческий и весьма интересный.
Подвеска
Между передним и задним валами гусеница должна на что-то опираться. Обычно для этого используются катки или склизы. Встречаются комбинированные варианты. Уже давно меня посетила идея использовать не заводские пластиковые склизы, а самодельные деревянные. Причем из прочной древесины, например наиболее доступной березы. Да, идея может и бредовая, но вполне работоспособная. Хотя об этом пока судить рано, т.к. на данный момент пробег буксировщика составляет менее 3-х км. Полноценные испытания впереди, когда будет больше снега.
Процесс изготовления склизов
Готовые склизы
Склизы стянуты болтами в металлическом корпусе
Пока что деревяшку немного “подъедает” в месте изгиба гусеницы. Этот изгиб нужен для того, чтобы у гусеницы был так называемый угол атаки, который теоретически должен улучшать проходимость. Но нужно проверить это на практике и, в зависимости от результатов, либо убрать этот угол, что предотвратит истирание склизов в этом месте, либо установить в месте изгиба катки.
Заметно небольшое истирание склизов
Затраты
Постройка мотобуксировщика обошлась приблизительно в 25 тысяч рублей, без учета инструментов и расходных материалов. Основные затраты:
- двигатель с редуктором — 9 800 руб;
- гусеница 38-мм — 6 700 руб;
- валы с подшипниками — 2 500 руб;
- трубы и оцинковка — 2 500 руб;
- крепеж (болты, гайки и заклепки) — 1 000 руб;
- звезды и цепь — 1 700 руб;
- трос и рычаг газа — 300 руб.
Двигатель покупал в специализированном магазине неподалеку, трубы с оцинковкой и крепежом — в строительных гипермаркетах (Бауцентр, Леруа Мерлен). Все остальное — на местном рынке. Цены актуальны на ноябрь 2018 года для Омска.
Возможно что-то я забыл упомянуть либо совсем чуть-чуть ошибся в ценах, но сумма составляет примерно 25 000 рублей. Неплохая экономия, учитывая что готовый мотобуксировщик с похожими характеристиками обойдется как минимум в 1,5 раза дороже. Что касается времени, то работа заняла около 3-дней по 8 часов в неспешном ритме силами 2-х человек.
Размеры рамы мотобуксировщика в см
Вывод
Полноценные испытания самодельной мотособаки провести пока не удалось ввиду отсутствия достаточного количества снега. Результатом первых покатушек я остался полностью доволен. Мощности хватает, буксировщик с места встает на дыбы или пробуксовывает. Из слабых мест пока только истирание склизов в месте изгиба. В будущем будет устранено.
Самодельный мотобуксировщик с волокушами
Что касается самодельных волокуш, то их постройка будет рассмотрена отдельно чуть позже. О результатах испытаний мотобуксировщика и внесенных изменениях в конструкцию читайте в продолжении.
Источник