Мото переделки своими руками

Мототюнинг: полезный, бесполезный или беспощадный?

Вы купили себе мотоцикл? Поздравляем с приобретением и готовы предсказать то, что с вами будет дальше. Как только пройдёт ощущение новизны, начнут чесаться руки прикрутить к своему железному коню что-нибудь новенькое, что-нибудь изменить или улучшить. И это нормально! Однако не все доработки действи­тельно пойдут на пользу вашему мотоциклу.

Не будем разбирать до винтика новый Техниче­ский регламент Таможен­ного союза и раздел «О внесе­нии измене­ний в конструкцию транс­портного средства», а лишь настоятельно посоветуем воздер­жаться от необратимых шагов при доработке мотоцикла: оставляйте возмож­ность откатиться назад. Например, сняли с мотоцикла штатную деталь — положите на полочку в гараже. Вдруг пригодится, если придётся возвращать назад? Да и при продаже мотоцикла её можно будет предъявить покупателю. О том, что мало кто любит покупать затюнинго­ванные в пух и прах подер­жанные мотоциклы, мы уже рассказывали.

Давайте разберём по пунктам, что можно, а чего не нужно делать со своим мотоциклом.

1. Руль и органы управления

Изменение высоты руля всего на парочку сантиметров заметно меняет посадку на мотоцикле. Руки устают и затекают? Поднимите руль выше. Хотите получить более спортивную посадку с наклоном вперёд? Опустите его.

Опустить, кстати, проще всего. Для этого достаточно вместо штатного изогнутого руля установить прямой Drag Bar. Недорого, обратимо, и весь процесс займёт у вас не больше часа с перекурами. Поднять руль чуть сложнее. Самый простой способ — установить специальную проставку между родным рулём и верхней траверсой. Обычно высота такой проставки не больше двух-трёх санти­метров, что позволяет использовать её, не удлиняя провода, тросики газа и сцепления, а также тормозную магистраль.

Трёх сантиметров мало? Придётся купить новый, более высокий руль, а потом ещё повозиться, наращивая или меняя тросики, шланги и проводку. Всё вместе это влетит в копеечку, поэтому хорошенько подумайте, прежде чем затевать такую переделку. Интересно, что высокие рули типа Ape Hanger не только выглядят весьма эпатажно, но очень удобны в дальней дороге. Руки остаются максимально расслаб­ленными, если кисти находятся примерно на высоте плеч. Выше — чистый выпендрёж.

Ещё можно поменять рукоятки руля — грипсы. Зачем? Исключительно из эстетических сообра­жений. Потому что все разговоры о том, что новые чудесные грипсы эффективно гасят вибрации и улучшают комфорт, на практике оказы­ваются только разговорами. Менять рукоятки руля имеет смысл только в том случае, если вместо штатных хочется установить новые с подогревом. Это действи­тельно полезная опция, если ваш сезон заканчи­вается ближе к первому снегу.

Часто меняют рычаги тормоза и сцепления — так называемые леверсы. Складные рычаги с регулировкой проще настроить под удобный вам хват. А складными их называют потому, что они обычно просто складываются при падении, а не ломаются.

Зеркала? Лучше не трогать. Соблазн, понятно, велик. На рынке афтермаркета предлагается огромное количество всевозможных зеркал любых форм, типов и расцветок. Но чаще всего наилучшую обзор­ность дают именно штатные зеркала. Хотя исключения, конечно, случаются.

2. Фара и другие световые приборы

Появление на мотоциклах современных светодиодных фар на порядок улучшило освещён­ность дороги. И заменить тусклую галогенку на что-то более современное — это совсем неплохая идея. Только не надо вкручивать в старую фару свето­диодную «лампочку» — ничего хорошего из этого не выйдет. Лучше поменять фару сразу, причём на официально сертифи­цированную для использо­вания на европейских дорогах.

Всё то же самое относится и к поворотникам. Хотите поменять — меняйте! Если в ваших стоят обычные лампочки накали­вания, то установка вместо них новых свето­диодных пойдёт только на пользу. К тому же, чем больше ламп вы замените на светодиоды, тем сильнее снизите нагрузку на генератор. Но покупайте только качественные детали со всеми необходимыми серти­фикатами.

3. Подножки и рычаги управления

Производители запчастей для тюнинга выпускают множество разных железок! Однако установка нештатных деталей в штатные места не позволит существенно изменить эргономику. А полноценный перенос подножек и рычагов пере­ключения передач и тормоза, во-первых, будет делом сложным и затратным, а во-вторых, может уменьшить угол безопасного наклона в поворотах. В общем, занимайтесь этим только в том случае, если действительно понимаете, что и зачем вы собираетесь сделать.

4. Глушитель / система выпуска

Пожалуй, самая обсуждаемая тема в мото­сообществе. Ведь нет ничего проще, чем купить новую «банку» глушителя (правильно она называется слипон) и прикрутить её вместо штатной. Что это даёт? Например, более привлека­тель­ный внешний вид. А ещё более громкий и выразительный (если повезёт) звук. А если купить фирменную железку, то и определённый выигрыш по массе.

Как это отразится на работе мотора? В лучшем случае никак. В худшем — можно потерять часть мощности. Потому что для корректной работы двигателя со «спортивным» прямоточным глушите­лем ему надо менять программу управления, что сложно и стоит некоторых денег.

Читайте также:  Принимаем водителей с своими руками

А чтобы действительно увеличить мощность двигателя, придётся заменить весь выпускной тракт в сборе, от приёмной трубы и до слипона. Обойдётся это в пару-тройку тысяч долларов и вряд ли будет хорошо работать без коррекции «мозгов» системы управления. Но даже если всё сделать правильно, то переделка выпускной системы увеличит отдачу силового агрегата совсем незначи­тельно. Да, звучать такой мотоцикл будет действительно ярко и громко, но соседи по дому резко перестанут считать вас приятным человеком.

5. Двигатель и трансмиссия

Если вы не собираетесь участвовать в професси­ональных соревно­ваниях, то лучше ничего не трогать! Ведь навредить тут куда проще, чем что-то улучшить. Неужели японские, немецкие или американские инженеры зря едят свой хлеб? Или они сознательно настроили силовой агрегат хуже, чем могли бы? Конечно же, нет. Всё совсем наоборот: у вашего мотоцикла наиболее оптимальные настройки, выбранные исходя из его конструкции, массы и сферы применения.

Безусловно, совершенству нет предела — и что-то улучшить действи­тельно можно. Но берутся за это либо серьёзные инжини­ринговые конторы, обладающие собственным тестовым оборудо­ванием и продвинутой испыта­тельной базой, либо очень талант­ливые люди, досконально разобрав­шиеся в конструкции любимого мотора. Поэтому попытаться «подружить» мотор с новым глушителем можно и в гаражном «ателье». А всё остальное — настоятельно не рекомендуем!

6. Сиденье

Стоит ли делать что-то со штатным «седлом» — вопрос спорный. Задуматься об этом однозначно нужно, например, в том случае, когда при остановке водитель с трудом достаёт ногами до земли. В такой ситуации сиденье можно поменять на более низкое или переделать штатное — есть множество мастерских, которые специали­зируются на таких работах.

Поднять «седло» повыше тоже можно, но чаще всего мото­циклисты хотят сделать его мягче и удобнее. Например, если в дальней дороге затекает пятая точка. Обычно проблема решается установкой в подушку специальной гелевой или воздушной прокладки. Мастера с радостью возьмутся за это, процесс понятен и технология отлажена. Ещё проще купить такую подушечку отдельно и приделать её к креслу, отправляясь в дальнее путе­шествие. Сэкономите как минимум вдвое!

А можно купить готовое «кастомное» сиденье на ваш мотоцикл. Оно сразу будет с гелевыми или воздушными вставками, нужной вам высоты и, может, даже с подогревом. Но готовьтесь к тому, что цена вопроса «на круг» (с изготов­лением, доставкой в Россию, установкой и подключе­нием) может оказаться сопо­ставимой со стоимостью подер­жанного мотоцикла в сборе.

7. Рама и ходовая часть

Частенько приходится видеть эпатажные тюнинг-проекты, создатели которых безбояз­ненно пере­краивают раму мотоцикла по своему вкусу: изменяют угол наклона рулевой колонки, срезают задний подрамник, удлиняют или расширяют задний маятник, чтобы вставить в него широченное колесо. Но не всё, что здорово смотрится на кастом-шоу, подойдёт для дорожного мотоцикла, на котором нужно ездить каждый день. Скорее всего, кардинальные переделки конструкции приведут к ухудшению управля­емости, а вынужденный перенос точек крепления остальных узлов может негативно сказаться на их надёжности. Если вы выезжаете на таком мотоцикле раз в неделю — это не страшно. А вот когда ездите на нём на работу, то трижды подумайте, прежде чем влезать в «проект».

Единственно оправданное вмешатель­ство в ходовую часть — замена штатных амортиза­торов на что-либо более продвинутое и сделанное одной из именитых и уже зарекомен­довавших себя фирм. Особенно в том случае, когда заводские стойки поизноси­лись и просятся на свалку. В этом случае можно подобрать амортизаторы помягче или, наоборот, пожёстче (кому как нравится), или вообще с возмож­ностью регулировки. Но если вы пока не слишком разбираетесь в нюансах управля­емости мотоцикла в зависи­мости от настроек подвески, то заниматься доработками исправной ходовой части не надо — только зря потратите деньги.

8. Колёса и шины

Поэкспериментировать с шинами никогда не поздно. Про вред от широченного заднего колеса мы уже рассказали, а ставить более узкие шины никто и будет. Хотя бы потому, что это некрасиво. Так что ещё можно придумать?

Едва ли не половина владельцев мотоциклов с литыми колёсными дисками не прочь заменить их на спицованные, и наоборот. И у той, и у другой конструкции есть плюсы и минусы, но владельцам просто хочется чего-то новенького. Вот и экспериментируют.

Но важно помнить, что в любом случае это будет дорого. К примеру, на моём мото­цикле стоят литые колёсные диски, и чисто теоретически я бы поменял их на более красивые спицованные. Но это обойдётся примерно в 150 000 рублей, если не больше. Не дороговато за чисто эстетическое удоволь­ствие?

Поэтому, если хочется как-то обновить вид мотоцикла, просто покрасьте диски в какой-нибудь яркий цвет! Обязательно порошковой краской и непременно в специали­зированной мастерской. Заодно можно и геометрию выправить. Это будет не очень дорого — уложитесь в сотню долларов — а эффект превзойдёт все ожидания!

А если у вас спицы, то наберитесь терпения, запаситесь свободным временем и просто отполируйте их. Получится очень красиво!

9. Дуги, слайдеры и прочие элементы безопасности

Безопасности много не бывает! Поэтому установка дуг, которые помогут защитить мотоцикл и его двигатель при падении, — это дело хорошее. Но к выбору таких деталей следует отнестись внимательно и соблюсти баланс прочности защитных дуг и рамы мотоцикла, к которой они прикручи­ваются. Если дуги окажутся заметно крепче, то они при падении останутся целыми, но испортят раму, восстановить которую будет либо очень сложно, либо вообще невозможно. Всё то же самое может случиться при неправильной установке дуг — например, при их креплении не к тем точкам, которые рекомендовал произ­водитель. Будьте внимательны!

Читайте также:  Красивые гольфы своими руками

Второй элемент, предохраняющий мотоцикл при падении, это слайдеры — массивные пластиковые накладки, которые надо ставить в опреде­лённые места рамы. При падении и скольжении по асфальту они сами стираются, но не дают жизненно важным узлам мотоцикла коснуться земли. И тут тоже важна правиль­ность монтажа.

В целом, подобные доработки однозначно полезны. Причём лучший результат даёт комбиниро­ванное использо­вание дуг и слайдеров.

10. Полезные не мелочи

К таким стоит отнести всевозможные багажные системы, кофры, сумки и так далее. Если их совсем нет, то пользоваться мотоциклом будет неудобно. Куда прикажете положить дождевик, запасные перчатки, противоугонный замок? А если по дороге надо в магазин? Или вы просто едете на работу и с собой надо взять документы и ноутбук?

Также полезно установить какое-нибудь ветровое стёклышко или обтекатель, если его нет изначально. Лобовое стекло сделает поездки более комфорта­бель­ными, особенно в плохую погоду, и снизит ветровую нагрузку на туловище и руки на больших скоростях. Только учтите: если выбранное вами стекло окажется неудачной формы или будет плохо закреплено, то могут появиться неприятные вибрации на руле и снизится устойчи­вость на скорости. Также следите за тем, чтобы стекло было ниже линии вашего взгляда. Водитель должен видеть дорогу над ним, а не через него. Смотреть на мир сквозь грязное оргстекло — то ещё удоволь­ствие! А протереть его на ходу не получится.

Наконец, наш самый любимый вид тюнинга. Однажды главный редактор американ­ского журнала Hot Rod Magazine написал в своей колонке, что хороший набор стикеров даёт прибавку как минимум в пять лошадиных сил к мощности мотора. Полностью согласны! Поэтому, если уж очень чешутся руки поменять что-то в своём мотоцикле, а бюджет ограничен, то прилепите яркую наклейку на бак или куда-нибудь ещё. Вреда от этого точно не будет, а зуд в руках скорее всего пройдёт. Хотя бы на время.

Источник

Байк-дом, байк-паровоз и мототанк: удивительные мотоциклы-самоделки

Мотокультура — байк как образ жизни. Скорость – приятная зависимость. Гонщики — заботливые хозяева своих железных коней. В основном, любителей мотоциклов можно встретить в гаражах, где они собирают, перебирают и разбирают свой двухколесный транспорт. В этом, наверняка, есть какой-то свой кайф. Однако еще большее удовольствие — изобрести свой мотоцикл из подручных средств. Это вымысел или реальность? На этот вопрос ответили эксперты в программе «Невероятно интересные истории» на РЕН ТВ.

Мотоцикл из подручных средств

Вместо фары — корабельный фонарь, роль стопсигнала выполняет будильник, а чтобы завести двигатель, нужно дернуть ручку от мясорубки. Евгений Григорьев из Тулы объединил гаражные технологии с декоративно-прикладным искусством и собрал мотоцикл в стиле стимпанк.

«Звезда с надписью «Мир. Труд. Май» специально сделана для мотоцикла. Дальше сиденье, сделанное вручную полностью. Коробка под аккумулятор тоже полностью самодельная. Рессорная подвеска, выполненная в своеобразном виде. Ручка, которая заводит двигатель, тоже полностью самодельная, выполнена в виде ручки от мясорубки», — рассказал изобретатель Евгений Григорьев.

Примус, коробка из-под инструментов, часовые механизмы. Для сборки мотоцикла Евгений использовал все, что попадалось под руку. Но каждую деталь инженер подбирал тщательно и кропотливо. Многие декоративные элементы изготовил вручную.

«Остальные детали, заготовки из латуни или меди. Сделал с помощью болгарки и дрели, больше никакой инструмент не был задействован. То есть всё вручную, получается, практически. Старался все детали сделать более старинными», — отметил Евгений Григорьев.

Сердце футуристичного байка — старинный двигатель 50-х годов прошлого века. В Советском Союзе такие моторы устанавливали для привода электрических генераторов, насосов, сельскохозяйственных машин и зарядки аккумуляторов. Это единственная деталь, которую инженер-любитель купил в магазине.

«Рама, подвески — всё это полностью сделано самодельно. Очень мало, что использовалось от какой-то там техники», — пояснил Евгений Григорьев.

По словам изобретателя, современное топливо старинному двигателю не подходит. Высокооктановый бензин быстро изнашивает мотор. Поэтому инженер разбавляет горючее керосином. Такой коктейль разгоняет байк по прямой до 60 километров в час. По современным меркам показатели более, чем скромные, но Евгений утверждает, что его детище для езды по трассе не предназначено.

«По большому счёту, на нём нельзя ездить по дорогам общественного пользования, потому что он не пройдёт никакую регистрацию в органах государственного надзора. Но прокатиться где-то на закрытой территории, естественно, можно», — прокомментировал мотожурналист Алексей Сысоев.

Мотоцикл на паровой тяге

Алексей Ильдутов собрал мотоцикл на паровой тяге из металлолома. Большинство деталей инженер-любитель отливал и вытачивал в гараже, что называется «на коленке». По словам изобретателя, из-за кустарного метода сборки байк постоянно приходится дорабатывать. Во время последних стендовых испытаний у машины заклинило парораспределительную систему.

Читайте также:  Кожаные браслетики своими руками

«Когда я сейчас разбирал двигатель, думал, что разберу и увижу какие-то страшные виды, что здесь что-то оборвалось, все кривое, заклинило поперек, или слетели кольца, но на удивление все цело», — сказал изобретатель Алексей Ильдутов.

Основой для парового байка стал старый мотоцикл Карпаты, который изобретателю подарил его друг. У машины заклинило двигатель, и требовался капитальный ремонт, но оказалось, что восстанавливать нечего. Алексей выбросил никчемную деталь и на её месте установил 45-литровый бак с водой.

«Это топливные бочки. Они подают топливо на горелку, и горелка отапливает котел. В котел заливается вода, вода кипит — получается пар. Пар посылаем в двигатель, и двигатель работает», — пояснил Алексей Ильдутов.

Колесный привод этой техники работает в точности, как у локомотива. Во время езды за мотоциклом поднимается столб горячего пара, а звук кипящего мотора разносится по округе.

«Предусмотрен самый настоящий паровозный свисток. Он сделан точно по тому же принципу, что и у настоящих паровозов», — сказал изобретатель Алексей Ильдутов.

Лучший мотоцикл для переделки

По словам специалистов, чаще всего в России модернизируют мотоциклы «Иж». В погоне за яркой внешностью железного коня некоторые мотолюбители используют изоленту и цветную проволоку. Интернет-пользователи в насмешку называют такой тюнинг колхозным. Первые мотоциклы ижевского завода сошли с конвейера в конце 20-х годов прошлого века. В кратчайшие сроки инженеры разработали проектную документацию, собрали и подготовили машины к Всесоюзному мотопробегу. Оригинальные и передовые конструкции произвели фурор. В первом же заезде советские спортсмены прошли более 3 тысяч километров без единой поломки.

В 60-е годы появилась легендарная линейка мотоциклов, о которой сегодня мечтают все мотоколлекционеры. «Иж-49», «Иж-350», «Иж-7», «Иж-4» — все эти мотоциклы участвовали в мотокроссах, снимались в кино, в общем, прославили ижевский бренд. Особенно популярными мотоциклы ижевских мастеров стали после Великой Отечественной войны. Их ценили за высокую проходимость и грузоподъемность. Уже к концу 60-х годов с конвейера сошел миллионный экземпляр. На советских «Ижах» совершили один из первых трансконтинентальных мотопробегов Европа — Азия — Африка. Бестселлерами завода, конечно, были модели «Юпитер» и «Планета». Их выпустили более 8 миллионов штук. В начале 70-х годов прошлого века в СССР выпустили мотоцикл «ИЖ Планета Спорт». Вся первая партия ушла на экспорт. Советские байки продавали в Финляндии, Голландии и Великобритании.

Они успешно конкурировали с японскими машинами. Другую популярную модель — «Юпитер-5» и сегодня можно встретить на английских дорогах. А Воанб Брин из Суиндона утверждает, что самый надежный байк — это «Урал».

«У меня этот мотоцикл уже пять лет, и за пять лет — ни единой поломки. Я полностью перекрасил его, добавил декор, и гоняю на нем по нашему захолустью», — сказал коллекционер Воанб Брин.

Панцер-байк – мотоцикл с двигателем от советского танка Т-55. Немецкие инженеры-любители обнаружили силовой агрегат в небольшом поселении Целле. После Второй Мировой войны эта территория входила в состав ГДР, которую контролировал Советский Союз. После развала СССР армейские части в спешке покидали земли Нижней Саксонии и бросали боевую технику. Тило Нибель восстановил мотор, разработал под него специальную раму и собрал гигантский байк, который назвал Екатериной Великой.

«Габариты, получившегося мотоцикла, просто впечатляющие. То есть длина в районе 6 метров, ширина приблизительно 3 метра, вес – 4,5 тонны. Учитывая, что мощность мотора, составляет где-то 580-600 лошадиных сил», — объясняет мотожурналист Алексей Сысоев.

По словам эксперта, эта техника должна двигаться быстро, но не может, потому что она не сбалансирована. Мотоцикл оборудован коляской. Её украсили гербом Советского Союза. На заднюю часть панцер-байка поставили макет крылатой ракеты, противогазы, минометные гранаты и ящики для боеприпасов. Все орудия нерабочие. На сборку железного коня изобретатели потратили несколько месяцев.

«По мне, никакой инженерной, технической, эстетической ценности он не представляет, это просто как бы объект, который сделан для чего-то. Вообще бессмысленное изделие, на которое потрачено больше 5 тысяч часов работы и, соответственно, бюджет мероприятия, я думаю, исчисляется цифрой там с пятью нулями, как минимум», — отметил Алексей Сысоев.

Спортбайк из детского конструктора

Более 400 часов кропотливой работы, команда единомышленников и тысячи мелких деталей. Итальянский художник Риккардо Зангельми собрал спортбайк из детского конструктора. Глобальная реконструкция затронула исключительно обвес двухколесной машины. Силовые агрегаты, узлы и рама остались без изменений.

«Он воссоздал внешний вид известного итальянского спортивного мотоцикла с помощью примерно 15 тысяч деталей, которые соединены между собой без помощи клея или каких-либо болтов, винтов и прочих материалов», — пояснил Алексей Сысоев.

Другой итальянский дизайнер разработал мотоцикл высотой с двухэтажный дом. Для устойчивости чоппера Фабио Реджиани оснастил байк дополнительными колесами, как у детского велосипеда. По словам разработчика, машина полностью готова к езде. Вот только нужно отыскать человека с двухметровыми ногами и руками.

Самые невероятные истории, загадочные и интересные места нашей планеты, поразительные обычаи народов и многое другое — в программе «НИИ РЕН ТВ». Смотрите по будням в 14:00.

Источник

Оцените статью
Своими руками