- СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТА СВОИМИ РУКАМИ
- Материал для строительства моста
- Балочный мост
- Рис. 1. Балочный мостик
- Рис. 2. Балочный мостик (разрез)
- Рис. 5. Разбивка и определение продольной оси моста
- Рис. 6. Разрез опорной части моста
- Мост на опорах из свай
- Рис. 3. Легкий автомобильный мост. Продольный разрез
- Рис. 4. Легкий автомобильный мост. Поперечный разрез
- Декоративный мостик для сада и дачи своими руками
- Декоративный мостик с прямым настилом
- Общая деталировка и пошаговая сборка
- Изготовление и сборка настила
- Изготовление и сборка перил
- Арочный мостик для сада и дачи
- Общая деталировка и пошаговая сборка
- Разметка и раскрой криволинейных деталей
- Сборка основания
- Изготовление и установка перил
- Садовый мостик с веревочными перилами
- Как защитить мостик от влаги и гниения
- Выбор древесины для уличных конструкций и способы защиты
- Конструктивная защита от влаги
- Где лучше установить мостик на участке
СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТА СВОИМИ РУКАМИ
Еще с древности человек для перехода через ручьи, речки, овраги пользовался мостами примитивных типов. Ствол дерева, перекинутый с берега на берег, являлся простейшим видом балочного моста. Сплетенный из ветвей деревьев висячий переход через более широкое препятствие – это примитивный тип висячего моста.
С развитием цивилизации конструкции мостов становились все более совершенными, все более различаясь по своему функциональному назначению. Однако древесина, как и прежде, остается самым распространенным материалом для изготовления мостов несложной конструкции. Для самостоятельного же изготовления небольших мостиков древесина тем более незаменимый материал, т. к. она довольно легко поддается ручной и механической обработке, и соединение между собой частей деревянных конструкций не представляет особого труда.
Материал для строительства моста
При строительстве деревянных мостов преимущественное применение находит древесина хвойных пород, в первую очередь сосна, т. к. она обладает наиболее прямым и ровным по толщине стволом, менее сучковата, обладает хорошими физико-механическими свойствами и высокой устойчивостью к загниванию.
Для строительства деревянных мостов требуется как круглый, так и пиленый лес различных сечений. Применяемый для этого сортамент древесины имеет следующие названия:
- Бревно – круглый лес, очищенный от сучьев и коры, имеющий естественную толщину ствола дерева в тонкой части не менее 12 см, длиной от 4,0 до 9,0 м;
- Подтоварник – круглый лес диаметром от 8,0 до 12,0 см в верхнем конце;
- Жерди – толщина от 4,0 до 7,0 см;
- Пластины (распил) – это бревна, распиленные по оси на две половины;
- Четвертины – бревно, распиленное двумя продольными пропилами на 4 части;
- Лежень – бревно, отесанное на два канта;
- Брус – бревно, отесанное на 4 канта;
- Доски – пиломатериал, ширина которого превышает толщину более чем в 2 раза;
- Брусок – пиломатериал, ширина которого не более двойной его толщины;
- Горбыль (обапол) – неполная пластина, получаемая как отход при распиловке бревна на доски и брусья.
Балочный мост
Простейшим типом деревянных мостов являются балочные мосты. Они устраиваются для перекрытия незначительных пролетов, не превышающих 8–10 метров. Основными элементами балочного моста являются опоры и пролетные строения в виде балок (прогонов), перекрывающие расстояние между опорами. Поверх прогонов укладывают проезжую часть моста, которая служит для принятия подвижной нагрузки.
Таким образом, главным несущим элементом таких мостов являются прогоны, поддерживающие проезжую часть моста и работающие под действием постоянной или временной нагрузки на изгиб, как балки. Поэтому такие мосты и называются «балочными». Конструкция балочных мостов может быть различной и зависит от размера перекрываемых пролетов, нагрузки, интенсивности движения по мосту.
Рассмотрим устройство простейших балочных мостов. Мосты, изображенные на рисунках 1, 2, предназначены для пешеходного движения и проезда легкового транспорта через небольшие препятствия.
Рис. 1.
Балочный мостик
Рис. 2.
Балочный мостик (разрез)
Строительство мостика через овраг шириной 5 м, показанного на рис. 1, начинается с разбивки и определения продольной оси моста и расположения лежней (см. рис. 5). Разбивка производится примитивным способом с помощью специального шаблона. Шаблон делается из остроганных и связанных в виде прямоугольного треугольника досок и необходим для разбивки прямых углов. Размер треугольника 1,5х2,0х2,5 м.
Рис. 5.
Разбивка и определение продольной оси моста
Намечается продольная ось моста путем вешения (установка вешек) и забивки колышков. Отмечается ширина моста, равная 3,0 метрам (по 1,5 м от продольной оси). По этим линиям будут проложены прогоны моста. Лежни располагаются на расстоянии 2,7 м от поперечной оси моста.
Перед укладкой лежней по обеим сторонам перекрываемого пролета выбирается грунт, который укрепляется утрамбованным щебнем. Затем для предохранения от проседания и загнивания лежня производится подсыпка щебнем или гравием толщиной 40–50 см. Поверхность грунта срезается с уклоном не менее 1:20 для стока просачивающейся сквозь щебень воды (см. рис. 6).
Рис. 6.
Разрез опорной части моста
На подсыпку укладываются лежни, выполненные из бревен диаметром 30–32 мм, отесанных на два канта, длиной 4 м. Для предотвращения сдвига лежень укрепляют кольями, которые забивают по обе его стороны.
Прогоны моста из отесанных на два канта бревен диаметром 30 см, длиной 6 м укладываются на лежни по ранее размеченным линиям. Концы прогонов защищаются от загнивания просмоленной доской. Поверх прогонов укладывается сплошной настил из пластин, изготовленных из бревен диаметром 28–30 см. Пластины неподвижно укрепляются на прогонах прижимными бревнами диаметром 24 см, пришитыми заершенными гвоздями. Прижимные бревна служат для предохранения от падения с моста автомобилей и называются колесоотбойными брусьями.
Мост на опорах из свай
В случае необходимости пропуска по мосту более тяжелых грузов или проезда через небольшую реку или ручей приходится выполнять мосты на опорах из свай.
Строительство моста шириной 5,5 м с расчетным пролетом 4,25 м, показанного на рис. 3 и 4, также начинается с разбивки (см. рис. 5). При помощи шаблона намечается продольная ось моста, на ней отмечают середину и размечают колышками положение опор, состоящих из свай, соединенных насадкой.
Рис. 3.
Легкий автомобильный мост. Продольный разрез
Рис. 4.
Легкий автомобильный мост. Поперечный разрез
Первым этапом постройки моста является возведение свайных опор. Забивка свай для простейшего типа мостика, каким является сооружаемый нами мост, может выполняться ручной бабой с простых подмостей на козлах, бочках, ящиках, если свая забивается на сухом месте. Если же сваи нужно забить в воду, работа производится с лодок или плотов.
Сваи выполняются из бревен диаметром 30–32 см. Центральные забиваются по намеченной продольной оси моста (пролетное расстояние 4,25 м). По обе стороны от них забивается еще по свае на расстоянии 1,8 м. Глубина забивки сваи в грунт не должна быть меньше 3–3,5 м. Нижнюю часть свай следует обработать любым антисептическим составом для предохранения от загнивания. По окончании забивки свай производится обрезка и обделка их концов.
Концы свай должны быть обрезаны на одном уровне с запасом на осадку в 2–3 см. Сверху свай необходимо вырубить шипы, которые потом войдут в гнезда, выбранные в насадке, соединяющей сваи. Размеры сторон шипа равняются 1/3 диаметра свай, высота шипа равна его стороне, заплечики свай скашиваются, для того чтобы в них не застаивалась вода. Насадка выполняется из бревен диаметром 30–32 см, длиной 5,5 м. В насадках вырубаются гнезда, глубина которых должна быть на 0,5–1 см больше высоты шипов свай, чтобы давление от насадки передавалось не через шип, а через всю площадь соприкосновения насадки со сваей (подробнее см. здесь).
Гнезда в насадках должны быть пригнаны к шипам соответствующих свай. Для этого разметку каждой насадки следует делать отдельно, применительно к шипам того ряда свай, на которые насадка будет надета. Иногда насадку скрепляют со сваями еще и хомутами из полосового железа. Хомуты обхватывают насадку и крепятся к свае болтами.
На насадки накладываются прогоны диаметром 30 см, длиной 5,5 м, расположенные над осями свай. Прогоны выполняются диаметром 26 см. В местах опирания в насадках и прогонах делаются вырубки. Вырубки в прогонах следует выполнить еще на берегу, стараясь произвести их разметку максимально точно.
Насыпь, примыкающая к мосту, поддерживается заборными стенками из наката диаметром 24 см, который пришивается к предварительно забитым коротким сваям (глубина забивки 1,5 м). Поверх прогонов укладывается настил из пластин размером 26 см. При желании можно поверх пластин, в пределах ширины проезда, пришить гвоздями верхний настил из досок любого размера, расположенных вдоль моста. Это делается для того, чтобы доски распределяли давление от перемещающейся по мосту нагрузки на несколько пластин.
По краям проезжей части на расстоянии 3,5 м укладываются отбойные брусья из пластин, обращенных плоской стороной к проезжей части, которые пришиваются заершенными гвоздями.
Данная конструкция моста предусматривает создание пешеходной зоны (тротуаров), огражденной по краю моста перилами. Тротуаром в данном случае будет являться расстояние между обращенной к проезжей части стороной отбойного бруса и перилами. Его размеры не должны быть меньше 0,5 м. Перила моста, высотой 1 м, состоят из поручня, укрепленного на перильных стойках с помощью шипов. Размеры шипов и пазов равны 5х5 см, глубиной также 5 см.
Стойки и перила выполняются из бруска размером 14х14 см. Нижними концами они опираются на выпущенные концы поперечин с помощью врубки в полдерева (подробнее см. здесь ) и фиксируются болтами. Расстояние между перильными стойками 2–2,5 м. К перильным стойкам (по высоте) заподлицо пришивается одна или две рейки (размером 5х8 см), образующие перильное заполнение, необходимое для безопасности пешеходов. На концах моста перила примыкают к наклонно вкопанным в землю столбам-надолбам диаметром 26 см, служащим для предохранения перил от ударов въезжающих на мост автомобилей.
Автор: Васильева Марина Карпова Валентина
Источник: Строительный Магазин
Источник
Декоративный мостик для сада и дачи своими руками
Как превратить обычную придомовую территорию в цельную ландшафтную композицию? Относительно просто: нужно грамотно поработать с малыми архитектурными формами. Это могут быть самые разные объекты: от перголы до небольшой скульптуры, но мало что добавляет саду такого очарования, как деревянный мостик. Даже если на участке нет озера или неглубокого оврага, где мост будет использоваться по прямому назначению, ничего страшного — вы можете насыпать сухой ручей из гальки, выкопать канавку или перебросить мост через цветник.
Сделать своими руками классический садовый мостик совершенно несложно. Мы подготовили три простых проекта, с которыми справится даже начинающий мастер. Вы можете выбрать либо прямой деревянный мостик, где нет криволинейных распилов и все максимально просто, либо одну из двух арочных конструкций, в изготовлении которых, впрочем, тоже нет ничего сложного.
Для этих проектов не нужно много пиломатериалов, более того, большую часть элементов можно изготовить из остатков досок или других подручных материалов, например, поддонов. Это же касается и инструментов: чтобы выполнить распиловку и сборку будет достаточно электролобзика и шуруповерта. О выборе подходящей древесины, грамотной защите от влаги и других важных нюансах – мы расскажем ниже. Итак, давайте начинать!
Декоративный мостик с прямым настилом
Декоративный мостик – общий вид
Это самый простой вариант деревянного садового мостика. Он имеет прямой настил, что позволяет исключить сложные криволинейные распилы. При желании раскрой всех заготовок можно сделать обычной ручной пилой. Ширина моста составляет 1 м, длина – 2,5 м. Размеры конструкции можно свободно менять под особенности ландшафта и личные предпочтения.
Общая деталировка и пошаговая сборка
Чертеж садового мостика с размерами в мм
Изготовление и сборка настила
Основой мостика служит несущая рама, общее устройство которой показано на схеме. Для ее изготовления предпочтительно использовать двухдюймовую доску, а саму сборку производить при помощи металлических уголков.
Сделайте заготовки под настил (С) в количестве 17 шт. Для этих элементов используют доски толщиной 25 мм и шириной 150 мм. Длина заготовок — 1 м. Доски крепят саморезами (по два с каждой стороны) через предварительно просверленные отверстия меньшего диаметра: это позволяет избежать раскалывания относительно тонкой дюймовки. Между досками обязательно оставляют зазор в 4-5 мм, в противном случае на настиле будет скапливаться вода, что приведет к ускоренной порче древесины. По завершении сборки передняя и задняя части настила будут иметь небольшой свес. Аналогичный вылет получается сбоку, по 1,5 см с каждой стороны.
Изготовление и сборка перил
Из бруса 100х100 нарежьте 6 столбиков (D) длинной 660 мм. Ориентируясь на разметку в схеме, подрежьте боковые выступы настила под установку опор. На столбиках просверлите и раззенкуйте отверстия под болты, чтобы спрятать все выступающие элементы. После этого, используя угольник для точной центровки, соберите все шесть опор.
Из доски толщиной 25 мм по указанным в чертеже размерам сделайте 4 перила (E). Просверлите направляющие отверстия и установите перила на столбиках. Это можно сделать с помощью саморезов (засверлив их с внутренней стороны) или собрать конструкцию на болтах.
Арочный мостик для сада и дачи
Второй вариант проекта – мостик с арочным основанием и изогнутыми перилами. Он выглядит более изящно и напоминает садовые формы в традиционном японском стиле. Что немаловажно, «горбатая» конструкция обеспечивает не только большую эстетику, но и повышенную прочность. В остальном этот садовый мостик изготовлен по тем же принципам, что и первый проект.
Общая деталировка и пошаговая сборка
Чертеж с размерами в мм
Разметка и раскрой криволинейных деталей
Начните с изготовления двух арочных боковин (А). В качестве исходных заготовок здесь используют доски 50х300 мм, длиной немного более 2500 мм.
Создание криволинейных деталей требует определенной сноровки. Половина успеха здесь зависит от нанесения ровной и симметричной разметки. Это может показаться непростой задачей, но мы поделимся некоторыми уловками, которые упростят жизнь в этом вопросе и помогут избежать косяков.
Есть несложный трюк для создания идеально ровной криволинейной разметки. Забейте по два небольших гвоздя на каждом конце доски, затем, используя их как опорные точки, согните между ними гибкую деревянную рейку или длинную ламель, чтобы получить направляющую для прорисовки ровной дуги. Аналогичную операцию повторите для прочерчивания верхней кривой.
Сделав первую боковину и тщательно отшлифовав кромки, ее используют как шаблон для вырезания второй детали. Аналогичным образом делают разметку для перил (E).
Сборка основания
По размерам, указанным на фото, подготовьте четыре поперечные планки (В) и соберите их вместе с уже готовыми боковинами. Стяжку можно сделать на саморезах (засверлившись через деталь A в B), но для большей надежности мы бы рекомендовали использовать металлические уголки.
Ориентируясь на заданные размеры, подготовьте доски для настила (С) в количестве 16 штук. На первой и последней панели сделайте скос под углом 45°. Через заранее просверленные отверстия зафиксируйте саморезами каждую доску, оставляя по бокам выступы по 1,5 см. Первую панель монтируют с небольшим свесом спереди. Также не забывайте делать зазоры по 4-5 мм между каждой планкой. Несмотря на «горбатую» конструкцию, которая сама по себе будет обеспечивать отток воды, дополнительное дренирование здесь очень важно.
Изготовление и установка перил
Из бруса 100х100 подготовьте шесть опорных столбиков (D) длиной 660 мм. Далее сделайте вырезы в свесах настила, после чего установите столбики по тому же принципу, что описан в первом проекте (на болтах впотай).
По указанным размерам вырежьте два перила (E), используя прием, который мы описали вначале. Скруглите торцы деталей и завершите сборку садового мостика, закрепив перила на опорах саморезами или болтами.
Садовый мостик с веревочными перилами
Наш третий проект – это упрощенный (но не менее красивый) вариант арочного мостика с декоративными веревочными перилами. Если быть более точным, это скорее псевдоарочная конструкция: боковины здесь не имеют радиусности, а выполнены в виде двускатных балок. Это значительно упрощает раскрой деталей и делает мостик менее замысловатым в изготовлении, чем предыдущий.
Единственный криволинейный распил в этом проекте – небольшие фигурные выточки внизу каждой балки. Незначительные погрешности и несимметричность, допущенные при их создании, никак не повлияют на сборку конструкции. Сами вырезы носят не только декоративный характер, они также уменьшают площадь контакта древесины с грунтом, через который она впитывает влагу и быстрее разрушается. Жесткость и прочность от такого решения никак не страдают.
Отверстия в стойках перил делают перьевым сверлом или фрезой форстнера Ø 35-40 мм. В качестве декоративного поручня используют пеньковую веревку. Настил моста собирают из 18 досок, последовательно прикручивая панели двумя саморезами с каждой стороны. В остальном этот проект идентичен двум предыдущим, поэтому, ориентируясь на размерность деталей на фото, выполняйте ту же последовательность сборки, что мы описали выше.
Как защитить мостик от влаги и гниения
Вопрос защиты является первоочередным. В противном случае мостик придет в негодность уже через несколько лет, поскольку деревянные сооружения не просто круглогодично эксплуатируются на открытом воздухе, но и установлены прямо на грунте, через который усиленно подпитывают почвенную влагу.
Выбор древесины для уличных конструкций и способы защиты
Сам разговор о влагозащите логично начинать с правильного выбора древесины. К породам с высокой устойчивостью к загниванию относят дуб, лиственницу, ясень. Из более экзотических вариантов можно отметить кипарис или айп (железное дерево). При всех очевидных достоинствах у этих пород есть один существенный недостаток — цена. Поэтому на практике для изготовления уличных конструкций большинство использует бюджетную и доступную сосну.
Получить максимум долговечности можно и от этой простой породы. Оптимальный вариант – использование сосновых пиломатериалов, прошедших промышленное антисептирование под давлением в автоклаве. Еще лучше (хоть и дороже) – покупка термомодифицированной древесины; в качестве компромисса ее можно использовать только для тех элементов, которые непосредственно контактируют с грунтом. Наконец, самый дешевый вариант защиты – самостоятельная обработка пиломатериалов антисептиками.
Конструктивная защита от влаги
Помимо антисептической обработки садового мостика, важно уделить внимание конструктивным методам защиты. Основные из них мы учли выше: это дренажные зазоры для оттока воды с настила и использование толстой двухдюймовой доски для боковин, которые активно впитывают почвенную влагу и начинают гнить первыми. Дополнительно мы рекомендуем производить установку мостика таким образом, чтобы исключить прямой контакт с землей. Конструкцию можно приподнять на кирпичах или смонтировать ее на невысоких металлических уголках, забетонированных в земле.
Где лучше установить мостик на участке
В ландшафтном дизайне мостик – это элемент вертикали, который выгодно меняет восприятие территории. Он добавляет участку визуальную рельефность и делает ландшафт более интересным. Мостик можно перебросить через сухой ручей, клумбу или канаву. Также им всегда уместно просто соединить садовые дорожки на даче. Если на территории есть озеро, ручей или альпийская горка с водоемом — выбор места очевиден.
На небольшом участке мостик лучше устанавливать на периферии: тогда территория зрительно будет казаться больше. На просторных владениях этот элемент вертикали используют для расстановки акцентов, например, чтобы подчеркнуть самое красивое место в саду. Также с его помощью можно отмежевывать разные зоны большого сада.
Источник