- Оборудуем сенсорный уголок с элементами Монтессори-педагогики в группе своими руками
- Делаем игрушки Монтессори своими руками: пошаговая инструкция и наглядные примеры
- Особенности методики воспитания
- Примеры игр
- Топ-15 мастер-классов по созданию Монтессори материалов
- Игры с карточками
- Сенсорные коврики
- Сортеры
- Игрушки для мелкой моторики и другие
- Идеи в картинках
Оборудуем сенсорный уголок с элементами Монтессори-педагогики в группе своими руками
Муравьева Ирина Владимировна
Оборудуем сенсорный уголок с элементами Монтессори-педагогики в группе своими руками
Консультация для воспитателей.
Тема: «Оборудуем сенсорный уголок в группе своими руками (элементы Монтессори-педагогики)».
Подготовила Муравьева Ирина Владимировна
1. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов. 2. Активизировать педагогов на создание и эффективное использование различных пособий по сенсорному воспитанию детей.
Актуальность данной темы заключается в том, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Существуют периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии маленьких детей. Это сензитивные периоды. Они служат для того, чтобы ребенок имел возможность приобрести необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д. Если попытаться развить некоторую способность ребенка вне рамок соответствующего сензитивного периода, результат может быть достигнут с гораздо большими затратами труда или же не достигнут вообще.
Сензитивный период сенсорного развития детей начинается с самого рождения и длится до 5,5 лет. Именно в этот период необходимо предоставить ребенку возможность развивать свои органы чувств в полном объеме.
От уровня сенсорного развития зависит готовность ребенка к школьному обучению. Оно обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, способствует усвоению сенсорных эталонов, утончает имеющееся восприятие, способствует развитию эстетического вкуса.
Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная среда. Наличие сенсорного уголка соответствует новым ФГОСам. В нем могут находиться игры и пособия:
-для развития мелкой моторики,
-восприятия формы и величины,
-для формирования цветового восприятия,
-для слухового развития,
-для развития тактильных ощущений,
— для развития обоняния
Очень много дидактических материалов, развивающих органы чувств у детей, представлено в группах, работающих по методике М. Монтессори. Наряду с дорогими и сложными в исполнении пособиями, существуют и простые, доступные для изготовления в условиях обычной группы детского сада. В данной консультации мы познакомимся с такими пособиями, технологией их изготовления и эффективным использованием на занятиях с группой детей и индивидуально. Главный принцип материалов-изолированность восприятия того признака, с которым мы работаем.
Развиваем слуховое восприятие.
Для развития и утончения слухового восприятия в уголке хорошо иметь магнитофон и диски с записью звуков природы (шум моря, ветра, птиц и т. д., необычные музыкальные инструменты, имитирующие различные звуки (например, шум дождя) и другие.
С помощью непрозрачных бутылочек из-под йогурта (подойдет Агуша, наполненных различными крупами, бобовыми или мелкими предметами (бусинами, скрепками, скомканными бумажками, можно изготовить материал для подбора пары одинаковых звуков или выстраивания ряда от самого громкого звука к самому тихому. Для этого нужно заполнить пару бутылочек одинаковым содержимым и закрыть их крышками двух цветов (или пометить разноцветными полосками изоленты). Достаточно изготовить 4-5 таких двухцветных пар.
Если набрать достаточное количество коробочек из-под Киндер-сюрпризов, можно провести с детьми экспериментальную работу, где они сами будут наполнять свою коробочку разными приготовленными воспитателем наполнителями, получая свою «гремелку». Затем можно их сравнивать между собой по громкости.
Можно проводить фронтальные занятия на угадывание различных звуков. Например, продемонстрировать детям звуки, возникающие, когда мы рвем бумагу, мнем ее, режем ножницами, складываем, протыкаем булавкой. А потом, издавая те же звуки за ширмой, просить детей угадать и повторить, как мы издаем этот звук.
Или такой же алгоритм: стучим деревянной (а потом железной) ложкой по стеклянному стакану, металлической кастрюле, керамической чашке, пластмассовой кружке и т. д. Затем проделываем это за ширмой. Дети угадывают и сами воспроизводят звук.
Развиваем обоняние.
В непрозрачные баночки из-под детского питания (можно покрасить изнутри акриловыми красками) помещаем пахнущие вещества в полотняных мешочках (например, корица, ваниль, кофе, гвоздика и другие). Баночки должны быть отмечены двумя цветами, чтобы можно было подбирать одинаковые по запаху пары.
Можно аналогично сделать несколько отдельных баночек с различными запахами, используя синтетические сухие наполнители-ароматизаторы для авто (например, с запахами розы, мяты, меда, сосны, кокоса, ванили и т. д.). Дополнительно изготовить карточки с картинками этих растений. Получится игра в лото по подбору нужного запаха к соответствующей картинке.
Развиваем вкус.
Делаем растворы классических 4-х вкусов в одноразовых стаканчиках: соленый, сладкий, кислый (с лимоном, горький (с грейпфрутом или крепким зеленым чаем). У каждого ребенка в руке стаканчик с водой и ложка. Пипеткой капаем из одного стакана раствор каждому в индивидуальную ложку и даем пробовать, называем вкус. После пробы делаем глоток воды из индивидуального стаканчика для нейтрализации вкусовых ощущений и споласкиваем там ложку. Затем пробуем следующий вкус. (Лучше проводить как групповое занятие, так как растворы всегда должны быть свежие). Как расширение-пробуем на вкус фрукты-овощи, определяем и называем вкусы.
Развиваем осязание.
На развитие тактильных ощущений существует много разных пособий и игр. Здесь можно предложить:
-сенсорные мешочки: два мешочка с одинаковым набором предметов разной формы или мячиков с разной поверхностью. (Мячики продаются в зоомагазинах). Задача найти пару. Можно играть как одному, так и с другом.
Набор парных тканей с разной фактурой для нахождения пары с закрытыми глазами (чтобы исключить зрение). Можно изготовить фанерки с наклеенной разной по шершавости шкуркой, только подобрать ее похожей по цвету, чтобы дети не ориентировались по нему. Или закрывать глаза матерчатыми очками.
Для развития барического чувства можно наполнить невысокие бутылочки из-под йогурта песком и сделать их попарно разные по весу. Не забыть про цветовой код, (крышки надо посадить на клей т. к. дети обязательно попробуют открыть их) Задача найти пару или выстроить ряд от самой тяжелой до самой легкой.
Для развития теплового чувства наполнить одинаковые бутылочки горячей, теплой, холодной водой (лучше для группового занятия). Трогаем, называем какая вода. Можно подобрать различные материалы (деревянная дощечка, железная ложка, стеклянный стакан, кусок войлока, большой камень). Выстраиваем ряд от самого холодного на ощупь предмета к самому теплому. Трогать лучше основанием ладони, где запястье, т. к. там очень чувствительное место.
Для снятия напряжения, релаксации: миски с фасолью или пшеном. Детям интересно, если что-то закопать в них (игрушечки маленькие или буквы-цифры). Упражнения с водой (например, вылавливание шариков от пинг-понга ситом или различные плавающие и не плавающие предметы деревянными плоскими палочками). Емкости с песком для игр.
Для развития мелкой моторики: прищепки, нанизывания бус (размер по возрасту, сортировка бусин пинцетом в коробочке с несколькими отделениями, винтики-гайки разных размеров, замочки с ключиками, шнуровки, волчки. Набор из различных баночек из-под кремов с крышками, кошелечков с разными видами застежек, коробочек и т. д. для открывания и закрывания.
Развиваем зрение.
Для развития зрения в группах обычно много разного материала.
На определение формы: различные геометрические фигуры и тела.
Размера: пирамидки, матрешки, формы-вкладыши и т. д.
Цвета: цветные ламинированные таблички основных и дополнительных цветов для запоминания названия цвета, растяжка цвета от темного к светлому тону.
Цветные пленки для наложения (красная, желтая, синяя). Из основных цветов получаем дополнительные методом наложения.
Можно проводить фронтальную игру «Секрет» на развитие сразу нескольких органов чувств. Сначала какой-либо овощ-фрукт помещается в непрозрачный тканевый мешок, чтобы его не было видно, для ощупывания. (Воспитатель просит детей, если кто догадался хранить секрет, не выкрикивать). Второй такой же плод, нарезанный кусочками в непрозрачном стакане, прикрытый сверху салфеткой, даем детям понюхать. Просим закрыть глаза, подносим к носу ребенка и отодвигаем салфетку. Затем каждому дают кусочек попробовать. В конце дети отгадывают, что это было. Отгаданный плод извлекается из мешка. Можно заодно о нем поговорить, показать на срезе, посмотреть косточку, выяснить, где растет, фрукт это или овощ и т. д. Работают последовательно органы осязания, обоняния, вкуса, зрения. Заодно развивается выдержка и терпение, так как нельзя сразу выкрикивать секрет, даже если угадал раньше.
Сенсорному развитию детей нужно уделять внимание в течение всего дошкольного периода. Поэтому сейчас во многих детских учреждениях появляются сенсорные комнаты и уголки. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Обучающие игры для детей младшего дошкольного возраста с элементами методики Монтессори В своей работе педагога- психолога я включаю обучающие игры с элементами методики Монтессори. Так как метод Монтессори для дошкольного.
Создаём уголок природы и экспериментирования своими руками хочу поделиться своим опытом создания в группе уголка природы и эксперементирования своими руками 1. основа моего уголка,как и во всех.
Макет деревенской избы «Деревенский уголок» своими руками Вот такой макет деревенской избы был изготовлен нами — воспитателями детского сада №42 города Сыктывкара для кружка по детскому фольклору.
Игры по методике Монтессори своими руками Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно. Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм,.
Консультация «Сенсорный уголок в первой младшей группе» организация предметно-развивающей среды в условиях ФГОС Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.
Математический сенсорный уголок во второй младшей группе детского сада В детском саду » СКАЗКА» прошла неделя математики (с 23 по 27октября 2017г.) Цель: создание условий для повышения качества математического.
Конспект НОД с элементами методики М. Монтессори «В гости к Совушке» в младшей группе Воспитательные задачи: Воспитывать у детей привычку к аккуратности, точности; Продолжать воспитывать умение пользоваться пособиями; Развивающие.
Поделки своими руками «Уголок физкультуры» Добрый день уважаемые коллеги. В свое группе решила дополнить «центр спорта». И решила провести конкурс » Физкультурный уголок своими руками».
Сенсорный коврик, сделанный своими руками «Времена года» Уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию сенсорный коврик, сделанный своими руками. Работаю воспитателем в группе раннего возраста.
Уголок природы своими руками из фетра Оформление групповой комнаты имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Уголок природы, который органично вписывается в интерьер,.
Источник
Делаем игрушки Монтессори своими руками: пошаговая инструкция и наглядные примеры
Любящие родители готовы на все для всестороннего, а главное, комфортного и радостного развития своих детей. Согласно методике воспитания Марии Монтессори, материалы, созданные своими руками, – все, что нужно ребенку для того, чтобы он полностью раскрыл свой потенциал. Сделать такие игрушки несложно, главное – задаться целью и уделить 2-3 часа своего времени. Мы собрали несколько мастер-классов, более 30 идей, а также примеры дидактических игр по мотивам именитого итальянского педагога.
Особенности методики воспитания
«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, самостоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».
Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста. Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения. В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.
Особенности обучения по Монтессори:
- использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
- поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
- коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
- отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
- побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.
«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно здесь.
Примеры игр
В специализированных школах Монтессори или классах по развитию детей всегда можно обнаружить массу интересных материалов: всевозможные сортеры, вкладыши, головоломки, рамки и целые борды на всю стену. Оторвать малыша от них невозможно. Ребенок сам находит себе занятие, сам ставит задачу и решает ее. Например, передвигает шарики по деревянному лабиринту. Сначала его действия могут выглядеть хаотично. Ребенок знакомиться с материалом, пробует разную направленность и силу движений. По мере развития он соображает, что нужно собрать шарики по 4 разным сторонам, согласно цвету больших шаров в углах.
В подобные Монтессори игры можно играть и в домашних условиях. И для этого вовсе не обязательно покупать дорогостоящие игрушки. Все предметы можно найти дома:
- толстые нитки;
- пуговицы, бусины;
- палочки из-под леденцов, мороженого;
- пластиковые емкости, баночки;
- песок;
- крупы, макароны, фасоль;
- бельевую корзину;
- мячи;
- цветные прищепки;
- посуду: кастрюли, стаканы, дуршлаг, ложки, поднос.
Даже с таким небольшим набором можно придумать множество игр по мотивам Монтессори. Чтобы начать игру, нужно показать ребенку, что можно делать с предметами. Например:
- нанизывать бусины на нитку (по цветам, размерам или хаотично);
- продевать нитку в дуршлаг, создавая всевозможные переплетения;
- собирать палочки в закрытую емкость с прорезями;
- выкладывать узоры из деревянных палочек (если на несколько штук, сложенных вместе, нанести рисунок, получится пазл);
- сортировать, пересыпать, смешивать крупы, а также окрашивать их в разные цвета;
- стучать деревянной палочкой, ложкой по посуде, получая разные звуки и создавая музыку;
- ставить прищепки на разноцветный картон;
- закидывать мячи в бельевую корзину;
- строить из песка, разукрашивать его, рисовать палочкой или пальцами по песку, рассыпанному тонким слоем в подносе;
- складывать посуду по принципу матрешки.
На самом деле даже пособия Монтессори перечисляют и описывают игры с подручными предметами. Все-таки целью воспитания является саморазвитие через взаимодействие с окружающим миром, поэтому и материалы должны быть простыми и понятными для малышей.
Примеры книг: Э. Тирио «52 недели занятий с ребенком», Э. Эррман, Р. Роччи «Я учусь с Монтессори», Д. Орлова «Большая книга Монтессори».
Топ-15 мастер-классов по созданию Монтессори материалов
Методика уделяет особое внимание тактильным ощущениям, то есть сенсорике. Поэтому важно делать игрушки из натуральных и как можно более разнообразных материалов: дерева, металла, воды, желе, пластилина, пенопласта, камня, ткани и т. д. Также нужно предусмотреть безопасность будущих игр. Деревянные изделия стоит обтесать, гвозди надежно вбить и загнуть. Если используется краска, следует убедиться, что она нетоксична.
Игры с карточками
Один из самых простых и популярных дидактических материалов Монтессори. Для создания карточек своими руками понадобятся листы А4, картон, фломастеры или краски. Те, кто не умеет рисовать, могут распечатать картинки в любой типографии или дома на принтере. Рекомендуется делать рисунки большими и выразительными, обязательно реалистичными, не сказочными. Для увеличения износостойкости картинки приклеиваются на картон и по желанию заклеиваются скотчем.
Какие карточки можно сделать своими руками и как с ними играть?
- С животными. Рекомендуется разделить карточки на группы: дикие, домашние животные, родители и их дети, животные разных континентов, морские обитатели, птицы, грызуны и т. д. Дальше ребенку выдаются резиновые или мягкие фигурки нарисованных экземпляров, которые он должен соотнести с картинкой и правильно расположить. Можно и нужно называть животных и коротко рассказывать о них.
- С фруктами и овощами. Принцип тот же самый. Малышу выдаются карточки с овощами и отдельно с фруктами. Рядом ставится большая миска с продуктами. Ребенок может не только раскладывать их по карточкам, но и щупать, нюхать, пробовать на вкус.
- С цифрами и буквами. Здесь вариаций несколько. На лист с буквами или цифрами можно раскладывать пластмассовые крышки с нарисованными буквами или деревянный, магнитный алфавит. Также буквы можно нанести на фасоль, морские камни, ракушки или вырезать их из цветного картона. Для изучения цифр подойдут счетные палочки, кубики. На картинке изображается число и количество предметов.
Мальчики по карточкам могут изучать марки машин. Также для развития полезно раскладывать геометрические фигуры, предметы быта, например ножницы, часы, нитки, посуду.
Сенсорные коврики
В качестве основы для коврика многие используют ненужные большие полотенца. Но также для этих целей вполне подойдут старые наволочки, куски плотной материи, отрезы ковролина, пенопропиленовые коврики-пазлы. Дальше на основу пришивается (приклеивается) материал, который будет развивать малыша.
Какие коврики можно сделать своими руками?
- С пуговицами. На основу пришиваются разные крупные пуговицы, которые малыш может щупать или даже ходить по ним (профилактика плоскостопия, вальгуса и других ортопедических проблем).
- Коврик-аппликация. Делается по задумке и имеет подвижные, разные на ощупь детали. Например, аппликация на тему день-ночь. Коврик зрительно делят пополам. На одной стороне нашивают солнце из желтой ткани, белые облака, тучку с нитками (дождик). Внизу располагают землю в виде кусочка коричневого ковролина, асфальт-наждачную бумагу. Можно пришить палочку-дерево, любые другие детали. На вторую половину прикрепляются луна, кровать с подушкой и одеялом и т. д.
- Из яиц «Киндер-сюрприз». Очень интересный коврик, где в каждой ячейке малыш может найти что-то новое: вату, мелкие шарики, камушки, опилки, магниты, монеты, пластилин, каштан. Для изготовления такой забавы пластиковые «желтки» протыкаются горячим тонким гвоздем снизу в двух местах, а затем пришиваются вплотную друг к другу. Можно дополнительно соединить их горячим клеем между собой.
Те, кто владеет мастерством вязания, могут коврик связать. Также интересна идея создания коврика из квадратов, которые можно соединять между собой пуговицами или пристегивать молнией.
Сортеры
По убеждению Монтессори, дети сами способны определять актуальную деятельность для саморазвития. Задача педагогов и родителей – предоставить им в свободное владение дидактический материал. Особенно хороши в этом плане различные сортеры и вкладыши, где малышу не нужно указывать на ошибку, он сам способен обнаружить ее.
Итак, что можно сделать своими руками для Монтессори игр?
- Из бутылок и короба. Понадобиться большой невысокий короб и 7 бутылок с разноцветными крышками (можно выкрасить самостоятельно). Сначала сверху на короб наклеиваются разноцветные прямоугольники, а бутылки отрезаются по его высоте. Затем напротив каждого цвета вырезаются отверстия для горлышек бутылок. По задумке ребенок прикручивает крышки, соответствующие приклеенному цвету.
- Из лоскутов ткани. На большой отрез пришиваются прямоугольники и пристрачиваются кармашками, затем на каждый отдел приклеивается аппликация. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры. Дальше малыш раскладывает по кармашкам нужные материалы.
- Из картона. Принцип тот же, что и у вкладыша из ткани, только за основу берется ватман, а прямоугольники вырезаются из картона. Для разделения на кармашки можно использовать скотч, клей, степлер. Внутрь вкладываются плоские фигуры. Например, в один кармашек – круги, во второй – квадраты и т. д.
- Из пищевых контейнеров. Из пластиковых лотков можно изготовить всевозможные сортеры. Например, проделать раскаленным гвоздем фигурные отверстия в виде круга, квадрата, треугольника, узкой полоски. Ребенок сможет складывать в контейнер монеты, шарики, кубики и т. д.
- Из спичечных коробков. Самые простые вкладыши, которые можно сделать за полчаса. Наверх нужно наклеить изображение фигурок, которые ребенок будет складывать внутрь: цифры и соответствующее количество палочек, буквы, цвета, геометрические фигуры.
Игрушки для мелкой моторики и другие
Практически все материалы Монтессори развивают мелкую моторику, повышают концентрацию внимания и тренируют память. Они не делают из ребенка гения, но помогают развиваться естественно и раскрывать весь свой внутренний потенциал.
Какие еще игрушки можно сделать своими руками?
-
- Кубики с буквами. Для обучения чтению можно сшить кубики из ткани, набить их синтепоном и нашить аппликации в виде букв алфавита. Ребенок сможет их не только видеть, но и осязать, проводить по букве пальчиком, а позже составлять слоги и слова.
-
- Ручная игрушка. Для ее изготовления понадобятся гелевые шарики, которые набухают в воде, прозрачный плотный воздушный шар, лента. Набухшие шарики вместе с небольшим количеством воды насыпают в бутылку с узким горлом, затем сверху натягивают воздушный шар, переворачивают и завязывают лентой. Такую игрушку очень приятно мять руками, растягивать в разные стороны.
- Игрушка с прищепками. Из плотного разноцветного картона делаются аппликации в виде зверей или овощей, и рядом размещается коробка с разноцветными прищепками. Ребенок размещает их по цветам или заполняет недостающие места: иголки у ежика, лапки жука, ботва морковки.
- Деревянный куб. Для его изготовления понадобятся доски, пила, лобзик, молоток, щеколда, выключатель, розетка, навесной замок и дверная ручка. Сначала из доски выпиливаются 6 квадратов, на каждую сторону прикрепляются все предметы, а затем собирается развивающий кубик. Конечно, без мужской помощи маме такой кубик сделать будет сложно.
Идеи в картинках
Деревянные Монтессори материалы можно не только сделать своими руками, но и купить. Вот что предлагают магазины:
Кстати, умелым папам не составит труда скопировать идею и воплотить в жизнь.
В заключение стоит отметить: пытаясь воссоздать Монтессори среду дома, важно не переусердствовать. В комнате должно быть несколько зон: отдыха, активности, переодевания, творчества. Главное – это не количество материалов, а воспитание самостоятельности в ребенке. Очень важно, чтобы мебель и предметы вокруг были безопасны и удобны для пользования. Грубо говоря, малыш должен иметь возможность свободно реализовать свои желания, переодеться, взять нужный предмет с полки, а затем убрать. Вот, собственно, и весь секрет методики Марии Монтессори.
Источник