Монтессори материалы своими руками для малышей

Содержание
  1. 10 правил создания Монтессори-материалов своими руками
  2. Каждый материал должен выполнять определённую функцию в развитии ребёнка
  3. Материал должен быть автодидактичным
  4. Ребёнок должен заканчивать работу
  5. Материал должен быть хорошо презентованным и понятным ребёнку
  6. Материал должен быть эстетичным
  7. Монтессори-материал должен развивать, а не развлекать
  8. Материал должен развивать что-то одно
  9. Материал должен быть простым
  10. В материалах должны использоваться реальные предметы по их назначению
  11. У каждого материала должно быть своё место
  12. Мини-курсы для родителей за 199 рублей
  13. Монтессори-пособия своими руками для ребёнка 3 лет
  14. Рамки с застёжками
  15. Чистка обуви
  16. Пересыпание и переливание
  17. Резка ножом
  18. Вышивание
  19. Рамки-вкладыши
  20. Шершавые буквы
  21. Цветные таблички
  22. Различие размеров
  23. Ходьба по линии
  24. Мини-курсы для родителей за 199 рублей

10 правил создания Монтессори-материалов своими руками

При замене Монтессори-материалов на схожие или сделанные своими руками родители часто допускают одинаковые ошибки. В полноценной Монтессори-среде всё продумано до мелочей, поэтому часто попытки сделать подобие материала дома могут помешать созданию домашней Монтессори-среды.

Чтобы создать тот или иной материал Монтессори своими руками, помните 10 правил:

Каждый материал должен выполнять определённую функцию в развитии ребёнка

Следует чётко представлять, для чего нужен материл.

Например, розовая башня и коричневая лестница используются для введения понятий «большой-маленький». Они специально сделаны из дерева и достаточно массивны, чтобы ребёнок ощутил тяжесть и объём большого блока, а в конце работы почувствовал, как легко взять в руки маленький блок. В замене башни или лестницы должны сохраняться те же ощущения. Поэтому лучше приобрести в магазине схожий материал из дерева, даже если цвет и размер будут отличаться, чем пытаться сделать их идентичными по цвету и размеру, но из бумаги.

Рамки с застёжками являются упражнениями в практической жизни. И хотя они также отлично развивают моторику, основная функция материала – самостоятельное одевание. Поэтому нет никакого смысла в пуговицах или молнии, которые пришиты на кусок ткани, но на самом деле ничего не расстёгивают. Лучше потренироваться на настоящей одежде.

Каждый раз, встречаясь с новым материалом, задайте себе вопрос: «Что именно он развивает?» Часто функция материала прописана в его описании. Опирайтесь именно на эту функцию при создании Монтессори-материала своими руками, а не на то, как он выглядит.

Материал должен быть автодидактичным

Взрослый показывает способ работы всего один раз, обычно после этого ребёнок работает с материалом самостоятельно. Если вам постоянно приходится участвовать в работе, материал не подходит.

Например, существует популярный материал, который часто мастерят родители, – баночка, в которую малыши складывают шарики. Взрослые делают отверстие в банке из-под кофе или детской смеси и предлагают ребёнку бросать туда небольшие шарики или другие предметы. Такой материал в скором времени вызывает негодование как малышей, так и родителей. Ведь совсем маленький ребёнок не может открыть банку самостоятельно! Поэтому каждый раз, когда малыш хочет повторить упражнение, ему приходится прибегать к помощи взрослого.

Делая домашний материал, убедитесь, что ребёнок сможет провести работу полностью самостоятельно от начала и до конца и повторить её столько раз, сколько ему потребуется без вашего вмешательства.

Ребёнок должен заканчивать работу

Это правило перекликается с предыдущим, так как если ребёнок не в состоянии закончить свою работу и повторить её снова столько раз, сколько ему нужно, работа потеряет для него привлекательность.

Допустим, вы нашли такую банку, которую ребёнок легко открывает, и предложили сложить в неё всю детскую коллекцию стеклянных шариков. Вы дали малышу 50 маленьких шариков. На первое время кроха придёт в восторг. Но такое бесконечное перекладывание скоро наскучит. Шарики будут разбросаны по всему дому, а работа не закончена.

Часто родители, пытаясь занять ребёнка подольше, предлагают нескончаемые сортировки. Дети любят сортировать предметы, но попытка рассортировать бесконечное число предметов совершенно точно приведёт ребёнка к неудаче, а возможно, и к потере веры в свои силы.

Поэтому при создании Монтессори-материалов своими руками всегда выбирайте минимальное количество предметов для работы, даже если вам кажется, что ребёнок может работать с материалом дольше. Увлечённый малыш просто повторит работу.

Материал должен быть хорошо презентованным и понятным ребёнку

Существует ещё одна категория домашних материалов – это материалы, у которых нет презентаций. Родители зачастую сами не знают, как с ними работать. Это часто касается природных материалов и игрушек из дерева. Только детям до года интересно просто исследовать свойства предметов, для детей более старшего возраста каждый материал должен иметь определённое назначение.

Читайте также:  Календарь событий своими руками

Например, вы вместе с малышом собрали в лесу шишки, каштаны, сухие ягоды и принесли их домой. Красиво разложив всё по корзинкам, вы предлагаете ребёнку «позаниматься» с материалом. Это не имеет ничего общего с Монтессори. Существует множество вариантов работы с природными материалами: из них можно делать поделки, сортировать их, рассматривать под лупой, даже использовать в упражнениях в математике. Но все эти занятия взрослые должны показать ребёнку.

Часто родители покупают или мастерят своими руками красивые деревянные игрушки, считая, что натуральное дерево и эстетика уже делают вырезанную из дерева фигурку материалом Монтессори. Если вы дали ребёнку материал и вам нечего сказать и показать, то этот материал не подходит для Монтессори-среды.

Материал должен быть эстетичным

Этот пункт следовало бы поставить первым. Часто в погоне за схожестью материала родители пытаются вручную, из картонок и скотча, сделать точную копию. Лучше купить в магазине схожий по функции материал или сделать его проще, если вы не уверены, что самодельный материал получится эстетически привлекательным и гармоничным. Каждый раз, решив сделать материал, спросите себя: «Какую функцию он выполняет?» И если вы хорошо представляете себе эту функцию, всегда отдавайте предпочтение наиболее эстетичному варианту, даже если внешне он не похож на оригинал.

Материалы не должны быть пёстрыми или яркими. Если в материале несколько предметов, обращайте внимание, чтобы цвета сочетались между собой.

Монтессори-материал должен развивать, а не развлекать

Многим родителям кажется, что просто кидать мячики в банку малышу скучно. Гораздо веселее бросать мячики в рот смешному человечку. И озвучивать: «Ой, как вкусно, дай-ка человечку ещё одно пирожное!»

Если вы предлагаете материал в нужном возрасте, ребёнку будет интересно кидать мячики в банку, потому что так он тренирует моторику и изучает причинно-следственные связи, а не потому, что «надо покормить человечка». Если вам хочется, чтобы малыш посмеялся, лучше пообнимайтесь, пощекочите друг друга или потанцуйте вместе! Если вы хотите предложить малышу развивающий материал, не стоит пытаться сделать его смешным.

Материал должен развивать что-то одно

В магазинах можно найти игрушки, которые одновременно учат цветам, формам, буквам, играют весёлую музыку. Они не учат ничему, потому что только запутывают ребёнка.

Монтессори-материалы всегда учат чему-то одному. Иногда родители в домашних материалах нарушают и это правило. Особенно часто – в сенсорных материалах. Разные сенсорные свойства предметов смешивают как между собой, так и с упражнениями практической жизни. Например, родителям кажется, что простая сортировка по цветам будет скучной, поэтому сразу же предлагают сортировать с помощью пинцета или сортировать одновременно и по цвету, и по форме. Некоторые дети действительно настолько любят сортировки, что им потребуются такие упражнения. Но только как дополнительные, когда малыши уже прекрасно сортируют отдельно по цвету и по форме и научились работать пинцетом в других упражнениях.

Не предлагайте ребёнку считать шарики во время сортировки или учиться читать на буквах, нарисованных на кубиках розовой башни. Всегда помните, что каждый материл должен служить развитию только одного определённого навыка.

Материал должен быть простым

Нам кажется, что чем сложнее материал и чем мы изобретательнее, тем лучше. Поэтому делаем огромные доски со всеми возможными замками, но запрещаем ребёнку открывать и закрывать крючок на двери. Мы шьём рамки с пуговицами, но не даём малышу потренироваться на собственной одежде, делаем материал с прищепками, но не даём развесить постиранное, создаём множество сенсорных материалов, забывая, что самый богатый сенсорный опыт малыш получает из внешней среды постоянно, особенно на прогулках.

Вместо усложнения упрощайте материалы. Если нет возможности приобрести готовые Монтессори-материалы или ходить в группу, лучшими Монтессори-упражнениями станут участие в домашних делах и приготовлении пищи, прогулки и игры в песочнице, счёт на рублёвых монетах, письмо на подносе с манкой и мелом на асфальте, чтение написанных от руки слов вместо сложных покупных книжек. Всегда помните, главное – знать общие закономерности развития и подбирать занятия в соответствии с сензитивным периодом развития ребёнка, его потребностями и желаниями на настоящий момент.

Читайте также:  Конь огонь своими руками

В материалах должны использоваться реальные предметы по их назначению

Иногда родители, делая материал, забывают, что главная задача материалов – научиться обращаться с предметами из окружающего мира. Если вы хотите материал подбор крышек к бутылкам, просто возьмите бутылки, которые уже есть дома, и дайте ребёнку их открывать и закрывать. Не следует резать бутылки и клеить на отдельную доску. Так предметы полностью лишаются своей функции.

Поэтому такие популярные сейчас бизиборды с разными замками и выключателями по сути не являются Монтессори-материалом, так как замки ничего не открывают, а выключатели не дают ребёнку представления, как включить свет.

Это же касается сенсорных коробок с варёными макаронами или носков, наполненных крупой. Ребёнок должен понимать, что еда утоляет голод, а носки – согревают ноги, и для других целей не предназначены.

Каждые раз, когда вы готовите материал, спросите себя: будет ли ребёнок использовать материал по его прямому назначению? Научит ли его материал реальной жизни или только запутает?

У каждого материала должно быть своё место

Не следует класть все материалы в одну коробку, но также и не стоит расставлять их все на низких полках, оставляя несколько сантиметров свободного места. Наиболее актуальные материалы должны стоять на полочках на однотонных подносах или в корзинках. Между материалами должно оставаться свободное место, чтобы не было нагромождения. Некоторые материалы можно убирать в шкаф, доставая новые. Различные конструкторы, пластилин, игрушки храните в коробках в шкафу, необязательно выделять им особое место на полках. Если вы показали ребёнку место материала, не меняйте его, предлагайте малышу всегда относить всё на своё место.

Эти простые правила помогут родителям создавать материалы, которые действительно будут развивать малыша, а не мешать ему или отвлекать его и запутывать.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Мини-курсы для родителей за 199 рублей

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов. Каждую неделю — новая тема.

Источник

Монтессори-пособия своими руками для ребёнка 3 лет

Родители часто спрашивают, как организовать Монтессори-пространство дома, можно ли заменить пособия и как сделать игрушки Монтессори своими руками. Только посещение группы обеспечит полноценную среду, но, если возможности нет, взрослые могут сделать замену некоторым пособиям самостоятельно.

Сначала поговорим об общих тенденциях развития трёхлеток. У трёхлетних детей продолжает активно развиваться мелкая моторика, поэтому уделите особое внимание подготовке руки к письму. Малыши и сами стремятся работать с мелкими предметами и помогать в домашних делах, что стимулирует развитие мелкой моторики.

Занятия повседневными делами дома и на кухне — упражнения практической жизни — развивают автономность трёхлеток. Осознание, что больше не нужно просить помощи в одевании, уборке, приготовлении пищи, доставляет детям особое удовольствие.

Три года — пик развития сенсорных способностей. Дети усваивают различия в цветах, формах, размерах предметов.

Для развития наиболее актуальных в 3 года навыков, сделайте своими руками следующие Монтессори-материалы для малышей.

Рамки с застёжками

Так как самостоятельность особенно важна для трёхлетки, научите ребёнка застёгивать одежду. Застегнуть надетую вещь сложно, поэтому пусть малыш потренируется на специальном материале. В Монтессори-группе это традиционные рамки с застёжками: липучкой, молнией, большими и маленькими пуговицами, крючками или шнуровкой. Дома сделайте похожее пособие, надев одежду на пяльцы для вышивания: она натянется и управиться с застёжкой станет проще.

Чистка обуви

Чистка обуви — классический материл Монтессори-класса. Понадобятся:

  • клеёнка;
  • пара детской обуви;
  • щётка;
  • губка;
  • крем для обуви или обычный детский крем.

На клеёнку положите грязные ботинки и предложите почистить. Щёткой сметите грязь, если она имеется. Потом нанесите немного крема на губку и круговыми движениями разотрите. Ботинок станет чистым и блестящим — это очень нравится детям. Когда ребёнок освоит занятие, предлагайте ему чистить обувь каждый раз, приходя с улицы.

Читайте также:  Отмостка у дома своими руками с чего

Пересыпание и переливание

Хотя игры с крупой и водой актуальны и в более раннем возрасте, в 3 года такая работа становится более организованной, требующей большей концентрации.

Поставьте на поднос 2 стеклянных кувшина с крупой или водой в одном из них. Покажите, как брать кувшин правой рукой и, придерживая левой, наклонять и переливать или пересыпать содержимое.

Также можно предложить 2 пиалы с крупой в одной из них и показать, как аккуратно пересыпать ложкой крупу из одной ёмкости в другую.

Резка ножом

Малыш 3 лет способен нарезать для салатов любые овощи и фрукты. Детский нож для готовки должен быть достаточно острый. Покажите, как аккуратно отрезать кусочек, придерживая овощ или фрукт левой рукой. Отрезанный кусок сразу отложите в сторону на отдельную тарелку, только после этого отрезая следующий.

Вышивание

Для вышивания понадобятся:

  • лист не слишком плотного картона;
  • довольно большая иголка.

На картоне нарисуйте геометрическую фигуру и точками пометьте места, где пройдёт иголка с ниткой. Если предлагаете задание в первый раз, проткните точки. Медленно покажите, как просовываете нитку в иголку и завязываете узел на конце. Затем, продевая иголку то вниз, то вверх, делайте на рисунке стежки по нанесённым на линию точкам.

Рамки-вкладыши

Этот материал для подготовки руки к письму настолько важен, что мы рекомендуем приобрести его при первой же возможности, даже если другие материалы вы сделали самостоятельно или заменили на подобные. Если не получится купить рамки-вкладыши, используйте вместо них линейку с геометрическими формами или вырежьте рамки из картона.

Запомните, как чертить фигуру при помощи рамки: её надо обводить, начиная с левого нижнего угла, не отрывая карандаша. Получившуюся фигуру штрихуют. Сначала простыми линиями наискосок, не выходя за контур, потом волнистыми, горизонтальными, вертикальными, пунктирными линиями на выбор ребёнка.

Шершавые буквы

Хотя активное освоение письма и чтения начинается в 4 года, учить буквы рекомендуется с 3 лет. Для обучения используйте набор шершавых букв, их несложно, хотя трудоёмко сделать самим. Приклейте на одинаковые таблички вырезанные из бархата прописные буквы. При обучении называются звуки, а не буквы. Названия звуков вводится при помощи трёхступенчатого урока.

Цветные таблички

Обычно к 3 годам дети хорошо различают цвета, но ещё не знают всех названий. Если вы ещё не предлагали сортировки, обязательно начините с них, прежде чем перейти к изучению цветов.

Названия вводятся с помощью цветных табличек. Парные таблички делают из картона, приклеив на него квадратик цветной бумаги так, чтобы остался ободок без цвета, за который можно держаться. Названия вводятся трёхступенчатым уроком.

Детям нравится игра на подбор к табличкам предметов из окружающих среды. Выберете одну из табличек и попросите подобрать предмет, соответствующий заданному цвету.

Различие размеров

Другими необходимыми сенсорными материалами в данном возрасте становятся розовая башня, коричневая лестница, красные штанги и цилиндры. Дома их сделать сложно, однако важно предоставить такие пособия, на которых можно было бы увидеть различия в размерах. Для этого используйте купленные в магазине башни, вкладывающиеся стаканчики, матрёшки, пазлы или самостоятельно сделайте набор одинаковых геометрических фигур разных размеров. Красные штанги заменяются полосками картона разной длины. Во время занятия выстраивается ряд от большому к маленькому (от длинному в короткому, от высокому к низкому).

Ходьба по линии

Это простое упражнение развивает координацию и моторику. На полу чертится линия в форме эллипса. Дома используйте скотч, на улице — начертите линию мелом.

Предложите детям идти по линии, не оступаясь. Когда ребёнок освоится в ходьбе, сделайте занятие интереснее:

  • сопровождайте ходьбу пением или музыкой;
  • задавайте или меняйте темп хлопками или музыкальными инструментами;
  • давайте переносить предметы;
  • предлагайте различные виды движений: галоп, широкие шаги, вращение плечами.

Эти Монтессори-пособия и упражнения понравятся малышу от 3 лет.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Мини-курсы для родителей за 199 рублей

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов. Каждую неделю — новая тема.

Источник

Оцените статью
Своими руками