- Мокуме Гане в почти домашних условиях
- Мокуме Гане: металлическая древесина для неповторимых украшений
- Техника: сложить, но не смешивать
- Материалы для Мокуме Гане
- Кто и что делает сегодня в японской технике
- Мировые эксперты в технике мокуме гане
- Ювелиры, специализирующиеся в мокуме гане, в России и на постсоветском пространстве
- Бренд Kochut (Украина)
- Не путать c псевдо Мокуме
- Где узнать больше и где научиться
Мокуме Гане в почти домашних условиях
Пост будет не за военную реконструкцию, надеюсь это никого не разочарует.
Мокумэ Ганэ (от яп. металлическая древесина сосны, варианты названия: итаме-гане и касуми-ичи – облачный металл) — композитный материал, составленный из разнородных и разноокрашенных металлов, образующих декоративный узор, часто похожий на фактуру древесины.
Суть метода Мокумэ Ганэ (Mokume Gane) заключается в том что несколько листов различных ювелирных металлов (может быть несколько десятков) включая жёлтое и белое золото, палладий, платину, серебро, медь, латунь, нейзильбер имеющих разную толщину складываются слоями в определённой очерёдности, нагреваются при определённой высокой, но не приводящей к их плавлению температуре, так, что металлы спекаются между собой, образуя неразрывное соединение.
Так выглядит мокуме, вышедшее из рук профессионалов.
Возможности у меня есть, желание тоже и руки, как мне казалось, растут из плеч. Было решено обкатать технологию и, если удастся, поставить на поток.
Из 40-миллиметрового листа и четырех болтов на 16 был изготовлен кондуктор для запекания. Принцип кондуктора — дать давление. На фото — процесс заряжания пакета металлических пластинок (медь-латунь, 0,5 мм).
Давление, выдаваемое кондуктором — около 4-х тонн. ФОтографии второго по счту эксперимента, поэтому кондуктор уже обгоревший, болты свежие, так как прошлые не пережили первый эксперимент.
После создания нужного давления на пакет, заряженный кондуктор отправляется в муфельную печь, шесть часов прогреваться при 900 градусах по Цельсию. За этот участок эксперимента спасибо замечательному ювелиру, Илье Шамову.
Результат длительного запекания под давлением. Пластинки меди и латуни сплавились воедино.
Следующим шаг — разрыв слоев. Тут технология предусматривает и разрубание, и сверление, и разрезы. Я пошел путем наименьшего сопротивления и нанес разрезы болгаркой.
После была расковка. Фотографировать процесс и одновременно оперировать мехмолотом возможности не имел и никогда иметь не буду, так что вот уже готовый результат.
Раскованный пакет после шлифовки и полировки. В принципе, это можно считать конечным результатом, но я покажу, куда ушел этот пакет мокуме.
С него вышло несколько небольших, но очень необычных больстеров на ножи, а так же три вот таких вот подвески.
Источник
Мокуме Гане: металлическая древесина для неповторимых украшений
Мокуме Гане — японская техника работы с металлами, существующая минимум 300-400 лет. Ее название состоит из нескольких японских слов: «мо» — древесная, «кумэ» — текстура, «ганэ» — металл. На русский перевести можно как «металл, похожий на дерево». Собственно, суть техники заключается в создании металлического изделия, поверхность которого имитирует рисунок древесной коры.
Кольца в технике mokume gane, автор — Павел Хеленнар, Россия
Техника: сложить, но не смешивать
Этот способ обработки металла был разработан в 17 веке японским мастером Денбеем Шаоми (Denbei Shoami, 1651-1728). Он создавал для самураев эксклюзивные катаны, украшая их рукояти и лезвия древесным узором. Родословная мокуме гане «от оружия» неудивительна: искусство изготовления мечей в средневековой Японии было настолько сложным, что диктовало развитие всех остальных видов обработки металлов.
Техника с тех пор не менялась кардинальным образом. Листы металлов разного цвета по-прежнему накладываются друг на друга многократно, а затем спекаются под воздействием давления и высоких температур, образуя новую кристаллическую структуру. Звучит просто, но на деле у мастера есть тысяча и одна возможность оступиться. Если температура плавления будет слишком высокой, слои металлов сольются в одно месиво. Если слишком низкой – не скрепятся между собой. Более того, металлы способны менять свой цвет во время нагревания, что тоже осложняет работу.
Соединенные под воздействием температуры слои подвергаются разного рода механическим воздействиям, и в зависимости от вида воздействия получается разный рисунок. Например, заготовки скручиваются для получения витого «древесного» рисунка; или в заготовке-брикете проделывают отверстие и прессуют ее (прессом, кувалдой или вальцами), пока не расплющится, и рисунок в итоге «выворачивается» наружу, распределяясь по равномерной по толщине пластине. Узор, как отпечатки пальцев, делает предмет уникальным.
Для создания предметов в технике мокуме гане требуется мастерство и опыт, обязательно — фантазия и готовность к экспериментам, но также не обойтись и без специального оборудования. Часто ювелиры используют для создания своих объектов муфельные печи, хотя не редок и «кузнечный» подход, изначально применявшийся в создании древнего холодного оружия. Немного фото и видео процесса создания изделий в технике мокуме гане можно увидеть, например, в аккаунте одного из ведущих мировых экспертов Джеймса Бинниона.
Материалы для Мокуме Гане
Традиционно для мокуме гане используются мягкие металлы: золото, медь, серебро. Однако этот список не перестает расширяться: желтое, розовое и белое золото, бронза, платина, титан претендуют на место в произведении искусства. Подробнее ознакомиться со свойствами перечисленных металлов можно в нашем каталоге ювелирных металлов.
Главные материалы для этой японской техники можно подразделить на 4 группы: медь и ее сплавы, серебро и сплавы, золото и сплавы, и металлы платиновой группы. Ковкая и яркая медь традиционно лежит в основе изделий в технике mokume gane. С давних пор еще японскими мастерами применялся сплав золота с медью, получивший название «шакудо», а сплав из меди и серебра получил название «шабуичи».
С 2005 года существует и титановый вариант мокуме гане — инновационный запатентованный сплав Titanium Damascus (Timaskus) — почитать подробнее на русском можно здесь, на английском — здесь. При всех плюсах титановой технологии (отсутствие коррозии, легкость, нет намагничивания), изготовить изделие из этого материала в обычной ювелирной мастерской вряд ли получится: процесс потребует кузнечного производства, специальных станков, прессов и понимания технологии с применением инертных газов.
Кто и что делает сегодня в японской технике
Шло время, необходимость в большом количестве катан отпала. Мокуме гане стали использовать при создании обыденных, бытовых вещей: ваз, посуды и прочего. Спустя три века техника расширила географию своего присутствия и покорила западные рынки. Европейцы по достоинству оценили потенциал «древесного металла» и стали включать его в ювелирные изделия. Кольца, колье и браслеты, выполненные в этой технике, стоят весьма дорого, впрочем как и катаны в свое время, а настоящий хит (который нам, признаться, хотелось бы разнообразить) — это «слоистые» обручальные кольца с уникальной текстурой, для каждой пары молодоженов со своим неповторяющимся рисунком.
В настоящий момент мокуме гане можно заносить в ювелирную «красную книгу». Немногие храбрецы решаются на профессиональном уровне осваивать столь сложную технику. Да и продавать готовые изделия достаточно тяжело: пропасть между доходами населения и элиты непрерывно растет; позволить себе такую роскошь способны единицы, как за рубежом, так и в России. Отдельная проблема — до сих пор не вполне ясно, как маркировать смешанные драгоценные металлы пробирным клеймом с установленной пробой. Тем более ценятся редкие мастера, которые развиваются в сфере «настоящего», без компромиссов и упрощений, мокуме гане.
Мировые эксперты в технике мокуме гане
Своими работами в этой технике известны зарубежные ювелиры James Binnion, George Sawyer Studio, Jaume Labro и другие. Некоторые из них неотрывно следуют японским традициям, другие, как Mike Sakmar, создают свои вариации привычных рисунков. Вот несколько ссылок на иностранных известных экспертов.
James Binnion (James Binnion Metal Arts), США
Биография Джима (в текстах о себе он именует себя именно Jim, а не James) включает 9-летний опыт службы на американском подводном флоте в качестве специалиста по электронике, а также опыт инженера-исследователя в области электроники. Уже более 35 лет Джим исследует технику мокуме гане и обучает других, специализируясь как ювелир в создании обручальных колец с бриллиантами и не только. Одно из направлений его работы в области материалов — дамасская сталь.
Anne Wolf, США
Anne — еще один признанный эксперт в мокуме гане, и кроме создания украшений, она очень активно проводит обучение этой технике.
Steven Jacob
Мастерская Стивена и Якоба (отец и сын) специализируется на дамасской стали и обручальных кольцах в технике мокуме гане.
Ryuhei Sako, Япония
Декоративные арт-объекты этого японского мастера призваны напомнить, что у этой техники нет пределов в воплощении.
Арт-объекты в технике мокуме гане японского мастера Ryuhei Sako, фото с сайта www.sakoryuhei.com
Карлос Годой (Carlos Godoy), Бразилия
Карлос родился в 1964 и живет в г. Сан-Паулу, Бразилия (см.пост в группе Украшательство). В Южной Америке он является главным специалистом по технике mokume gane.
Ювелиры, специализирующиеся в мокуме гане, в России и на постсоветском пространстве
На постсоветском пространстве мокуме гане продвигают мастерская Павла Хеленнара, артель мастерских ТАУ (@mikhail_zlatar), бренд Kochut и другие.
Дмитрий Кузнецов, Новосибирск
Дмитрий Кузнецов создает авторские штучные вещи — произведения искусства в самых разных техниках, мокуме гане выделено в отдельное направление.
Павел Хеленнар, Москва
Павел давно и целенаправленно работает в технике Mokume Gane, создавая необычные обручальные кольца (в том числе с драгоценными камнями) и другие виды украшений.
Семён Шаповаленко, Нижний Новгород
Семён начинал свой творческий путь с воссоздания копий старинных японских мечей, а с 2014 года самостоятельно изучает технику мокуме гане, стараясь найти свой отдельный стиль как в дизайне, так и в материалах.
Бренд Kochut (Украина)
Братья Кочут сочетают разные оттенки золота в технике мокуме гане с самоцветами, получая очень эффектные цветовые комбинации.
Андрей Сегинович (Andrew Seginovich), Koan Jewelry, Украина
Андрей создает работы в стиле арт и авангард не только в классических для мокуме гане материалах, но и в титане. Например, на изготовление обручальных колец ниже пошло 3 вида титана и золото (внутри).
Не путать c псевдо Мокуме
Понятие «мокуме гане» в свое время активно «пошло в народ». Поисковики при запросе с названием техники в первых рядах выдают нечто «в стиле мокуме» — чаще всего застывающую полимерную глину либо metal clay. Мастера накладывают материалы слой за слоем и спекают, на выходе получается необычное и на порядки более доступное изделие, чем классический предмет в технике mokume gane. «Ярмарка мастеров» предложит вам достаточно симпатичные вещи, но решать в итоге, конечно же, вам.
Существует также достаточно много техник вроде бы настоящего, но очень упрощенного подхода к созданию украшений и других объектов в этой знаменитой японской технике. В каких-то случаях «экономят» на количестве слоев, в других — добавляют припои и другие способы облегчить задачу. Понимание, настоящие ли «мокуме» перед вами, придут с опытом и насмотренностью — советуем подписаться на аккаунты упомянутых нами мастеров и использовать любую возможность, чтобы потрогать работы своими руками.
Где узнать больше и где научиться
Если на Западе существуют надежные школы, где ювелиров обучат тонкостям технологии мокуме гане, и сами мастера (см.выше) нередко дают мастер-классы, то в России получить необходимые навыки, к сожалению, непросто. Ювелирам стоит рассчитывать на иностранные группы, учебники, редкие и случайные курсы на базе учебных площадок, и главным образом — на собственный энтузиазм.
Главный источник знаний на сегодня — дополняемая ведущими мировыми экспертами книга Стива Миджетта (Steve Midgett) Mokume Gane, A Comprehensive Study (бесплатная онлайн версия)
Можно также поискать в сети онлайн версию перевода книги на русский Стив Миджетт, Мокуме Гане
Международная фейсбук-группа по мокуме гане для профессионалов — здесь ювелиры обмениваются тонкостями технологии.
Редакция портала «Ювелирум» благодарит художника, скульптора, дизайнера украшений, работающего с титаном и изучающего разные техники по металлу Валерия Середина @valeri_seredin за консультации в ходе подготовки этой статьи.
Раздел каталога Ювелирные техники и стили | Все публикации в рубрике Стили и техники
Источник