Модуль для агата своими руками

Оборудование для мотоблока «Агат»

Среди малогабаритной садовой техники достойное место занимает мотоблок «Агат» производства Гаврилов-Ямского машиностроительного завода. Предшественником современных агрегатов, выпускаемых под этой торговой маркой, стал мотоблок «Салют», максимально адаптированный под условия отечественных сельскохозяйственных малых предприятий. Сегодня модельный ряд мотокультиваторов «Агат» представлен шестью разновидностями агрегатов, каждый из которых по техническим и эксплуатационным показателям составляет конкуренцию импортным образцам.

Уникальность техники – выполнение полного цикла садово-огородных работ и возможность использования для благоустройства территории. Для мотоблока «Агат» было разработано навесное оборудование, которое и позволило расширить его функциональность. Благодаря насадкам культиватор можно трансформировать в мини-трактор.

В садово-огородном хозяйстве востребованы следующие навесные установки:

  • фрезы для вспашки;
  • грунтозацепы для окучивания;
  • утяжелители;
  • насадка-лопата;
  • картофелекопалка;
  • окучник;
  • полольник;
  • тележка;
  • плуг.

Фрезы

В базовой комплектации все модели мотоблока «Агат» имеют четыре почвенные фрезы. Чтобы расширить захват при культивации, устанавливают дополнительную пару фрез. Существует несколько разновидностей подобного дополнительного оборудования:

«Гусиные лапки» считаются самыми востребованными фрезами из-за своей производительности и ценовой политики. Это неразборная стальная цельносварная конструкция повышенной прочности, которая позволяет обрабатывать целинные земли. Важно помнить, что такое навесное оборудование подходит только для вспашки, а не для прополки. Из-за тупых краев во время уничтожения сорняков трава и корни будут наматываться на фрезу, что в итоге затруднит работу всего агрегата.

Кроме рыхления почвы «гусиные лапки» используют для обработки земли с крупными комками. Чаще всего дополнительные фрезы ставят при подготовке грунта к посадке картофеля и других корнеплодов. Еще одно предназначение этого навесного оборудования – борьба с проволочником и прочими вредителями, вплоть до колорадского жука.

В базе на мотоблоках «Агат» стоят саблевидные фрезы. Делают их исключительно из углеродистой стали. Установка дополнительного навесного оборудования позволяет расширить площадь обработки грунта. Целинные фрезы отличаются спиралевидной формой ножей. Главное их назначение – обработка невспаханной земли с глубокой культивацией. Благодаря монолитной конструкции таким фрезам не страшны каменистые почвы. Из минусов целинных фрез отмечают разгребание земли в стороны, в результате чего на месте прохода образуется канавка, которую необходимо дополнительно засыпать.

Преимущество мотоблоков «Агат» состоит в том, что к этой технике подходит большинство дополнительных фрез как отечественного, так и импортного производства. Взаимозаменяемость навесного оборудования расширяет функционал культиваторов.

Грунтозацепы

При обработке тяжелых грунтов вместо стандартных резиновых пневмоколес рекомендуют ставить на мотоблоки грунтозацепы. Они обеспечивают сцепку с землей и дают повышенное тяговое усилие. Крепится это навесное оборудование на вал редуктора. Обычно металлические колеса с зацепными пластинами для мотоблока «Агат» используют вместе с картофелекопалкой, окучником или плугом.

В зависимости от задач, которые ставят перед мотокультиватором, выбирают грунтозацепы большего или меньшего диаметра. Первые используют во время второго или третьего окучивания для защиты растений от повреждений во время продвижения мотоблока. Обычно для этих целей выбирают грунтозацепы 500-600 мм. Колеса меньшего диаметра востребованы при необходимости увеличить тяговое усилие и замедлить ход агрегата. Для первой пахоты и нарезания гряд подходят колеса диаметром 340-460 мм.

Полольники-рыхлители

Данный вид навесного оборудования устанавливают на мотоблоки при проведении сельхозработ для ухода за растущими культурами. Рыхление полольником позволяет обогатить почву кислородом, а специальные ножи насадки аккуратно срезают сорняки в узких междурядьях и под кустами.

Полольники для мотоблоков «Агат» могут быть как отдельным видом дополнительного навесного оборудования, так и продаваться в комплекте с окучником, что заметно повышает качество выполняемых работ и расширяет функционал. Универсальной считается модель «Еж» производства «Салют». Для ее установки требуется кронштейн-штанга со скобами. При покупке важно учитывать диаметр посадочного места выбранной модели, который должен совпадать с диаметром вала. Полольник-рыхлитель может быть как однорядный, так и двухрядный без сцепки.

Окучник

Когда надо сформировать борозды, прорыхлить почву между рядами с одновременным окучиванием растений, на культиватор устанавливают окучник. Его используют вместе с дисковыми фрезами. При углублении окучника в почву получается борозда трапецеидальной формы на ширину подошвы обуви взрослого человека, благодаря чему при проходе за культиватором борозда остается фиксированного размера. Гребни по бокам полученной канавки остаются равномерными.

Читайте также:  Осенняя корзинка поделка своими руками

Для обработки узких междурядий выбирают окучник листерного типа. Он имеет два фиксированных относительно друг друга крыла. Одним из минусов этого навесного оборудования считается ограничение по типу почвы: на твердых грунтах листерные окучники быстро ломаются в силу наличия тонкой стойки, не выдерживающей перегрузки. На мотоблоки «Агат» с заявленной производителем мощностью двигателя 6.5 л.с. листерные окучники устанавливают с особой осторожностью в силу их повышенной тяговитости.

Со сложными плотными грунтами отлично справляются окучники с переменной шириной захвата. Они устойчивы к налипанию земли, но при этом считаются более затратными из-за повышенного потребления энергии.

Самым простым, но не менее эффективным считается дисковый окучник. Им готовят борозды под семена и рассаду. Оборудование имеет дисковые отвалы, установленные под углом. При всех плюсах этой установки есть один существенный минус: по цене дисковые окучники на порядок выше оборудования с переменной шириной захвата. Некоторые умельцы часто делают подобные установки своими руками. Если основным местом применения будут грядки с картофелем, то понадобятся две металлические крышки 40-50 см в диаметре. Их края загибают при помощи молотка и затачивают на шлифовальном станке. Далее крышки крепят к тележке. Если окучник необходимо поставить стационарно, его приваривают к раме. Если его планируют использовать в качестве съемного оборудования, то для крепежа применяют болты.

Картофелекопалка

Самой простой картофелекопалкой для мотоблока «Агат» считается модель стрельчатого типа. При проходе по рядам грунт подрезается ножами вместе с урожаем и продвигается по прутьям. Картофель остается на них, а остатки земли осыпаются. Из недостатков картофелекопалок этого типа выделяют неустойчивость на неровных участках. Если прутья застрянут в земле, они погнутся.

На культиваторы «Агат» можно устанавливать грохотные картофелекопалки, имеющие лемех и просевные решетки. Плюс такого оборудования – производительность. При проходе по рядам лемех углубляется в землю на 20 см, срезает ее и вместе с клубнями направляет на решетку. Остатки земли просеиваются, картофель остается в решетчатой тележке.

Самые популярные установки для «Агата» – КУМ-1, ККМ-1, КВМ-3. Различаются они между собой шириной захвата и производительностью. Например, универсальная модель ККМ-1 обеспечивает 0.05-0.2 га/час, а КВМ-3 при той же ширине выдает 0.1-0.2 га/час.

Насадка-лопата

Отвал-лопата необходим при расчистке территории от листвы, строительного мусора или снега при сугробах 20-30 см. Также насадка используется для выравнивания грунта перед посадкой культур. Для облегчения работы на мотоблок одновременно с отвалом рекомендуют устанавливать металлические колеса, которые обеспечивают хорошую сцепку с землей. Для крепления потребуется адаптер, но некоторые модели «Агат», например, модификация Л6.5 с двигателем Lifan в базе имеет переходник для фиксации снегоуборщика, газонокосилки или коммунальной щетки.

Отвал можно изготовить самостоятельно. Для этого понадобится стальная бочка объемом 200 литров. Ее распиливают, убирая дно и кольца. Полученную трубу разрезают вдоль на три части. При помощи металлических шплинтов отвал фиксируют под углом 30 градусов. Ширина отвала обычно выдерживается в передах 900-1000 мм при толщине металла 2-3 мм.

Для рыхления и грубой вспашки грунта на мотоблоки устанавливают плуг. С помощью такого навесного оборудования можно при небольших трудозатратах выполнить переворачивание пластов почвы толщиной до 25 см. Независимо от вида, плуг представляет собой расширенный кверху металлический гребень, который врезается в землю, обеспечивая ее вспашку.

К культиваторам «Агат» подходят роторные навесные плуги. Они имеют несколько лопастей, которые проходят по средним и тяжелым почвам без потери производительности техники. Для большей функциональности аграрии советуют выбирать модели с разнонаправленными левой и правой пластинами для вспашки в прямом и обратном направлении. При работе на огороде можно остановиться на однокорпусном плуге. Единственный его минус – работа исключительно на легких грунтах.

Плюс мотоблоков «Агат» – возможность работы как с оригинальным навесным оборудованием от производителя, так и с агрегатами, выпускаемыми на других заводах. Выбирая установки, учитывайте размерность вала.

Источник

Адаптер МТ-1 для мотоблоков

Поскольку мотоблоки, это самоходная, многофункциональная машина, которая выпускается уже более 30 лет, наших граждан с ней знакомить не надо. Спросите у любого дачника или садовода, он скажет вам, что мотоблок издавна является наилучшим помощником при работе на земле. Спектр задач, выполняемых мотоблоком огромен: культивация, пахота, окучивание, нарезание борозд, посадка и копка картофеля, покос травы, колка дров, измельчение веток, прокачка воды, перевозка грузов, уборка снега и территории и многое другое.

Читайте также:  Маленький шкив своими руками

Сегодня мотоблок насколько плотно вошел в жизнь каждого садовода, что представить жизнь без него уже не представляется возможным. Однако мотоблок имеет ряд недостатков по отношению к трактору. Самый основной недостаток, это то, что при работе с мотоблоком за ним необходимо постоянно ходить. И эта проблема не дает покоя огромному количеству компаний, который занимаются разработкой и производством навесного оборудования. Да и в интернете сеодня можно найти огромное количество самоделок, когда люди с руками не могут смириться с этой проблемой и самостоятельно пытаются сделать адаптер, который позволил бы мотоблок превратить, ну не в трактор конечно, но хотя бы в мототрактор и работать с техникой сидя на удобном кресле.

Конечно, сейчас практически любое предприятие впускающее мотоблок, делает классические адаптеры, которые можно подключить к большинству мотоблоков. Как правило такие адаптеры агрегатируются к мотоблоку сзади, через сцепную скобу, имеют плавающий режим заднего сцепного устройства, позволяющий работать с пассивным навесным оборудованием (плуг, окучник, в редких случаях картофелесажалкой) сидя на кресле и управляя мотоблоком. К сожалению, такой агрегат имеет достаточное количество недостатков:

  1. Оператор, двигаясь по полю, пользуется рулевым управлением самого мотоблока, что приводит к огромному радиусу разворота и ограничивает возможности работ на небольших участках.
  2. Вторая проблема, это невозможность использования активного навесного оборудования. Так как в ременных мотоблоках, активное навесное оборудование подключается через ремень, и та же вибрационная (грохотная) картофелекопалка должна подключаться к скобе, к которой уже подсоединён сам адаптер. Хотя использование непосредственно роторной косилки, которая агрегатируется спереди мотоблока, на таком адаптере трудна, неудобна, но возможна.
  3. Проблема перевозки грузов. Нагрузив полный прицеп, подключив адаптер к нему у нас получается переднеприводная машина, с учетом длины самого адаптера, как правило мотоблок среднего класса (80-95 кг), может либо пробуксовывать, либо начинать приподниматься, а при заезде на гору вообще перестать тянуть. Все это связано с недостаточной массой самого агрегата и приличной длинной всей конструкции включая сам прицеп.
  4. Проблема подключения мотоблоков, в которых прицепная скоба совпадает со шкивом агрегатирования активной навески (Агат, Салют, мотоблоки с ВОМ: Угра, МТЗ. Мотор Сич, Grasshopper)

На рынке также встречаются адаптеры с кузовами. Схема выглядит следующим образом. Мотоблок находится сзади, спереди установлен небольших размеров самосвальный кузов, сзади на скобу мотоблока агрегатируется подъемно-опускной механизм, на который в свою очередь подключается сцепка и пассивное навесное оборудование. Управление устроено через рулевой редуктор, имеются тормоза ленточного типа. Самый популярный производитель таких адаптеров это «КТЗ», а также «Целина тандем». Конструкторы данных адаптеров постоянно сталкиваются с огромным количеством проблем, что бы можно было подключать мотоблоки любого производителя. В итоге, под каждый мотоблок требуется подгонка и подготовка адаптера, что в свою очередь приводит к удорожанию конструкции. Стоимость таких адаптеров просто запредельная. От 1350 рублей за базовое исполнение. А дальше все зависит от мотоблока, к которому вы хотите его агрегатировать. Из очевидных минусов данной конструкции, кроме цены можно отметить:

  1. Проблема с подключением активного навесного оборудования, так как мотоблок расположен сзади, и подключен через дышло, на которое в общем то и должна агрегатироваться активная навеска. Это не касается адаптеров КТЗ, так как им удалось реализовать работающую схему некоторых активных орудий.
  2. Бесполезный, слишком маленький передний кузов. В итоге для перевозки грузов вы вынуждены будите купить прицеп.
  3. Очень высокая цена, которая не оправдывает вложения.

Адаптеры с кузовом КТЗ и Целина

Сколько бы конструкторы не бились над этой задачей, сделать поистине универсальный адаптер крайне сложно, особенно когда амбиции нацелены на массовый рынок. Однако, начало 2020 года, всколыхнуло рынок адаптеров, и мы получили сразу 2 уникальные новинки. Первая новинка вышла из ворот ПАО «Кадви», которая не просто приглянулась потребителям, а вообще вызвала небывалый ажиотаж на предприятии. Модель адаптера, которую выпустил завод, называется АМПК-1. Весь текущий год завод просто не справлялся с производством данного адаптера, так как спрос превышал технические возможности завода. По сей день, чтобы выписать АМПК-1 необходимо делать предзаказ на несколько месяцев вперед. Даже в октябре 2020 года, на заводе дефицит адаптеров и нам приходится постоянно ждать отгрузку. Заказы от клиентов мы принимаем, и как правило, все что к нам приезжает с завода уже раскуплено заранее.

Читайте также:  Оригинальные шляпки своими руками для девочек

В чем же уникальность конструкции АМПК-1? Заводу удалось сделать полноприводной адаптер, который, к сожалению, агрегатируется только с мотоблоками УГРА. Мотоблок УГРА имеет 2 ВОМ (вала отбора мощности), один ведущий, второй ведомый. Так вот конструкторам удалось совместить один из ВОМ, через кардан с идентичным редуктором, установленном на мотоблоке, и получить полноприводной мототорактор. Таким образом получилось увеличить тяговое усилие в 2 раза. В сети интернет огромное количество видео, как данный адаптер используются не только для земельных работ, но и для езды на бездорожье, перевозку стволов деревьев и огромных грузов. Такой адаптер стал просто незаменим в жизни белорусов, особенно для тех, у кого крупное хозяйство.

Из недостатков адаптера АМПК-1 можно отметить:

  1. Невозможность использования с другими мотоблоками, только с мотоблоком УГРА. Причиной тому становится шлицевой ВОМ, который в иных мотоблоках, как правило китайских, выполнен под шпонку.

Вот так плавно мы добрались до героя сегодняшней статьи, модуль переоборудования МТ1.

Так вот инженерам и конструкторам удалось добиться полной универсальности конструкции, которая позволяет работать с любым типом активного и пассивного оборудования, без каких-либо ограничений. Единственное что стоит отметить, что для разного класса мотоблоков, модуль имеет некоторые конструктивные отличия и отличается по стоимости. Так завод разделил адаптеры МТ-1 по классу мотоблоков следующим образом:

— Модуль переоборудования МТ-1 для мотоблоков АГАТ и Салют. Все мы знаем, что это идентичные мотоблоки, только Салют производится в Китае, а АГАТ в Российской Федерации. Но они как 2 брата близнеца. Для данных мотоблоков, стоимость адаптера будет самой невысокой. 1099 рублей на октябрь 2020 года. К модулю с мотоблоком АГАТ можно подключить совершенно любое активное, либо пассивное навесное оборудование: плуг, окучник, прицеп, грохотная картофелекопалка, картофелесажалка, косилка, щетка, насос, снегоуборщик и многое другое.

— Модуль переоборудования МТ-1 для мотоблоков НЕВА МБ-2, МБ-23, ОКА, Целина, стоимость адаптера составит 1223 рубля. Весь спектр навесного оборудования так же можно использовать.

— Модуль переоборудования МТ-1 для мотоблоков BRAIT, Хопер 1100, Гроссер, Кентавр, Rossel по цене 1306 рублей. Вся пассивная навеска и активная так же доступна, однако для китайских мотоблоков в Беларуси очень скудный ассортимент активного навесного.

— Ну и самый долгожданны адаптер МТ-1 для мотоблока МТЗ. Самая высокая стоимость 1599 рублей, правда в комплекте уже идет привод для фрезы. Теперь культивацию активной фрезой можно выполнять сидя на адаптере. Мечта каждого владельца МТЗ, это конечно перейти на минитрактор. Однако если обратить внимание, мотоблок с адаптером обойдется порядка 4500 рублей, а тракторы уже выше 8000 рублей. А по функционалу, адаптер очень близок к возможностям минитрактора Беларус.

Из чего состоит МТ-1? Жёсткая рама, мотоблок крепится сзади, рулевое управление через редуктор, 2 подъёмно-опускных механизма для навесного оборудования (спереди и сзади), дисковой (а не ленточной) тормозной системы. Для агрегатирования активного навесного оборудования отдельно докупается переходная муфта и защитный кожух ремня. Подключается к переднему опускному механизму, через шкив отбора мощности на мотоблоке к шкиву косилки, снегоуборщика, щетки. Из пассивного навесного оборудования на переднюю скобу можно агрегатировать лопату отвал.

На задний плавающий механизм, через сцепку можно агрегатировать совершенно любое навесное оборудование доступное для мотоблока, с которым соединён адаптер. Прицеп, вибрационная картофелекопалка, сажалка, плуги, окучники и многое другое. Главное, что все операции пользователь может выполнять сидя. Эргономика рабочего места оператора на высшем уровне.

Очень интересном остается вопрос возможности культивации на фрезах, сидя на адаптере. В сети интернет можно увидеть множество видео, как фрезеруют почву в сидячем положении. При этом, фрезы находится ровно под оператором. Данный вопрос я оставлю открытым, пока лично не испытаю данную функцию. Ну а что по ТТХ, вес адаптера составляет 75 кг., ширина колеи 70 см., габаритные размеры 1770 х 1250 х 760 мм, радиус разворота 3 метра.

Источник

Оцените статью
Своими руками