Старенький трамвайчик из картона
В период с 1996 по 2004 год я занимался моделированием подвижного состава в больших масштабах. Первые свои поделки 1996-1997 годов моделями назвать можно с большой натяжкой, но начиная с 1998 года было улучшено качество изготовления, технология и соответствие прототипу. С 1998 года был определен окончательно масштаб 1:66. Модели в данном масштабе изготавливались штучно в период с 1998 по 2004 годы для личной коллекции, коллекции бывшего музея при МКП «Тулгорэлектротранс», а также одна модель трамвайного вагона Т-3 была продана частному коллекционеру в Москву.
Масштаб 1:66 был определен по той причине, что для первой модели, изготовленной в указанном масштабе, вагона БФ, чертеж был заимствован из журнала «Техника молодежи». В журнале была дана серия чертежей московского транспорта как раз в масштабе 1:66. Поэтому модель вагона БФ была первой моделью, изготовленной в указанном масштабе. Следующей моделью оказалась модель трамвайного вагона Х. Прототипом для модели стал трамвайный вагон, сохраняемый в качестве музейного при МКП «Тулгорэлектротранс».Чертежи деталей для трамвайного вагона Х пришлось разрабатывать самому, имея скупые данные по его техническим характеристикам. Дополнительной проблемой было в то время отсутствие сети «Интернет», откуда можно было бы подчерпнуть справочную информацию и оперативной связи с коллегами по увлечению из других городов. Поэтому за основу чертежей были взяты эти самые скупые данные плюс фотографии трамвайного вагона, в том числе строго прямо для определения пропорций элементов кузова и т. п. Приходилось мерить линейкой на фотографии расстояния между нужными точками, например ширины дверных проемов, окон и т. п., а потом пересчитывать это в реальные размеры, а далее уже уменьшать в 66 раз. Знаю общую длину вагона, а также длину вагона, изображенного на фотографии можно было рассчитать коэффициент пересчета для всех деталей, из которых собиралась модель.
Источник