Юный техник — для умелых рук 1989-01, страница 2
РАКЕТНЫЙ КАТЕР
Сделать ее самому — минутное дело. Надо лишь ф подобрать 27 одинаковых деревянных или пластмас- ф совых кубиков, склеить из них семь исходных фигур и можно начинать. Сперва попробуйте собрать куб. Эта самая простая фигура, оказывается, имеет 480 вариантов сборки, при этом — зеркальные отобра-жения и перегороты куба не учитываются Попро- ® буйте найти хотя бы один свой способ, и вы надолго ® «заболеете» головоломной задачей ®
А еще интересней решать ее вместе с друзьями.
Можно даже организовать соревнования: кто быст- ®
рее соберет заданную конструкцию. А чтобы сохра- ®
нить в памяти ход сборки, каждому из семи элемен- ®
тов присвойте свой номер. Когда фигура будет соб- ф
рана, зарисуйте ее и на гранях фигур проставьте но- ^
мера. Так легче потом ориентироваться. ^
На этой странице изображены более сложные ®
фигуры. Попробуйте собрать и их гакже нескольки- ® ми способами А освоив сборку, фигуры можно ус-
ложнить, придумав свои- ф
В военном флоте — это маленький скоростной глиссирующий корабль, воор’, женный ракетами класса «корабль — корабль». Для самоооороны он имеет спаренную турельную артиллерийскую установку, иногда ее заменяют крупнокалиберные пулеметы.
Основная защита таких кораблей — не броня, а стремительная, достигающая 30—40 узлов скорость и высокая маневренность. Двигатели здесь — дизельные, газотурбинные или комбинированные, которые используют в режиме экономного хода сначала дизель, а при форсаже — газовые турбины.
Ракетные катера были созданы в нашей с
ране, и Воен-но-Морской Флот СССР первым принял их на вооруже ние. Во флотах же других стран они появились лишь в 70-х годах.
Катера этого класса могут успешно защищать побережье и вести борьбу с надводными кораблями противника иа закрытых морских театрах военных действий.
Модель катера, которую мы предлагаем вам построить, изготавливается в основном из картона и бумаги. Но ее можно сделать и из других материалов — например, из белой жести, тогда развертки деталей следует вычертить без клапанов, предназначенных для склеивания их между собой.
Детали, пронумерованные .-рабскими цифрами, переведите на чертежную бумагу, а обозначенные буквами — на плотный картон толщиною 1 мм. Детали, помеченные римскими цифрами — это приклад, здесь вам потребуется: 10-миллиметровые гвозди, булавки с головкой, спички, канцелярские скрепки, пустые стержни от шариковой ручки, прозрачная пленка, 20-миллиметроьый гвоздь, пробка.
Бумажные и картонные детали вырежьте по жирным контурным линиям. Продавите места перегибов, обозначенные тонкими линиями, прочертив их кончиком шила по линейке. Чтобы детали антенны радиолокатора и артиллерийских установок лучше сворачивались в кольца, протяните их несколько раз через край стола, расположив лицевой стороною кверху. Детали, возле которых изображена спираль, сверните трубочкой (операцию начинайте с обозначенного треугольником конца). Там, где расположены точки и черные овалы, сделайте шилом проколы.
Штриховыми линиями обозначены места приклеивания деталей. Букве П, стоящая возле номера детали, означает, что это правая деталь модели. Чтобы вычертить аналогичную ей левую, скопируйте ее на кальку, переверните лицевой стороной вниз и переведите изображение.
Источник
Модели ракетных катеров своими руками
Приведены описания самоходных судомоделей школьных классов.
Модели можно строить как в кружке, так и дома под руководством взрослых.
П РОСТЕЙШИЕ СУДОМОДЕЛИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
- Силуэтные модели
Простейшая контурная модель аэроглиссера (на анг. яз.) [ Hi Sibley-28 ]
Силуэтные и контурные модели кораблей из фанеры [ К. Курденков-57 ]
Простейшие контурные модели кораблей [ С. Лучининов-50 ]
Силуэтные модели кораблей и судов [ С. Лучининов-55 ]
Контурные модели [ И. Максимихин-56 ]
Контурные модели кораблей [ А. Стахурский-64 ]
На эсминце: станьте в профиль [ «М-К»-67 ]
Самая первая яхта [ «М-К»-75 ]
Подводная «лодка-нырялка» [ В. Матвеев-77 ]
Контурные корабли [ В. Хвастин-82 ]
Подводная лодка «Черепаха» [ В. Хвастин-82 ]
Подводная лодка «Северянка» [ Б. Абрамов-87 ]
Резиномоторные контурные (из пенопласта) [ А. Алексеев-90 ]
Контурные прямоходы [ Б. Петрушин-93 ]
Плавающие модели из бумаги и картона
Простейшая модель парусного катамарана [ Б. Щетанов-83 ]
Модель швертбота «Москвич» [ О. Замотин-73 ]
Простейшая модель парусной яхты [ Б. Щетанов-83 ]
Модель артиллерийского катера [ А. Егоров, В. Горин-08 ]
Модель торпедного катера [ А. Егоров, В. Горин-13 ]
Простейшие самоходные модели с углекислотным двигателем
Акваплан на СО2 [ В. Кузнецов-96 ]
Яхта из пенопласта [ В. Толченников-90 ]
Модель черноморской шаланды [ Л. Кочергин и Л. Ефимов-79 ]
Модель яхты [ С. Захаров-56 ]
Простейшая модель швертбота [ Тех.Творч.-55 ]
С ПОРТИВНЫЕ СУДОМОДЕЛИ ШКОЛЬНЫХ КЛАССОВ
- Самоходные модели повышенной сложности ( класс EK, EH, EX, ЕЛ-600 )
Модель катера К-1 «Пионер» [ И. Максимихин-56 ]
Модель судна для малых рек СМР-1 [ И. Максимихин-56 ]
Модель бронекатера БК-1 [ И. Максимихин-56 ]
Модель катера на подводных крыльях [ С. Захаров-61 ]
Модель разъездного катера-катамарана [ В. Медведев-67 ]
Модель речного грузового судна-катамарана. [ В. Медведев-67 ]
Модель подводной лодки с микроэлектродвигателем [ Б. Сидоровский-69 ]
Модель торпедного катера [ А. Веселовский-70 ]
Модель портового буксира [ И. Секретарев-71 ]
Модель сухогрузной баржи [ А. Алешин-77 ]
Модель патрульного катера [ П. Кузнецов-76 ]
Модель атомной подводной лодки [ И. Кокоулин-78 ]
Модель речного пассажирского катера [ А. Целовальников-79 ]
Модель ракетного катера [ В. Целовальников-79 ]
Модель торпедного катера [ В. Целовальников-79 ]
Модель канонерской лодки [ В. Хвастин-84 ]
«Стрела» класса ЕХ [ Я. Владис-83 ]
«Трансатлантик». класса ЕХ [ В. Артамов-89 ]
ОТ ПРОТОТИПА К КОПИИ
— Полуглиссер типа НКЛ-27 [ А. Дмитров-88 ]
— Патрульный катер [ Ю. Бохонов-82 ]
— Торпедный катер «ТКА-12» [ Б. Керт-79 ]
— Торпедный катер пр.183 [ Я. Марчак-69 ]
— Десантная баржа Т-36 [ С. Лучининов-61 ]
— Гидрографический промерный бот [ И. Секретарев-73 ]
— Поисково-патрульный катер RAF 340 [ В. Артамов-96 ]
— Минный катер [ . -09 ]
Модели парусных яхт класса «Ю»
Упрощенная модель парусной яхты [ Ф. Шедлинг-41 ]
Модель яхты [ Д. Сулержицкий-49 ]
Модель парусной яхты [ С. Лучининов-50 ]
Простая модель парусной яхты [ С. Лучининов-64 ]
Модель яхты «Звездочка-3» [ И. Максимихин-56 ]
Модель буера [ К. Курденков-56 ] [ К. Курденков-58 ]
Модель яхты «Звездочка-10-Ю» [ И. Максимихин-70 ]
Катамаран класса «Ю» [ В. Захаров-76 ]
Самоходные модели с механическим двигателем ( класс EK, EH, EX, ЕЛ-1100 )
Модель большого рыболовного сейнера [ К. Курденков-56 ]
Модель малого рыболовного сейнера [ К. Курденков-57 ]
Модель сухогрузного судна [ И. Кириллов-64 ]
Модель рейдового тральщика [ В. Анкудинов-68 ]
Модель грузо-пассажирского теплохода «Сулак» [ Б. Щетанов-69 ]
Модель ракетного катера [ Р. Петросян-69 ]
Модель катера на подводном крыле [ Б. Щетанов-70 ]
Модель катера на подводных крыльях «Зарница» [ В. Медведев-71 ]
Модель малой канонерской лодки «МКЛ» [ И. Максимихин-73 ]
Модель подводной лодки с резиновыми двигателями [ С. Лучининов-50 ]
Модель подводной лодки «Барс» [ С. Лучининов-55 ]
Модель дизельной подводной лодки «Спрут» [ Б. Щетанов-64 ]
Модель дизельной подводной лодки [ А. Целовальников-65 ]
Модель атомной подводной лодки [ В. Лясников-71 ]
Модель атомной подводной лодки Щ-02 [ Р. Петросян-71 ]
Модель линейного корабля [ М. Александрова-50 ]
Упрощенная модель линейного корабля с электродвигателями [ С. Лучининов-50 ]
Модель грузо-пассажирского судна [ БЮК — 1952 ]
Модель легкого крейсера [ С. Лучининов-55 ]
Модель эскадренного миноносца «Храбрый» [ Тех.Творч.-55 ]
Модель большого морского охотника [ С. Захаров-56 ], [ Г. Осинов-76 ] [ Колотилов-83 ]
Модель эсминца «Буря» [ Л. Померанцев-56 ]
Модель ракетного эсминца «Сириус» [ В. Целовальников-66 ]
Модель ракетного фрегата «Баку» [ А. Ханмамедов-66 ]
Модель катера-снайпера класса ЕХ [ М. Ашкин-83 ]
Модель спортивного катера Б-4 [ Тех.Творч.-55 ]
Модель глиссера с водяным винтом [ С. Лучининов-55 ]
Самоходная модель скоростного катера [ К. Курденков-58 ]
Плавающая (кордовая) модель судна на подводных крыльях [ С. Захаров-62 ]
Модель скоростного катера [ М. Павлов-56 ]
—>
Источник
МОДЕЛЬ РАКЕТНОГО КАТЕРА
Ракетные катера предназначены для нанесения внезапных ракетных ударов по надводным кораблям и транспортным судам, совершающим перевозки на морских коммуникациях в районах боевых действий. Это небольшие, водоизмещением 75—200 т, быстроходные корабли. Главное оружие — управляемые ракеты класса «корабль—корабль» с двумя-четырьмя пусковыми установками. Для защиты от атак катеров и одиночных самолетов они имеют до четырех зенитных орудий калибром около 25 мм.
Мощность главных двигателей, как правило дизелей, достигает 2600—6000 л. с., что позволяет развисать скорость более 40 узлов.
Боевая рубка устанавливается в середине палубы, в ней сосредоточено управление кораблем. Ее можно сделать из полистирола |ипи оргстекла, целлулоида, тонкой фанеры, картона). На боковых стенках рубки устанавливаются двери, окна, поручни, скоб-трапы.
Якорное устройство состоит из якоря, якорной цепи, шгнпя и клюза. Цепь набирают из приплюснутых колечек-звеньев и крепят к веретену якоря, обматывают вокруг шпиля и опускают в кпюз. Шпиль вытачивают на токарном станке из цветного металла или оргстекла.
По краям палубы располагается по два ангара со стартовыми ракетами.
Бортовые (отличительные) огни служат для определения направления движения корабля ночью. Они крепятся по бокам рубки; на мачте слева — красный, справа — зеленый.
Основание тумбы кнехтов — из тонкой фанеры, целлулоида. Тумба вытачивается из дюралюминия на токарном станке или вырезается из деревянных брусочков. На рубке устанавливаются штыревые антенны и мачта с реем и гафелем.
Модель ракетного катера:
1 — флагшток, 2 — кормовая зенитная автоматическая установка, 3 — леерное ограждение, 4 — ангар ракетной установки, 5 — дверь, 6 — трап-скобы, 7, 14 — штыревые антенны, 8 — антенна управления огнем зенитной установки, 9 — мачта, 10 — радиолокатор, 11 — радиопеленгатор, 12 — ходовые огни, 13 — прожектор, 15 — смотровые окна, 16 — боевая рубка, 17 — носовая зенитная автоматическая установка, 18 — шпиль, 19 — кнехт, 20 — киповая планка, 21 — корпус, 22 — якорь Холла, 23 — вентиляционный раструб, 24 — якорная цепь 25 — косынка, 26 — люк, 27 — упор, 28 — бортовые отличительные огни (правый — зеленый, левым — красный), 29 — батарея КБС-0,5 (3336Л), 30 — крышки ангаров, 31 — надстройка, 32 — микромотор, 33 —- наклонная переборка, 34 — хлорвиниловая трубка, 35 — гребной вал, 36 — дейдвуд. 37 — кронштейн, 38 — гребной винт, 39 — руль.
Спасательные круги делают следующим образом. Проволоку наматывают на круглый стержень, после чего полученную спираль разрезают на кольца. Красят круги, окуная сначала в баночку с белой краской, а потом до половины — в красную.
Леера служат для ограждения бортов. Леерные стойки изготавливаются из булавок, которые забивают в палубу на расстоянии 15 мм. К стойкам припаивают тонкую проволоку в два ряда или приклеивают нитки.
Флагшток (проволока, булавка) ставят в конце палубы у транца. Он служит для подъема военно-морского флага на стоянках.
Зенитные автоматические установки изготавливаются на токарном станке из оргстекла или твердой породы дерева (бука), стволы — из тонких гвоздей или трубочек.
(Изготовление корпуса модели см. в «М-К», № 6, 1977 г.)
Источник
Модели ракетных катеров своими руками
М ОДЕЛЬ РАКЕТНОГО КАТЕРА
Р. Петросян ,
инженер, г. Москва
Очень быстроходные, маневренные, очень маленькие по сравнению с другими кораблями, ракетные катера — грозный противник даже для самых крупных боевых кораблей. Обнаружить ракетный катер очень трудно, а его внезапная атака может доставить неприятельскому кораблю серьезные неприятности.
Главное вооружение катера — ракетная установка, способная выпустить одновременно насколько ракет, и небольшая артиллерийская установка.
Расстояние до неприятельского корабля, его скорость и курс определяет радиолокационная станция. Для управления артиллерийской установкой имеются специальный радиолокатор и другие автоматически действующие механизмы.
Модель ракетного катера, которую сделал Игорь Тележенко в Доме пионеров Октябрьского района Москвы, на VIII Московских городских соревнованиях младших школьников в 1968 году заняла первое место в классе моделей военных кораблей длиной до 1000 мм с резиномотором.
Наибольшая длина модели (рис. 1) — 850 мм, ширина — 180 мм. Двигателями служат два резиномотора (по 50 — 60 ниток), которые вращают два гребных винта в разные стороны. Корпус — наборный, на шпангоуты пошла фанера толщиной 4 мм, а обшивка — из 1,5-миллиметровой фанеры. Стрингеры выполнены из сосновой или липовой рейки. Транец и переборка на третьем шпангоуте сделаны из фанеры толщиной 6 мм. В переборке до сборки корпуса нужно выпилить окно для пропуски втулок мультипликатора и просверлить показанные на чертеже шесть отверстий для крепления платы мультипликатора.
Готовые шпангоуты, транец и переборку укрепляют на стапеле, строго соблюдая расстояния (шпации) между ними, указанные на проекции «Бок». Переборка и транец должны быть подкреплены кницами, которые соединяют их со стрингерами и килевым брусом. Между шпангоутом 1 и форштевнем вклеена бобышка из липы, обработанная по очертаниям носовой части.
Закончив скрепление набора корпуса, приступают к его обшивке. Обшивка каждого из бортов и обшивка транца — цельные, из фанеры толщиной 1,5 мм; обшивка днища — из фанеры толщиной 1,5 мм — выполняется из нескольких части, предварительно выкроенных из бумаги по месту. Палубный настил сделан из такой же фанеры. Изнутри корпус прокрашивается два-три раза масляной краской. Когда она высохнет, нужно поставить на свои места наружные привальные брусья, брызгоотбойные планки, выступающие подводные части, резиномотор, мультипликатор, гельмпортовую трубу и руль. Дейдвудные трубы (рис. 2), кронштейны гребных валов и гельмпортовую трубу ставят на клею, смешанном с опилками.
Рубка — съемная, она выполнена из оргстекла толщиной 1,5-2 мм. Воздухозаборники двигателей, башня зенитной пушки, шлюпка 16, ангары зенитной установки 6 выдавлены из оргстекла толщиной 1 мм, другие детали изготовлены из целлулоида, проволоки, оргстекла.
Фок-мачта вырезана из липы. На ней крепятся кронштейны из проволоки и листовой жести для сигнального прожектора, двух пеленгаторных рамок, радиоантенны и клотикового огня. На фок-мачте установлена антенна станции общего обнаружения 4, спаянная из медного луженого провода; она должна быть выполнена особенно тщательно. Порядок спайки элементов антенны следующий: на латунную или стальную сетку с ячейкой размерами от 0,5 до 1,5 мм напаивают рамку 1, затем дуги 2 и т. д. в последовательности, указанной цифрами на рисунке. Паять следует с кислотой.
Грот-мачта спаяна из проволоки диаметром 1,5 мм. Кожух антенны станции управлении артустановкой выполнен из шарика для настольного тенниса; его мелкие детали — из целлулоида.
Снаружи модель окрашивают нитроэмалью; надводную часть — в серый (шаровый), подводную — в красный или черный, ватерлинию — в белый цвет. Полируется корпус пастой № 290.
Все детали на палубе следует окрашивать нитроэмалью до их установки на место: кожух антенны артустановки и якорный шпиль — в белый; огнетушители — в красный, якорь, якорную цепь, киповые планки и кнехты — в черный цвет, а остальные детали — в шаровый.
Мультипликатор (рис. 3) увеличивает число оборотов гребных винтов по сравнению с оборотами резиномотора в 2,14 раза, что при данных винтах обеспечивает модели наибольшую скорость хода. Большее передаточное число не увеличивает скорости модели. Путем замени зубчатых колес 6 и 8 другими можно изменять передаточное число в пределах от 1/4,5 до 4,5/1; мультипликатор можно превратить в редуктор для другой модели. При этом необходимо лишь, чтобы сумма чисел зубьев в любом случае была равна 88 при модуле зацепления m = 0,5.
Для соединения гребных валов с выходными валами мультипликаторе рекомендуется применять гибкие валы, выполненные из стальной проволоки ф 1 мм в виде цилиндрической пружины ф 4 мм. С обоих концов пружины припаивают втулки для соединения пружины с валами.
Гребные винты 17 и их обтекатели изготовлены из латуни (для винта — вязкая латунь марки Л-62). Очень важно соблюсти показанные на рисунке угол установки на ступице корня лопасти и угол её закрутки; на одном винте оба угла отложены вправо, на другом — влево. Чтобы удобнее было закреплять руль, в кормовой части палубы нужно сделать закрывающийся люк.
Рис. 1. Общий вид и детали модели: : 1 — воздухозаборники; 2 — башня артустановки; 3 — антенна управления огнем артустановки; 4 — антенна радиолокатора; 5 — сигнальный прожектор; 6 — ангар ракетной установки; 7 — командирский визир; 8 — рубка; 9 — якорный шпиль; 10 — вьюшка; 11 — сигнальный огонь; 12 — огнетушитель; 13 — сходни; 14 — поручень; 15 — гребень вала; 16 — шлюпка; 17 — гребной винт; 18 — перо руля. |
ЧЕРТЕЖИ и РИСУНКИ МОДЕЛИ
Источник