Модель ЗиС-5
Несколько ранее мы говорили об автомобиле ЗиС-5, была приведена краткая историческая справка и представлены детальные фотографии этого грузовика. Сегодня хочу рассказать Вам о постройке его модели в масштабе 1:72 от фирмы «Эльф».
ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ
Обзор модели ЗиС-5
Если сначала рассмотреть сам набор, то с уверенностью можно сказать, что на сегодняшний день, при ряде недостатков, это лучшая модель грузовика ЗиС-5 в масштабе 1:72. Правда, приобрести сейчас ее очень трудно. Сначала краткий обзор исходного материала. Модель представляет автомобиль ЗиС-5В, она состоит из семи небольших литников, детали платформы кузова, двух частей рамы, детали крыльев и подножек кабины, остекления, резиновых шин для колес, инструкции. Декали в наборе нет.
Отлито все очень качественно, правда, есть две небольшие утяжины на платформе кузова. Очень качественно выполнены колеса, надеюсь, кто знает продукцию фирмы «Эльф», поймет, о чем идет речь, фары состоят из нескольких частей, включая в отражатели.
Сборка модели ЗиС-5
Перейдем собственно к сборке. При первом осмотре, сразу становится понятен минимальный фронт работ. Сразу на что обратил внимание — это решетка радиатора. В наборе она выполнена очень слабо, ее необходимо менять. На фото, приведенных выше, это хорошо видно. Очень не понравились крылья, но боюсь, это издержки технологии. Хотя, в масштабе 1:72 я видел более тонкие и ажурные элементы, выполненные гораздо аккуратнее. Ну что же, начальный объем работ определен, остальное станет ясным по ходу. Начнем с радиатора. От пластиковой детали я оставил только окантовку, остальное вырезал и с внутренней стороны выбрал гравером, для установки металлической сетки. С обратной стороны сделал вставку из листового полистирола и проложил двухкомпонентной шпаклевкой для моделей Tamiya. Получилась вот такая деталь.
После собрал капот двигателя. Так как нижняя часть решетки радиатора меньше, чем должна быть, пришлось ее нарастить, согласно чертежу и фото.
При подготовке к работе, я прочитал обзоры коллег и описания постройки моделей. Там отмечалось, что задняя стенка кабины имеет меньшую, чем нужно ширину. При сверке с чертежом и пересчете размеров в масштаб 1:72, стало ясно, что это действительно так, следовательно, деталь нужно делать заново. Ее я изготовил из листового пластика. Из-за изменения ширины задней стенки пришлось заново сделать крышу, тоже из куска полистирола. При сборке рамы, выяснилось, что она несколько коротковата, соответственно оси колес не совпадают ни с чертежом, ни с габаритными размерами. Пришлось наращивать раму, на фото видны белые вставки. Еще понадобилось зашпаклевать утяжины с боков.
Во время сухой сборки мостов, обнаружилось, что рама не параллельна земле. Пришлось на передние рессоры делать подложки. На фото они видны из белого пластика.
Следующий этап, как и предполагалось, оказался довольно сложным — это изготовление крыльев. При просмотре фотографий, выяснилось, что есть несколько вариантов исполнения этого узла. Пришлось остановиться на одном из них и думать, как его воплотить в металле. Сначала от детали днища кабины я отрезал пластиковые крылья.
Затем из бумаги сделал шаблоны крыльев, а после, из медной фольги, изготовил пластины нужной формы, и изогнул их нужным образом. Затем по такому же принципу сделал боковые, внутренние части крыльев.
Далее, сделал, тоже из медной фольги, вот такие детали и собрал все вместе с крыльями.
Получилось не с первой попытки, но в конечном итоге, имеем вот такой результат.
Пока все узлы разобраны, изготовил из фольги и медной проволоки кронштейны фар.
Таким же образом сделал и ручки дверей.
Из медной фольги, изготовил кронштейны подножек
Теперь, после окончательной сборки кабины, кузова и ряда подгонок, вот такая промежуточная сборка всей модели.
Далее занялся доработкой ходовой части. Сделал кардан, приводы задних тормозов, кронштейны подножек.
После, изготовил ручки открывания бортов кузова и собрал кронштейны фар. Затем, опять промежуточная сборка с примеркой.
Далее сделал и окрасил начинку кабины: руль, рычаг переключения скоростей, педали, добавил еще кое-какие мелочи. Теперь можно приступать к покрасочным работам. Все стекла ограничил, по контуру, тонкими полосками скотча Tamiya и закрыл стоп-колором Mr.Masking Sol от Ганза.
Для покраски использована краска АКАН, цвет 4БО. Этот ЗиС-5В делался к выставке на 9 Мая, окраска производилась ночью, перед крайним сроком. В связи с отсутствием времени, речи о тонировке и смывках уже не шло. С утра были установлены почти все оставшиеся элементы: фары, глушитель с выхлопной трубой, колеса и приклеены все узлы. В таком виде модель была выставлена на конкурс, где заняла первое место, поделив его с коллегой по номинации. По легенде, машина только что сошла с конвейера. Далее, естественно, будут нанесены и тонировка, и смывки, будут подчищены стекла, там есть ряд недочетов. Пока модель лежит, ни как не могу найти гос. номер на задний борт и двери кабины. Ну а пока небольшое видео и галерея из фото только что окрашенной работы.
Видео и галерея модели ЗиС-5
Источник
Модель зис 5 своими руками
Архив располагает полным комплектом чертежей на бортовой автомобиль ЗИС-5 образца 1939-1941 г., на автомобили ЗИС-5В обр. 1942 и 1943 гг., а также дополнения на более поздние конструктивные изменения, включая модель ЗИС-50. Есть чертежи военных исполнений ЗИС-5 с универсальными кузовами (ЗИС-5А). Также присутствуют чертежи на газобалонную модификацию ЗИС-5, а также на газогенераторные варианты ЗИС-21, ЗИС-41, армейские вездеходы ЗИС-22 и ЗИС-42, полноприводный автомобиль ЗИС-32. На седельный тягач имеются только чертежи полуприцепа ПП-6. Чертежей на длинобазные варианты (ЗИС-11, ЗИС-12, ЗИС-14) в архиве нет. На автомобиль ЗИС-6 имеется 50% чертежей.
Каталог чертежей кузова ЗИС-5
Стандартные исполнения (база 3810 мм)
- ЗИС-5 ‒ базовый 3-х тонный грузовой автомобиль с универсальным кузовом (1933-1941 гг.)
- ЗИС-5Э ‒ экспортный вариант с дополнительным бензобаком и передним бампером (1933-1941 гг.)
- ЗИС-5В ‒ упрощенная модель, замена ЗИС-5 (1942-1948 гг.)
- ЗИС-50 ‒ поздняя модификация с силовым агрегатом ЗИС-120, 11204 шт. (1947-1948 г.)
Нестандартные исполнения (база 4420 мм)
- ЗИС-11 ‒ шасси с кабиной с увеличенным радиатором и пониженным картером заднего моста под пожарный автомобиль ПМЗ-1, 852 шт. (1939-1941 гг.)
- ЗИС-12 ‒ удлиненное шасси на продажу другим заводам для установки различных кузовов и надстроек, 4576 шт. (1934-1941 гг.)
- ЗИС-14 ‒ экспортное шасси с кабиной и без, с никелированной облицовкой радиатора, длиннобазный аналог ЗИС-5Э, 823 шт. (1936-1940 гг.)
- ЗИС-6 ‒ стандартный 6×4 автомобиль (1933-1942 гг.)
- ЗИС-6Э ‒ экспортный вариант с хромированной облицовкой радиатора и передним бампером
- ЗИС-6А ‒ вариант с увеличенными бортами для перевозки личного состава (1939-1941 гг.)
- ЗИС-34 ‒ трехосное укороченное шасси без кабины для бронеавтомобиля БА-11, 16 шт. (1939-1940 гг.)
- ЗИС-36 ‒ опытный автомобиль с колесной формулой 6×6 (1940 г.)
- ЗИС-10 ‒ короткобазный седельный тягач под 6-тонный полуприцеп ПП-6, 760 шт. (1938-1941 гг.)
- ЗИС-Декаленков ‒ первый серийный советский газогенераторный автомобиль, собирался на ЗИСе, 125 шт. (1935-1936 г.)
- ЗИС-13 ‒ автомобиль с древесноугольной газогенераторной установкой, 1730 шт. (1936-1938 гг.)
- ЗИС-18 ‒ опытный газогенераторный автомобиль с установкой ЗИС-13 на шасси ЗИС-5 (1937 г.)
- ЗИС-21/21А/21Э ‒ автомобиль ЗИС-5 с древесноугольной установкой, 19345 шт. (1938-1941 гг.)
- ЗИС-31 ‒ автомобиль с древесноугольной газогенераторной установкой, 32 шт. (1939 г.)
- ЗИС-41 ‒ автомобиль ЗИС-5 с газогенераторной установкой, замена ЗИС-21, 10 шт. (1941-1943 г.)
- ЗИС-62 ‒ опытный газогенераторный автомобиль с упрощенной газогенераторной установкой (1942 г.)
- ЗИС-30 ‒ автомобиль, работающий на сжатом газе, имел четыре баллона, 15 шт. (1938-1939 гг.)
- ЗИС-40 ‒ опытный образец автомобиля, работающего на сжиженом газе с двумя газовыми баллонами (1941 г.)
- ЗИС-5А ‒ военная модификация с двумя бензобаками и повышенными бортами кузова для перевозки личного состава, массовый выпуск (1939-1941 гг.)
- ЗИС-5У ‒ аналог ЗИС-5А с универсальным кузовом (1939-1941 гг.)
- ЗИС-32 ‒ полноприводный автомобиль, 197 шт. (1941 г.)
- ЗИС-19 ‒ опытный самосвал с односторонней разгрузкой (1934-1935 гг.)
- ЗИС-20 ‒ опытный самосвал с трехсторонней разгрузкой (1934-1935 гг.)
- ЗИС-55 ‒ самосвал с односторонней разгрузкой с кузовом ЗИС-19 (1946 г.)
Вездеходы для армии
- ЗИС-33 ‒ армейская трехтонка со съемным гусеничным приспособлением, 4539 шт. (1940-1941 г.)
- ЗИС-35 ‒ опытный автомобиль на гусеничном ходу (1939 гг.)
- ЗИС-22 — полугусеничный автомобиль, 564 шт. (1939-1940 гг.)
- ЗИС-42/42М — полугусеничный автомобиль, 6321 шт. (1942-1946 гг.)
Трехтонный автомобиль, модернизация автомобилей АМО-2 и АМО-3, которые в свою очередь представляли собой адаптированную модель американского грузовика Autocar SA. Автомобиль выпускался на ЗИСе в 1933-1941 гг., а также на УльЗИСе и на УралЗИСе, где с 1950 года он трансформируется в уральские варианты ЗИСа (ЗИС-5М, УльЗИС-355), и продержится в производстве до начала 60-х годов. Во время войны машина изготовлялась в упрощенном варианте, после войны на ЗИСе оставили деревянную кабину и гнутые крылья.
Автомобиль ЗИС-5 известен еще и тем, что на его базе строилось рекордное количество модификаций в истории мировой автопромышленности: вездеходы, автобусы, самосвалы, фургоны, строительные и дорожные машины. Варианты автомобилей на шасси ЗИС-5 по некоторым оценкам достигает тысячи штук.
Источник