«На колесах» это будет сделать весьма геморройно и не быстро. Но, тем не менее, полагая, что это ЧМЭ3 с механическим регулятором, основа следующая.
Сопротивление в цепи независимой обмотки возбудителя остается неизменным на 1, на 2, на 3-4, и на 5-8 позициях. А в цепи самовозбуждения на 1-2, 3-4, 5-6, 7-8 позициях. Пои том, что наибольшим уровнем мощности (начиная с 3 позиции) управляет сам Регулятор, необходимо максимально расширить его полосу регулирования. Регулирование происходит введением регулятором резистора RPM в цепь самовозбуждения возбудителя после задействования ограничения по подаче топлива на соответствующей позиции. Чем больше проворачивается движок RPM (что можно отследить по запачканности графитом, а иногда и маслом его клемм) в процессе эксплуатации, тем шире эта полоса и тем позже (по скорости) генератор выходит на ограничение по напряжению и, соответственно, держит заданную мощность.
Резисторы же нужно выставить так, чтобы движок RPM доходил до максимальной, 32-й позиции (не больше) во всех режимах, включая переходные процессы. А наибольший ток самовозбуждения был 3.5 А. С этого и начнем.
Ток самовозбуждения максимальный при минимальном тяговом токе, в идеале — при его отсутствии, что очень удобно. Чтобы получить нулевой ток в тяговом режиме необходимо отключить все 3 ОМ и поставить соответствующую перемычку для обеспечения включения РУ3 на 5-8 позициях. Далее — замерять ток самовозбуждения, врезав амперметр в контакты РУ5 в 44 проводе. Контроль производить на 4,6,8 позициях, изменяя R102 для 4, R103 для 6 позиции. 8 — как получится. Для ее корректировки изменить R101. Но, потом проконтролировать и поправить 4 и 6 позиции. Ток должен быть 3.5 А.
Далее, посмотреть, на сколько проворачивается движок RPM, провернув его вручную до последнего столбика резистора (лучше — на заглушенной машине). Если он упрется раньше, то считать эту позицию максимальной и на нее опираться. Это ограничение настраивается внутри регулятора.
Теперь можно переходить к выставлению резисторов в цепи независимого возбуждения. Это производить под нагрузкой, лучше — с более-менее тяжелым составом, чтобы ограничить ускорения. Лабораторные работы производить с нулевой скорости, для чистоты эксперимента.
Начать с позиций 3-4. Поставить контроллер в 4 позицию и наблюдать, до какой клеммы дойдет RPM прежде, чем начать возвращаться к первоначальному положению. Перемещением провода 58 в сторону пр.63 на R82 добиться, чтобы RPM доходил до максимальной позиции. Может даже потребоваться перенести хомут провода 58 на соседний резистор R83 в сторону пр.61.
После каждого уменьшения сопротивления цепи независимого возбуждения контролировать максимальные токи самовозбуждения. Держать на уровне 3.5 А.
Следующим, настроить позиции 5-8 перемещением провода 60 в сторону пр.61 на R83. Контролировать перемещение движка RPM на 8 позиции. И следить за максимальными токами самовозбуждения.
И произвести контрольный выстрел в голову, опросив таким образом персонально каждую позицию с 3 по 8 и подкорректировать, если где-то RPM попытается уйти за максимальное положение.
В заключение настроить позиции 1 и 2 проводами 201 и 68 так, чтобы ими было удобно пользоваться, ибо регулятор не задействован в формировании тяговой характеристики на этих позициях.
Большего можно добиться только изменив механические настройки регулятора. Но это уже совсем другая история.
Следует так же отметить, что на уровень текущей мощность влияет и работа реле переходов. Первая ступень ослабления должна включаться при скорости 15-20 км/ч, а вторая — 25-30 км/ч.В идеале — когда движок RPM возвращается обратно в начальную позицию в процессе разгона. Иначе наступает ограничение по напряжению и мощность, снимаемая с ДГУ падает.
Источник
ТЕПЛОВОЗЫ ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э
Нотик 3. X. Тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ, ЧМЭЗЭ: Пособие машинисту. -2-е изд., перераб. и доп. -— М.: Транспорт, 1996. 444 с.
В книге рассмотрена конструкция основных узлов тепловозов ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ, ЧМЭЗЭ (дизелей, генераторов, тяговых электродвигателей, вспомогательного оборудования, экипажной части), описаны их электрические схемы и аппараты, даны рекомендации по эксплуатации и обслуживанию. 1-е издание вышло в 1990 г. Для локомотивных бригад и работников депо, связанных с эксплуатацией тепловозов, может быть полезна учащимся технических школ железнодорожного транспорта.
ПРЕДИСЛОВИЕ В 1990 г. издательство «Транспорт» выпустило книгу «Тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ». Поставка тепловозов ЧМЭЗ была прекращена в 1988 г., и в течение последующих нескольких лет пополнение маневрового локомотивного парка происходило за счет тепловозов серий ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ. В 1984 г. были изготовлены два тепловоза ЧМЭЗТ (№ 4385 и 4596), а в 1985 г. — опытная партия из 20 тепловозов (№ 5070 — 5089). В 1986 г. было выпущено 50 тепловозов (№ 5482 — 5531), 1987 г. — 100 (№ 5784 — 5882 и 6000), 1988 г. — 200 (№ 6245 — 6444), 1989 г.— 220 (№ 6445 — 6664), 1990 г. — 284 (№ 6885 — 7168) и в 1991 г. — 286 (№ 7169 — 7454). Всего на железных дорогах бывшего СССР работают 1162 локомотива серии ЧМЭЗТ. Поставка тепловозов серии ЧМЭЗЭ (не считая опытного тепловоза ЧМЭЗЭ-5932, пришедшего в 1987 г.) осуществлялась в 1988—1989 гг. Первая партия тепловозов серии ЧМЭЗЭ состояла из 25 локомотивов (№ 6220 — 6244). В 1989 г. поступили еще 220 локомотивов (№ 6665 — 6884), т. е. на сети сейчас эксплуатируются 246 тепловозов серии ЧМЭЗЭ. В настоящее время на железных дорогах России и стран ближнего зарубежья работают около 7,5 тыс. тепловозов ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ. Из них подавляющее большинство составляют локомотивы серии ЧМЭЗ. Поэтому автор сохранил подробное описание механического, — электрического и вспомогательного оборудования данного тепловоза, изложенное в упомянутой выше книге. В то же время, учитывая пожелания, высказанные при обсуждении книги «Тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ» на читательских конференциях, а также в письмах читателей, присланных.в редакцию подвижного состава издательства «Транспорт», автор в новой книге гораздо подробнее описал конструктивные особенности и электрическую схему тепловоза ЧМЭЗТ, а также добавил главу с описанием электрической схемы тепловоза ЧМЭЗЭ. В § 67 «Особенности электрического оборудования тепловозов ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ» рассмотрена конструкция электронных регуляторов обоих тепловозов, показаны монтажные схемы всех электрических аппаратов тепловоза ЧМЭЗТ, а также развертки и монтажные схемы режимных переключателей тепловоза ЧМЭЗЭ и расположение электроаппаратуры в его аппаратной камере. Цветная схема электрооборудования тепловоза ЧМЭЗТ изображена на вкладке, а части схемы показаны на отдельных рисунках в соответствующих параграфах. На тепловозах ЧМЭЗТ с № 6245 в электрическую схему внесен ряд изменений. Схема с изменениями подробно рассмотрена в книге, а в необходимых случаях указаны особенности первоначальной схемы. Тепловозы ЧМЭЗЭ составляют небольшую часть (около 3,3 %) от общего числа тепловозов всех трех серий. Поэтому электрическая схема данного локомотива приведена в книге в виде отдельных рисунков и описана сравнительно кратко. По сравнению с книгой «Тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ» некоторые добавления внесены в главу XIII «Тормозное оборудование тепловозов», а также переработана глава XVIII «Уход за тепловозом», в которую добавлено описание имевших место в эксплуатации неисправностей механического, электрического и вспомогательного оборудования тепловозов. На тепловозах ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ последних выпусков контрольно-измерительные приборы (манометры) имеют градуировку по Международной системе единиц (СИ). Поэтому для удобства читателей в книге дано двойное обозначение давления: вначале по СИ в мегапаскалях (МПа), а в скобках в килограмм-силах на сантиметр в квадрате (кгс/см ). Механическая мощность дана как в киловаттах (кВт), так и в лошадиных силах (л. с), а электрическая — только в киловаттах или ваттах (Вт). Приведенные в книге технические данные для локомотивов всех трех серий взяты из инструкций завода-изготовителя (бывш. производственное объединение ЧКД-Прага).
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие
Глава I Компоновка узлов и основные параметры тепловозов 1. Компоновка узлов тепловозов 2. Техническая характеристика тепловозов
Глава II Экипаж 3. Тележка 4. Колесная пара 5. Тяговый редуктор 6. Буксовый узел 7. Рессорное подвешивание 8. Подвеска тягового электродвигателя 9. Сланная рама тепловоза 10. Подвеска главной рамы 11. Кузов тепловоза 12. Автосцепное устройство 13. Песочная система 14. Тормозная рычажная передача
Глава III Компоновка узлов дизеля и его технические данные 15. Компоновка узлов дизеля 16. Техническая характеристика дизеля
Глава IV Остов дизеля 17. Рама дизеля 18. Блок и втулки цилиндров 19. Коренные подшипники 20. Крышка цилиндра 21. Рабочие клапаны
Г л а в а V Шатунно-кривошипный механизм дизеля 22. Коленчатый вал 23. Антивибратор 24. Поршень, поршневой палец и поршневые кольца 25. Шатун и шатунные подшипники
Глава VI Газораспределительный механизм дизеля 26. Привод распределительного вала 27. Распределительный вал 28. Привод клапанов 29. Круговая диаграмма газораспределения
Глава VII Топливная система 30. Система подачи топлива 31. Топливный бак 32. Топливоподогреватель 33. Клапаны топливной системы и топливный коллектор 34. Топливоподкачивающий и ручной насосы 35. Топливные фильтры 36. Топливный насос высокого давления 37. Форсунка
Глава VIII Регуляторы дизеля 38. Объединенный регулятор дизеля 39. Предельный регулятор
Глава IX Масляная система 40. Система циркуляции масла 41. Масляный насос 42. Привод насосов 43. Маслопрокачивающий насос 44. Масляные фильтры 45. Клапаны масляной системы 46. Водомасляный теплообменник
Глава Х Водяная система 47. Система циркуляции воды 48. Водяные насосы
Глава ХI Система наддува дизеля и выпуска газов 49. Турбонагнетатель 50. Промежуточный охладитель наддувочного воздуха 51. Впускной и выпускные коллекторы
Глава XII Вспомогательное оборудование тепловозов 52. Охлаждающее устройство 53. Гидромеханический редуктор 54. Привод гидромеханического редуктора 55. Привод компрессора 56. Вентиляторы охлаждения дизеля и их приводы 57. Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей
Глава XIII Тормозное оборудование тепловозов 58. Тормозная система тепловозов 59. Компрессор и регулятор давления 60. Вспомогательное тормозное оборудование
Глава XIV Электрическое оборудование тепловозов 61. Общие сведения об электрической передаче 62. Электрические машины 63. Вспомогательные электрические машины 64. Аккумуляторная батарея 65. Электрические аппараты 66. Вспомогательная электрическая аппаратура 67. Особенности электрического оборудования тепловозов ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ
Глава XV Электрическая схема тепловоза ЧМЭЗ 68. Пуск дизеля 69. Возбуждение вспомогательного генератора и зарядка аккумуляторной батареи 70. Действие регулятора напряжения 71. Дистанционное управление дизелем 72. Приведение тепловоза в движение 73. Реверсирование тепловоза 74. Регулирование скорости движения и работа реле перехода 75. Работа аппаратов защиты 76. Сигнализация о неисправностях 77. Управление холодильником 78. Вспомогательные цепи, цепи освещения и АЛСН 79. Работа по системе двух единиц 80. Устройство для управления тепловозом в одно лицо
Глава XVI Электрическая схема тепловоза ЧМЭЗТ 81. Пуск дизеля 82. Возбуждение вспомогательного генератора и зарядка аккумуляторной батареи 83. Дистанционное управление дизелем 84. Приведение тепловоза в движение 85. Ослабление возбуждения тяговых электродвигателей 86. Электрическое торможение 87. Работа аппаратов защиты 88. Управление тепловозом в одно лицо 89. Работа тягового генератора в режиме «Обогрев» 90. Работа по системе двух единиц 91. Вспомогательные цепи и цепи освещения
Глава XVII Электрическая схема тепловоза ЧМЭЗЭ 92. Пуск дизеля 93. Возбуждение вспомогательного генератора и зарядка аккумуляторной батареи 94. Дистанционное управление дизелем 95. Приведение тепловоза в движение 96. Ослабление возбуждения тяговых электродвигателей 97. Работа аппаратов защиты 98. Сигнализация о неисправностях и управление холодильником 99. Управление тепловозом в одно лицо 100. Вспомогательные цепи и цепи освещения
Глава XVIII Уход за тепловозом 101. Приемка и сдача тепловоза 102. Экипировка и техническое обслуживание ТО-2 103. Уход за экипажной частью 104. Уход за дизелем 105. Уход за вспомогательным и тормозным оборудованием 106. Уход за электрическим оборудованием тепловоза 107. Основные неисправности в электрических цепях тепловоза 108. Примеры неисправностей механического и электрического оборудования 109. Контроль за работой узлов тепловоза в пути следования 110. Особенности эксплуатации тепловоза в зимних условиях
Приложение 1. Основные технические данные электрических машин Приложение 2. Основные технические данные контакторов Приложение 3. Основные технические данные реле Приложение 4. Основные технические данные резисторов Приложение 5. Маркировка кабелей тягового электродвигателя Приложение 6. Проверка включения электрических аппаратов