Мастер-класс по использованию многофункционального дидактического пособия «Математический куб»
Юлия Смирнова
Мастер-класс по использованию многофункционального дидактического пособия «Математический куб»
Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
— передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов и форм использования дидактических игр на липучках, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
Одной из моих методических разработок является дидактическое пособие, которое я назвала «Математический куб. Данное пособие используется в организованной образовательной деятельности при решении задач индивидуального развития по формированию математических способностей и в самостоятельной деятельности детей.
Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями, выполненный из картона, обклеенный ковролином и плоскостные изображения предметов, цифр, геометрических фигур, математических знаков. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием.
I. Геометрические фигуры
Цель: — учить зрительно обследовать,узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб;
— учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Ход игры: на 4 гранях куба прикреплены геометрические фигуры, на 5 грани куба – картинки. Воспитатель предлагает детям соотнести геометрические фигуры с предметами окружающего мира (в игре могут участвовать сразу 4 ребёнка).
Цель: — формировать умение детей различать и называть основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий);
— умение выделять цвет предметов,сравнивать предметы по цвету,выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять их по группам;
Ход игры: на 4 гранях куба прикреплены прямоугольники разного цвета, на 5 грани куба – картинки разных цветов. Воспитатель предлагает детям из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету (в игре участвуют 4 ребёнка).
III. Ориентировка во времени
Цель: — закрепить и углубить временные представления о частях суток, временах года и месяцах.
III.1 Времена года
Ход игры: Воспитатель предлагает детям подобрать подходящие по ассоциативному ряду картинки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям подобрать месяцы к временам года.
IV. Ориентировка в пространстве
Цель: — закрепить умение ориентироваться в пространстве;
— научить детей определять словом положение предмета в
Ход игры: Воспитатель предлагает детям расположить в центре куба девочку, солнце в левом верхнем углу, облако в правом верхнем углу, собаку слева от девочки, снеговика справа от девочки, ель в левом нижнем углу, дом в правом нижнем углу. Далее воспитатель предлагает повернуть куб и проверить, правильно ли выполнил это задание выполняющий ребёнок.
V. Математические знаки
Цель:— Формировать у детей представления о знаках: +, -, =, «больше», «меньше»;
— учить детей пользоваться ими.
Ход игры:на 6 гранях куба прикреплены математические знаки (+, -, =, «больше», «меньше»). Воспитатель предлагает детям рассмотреть эти знаки, назвать их и рассказать для чего мы их используем.
Ход игры: на одной грани куба прикреплены карточки с разным количеством предметов. Воспитатель предлагает детям поставить нужный знак между карточками. Повернуть куб и проверить друг друга.
VI. Количество и счёт
Цель: -Закрепить представления о цифрах от 0 до 9 и числе 10 и составе числа на основе сравнения двух множеств;
— сравнивать количество предметов и устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
— продолжать учить детей решать арифметические примеры на сложение и вычитание.
Ход игры: На гранях куба выставлены карточки с предметами. Воспитатель предлагает детям посчитать сколько предметов на картинке и подобрать нужную цифру.
Ход игры: На гранях куба выставлены карточки примеры. Воспитатель предлагает детям решить арифметические примеры на сложение и вычитание. Далее повернуть куб и проверь друг друга.
VII. Мелкая моторика (работа со счётными палочками)
Цель: — учить детей выкладывать из счетных палочек силуэтов предметов по образцу.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям выложить из счетных палочек силуэт предмета по образцу. Образец прикреплён к кубу.
Посчитать сколько палочек использовал. Воспитатель предлагает повернуть куб и угадать другу, что получилось.
VIII. Математические загадки
Цель: — Продолжать учить детей решать и отгадывать математические загадки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и выбрать цифру с правильным ответом, прикрепив её к кубу.
Раз к зайчонку на обед
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю и Вам отгадать математические загадки. Выходите, пожалуйста, и занимайте места на стульчиках (4 человека). Решите задачу и прикрепите правильный ответ на куб.
В комнате 4 угла.
В каждом углу сидела кошка,
напротив каждой кошки – 3 кошки.
Сколько кошек находилось в комнате? (4 кошки)
На каждой берёзе по 7 веток.
На каждой ветке — по 3 яблока.
Сколько всего яблок?
Молодцы! Отлично справились с заданием.
А теперь я предлагаю Вам составить примеры. Поверните куб и решите пример, который составил Ваш коллега. Давайте ещё раз повернём куб и проверим, правильно ли решены примеры. Молодцы! Отлично справились!
Итог: В заключение моего мастер-класса хочется сказать, что мой куб — многофункциональное пособие, преимущество его, заключается в том, что это пособие можно использовать для любого вида деятельности, оно мобильно — его можно использовать за столом, на коврике, в музыкальном зале, как мы сейчас. А главное, что после выполнения задания, куб можно перевернуть и проверить друг друга.
Так же куб интересный, приятный на ощупь, вызывает положительные эмоции у детей, настраивает на игру, у детей появляется желание заниматься, потому что есть возможность выполнять разные виды заданий в игровой форме.
Рефлексия. Уважаемые, коллеги! Если мой мастер-класс был вам интересен и полезен — прикрепите на куб весёлый смайлик, а если ничего нового вы не узнали – грустный смайлик.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!
Прикреплённые файлы:
rmo-kub-kopija_6jros.ppt | 19974 Кб |
Презентация многофункционального дидактического пособия «Логокороб» Название: «ЛОГОкороб» многофункциональное дидактическое пособие по развитию навыков практического употребления в речи лексико –грамматических.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Часы» Добрый вечер коллеги!Совсем недавно начался новый учебный год и как следствие новые увлекательные занятия. Хочется как и раньше привлекать.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Четыре экрана» Цель: речевое развитие дошкольников. Задачи: 1. Формирование речевых навыков и умений: подбор слов по определенному признаку, закрепление.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дерево с зимующими птицами» Для ребят младшей группы «Солнышко» я подготовила дидактическое пособие «Дерево с зимующими птицами». Цель: закрепление знаний детей младшего.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Грибы» Для изготовления дидактического пособия «Грибы» нам понадобится: пенопласт, простой карандаш, кисточка, гуашь, стакан с водой, резак, паркетный.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Кольца Луллия» Раймонд Луллия в 13 веке изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания. «Круги Луллия».
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Квадраты» (по Никитину) Сегодня я хочу вас познакомить с тем, как изготовить дидактическое пособие «Квадраты» (по Никитину). Для работы я традиционно использую.
Мастер-класс по изготовлению многофункционального дидактического пособия для детского сада «Занимательные крышечки» Цель: Обогащение практическим опытом педагогов по вопросам изготовления пособий своими руками. Автор: Шинкарева Надежда Анатольевна, воспитатель.
Изготовление дидактического пособия «Математический домик» для индивидуальной работы Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся.
Описание опыта работы по использованию многофункционального дидактического пособия «Волшебные круги Луллия» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД»50 Р. П. СЕННОЙ ВОЛЬКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Описание.
Источник
Многофункциональные дидактические пособия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Ольга Иванова
Многофункциональные дидактические пособия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Многофункциональное дидактическое пособие
по ФЭМП «Числовое Облачко».
Автор: Иванова Ольга Викторовна, воспитатель старшей группы «Радуга»
В дошкольном возрасте одна из важнейших задач воспитания — это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать.
Разрабатывая данное пособие, я старалась охватить все разделы по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте. Широкое использование игровых заданий и упражнений данного пособия, представляются важным для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствованию познавательной деятельности, общего умственного развития. Дидактическое пособие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) «Числовое Облачко» предназначено для использования в индивидуальной работе с детьми, для работы с подгруппой и самостоятельной деятельности. Данное пособие будет полезно для детей старшего дошкольного возраста, педагогам и родителям.
Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.
Цель использования пособия «Числовое облачко»:
Развивать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине, ориентировке в пространстве, количеству и счету. Формировать зрительно-моторную координацию на основе действий.
1. Закреплять представления о форме, цвете, пространстве.
2. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, находить число в ряду и соседние с ним числа;
3. Закреплять умение соотносить количество предметов с числом его обозначающим; сравнивать количество предметов,развивать пространственные понятия: слева, справа.
4. Закрепить знания о порядке расположения цветов радуги по цветовой гамме.
5. Формировать представления о составе числа (1-10); определять равное количество в группах, состоящих из одинаковых предметов. Правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп.
6. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры
(круг,овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция)
7. Развивать познавательную мотивацию.
Варианты использования дидактического пособия «Облачко»:
1 Дидактическое упражнение:«Божьи коровки».
Закреплять счёт в пределах 10; находить число в ряду и соседние с ним числа; закреплять умение соотносить количество предметов с числом его обозначающим; сравнивать количество предметов,развивать пространственные понятия: слева, справа. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Закреплять умение различать цвета.
Задания: Посчитай сколько точек у божьей коровки? Назови, какие ты видишь цифры? Прикрепи к цифре 5 такую божью коровку, у которой столько же точек. Сколько всего божьих коровок? Покажи божью коровку, которая находится слева или справа от заданного числа. Чем отличаются божьи коровки друг от друга, а чем похожи?
2 Дидактическое упражнение: «Тучка и Радуга».
Закрепить знания о порядке расположения цветов радуги по цветовой гамме. Совершенствовать координацию руки и глаза при нанизывании цветных бусин. Продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
Задания: Вспомни слова про радугу. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан). В этой фразе подсказкой являются первые буквы каждого слова. Собери правильно по цвету радугу, нанизывая бусины на шнурок, затем пристегни его на пуговицу. Посчитай, сколько бусин красного цвета (синего, оранжевого и т. д.? Бусин какого цвета больше всего? Бусин какого цвета меньше всего? (Варьировать задания с количеством бус,определяя тем самым сравнение: больше, меньше, равно). Сколько всего цветов радуги? Найди и покажи цифру 7 на панно и т. д.
3 Дидактическое упражнение:«Тучка с капельками».
Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение группировать предметы по нескольким признакам. Формировать представления о составе числа (1-10); определять равное количество в группах, состоящих из одинаковых предметов. Правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп. Закреплять умение выполнять задания по образцу, используя рисунок-схему.
Задания: Тучка с секретом. Расстегни замочек на тучке и посмотри, что находится внутри? (капельки дождя с составом числа от 1 до 10 и цифры). Ребёнку предлагается разобрать любое число, от 1 до 10 по составу. Собери капельки дождя в длинную дорожку, пристегивая капельки, друг к другу, с помощью липучек. Собери дорожки из капелек по образцу-схеме.
4 Дидактическое упражнение: «Бабочки».
Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб, трапеция). Развивать умение сравнивать фигуры по цвету, форме.
Задания: Назови, какие геометрические фигуры ты видишь? Внимательно посмотри на бабочек. Назови, какие геометрические фигуры ты видишь на крылышках бабочек? Посади бабочку на такую же геометрическую фигуру, которая изображена на крылышках бабочки. Посчитай бабочек. Назови цвета геометрических фигур, сколько углов и сторон у каждой фигуры.
5 Дидактическое упражнение:«Солнышко».
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Способствовать формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Формировать желание действовать с разнообразными предметами. Вызывать эмоционально-положительный отклик на игровые действия.
Задания: Посмотри на солнышко. Какого оно цвета? Какой формы? Прикрепи лучики (прищепки) к солнышку, располагая их по кругу. Чем отличаются лучики друг от друга? Чем похожи? Сколько всего лучиков (10? Сколько длинных, сколько коротких? Каких лучиков больше, каких меньше?
Давай поиграем. Посчитай сколько точек вот у этой божьей коровки? (5, 6 и т. д.). Прикрепи столько же прищепок к солнышку сколько точек на спинке у этой божьей коровки.
Данное пособие является многофункциональным и в дальнейшем, его можно будет дополнять другими съемными предметами, картинками-изображениями разными по форме, цвету, величине, придумывая разнообразный комплекс игровых заданий и упражнений для уточнения и закрепления математических представлений у детей дошкольного возраста по всем разделам программы ФЭМП.
Многофункциональное дидактическое пособие по ФЭМП «Математический уникуб»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию пособие по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Математический уникуб». Уникуб, потому что возможно реализовывать задачи многих разделов математики: «количество и счёт», «ориентировка во времени», «форма» и «ориентировка в пространстве», «ориентировка на плоскости»
Уникуб представляет собой полый куб из 6 сторон. Каждая сторона уникуба – это дидактическая игра по одному из разделов математики.
Цель уникуба : Способствовать познавательно-математическому развитию детей.
Игра №1. «Посчитайка – уравняйка»
Задачи: упражнять в умении сравнивать две равные и неравные группы предметов способами приложения и наложения, пользоваться словами по много,поровну,столько-сколько,бо льше-меньше, упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 10. Решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10. Игра сделана в виде трёх прозрачных карманов, прикреплённых к боковой стороне куба. Два верхних кармана для выкладывания картинок, а третий нижний для решения примеров на основе сравнения. Все картинки предметные, их много и для мальчиков (военные, машинки, самолёты и т. д., и для девочек (куклы, цветы, бабочки и т. д.).
Игра №2 «Геоборд» (фигуры из резиночек)
Задачи: развивать умение ориентироваться на плоскости и решать задачи в системе координат. Развивать умение работать по схеме, а также развивать мелкую моторику, логику, мышление, воображение. На боковой стороне куба в несколько рядов набиты канцелярские иголки с разноцветными шляпками. Ребёнку предлагается корзинка с разноцветными резиночками, карточка с образцом и задание сделать картинку из резинок (например ёлочку или бантик, буквы, цифры и т. д.)
Игра №3 «Времена года»
Задачи: закрепить представление детей о характерных особенностях разных времён года; названий месяцев, их последовательности и принадлежности к определённому времени года.
Игра оформлена на боковой стороне куба в виде круглого,игрового поля, разделённого на сектора. Детям с помощью стрелки предлагается определить время года, назвать правильно месяц и описать какие явления происходят в этом времени года.
Игра №4 «Карусель»
Задачи: закреплять пространственные представления (вверху, внизу, справа, слева).
Игра расположена на верхней горизонтальной стороне куба. Оформлена в виде карусели с посадочными местами для персонажей (дикие и домашние животные). Ребёнку предлагается выполнить задание: покатать зверей на карусели, правильно их рассадив (например белку – слева, собачку наверху и т. д.) или разместить как хочет ребёнок, но потом рассказать кого и где он разместил.
Игра №5 «Неделька»
Задачи: Закреплять умение последовательно назвать дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Игра представлена в виде паровозика, где ребёнок отмечает какой день сейчас, какой был и какой будет, а также соотносит цвет каждого вагончика с днём недели.
Игра № 6 «Угадай фигуру на ощупь»
Задачи: упражнять в умении правильно называть и угадывать геометрические фигуры на ощупь (с закрытыми глазами)геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция.
Источник