- Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
- Привычка сосать пальцы — это проблема?
- На что нужно обратить внимание
- Как помочь ребенку бросить эту привычку
- Чем может помочь ортодонт
- Малыш в 2-3 месяца: пускает слюни и грызет кулак. Отучать или расслабиться?
- Причины сосания кулачка и пальцев
- Приносит ли сосание кулака вред?
- Двигательное развитие ребенка от 0 до 6 месяцев
- Особенности двигательного развития ребенка от 0 до 6 месяцев, а также полезные советы родителям
Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Источник
Привычка сосать пальцы — это проблема?
Среди теплых маминых рук, мягких игрушек и уютной постели у малышей бывает еще одно приятное успокаивающее занятие — посасывание пальчиков. Согласно последним исследованиям порядка 75-95% детей осваивают это неприхотливое занятие. Так что велик шанс, что и у вас в семье подрастает такой малыш. Есть ли повод для беспокойства?
Большинство детей обсасывают свои пальцы с очень юного возраста, некоторые начинают еще в утробе матери. Сосание — это естественный рефлекс для малышей и служит важным целям. Он создает ощущение безопасности и защищенности. Он же может и расслаблять. Именно поэтому многие дети сосут пальцы, засыпая.
Согласно данным Американской Стоматологической Ассоциации дети сами бросают привычку сосать пальцы в возрасте от двух до четырех лет. Они просто перерастают этот рефлекс, он становится бесполезен.
Однако некоторые дети продолжают сосать пальцы вплоть до дошкольного возраста. Если ваш ребенок все еще сосет пальцы к моменту появления постоянных зубов, значит пора активно действовать, чтобы устранить эту привычку.
На что нужно обратить внимание
Прежде всего, проследите, как ваш ребенок сосет пальцы. Если он сосет пассивно, то есть его палец свободно лежит в полости рта, то это не вызовет значительных проблем. Если же наоборот, он давит пальцем на зубы или дёсна, то это может изменить прикус, вызвать неровный рост зубов и челюстей у ребенка. Частое интенсивное давление может изменить даже форму лица. Все это в дальнейшем потребует лечения у ортодонта.
Основные изменения от сосания пальцев:
- формирование щели между верхними и нижними передними зубами (открытый прикус, невозможность откусывать пищу передними зубами);
- наклон передних зубов вперед;
- сужение верхней челюсти (перекрестный прикус).
Как помочь ребенку бросить эту привычку
Эту привычку довольно сложно преломить, когда ребенок получает от нее удовольствие! Прежде всего нужно отучить ребенка сосать пальцы днем, и только потом он отучится делать это ночью.
- Будьте всегда позитивны и поддерживайте ребенка. Вместо того, чтобы наказывать ребенка за сосание пальцев, поощряйте его за то, что не сосет.
- Одевайте варежку или носок на его руку не в качестве наказания, а как напоминание о необходимости взрослеть. Можно использовать бандажи или наносить горчицу на ногти.
- Используйте систему ежедневных поощрений: за каждый день без сосания пальцев ребенок получает наклейку, за семь дней с наклейками он может выбрать себе приз: поход в зоопарк, новый набор кубиков. За месяц с наклейками он получит какой-то более значительный приз. Как правило, к этому времени привычка уже исчезает. Делайте ребенка активным участником своего лечения, это быстрее позволит добиться успеха.
- Если вы видите, что причина сосания пальцев вызвана страхами ребенка, тогда работу необходимо проводить с устранения его тревожности, а не вредной привычки.
- Наблюдайте за временем появления сосания пальцев (в дороге, на длительном киносеансе) и старайтесь в таких случаях создавать развлечения или отвлекающие занятия.
- Объясните ребенку подробно, что случится с его зубами, если он продолжит сосать пальцы.
Чем может помочь ортодонт
Ортодонты могут предложить вашему ребенку приспособления, которые затруднят его привычку сосать пальцы. Это своеобразные пластинки с ограничителями на небе.
Если ребенок бросил свою привычку до возраста 6-7 лет, то небольшие изменения положения зубов обычно проходят сами за счет роста челюсти. В случае, когда постоянные зубы повергались воздействию, изменить их положение могут только специальные ортодонтические аппараты. К счастью, они с успехом справляются с этой задачей.
Однако коррекцию прикуса у детей можно начинать только после устранения привычки! В противном случае лечение будет неэффективным.
Источник
Малыш в 2-3 месяца: пускает слюни и грызет кулак. Отучать или расслабиться?
На само деле, руки ребенок тянет в рот благодаря врожденному инстинкту, который зародился еще во время вынашивания. Сильнее всего он проявляется в возрасте до пяти месяцев, после чего постепенно угасает.
Нужен этот рефлекс для успокоения, морального ощущения безопасности, схожего с пребыванием в мамином животике. Не стоит запрещать крохе сосать кулачок, иначе он будет капризничать по любому поводу и станет беспокойным.
Причины сосания кулачка и пальцев
Так может проявляться голод или желание попить.
Также этот процесс может быть обусловлен началом прорезывания зубов. В этом случае малыш ощущает дискомфорт, десны могут быть чувствительны, раздражены, чесаться и т.д. Если дело в зубах, то кулак вполне можно заменить специальным прорезывателем, который можно грызть без проблем сутки напролет. Часто они имеют специальные бугорки и пупырышки, а также эффект охлаждения. Их приятно грызть, можно протереть влажной очищающей салфеткой, используя на прогулке или в дороге.
Груднички часто сосут пальцы после или до кормления, показывая таким образом , что еще «не насосались» или попросту голодны. Ведь основную порцию молока кроха съедает за первые 5-10 минут, а все остальное время сосут просто «для удовольствия». Если малыш тянет в рот пальцы после кормления грудью, возможно, вы держите его у груди меньше, чем ему надо.
В более старшем возрасте ребенок может сосать пальцы, если ему не хватает родительской любви и ласки.
Порой сосание пальца становится успокоительным средством – так малыш инстинктивно снимает излишнее возбуждение или успокаивает себя перед сном.
Отучать детей от сосания не стоит. Когда надобность в этом отпадет, инстинкт угаснет – малыш сам прекратит. Если не дать ребенку делать то, чего требует организм, это может в будущем выразиться в неуверенности, закомплексованности и прочих неприятных последствиях. Реализация инстинктов кроме всего прочего помогает в полной мере насладиться детством, получить чувство защищенности и доверия. А чтобы обильное отделение слюны не доставляло дискомфорта, можно носить с собой пачку влажных салфеток и обтирать малыша по мере необходимости.
Приносит ли сосание кулака вред?
Часто родители стремятся отучить кроху от этой привычки, так как опасаются за его прикус, качество будущих зубов. Некоторое смещение зубов действительно возможно, если ребенок очень увлеченно грызет кулак, пальцы и другие предметы. Но это затрагивает только молочные зубы и никак не влияет на коренные.
Наносить на пальцы или кулак горчицу, перец и прочие невкусные субстанции – не самая лучшая идея, так как спровоцирует стресс и не поможет отучить чадо от привычки. Лучше просто оставить ребенка в покое и дать ему делать то, чего требует организм.
Источник
Двигательное развитие ребенка от 0 до 6 месяцев
Особенности двигательного развития ребенка от 0 до 6 месяцев, а также полезные советы родителям
В первый месяц жизни ребенок двигательно малоактивен, он лежит большую часть времени в той позе, в которую его положили, у него отмечается физиологическое повышение мышечного тонуса сгибателей рук и ног, он не может удерживать голову, когда взрослый берет его на руки.
В возрасте до 1-2 месяцев движения рук и ног ребенка носят хаотичный характер. Лишь к 1-1,5 месяцам малыш начинает удерживать голову. К 2-3 месяцам ребенок уже способен удержать голову по средней линии, лежа на спине, может сложить ручки к средней линии туловища и поднести их ко рту, сжимает руку, когда на ладошку положат игрушку. В этом же возрасте ребенок раскрывает кулачок, если к нему прикасаются игрушкой, уже способен в течение некоторого времени удержать в ручке вложенную в нее игрушку, рассматривает свои ручки, может самостоятельно повернуться со спины на бочок, лежа на животе – хорошо удерживать равновесие (не падает на спинку и живот).
К 3 месяцам малыш тянется к увиденному предмету, захватывает и удерживает игрушку, удобную для захвата одной ручкой, тянет предмет, находящийся в ручке, в рот. В 3 месяца ребенок, лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти – на уровне или впереди плеч).
С 4 до 6 месяцев у ребенка начинают появляться первые целенаправленные движения, перемещения тела в пространстве, такие как перевороты со спины на живот и с живота на спину.
Кроме того, ребенок уже лучше контролирует положение головы, туловища и конечностей в пространстве, что позволяет ему более длительно удерживать принятую позу, а также более свободно манипулировать предметами или игрушками. Обычно, ребенок сначала учится переворачиваться со спины на живот, это происходит в возрасте 4–6 месяцев. Некоторые дети к 6 месяцам уже могут переворачиваться и с живота на спину, но большинство детей начинает это делать после 7 месяцев.
После 3 месяцев малыш «раскрывает» кисть, тянется к увиденному предмету, захватывает его как одной, так и двумя руками, тянет его в рот. Изучает игрушку, водя по ней пальчиками, перекладывает ее из руки в руку. К 5–6 месяцам ребенок захватывает предметы с противопоставлением большого пальца всем остальным.
В 4,5–6 месяцев ребенок может, лежа на животе, опираться на вытянутые ручки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен); опираясь на предплечье одной руки, тянуться к предмету другой рукой. Часть детей к 5,5–6 месяцам, лежа на животе, поворачивается по кругу, а некоторые уже могут проползти небольшое расстояние на животе. Он может подтягивать к животу ножки, поднимать их, трогать свои колени руками (в 4–5,5месяцев), а когда взрослый тянет за ручки, пытается присесть. Многие дети могут в течение нескольких секунд удерживать положение сидя, если их посадить.
Родителям и медицинским работникам следует обращать особое внимание на слуховые реакции ребенка, если имеется хотя бы один из факторов риска по патологии слуха, или если у ребенка отсутствуют следующие реакции:
- Ребенок не вздрагивает от громких звуков в первые 2-4 недели жизни;
- Ребенок не замирает, слыша голос, в возрасте 2-4 недель;
- Ребенок в 3-4 месяца не поворачивает голову в сторону источника звука;
- У ребенка 3-4 месяцев нет оживления на голос матери;
- В 2-4 месяца у малыша не появляется гуление.
Источник