- Трактор из Нивы своими руками
- Изготовление самодельной рамы
- Силовой блок и трансмиссия для трактора из «Нивы»
- Трактор своими руками из «Нивы»: финальная стадия сборки
- Как сделать трактор из Нивы своими руками: преимущества, особенности эксплуатации
- Преимущества самоделки
- Изготовление трактора из Нивы
- Рама для будущего ТС
- Двигатель и трансмиссия
- Задние и передние мосты
- Кузов авто
- Особенности эксплуатации самодельного трактора
- Самодельный мини-трактор на базе автомобиля Нива, инструкция
- Изготовление самодельной рамы
- Переделка мотоблока в минитрактор: основные моменты
- Силовой блок и трансмиссия для трактора из «Нивы»
- Как сделать трактор из Нивы своими руками – пошаговая сборка
- Рама минитрактора
- Минитрактор на базе ЛУАЗа
- Передний и задний мосты
- Трактор из ОКИ
- Колёсная база и кинематическая схема
- Особенности сборки мотоблока из Запорожца
- Система управления и сиденье оператора
- Установка двигателя и обустройство кузова
Трактор из Нивы своими руками
По функциональности тракторам нет равных. Надежные, универсальные и износостойкие, они берут на свои плечи любые задачи, связанные с полевыми работами. Имеют лишь один недостаток – высокую стоимость, которая растет из года в год. Но и эту проблему можно с легкостью обойти, сделав трактор из подручных материалов своими руками.
Трактор – механизм на колесном или гусеничном приводе, отличающийся слаженным взаимодействием рабочих узлов. На сегодняшний день самодельные трактора «Кулибины» научились делать практически со всего, что работает от мощного двигателя. Среди них – некогда народная машина «Нива», известная еще как «Лада» или «Ваз» 2121, которая и будет использована в нашей самоделке.
Процесс воссоздания трактора из «Нивы» 2121 выглядит так:
- Сборка рамы;
- Установка мотора и трансмиссии;
- Навешивание рулевой колонки, гидравлики и колес;
- Налаживание тормозной системы;
- Доработка элементов комфорта – водительского сиденья и кузова.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Изготовление самодельной рамы
Рама – это «скелет» любого тягового устройства, будь то легковое авто или трактор. На нее будут крепиться кузов, трансмиссия, мотор, подвески и пр.
Рама для самодельного трактора из «Нивы» может быть:
- цельносварной – классическая схема. Характеризуется:
- простотой изготовления;
- небольшой маневренностью, особенно на поворотах и при движении по ухабистым дорогам с груженым прицепом;
- рама-переломка – нередко называется как рама 4х4, которая состоит из 2-х частей. Отличается:
- трудозатратностью сборки;
- отличной проходимостью, делающей ее популярной у народных умельцев;
- надежностью под значительными нагрузками, позволяющей сохранять баланс на любой подстилающей поверхности;
- минимальным радиусом разворота, позволяющим трактору повернуться вокруг своей оси буквально на месте.
В силу этого мы остановимся на последней группе, подробный чертеж к которой представлен ниже.
Рама по схеме 4х4 является лонжеронной.
Это значит, что ее составят:
- поперечины – ребра жесткости;
- продольные лонжероны – внешне это металлический короб;
- крепежи и кронштейны, которые будут удерживать кузов от смещения.
Ход действий:
- Свариваем 2 полурамы, используя швеллер №8 по размерам 90 х 36 см (передняя) и 60 х 36 (задняя).
- Переднюю полураму дополняем 2 отрезками квадрат-трубы, на которых будет держаться двигатель;
- Монтируем к задней полураме стойку из толстостенного металла (1,2 см), которую усиливаем равносторонним уголком;
- Сзади стойки привариваем прямоугольник – он послужит задней навеской, на которую навесятся вспомогательные адаптеры – борона, плуг, фреза на трактор;
- В верхней части передней полурамы приспосабливаем площадку под сиденье тракториста, для чего свариваем ее с металлическим листом;
- Привариваем к центру полурам стальные вилки;
- Берем цапфу и опорные подшипники (например, от старого КАМАЗа);
- С помощью 2х стальных вилок и шарнира сочленяем полурамы между собой;
- Дооснащаем переднюю часть опорной конструкции ступицей от переднего автомобильного колеса – это даст ей возможность смещаться в 2х плоскостях. Отрегулировать диапазон смещения можно зубчатым колесом и упорами-ограничителями.
Силовой блок и трансмиссия для трактора из «Нивы»
Основой будущей самоделки станет мотор, снятый со старого «ВАЗа».
Для этого его:
- Демонтируем мотор с машины и ставим на подрамник. Делаем ему низкую посадку, так чтобы передний моста оказался между мотором и КПП;
- Фиксируем стяжками;
- Рассчитываем передаточное число, которое не должно превышать 2 тыс. об./мин для работы на 2й передаче – основной, использующейся для вспашки;
- Для разделения крутящего момента между осями ограничиваемся раздаткой от «Нивы». Она нужна для того, чтобы: повысить проходимость трактора по проселочным дорогам; ведущие колеса подверглись большему качению; трактор двигался уверенно и стабильно независимо от режима и мощности.
- Муфту сцепления и коробку передач берем также от «Нивы»;
- Коленчатый вал связываем с ВОМом, который лучше приобрести в готовом виде;
- Соединяем ступицу вторичного вала КПП с редуктором, который отдаст крутящий момент вперед. Обороты на заднюю полураму будут подаваться через шарниры переломки и карданный вал.
Колесная база и руль для трактора из «Нивы»
- Для самодельного трактора подойдут 12-14 дюймовые колеса от старого автомобиля («Нива», «Ока»), которые снабжают шинами с грубым протекторным рисунком;
- Рулевая колонка берется с «ВАЗа» и ставится на приваренную в передней полураме пластину. Важно правильно определить высоту рулевого колеса: его плавному перемещению не должны мешать колени тракториста;
- Меняем червячную передачу, для чего делаем просвет в регулировочной гайке подшипника и в крышке масляного бачка;
- Собрать полноценный гидравлический узел своими руками практически нереально. Поэтому его легче купить или взять от старого трактора;
- Гидронасос и смазочный резервуар приспосабливаем рядом с двигателем, делая гидровыход спереди и сзади для многопозиционной установки навесного оборудования;
- Ставим силовой цилиндр, который будет управлять адаптерами.
Трактор своими руками из «Нивы»: финальная стадия сборки
Заключительный цикл работ заключается в:
- Присоединении тормозов и сцепления, которые связывают с педалями;
- Монтаже бензобака объемом не более 10 л;
- Прилаживании переднего сиденья от «Нивы» для механизатора, которое подрессоривают для большего комфорта.;
- Навешиванию габаритов и фар, работу которых обеспечат генератор, аккумулятор, стартер;
- Присоединении к раме кузова с обшивкой или без нее. Даже если зимняя эксплуатация не планируется, ведущие узлы лучше всего изолировать обшивкой от пыли и влаги.
На этом процесс сборки самодельного трактора из «Нивы» завершается, а его полный ход изложен в видео.
Источник
Как сделать трактор из Нивы своими руками: преимущества, особенности эксплуатации
Из-за высокой стоимости мелкие землевладельцы и дачники не могут купить современный трактор. В таком случае люди могут попробовать самостоятельно сделать сельхозмашину, используя за основу автомобиль Нива: трактор из нее получается надежным и дешевым. Кроме того, конструкцию можно дополнить, расширив набор функций.
Преимущества самоделки
У трактора из Нивы, сделанного своими руками, есть ряд преимуществ:
- Возможность изготовления машины с колесной формулой 4×4. Она получится подвижной и проходимой, что позволит вспахивать почву на неровной поверхности.
- Простота конструкции и низкая цена деталей. Самоделки в основном комплектуют недорогими элементами из ближайших магазинов. Главное, они должны быть исправны и не иметь пятна ржавчины. В будущем при желании их можно заменить на более качественные.
- Экономия горючего. Сельхозтехника на основе Нивы потребляет в 1.5 раза меньше бензина, если ее сравнивать со специальными машинами, сделанными на заводе.
- Большой выбор модификаций. Если оснастить агрегат новой гидравликой, на него можно будет поставить, например, маленький плуг.
Еще одно преимущество самодельной техники — самостоятельное выполнение ремонта.
Конструкция получается максимально простой, что позволяет без помощи специалистов заменить сломанные детали.
Изготовление трактора из Нивы
Процесс производства минитрактора из машины модели 2121:
- Сборка основной рамы.
- Подключение двигателя и крепление трансмиссии.
- Прикрепление руля, колес и гидравлики.
- Настройка системы торможения.
Кроме этого, можно сделать транспорт комфортнее, поставив водительское сидение и кузов.
Рама для будущего ТС
Ее можно назвать основой или скелетом любого автотранспорта. Рама должна быть достаточно крепкой, потому что на нее устанавливают кузов, двигатель, подвеску и т.д. Она изготавливается следующим образом:
- Сваривают 2 половины с использованием швеллера №8.
- Передняя часть дополняется 2 кусками трубы, на которых будет держаться будущий мотор.
- К задней половине монтируется стойка из толстого железа, которая закрепляется уголком.
- Сзади приваривается прямоугольная деталь. Она будет выполнять задачу навески, необходимой для присоединения инструментов (плуг, фреза и т.д.).
- В верхней части передней половины готоится площадка для сидения водителя, для чего к раме прикрепляется лист металла.
- К центру привариваются стальные вилки.
- Устанавливаются опорные подшипники и цапфа. Ее лучше всего взять от КАМАЗа, потому что конструкция получается слишком тяжелой.
- С помощью 2 железных вилок и шарнира соединяются полурамы.
- Передняя часть дополняется ступицей от передних колес автомобиля. Это позволит ей смещаться сразу в 2 плоскостях. Настроить перемещение можно с помощью зубчатых колес и ограничителей.
Двигатель и трансмиссия
После завершения производства рамы нужно переходить к монтажу двигателя. Для его установки рекомендуется приготовить особые резиновые ковры и эластичные прокладки, которые необходимы для снижения вибрации. А сам мотор придется закрыть кожухом с дополнительной охлаждающей системой.
Процесс присоединения силового блока:
- Мотор с машины демонтируют и крепят на подрамник. Желательно сделать пониженную посадку, чтобы передняя часть моста располагалась между двигателем и КПП.
- Агрегат фиксируют стяжками.
- Рассчитывают передаточное число, не превышающее 2 тыс. оборотов в минуту для функционирования на второй передаче, которая в основном используется для обработки полей.
- Устанавливают раздаточную коробку от Нивы для регулирования крутящего момента. Она необходима для повышения проходимости транспорта при езде по плохим дорогам. С ней трактор будет стабильно и ровно перемещаться независимо от скорости.
Задние и передние мосты
Изготовление мини-трактора включает в себя сборку ходовой. Для этого нужно поставить мосты. Компоненты лучше всего выполнить одинакового размера: в таком случае мастеру не придется высчитывать передаточное число.
Кузов авто
Последним этапом производства сельхозмашины является установка кузова, защищающего детали от попадания воды, грязи.
Можно использовать обшивку Нивы или металлические листы.
Главное, нужно закрыть двигатель и все подвижные части, т.к. почва, попав в них, приведет к появлению ржавчины и поломке.
Особенности эксплуатации самодельного трактора
Эксперты рекомендуют владельцем самодельной техники придерживаться следующих правил:
- Менять масло каждые 3 дня работы, а при постоянном использовании машины — каждые 2 дня.
- Использовать бензин, предназначенный для Нивы, т.к. двигатель не сможет работать на другом виде горючего.
- Часто проводить развал-схождение колес (не реже 1 раза в 3 месяца).
- Перед каждой поездкой проверять давление в шинах. Из-за особенности конструкции резина быстро придет в негодность при низком показателе.
- Постоянно проверять элементы, находящиеся под дном транспорта, на наличие ржавчины.
- Не использовать крупные навесные инструменты, потому что мотор не справится с большим весом и перегреется.
Если соблюдать данные советы, трактор из Нивы прослужит долго и будет реже ломаться.
Источник
Самодельный мини-трактор на базе автомобиля Нива, инструкция
Трактор своими руками из Нивы – это отличный способ получить высокопроизводительный и проходимый агрегат, сэкономив, при этом, внушительную сумму денег. Конечно, работа отнимет немало времени и сил, однако в итоге владелец получит практически универсальную сельхоз машину, способную выполнять те же функции, что и заводской трактор.
Изготовление самодельной рамы
Рама – это «скелет» любого тягового устройства, будь то легковое авто или трактор. На нее будут крепиться кузов, трансмиссия, мотор, подвески и пр.
Рама для самодельного трактора из «Нивы» может быть:
- цельносварной – классическая схема. Характеризуется:
- простотой изготовления;
- небольшой маневренностью, особенно на поворотах и при движении по ухабистым дорогам с груженым прицепом;
- рама-переломка – нередко называется как рама 4х4, которая состоит из 2-х частей. Отличается:
- трудозатратностью сборки;
- отличной проходимостью, делающей ее популярной у народных умельцев;
- надежностью под значительными нагрузками, позволяющей сохранять баланс на любой подстилающей поверхности;
- минимальным радиусом разворота, позволяющим трактору повернуться вокруг своей оси буквально на месте.
В силу этого мы остановимся на последней группе, подробный чертеж к которой представлен ниже.
Рама по схеме 4х4 является лонжеронной.
Это значит, что ее составят:
- поперечины – ребра жесткости;
- продольные лонжероны – внешне это металлический короб;
- крепежи и кронштейны, которые будут удерживать кузов от смещения.
Ход действий:
- Свариваем 2 полурамы, используя швеллер №8 по размерам 90 х 36 см (передняя) и 60 х 36 (задняя).
- Переднюю полураму дополняем 2 отрезками квадрат-трубы, на которых будет держаться двигатель;
- Монтируем к задней полураме стойку из толстостенного металла (1,2 см), которую усиливаем равносторонним уголком;
- Сзади стойки привариваем прямоугольник – он послужит задней навеской, на которую навесятся вспомогательные адаптеры – борона, плуг, фреза на трактор;
- В верхней части передней полурамы приспосабливаем площадку под сиденье тракториста, для чего свариваем ее с металлическим листом;
- Привариваем к центру полурам стальные вилки;
- Берем цапфу и опорные подшипники (например, от старого КАМАЗа);
- С помощью 2х стальных вилок и шарнира сочленяем полурамы между собой;
- Дооснащаем переднюю часть опорной конструкции ступицей от переднего автомобильного колеса – это даст ей возможность смещаться в 2х плоскостях. Отрегулировать диапазон смещения можно зубчатым колесом и упорами-ограничителями.
Переделка мотоблока в минитрактор: основные моменты
В отличии от любительской техники профессиональная и полупрофессиональная имеет больший моторесурс и мощность. Например, из мотоблока с дизельным двигателем на 9 л.с. можно сделать вполне приличный мини-трактор для вспахивания и культивирования. В конечном же счёте все зависит от целей, которых собирается достичь владелец модифицируемой техники.
Конструирование и сборка самодельного минитрактора — задача не простая, но выполнимая. И для успешного её решения необходимо сосредоточиться на двух моментах:
- Разработка кузова и рамы, а также схемы их соединения с основой мини-трактора – мотоблоком.
- Разработка кинематической схемы.
Рама и кузов самодельного мини-трактора выполняются из металлических уголков или профилированных труб. При расчёте конструкции необходимо учитывать соотношение её веса с мощностью мотора, а также сопротивление, которое машина будет преодолевать при выполнении различных видов работ.
Если в качестве основы для самодельного минитрактора вы выбираете мощный мотоблок, это позволяет использовать готовые автомобильные или мотоциклетные прицепы. Более того, ведущие производители мотоблоков давно предусматривают конструктивную возможность подключения таких прицепов к выпускаемой технике.
Кинематическая схема самодельного мини-трактора представляет собой комплекс конструктивных решений, которые обеспечивают передачу крутящего момента от двигателя мотоблока к ведущим (преимущественно задним) колёсам. При расчете нужно распределить нагрузку на ведущую ось равномерно — от этого напрямую зависят как надежность и долговечность, так и функциональность, то есть возможности использования техники.
Силовой блок и трансмиссия для трактора из «Нивы»
Основой будущей самоделки станет мотор, снятый со старого «ВАЗа».
Для этого его:
- Демонтируем мотор с машины и ставим на подрамник. Делаем ему низкую посадку, так чтобы передний моста оказался между мотором и КПП;
- Фиксируем стяжками;
- Рассчитываем передаточное число, которое не должно превышать 2 тыс. об./мин для работы на 2й передаче – основной, использующейся для вспашки;
- Для разделения крутящего момента между осями ограничиваемся раздаткой от «Нивы». Она нужна для того, чтобы: повысить проходимость трактора по проселочным дорогам; ведущие колеса подверглись большему качению; трактор двигался уверенно и стабильно независимо от режима и мощности.
- Муфту сцепления и коробку передач берем также от «Нивы»;
- Коленчатый вал связываем с ВОМом, который лучше приобрести в готовом виде;
- Соединяем ступицу вторичного вала КПП с редуктором, который отдаст крутящий момент вперед. Обороты на заднюю полураму будут подаваться через шарниры переломки и карданный вал.
Колесная база и руль для трактора из «Нивы»
- Для самодельного трактора подойдут 12-14 дюймовые колеса от старого автомобиля («Нива», «Ока»), которые снабжают шинами с грубым протекторным рисунком;
- Рулевая колонка берется с «ВАЗа» и ставится на приваренную в передней полураме пластину. Важно правильно определить высоту рулевого колеса: его плавному перемещению не должны мешать колени тракториста;
- Меняем червячную передачу, для чего делаем просвет в регулировочной гайке подшипника и в крышке масляного бачка;
- Собрать полноценный гидравлический узел своими руками практически нереально. Поэтому его легче купить или взять от старого трактора;
- Гидронасос и смазочный резервуар приспосабливаем рядом с двигателем, делая гидровыход спереди и сзади для многопозиционной установки навесного оборудования;
- Ставим силовой цилиндр, который будет управлять адаптерами.
Как сделать трактор из Нивы своими руками – пошаговая сборка
Прежде чем собрать самоделку, изготовитель должен изучить схему. Лучше всего запастись двумя чертежами. В первом из них должны быть указаны размеры малогабаритной сельхозмашины и порядок монтажа элементов. Второй чертеж – это эскиз, нарисованный от руки. На рисунке должен быть изображен уже готовый агрегат, чтобы изготовитель имел возможность ориентироваться при сборке его кузова и обустройстве водительского места.
После изучения схем нужно переходить к поиску деталей. Лучше всего воспользоваться узлами от одного и того же авто. Если такой возможности нет, значит придется искать детали от отдельных машин. Главное, тщательно проверять их и отдавать предпочтение тем элементам, которые сохранились в лучшем состоянии.
Чтобы собрать трактор из Нивы-2121, нужно действовать в такой последовательности:
- Первый этап – это сборка прочной и устойчивой к вибрации несущей конструкции. Для ее изготовления подойдут металлические швеллеры и трубы. Швеллеры будут играть роль длинных боковых частей, а стальные трубы – торцов и поперечин, неподвижно зафиксированных к боковинам. Крепить детали между собой нужно при помощи сварки, время от времени давая деталям остывать. В углах стыков труб и швеллеров потребуется приварить металлические уголки, которые усилят общую конструкцию. После этого каркас потребуется покрыть слоем грунтовки и покрасить ее в несколько слоев – это защитит остов трактора из Нивы от коррозии. Второй вариант – это использование уже готового рамного каркаса от старого авто. Правда, найти его довольно сложно;
- Далее на высохший после покраски остов нужно установить мосты. Их можно зафиксировать при помощи шарниров, подвешенных к подшипникам – в этом случае ходовая часть будет гасить колебания трактора при езде по бездорожью;
- Затем на самоделку потребуется установить колеса, а также трансмиссионный механизм, оборудованный раздаткой от Нивы. Покрышки колес должны обладать глубоким рисунком протектора – в противном случае агрегат не получит нужного сцепления с землей. Давление в колесах не должно превышать 2,1 атм. Во время движения колес давление внутри них увеличится, поэтому перекачанные шины могут лопнуть;
- На следующем этапе нужно установить и закрепить двигатель от автомобиля Нива. Для этого необходимо подготовить металлическую платформу, и укрыть ее толстым слоем резины – она будет гасить колебания ДВС. Поверх зафиксированного мотора потребуется установить кожух, который будет защищать водителя от ожога;
- Далее трактор из Нивы потребуется оборудовать гидравликой и ВОМ. Место их установки зависит от потребностей тракториста. Если агрегат будет использоваться для работы с ковшом или экскаватором, то гидравлику лучше установить в передней части сельхозмашины. Для работы с плугом, бороной или культиватором навесной механизм можно зафиксировать в задней части сельхозмашины. Саму гидравлику и ВОМ лучше взять в уже готовом виде;
- Затем самодельный трактор из Нивы потребуется оборудовать кабиной или навесом. Водительский модуль можно сделать из листовой стали, толщиной не менее 5 мм. Для крепления нужно сделать отдельный жесткий каркас. На него потребуется установить кабину с окнами;
- Исходя из размеров кабины нужно обустроить водительское место. В задней части можно установить сиденье, которое будет крепиться при помощи старой рессоры. Перед сиденьем можно вынести руль, рычаги КПП, ВОМ и другие органы управления. Более подробно об изготовлении трактора можно узнать из видео.
Готовую сельхозмашину потребуется испытать. Эта процедура займет не один день, поэтому изготовителю нужно запастись терпением. Сначала агрегат необходимо заправить топливом, маслом для двигателя и трансмиссии, а также залить дистиллированную воду в радиатор. После этого нужно несколько километров проехать по прямой дороге, не совершая при этом резких маневров. Далее нужно испытать трактор при езде по бездорожью – во время езды агрегат не должен создавать сильных скрипов. Если это происходит, значит потребуется дотянуть болты крепления.
В конце от изготовителя потребуется проверить работу гидравлики. Для этого нужно установить на трактор из Нивы плуг или борону и проехать на нем по полю. Если при опущенной навеске агрегат не кренит в сторону и он не буксует, значит, самодельная сельхозмашина полностью готова к эксплуатации.
Рама минитрактора
Ходовая часть — основа минитрактора. Главным её качеством должна быть надёжность, однако нужно внимательно следить за общим весом конструкции, дабы обеспечить нормальное сцепление колёсной базы с почвой при выполнении работы и одновременно не перегружать двигатель.
Для изготовления рамы самодельного минитрактора средней мощности подойдёт облегчённый швеллер, профилированная труба или металлический уголок. Габариты конструкции, сборка которой выполняется методом сварки, должны отвечать размерам машины. По контуру рамы необходимо выполнить отверстия для навески и закрепления конструктивных элементов минитрактора.
Соотношение веса рамы и её прочности должно быть оптимальным. Не стоит перегружать конструкцию дополнительными рёбрами жёсткости, как и экономить на металле, жертвуя общими показателями надёжности.
Перед тем как приступить к сборке рамы необходимо определиться с тем, какие прицепы и навесное оборудование вы собираетесь использовать при работе с ним. И чтобы не потерять мысль в процессе конструирования, перед началом работы следует выполнить чертежи будущей машины и её основных узлов с основными размерами. Для этого можно использовать готовую документацию, которую нужно адаптировать под конкретные параметры вашего минитрактора.
Минитрактор на базе ЛУАЗа
Искомые автомобили дают сборке не абсолютно все детали. Но водителю точно пригодятся КПП, тормозная система, трансмиссия.
Следующие рабочие узлы будут считаться основными при изготовлении техники:
- Рулевое управление. Можно воспользоваться вариантом от ВАЗ 2105. Допустим и ЛУАЗовский вариант.
- УД-25 – обозначение прибора, выполняющего роль двигателя для этой установки. Его соединяют с КПП, используя пару из клинноременных передач, последовательное число которых равно 3. Натяжение ремня приводит к активации сцепления.
- Части от моста Т-25 применяют для создания переднего моста нового минитрактора. Потом монтируют самодельные ступицы с колёсами от ворошилки.
- Из обода ГАЗ-21 изготавливают диски для колёс. Внутренние части ЛУАЗовских дисков владельцам оборудования тоже пригодятся.
- Полуоси от трактора Т-25 – отличная основа для самостоятельного изготовления заднего моста.
- Конструкция рамного типа предполагает опору на швеллер. Если двигатель немного отличается по характеристикам от исходного варианта – можно удлинять раму.
Из мотоблока Нева переломка собирается примерно также.
Спектр работ, которые может выполнять такой трактор, ограничен, если не использовать дополнительное навесное оборудование. Вот некоторые рекомендации тем, кто заинтересован в расширении функционала:
- База – гидроцилиндр, снятый со старой техники.
- Место крепления этой части – чуть правее от центральных деталей механизма. Это облегчит создание отверстия сзади, сквозь которое соединяются привод с дополнительным оборудованием. Обычно здесь используют вал отбора мощности.
Передний и задний мосты
Эти узлы создаются из отдельных запчастей и узлов, снятых с легковых или даже грузовых автомобилей либо другой сельскохозяйственной техники. Впрочем, некоторые детали, как и саму сборку вам доведётся выполнить самостоятельно.
Чтобы изготовить передний мост, вам понадобятся:
- поперечная балка;
- втулки опорных поворотных осей;
- втулки осей;
- поуоси колёс;
- подшипники (шариковые и роликовые);
- болтовые соединения.
С функцией поперечной балки отлично справится отрезок профилированной трубы или металлического уголка. Для изготовления же втулок полуосей сгодится конструкционная сталь 45. Опорно-поворотные втулки выполняются из профилированной трубы, доработанной под установку подшипников, и закрываются стальными крышками из стали марки ст3. Узел переднего моста, состоящий из цилиндрической обоймы и роликовых подшипников приваривается по центру поперечной балки. С помощью крупных болтов мост необходимо закрепить ко втулкам в поперечной балке рамы.
Сила затяжки болтовых соединений отвечает за величину люфта передней оси относительно конструкции минитрактора. Слишком жёсткое, равно как и чересчур свободное закрепление негативно отражается на комфорте в управлении, поэтому люфт должен быть оптимальным.
Аналогично выполняется сборки заднего моста. Готовую конструкцию можно позаимствовать, скажем, у автомобиля УАЗ. Длинный чулок такого моста необходимо будет укоротить – так можно будет использовать стандартные короткие полуоси. Не помешает защитить задний мост, а вернее его сварные соединения от возможных ударов в процессе работы. Для этого применяется суппорт – металлический уголок, наложенный вдоль сварных швов сборной конструкции моста.
Трактор из ОКИ
У таких вариантов практически нет отличий от ближайших аналогов. Процесс изготовления:
- Рамную конструкцию изготавливают на первом этапе. Роль основного материала передают листовому железу. Задачу легко решить балками швеллера. Для конструкции характерна стандартная форма прямоугольника. Основа сваривания – несколько уголков из металла.
- Мост впереди и сзади для новой техники основаны на составляющих частях ОКИ.
Один из элементов комплекта – двигатель от указанного выше автомобиля. Это половинчатая разновидность конструкции, неплохо сочетающаяся с минитракторами. Надо лишь предусмотреть несколько нюансов при эксплуатации:
- Создание механизма сцепки, упрощающего крепление навесного оборудования.
- Усиление лонжеронов сзади и спереди. На них во время работы переносится основная часть нагрузки.
- Увеличение колёсного просвета, чтобы проходимость была лучше.
Это один из оптимальных вариантов по изготовлению техники для хозяйства небольших размеров.
Колёсная база и кинематическая схема
Выбор колёс для самодельного минитрактора заслуживает отдельного внимания. Вполне возможно использовать колёса от легковой машины, однако здесь следует соблюдать размерность. Оптимальные габариты колёсных дисков для переднего моста составляют 12-14 дюймов. При выборе меньшего диаметра существует риск того, что машина в процессе работы будет зарываться носом в грунт. С другой стороны, если передние колёса будут слишком большими, оператору для выполнения манёвров придётся прикладывать недюжинные усилия. Впрочем, для облегчения процесса управления машиной всегда можно использовать гидроусилитель руля от легкового автомобиля или другой сельскохозяйственной техники.
Покрышки колёс минитрактора должны иметь развитые грунтозацепы. Это увеличит манёвренность машины, снизит нагрузку на ходовую часть и облегчит процесс управления.
Что касается кинематической схемы, лучше использовать готовые варианты, поиск которых в настоящее время не отнимет много усилий. Схему необходимо адаптировать под параметры узлов, которые вы собираетесь использовать для создания минитрактора. Небесполезно будет продумать возможность подключения навесного оборудования, что многократно повысит функциональность самодельной машины.
Особенности сборки мотоблока из Запорожца
Эта конструкция включает следующие виды оборудования и узлов:
- Силовой агрегат, коленчатый вал. Мотор от Запорожца можно заменить на более мощные аналоги, когда возникает необходимость.
- Гидравлическая система. Велика вероятность замены на новые аналоги шлангов и штуцеров, которые уже были в употреблении.
- Коробка передач, дополненная полуосями.
- Сцепление с рулевым механизмом.
- Тормоза, два комплекта ступиц в задние колёса.
- Передний и задний мосты. Для большей надёжности их немного укорачивают, приваривают к основанию. Передний мост допускается применять в комплекте с колёсами.
Из металлических уголков и стальных листов собирают кабину, где размещён водитель. Для соединения всех элементов стандартно используют сварку. Заводское водительское сиденье станет отличным дополнением для комплекта.
Коробка отбора мощностей от ВАЗ сделает конструкцию завершённой. Тогда агрегат будет допускать использование навесного оборудования.
Для сельских жителей сборка самодельных видов техники сохраняет актуальность в любое время. Такой подход способствует дополнительной экономии по средствам. Есть шанс получить выгоду от старых образцов техники, давно вышедшей из употребления. Главное – правильно собрать составные части в единый комплект.
Система управления и сиденье оператора
После изготовления и монтажа ходовой части можно приступать к реализации кинематической схемы и установке системы управления. Самое главное в этом деле – правильно разместить сиденье оператора. С этой ролью отлично справится переднее сиденье от легкового автомобиля, которое легко отыскать на автосервисах и в мастерских, занимающихся разборкой автотехники.
Рулевое колесо должно быть установлено на оптимальной для оператора высоте. Руль не должен мешать свободному размещению колен – его необходимо монтировать так, чтобы в положении сидя работа с ним не вызывала дискомфорта.
Все необходимые детали для педального, ручного и рычажного управления машиной и её функциональными узлами можно отыскать там же, где и сиденье и все остальные запчасти — в мастерских или на рынке.
Установка двигателя и обустройство кузова
После сборки ходовой части, реализации кинематической схемы и установки сиденья оператора с системой управления можно приступать к монтажу главного агрегата минитрактора – двигателя. Для его надежной фиксации на раме следует использовать специальную плиту с пазами – она же придаст ходовой части дополнительную жесткость. Далее нужно проложить электрические и механические цепи системы управления, подключить приборную панель и настроить работу системы управления.
Обшивка кузова выполняется по желанию пользователя, однако некоторые узлы и элементы конструкции всё же лучше закрыть. Это предотвратит их загрязнение и выход из строя в случае контакта с посторонними предметами и почвой.
На этом можно считать сборку минитрактора законченной. Далее остаётся лишь проверить качество вашего творения в работе.
Источник