Мини онкен своими руками

Классический дизайн в оформлении корпуса Onken

Classic designs. The onken enclosure.

Мне удалось послушать «малый Onken» в Москве гораздо позднее получения на руки SP со статьей об этих легендарных колонках. Вместо Altec работали наши 4А-32 с магнитами ЮНДК 35ТБА (в народе – Альнико). Сказать, что был убит – мало, как только достану (куплю) бакелизированную фанеру, 20 мм толщины, затею строительство таких же, пусть выгоняют из дому.

«Onken» – имя, не употребляемое повседневно среди западных аудиофилов. Для тех же, кто знает, о чем идет речь, это имя стоит в ряду рафинированных произведений современного audio. Несмотря на их малую распространенность и огромную цену, головки и ящики Onken среди немногих, имеющих статус культовых во всем мире.

Основатель компании Eijiro Koizumi ввел прекрасно сработанные динамики на рынок Японии в начале семидесятых. И оформление и головки были разработаны в консультации с профессором акустики Токийского Университета, весьма почитаемого японскими аудиофилами. И в отличие от многих изделий японской экзотики, практически не ведомой никому дальше островов, Onken обладает счастливой судьбой и международной известностью.

Молодой франкояпонский инженер и журналист Жан Хирага (Jean Hiraga) стал проводником этой популярности. Он писал для французского аудиожурнала Revue du Son и в 1977 году организовал журнал для любителей поделать своими руками – L’Audiophile.

Хирага жил и работал в Японии, как раз во время блистательного явления Onken и задачей его стало наведение моста между аийюкультурами Японии и Франции.

В одном из первых номеров L’Audiophile опубликовал оформление НЧ громкоговорителя Onken, в свою очередь заимствованное от Jensen 1938 года. Этот журнальный материал явился ответом на вопросы читателей о том, что же применить совместно с высококачественным СЧ рупором. Для многих независимых экспериментаторов поиск подходящей СЧ системы оказался действительно непростой задачей и Хирага предложил французам решение. На основании многочисленных опытов прослушивания, L’Audiophile рекомендовал Altec 416-8B, как возможную замену чрезвычайно редкому и дорогому 15″ (дюймовому) низкочастотнику в классическом ящике Onken* (См. Рис.)

Как пример 15-ти дюймовой головки, мы рискнем предложить наш советский 2А-12, в замен 12-ти дюймовой 4А32. В самом деле, не покупать же Altec!

А уже в сентябре 82-го журнал публикует чертеж на ящик меньших размеров, спроектированный Koizumi еще в 1976-м. Это оформление становится очень популярным в Европе, равно как в свое время в Японии, главным образом, благодаря уменьшенным габаритам, большей свободе при установке в помещении и простоте настройки фазоинверсных каналов на резонанс. Ящик получил ласковое, типично французское имя – «Petite Onken» (вроде Малыш Onken по-русски), в Японии его называют «IP Ultra-Bass». В громкоговорителе французской версии, использована 12″-я головка Altec 414-8B. Измерения и прослушивания выявили хорошее подобие «малыша» с его старшим братом.

В 80-е известная фирма-производитель динамиков Focal рекомендовала оформление обоих Onken для некоторых своих низкочастотных головок, в частности для знаменитого 10С01. Собственный bassbox Focal с названием «Onkenmahul» отличался тем, что имел фазоинверсные отверстия по всем четырем сторонам, в отличии от классики, по одной стороне. Уникальная «яйцеголовая» двухполосная система Focal’a «Egg» использовала ящик «Onkenmahul» для воспроизведения НЧ диапазона.

Благодаря публикациям чертежей «Onken» в L’Audiophile продвинутые любители строят акустику для себя и по заказу платежеспособной аудиоэлиты. И, как водится в таких проектах, выбор материалов является очень критичным. Здесь, в самом деле, очень мало эквивалентов тому качеству, с которым сделан оригинальный Onken. В японской версии применяется дюймовая фанера с экзотической обработкой и тщательно отчесанной длинноволокнистой шерстью для демпфирования. В статьях L’Audiophile рекомендуется применение фанеры, применяемой в судостроении, также толщиной в 1 дюйм и особое внимание к факту, что шерсть с длинным волосом – лучший выбор.

Если вы решились на создание Onken, то вопросы внешнего оформления – дело вашего выбора, Но думается, что все возможные приемы были испытаны японцами и французами. Посему, совет журнала – не выделываться по пусту , выглядит очень уместным. Среди прочего, совет – устанавливайте динамик на внутренней стороне передней панели, не следуйте слепо обычной аудиофильской практике – крепить динамик снаружи.

Onken известен своим естественным, хорошо артикулированным и детальным басом. Хотя известно немало МЧ систем с более глубоким басом, а НЧ рупоры имеют больший напор и энергию, акустика Onken побеждает деликатностью и изяществом звучания. В отношении преемственности от Jensen и странной мистики при столь очевидной, казалось бы, конструкции, можно ответить одно: акустика Onken являет собой отдельный класс среди современных громкоговорителей.

Sound Practicas, Summer 1993

Источник

Onken:А слышали ли высокочтимые доны АС, собранные

смотрите форму на www.audioworld.ru совсем ендавно прошло обсужение такого оформления и зайдите на сайт http://www.jensen-onken.narod.ru/ .

Читайте также:  Ниша под встроенный шкаф своими руками

Хм, если я не путаю, то 1А20 до 16 кгц работает, но повторяемость как выражался Олег Х, «как бык поссал» — нужна ли третья голова наверху? Кстати 25гдв статик советских времён весьма музыкальна, но чуть мажет чёткость на вч. Да, 1а20 должна быть мотана люминием, иначе о вч диапазоне забыть, и остальные характеристики плывут немного.

Онкен, но не Петит стоит у моего хорошего знакомого, на 15″ головке, пробовались 4-а-32, ГД3030 (ранняя версия 75гдш), эти динамики неплохи, сейчас стоит нечто времён ГДР пятнашка, пока лучший вариант. Тема с 4А32 та ещё — вариантов динамика довольно много.

Ээээх. Почитаешь вот сайты самодельщиков. И ведь могут люди! Так бы взял и сделал что-нибудь собственными руками. Забил бы куда-нибудь гвоздь. Или для тренировки лобзиком выпил бы в столе идеально круглое отверстие. Для динамика типа.

Только вот руки не заточены. То есть совсем. Деньги зарабатывать получается, а что-нибудь руками соорудить — ни в какую. Скоро совсем атрофируются. Разминаю конечности эти передние, для профилактики естественно, на всяких там женских мягкостях и прочих округлостях. Но толку нет. Наверное, рукам нравится такое состояние дел и образ жизни менять не собираются, паразиты такие.

В общем, прошу совета от старожилов здешних. Имеет ли смысл нанимать мастера, чтобы сделать такое чудо? В варианте для небольшой комнаты, например. Пусть с открытым оформлением верха, или рупор там коротенький. И, самое главное, кого именно можно нанять для получения должного результата?

Ценообразование тоже интересно. Сколько может стоить работа? Можно ли уложиться в косарь-другой иностранных денег? А в какую сумму выльются детали-ингридиенты? Темный я совсем в этих делах.

Игорь, если голова, вслед за руками еще не атрофировалась то можно и даже нужно попробовать себя на поприще «творца на бумаге» , например, попробуйте спроектировать АС от и до, набросать эскизики, подобрать комплектующие и материалы — разработать ТЗ и уже отдать хорошему столяру на воплощение корпусов в жизнь. Останется сущий пустяк — прикрутить динамики, установить колодку, сделать оптимальное наполнение и кое-чего по мелочи — с этим справятся даже руки, которые в последнее время лишь округлостями заняты

Всяк должен заниматься своим делом, иметь узкую специализацию, чтобы преуспеить в этом деле и стать настоящим профессионалом. В то-же время он должен хорошо представлять конечную цель продукта, чтобы понимать что для чего, зачем и почему.

Скажем, столяр — должен пилять.
Инженер-проетировщик — проектировоть.
А установщик — устанавливать.

Не у каждого получается совмещать в себе все эти таланты на должном уровне.

Вообщем, к чему я всю эту демагогию тут развёл — на форуме имебтся отличные мастере в своём деле, так например, есть пару-тройку хороших столяров, которые занимаются в частности изготовление корпусов под финиш. Посмотрите в разделе «Сделай сам»

Что-то запутал ты меня. Как совместить «всяк должен заниматься своим делом» и «попробуйте набросать эскизики»? Я ж не трасвестит какой, чтобы и вашим и нашим, причем сразу и не меняя пола.

Мне не поразвлечься надо путем затевания геморроя на свою голову, а получить вполне определенную услугу от компетентного (или считающего себя таковым) человека.

Главное, чтобы звук был а-ля Танной Престиж. Или четверть престижа. Будет он сам делать, или там евреев-краснодеревщиков с чукчами, резчиками по мамонтовой кости, наймет для выполнения заказа — его дело.

Не исключаю, что и прекрашеный свен кое-кто может попытаться подсунуть, и осознаю риски подобного рода. Особенно, если этот оптимист будет считать, что у него кохонесы из особо твердого железа. Но это, наверное, уже совсем другая история.

Источник

The Home Of Easy Tube Amplifier

Это сайт о моем хобби – аудио оборудовании на Лампах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . «I was the Walrus, But now I’m John» – John Lennon 1970

Проект Онкен. Часть 2 – Ожидаемый результат

В ходе раздумий и расчетов, я решил остановить выбор на такой конфигурации – два модуля, НЧ – Bass Reflex от Jensen (известный так же как Onken) c 15″ НЧ головкой Eminence Kappa 15A и рупорный СЧ-ВЧ модуль, за основу был взят вариант c СЧ драйвером K-55V (Atlas Sound PD-5VH), установленным на рупор Altec 511B, ВЧ драйвером APT-50 от Eminence и, как начальный вариант – кроссовером Klipsch Type A .

НЧ модуль для меня каких либо секретов не представлял. Это обычный фазоинвертор, но с тремя особенностями. Первая особенность – состоит в том, что порт у такого фазоинвертора распределен – на два отдельных, располагающихся между полом и потолком по вертикали, что существенно уменьшает возможность возникновения комнатных “стояков”. Вторая особенность – состоит в том, что итоговая добротность такого оформления НЧ динамика получается несколько ниже, чем “традиционно- рекомендованная для ФИ”. С учетом того, что реальная комната из-за переотражений и резонансов дает некоторый подъем в НЧ области, снижение общей добротности делает звучание НЧ более ровным и наполненным. Третья особенность – это большая (по сравнению с современной акустикой) площадь отверстия фазоинвертора, что обеспечивает уровень излучения портов, сравнимый по эффективности с излучением диффузора динамика. Здесь нужно упомянуть, что в “классическом” фазоинверторе площадь порта выбирается равной эффективной площади диффузора динамика и никаких “труб” нет (см – Phase_Inversion_Enclosure_)

Читайте также:  Небольшие габионы своими руками

Характеристики Eminence Kappa 15A –Kappa_15A

Расчет оформления (один из вариантов) – Onken_Design_Calc

ZЧХ Kappa 15A, установленного в мой Онкен – Kappa_15a_in_Onken

Как видно, это типичная ZЧХ верно настроенного традиционного фазоинвертора.

Чертежи, рабочий вариант, возможны мелкие неточности –

Всего было изготовлено несколько комплектов такой акустики, на различных динамиках. Два варианта представлены на этих фото.

Фото очень интересного варианта на динамике Goodmans Axiom 201 (проект для моего хорошего знакомого Николая, 2010-2011 год).

17 thoughts on “ Проект Онкен. Часть 2 – Ожидаемый результат ”

Atlas Pd-5VH как этот СЧ хорошо играет и с чем его хорошо скрещивать из НЧ головок. Спасибо.

Klipsch K-55V (Atlas PD-5VH) вполне ровно работает в диапазоне от примерно 300 до 5500 Гц при нагрузке на рупор трактриссу или экспоненту. В верхней области (от 4К) наблюдается плавный спад, что позволяет согласовать его с хорошим ВЧ драйвером фильтром первого порядка. В области 6К есть небольшой пик, заметность которого зависит от конструкции рупора. С СЧ фильтром второго порядка этот пик незаметен. Драйвер обладает очень хорошим разрешением и слитным, музыкальным звучанием.

хочу построить колонки ONKEN-большой.Кто поможет пенсионеру нормальными чертежами.Буду очень благодарен. Вячеслав.

Вячеслав, добрый день.
Чертежи во многом определяются параметрами динамиков. В зависимости от Fs, Vas, Qts – будет меняться объем требуемого ящика, ширина и глубина портов. Если параметры известны, я могу подсчитать примерные габариты. Далее, выбрав материал и зная его толщину – можно нарисовать подробные чертежи с точными размерами.

хочу построить колонки ONKEN .Кто поможет пенсионеру нормальными чертежами.Буду очень благодарен
динамики Ломо 4а32 планирую

Андрей, добрый день.

4А32 имеют очень большой разброс параметров, поэтому решения “собрал и (отлично) работает” для них не существует.
Нужно снять параметры той пары динамиков что у вас есть, убедиться что это именно “пара”, а не просто два внешне похожих динамика с совершенно разными параметрами и затем уже заняться корпусами для них. Онкен (ФИ) или ПАС – будет ясно только после проведения измерений. И да, если хотите получить более-менее ровную АЧХ на СЧ – в любом из оформлений придется применить корректирующий фильтр.

Добрый день Виктор.
По акустической системе у меня вопрос, почему выбран СЧ драйвер K-55V, а не например altec 802?
Спасибо.

Дмитрий, добрый день.

Так сложилось исторически – проект “вырос” из акустики Klipsch, поставками которой я в свое время занимался. Помимо этого, K55-V был интересен феноловой диафрагмой. В одном из вариантов (на сайте он не приведен) я очень успешно применил современные JBL2426. Думаю, что и Altec 802 вполне подойдет 🙂

Добрый день Виктор.
Позвольте задать еще пару вопросов.
Про онкен: по расчетам (которые у Вас приведены) объем ящика получился больше чем указанный на чертежах, почему так?(разница в 30 литров примерно)
Это результат настройки подгонки или что то еще?
Какая должна быть итоговая добротность?
Сколько не пытался повторить Ваши расчеты всё мимо.
Про ящик для СЧ рупора: он необходим как конструктивный элемент ( добавочная площадь отражения…) или больше как декоративный элемент?
И все таки Ваши предпочтения :фенолик или алюминий или титан(вопрос про мембрану компрессионного драйвера)?
Вы наверно многие драйвера выслушивали- использовали.
Сразу извиняюсь за назойливость, я реально заинтересован. В моих планах построение подобной АС (вуфер только другой и я в больших раздумьях по поводу выбора компрессионного драйвера, рупор altec 511 имеется)
В общем как всегда у неофита- информационный хаос.
Спасибо!
С уважением Дмитрий.

Дмитрий, добрый день.

Расчеты для Eminence Kappa выполнены в программе Eminence Disigner, она позволяет учесть наполнение корпуса звукопоглощающим материалом с некоторой коррекцией объема. Выложен один из вариантов расчета, при котором наполнитель размещается только на задней стенке (Fill=Normal). При этом расчетная акустическая добротность (QL) получилась = 5.367 (или 0.5367 если нормировать на более привычную шакалу), частота настройки порта Fb = 32.13Hz, что несколько ниже резонансной частоты динамика Fs = 33Hz.
Собственно, смысл приведенных цифр в том, чтобы показать как ведет себя динамик в “классическом” ФИ оформлении, практически настроенном на его резонансную частоту, как это рекомендовано в статье про Bass Reflex Phase Inversion Enclosure. На приведенных графиках нужно обратить внимание на Group Delay (максимальное значение примерно 16 mS) и на Cone Displacement (примерно 15mm). Очевидно, что при таком объеме воздуха в ящике задержка “отклика” велика (на практике не желательно, чтобы Group Delay была больше 12 mS) и ход диффузора слишком велик (паспортный Xmax= +-0.157″ = +-4mm, т.е. 8mm), хотя и не превышает Xmech. Это значит, что бас будет “затянут”, а нелинейные искажения, вызванные “болтанкой” динамика вблизи резонансной частоты – слишком велики.
Вывод следующий- классика классикой, а на практике получается- что не нужно гнаться за максимально “низким” басом, а для получения “быстрого и плотного” баса порт ФИ нужно настраивать на более высокую частоту, при расчетах варьировать объем ящика и степень наполнения, контролируя цифры QL, Xmaх и Group Delay.
Что и было сделано в той конструкции, чертежи которой выложены на сайте. Промежуточные измерения, чертежи и заметки сделанные в ходе отладки – к сожалению или утеряны или хранятся в каком-то надежном месте – поэтому выложил только то, что нашел.
Как видно из результатов измерений, частота настройки ФИ (где график фазы проходит через 0)

Читайте также:  Полотно для беговой дорожки своими руками

38Hz, итоговая добротность динамика в этом оформлении и в этой комнате получилась Qts = 0.679 – в общем, именно то, что нужно.

Хотелось бы мне сказать – вот, мол, такой вот я умный – посчитал, подумал- и сразу сделал “как нужно”. На самом деле, конечно фанеры было попилено весьма приличное количество….

По поводу ящика для СЧ – передняя панель крайне желательна, остальное – только для того, чтобы спрятать кроссовер. Рекомендую не повторять моих ошибок и сразу выполнить кроссовер в виде отдельного модуля – так гораздо удобнее, скажем так – значительно удобнее, чем некое возможное влияние длинных проводов на СЧ и ВЧ – и не нужно каждый раз при подстройке лезть в акустику с паяльником (паяльник, кстати, при этом так и норовит прилипнуть к магнитам излучателей) 🙂

По драйверам рекомендация такая – фенолик дает более ровную, но и более узкую АЧХ. Двухполосную акустику на нем сделать нереально. Титан – есть исключительно хорошие драйверы с титановыми диафрагмами большого диаметра (Altec, JBL, Radian) и в этом случае возможно собрать двухполосную систему. Из недавно появившихся я бы порекомендовал драйвера FaitalPro Neo. При выборе драйверов обратите внимание на материал магнитной системы и на нижнюю частоту – и количество подходящих вариантов ограничится 3…5 моделями.
По драйверам с диафрагмами из алюминия – на мой взгляд, этот вариант не для дома. Мне так и не удалось услышать ни одного (в том числе и среди доработанных силиконом уксусом и морозом по известной методике) – который бы звучал лучше недоработанного JBL c титаном или того же Klipsh (Atlas Sound) на феноле с магнитом AlNiCo.

Добрый день Виктор.
Спасибо за Ваши столь подробные комментарии!
Позвольте, пожалуйста, задать еще пару вопросов.
С каким усилителем планировалось использовать данную АС, т.е. под какое выходное сопротивление усилителя (лампа или транзистор)?
Были ли еще варианты кроссовера?
Спасибо.

Дмитрий, добрый день.

Усилителей в моей системе традиционно два – ламповый однотактник и ламповый же двухтактник. И тот и другой – традиционно с выходным каскадом на триодах, в “чистом” классе А. Есть еще раритетный транзисторник Marantz 240 – на всякий случай 🙂 Могу вполне уверенно сказать, что все усилители справлялись с этой акустикой вполне адекватно. Естественно, однотактник дает несколько более “пушистый” звук на НЧ – но не более того.
По кроссоверам рекомендую посмотреть сайт ALK Engineering (Al Klappenbirger) http://www.alkeng.com –> выбирайте в меню слева “Klipsch”, далее “DIY design downloads” и далее “Universal upgrade Khorn / Belle Klipsch / La Scala Crossover design”. Это один из самых лучших кроссоверов для подобной акустики.

добрый день Виктор!
Хочу повторить Вашу АС один в один. Ничего не хочу выдумывать. Но прежде очень интересно узнать какой бас у этих АС и какую музыку Вы на них слушаете? Очень низко бас мне не нужен, от 40 Гц вполне устраивает, но он должен быть четким и быстрым. Слушаю тяжелую и быструю музыку. И по расстановке, очень важно, чтоб ставить вплотную к стене и возможно в углы. Как такая расстановка влияет на звук?
Большое спасибо.
С уважением,
Владимир.

Рекомендую повторить один из этих проектов —
http://www.critesspeakers.com/cornscala-style-c.html
http://www.critesspeakers.com/cornscala-style-d.html
Это то, что вам нужно. Рупорный вариант СЧ и ВЧ позволяет размещать акустику вплотную в стене или в углах – с сохранением объемной звуковой “картинки”.

Спасибо, я знаю этот сайт и думал об этом. Вариант двухполоски понравился. Проблема в том, что надо 15″ вуферы и кроссоверы покупать у них. Если можно заменить на Eminence, то можно будет повторить их Cornscala Style D

Хм… собственно, динамики все равно придется где-то покупать – почему не у BC?
Eminence CW1526CF (aka “new” Klipsch K-33) это практически Eminence Kappa 15A (LFA) с центральным колпаком из ткани. С кроссовером там вообще мудрить особо не нужно – стандартный кроссовер второго порядка с частотой раздела 500 Гц + цепь Зобеля на НЧ. “Секретом” являются только номиналы резисторов делителя, согласующего по уровню НЧ и СЧ+ВЧ. Кроссоверы вообще лучше заказать у ALK Engineering. 🙂

Виктор,
я все понимаю. Но пересылка динамиков в Европу плюс таможня и цена получается далеко не такая как на сайте. Плюс этот сайт не несет никакой ответственности за пересылку. Не известно в каком виде они дойдут. Поэтому ищу то, что можно купить в Европе.

Источник

Оцените статью
Своими руками