- Тема: Самодельный shotgun микрофон — теория, практика, оценка результатов
- Самодельный shotgun микрофон — теория, практика, оценка результатов
- Направленный микрофон своими руками
- Немного теории
- Как сделать направленный микрофон
- Трубчатый направленный микрофон своими руками (упрощённая модель)
- Делаем направленный микрофон параболического типа
- Сделай сам своими руками О бюджетном решении технических, и не только, задач.
- Самые интересные ролики на Youtube
- Пролог.
- Трубка щелевого микрофона из шайб.
- Трубка щелевого микрофона из транзисторных хомутов.
- Трубка щелевого микрофона из металлической ленты.
- Щелевой микрофон из хомутов от транзисторов.
- Направленный щелевой стерео микрофон из металлической ленты.
- Мелкие подробности.
- Комментарии (41)
Тема: Самодельный shotgun микрофон — теория, практика, оценка результатов
Опции темы
Самодельный shotgun микрофон — теория, практика, оценка результатов
в данной теме я буду освещать процесс создания направленного микрофона с нуля.
идея создания направленного микрофона родилась у меня тогда, когда я снимал свою первую короткометражку и попросту завалил весь звук, используя паршивенькую китайскую пушку и такого же паршивенького звукача, который её держал. звук был тихим, шумным, полным паразитной реверберации, ненужных звуков и хреновой АЧХ. было решено создать качественный, остронаправленный микрофон, не потратив на это каких-то глобальных сумм денег. за основу будущего микрофона был взят капсюль из накамерного профессионального микрофона-пушки Sony ECM XM1. при жизни этот микрофон не хватал звёзд с небес — трудился себе на моей плечевой камере, записывал худо-бедно интершум на видео, да и ладно. с расстояния в 2 метра звук говорящего человека с него уже можно было считать браком. я почему-то грешил на схему его преампа и акустическое решение его интерференционной трубы без задней камеры:
внутри соневской пушки оказался капсюль трёхпроводного исполнения, который позволяет использовать самые различные схемы включения полевого транзистора. в родной схеме ток, протекающий через полевой транзистор, был примерно 0.13мА. первый свой микрофон (кардиоида) я сделал на таком же капсюле, с преампом по схеме Fenyx*а http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=2822 с ФВЧ второго порядка с частотой среза 100Гц, с которым мне помог мой хороший друг Maxim_Sed. акустическое оформление микрофона было открытым, без интерференционной трубы, в последствии сверху всё было обтянуто металлической сеткой + нейлоновой тканью:
микрофон получился неплохим, очень малошумящим, с хорошей АЧХ и хорошо защищённым от порывов ветра, но хотелось больше направленности. так же хотелось другого преампа, с более грамотной схемой включения полевика. были промоделированы различные схемы на дискретных элементах, ОУ общего назначения и недешёвых инструментальных усилителях типа INA163 (которую я таки заказал, хотя мне она ,в общем-то, уже не нужна):
после долгих скитаний моделирований, с помощью толковых советов Tetragramaton*а и Begemot*а с http://www.audio-perfection.com/forum/ я остановил свой выбор на минимизации искажений в ущерб немного более низкому шуму и выбрал схему Tetragramaton*а отсюда http://www.audio-perfection.com/foru. 6.html#pid1566, у нас похожую схему прорабатывал в симуляторе semimat http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=66583:
поговорим об акустическом оформлении микрофона.
задав себе в качестве сверхзадачи определённые параметры микрофона, перелопатив море фоток самых разных направленных микрофонов и разобрав несколько из них я пришёл к выводу, что мне нужен суперкардиоидный микрофон по архитектуре и геометрическим параметрам схожий с Sennheiser MKH 8070 и Sennheiser MKH 416. судя по тому, что мне удалось понять из фотографий потрошков данных микрофонов и почитав немного yahoo-группу micbilders https://groups.yahoo.com/neo/groups/. messages/23691 я пришёл к выводу, что в отличии от Sony ECM XM1 длинные суперкардиоидные пушки делаются с одной трубой, поперечными щелями малой ширины, малого интервала и с задней камерой с такой же интерференционной трубой. по технологическим соображениям я выбрал для своего микрофона интервал щелей 2.5мм и ширину щелей 1.2мм — очень близко к MKH8070 с его 1мм щелью и 2мм интервалом (для сравнения, у широко распространённых китайских пушек типа такой http://www.dx.com/p/professional-sta. 3#.VTQb9JPpi_Z ширина щелей 2.1мм при интервале в 3.5мм).
по совету Begemot*а я пролистал по этой теме пару интересных книжек Вахитовых http://www.twirpx.com/file/711378/ http://www.twirpx.com/file/121767/ — в них было сказано, что акустическое сопротивление щелей должно возрастать при приближении к капсюлю, а акустическое сопротивление задней части капсюля должно быть значительно выше, чем передней — в моей пушке я решу это с помощью последовательного уменьшения поперечной ширины щели от начала микрофона до капсюля и с помощью уменьшения внутреннего объёма в закапсюльном пространстве, как и у Sennheiser MKH416 (акустическое сопротивление тут автоматически увеличивается, потому как там проходит металлическая трубка с преампом диаметром 14мм — по узкому межтрубному пространству звуковой волне бежать сложнее).
перейдём к размерам!
таким образом, у меня вырисовались основные геометрические параметры будущего микрофона — материал Д1Т (смог достать только это), диаметр 20мм, толщина стенки 1мм, длина интерференционной части трубы до капсюля 260мм (104 щели) и после капсюля 110мм (44 щели), полная длина порядка 470мм.
переднюю и заднюю части интерференционной трубы я сделал различными по длине исключительно из соображения получения приемлемых геометрических размеров микрофона. вполне возможно, что в следующем своём микрофоне я сделаю их по классике, равной длины. правда, у меня есть подозрение, что в Sennheiser MKH 8070 капсюль установлен не посередине интерференционной трубы, а на самом её конце, ближе к разъёму и имеет заднее пространство с очень большим акустическим сопротивлением. в таком случае, возможно, что капсюль в этом микрофоне имеет круговую диаграмму направленности — о таких микрофонах есть упоминание у того же Вахитова.
отвлечёмся от схем, немного технологии.
как я уже говорил, материал корпуса микрофона это дюраль Д1Т с толщиной стенки 1мм. технологий изготовления узких ровных щелей в моих условиях мне виделось две, но отобрана была идеальная для меня — была собрана несложная приспособа для токарного станка, которая устанавливается вместо резцедержателя и в которой закрепляется труба микрофона. в ходе тестового пропила было обнаружено, что очень желательно внутрь трубки залить воск, в идеале сплав с капроном — тогда внутри не будет заусенцев и не будут возникать паразитные высокочастотные резонансы в процессе обработки. так же оказалось, что поверхность трубы надо мазать густым маслом типа Литол-24 — тогда на внешней части трубы не будет заусенцев и края щелей будут идеальными. сам процесс ясен из фоток:
в качестве защитной сетки для интерференционной трубы поначалу планировалось использовать нержавеющую сетку с ячейкой 0.4мм и толщиной 0.5мм, но на просторах интернета я нашёл упоминание о металлической маске кинескопа, которая имеет очень хорошие ветрозащитные свойства. такая сетка была приобретена и из неё были сделаны вставки в трубу. внутренняя часть сеток задемпфирована клеевой тканью, которая так же, как и сама сетка, не пропускает ветер (при этом со звуком проблем нет):
на этом пока всё, но продолжение обязательно последует.
Источник
Направленный микрофон своими руками
В кино про шпионов часто показывают, как они направляют небольшие параболы на людей, разговаривающих в отдалении. Не стоит думать, что подслушка на большом расстоянии является прерогативой исключительно спецслужб. Подобную аппаратуру часто используют исследователи мира животных, для записи голосов зверей и птиц, охотники, поисковики-спасатели, иногда, частные детективы и просто любопытствующие.
Профессиональные микрофоны направленного действия стоят дорого. От 6000 рублей и выше. Однако можно постараться обойтись минимумом средств и сделать направленный микрофон своими руками.
Немного теории
На слышимость разговора влияет достаточно много факторов и, главным образом, атмосферные:
- ветер;
- шум дождя, листвы;
- положение подслушиваемых собеседников — стоят ли они лицом друг к другу или расположены параллельно;
- громкость самого разговора.
Установлено, что громкость обычного разговора в 60 децибел, пройдя дистанцию в 100м, ослабляется в среднем на 40дБ. Чтобы услышать о чем говорят, и были придуманы направленные микрофоны с высокой пороговой чувствительностью.
Существует 4 вида таких устройств:
- Параболические, самые известные, где звук улавливается антенной в виде параболы диаметром от 20 до 50 см и фокусируется в ее центре, где улавливается стоящим там микрофоном. Чем больше антенна, тем выше чувствительность такого прибора. При всей простоте конструкции, у нее есть и недостатки. Она слишком громоздка и заметна и имеет плохую избирательность.
- Микрофоны, использующие принцип бегущей волны или трубчатые состоят из трубки диаметром до 30 мм, в которой по всей длине вкруговую прорезаны щели. Звуковые волны, попадая в щели, потом суммируются микрофоном. Чем длиннее трубка, а длина ее может доходить и до метра, тем выше избирательность и чувствительность. Иногда их монтируют в зонт или трость.
- Фазированная решётка представляет собой пластину, в определенных местах которой вмонтированы иногда до десятка микрофонов. Или звуководы, сигналы которых складываются в акустическом сумматоре. Приборы такого типа компактны и могут располагаться под одеждой или быть замаскированы под кейс. Недостаток — не может улавливать звук с больших расстояний.
- Градиентные, представленные в продаже аппаратами первого порядка. Профессиональные, скрытные, миниатюрные. Состоят из двух стоящих рядом микрофонов. Звуковой сигнал не суммируется, а вычитается по направлению прихода сигнала. Системы более высоких порядков не продаются.
Есть еще и такая редкая разновидность как органные или резонансные микрофоны. Конструкция представляет собой до десятка трубок различной длины и диаметра. Каждая из них улавливает звук в своем диапазоне, а затем он суммируется. Но это громоздкая и низко эффективная технология, которая не сильно популярна.
Какого бы типа не был прибор, сигнал от микрофона приходит на усилитель, а оттуда на наушники или записывающее устройство.
Как сделать направленный микрофон
- динамический микрофон МД-201 или любой другой микрофонный капсюль;
- готовый усилитель или собранный самостоятельно;
- наушники от телефона;
- 10-15 см коаксиального провода 50 или 75 ом;
- 9-вольтовый аккумулятор или батарейка;
- небольшой кусочек поролона;
- бархатная бумага, обычно продается в магазинах для поделок.
Схема направленного микрофона не очень сложна. Ее можно спаять не только на печатной плате, но и на плотной картонке.
Трубчатый направленный микрофон своими руками (упрощённая модель)
Скатываем бумагу в трубку диаметров 10 см, обязательно бархатной стороной внутрь. Длина трубки может быть до 50 см. Из поролона вырезается кружок и вставляется в торец трубки. В поролон укрепляется микрофон, припаянный коаксиалом ко входу усилителя. Наушники подключаются к выходу через любой подходящий разъем.
При такой цельной однотрубчатой системе получится отсеять все помехи от посторонних излучателей, но не получится усилить естественным путём акустическую волну от нужного источника, на который направлена трубка. Электроника, конечно, усилит сигнал, но не так качественно, как это делают серийные изделия. Всё дело в том, что на серийных изделий в направленных микрофонах трубчатого типа используется усиление полезного сигнала ещё на пути по трубке к усилителю. Делается это за счёт интерференции, получаемой от наложения акустической волны, идущей по трубке, на волны, дополнительно проникающие внутрь трубки через боковые отверстия в трубке. Можно поэкспериментировать, и наделать таких отверстий самостоятельно, но эффект скорее всего будет отрицательным, ибо там нужно всё аккуратно и чётко рассчитать, в соответствии с теорией.
Делаем направленный микрофон параболического типа
Таким же образом получится сделать и микрофон параболического типа, заменив трубку на подходящую параболу, сделанную из верхней части 5-литровой баклажки или старого отопительного рефлектора. Тут нужно суметь собрать отражённые поверхности тарелки лучи в точке установки микрофона. Помочь в этом может игра с точечным источником света находящемся на расстоянии от тестируемой тарелки-отражателя в тёмном помещении. Необходимо получить яркое пятно света на микрофоне, как на картинке справа.
Сам микрофон должен при этом быть спрятан от посторонних акустических сигналов. Чем точнее вы это сделаете, тем качественнее будет усиление полезного сигнала.
Источник
Сделай сам своими руками О бюджетном решении технических, и не только, задач.
Как сделать простой направленный стерео микрофон из всякого хлама?
Я уже описывал одну конструкцию микрофона, предназначенного для ЦФК, но его эксплуатация выявила ряд недостатков, о которых рассказано ниже. Поэтому я попытался изготовить более совершенную модель.
В результате, получилось два разных микрофона, один монофонический, а другой стереофонический.
Самые интересные ролики на Youtube
Пролог.
Первый мой самодельный микрофон имел слишком неравномерную АЧХ из-за резонанса, возникающего в трубке. Кроме этого, он позволял записывать только монофонический звук. Было решено построить более совершенную модель микрофона, но как всегда обойтись без токарно-фрезерных работ.
В ходе размышлений пришло несколько идей по изготовлению трубки щелевого микрофона без использования станков, да и самой трубки.
Трубка щелевого микрофона из шайб.
Трубу щелевого микрофона можно изготовить из шайб большого диаметра. Если в каждой шайбе просверлить по два отверстия, то можно при помощи двух шпилек собрать многослойный сандвич, а размер щелей отрегулировать с помощью мелких шайб.
У этой идеи, на мой взгляд, есть только один существенный недостаток. Для того чтобы с достаточной точностью просверлить в каждой шайбе отверстия, пришлось бы изготовить небольшой кондуктор.
Трубка щелевого микрофона из транзисторных хомутов.
Если вместо шайб использовать хомуты от транзисторов старого типа, то сверлить и вовсе ничего не придётся. Останется только собрать трубку.
Недостаток трубы, собранной из стандартных хомутов от транзисторов типа П213… П217 – большой вес. Если же применить дюралюминиевые хомуты от транзисторов типа КТ801, то можно получить достаточно лёгкую трубку. Правда, в такой трубке будет сложно разместить сразу два микрофонных капсюля, поэтому для стерео мокрофона придётся искать другое решение.
Трубка щелевого микрофона из металлической ленты.
Трубку щелевого микрофона можно изготовить из узкой металлической ленты, если свернуть её в винтовую линию на шаблоне нужного диаметра. Тогда ширину щелей можно будет регулировать изменением шага винта.
На основе этих идей я изготовил два микрофона – монофонический и стереофонический.
В этот раз я опустил некоторые подробности, касающиеся сборки микрофонов и изготовления деталей, так как в одной из предыдущих статей их уже подробно освещал.
Щелевой микрофон из хомутов от транзисторов.
Это чертёж, по которому был изготовлен щелевой микрофон из транзисторных хомутов.
- Хомут от транзисторов – дюраль.
- Гайка – сталь, М2.
- Шайба-гровер – сталь, М2.
- Шпилька – сталь, М2.
- Капсюль электретного микрофона – Ø10х7мм.
- Прокладка – кембрик.
- Экранированный кабель – Ø2мм.
- Проходная втулка – резина Ø11мм.
- Винтовая спираль – припой Ø2мм.
- Корпус – шприц медицинский – 5гр.
- Задняя стенка – шприц медицинский – 5гр.
Собрать микрофон из хомутов от транзисторов оказалось проще простого. Вот, что было использовано для сборки.
- Шайба-гровер – сталь, М2.
- Кабель экранированный с разъёмом Джек 3,5мм.
- Винтовая спираль – припой Ø2мм.
- Втулка проходная – резина Ø11мм.
- Бархат.
- Капсюль электретного микрофона – Ø10х7мм.
- Хомут от транзисторов типа КТ801, КТ602, КТ604.
- Шприц медицинский – 5 гр.
- Шпилька, гайка – сталь, М2 (шпильки были изготовлены из велосипедной спицы).
Для того чтобы сделать внешний вид более презентабельным, я обтянул корпус микрофона, изготовленного из шприца, термоусадочной трубкой. Сначала усадил переднюю часть, а в конце сборки вставил крышку и усадил хвостовую часть.
Вот, что получилось.
Направленный щелевой стерео микрофон из металлической ленты.
Это чертёж, по которому был изготовлен направленный стерео микрофон из металлической ленты.
- Винт – М1,6х5.
- Гайка – М1,6.
- Хомут – сталь, S0,3мм. (жесть от консервной банки).
- Лента – сталь, S0,5х8х50мм.
- Капсюль электретного микрофона – Ø6х6мм.
- Винт – М1,6х5.
- Перегородка – шприц медицинский 20гр.
- Втулка проходная – резина Ø11мм.
- Груз – припой Ø2мм.
- Крпус – шприц медицинский 20гр.
Для этого микрофона понадобилось совсем мало деталей.
- Кабель экранированный моно – Ø2мм.
- Кабель экранированный стерео – Ø3мм.
- Винт – М1,6х5.
- Втулка проходная – резина Ø11мм.
- Хомут – сталь, S0,3мм. (из консервной банки).
- Винт, гайка, шайба – М1,6.
- Груз – припой Ø2мм.
- Капсюль электретного микрофона – Ø6х6мм.
- Шприц медицинский 20гр.
- Лента – сталь, S0,5х8х50мм.
- Термоусадочная трубка – Ø8мм.
Для того чтобы не заниматься покраской, я покрыл стальную ленту термоусадочной трубкой, а затем свернул в винтовую спираль поз.1 на корпусе 10-ти граммового шприца.
Из корпуса 20-ти граммового шприца я изготовил корпус микрофона поз.3, а перегородку поз.2 из поршня того же шприца.
На этом этапе можно просверлить три отверстия для крепления трубки к корпусу и нарезать резьбу.
Чтобы уменьшить длину неэкранированных проводов, идущих к микрофонным капсюлям, удлинил стерео шнур двумя небольшими отрезками моно шнура. На картинке видно, как это было сделано. В качестве изоляции применена плотная бумага.
Корпус микрофона, как и в предыдущей конструкции, был обтянут термоусадочной трубкой.
Ещё одна картинка, поясняющая порядок сборки.
Вот, что получилось.
Get the Flash Player to see this player. |
А вот, как это работает.
Мелкие подробности.
При испытаниях первой пары микрофонных капсюлей выяснилось, что их АЧХ слишком сильно разнятся. В ожидании базарного дня, даже собрал небольшой стенд для проверки микрофонов без применения пайки. Купил ещё несколько капсюлей по 0,4$, чтобы было из чего выбирать. Но, первая же пара, взятая из этой покупки, оказалась согласованной по АЧХ. Больше я экспериментировать не стал.
Комментарии (41)
Страниц: « 1 2 3 4 [5] Показать все
Зетнон, да вы правы, стереоэффект не очень ярко выражен. между тем, половина фабричных микрофонов имеют перегородку, а половина нет. Но капсюли в последних расположены друг за другом под углом. Для хорошего стереоэффекта лучше использовать два независимых микрофона, расположенных под углом 90 градусов, либо два разнесённых микрофона. В данном же случае нужно было просто подать сигнал на оба канала камеры. Два микрофона звучать чуть лучше одного. Я пробовал использовать и один капсюль в резонансном микрофоне, чтобы уменьшить шум автофокуса объектива>>>
Страниц: « 1 2 3 4 [5] Показать все
Источник