Методика никитина своими руками

Игра настольная Поделка изделие Аппликация Сложи узор игра Никитина Б П своими руками Бумага

— Кубики?
— Да! Кубики! Только это не простые цветные кубики. Они задачки задают, и довольно трудные.
— Сделаем такие своими руками?

Об этой игре узнала уже давно, даже несколько лет назад сделала для сына первый пробный комплект оклеив в нужные цвета готовые деревянные кубики.
Вспомнила про них готовясь к очередному путешествию в «сказку» (об этом немного позже отдельным постиком). Хотелось разнообразить досуг детей в поезде и отвлечь их от игр на планшете и прочих современных гаджетов. Первоначальный вариант был слишком большим и тяжелым для поездок, решили усовершенствовать его.
За основу использовали заготовку для кубика из архивного картона толщиной 1,5 мм:

Всего в комплекте должно быть 16 кубиков:

Склеиваем все стороны (мы клеили на клей «момент КРИСТАЛЛ»). В итоге получился кубик со сторонами 2 см.:

Предварительно, перед разукрашивавшем, мы решили его покрасить в белый цвет:

Но потом отказались от этой затеи за ненадобностью и просто оклеили заготовку самоклеющейся плёнкой и цветной бумагой как показано на рисунке:

передняя грань — белая (на рисунке показана прозрачной),
задняя грань — желтая,
правая грань — синяя,
левая грань — красная,
верхняя грань – желто-синяя,
нижняя грань — красно-белая (линии раздела идут по диагонали и параллельны).

Вот что у нас получилось:

Вес всех 16 кубиков составляет всего 25 гр.
Карточки-схемы (всего 98 заданий + карта с русским алфавитом) распечатали на простой бумаге.
Коробочку использовали уже готовую. В итоге у нас всё компактно разместилось. Игра занимает мало места и лёгкая, что нам и было нужно:

А вот так выглядел первоначальный вариант, сделанный несколько лет назад:

Кубиков мы сделали не 16, а немного больше, что бы задания выполнялись совместно.
Вот так это было в поезде:

А в завершении об игре расскажет сам автор – многоуважаемый Борис Павлович Никитин (отрывок из его книги “Ступеньки творчества или Развивающие игры”):

Итак, “Сложи узор”.

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье — придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В игре «Сложи узор» хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу — важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Самые простые узоры-задания складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам, начиная с 1-1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двуцветным (вы увидите это, играя с малышом) — резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

Игра Никитина «Сложи узор». Сказка про море

Автор: Валентина Мезенцева

Помимо этой игры были сделаны и другие, о них тоже обязательно расскажу отдельным постиком в ближайшие дни.

Дети растут быстро, успевайте проводить с ними как можно больше времени, развивайтесь вместе играючи!

Источник

Игра “Сложи квадрат” Никитиных своими руками

Наверняка вы слышали о семье Никитиных и о их развивающих играх! Сегодня хотим рассказать вам о чудесной игре “Сложи квадрат”, которая очень нравится не только детям, но и их родителям. С ее помощью можно многому научить ребенка.

Читайте также:  Как шпаклевать углы стены своими руками

Ребенок, занимаясь с этим пособием, начинает понимать, что даже из самых причудливых форм можно сложить обычный ровный квадрат. Он учится соотносить цвета, у него развивается пространственная ориентация. Кроме того, развивается сообразительность, восприятие целого. Игра развивает внимание, концентрацию, память, мышление. А еще является отличным способом качественного времяпрепровождения с ребенком.

Эту игру можно очень легко сделать своими руками.

Вам понадобятся:

  • материал для вырезания фигурок (цветной картон, кухонные целлюлозные салфетки, цветной пластик и т. д.);
  • ножницы.

Начинаем мастерить:

  1. Вырезаем 24 квадратика размером 8х8 см. Квадратики должны быть все разного цвета.
  2. Разметьте их так, как показано на фото. Теперь разрежьте каждый квадратик по этим меткам.
  3. Обязательно поставьте номер квадрата на каждый кусочек. Только после этого приступайте к разрезанию следующего. Первый черный квадратик — это образец. Его стоит оставить целым.
  4. Вот и все! Игра готова!

Как играть?

  1. Сортировать по цветам все кусочки. Разложить их на 24 кучки.
  2. Сортировать по форме или по номерам.

Источник

Мастер-класс для родителей «Развивающие игры Б. П. Никитина с детьми младшего дошкольного возраста»

Лариса Логвинова
Мастер-класс для родителей «Развивающие игры Б. П. Никитина с детьми младшего дошкольного возраста»

Министерство образования Свердловской области

Каменского городского округа

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Кисловский детский сад «Росинка»

родительского собрания:

мастер-класс для родителей первой младшей группы

на тему «Развивающие игры

Бориса Павловича Никитина

с детьми младшего дошкольного возраста»

Подготовила: Логвинова Лариса Павловна

Занимаемая должность: воспитатель первой младшей группы

Педагогический стаж: 14 лет

Мастер-класс для родителей

на тему: «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина с детьми младшего дошкольного возраста»

Место проведения: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Кисловский детский сад «Росинка».

Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в интеллектуальном развитии ребенка.

1. Заинтересовать родителей МКДОУ играми Б. П. Никитина для использования в развитии своего ребенка.

2. Обучить родителей МКДОУ играм, способствующих интеллектуальному развитию младших дошкольников.

3. Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, развивающая игра -кубики Никитина «Сложи узор», схемы, карточки с заданиями; материал для изготовления игры; «Памятки для родителей»

План мастер-класса:

1. Вводное слово (актуальность)

2. Основная часть.

2.1. Знакомство с развивающими играми.

2.2. Как изготовить игру своими руками.

2.3. Практическая часть (выполнение заданий игры)

2.4. Представление результатов работы группы родителей.

3. Рефлексия, заключительное слово.

Ход мастер-класса

1. Вводное слово.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Представляю вашему вниманию мастер – класс на тему «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина с детьми младшего дошкольного возраста»

Я предлагаю,чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».

Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности.

Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Развивающие игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях. Развивающие игры оказывают положительное влияние на процесс систематизации знаний дошкольников об окружающем.

Сегодня я хочу познакомить с развивающей игрой «Сложи узор» и поиграть вместе с вами.

2. Основная часть.

2.1. Знакомство с развивающими играми Б. П. Никитина.

Борис Павлович и его супруга Лена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. На примере собственных детей Б. П. и Л. А. Никитины убедились, что «первые годы жизни — самое благодатное время, когда разумные заботы мамы и папы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже». В Германии и Японии эти игры выпускаются с 1990 года, а в России только с 1997 года.

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на конкретную игру «Сложи узор», т. к. Б. П. Никитин рекомендует начинать играть в нее с полутора лет, что соответствует возрасту детей нашей группы.

«Сложи узор» — одна из самых популярных игр Никитина. Игра хороша тем, что прекрасно развивает ум и интеллект ребенка, учит его решать нестандартные и сложные задачи.

Смысл игры — построить из кубиков разнообразные изображения по схеме.

Состоит из набора в 16 кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета. 16 ее кубиков окрашены одинаково, но необычно —все 6 граней каждого по-разному. Поэтому ребенок может поставить кубик на стол 12 разными способами. К игре приложено более ста рисунков с узорами, начиная с совсем простых, доступных детям в 1,5 — 2 года, и кончая очень сложными, с которыми справится не всякий взрослый.

Цель игры — развитие ребенка. Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют очень широкий диапазон трудностей.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.

В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили принцип «от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям».

Игры Никитиных развивают: зрительную память, внимание, воображение, пространственные представления; умение быстро и легко находить закономерности, систематизировать материал, комбинировать.

Абсолютно каждая игра предоставляет возможность подумать о том, как ее расширить, совершенствовать, добавить, что то новое. Использование игровых моментов и вариативность надолго увлекают малыша, показывают ему резерв его возможностей — «можно сделать еще лучше».

В результате работы по данной технологии:

1. Тренируется память, что поможет во взрослой жизни ребенка.

2. Малыш учится быстро реагировать, думать, что позволит принимать правильные решения.

3. Развивается настойчивость, и ребенок научится постепенно продвигаться к цели.

4. Расширяется познание окружающего мира, развивается пространственное мышление, воображение, чувство симметрии.

5. Кубики Никитина хорошо действуют на развитие моторики детей.

Как начать играть:

Для начала просто рассмотрите кубики вместе с ребенком. Обратите внимание малыша на то, в какие цвета они раскрашены.

Вот и первые игрыс кубиками для детей нашей группы: учим и закрепляем цвета; считаем кубики — учим понятие «количество», формируем начальные навыки счета. Затем можно показать,как из кубиков строить дорожки: одноцветные, двухцветные. Подождите, пока ребенок захочет присоединиться к вам, и продолжайте играть вместе с ним.Сначала строим одноцветные дорожки: «Посмотри, у меня получилась желтая дорожка, по ней весело прыгает белочка (используйте любимые игрушки малыша). А теперь, может, ты попробуешь построить синюю дорожку для зайчика?» (При этом повторяем и закрепляем цвета.) Когда ребенок сможет уверенно справляться с этой задачей, предложите ему составлять разноцветные дорожки.Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности: «Посмотри, какую дорожку я построила. Что ты замечаешь? — Да, один кубик желтый, другой синий, желтый, синий, желтый, какой будет следующий кубик? Продолжи дорожку. А теперь придумай сам разноцветную дорожку для своего зайчика».

Таким же образом можно научить складывать квадраты из четырех кубиков: одноцветные и разноцветные. Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к игре, и успех в продвижении “вверх по лесенке” заданий. Допустим, что малыш первый раз сложил 8 узоров – 4 “дорожки” и 4 “квадрата”. Давать ли на следующий день эти же самые 8 узоров? Или переходить к новым? Практика показала, что лучше всего воспользоваться здесь методом “ледокола”, т. е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад.На второй день можно дать несколько прежних узоров: 2–3 “дорожки”, 1 “квадрат”, а затем уже новые узоры- – сколько малышу захочется. Так, каждый раз “для разгона” надо сложить несколько прежних, уже покорившихся узоров, и только потом давать новые.

2.2. Как изготовить игру своими руками.

Для игры нужно 16 деревянных кубиков размером 30x30x30 мм, в нашем случае (40х40х40 мм).

Порядок окраски показан на рисунке 1:

передняя грань – белая (на рисунке показана прозрачной,

задняя грань – желтая,

правая грань – синяя,

левая грань – красная,

верхняя грань – желто-синяя,

нижняя грань – красно-белая.

Узоры-задания в книге сделаны в 1 : 6 натуральной величины, и для дошкольников их надо увеличить. Серию СУ-А лучше увеличивать до натуральной величины, чтобы малыш мог закрывать узор кубиками, а остальные –до 1 : 2 или как посчитают необходимым родители. Делать их удобно на плотной бумаге, на отдельных листах. Сами узоры-задания можно нарисовать красками, но лучше наклеивать узор, вырезанный из цветной бумаги (метод аппликаций).

Давайте попробуем сделать игру прямо сейчас из приготовленного мной материала.

Процесс изготовления, как вы убедились, очень прост.

2.3. Практическая часть.

А сейчас я предлагаю поиграть в эту игру.

На столе предложены карточки с узорами из всех серий. Начнем с простых узоров-заданий серии СУ.

Задание №1: Сложите узоры из предложенного набора кубиков по карточкам – схемам («Дом», «Ёлочка», «Фонарик», «Цветок», «Бабочка», «Лесенка», «Лодка», «Золотая рыбка»).

Задание №2: Придумайте сказку. Составьте предложение с учётом того образа, что у вас получились. Прислушивайтесь при этом друг к другу, чтобы уловить сюжет сказки.

Например: «Сказка про золотую рыбку» (зачитать и показать сказку родителям)

Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!

Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.

2.3. Представление результатов работы группы родителей.

Рассказ и демонстрация сказки.

3. Рефлексия, заключительное слово.

Итак, уважаемые родители, благодарю вас за участие, хочу узнать понравилась ли вам представленная развивающая игра, возьмете ли вы что-то для себя в воспитании своего ребенка?

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

master-klas-igry-nikitina_cuna9.pptx | 13406,8 Кб

Мастер-класс для родителей «Занимательные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: Познакомить родителей с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной речи у детей дошкольного возраста, укрепление.

Детский мастер-класс по рисованию «Ветка сирени» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для совершенствования технических приемов рисования кистью: плашмя, концом. Задачи: Познакомить детей с цветами.

Мастер-класс поэтапной лепки стрекозы с детьми младшего дошкольного возраста Цель: лепка стрекозы поэтапно. Задачи: закрепить знания о стрекозе, ее особенностях, внешнем виде. Развивать творчество, мелкую моторику,.

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер – класс для педагогов Тема: «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста». Воспитатель: Митина Л. В.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста» Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Задачи: 1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую.

Мастер-класс для родителей «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми среднего дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Цели: 1. Повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. 2. Заинтересовать родителей актуальностью.

Мастер-класс «Изготовление дидактической игры «Половинки» для детей младшего дошкольного возраста» Как известно, маленькие дошкольники очень любят играть с яркими, красочными картинками. Для своих трехлеток я изготовила простую, но интересную.

Мастер-класс «Изготовление игр-пазл совместно с детьми младшего дошкольного возраста» Игра – самая приятная для ребенка деятельность, внутри которой он и развивается и воспитывается. Для проведения мастер – класса мне потребуются.

Выступление для семинара «Развитие познавательного интереса у дошкольников через развивающие игры П. П. Никитина» Борис Павлович Никитин (21 января 1916 — 30 января 1999) — советский и российский педагог-новатор. Родился.

Источник

Читайте также:  Открытка для собаки своими руками
Оцените статью
Своими руками