Методика наблюдения своими руками

Метод наблюдения.
учебно-методический материал на тему

Метод наблюдения, виды его, методика организации и фиксации результатов наблюдения.

Скачать:

Вложение Размер
metod_nablyudeniya.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод наблюдения, виды его, методика организации и фиксации результатов наблюдения.

Наблюдение это древнейший метод познания. Многие выдающиеся ученые, придерживавшиеся естественнонаучного подхода, от Ч. Дарвина до К. Лоренца, признавали его главным источником получения научных фактов. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития, социологии, а с начала XX века — в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия объекта со средой.

В педагогике данному методу также уделяется большое внимание, его используют как основной метод сбора информации в процессе педагогического исследования.

Педагогическое наблюдение — метод познания педагогического процесса и явлений воспитания путем целенаправленного восприятия с помощью органов чувств или в их косвенном восприятии через описание другими, прослеживания за изменением и развитием условий и результатов педагогической практики.

Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.

Cуществуют различные приемы и методики наблюдения за поведенческими реакциями человека, позволяющие опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.

Особенностями наблюдения как научного метода являются: направленностью к ясной, конкретной цели; планомерность и систематичность; объективность в восприятии изучаемого и его фиксации; сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.

Средства наблюдения различны: схемы наблюдения, его длительность, техника записи, методы сбора данных, протоколы наблюдений, системы категорий и шкалы. Весь этот инструментарий повышает точность наблюдения, возможность регистрации и контроля его результатов. Так, серьезное внимание следует уделить форме ведения протокола, которая зависит от предмета, задач и гипотезы исследования, определяющих критерий наблюдения.

Наблюдение имеет несколько видов .

Опосредованное (косвенное) наблюдение ведется с применением вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры, или полномочных лиц, работающих по программе и заданию исследователя. Опосредованное наблюдение происходит также и при исследовании продуктов деятельности испытуемых.

Непосредственное (прямое) наблюдение имеет место тогда, когда между объектом и его исследователем имеются прямые отношения. Выделяются три позиции исследователя при непосредственном наблюдении: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель педагогического процесса; исследователь-участник педагогического процесса (включенный в состав испытуемых.

Открытое наблюдение, когда факт присутствия исследователя осознается испытуемыми. Например, исследователь присутствует в помещении, педагогическая ситуация при этом изменяется, т.к. испытуемые знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение.

Скрытое наблюдение дает более реалистичную картину. При этом используются технические средства такие, как съемка скрытой камерой, запись на диктофон. Скрытое наблюдение может также осуществляться за поведением испытуемых в тех ситуациях, когда они не обращают внимания на исследователя. В любом случае важнейшую роль играет личность наблюдателя — его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время участники привыкают к наблюдателю и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе.

Непрерывное наблюдение используется в тех случаях, когда конкретный педагогический процесс необходимо исследовать от начала и до конца в его развитии.

Дискретное (прерывистое) наблюдение применяется, когда педагогический процесс очень длительный.

Монографическое наблюдение охватывает множество взаимосвязанных явлений. Узкоспециальное наблюдение, когда вычленяется небольшая задача из целостного объекта.

Наблюдение-поиск строится так, чтобы захватить широкий круг участков и отыскать интересующие факты в педагогическом процессе. То есть, когда исследователю еще неизвестно, где искать. Этот вид наблюдения требует много времени и большой анализирующей работы.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. Стандартизированное наблюдение лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Нестандартизированное наблюдение чаще всего бывает на начальном этапе исследования. Его не следует смешивать с наивным наблюдением, так как здесь имеется, хоть и широкая, постановка вопроса.

Выборочное наблюдение направлено на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого.

Сплошное наблюдение, фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Однако эффективность метода наблюдения во многом зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

  • успех метода наблюдения в конкретном педагогическом исследовании во многом определяется личностью наблюдателя: его мировоззрением, способностями, профессионализмом, общительностью, отзывчивостью, скромностью, ненавязчивостью и другими качествами;
  • наблюдение должно служить строго сформулированным действительно научным задачам исследования и ничем не вредить тем, кого наблюдает;
  • исследователь должен непрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию и, следовательно, изменение её было минимальным;
  • наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают;

Наблюдение обычно проводится по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

  1. Определить цель, задачи стоящие перед наблюдением (для чего, с какой целью ведется наблюдение). Чем уже и точнее цели, тем легче регистрировать результаты наблюдения и делать достоверные выводы. Проводить наблюдение «вообще» или наблюдение «на всякий случай», а потом решать, как и где употребить полученные данные, бесполезно.
  2. Наметить объекты наблюдения. Ими могут быть отдельные субъекты, а также условия, явления, ситуации.
  3. Выбрать способ наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации.
  4. Разработать схему (план) наблюдения. Подготовить документы, в том числе — бланки протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю и правил пользования необходимой аппаратурой. В плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы. Заранее составляется подробный вопросник о том, что именно его интересует в этой деятельности на каждом этапе наблюдения. Детализируются качественные и количественные характеристики наблюдаемых явлений, процессов. На бланке протокола должно быть указано: дата наблюдения, исследуемый объект, явление или процесс, цель наблюдения, содержание и характер наблюдаемых действий.
  5. Подобрать адекватные способы фиксации результатов: протоколирование (словесное описание, графическая запись, стенографирование), запись на диктофон (наговаривание, комментирование, полная аудиозапись), фотографирование или видеосъемка, использование специального оборудования (динамометр, датчики, секундомер и пр.).

В процессе первоначальных наблюдений можно использовать не только составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.

Результаты наблюдений можно систематизировать в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего анализа.

  1. Выбрать методы анализа полученных результатов. Исследователь должен помнить, что недостаточно только наблюдать и фиксировать то или иное явление или процесс, необходимо обеспечить возможность последующего анализа и синтеза. Поэтому мало только «фотографировать» действительность, более значимо давать правильное истолкование наблюдаемым явлениям и фактам, вскрывать их причинно-следственную связь.

Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя .

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

К достоинствам метода наблюдения относятся:

  • наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;
  • регистрация событий в момент их протекания;
  • независимость наблюдателя от мнений испытуемых.
  • изучение предмета в целостности, в естественном функционировании.

Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод не позволяет:

  • активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;
  • наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц;
  • охватить некоторые труднодоступные явления, процессы, некоторые стороны наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);
  • делать точные замеры;
  • избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя.

На личности наблюдателя хочу остановиться подробнее, т.к. принципиальная трудность объективного наблюдения связана с однозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних факторов. На результатах наблюдения в существенной степени сказывается и уровень опыта и квалификация наблюдателя. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Так же может сказаться усталость, наблюдатель может адаптироваться к ситуации и перестать замечать важные изменения, делать ошибки при записях.

А.А.Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.

Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Возможны различные ошибки в оценке наблюдаемых фактов, связанные с различными известными эффектами.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что выдвигая исходную гипотезу, исследователь непроизвольно стремится истолковывать наблюдаемые факты в ее пользу.

Эффект ореола, приводит к неправомерному обобщению конкретных впечатлений исследователя и перенесения оценок с одной ситуации на другую.

Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Таким образом, благодаря своим достоинствам и, несмотря на недостатки, наблюдение является незаменимым методом при исследовании групп, групповых взаимоотношений, межличностных отношений, общения детей и т.д., если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Данный метод нельзя заменить каким-то иным, т.к. именно наблюдение позволяет уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц, получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Источник

Наблюдение (метод)

Наблюдение – целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта, на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемого явления (проявления поведения личности, коллектива, отдельные акты, психические реакции, речевые действия, операции деятельности и т. п. ). Разработчики методики наблюдения: М. Я. Басов, П. П. Блонский, А. С. Залужный, В. Штерн и др. (20-30 гг. ), Д. Томас, Э. Мэйо, К. Левин, В. Б. Ольшанский и др.

Цель наблюдения как метода профессионального отбора – выявить профессионально значимые особенности психологических процессов путем изучения и сопоставления внешних проявлений деятельности человека, мимики, речи и результатов его труда. Это определенным образом организованное восприятие, обусловленное задачей, стоящей перед наблюдателем, и сущностью рассматриваемого явления.

Важнейшими признаками отражающими сущность научного наблюдения, являются: замысел, соотнесение с другими методами исследования, осмысление результатов, контроль. Наблюдение является основой планирования эксперимента – метода наиболее адекватного для установления причинно-следственных отношений.

Применительно к целям профессионального отбора военных специалистов, задачей наблюдения является создание поведенческого «портрета» индивида и сопоставление его с психологическим «портретом», полученным в результате тестирования.

Наблюдение осуществляется по заранее разработанному плану, в котором должны быть определены черты личности или «отрезки поведения», подлежащие оцениванию: общее интеллектуальное развитие, нервно-эмоциональная устойчивость, физический статус, манеры поведения, характерологические особенности и т. д.

Особенности метода

1. Состав процедуры:

а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью? );

б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать? );

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать? );

г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как фиксировать наблюдаемые явления? );

д) детальная фиксация получаемой информации с использованием средств регистрации;

е) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат? какие выводы следуют из полученной информации? ).

2. Возможные задачи наблюдения:

предварительная ориентировка в объекте;

выдвижение рабочих гипотез и их проверка;

уточнение результатов, полученных с помощью других методов;

иллюстрация концептуальных положений.

3. Объект наблюдения:

отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия;

большие и малые группы, общности.

4. Ситуации наблюдения:

естественные и искусственные (лабораторные, экспериментальные);

управляемые и неуправляемые наблюдателем;

спонтанные и организованные;

стандартные и нестандартные;

нормальные и экстремальные;

различающиеся по видам деятельности и общения.

5. Предмет наблюдения – вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:

а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;

б) выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;

в) движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;

г) физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;

д) сочетание перечисленных признаков.

6. Типы наблюдения:

Наблюдение бывает чисто житейское, бессистемное и целенаправленное. В управленческой деятельности под наблюдением понимают научное наблюдение. В научных исследованиях применяются дистантное (невключенное) и включенное наблюдение.

Включенное наблюдение предполагает наблюдение «изнутри» социальной группы, когда наблюдатель становится полноправным её членом. Такое наблюдение уже давно применяется в социологических исследованиях. Включенное наблюдение обладает большими достоинствами. Оно дает возможность вскрывать многие сокровенные стороны изучаемого человека.

Однако включенное наблюдение не всегда возможно и уместно.

Наряду с ним активно используется и дистантное наблюдение, т.е. наблюдение со стороны. При таком наблюдении субъект деятельности не становится участником группы, где он изучает какую-нибудь личность. Свое поведение он организует значительно проще: главное, что от него требуется – это остаться незамеченным со стороны изучаемого лица.

открытое и скрытое (инкогнито);

стандартизированное и нестандартизированное (дневниковое);

полевое (естественные условия) и лабораторное;

случайное и систематическое;

ограниченное и длительное;

сплошное и выборочное;

констатирующее и оценивающее;

внешнее и внутреннее (самонаблюдение);

контролируемое (регистрация по заранее отработанной процедуре) и неконтролируемое;

7. Методы обработки результатов наблюдения:

сопоставление с другими наблюдениями.

8. Основные принципы:

четкая формулировка цели;

выбор единиц наблюдения;

выбор способов наблюдения в зависимости от характера изучаемых действий людей и типа социальной ситуации;

разработка соответствующей схемы наблюдения;

разработка способов фиксации наблюдаемых единиц;

использование технических, стенографических, символьно-графических средств;

выражение воспринимаемых фактов на операциональном языке, доступном другим наблюдателям;

возможность проверки объективности и надежности наблюдения другими исследователями и другими методами;

сочетание качественных и квантифицированных характеристик наблюдаемого объекта.

9. Единицы квантификации:

общее число контактов в течение определенного времени;

количество высказываний или невербальных актов в течение определенного времени;

10. Преимущества и недостатки наблюдения.

Достоинства:

непосредственное восприятие и фиксация актов социального поведения;

отражение конкретных процессов в конкретных ситуациях;

более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;

возможность проверки опосредованных способов (анкет и опросников);

снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты;

возможность целостной оценки социальной ситуации.

Недостатки:

сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя;

перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы;

утомление вследствие монотонии;

влияние наблюдаемых лиц;

трудности интерпретации вследствие искажений;

значительные затраты времени;

ошибки личностного и психологического происхождения:

а). гало-эффект, основывающийся на обобщенном впечатлении наблюдателя, оценке в «черно-белых красках»;

б). эффект снисхождения, который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему;

в). ошибка центральной тенденции, которая заключается в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов, т. к. крайние признаки поведения встречаются реже;

г). логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тес

ноте связи каких-либо качеств человека («любезность»= «добродушие»);

д). ошибка контраста, т. е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;

е). стереотипы первого впечатления, профессионального, этнического, возрастного планов.

Для руководителя наиболее характерно наблюдение за собеседником в ходе делового общения. Наблюдение – это всегда восприятие действий и операций воспринимаемого лица. В процессе наблюдения на нас каждую секунду обрушивается очень обширная информация, однако схватываем мы лишь незначительную часть.

Из всей возможной информации мы неизменно производим отбор, который зависит от нашей направленности и особенностей нашей личности. Мы часто воспринимаем то, что думаем воспринять и интерпретируем воспринятое так, как нам хочется. Это закономерность наблюдения, которую руководитель обязан учитывать, чтобы избежать субъективности.

Он должен:

а) знать особенности своей личности по наблюдению за людьми;

б) вести наблюдение различными способами;

в) планировать наблюдение.

По способности наблюдать всех людей делят на три группы:

а) те, кто правильно оценивает самих себя. Эти люди обладают высоким интеллектом и чувством человечности;

б) те, кто правильно оценивает своих друзей и знакомых. Эти люди менее общительны, чем предыдущие, но обладают более артистичной натурой;

в) те, кто лучше оценивает незнакомых людей. Эти люди умны, художественно одарены, но не вполне приспособлены к социальной жизни.

В целом считается, что сходство в деятельности собеседников ведет к более точному взаимопониманию. Однако это правило имеет и свои границы: объективнее оценивает человек, обладающий более высоким уровнем эмпатии (оптимум уровня знакомства!)

Наблюдение начинается уже при первом знакомстве с обследуемым. Учитывается то, как он входит, как садится, как смотрит на эксперта, как принимает беседу.

Отмечаются особенности походки:

быстрая походка с размахиванием рук указывает на энергичность, целеустремленность, решительность; медленная походка с опущенным взглядом, еле волоча ноги – указывает на угнетенное состояние, депрессию; подчеркнутое интенсивное движение руками, подбородок приподнят, ноги – словно деревянные, походка – принужденная, рассчитанная на то, чтобы произвести впечатление, – все это указывает на самодовольство, демонстративность, помпезность, свойственные данному индивиду; стремительная походка, руки на бедрах – соответствуют вспышкам энергии, стремлению достичь своих целей кратчайшим путем за наименьшее время; очень медленная походка в медитативной позе: голова опущена, руки сцеплены за спиной, задумчивое выражение лица – указывает на озабоченность решением какой-либо проблемы.

Выражение лица несет существенную информацию о душевном состоянии и личностных свойствах обследуемого. Агрессивно-жесткий человек, как правило, смотрит прямо в глаза, широко открыв свои, губы твердо сжаты, брови нахмурены, разговаривает сквозь зубы, почти не двигая губами. Мягкий уступчивый человек смотрит из под прикрытых век, не выдерживает взгляда в упор. В процессе общения собеседники смотрят друг другу в глаза, в среднем, от 30 до 60 процентов времени. Люди с развитым абстрактным мышлением стремятся к большему количеству контактов глаз по сравнению с конкретно мыслящими индивидуумами. Люди в большой степени склонны к контакту при выслушивании речи собеседника, чем когда говорят сами. Они также отводят глаза, когда задают вопросы, от которых они чувствуют себя неудобно, ощущают вину. С другой стороны, когда люди испытывают злобу, агрессию или уходят в защиту, продолжительность контактов взора резко возрастает.

В процессе наблюдения могут быть отмечены мимические компоненты, существенные для составления поведенческого и психологического «портретов» обследуемого.

Эти компоненты отражают:

неуверенность (ищущий вопрошающий взгляд, полуоткрытый рот, как будто вопрос или высказывание не договорены до конца);

гнев (наморщенный лоб, сдвинутые брови, раздувающиеся ноздри, желваки на скулах);

депрессию (застывшее грустное выражение лица, заторможенность, опущенные углы рта, тусклый безразличный взгляд);

эйфорию (радостное выражение лица, блестящие живые глаза);

сензитивность (слезы на глазах, выражение робости, длительное сохранение ориентировочной реакции);

низкое интеллектуальное развитие (бедная, стереотипная мимика, полуоткрытый рот, непонимающий взгляд, неадекватные эмоциональные проявления, бессмысленная улыбка, дурашливый смех);

галлюцинаторные восприятия (взгляд долгое время устремлен в одном направлении, поза прислушивания, бормотание) и др.

Имеет значение пантомимика обследуемого: осанка, поза, жестикуляция, автоматизированные элементарные (тики) и генерализированные (вздрагивание и т. п. ) двигательные реакции, общая двигательная активность.

Сгорбленная осанка, опущенная голова, застывшая мимика – чаще всего указывают на депрессивное состояние, возможны идеи самообвинения, мысли о самоубийстве.

Горделивая осанка, поднятый подбородок, взгляд свысока – указывают на самодовольство и честолюбие человека. Если такая осанка сочетается с украшением символическими знаками, это может указывать на наличие у индивида бредовых идей самовозвеличивания.

Скрещенные на груди руки указывают, как правило, на защитную позицию человека. Скрещенное положение рук может быть и не связано с позицией защиты, а являться элементом комфортной позы. В этом случае кисти рук расслаблены. Определенно о защитной позе свидетельствует сочетание скрещенных на груди рук со сжатыми кулаками или напряженными пальцами. Защитную позицию усиливает скрещенное положение ног. Если в положении сидя «нога на ногу» человек покачивает верхней, это обычно указывает на то, что ему наскучила ситуация.

Об отсутствии защитной позиции свидетельствуют: расслабленные руки, расстегнутая куртка (пиджак и т. п. ), наклон корпуса в сторону собеседника. О заинтересованном внимании говорит легкий наклон головы, взгляд, устремленный на собеседника. Когда человек утрачивает интерес, положение головы выпрямляется, плечи сначала поднимаются, затем опускаются, взляд начинает блуждать по сторонам, часто корпус собеседника принимает ориентацию в сторону выхода из помещения.

Демонстративное выражение скуки – полное безразличие, жест «голова в руке», т. е. голова лежит на ладони, глаза полуприкрыты.

Жест «рука подпирает щеку», поза роденовского «Мыслителя», обычно указывает на состояние размышления о чем-то. Жесты: потирание подбородка в процессе беседы, снимание очков и тщательное протирание их стекол, захватывание носа в неплотно сжатую горсть, соединенное с прикрыванием глаз – свидетельствуют о протекании сложного процесса размышления (оценивания), о большой сосредоточенности над принимаемым решением.

Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем, выражает сомнение или затруднительное положение. У некоторых лиц эквивалентным по значению являются жесты касания мочки уха, протирания глаз. Если собеседник опирается подбородком на кисть руки, при этом указательный палец вытянут вдоль щеки (по носогубной складке), а остальные располагаются ниже рта, это, как правило, свидетельствует о критическом подходе к словам партнера. Если этот жест сопровождается наклоном тела от партнера – тон оценки явно негативный.

Комплекс жестов отрицательной оценки: сложенные на груди руки, отклонение тела назад, скрещенные ноги, отворачивание лица в сторону («нос воротит») или наклон головы вперед, взгляд исподлобья (взгляд «поверх очков») – сигнал о неэффективности выбранной тактики беседы. В этом случае предпочтительнее отказаться от «лобовой атаки» и оставить «больные» вопросы до более благоприятного момента, перевести разговор в другое русло, чтобы снизить напряжение собеседника.

Если человек не старается смотреть на собеседника, то, скорее всего, он что-то скрывает. На это указывает также жест «рука (чаще левая) прикрывает рот» после реплики, как если бы человек хотел остановить свою речь, но слова уже слетели с губ. О том, что человек скрывает свои намерения, может свидетельствовать поза, когда локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой – кисти рук, расположены прямо перед ртом.

Наоборот, если пальцы кистей рук соединены наподобие купола (одноименные пальцы прикасаются кончиками друг к другу), это означает доверительность и уверенность в себе. Руки могут быть соединены таким образом на разных уровнях. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях (в положении сидя) или чуть выше пояса (стоя). Лица, занимающие руководящее положение, как правило, держат руки тем выше, чем выше их ранг. Более мягкая форма этого жеста – пальцы накладывают друг на друга (пальцы одной кисти прикрывают пальцы другой кисти), обычно, также означает доверие.

Жест «руки сжимают друг друга» (кисти охватывают одна другую, пальцы напряжены) наблюдается, когда человек попал в сложную переделку, например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него.

Тесно сцепленные руки, пальцы переплетены – жест подозрительности и недоверия. Если при сцепленных руках большие пальцы начинают массировать друг друга, это указывает на потребность в усилении уверенности, тенденцию к перестраховке. Для женщин типичный жест потребности в усилении своей уверенности – медленное и изящное поднимание рук к шее. Если надето ожерелье, то рука притрагивается к нему, как бы проверяя, на месте ли оно. Похожее или более энергичное движение у мужчины на завершающем этапе маскируется тем, что рука поглаживает шею или поправляет сзади воротник рубашки («жарко под воротничком»). Этот жест бывает связан с чувством облегчения после миновавшей опасности, с разрешением неприятной ситуации.

Поза «руки на бедрах» (в положении стоя), или «одна рука опирается на колено предплечьем, другая – ладонью» (в положении сидя), – указывает на готовность к действиям: выполнению задания, завершению разговора, принятию решения.

В процессе наблюдения у испытуемого могут быть выявлены разнообразные автоматизированные элементарные движения (мигание, наморщивание лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также – покашливание, «хмыкание», «хрюкающие» звуки (так называемые респираторные тики). Эти редуцированные двигательные акты возникают в результате фиксации того или иного защитного действия, первоначально имевшего целесообразный характер. В некоторых случаях такие невротические тики сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжением, навязчивым стремлением к их повторению, то есть являются элементами симптомокомплекса невроза навязчивых состояний. Если сопутствующих психопатологических явлений не наблюдается, то эти двигательные автоматизмы называются психопатологически недифференцированными невротическими тиками.

Определенное диагностическое значение имеет оценка общей двигательной активности. Высокая двигательная активность, достигающая уровня двигательной расторможенности, характерна для лиц с преобладанием гипертимных черт характера. Лиц шизоидного типа отличает скованность движений, застывание в определенных фазах движений, двигательные стереотипы, ритуальные движения и автоматизмы. Лицам эпилептоидного типа свойственна определенная контрастность в психомоторике: медлительность, тяжеловесность, плохая переключаемость движений и, в то же время, импульсивность, склонность к бурным двигательным разрядам. Для лиц, находящихся в состоянии депрессии, характерны вялые замедленные движения.

Важную информацию, отражающую состояние и свойства испытуемого, несут особенности голоса и речи: сила и тембр голоса, интонация, темп речи, плавность. Возбуждение, гнев, восторг вызывают усиление и повышение тона голоса. Неуверенность, сомнения приводят к замедлению речи, растягиванию слов. Удивление, испуг сопровождаются непроизвольными восклицаниями. Волнение, страх вызывает дрожание голоса, усиление заикания. Невротическое заикание, как правило, связано с перенесенными острыми психическими травмами (сильный испуг в детстве, разлука с родителями, внезапное изменение привычного жизненного стереотипа – например, определение в детские ясли, сад и т. д. ). Помимо заикания, может наблюдаться другое нарушение речи, так называемое спотыкание (potern). Спотыкание связано не с судорогами артикулярных мышц, разнообразными нарушениями темпа и ритма речи (ускоренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму). При этом наблюдаются также дефекты артикуляции (смазанность речи), неожиданные колебания громкости, монотонность, затрудненное нахождение слов, нечеткая формулировка фраз, беспорядочная перестановка смысловых ударений. В генезе спотыканий большое значение имеет остаточные явления ранних органических поражений головного мозга.

Интонация подчас более информативна, чем содержание речи. Одна и та же словесная формулировка может быть высказана в спокойно-дружеском, бесстрастно-описательном, настойчиво-просящем, насмешливом, жалобном или возмущенном тоне.

Темповые особенности речи являются важнейшими признаками темперамента человека: для подвижного типа характерна быстрая, стремительная речь, почти без пауз; для инертного – замедленная, с длительными паузами. Замедленная, вязкая, обстоятельная речь, с частыми персеверациями, склонностью к деталям типична для эпилептоидов.

Замедленная, примитивная речь с длительными паузами, отражающими затруднения в формулировании самых элементарных фраз, свойственна лицам с низким интеллектуальным развитием. Медленная тихая, иногда еле слышная, речь, как бы через силу шевелящиеся губы – отличают лиц, находящихся в состоянии депрессии.

В процессе наблюдения могут быть отмечены внешние признаки вегетососудистых реакций: покраснение или побледнение кожных покровов, гипергидроз или сухость кожи, тремор век и пальцев, изменение ритма дыхания и др. Выраженность этих реакций указывает на определенную эмоциональную лабильность индивида или на значимость для него актуальной ситуации.

Учитывая многозначность связей внешних признаков и субъективной психической реальности, индивидуальную специфичность поведенческих и вегетативных реакций, возможность симуляции, диссимуляции и установочного поведения испытуемых, следует придерживаться следующих правил наблюдения:

при наблюдении какой-либо значимой особенности поведения в той или иной ситуации, надо попытаться зафиксировать эту особенность при повторении ситуации, а также в других ситуациях, отличающихся от первоначальной. Такой подход позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей; не спешить с выводами. Любое предположение относительно психической реальности, вызвавшей то или иное поведение, требует проверки, сопоставления с альтернативными гипотезами; рассматривать частные условия появления наблюдаемого поведения в сопоставлении с общей ситуацией (процесс обследования, возрастные особенности и т. д. ), что позволяет более точно понять смысл наблюдаемого; регистрацию данных наблюдения желательно производить постфактум, чтобы не внести дополнительные искажения в наблюдаемое поведение. Запись должна быть фактологичной, содержать не только выводы, но также описание ситуации и зафиксированное явление; результаты наблюдения учитываются при вынесении заключения о профессиональной пригодности. Они оцениваются в комплексе со всеми имеющимися данными об испытуемом.

Наблюдения обычно дополняются рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относится, в частности, фотографирование или киносъемка рабочей позы и выражения лица обследуемого, показаний наблюдаемых им приборов и индикаторов, направлений взора и рабочих движений. Важно все это делать так, чтобы не отвлекать его от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными. Для регистрации речи может использоваться магнитофон.

Наблюдение может быть уточнено помощью замеров. Это могут быть замеры времени и последовательности труда и отдыха в течение всего рабочего дня или суток (фотография рабочего дня), замеры времени выполнения отдельных действий и движений (хронометраж). Кроме того, в практике наблюдения применяются замеры латентных периодов различных сенсомоторных и сенсоречевых реакций, включенных в изучаемую деятельность. Для этой цели используются те же указанные выше технические средства. В процессе наблюдения производятся также замеры физиологических показателей человека: частоты пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активности сердца, головного мозга, мышц и т. д.

Большое значение при наблюдении принадлежит анализу ошибочных действий обследуемого. Анализ характера ошибок, причин их возникновения позволяет наметить реальные пути их устранения.

Целенаправленное и систематическое применение метода наблюдения за внешними проявлениями деятельности военнослужащего в период службы позволяет уточнять результаты других методов изучения его профессионально важных качеств (направленности личности, характера, способностей и других).

Обладая несомненными достоинствами, метод наблюдения имеет и один существенный недостаток. Наблюдение не вносит изменений в изучаемую деятельность, поэтому в ходе его не всегда могут проявится именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя.

Наблюдение, как метод психологического исследования, позволяет выявить профессионально значимые особенности не только путем изучения и сопоставления внешних проявлений деятельности человека, мимики, речи, жестов и т. д. , но и путем изучения следов, оставляемых на теле обследуемого (шрамы, порезы, наколки и татуировки) в ходе дослужебной социализации (см приложение.).

Наблюдение за поведением больного. Этот старейший способ психологического исследования сохраняет первостепенное по важности место в медицинской психологии. Фактически он сопровождает многие другие методы исследования (собирание анамнеза, выполнение тестов и др. ). Его главное преимущество в том, что более всех других методов психологической диагностики, используемых в медицинской психологии, наблюдение позволяет увидеть поведение больного во всей широте его проявлений и, следовательно, получить о больном наиболее полное представление. Мало того, наблюдение уже в самом процессе исследования позволяет разделить в поведении больного важное и малосущественное и обратить особое внимание на первое.

Недостатки метода наблюдения в том, что оно требует много рабочего времени, а результаты его еще более, чем при других методах психологической диагностики, зависят от опыта исследователя и его индивидуальной способности – наблюдательности прежде всего. Наконец результаты наблюдения трудно поддаются количественной оценке. Попытки формализовать результаты наблюдения ведут к тому, что в той или иной степени утрачивается первое преимущество этого метода – возможность видеть поведение во всей полноте его проявлений. Задачей наблюдения как метода психологической диагностики является оценка двух показателей – психического состояния больного и особенностей его личности. Пользуясь методом наблюдения, следует всегда помнить, что оно, будучи даже самым искусным, отнюдь не гарантирует от ошибок, которых здесь бывает не меньше, чем при других методах психологической диагностики. При наблюдении приходится сталкиваться не только со случаями симуляции, т. е. нарочитым изображением каких-либо расстройств или особых форм поведения.

Гораздо чаще приходится встречать диссимуляцию, т. е. намерение утаить проявления своей болезни, особенности своего состояния, свои переживания, свое отношение к чему-либо и даже черты своего характера. Близко к симуляции и диссимуляции примыкает установочное поведение, которое отличается от них тем, что поставленная цель достигается более искусными путями.

Наблюдение требует постоянного стремления к объективности со стороны самого наблюдателя. Наблюдатель должен непрестанно следить за собой, проверять самого себя, не являются ли те или иные его оценки, заключения, изложение наблюдавшихся фактов в поведении обследуемого плодом его, наблюдателя, пристрастности, проявлением симпатии или антипатии к объекту наблюдения. Полностью устранить влияние данного фактора вряд ли возможно, но постоянно стараться ограничить его действие необходимо. Требуются опыт, выработка определенных навыков наблюдательности.

Наблюдение как метод психологической диагностики начинается с первого контакта с обследуемым. Уже здесь могут достаточно отчетливо выступить общительность или замкнутость, живой, веселый нрав или склонность к унынию, тревожная озабоченность или нарочитая бравада, подчеркнутая деликатность или быстро утрачиваемое чувство дистанции, неторопливая обстоятельность или суетливость в мыслях и действиях, болтливость либо осторожная осмотрительность в ответах, сдержанность в проявлении чувств или эмоциональная лабильность. Все это дает немало материала и для оценки психического состояния, и для суждения о личности, в особенности о типе акцентуации характера.

Во время ответственного осмотра обследуемого специалистами перечисленные и другие особенности поведения могут выступить с еще большей полнотой.

Регистрация наблюдений может осуществляться двумя основными способами. Все виденное можно записывать «свободным текстом» в виде неформализованной записи или отмечать на специально разработанных картах и схемах. Важно иметь ввиду, что при изложении результатов наблюдения виде неформализованной записи она должна содержать толь наблюдавшиеся факты, а не мнение наблюдателя о них. Специального рассмотрения требует использование для наблюдения за обследуемыми различных технических средств (видеомагнитофоны, скрытые камеры и т.п. ). Прежде всего надо отдавать себе отчет, что это – не методы наблюдения, а только технические его приемы. Все трудности оценки результатов остаются прежними. Кроме того, хотя психологическое наблюдение за больным должно быть по возможности малозаметным и во всяком случае ненавязчивым, но ни в коем случае оно не должно быть тайным, что недопустимо по этическим соображениям.

Наблюдение применяется при всех видах профессионального отбора.

При индивидуальном наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) военнослужащего, позволяющие оценить военную и военно-профессиональную направленность, морально – психологические и другие профессионально важные качества.

Предметом изучения при наблюдении за группой военнослужащих (учебным подразделением, расчетом, экипажем, боевым постом) являются характер межличностных отношений, структура группы, стадия развития группы.

При наблюдении за военнослужащим оцениваются поступки и действия, связанные:

с выполнением распорядка дня, точностью выполнения приказов (распоряжений) начальников, требований служебных инструкций, характера подчинения приказам;

с познавательной активностью (успеваемость, активность на уроках, стремление к совершенствованию знаний, умений и навыков);

с особенностями поведения в группе (статус в группе, характер общения, поведение в конфликтных ситуациях, отношение к формальному лидеру);

с характером индивидуальных увлечений, склонностей.

При наблюдении за группой военнослужащих оцениваются поступки и действия членов группы, связанные: c отношением к целям воинской деятельности; с отношением к распоряжениям прямых (непосредственных) начальников оценкой их личности; с характером межличностных отношений в группе; c характером межгрупповых отношений.

При наблюдении за военнослужащими, являющимися неформальными лидерами или пользующимися авторитетом среди военнослужащих группы, оценивается характер и направленность лидерства.

Особое внимание обращается на военнослужащих, у которых наблюдаются: жалобы на усталость, ухудшение памяти, затруднения мышления, ощущения тяжести в голове, головные боли, боли в области сердца при выполнении объема обычной служебной (учебной) нагрузки; ухудшение или потеря аппетита, расстройства сна; снижение контроля над эмоциями; изменение общего фона настроения (неадекватное ситуации понижение или повышение); сокращение круга контактов, интересов, безразличие к себе и окружающим.

Такое поведение может служить признаком проявления нервно – психической неустойчивости или суицидальных тенденций военнослужащего, поэтому такие военнослужащие подлежат включению в «группу риска» и для них обязательна консультация у врачей – психоневрологов (психиатров), психологов части для последующего решения вопроса о профессиональной пригодности.

Наиболее активно на первом этапе отбора наблюдение, в интересах профессионального отбора, следует использовать: в пути следования команд пополнения; в период адаптации военнослужащего к военной службе; при неблагоприятном для военнослужащего развитии событий в личной жизни, служебных взаимоотношениях и (или) в отношениях внутри группы военнослужащих.

Наблюдение за действиями, поступками и поведением военнослужащих на втором этапе отбора осуществляют прямые (непосредственные) начальники и обучающий состав учебных воинских частей при отборе личного состава караулов и спецподразделений, кандидатов на сержантские (старшинские) должности, перед окончанием базовой подготовки в учебных частях, перед увольнением в запас военнослужащих.

Оценки поступков и действий по результатам наблюдения являются экспертными оценками и дополняют (уточняют) другие методы изучения профессиональной пригодности военнослужащих.

HАБЛЮДАЕМЫЕ СИТУАЦИИ ПО ИЗУЧЕHИЮ МОЛОДЫХ СОЛДАТ С ОТКЛОHЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕHИЕМ

Ситуация наблюдения Вид наблюдения Категория наблюдения Единицы наблюдения Наблюдатель
Перерывы во время занятий Скрытое включенное Тематика разговоров: пьянство; секс; агрессия; корысть и другая. Продолжительность разговоров по каждой теме (можно периоду наблюдения); яркие эмоциональные проявления (какие, количество раз) Подготовленный из рядового или сержантского состава
Личное время военнослужащих Скрытое невключенное Заинтересованность Группы общения военнослужащих инициаторы общения Состав групп (постоянный, переменный); кто инициатор общения (сколько раз за период наблюдения) Военный психолог, социолог, подготовленный офицер, прапорщик
Kонфликт Открытое невключенное Конфликтующие стороны зачинщики конфликта распределение других ролей; Продолжительность конфликта (время); интенсивность (количество каких-либо действий в единицу времени); динамика (продолжительность отдельных этапов в развитии конфликта); средства достижения своих целей, используемые сторонами. наименование и частота использования) Военный психолог командир

В качестве пояснения к таблице необходимо заметить, что регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки предмета наблюдения являются категориями наблюдения. Категории наблюдения могут быть описательными и оценочными. Описательные категории наблюдения фиксируют конкретные фактические проявления количественно-качественных показателей объекта, например, количество проступков, совершенных военнослужащим за определенный период. Оценочные категории наблюдения фиксируют оценку наблюдателем состояния проявляемых свойств. Так, реакция сослуживцев на высказывание воина (положительная, отрицательная или нейтральная) может служить косвенным показателем его авторитета.

Данные категории конкретно проявляются в единицах наблюдения. Единицами наблюдения принято считать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения, например: каждый факт пререкания, грубых действий, уклонений от выполнения хозяйственных работ и т. д.

Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы:

а) карточка наблюдения предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, закодированном виде. В ходе наблюдения наблюдатель может использовать несколько карточек (по одной на каждую единицу наблюдения);

б) протокол наблюдения предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. он отражает в себе алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) дневник наблюдения – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

Примерный перечень вопросов, фиксируемых в регистрационных документах:

Наблюдаемые. Кто они, сколько их? Род занятий, характер взаимоотношений? Структура коллектива?

Обстановка. Где? В каких условиях проходят действия наблюдаемых? Чем может отличаться их поведение в ситуациях ? Чем могут заниматься? Какие действия можно ожидать в этой обстановке? Какие действия будут неожиданными?

Цели действий наблюдаемых. В чем состоят основные функции участников действий? Какие цели преследуют (официальные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают с задачами коллектива, с целями других участников, какие не совпадают?

Поведение. Что и как конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Каковы стимулы и мотивы, вызывающие участие в действии, ту или иную форму поведения? Как внешне выражается эмоциональное отношение к действию? Каковы: напряженность, постоянство, продолжительность отдельных форм поведения? Каков эффект отдельных форм поведения? Что следует за ним и как он воспринимается самим наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется действие после достижения определенного результата?

Частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций. Когда возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальная или повторяемая? Часто возникает? В каких показателях может быть зафиксирована? Что вызывает ее и что сдерживает ее возникновение? Насколько типична?

Данные о процедурах наблюдения и оценка их эффективность Краткие сведения о наблюдателе, в том числе сколько раз проводил наблюдение ранее?

Время заполнения методических документов наблюдения, регистрация данных (до, после наблюдения, когда именно).

Выполнение требований программы. Отклонения условий наблюдаемой ситуации от заданных в программе. Какие требования удалось выполнить?

Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации признаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения.

Оценка включенности наблюдаемой ситуации. Насколько замечен участниками факт наблюдения и какова реакция на факт наблюдения? Какова степень общения c наблюдаемыми военнослужащими ? Какого рода контакты возникали с ними в ходе наблюдения?

Оценка эффективности. Необходимость повторного наблюдения или проверки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода наблюдения для решения данной исследовательской задачи.

При записи результатов наблюдения наряду с вышеописанным инструментарием может использоваться также кино и видеоаппаратура. Запись производится чаще всего в ходе наблюдения В отдельных случаях, когда по условиям обстановки это невозможно, запись производится по свежим впечатлениям сразу же после наблюдаемых событий.

В заключение следует отметить, что непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности При этом ряд существенных психологических компонентов. определяющих поведение, не имеет внешних проявлении и, следовательно, не может быть выделен методом наблюдения. Нельзя, например, с его помощью выявить ход мыслительной деятельности, скрытые эмоциональные состояния. В связи с этим даже в тех исследованиях, где метод наблюдения является ведущим, применяют ряд форм метода опроса, другие дополнительные методы.

Источник

Читайте также:  Органайзер для конфет своими руками
Оцените статью
Своими руками