- Мастер-класс: «Изготовление пособий по развитию математических представлений у детей своими руками» методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
- Ход мастер — класса.
Мастер-класс: «Изготовление пособий по развитию математических представлений у детей своими руками»
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа) по теме
Мастер-класс разработан совместно с воспитателем Локтевой Полиной Алексеевной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo.docx | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ «Научно методический центр»
города Губкина Белгородской области
« Изготовление пособий по развитию математических представлений у детей своими руками »
Методическое объединение воспитателей подготовительной группы
Подготовили: воспитатели МБДОУ
Детский сад общеразвивающего вида
№34 «Игрушка» Локтева П.А. Фоминова Е.С.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
В старших группах продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах.
Обучение проводится на протяжении трех кварталов учебного года. В четвертом квартале рекомендуется закреплять полученные детьми знания в играх, на занятиях физической культурой, на прогулках и в повседневной жизни.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.
Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций).
Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.
Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.
При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. В связи с этим и было разработано данное пособие «Математический сундучок».
Математический сундучок своими руками
Данное пособие предназначено для детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Цель пособия: развитие математических представлений у старших дошкольников через игру». Использование игр позволяет повысить интерес дошкольников к математике. Применяя данное пособие, педагог, формирует понятие числа, подводит к понятию геометрическая форма, учит ориентироваться во времени.
1. Закрепить знание цифр от 0 до 10.
2. Закрепить понимание отношений между числами натурального ряда.
3. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта.
4. Иметь представление о геометрических фигурах.
5. Развивать представление о времени.
Используя данное пособие дети учатся самостоятельно рассуждать и принимать правильное решение.
В пособии разработано 4 направления.
1. В направлении «Количество и счёт» , детям сначала предлагается задание на пересчитывание, отсчитывание, определения цифр. Это позволяют сделать игры «Цифровой конструктор», «Больше, меньше или равно», «Состав числа», «Грибочки», «Испеки оладушки».
2. Направление «Форма и цвет» знакомит детей с плоскостными фигурами и помогает закрепить цвета. В этом им поможет игра «Закончи ряд». В процессе игры у детей развивается умение анализировать форму знакомых предметов.
3. Направление «Ориентировка во времени» формирует развитие представлений о днях недели, развивает наблюдательность. Игра «Дни недели».
4. Блок «Ориентировка в пространстве» предлагается детям на шахматной доске в игре «Пуговички-шашки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие помогает воспитанникам легко и свободно запомнить название цифр.
Дидактическая игра «Моя любимая кукла». Эта игра сделана своими руками. Пособие для младших дошкольников по развитию речи.
Мастер-класс разработан совместно с воспитателем: Фоминовой Екатериной Сергеевной.
Мастер-класс для педагогов.
дидактическая игра по формированию трудовых навыков у дошкольников.
Конспекты дидактических игр для развития математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых пособий ПМК «Мозаичный ПАРК".
дидактические игры по развитию математических представлений во второй младшей группе.
Источник
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
галина шмараева
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Цель. Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений.
Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.
Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 5-6 лет.
Игры. «Вылепи цифру», «Составь фигуру» (с использованием «коломбово яйцо», счётные палочки, «Разложи фигуры» (с использованием блоков Дьенеша, «Ребусы», презентации с задачами.
Задача. Развитие логического мышления, воображение, умственные способности; находить объект по заданным свойствам, развитие творческих и комбинаторных способностей, освоение классифицировать множества по двум-трём свойствам: цвет и форма, размер и форма; закреплять знания геометрических фигур; умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить.
Материал и оборудование. Обручи (красный, синий, зеленый, квадраты Никитина, «Коломбово яйцо», «Листик», блоки Дьенеша; пластилин; дощечки для пластилина, магнитная доска, карточки с магнитами для игры «Реши головоломку» карточки-ребусы.
Ход мастер — класса.
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Начиная работу было бы неплохо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.
Один из тестов предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображение пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то,что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:
1. «Математический домик» — украшен цифрами
2. Домик для грамоты – буквами
3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.
4. Игрушка – здесь можно играть.
Воспитатель спрашивает ребенка:
«Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом –играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»
Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.
Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.
Начнём с первого игрового задания «Вылепи цифру». Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ответ.
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою. (4)
Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Где в ней ноги, голова. (8)
Цифру эту угадайка!
Она большая зазнавайка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру. (3)
Для детей это оказалось не так просто.
А теперь мы разделимся на две команды. Одна команда будут дети возраста 5 лет, другая – 6 лет. Для этого вы должны вытянуть карточки с цифрами от 1 до 6. Те, кому попадутся цифры 1,2,3 будут дети старшей группы, а кому попадутся цифры 4,5,6 будут дети подготовительной группы.
Вторая игра называется «Составь фигуру». Для этого мы будем использовать «Коломбово яйцо» для детей старшей группы, «Ракета» для детей подготовительной группы «Бабочка».Ваша задача: составить изображение по схеме.
Следующая игра «Разложи фигуры» (проводится с блоками Дьенеша).
Это задание для старшей группы: Кот Васька побывал в Городе Геометрических Фигур и перепутал все дома и улицы. Жители города так расстроились, что забыли, кто в каком домике живет. Вы должны помочь им расселиться в новом городе. (На пол кладутся два обруча так, что бы образовалось три части города, три отдельных области (пересечение). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые. («Дети» — педагоги должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселяться фигуры,обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые).Дети отвечают на вопрос: «Какие фигуры лежат вне обоих обручей?» (Все не красные и не круглые: синие, желтые, зеленые, треугольные, квадратные).
А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой.Задания:
1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (6)
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (7)
3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (8)
8. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (13)
9. Сколько очков, столько язычком щелчков. (14)
11. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (16)
Для детей подготовительной группы я предлагаю игры «Гараж». Игра подходит для отработки состава числа. (ПРез.)
Ну и на конец самое интересное для детей – это конечно же графический диктант. Для всех он будет одинаковый. (Зеркальное отражение).
В свободной деятельности детям давала «Математические раскраски», «Посчитай предметы», «Найди правильную цифру».
Итак, я хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но нащи воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
Спасибо за участие. В заключении я хотела бы поделиться со всеми своими пособиями.
Источник