Mind Maps для изучения иностранного языка
Недавно я начала активно использовать ментальные карты в моих занятиях языками. Меня удивил этот способ своей близостью тому, как мы в принципе думаем. Мы же не мыслим линейно (я нет:), а вести записи нас всегда учили именно так, сверху вниз и по полочкам.
Теперь у меня нет языковой тетрадки, зато есть языковой альбом ! Я рисую карты, фигурки, и радуюсь появившемуся размаху и свободе.
Хочу поделиться с вами, как и для каких аспектов языка, можно использовать этот чудесный способ.
Грамматика
Ментальные карты отлично подходят для осознанной работы с грамматикой. Они помогают с одной стороны все разложить по полочкам, с другой – обобщить имеющиеся знания с систему.
- Во-первых, карты стоит использовать при изучении отдельной грамматической темы. Обычно она включается в себя форму и случаи ее употребления. Это особенно справедливо для изучения системы времен, поскольку почти у каждого есть несколько ситуаций использования.
Как пример, хочу взять английское время Present Continuous.
Your browser is not able to display frames. Please visit Present Continuous verb+ing on MindMeister.
Однажды проработав тему вот таким образом, вы создадите для себя визуальное представление о том, насколько она объемная, а в последствии к ней легко можно будет вернуться и повторить забывшиеся моменты.
Я считаю, что карты лучше рисовать от руки. Здесь я даю образцы, созданные в программе MindMeister, чтобы все было легко разобрать. И конечно, это очень удобный инструмент. Однако я традиционно предпочитаю блокнот и ручку, когда занимаюсь сама.
Кроме того, очень полезно дополнять карты рисунками. Любыми образами, которые приходят к вам в голову при разборе темы.
- Во-вторых, это отличный инструмент для обобщения ваших знаний.
За пример опять возьму систему времен в английском. Известно, что на первых порах различать их помогают так называемые ключевые слова, т.е. ряд наречий, которые как правило употребляются только с конкретным временем.
Карта, иллюстрирующая эти слова, хороший помощник.
Your browser is not able to display frames. Please visit Key Words for English Tenses on MindMeister.
Слова
Ментальные карты – замечательная альтернатива традиционной записи слов. Думаю, что если ты любишь порядок в записях, новые слова ты записываешь в 2 или 3 колонки. У менее организованных личностей слова могут копиться на отдельных листах бумаги. А я предлагаю завести альбом или скетчбук! В нем мы будем рисовать карты слов, создавая между ними образные или логические связи.
Сначала про логику
- Самое очевидное применение ментальных карт – это для записи слов одной категории. Т.е. еда, одежда, животные, транспорт и т.д.
- Полезно группировать ключевые фразы на важные для вас темы.
А теперь образы
- Таким образом можно выписывать новые слова при чтении и прослушивании. В центр вы помещаете название источника, а вокруг как лучи солнца располагаете новые слова. Это можно делать по ходу чтения, а потом заглянуть в словарь и узнать перевод.
- И, наконец, процесс создания карты можно использовать как способ запомнить необходимый набор слов. Для этого нужно создать между этими (возможно, разрозненными словами) связи, который понятны вам, и это изобразить на карте.
Посмотрите мой пример на фото. Я взяла слова из списка и выделила одно (крепость), которое поставила в центр. Затем я просматриваю свой список и нахожу слова, которые в моем воображении связываются с крепостью, и рисую ответвления (часовня, свинопас и бархат). Потом нахожу то, что можно связать с этими тремя.
Чтение
Создание ментальных карт при чтении на любом языке способствует
- вдумчивому чтению и анализу
- запоминанию прочитанного
- готовая карта – самый быстрый и удобный способ повторить материал
Это своеобразный конспект, который я бы рекомендовала попробовать ввести в рутину студентам и всем тем, кто не хочет проглатывать книги, а помнить прочитанное, чтобы при случае воспользоваться знаниями.
Вот отличный пример визуального конспекта
Что касается иностранного языка, такой способ работы с текстом пригодится всем, кто использует пересказ и реферирование статей для занятий языком.
Письмо
Написание любых развернутых тестов лучше начинать с мозгового штурма и наброска плана. Именно здесь карты – идеальный инструмент.
Вот типичная схема эссе
- Введение
- Основная часть
- аргумент 1
- обоснование 1
- обоснование 2
- аргумент 2
- обоснование 1
- обоснование
Все пункты можно обдумать и изобразить на карте. Перед тем как начать писать эту статью, я все размашисто изобразила на бумаге и этот процесс помог увидеть и добавить новое, чего я не видела раньше. Your browser is not able to display frames. Please visit Ментальные карты для изучения иностранного языка on MindMeister.
Если вы хотите попробовать работу с ментальными картами, а также другими интересными способами не в одиночку, а в группе единомышленников, приглашаю вам принять участие в проекте по запоминанию иностранных слов.
Источник
Mind maps для изучения грамматики
Если вы читаете эту статью, то наверняка уже прочли нашу статью “Как выучить английский без грамматики” и избрали “грамматический путь” изучения английского языка. Но при всём при этом, вас вероятно обескураживает мысль о заучивании этих бесконечных списков правил и понимании каждого элемента грамматики.
Если это так, добро пожаловать в чудесный мир mind mapping (интеллектуальных или ментальных карт) — метода, который может помочь вам более эффективно изучать английский язык. В нашей статье “Mind maps или как учить английский ассоциациями“, в которой мы рассказали о том, как строить и использовать их для изучения слов, вы узнали, что интеллектуальная карта — это диаграмма, которая организует информацию в лучевую структуру вокруг одной центральной темы или идеи. Это инструмент, который поможет вам изучать английский более естественно, так, как работает наш мозг — посредством связей между идеями, словами и концепциями, а не через длинные утомительные несвязанные списки.
Это чрезвычайно мощный инструмент для изучения языков, независимо от вашего уровня. Кроме того, этот метод может сделать ваш процесс изучения языка более простым и интересным, привнося творческий подход и удовольствие в процесс обучения.
Чтобы формировать правильные и связные предложения в режиме реального времени (что необходимо во время живого разговора), вы должны действительно усвоить правила до такой степени, чтобы вы могли извлекать их из вашей памяти, не задумываясь. Как можно быстро выучить и запомнить новые грамматические концепции и конструкции предложений надолго?
Конечно же, используя mind maps — отличный формат, чтобы собрать все грамматические правила в одном месте. Самым большим преимуществом таких грамматических карт для изучения английского языка является четкий обзор и структура, которые они предлагают. Используя grammar mind maps по английскому языку, вы сможете сразу просмотреть все правила, исключения и примеры, относящиеся к определенной теме.
Давайте посмотрим, как это работает, и вы увидите, насколько это упрощает процесс обучения!
Например, вашей основной темой могут быть «irregular verbs» (неправильные глаголы). Из графического представления ниже видно, что ваша основная тема разветвляется на подтемы: «глаголы, которые остаются без изменений, заканчивающиеся на ught, изменяющие гласную», и т. д.
Таким образом, сложные грамматические концепции можно разбить на простые, понятные термины, которые удобно запоминать, особенно с помощью связанных изображений. Этот подход подойдет для изучения любых грамматических времен, особенно сложных, таких как Past Simple, Past Continuous, Past Perfect и Present Perfect, а также the passive voice.
А на десерт, воспользуйтесь советами, которые мы подготовили для вас ниже.
- Подключайте творческое образное и ассоциативное мышление. Это помогает нашему мозгу с различных сторон подходить к изучению, следовательно, запоминать быстрее и надолго.
- Раскрашивайте ветви и рисуйте побольше ярких, необычных рисунков, которые будут вызывать больше эмоций, что позволить вам быстрее запомнить информацию.
- Побольше работайте с вашими картами — группируйте ветви, обводите их в блоки, соединяйте их, чтобы показать взаимосвязь. Разбивайте информацию на части и объединяйте их в новое целое, отделяя ключевые понятия от лишнего.
- Несмотря на различные удобные онлайн-сервисы, лучше рисовать от руки, так как это стимулирует мышление.
Тем не менее, если вы хотите рисовать онлайн рекомендуем вам сайт https://www.mindmeister.com/ для создания карт. У него отличный и интуитивно понятный дизайн, поэтому ним очень просто научиться пользоваться. Вы можете добавлять файлы, прикреплять ссылки и заметки к любой области карты, а также ссылки на ветви на своей карте, соединяя их с другими связанными интеллект-картами, которые вы создали.
Кроме того, на сайте есть различные инструменты для выделения конкретных тем и уровней важности. Множество шаблонов на выбор, которые подходят для самых разных сфер, отраслей и проектов.
Ниже приведено несколько советов по построению mindmaps на https://www.mindmeister.com
1. Прячьте элементы карты
Исследования показали, что практическое тестирование — один из самых эффективных методов обучения. Хороший способ проверить себя — спрятать отдельные элементы карты и посмотреть, сможете ли вы вспомнить их.
Для этого просто выберите тему на карте и нажмите клавишу пробел. Это скроет все подтемы этой темы. Чтобы просмотреть подтемы и убедиться, правильно ли вы их запомнили, просто нажмите пробел еще раз.
2. Создавайте карточки.
Вы можете легко превратить свои интеллектуальные карты в карточки и распечатать их в удобном для вас формате. Для этого откройте режим презентации MindMeister и создайте слайды, удерживая клавишу CTRL (или CMD, если вы работаете на макбуке) и перетаскивая курсор по отдельным темам на карте.
Нажмите «Экспорт» и выберите «Архив файлов изображений». В результате будет создана Zip-папка со всеми слайдами в формате PNG, которую затем можно легко распечатать.
3. Распечатайте карты.
Если вы используете программное обеспечение для составления интеллект-карт, неплохо было бы дополнительно распечатать свои карты и повесить их на стену где-нибудь в своей квартире, где вы проводите много времени. Дверь в ванную — хорошее место, как стена рядом с кроватью или место слева от экрана компьютера. Каждый раз, когда вы видите карту, даже если вы только случайно смотрите на нее, изображение чуть глубже врезается в вашу память.
Вы нашли информацию о технике mind mapping для изучения английского языка полезной? Если это так, я надеюсь, что вы примените её, чтобы сделать свое путешествие по изучению английского более увлекательным и эффективным.
А если вам требуется помощь, то запишитесь на бесплатный пробный урок
Источник
Ментальные карты по английскому языку своими руками
Что такое паттерны?
Паттерны – рабочий инструмент для отработки грамматических структур, особенно несовпадающих с эквивалентами в русском языке.
Обычно они написаны на одном листе А4 и состоят из трех колонок.
Первая колонка – фраза на русском языке. Вторая – перевод этой фразы на английский. Третья – необходимый и полезный для студента комментарий возможных ошибок, допускаемых часто при переводе.
Эта техника чаще всего используются при самостоятельной подготовке студентов. Она заточена под индивидуальные тренировки. Поскольку человек становится тренером сам для себя.
Давайте ознакомимся с правилами использования паттернов студентами.
2-я и 3-я колонки закрываются чем угодно: карточками, листом бумаги или открыткой.
Сначала первое предложение переводится с русского на английский, после чего открывается вторая колонка и заданный перевод сравнивается с правильным образцом. Если ошибок нет, можно выполнять следующее предложение. В случае, когда появляется ошибка, предложение помечается галочкой и читается комментарий – почему нужно перевести именно так. Когда задание выполнено до конца, нужно второй раз пройтись по всем предложениям с галочками, где вы сначала допустили ошибки и перевести их заново (работает так называемый принцип воронки).
Правила составления паттернов для педагогов:
Первые 20 предложений всегда обязаны быть понятными, то есть содержать предельно примитивную лексику на какую-либо заданную грамматическую структуру. Эти предложения используются для «разогрева»и «разгона».
Далее следующие предложения должны быть однотипными по 20-30(в зависимости от сложности отрабатываемой грамматической структуры) – утвердительные, отрицательные, общие вопросы, специальные вопросы, и содержать актуальную лексику (всего в общей сложности – около 80 предложений).
Последняя группа предложений должна содержать определенную лексику повышенной сложности и отмечаться «звездочкой»(**).
Дополнительная группа содержит смешанные по типу предложения(+,-,два вида ??), которые чередуются в свободном порядке.
Одна грамматическая тема отрабатывается на лексике, которую студенты уже выучили с целью повторения. Каждая лексическая тема отрабатывается на недавно отработанном грамматическом материале.
Комментарии к паттернам представляют собой цифровой код (от 1 до 6 максимум). Каждой цифрой обозначается некое объяснение возможной ошибки.
Под заданием студентам предоставляется текстовое описание правила с присвоением каждому пункту цифры.
Студенты при отработке паттернов отмечаю для себя, ошибку под каким номером они допускают чаще всего.
Mind maps — ментальные карты, карты памяти, карты ума, интеллект карты, как только их не называют! ментеальные карты_английский
Способов использования тоже много — планирование дня, меню, занятий, конспектирование книг, выступлений, написание статей, мозговой штурм и, конечно же, изучение английского, да и любого другого иностранного языка. Не понимаете о чем это я? Тогда читайте далее.
Что такое ментальные карты?
Ментальные карты (mind maps) — это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Если просто — это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. Второй вариант предпочтительнее, т. к. в этом случае вы еще лучше запоминаете содержание ментальной карты и она становится поистине уникальной.
Как составить ментальную карту?
Вам понадобятся: лист формата А4 или А3 (чем меньше пространственных ограничений, тем лучше), ручка или карандаш, цветные фломастеры/выделители/карандаши и ваша фантазия.
Принципы:
В центре листа, расположенного по горизонтали (альбомный вариант), рисуется ядро — основное понятие/тема/ключевой образ.
Начиная с правого верхнего угла по часовой стрелке от ядра рисуются ветки первого уровня/разделы, на которых пишутся слова, раскрывающие центральную идею.
От веток первого уровня отходят ветки второго уровня, своего рода разукрупнения, уточнения.
Слова по возможности пишутся печатными буквами.
Записываются только ключевые слова (не предложения).
Разные уровни или ветки выделяются цветами. Везде, где возможно, добавляются рисунки, пиктограммы, символы, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
Любители современных технологий с легкостью найдут множество онлайн-сервисов для разработки интеллект карт, специальные программы (могу посоветовать Xmind) и мобильные приложения под различные платформы.
Кроме того, в интернете существуют сайты с готовыми интеллект картами, например BiggerPlate.
Использование mind maps при изучении иностранного языка
запоминание новых слов
Можно составлять ментальные карты по темам. Например, взять тему food и разделить на категории «вкусы», «способы приготовления», «виды» и т. п. или сгруппировать неправильные глаголы по типу изменения основы. Можно рисовать карты и для одного слова, если оно относится к разным частям речи или имеет множество значений, как фразовые глаголы.
изучение грамматики
Ментальные карты удобно использовать при изучении грамматических правил и структур, выделяя в отдельные разделы исключения, примеры и т. д.
Это два основных способа применения интеллект карт в изучении английского. В принципе, освоив технику составления mind maps, можно найти еще много сфер их использования: подготовка к экзаменам, конспектирование лекций, выявление слабых мест в изучаемом языке, составление плана занятий, написание сочинений…
Преимущества ментальных карт
удобны в использовании
показывают связи между явлениями, логику мышления
способствуют лучшему запоминанию информации
собирают воедино большое количество данных
развивают креативность, мышление
По-моему, более, чем достаточно, чтобы начать использовать метод ментальных карт (mindmapping) для изучения английского и поддержания своего языкового уровня!
Что такое mind map (интеллектуальная, умственная, ментальная карта, ассоциограмма) карта? Это конспект, только не скучный и нудный текст с сокращениями, а конспект «стихийный» и яркий, нарисованный. Умственная карта – это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в буквальном смысле карта ума, при составлении которой задействованы:
— непосредственная память,
— ассоциативное мышление,
— творческое мышление.
Умственная карта позволяет открыть путь для творческих и инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности, поэтому дает детскому мозгу возможность выразить в ПРОСТОЙ и в то же время СЛОЖНОЙ форме свою индивидуальность.
Умственная карта позволяет максимально широко охватить и сформулировать любое явление. Как дорожная карта, карта умственная помогает
• охватить взглядом множество предметов и явлений,
• позволяет наметить или выбрать маршрут, подсказать, куда вы двигаетесь,
• содержит большое количество данных,
• помогает решать проблемы, подсказывает новые пути для творчества,
• радует глаз,
• привлекает к себе глаза и мозг ребенка.
Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен – психолог, специалист в области самосовершенствования — развития памяти, мышления и т.д.
Интеллектуальные карты могут использоваться для:
1. запоминания
2. упорядочивания и систематизации информации
3. планирования деятельности
4. подготовки к выступлениям
5. поиска решений в сложной ситуации
6. рассмотрению различных вариантов решения задач.
За время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития. Поэтому у самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт.
Классические интеллект-карты создаются таким образом:
1.Горизонтально располагаем чистый лист бумаги (лучше А4). Используем разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши. Пользоваться ластиком не рекомендуется. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. Тони Бьюзен советует не менее трех.
2.В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать тему, с которого и начинается работа, как на карте, так и в мыслях. Не обязательно уметь рисовать. Можно представить мысль схематично, использовать вырезки из старых журналов, чужие рисунки. Главное проявить фантазию. Тщательно прорисовываем существенные детали. ВООБРАЖЕНИЕ поможет создать рисунки, а мы знаем, что в одном рисунке можно выразить тысячи слов, сэкономив таким образом время и силы, которые потребовались бы, чтобы записать эти слова. Более того, рисунки и запоминаются лучше, чем слова. Рисунки могут быть красочными или схематичными, раскрашенными или черно-белыми. Все зависит от создателя интеллект-карты.
4.От центрального образа отводим ветви, на которых пишем самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) делаем их потолще. Пишем печатными буквами.
5.От толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Расположите ассоциации к ключевым словам. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько идей возникает. Чем больше разветвлений, тем меньше шрифт! Таким образом получается «осьминожек» или «дерево».
Для более продвинутых в компьютерных технологиях учеников можно порекомендовать создание интеллект-карт с помощью программ Mind Manager Pro 6, Concept Draw Mind Map Pro 4.5, Edraw Mind map. Это отличные программы с множеством символов и рисунков.
Интеллект-карты можно видоизменять и адаптировать в зависимости от целей и задач, поставленных перед учениками.
Нарисованная и раскрашенная от руки карта, кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует лучшему запоминанию, что очень важно для работы с новой лексикой. Пересказать текст удобнее по карте, которая является опорой и наглядно логикой для пересказа.
Работу по изготовлению карт можно и
Источник